Расширенный поиск

Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.03.2008 № 1-п

 

                              

                  РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                            г.Владикавказ

                          7 марта 2008 года


По делу о проверке конституционности распоряжения главы муниципального
образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики
Северная Осетия-Алания от 20 ноября 2007 года N 41 в связи с запросом
                       гражданина П.Л.Сакаева


     Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания  в  составе
председательствующего А.М.Цалиева, судей   Т.В.Батаевой, Л.Д.Бокоевой,
О.X.Качмазова, А.В.Севастьянова,
     с участием  представителя  муниципального  образования  Дигорское
городское     поселение       Дигорского  района  Республики  Северная
Осетия-Алания - М.А.Гагулати,
     руководствуясь частями 1 и 3 статьи 101(1) Конституции Республики
Северная Осетия-Алания, частью 1 статьи 3, статьями 56, 68,  69  и  70
Конституционного    закона    Республики    Северная     Осетия-Алания
"О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания",
     рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
распоряжения  главы  муниципального  образования  Дигорское  городское
поселение Дигорского района    Республики    Северная    Осетия-Алания
от  20 ноября 2007 года N 41.
     Поводом к рассмотрению дела согласно статье  21  Конституционного
закона  Республики  Северная  Осетия-Алания  "О Конституционном   Суде
Республики  Северная  Осетия-Алания"  явилось   обращение   гражданина
Сакаева  Петра   Левановича   в   форме   запроса   о   признании   не
соответствующим   Конституции   Республики   Северная    Осетия-Алания
распоряжения  главы  муниципального  образования  Дигорское  городское
поселение  Дигорского  района  Республики  Северная  Осетия-Алания   о
запрете торговли всеми видами пиротехники  во  всех  торговых  точках,
расположенных на территории г.Дигора.
     Основанием   к   рассмотрению   дела    явилась    обнаружившаяся
неопределенность  в  вопросе  о  том,  соответствует  ли   Конституции
Республики Северная Осетия-Алания названное распоряжение.
     Заслушав в заседании сообщение судьи-докладчика А.В.Севастьянова,
объяснения  представителя стороны,  а также выступления приглашенных в
заседание представителей:  от  администрации  местного  самоуправления
Дигорского  района  -  начальника юридического отдела К.Е.Тагаева,  от
Территориального управления Роспотребнадзора  по  Республике  Северная
Осетия-Алания -начальника отдела защиты прав потребителей Н.М.Фидарову
и  заместителя  начальника  организации  и  обеспечения   деятельности
управления  С.М.Гацолаеву,  от  Управления  государственного пожарного
надзора  Главного  управления  МЧС  России  по   Республике   Северная
Осетия-Алания    -    заместителя   начальника   отдела   дознания   и
административной практики С.Г.Чечулина,
     исследовав   представленные   документы   и    иные    материалы,
Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания

                              установил:

