Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 02.03.2007 № 44ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 марта 2007 г. N 44 г.Владикавказ О проекте закона Республики Северная Осетия-Алания "Об охране окружающей природной среды" Рассмотрев проект закона Республики Северная Осетия-Алания "Об охране окружающей природной среды", в соответствии со статьей 76 Конституции Республики Северная Осетия-Алания и статьей 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет: 1. Одобрить представленный Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания проект закона Республики Северная Осетия-Алания "Об охране окружающей природной среды". 2. Направить на рассмотрение Парламента Республики Северная Осетия-Алания проект закона Республики Северная Осетия-Алания "Об охране окружающей природной среды". 3. Назначить Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания Мильдзихова Т.З. официальным представителем Правительства Республики Северная Осетия-Алания при рассмотрении в Парламенте Республики Северная Осетия-Алания проекта закона "Об охране окружающей природной среды. Председатель Правительства Республики Северная Осетия-Алания Н.Хлынцов Вносится Правительством Республики Северная Осетия-Алания Проект ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Северная Осетия-Алания, Федеральным законом "Об охране окружающей среды", другими законодательными актами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей среды регулирует право каждого на благоприятную окружающую среду, определяет обязанности граждан в области сохранения окружающей природной среды, бережного отношения к природным богатствам. В настоящем Законе устанавливаются основы республиканской государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую природную среду. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие основные понятия окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение; антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов; естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией; природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками; природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях; охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность); качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью; благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность; использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности; природопользователь - юридическое или физическое лицо, осуществляющее в соответствии с требованиями законодательства хозяйственную или иную деятельность, для ведения которой используются природные ресурсы; государственный контроль за охраной и использованием природных ресурсов - управление, использование, воспроизводство и охрана отдельных природных ресурсов (недр, земли, водоемов, растительного и животного мира и других); лицензия на природопользование - документ, удостоверяющий право его владельца на пользование определенным видом природных ресурсов и на определенное воздействие на окружающую природную среду, в соответствии с указанной целью, в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий, в том числе экологических; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду; нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды; технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции; нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем; нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды; лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы) - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды; оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления; мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с их компетенцией; контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды; требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды; экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности; наилучшая существующая технология - технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов; вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; обращение с отходами - все виды деятельности, связанные с образованием, сбором, складированием, хранением, переработкой, транспортировкой и захоронением отходов; экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера; экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий; объект экологической сертификации - предприятия, производства, технологические процессы, отходы производства и потребления, горюче-смазочные материалы, автотранспорт, реализуемая продукция и услуги; экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы; экологический паспорт - технический документ предприятия, отражающий уровень воздействия на окружающую среду; специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей природной среды - орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление и координацию в сфере охраны окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, государственный экологический контроль, проводящий государственную экологическую экспертизу в целях оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды на территории Республики Северная Осетия-Алания. Статья 2. Законодательство Республики Северная Осетия-Алания об охране окружающей природной среды Законодательство Республики Северная Осетия-Алания об охране окружающей природной среды основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, Конституции Республики Северная Осетия-Алания и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания. Статья 3. Основные принципы охраны окружающей природной среды Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда, нанесенного окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которое можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; международное сотрудничество Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей природной среды. Статья 4. Объекты охраны окружающей среды 1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почва; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой и околоземное космическое пространство. 2. В первоочередном порядке подлежат охране естественные экологические системы, ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. 3. Особой охране подлежат объекты, включенные в список всемирного культурного наследия и список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а также редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания. Глава II. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды К полномочиям органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Республики Северная Осетия-Алания; участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Республики Северная Осетия-Алания; принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды; участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Республики Северная Осетия-Алания; осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Республики Северная Осетия-Алания, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Республики Северная Осетия-Алания); установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне; право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Республики Северная Осетия-Алания; обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется органом государственной власти Республики Северная Осетия-Алания; контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; ведение Красной книги Республики Северная Осетия-Алания; право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий; участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Республики Северная Осетия-Алания; право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории. Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды 1. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. 2. К вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенного характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. 3. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Статья 7. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей среды Разграничение полномочий в области охраны окружающей природной среды осуществляется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Статья 8. Управление в области охраны окружающей среды, осуществляемое органами местного самоуправления Управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами , законами и иными нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Статья 9. Компетенция специально уполномоченного государственного органа Республики Северная Осетия-Алания по охране окружающей природной среды. 1. Специально уполномоченный государственный орган Республики Северная Осетия-Алания по охране окружающей природной среды: реализует государственную политику в области охраны окружающей природной среды; обеспечивает реализацию экономического механизма охраны окружающей природной среды; формирует и использует государственные республиканские природоохранные информационные ресурсы Республики Северная Осетия-Алания; проводит единую научно - техническую политику по вопросам охраны окружающей природной среды; готовит предложения по совершенствованию природоохранного законодательства Республики Северная Осетия-Алания в сфере своей компетенции; разрабатывает республиканские экологические программы; готовит и распространяет ежегодный государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране; осуществляет государственный экологический контроль за соблюдением экологических требований и условий при использовании и охране земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного мира (в том числе рыб) на территории Республики Северная Осетия-Алания; осуществляет государственный контроль за порядком соблюдения экологических требований при использовании водных объектов для массового отдыха, купания, туризма и спорта, а также плавания на маломерных судах; осуществляет государственный экологический контроль за соблюдением экологических норм и правил при добыче и переработке нефти, ввозе, вывозе, транзитном провозе, хранении, реализации, использовании, за качеством нефти и нефтепродуктов; осуществляет государственный экологический контроль за соблюдением государственных стандартов токсичности и дымности отработавших газов двигателей автомобильных, железнодорожных, воздушных и других транспортных средств; ведет кадастр особо охраняемых природных территорий и объектов; осуществляет ведение Красной книги Республики Северная Осетия-Алания, контроль за природно-заповедным фондом и организацией природно-заповедного дела; проводит государственную экологическую экспертизу; получает беспрепятственно и бесплатно от всех юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Северная Осетия-Алания, информацию, необходимую для осуществления природоохранных функций в установленном порядке; организует, координирует и контролирует функционирование государственной системы экологического мониторинга в Республике Северная Осетия-Алания; разрабатывает, согласовывает или утверждает в пределах своей компетенции нормативы и правила по охране окружающей природной среды от загрязнения и иных вредных воздействий, принимает участие в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов; участвует в нормировании качества окружающей природной среды; определяет для природопользователей необходимость разработки и ведения экологического паспорта; осуществляет лицензионную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания; выдает разрешения на сбор, ввоз, вывоз, транзитный провоз, размещение, захоронение (складирование), переработку промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду; принимает участие в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования и обеспечении населения экологической и природоохранной информацией; принимает участие в международном сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды, изучении, обобщении и распространении международного опыта, обеспечении обязательств Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с международными соглашениями в области охраны и использования окружающей природной среды; составляет акты и протоколы, рассматривает дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и выносит постановления об административной ответственности; предъявляет в суд иски о возмещении ущерба, причиняемого в результате нарушения природоохранного законодательства; ограничивает или приостанавливает в соответствии с федеральным законодательством деятельность предприятий и иных объектов, если их деятельность осуществляется с нарушением природоохранного законодательства, экологических норм и правил, лицензий и разрешений на использование природных ресурсов и проведение других работ, с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, образования и накопления отходов; создает и ликвидирует в установленном законом порядке подведомственные предприятия и организации природоохранного назначения; выполняет иные природоохранные функции по поручению Правительства Республики Северная Осетия-Алания, если они не противоречат настоящему Закону и действующему законодательству. 2. Решения специально уполномоченного государственного органа охраны окружающей природной среды в пределах его компетенции обязательны для всех органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и могут быть обжалованы в судебном порядке. Статья 10. Специально уполномоченные государственные органы Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей природной среды 1. Специально уполномоченные государственные органы Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей среды и природных ресурсов (недр, водных и земельных ресурсов, лесов, охотничьих ресурсов и других) определяются Правительством Республики Северная Осетия-Алания. 2. Специально уполномоченные государственные органы Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей среды и природных ресурсов выполняют свои функции в соответствии с полномочиями, возложенными на них органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания. Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ОБЩЕСТВЕННЫХ И ИНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей природной среды 1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую природную среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. 2. Граждане имеют право: создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления, организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания акциях; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления и организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; осуществлять другие предусмотренные законодательством права. 3. Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства. Статья 12. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды 1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельности в области охраны окружающей среды, имеют право: разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности; оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления, организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан; участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления и организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу; рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы; подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; осуществлять другие предусмотренные законодательством права. 2. Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей природной среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду 1.Органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. 2. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдумов. 3.Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания привлекаются к ответственности в установленном порядке. Глава IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Статья 14. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; разработка целевых программ Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей среды; разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения вреда окружающей среде; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей природной среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды. Статья 15. Учет природных ресурсов и их экологической значимости 1. Учет природных ресурсов ведут специально уполномоченные государственные органы Республики Северная Осетия-Алания в области охраны и использования природных ресурсов совместно с органами государственной статистики. 2. Специально уполномоченный орган Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей природной среды в пределах своей компетенции определяет экологическую значимость природных ресурсов и участвует в ведении кадастров природных ресурсов специально уполномоченными государственными органами Республики Северная Осетия-Алания в области охраны и использования природных ресурсов. Статья 16. Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных, экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды 1. Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется посредством программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственных экологических программ, с учетом природоресурсного потенциала республики. 2. Природопользователи ежегодно разрабатывают и согласовывают со специально уполномоченным государственным органом охраны окружающей природной среды Республики Северная Осетия-Алания и со специально уполномоченными государственными органами по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания мероприятия по охране окружающей природной среды. 3. Финансирование природоохранных и экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды производится за счет: федерального бюджета, бюджета Республики Северная Осетия-Алания и местных бюджетов; фонда экологического страхования; кредитов банков; собственных средств предприятий, учреждений и организаций; общественных экологических фондов; добровольных взносов физических и юридических лиц, а также других источников, не запрещенных действующим законодательством. 4. Порядок финансирования, разработки и реализации целевых программ определяется законодательством Республики Северная Осетия-Алания. Статья 17. Лицензия (разрешение) на право пользования отдельными видами природных ресурсов 1. Лицензия (разрешение) на право пользования отдельными видами природных ресурсов представляет собой документ, наделяющий юридических и физических лиц правом на осуществление отдельного вида природопользования. Подлежащие лицензированию виды пользования природными ресурсами устанавливаются действующим законодательством. Осуществление установленных видов природопользования без лицензии (разрешения) запрещается. 2. Лицензия (разрешение) на право пользования отдельными видами природных ресурсов оформляется и выдается природопользователю соответствующими специально уполномоченными государственными органами Республики Северная Осетия-Алания в области охраны и использования природных ресурсов в пределах их компетенции в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством. 