     1. Гражданином    П.Л.Сакаевым    оспаривается  конституционность
распоряжения  главы  муниципального  образования  Дигорское  городское
поселение Дигорского района Республики Северная  Осетия-Алания  от  20
ноября 2007 года  N 41,  устанавливающего  запрет  на  торговлю  всеми
видами пиротехники в торговой сети г.Дигора.
     Заявитель считает, что данный нормативный правовой  акт  нарушает
конституционные  права  граждан  на  свободное   использование   своих
способностей и имущества для предпринимательской деятельности, что  не
соответствует положениям, предусмотренным статьями 2,  14  (часть  1),
18, 34 (часть 1), 35 (часть 2), 63 (часть  1)  Конституции  Республики
Северная Осетия-Алания.
     2. Распоряжением   главы   муниципального  образования  Дигорское
городское   поселение   Дигорского    района    Республики    Северная
Осетия-Алания  от 19 декабря 2007 года N 51 "Об изменении распоряжения
главы  муниципального  образования   Дигорское   городское   поселение
Дигорского  района Республики Северная Осетия-Алания N 41 от 22 ноября
2007 года",  опубликованном в газете "Вести Дигории" 25  декабря  2007
года, оспариваемый нормативный правовой акт фактически утратил силу.
     В соответствии с  частью  2  статьи  51  Конституционного  закона
Республики  Северная  Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики
Северная Осетия-Алания" в случае если акт,  конституционность которого
оспаривается,  был  отменен  или  утратил  силу  к началу или в период
рассмотрения   дела   Конституционным   Судом   Республики    Северная
Осетия-Алания,  производство  может  быть  прекращено,  за исключением
случаев,  когда действием этого  акта  были  нарушены  конституционные
права и свободы граждан.
     Как подтверждается   представленными    материалами,    действием
оспариваемого  распоряжения  были  нарушены  конституционные  права  и
свободы граждан.  Следовательно,  производство  по  данному  делу,  по
смыслу  части  2 статьи 51 Конституционного закона Республики Северная
Осетия-Алания   "О   Конституционном    Суде    Республики    Северная
Осетия-Алания", не может быть прекращено.
     Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является
распоряжение  главы  муниципального  образования  Дигорское  городское
поселение Дигорского района Республики Северная  Осетия-Алания  от  20
ноября 2007 года N 41, устанавливающее запрет на торговлю всеми видами
пиротехнических изделий во всех  торговых  точках,  расположенных  на,
территории г.Дигора.
     3. Согласно  Конституции  Российской   Федерации   в   Российской
Федерации гарантируется свобода экономической  деятельности  (часть  1
статьи 8); каждый гражданин имеет  право  на  свободное  использование
своих способностей и  имущества  для  предпринимательской  и  иной  не
запрещенной законом экономической деятельности (часть  1  статьи  34);
каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и
распоряжаться им как единолично, так  и  совместно  с  другими  лицами
(часть 2 статьи 35).
     В  Республике  Северная   Осетия-Алания   свобода   экономической
деятельности   и   предпринимательства   гарантируется   статьей    11
Конституции  Республики  Северная  Осетия-Алания  и  наряду  с  другим
конституционным положением о праве на  свободное  использование  своих
способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической деятельности  (часть  1  статьи  34  Конституции
Республики   Северная   Осетия-Алания)   является   одной   из   основ
конституционного строя.
     Реализуя данные положения, граждане вправе осуществлять указанную
деятельность индивидуально  либо  совместно  с  другими  лицами  путем
участия в различных хозяйствующих субъектах,  самостоятельно  выбирать
экономическую стратегию развития бизнеса, использовать свое  имущество
с учетом изложенных конституционных положений.
     Из этого следует, что органы государственной  власти  и  местного
самоуправления,    должностные    лица    в    рамках     действующего
законодательства    обязаны    соблюдать    права    предпринимателей,
обеспечивать  свободу  предпринимательской   деятельности   и   защиту
законных интересов субъектов предпринимательства.
     4. В соответствии с частью 4  статьи  15  Конституции  Российской
Федерации общепризнанные  принципы  и  нормы  международного  права  и
международные договоры Российской Федерации являются составной  частью
ее правовой системы. Европейская хартия о местном самоуправлении  1985
года предусматривает, что органы местного самоуправления  в  пределах,
установленных  законом,  обладают   полной   свободой   действий   для
реализации  собственной  инициативы  по  любому  вопросу,  который  не
исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении  какого-либо
другого органа (часть 2 статьи 4). Аналогичные положения закреплены  в
Конституции Российской Федерации  (статьи  12,130,132)  и  Конституции
Республики Северная Осетия -Алания  (статьи  8,  108,  ПО).  При  этом
неотъемлемой частью местного самоуправления является решение  вопросов
местного значения, к которым Федеральным законом  от  6  октября  2003
года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного  самоуправления
в Российской  Федерации"  (пункт  9  части  1  статьи  14)  и  Законом
Республики Северная   Осетия-Алания от 25  апреля  2006  года  N 24-РЗ
"О местном самоуправлении  в    Республике    Северная  Осетия-Алания"
(пункт 9  части  1  статьи  13)  отнесено  обеспечение  первичных  мер
пожарной  безопасности  в  границах  населенных   пунктов   поселений.
Организационно-техническое   обеспечение   первичных   мер    пожарной
безопасности  в  границах  населенных  пунктов  поселений,   городских
округов  в  рамках  полномочий  органов  местного  самоуправления   по
обеспечению  первичных  мер  пожарной   безопасности   устанавливается
нормативными  актами  органов  местного  самоуправления   (статья   19
Федерального закона от  21  декабря  1994  года  N 116-ФЗ  "О пожарной
безопасности", статья 15 Закона Республики  Северная  Осетия-Алания от
24 января 2006  года  N 1-РЗ  "О пожарной  безопасности  в  Республике
Северная    Осетия-Алания").    В  указанных  законах  первичные  меры
пожарной  безопасности  рассматриваются  как  реализация  принятых   в
установленном  порядке  норм  и  правил  по  предотвращению   пожаров,
спасению людей и имущества от пожаров.
     5. В  соответствии  с   Государственным   стандартом   Российской
Федерации  (ГОСТ  Р  51270-99)  пиротехнические  изделия  по   степени
потенциальной опасности  при  их  применении  подразделяются  на  пять
классов.  Поскольку  распространение  пиротехнических   изделий   IV-V
классов относится к видам деятельности,  осуществление  которой  может
повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью
граждан  и  регулирование  которой  не  может   осуществляться   иными
методами, кроме как лицензированием (статьи 4, 17 Федерального  закона
от 8 августа 2001  года  N 128-ФЗ  "О лицензировании  отдельных  видов
деятельности"), Постановлением Правительства Российской  Федерации  от
26 июня 2002 года N 467  "Об утверждении  положений  о  лицензировании
деятельности  в  области  боеприпасов   и   пиротехнических   изделий"
определен   орган,    уполномоченный    осуществлять    лицензирование
деятельности по распространению пиротехнических изделий IV-V  классов,
а  также  установлены   требования   и   условия   для   осуществления
деятельности по  распространению  указанных  пиротехнических  изделий,
перечень документов, необходимых  для  получения  лицензии  и  порядок
проведения проверок за соблюдением лицензионных требований и  условий.
Из этого следует, что федеральным законодателем установлены повышенные
требования   к   определенным   классам    пиротехнических    изделий,
направленные на обеспечение прав, законных интересов, охрану  здоровья
граждан.
     Применительно   к   пиротехническим   изделиям   I-III    классов
государственное  регулирование  деятельности  по  их   распространению
осуществляется путем сертификации качества пиротехнической  продукции.
При этом в течение  всего  срока  действия  сертификата  компетентными
органами   проводится   инспекционный   контроль,   необходимый    для
подтверждения факта соответ- ствия реализуемой продукции установленным
требованиям. Следовательно, субъект  предпринимательской  деятельности
свободен в выборе места, времени, ассортимента, торгового  партнера  в
процессе  реализации   пиротехнической   продукции,   при   соблюдении
требований,    установленных    Правилами    пожарной    безопасности,
утвержденными  приказом  Министра  по   делам   гражданской   обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий  от
18 июня 2003 года  N 313,  и  Правилами  сертификации  пиротехнической
продукции,  утвержденными   постановлением   Госстандарта   Российской
Федерации от 30 июня 1997 года N 16.
     Однако  свобода  предпринимательской  деятельности  не  исключает
права органа местного самоуправления в целях защиты прав  потребителей
воздействовать  на  рынок   товаров   и   услуг   для   предотвращения
проникновения на потребительский рынок пиротехнической  продукции,  не
соответствующей    установленным    требованиям.     На     территории
муниципального    образования    органам    местного    самоуправления
предоставлено    право:     рассматривать     жалобы     потребителей,
консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; обращаться  в
суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга  потребителей);
в  случае  выявления  по  жалобам  потребителей  товара  ненадлежащего
качества, а также опасного для жизни, здоровья, имущества  потребителя
и окружающей среды незамедлительно информировать об  этом  федеральные
органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за  качеством  и
безопасностью товаров (статья 44 Федерального закона от 7 февраля 1992
года N 2300-1 "О защите прав потребителей").
     Вместе с  тем,  согласно  правовой  позиции,  сформулированной  в
Постановлении Конституционного Суда Республики Северная  Осетия-Алания
от 15 февраля 2005  года  N 1-П,  орган  местного  самоуправления  при
осуществлении своих полномочий, в том  числе  при  обеспечении  защиты
прав и законных интересов граждан, должен действовать  в  определенных
Конституцией Российской Федерации и Конституцией  Республики  Северная
Осетия-Алания пределах,  исходя  из  того  что  он  не  вправе  лишать
индивидуальных  предпринимателей,  иных  хозяйствующих  субъектов   их
правомочий, составляющих содержание конституционных прав на  свободное
использование своих способностей и имущества  для  предпринимательской
деятельности, поскольку ограничение конституционных  прав  в  силу  их
федерального  ведения  допускается  только   федеральным   законом   и
исключительно в конституционно значимых целях.
     6. Распоряжением  главы  муниципального   образования   Дигорское
городское    поселение    Дигорского    района   Республики   Северная
Осетия-Алания от 20  ноября  2007  года  N  41  установлен  запрет  на
торговлю всеми видами пиротехнических изделий во всех торговых точках,
расположенных на территории г.Дигора.
     Указанное нормативное положение по  существу  ограничивает  право
каждого на свободное использование своих способностей и имущества  для
предпринимательской и иной не запрещенной  законом  деятельности.  При
этом возможные ограничения  прав  и  свобод,  в  частности,  права  на
свободное осуществление предпринимательской деятельности,  в  силу  их
федерального  ведения  и  регулирования  могут  быть  введены   только
федеральным законом и только в той мере,  в  какой  это  необходимо  в
целях защиты основ конституционного строя,  нравственности,  здоровья,
обеспечения обороны и безопасности  государства  (часть  3  статьи  55
Конституции Российской Федерации).
     В соответствии  с  частью  1  статьи  63  Конституции  Республики
Северная     Осетия-Алания   муниципальные  правовые  акты  не  должны
противоречить  федеральным  законам,   принятым   в   соответствии   с
полномочиями Российской Федерации.
     Таким  образом,  распоряжение  главы  муниципального  образования
Дигорское городское поселение Дигорского  района  Республики  Северная
Осетия-Алания  от 20 ноября 2007 года N 41 о  запрете  торговли  всеми
видами пиротехнических изделий во всех торговых точках,  расположенных
на территории   г.Дигора,  является  нормативным  правовым  актом,  по
существу ограничивающим конституционное  право  граждан  на  свободное
использование своих способностей и имущества для предпринимательской и
иной  не   запрещенной   законом   экономической   деятельности,   что
противоречит  статьям    2,14,34,63  Конституции  Республики  Северная
Осетия-Алания.
     На основании  изложенного,  руководствуясь  частью  2  статьи 51,
статьями 55,56,57 и 71  Конституционного  закона  Республики  Северная
Осетия-Алания    "О    Конституционном    Суде   Республики   Северная
Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания

                             постановил:

     1. Признать   распоряжение   главы   муниципального   образования
Дигорское городское поселение Дигорского  района  Республики  Северная
Осетия-Алания от 20 ноября 2007 года N 41 о запрете на торговлю  всеми
видами пиротехнических изделий во всех торговых точках,  расположенных
на территории г.Дигора,   не  соответствующим  статьям      2,14,34,63
Конституции   Республики   Северная   Осетия-Алания,   поскольку   оно
ограничивает конституционные права и свободы граждан, что  допускается
только федеральным законом и в конституционно значимых целях.
     2. Правоприменительные   решения,   основанные   на    положениях
распоряжения  главы  муниципального  образования  Дигорское  городское
поселение Дигорского района Республики Северная  Осетия-Алания  от  20
ноября 2007 года  N 41,  признанных  не  соответствующими  Конституции
Республики Северная Осетия-Алания, подлежат пересмотру в установленном
порядке.
     3. Настоящее постановление является окончательным, обжалованию не
подлежит,  вступает  в  силу  немедленно  после  его   провозглашения,
действует непосредственно и не требует подтверждения другими  органами
и должностными лицами.
     4. Согласно статье 60 Конституционного закона Республики Северная
Осетия-Алания    "О    Конституционном    Суде   Республики   Северная
Осетия-Алания"  настоящее  постановление  подлежит   незамедлительному
опубликованию  в  официальных  изданиях органов государственной власти
Республики   Северная   Осетия-Алания.   Постановление   должно   быть
опубликовано   также  в  "Вестнике  Конституционного  Суда  Республики
Северная  Осетия-Алания"  и  в  газете  Дигорского  района  Республики
Северная Осетия-Алания "Дигори Хабаэрттаэ" ("Вести Дигории").


     КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
     РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ


     N 1-П




Информация по документу
Читайте также