3. Конкретные экологические требования и условия при выдаче лицензии (разрешения) на право пользования отдельными видами природных ресурсов определяются на основе проведения оценки воздействия на окружающую природную среду и (или) государственной экологической экспертизой в порядке, предусмотренном действующим законодательством. 4. Государственный контроль за соблюдением природопользователями экологических требований и условий, содержащихся в лицензии (разрешении) на право пользования природными ресурсами, осуществляют специально уполномоченные государственные органы Республики Северная Осетия-Алания в области охраны и использования природных ресурсов и специально уполномоченный государственный орган Республики Северная Осетия-Алания по охране окружающей природной среды в пределах своей компетенции. Статья 18. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды 1.Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. 2. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами. Статья 19. Экологическая сертификация 1. Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности. 2. Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной. 3. Обязательная экологическая сертификация осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Статья 20. Лимиты на загрязнение окружающей природной среды 1. Лимиты на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, а также на ввоз, вывоз и размещение отходов производства и потребления устанавливаются специально уполномоченным государственным органом Республики Северная Осетия-Алания по охране окружающей природной среды. Лимиты на загрязнение окружающей природной среды устанавливаются исходя из необходимости достижения нормативных объемов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в республике. 2. Срок достижения нормативных объемов предельно допустимых выбросов и сбросов, нормативных объемов размещения отходов по годам устанавливается в соответствии с утвержденными показателями государственных, федеральных и региональных экологических программ. Статья 21. Плата за негативное воздействие на окружающую среду 1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. 2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение почв и недр; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. 3.Исчисление и взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 4. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъекты хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде. Статья 22. Общественные экологические фонды Для достижения целей охраны окружающей среды могут создаваться общественные экологические фонды. Общественные экологические фонды образуются за счет добровольных взносов и пожертвований физических и юридических лиц и других источников. Указанные фонды создаются гражданами и общественными объединениями Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с законодательством. Средства названных фондов расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды. Порядок образования и расходования средств указанных фондов определяется гражданами и общественными объединениями, учредившими данные фонды. Статья 23. Экологическое страхование 1. Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. 2. В Республике Северная Осетия-Алания может осуществляться обязательное экологическое страхование. 3. Экологическое страхование в Республике Северная Осетия-Алания осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 24. Экологическое аудирование 1. Экологическое аудирование представляет собой независимую, систематическую, документированную, периодическую, объективную и обязательную проверку текущей деятельности предприятия, учреждения, организации, систем управления процессами и оборудованием, предназначенную для предотвращения вредного воздействия на окружающую природную среду. 2. Экологическое аудирование проводится за счет средств заказчика. 3. Нормативно-методическое обеспечение экологического аудирования осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей природной среды. Глава V. НОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Статья 25. Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды Республики Северная Осетия-Алания; разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды. 2. Порядок стимулирования охраны окружающей среды устанавливается Правительством Республики Северная Осетия-Алания по предложению специально уполномоченного государственного органа Республики Северная Осетия-Алания по охране окружающей природной среды. 3. Законодательством Республики Северная Осетия-Алания могут быть установлены другие виды экономического стимулирования охраны окружающей природной среды. Статья 26. Основные требования к нормированию качества окружающей природной среды 1. Нормы качества окружающей природной среды представляют собой научно обоснованные количественные границы свойств и характеристики ее компонентов, которые комплексно характеризуют благоприятное состояние окружающей природной среды. Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью обеспечения экологической безопасности населения, сохранения генетического фонда, устойчивого развития хозяйственной деятельности. 2. Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 3. При нарушении установленных нормативов предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую природную среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию специально уполномоченного государственного органа Республики Северная Осетия-Алания по охране окружающей природной среды. Статья 27. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (в том числе радиоактивных), загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды, нормирования допустимых воздействий на нее в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда и охраны природных ресурсов. Статья 28. Нормативы допустимого воздействия на окружающую природную среду 1. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания в целях охраны окружающей среды. 2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. 3. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством. Статья 29. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов 1. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. 2. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных со специально уполномоченным органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания по охране окружающей среды. Статья 30. Нормативы предельно допустимого уровня шума, вибрации, электромагнитных полей и иных вредных физических воздействий Нормативы предельно допустимого уровня шума, вибрации, электромагнитных полей и иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану почв, воды, атмосферного воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного (в том числе рыб) мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду. Статья 31. Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия на окружающую природную среду устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генофонда человека, растительного (в том числе лесов) и животного (в том числе рыб) мира. Статья 32. Нормативы предельно допустимого применения химикатов в сельском и лесном хозяйствах Нормативы предельно допустимого применения удобрений, мелиорантов, средств защиты растений, регуляторов роста, дезинфицирующих веществ и других химикатов, разрешенных к использованию на территории Республики Северная Осетия-Алания, устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение максимально допустимого уровня содержания остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, почвах и водоемах, охрану здоровья, сохранение генофонда человека, растительного (в том числе лесов) и животного (в том числе рыб) мира. Статья 33. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды 1. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды - нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации. 2. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды. Статья 34. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Статья 35. Нормативы санитарных, защитных, охранных и санитарно-защитных зон Нормативы санитарных, защитных, охранных и санитарно- защитных зон устанавливаются для охраны водных объектов, источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов, особо охраняемых природных и других территорий, объектов от загрязнения и вредных воздействий. Статья 36. Нормативы допустимого содержания микроорганизмов в окружающей природной среде Нормативы допустимого содержания микроорганизмов в окружающей природной среде устанавливаются в соответствии с существующими санитарно-гигиеническими, эпидемиологическими и другими требованиями, ограничивающими качественное и количественное их содержание, обеспечивающими сохранение естественного природного микробиологического фона. Статья 37. Нормативы предельно допустимого химического, бактериального, радиоактивного загрязнения и степени деградации почв и земель Нормативы предельно допустимого химического, бактериального, радиоактивного загрязнения и степени деградации почв и земель устанавливаются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в интересах охраны здоровья человека, окружающей природной среды и для оценки состояния почв и земель. Статья 38. Иные нормативы в области охраны окружающей среды В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания могут устанавливаться иные нормативы в области охраны окружающей среды. Статья 39. Экологический паспорт 1. Предприятия, учреждения, организации, чья хозяйственная деятельность оказывает прямое или косвенное влияние на окружающую природную среду, обязаны иметь экологический паспорт. 2. Необходимость разработки экологического паспорта определяется специально уполномоченным государственным органом Республики Северная Осетия-Алания по охране окружающей природной среды. Глава VI. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Статья 40. Экологическая экспертиза 1. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды. 2. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе. Глава VII. ПРИРОДООХРАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ, ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ, ВВОДЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ, КАРЬЕРОВ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ВЕЩЕСТВ Статья 41. Общие природоохранные требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений, карьеров и иных объектов Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация предприятий, сооружений, карьеров и иных объектов хозяйственной деятельности, оказывающих прямое или косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, осуществляются в соответствии с требованиями основных принципов охраны окружающей природной среды и с учетом нормативов качества окружающей природной среды. Статья 42. Природоохранные требования при размещении предприятий, сооружений и иных объектов 1. Размещение предприятий, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с требованиями основных принципов охраны окружающей природной среды, а также на основании проведения всесторонних исследований экономических, социальных и иных последствий деятельности указанных объектов на территории их предполагаемого размещения. 2. Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов производится в соответствии с законодательством при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. В случаях, когда размещение объектов напрямую затрагивает жизненно важные интересы населения, решение принимается с учетом результатов референдума, проводимого среди жителей соответствующих территорий. Статья 43. Природоохранные требования к проектированию предприятий, сооружений, карьеров и иных объектов 1. При проектировании (в том числе технико-экономическом обосновании) предприятий, сооружений, карьеров и иных объектов должны учитываться нормативы предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду, предусматриваться надежные и эффективные средства предупреждения и устранения загрязнения окружающей природной среды вредными отходами, а также способы их утилизации, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные технологии производства, способствующие рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды. На всех стадиях проектирования должна проводиться оценка воздействия проектируемого объекта на окружающую природную среду. 2. Проекты, по которым не имеются положительные заключения государственной экологической экспертизы, утверждению не подлежат и работы по их реализации не финансируются. Статья 44. Природоохранные требования к строительству и реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов 1. Строительство и реконструкция предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. 2. Запрещается строительство и реконструкция объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре, а также изменение утвержденного проекта или стоимости проектных работ в ущерб требованиям экологической безопасности. 3. При выполнении строительных работ принимаются меры по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель и других ресурсов, благоустройству территории и оздоровлению окружающей природной среды. Статья 45. Природоохранные требования при вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, карьеров и иных объектов 1. Ввод в эксплуатацию предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды. 2. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных техникой и технологиями по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей природной среды, а также без завершения запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды. 3. Руководители и члены комиссий по приемке объектов несут персональную ответственность за нарушение порядка их приемки в соответствии с действующим законодательством. 4. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию предприятий, сооружений, карьеров и иных объектов, обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, в том числе зеленых насаждений, пастбищ, сенокосов, животного мира (в том числе рыб) от вредного воздействия стихийных сил природы, технологических процессов, в том числе фактора беспокойства, загрязнения и пыления, ухудшающих состояние окружающей природной среды и причиняющих вред здоровью человека. 5. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, обязаны строго соблюдать порядок природопользования и установленные нормативы качества окружающей природной среды. Статья 46. Природоохранные требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию энергетических объектов 1. При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики должны учитываться реальные потребности в электроэнергии данного региона, рельеф местности для размещения объекта, предусматриваться меры по максимальному сохранению земель и лесов, населенных пунктов, памятников природы, истории и культуры, эффективной охране рыбных запасов, своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилища и иные необходимые меры по недопущению отрицательных изменений в окружающей природной среде. 2. При проектировании и строительстве тепловых электростанций предусматривается их оснащение высокоэффективными фильтрационными и иными средствами очистки вредных отходов, сбросов и выбросов, использование экологически безопасных видов топлива. Статья 47. Природоохранные требования при размещении, проектировании, реконструкции и вводе в эксплуатацию военных и оборонных объектов 1. Требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды. 2. Перечень чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники, определяется законодательством Российской Федерации. Статья 48. Природоохранные требования при осуществлении сельскохозяйственной деятельности 1. При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. 2. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. 3. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха. Статья 49. Природоохранные требования при использовании земельных ресурсов При хозяйственном использовании земельных ресурсов на территории Республики Северная Осетия-Алания юридические и физические лица обязаны выполнять комплекс мер по их охране и рациональному использованию, в том числе не допускать деградации почв на неиспользуемых площадях, внепроектного увеличения твердых покрытий, образования грунтовых дорог и сокращения площадей озеленения. Статья 50. Природоохранные требования при планировании, проектировании, выполнении мелиоративных работ Юридические и физические лица обязаны при планировании, проектировании, выполнении мелиоративных работ и эксплуатации оросительных систем принимать все необходимые меры по соблюдению водного баланса, рациональному использованию земель, охране населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, лесов и иной растительности, в том числе пастбищ и сенокосов, от затопления, подтопления и по предупреждению других вредных последствий для окружающей природной среды. Проведение мелиоративных работ осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О мелиорации земель", в том числе агролесомелиоративные работы проводятся в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания. Статья 51. Природоохранные требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных пунктов 1. Проектирование, строительство, реконструкция городов и других населенных пунктов должны соответствовать требованиям действующего законодательства и настоящего Закона, обеспечивать благоприятные экологические условия для жизни, труда и отдыха населения. Объекты хозяйственной деятельности и транспорта должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное влияние вредных факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения. 2. При планировании и застройке городов и других населенных пунктов должны предусматриваться меры по санитарной очистке, обезвреживанию, утилизации, складированию, экологически безопасному удалению, переработке или захоронению отходов производства и потребления. 3. В целях охраны окружающей природной среды вокруг городов и промышленных центров, а также экологически вредных объектов создаются лесопарковые, зеленые, защитные зоны, изъятые из интенсивного хозяйственного использования. Статья 52. Природоохранные требования при использовании радиоактивных материалов 1. Юридические и физические лица обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, использования, утилизации, удаления и захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений, ядерных материалов), не допускать превышения установленных предельно допустимых норм радиации, а в случаях их превышения - немедленно информировать органы, осуществляющие надзор за обеспечением радиационной безопасности, о повышенных уровнях радиации, опасных для здоровья человека и окружающей природной среды, принимать меры к ликвидации очагов заражения. 2. Ввоз в Республику Северная Осетия-Алания радиоактивных отходов и материалов в целях хранения или захоронения, затопления и размещения запрещается, кроме случаев, установленных федеральным законодательством. Статья 53. Природоохранные требования при использовании химических веществ 1. Юридические и физические лица обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, реализации и применения химических веществ, используемых в сельском и лесном хозяйстве, промышленности и в других отраслях народного хозяйства, выполнять установленные нормативы их использования и принимать меры к предупреждению вредных последствий их применения для здоровья человека, окружающей природной среды. 2. Список химических препаратов, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, и максимально допустимые уровни содержания остаточных количеств химических веществ в продуктах питания утверждаются органами исполнительной власти Российской Федерации. Государственный орган санитарно-эпидемиологического надзора совместно со специально уполномоченным государственным органом Республики Северная Осетия-Алания в области сельского хозяйства осуществляют контроль за использованием разрешенных к применению на территории Республики Северная Осетия-Алания химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками, регуляторов роста, мелиорантов, дезинфицирующих веществ в сельском и лесном хозяйстве. 4. Применение новых химических веществ и биопрепаратов, способных оказать прямое или косвенное влияние на здоровье человека и окружающую среду, допускается только с разрешения государственных органов санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации. Запрещается в промышленности и других отраслях экономики применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду и воздействующих на организм человека и окружающую среду. Статья 54. Природоохранные требования к размещению отходов производства и потребления 1. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов вне специально отведенных мест хранения и захоронения, на необорудованных площадках, на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Республику Северная Осетия-Алания в целях их захоронения и обезвреживания, кроме случаев, установленных федеральным законодательством. 3. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Статья 55. Природоохранные требования при использовании водных объектов для массового отдыха 1. Юридические и физические лица, использующие водные объекты для массового отдыха людей, купания, туризма, спорта, плавания на маломерных судах, обязаны выполнять комплекс мер по охране водных объектов, почв, лесов и иной растительности, животного мира, в том числе рыбных запасов, от вредного воздействия. 2. Проектирование, размещение, ввод в эксплуатацию пляжей, стоянок для маломерных судов, пирсов и причалов и других объектов массового отдыха людей на водоемах осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания. Статья 56. Природоохранные требования при обращении с нефтью и нефтепродуктами 1. Юридические и физические лица, осуществляющие проектирование, разведку месторождений, размещение, строительство и эксплуатацию объектов добычи, переработки, складирования нефти и нефтепродуктов, сливо-наливных устройств автозаправочных станций, обязаны обеспечить комплекс природоохранных мероприятий, согласованных со специально уполномоченным государственным органом Республики Северная Осетия-Алания по охране окружающей природной среды. 2. Запрещается ввоз, реализация и использование на территории Республики Северная Осетия-Алания нефтепродуктов, не соответствующих физико-химическим и эксплуатационным показателям, нормам и требованиям действующих технических условий и государственных стандартов. Статья 57. Природоохранные требования при эксплуатации автотранспортных средств 1. Юридические и физические лица обязаны обеспечивать соблюдение государственных стандартов токсичности и дымности отработавших газов двигателей автотранспортных средств. 2. Эксплуатация автотранспортных средств, не отвечающих природоохранным требованиям, запрещается. 3. Автотранспорт, не соответствующий природоохранным требованиям, не подлежит государственной регистрации и проведению технического осмотра. Статья 58. Охрана окружающей природной среды от вредного биологического воздействия 1. Запрещаются производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и законодательством Российской Федерации. 2. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации опасных производственных объектов, применении технологий, связанных с негативным воздействием микроорганизмов на окружающую среду, должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, природоохранные нормативы, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов, государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды. 3. Юридические и физические лица, осуществляющие деятельность, связанную с возможностью негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду, обязаны обеспечивать экологически безопасное производство, транспортировку, использование, хранение, размещение и обезвреживание микроорганизмов, разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду. Статья 59. Охрана озонового слоя Земли 1. Охрана окружающей природной среды от экологически опасных изменений озонового слоя Земли обеспечивается: организацией наблюдения, учета и контроля изменения состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов; установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя; регулированием производства, ввоза и использования химических веществ, разрушающих озоновый слой; применением мер ответственности за нарушение указанных требований. 2. Список химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на состояние озонового слоя Земли, утверждается специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и сообщается всем государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям. 3. Контроль за соблюдением указанных требований на территории Республики Северная Осетия-Алания осуществляется специально уполномоченным государственным органом Республики Северная Осетия-Алания по охране окружающей природной среды. Статья 60. Разработка и реализация проектов, существенно влияющих на окружающую природную среду Запрещается разработка и реализация народнохозяйственных проектов, связанных с нарушением или разрушением высокопродуктивных естественных экологических систем и природного равновесия, неблагоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли, уничтожением генетических фондов растений и других необратимых последствий для здоровья человека, окружающей природной среды. Глава VIII. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ Статья 61. Зона чрезвычайной экологической ситуации 1. Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия. 2. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания. Глава IX. ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНЫЙ ФОНД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ Статья 62. Природно-заповедный фонд Республики Северная Осетия-Алания 1. Государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные особо охраняемые территории, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, занесенные в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Северная Осетия-Алания, образуют природно-заповедный фонд Республики Северная Осетия-Алания, обеспечиваются особой охраной государства в интересах настоящего и будущего поколений людей. 2. Запрещается изъятие земель природно-заповедного фонда Республики Северная Осетия-Алания, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. Статья 63. Управление природно-заповедным фондом Республики Северная Осетия-Алания 1. Государственное управление природно-заповедным фондом и контроль за его состоянием осуществляются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания по охране окружающей природной среды и специально уполномоченными государственными органами в области охраны и использования природных ресурсов Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания в пределах их компетенции и в соответствии с действующим законодательством. 2. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях. Статья 64. Правовой режим природно-заповедного фонда Республики Северная Осетия-Алания Правовой режим природно-заповедного фонда в целом, правовые режимы отдельных категорий природных территорий и объектов растительного (в том числе лесов) и животного (в том числе рыбных запасов) мира устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания. Статья 65. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных 1. Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных учреждается Красная книга Республики Северная Осетия-Алания. 2. Растения и животные, относящиеся к видам, занесенным в Красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений и животных, ухудшающая среду их обитания. 3. Предприятия, учреждения, организации, иные землепользователи, на территории которых имеются растения и животные, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Северная Осетия-Алания, обязаны принимать меры по охране и воспроизводству этих видов растений и животных. 4. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных, ведение Красной книги Республики Северная Осетия-Алания осуществляется в соответствии с порядком, определенным законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания. Статья 66. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений 1. Зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах этих поселений. 2. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. 3. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством. Глава X. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Статья 67. Задачи экологического контроля 1. Экологический контроль осуществляется за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности, соблюдением требований законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей природной среды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 2. Система экологического контроля состоит из государственного, производственного и общественного экологического контроля, а также государственного экологического мониторинга. Статья 68. Государственный экологический контроль 1. Государственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения исполнения законодательства об охране окружающей природной среды, соблюдения экологических требований, выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей природной среды. 2. Должностные лица специально уполномоченного государственного органа Республики Северная Осетия-Алания по охране окружающей природной среды, осуществляющие государственный экологический контроль, имеют право в установленном порядке: посещать предприятия, учреждения, организации, включая воинские части, специальные объекты и службы Министерства обороны Российской Федерации, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, анализами, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей; привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранного законодательства; выдавать предписания по выявленным нарушениям; вносить предложения в суд или арбитражный суд об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятии, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека; проверять и контролировать: работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов предельно допустимой нагрузки на окружающую природную среду и экологических требований природоохранного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды; соблюдение государственных стандартов токсичности и дымности отработавших газов двигателей автомобильных, железнодорожных, воздушных и других транспортных средств; выполнение органами исполнительной власти, природопользователями экологических норм и правил ведения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать воздействие на качество окружающей природной среды, а также деятельности по охране объектов природно-заповедного фонда; выполнение органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания целевых, республиканских и других программ, планов и мероприятий по охране окружающей природной среды, нормализации и улучшению экологической обстановки, в том числе в зонах напряженной, чрезвычайной экологической ситуации, в зонах экологического бедствия; соблюдение природопользователями экологических требований и условий, установленных в лицензиях на природопользование, а также лимитов выбросов, сбросов, образования и размещения отходов, других вредных физических воздействий, влияющих на качество окружающей природной среды; Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|