Расширенный поиск
Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.03.2008 № 1-пРЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г.Владикавказ 7 марта 2008 года По делу о проверке конституционности распоряжения главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания от 20 ноября 2007 года N 41 в связи с запросом гражданина П.Л.Сакаева Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего А.М.Цалиева, судей Т.В.Батаевой, Л.Д.Бокоевой, О.X.Качмазова, А.В.Севастьянова, с участием представителя муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания - М.А.Гагулати, руководствуясь частями 1 и 3 статьи 101(1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания, частью 1 статьи 3, статьями 56, 68, 69 и 70 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности распоряжения главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания от 20 ноября 2007 года N 41. Поводом к рассмотрению дела согласно статье 21 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" явилось обращение гражданина Сакаева Петра Левановича в форме запроса о признании не соответствующим Конституции Республики Северная Осетия-Алания распоряжения главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания о запрете торговли всеми видами пиротехники во всех торговых точках, расположенных на территории г.Дигора. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Северная Осетия-Алания названное распоряжение. Заслушав в заседании сообщение судьи-докладчика А.В.Севастьянова, объяснения представителя стороны, а также выступления приглашенных в заседание представителей: от администрации местного самоуправления Дигорского района - начальника юридического отдела К.Е.Тагаева, от Территориального управления Роспотребнадзора по Республике Северная Осетия-Алания -начальника отдела защиты прав потребителей Н.М.Фидарову и заместителя начальника организации и обеспечения деятельности управления С.М.Гацолаеву, от Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания - заместителя начальника отдела дознания и административной практики С.Г.Чечулина, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания установил: 1. Гражданином П.Л.Сакаевым оспаривается конституционность распоряжения главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания от 20 ноября 2007 года N 41, устанавливающего запрет на торговлю всеми видами пиротехники в торговой сети г.Дигора. Заявитель считает, что данный нормативный правовой акт нарушает конституционные права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, что не соответствует положениям, предусмотренным статьями 2, 14 (часть 1), 18, 34 (часть 1), 35 (часть 2), 63 (часть 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания. 2. Распоряжением главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания от 19 декабря 2007 года N 51 "Об изменении распоряжения главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания N 41 от 22 ноября 2007 года", опубликованном в газете "Вести Дигории" 25 декабря 2007 года, оспариваемый нормативный правовой акт фактически утратил силу. В соответствии с частью 2 статьи 51 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" в случае если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела Конституционным Судом Республики Северная Осетия-Алания, производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. Как подтверждается представленными материалами, действием оспариваемого распоряжения были нарушены конституционные права и свободы граждан. Следовательно, производство по данному делу, по смыслу части 2 статьи 51 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", не может быть прекращено. Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является распоряжение главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания от 20 ноября 2007 года N 41, устанавливающее запрет на торговлю всеми видами пиротехнических изделий во всех торговых точках, расположенных на, территории г.Дигора. 3. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности (часть 1 статьи 8); каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2 статьи 35). В Республике Северная Осетия-Алания свобода экономической деятельности и предпринимательства гарантируется статьей 11 Конституции Республики Северная Осетия-Алания и наряду с другим конституционным положением о праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции Республики Северная Осетия-Алания) является одной из основ конституционного строя. Реализуя данные положения, граждане вправе осуществлять указанную деятельность индивидуально либо совместно с другими лицами путем участия в различных хозяйствующих субъектах, самостоятельно выбирать экономическую стратегию развития бизнеса, использовать свое имущество с учетом изложенных конституционных положений. Из этого следует, что органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица в рамках действующего законодательства обязаны соблюдать права предпринимателей, обеспечивать свободу предпринимательской деятельности и защиту законных интересов субъектов предпринимательства. 4. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Европейская хартия о местном самоуправлении 1985 года предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа (часть 2 статьи 4). Аналогичные положения закреплены в Конституции Российской Федерации (статьи 12,130,132) и Конституции Республики Северная Осетия -Алания (статьи 8, 108, ПО). При этом неотъемлемой частью местного самоуправления является решение вопросов местного значения, к которым Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 9 части 1 статьи 14) и Законом Республики Северная Осетия-Алания от 25 апреля 2006 года N 24-РЗ "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания" (пункт 9 части 1 статьи 13) отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Организационно-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов в рамках полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 116-ФЗ "О пожарной безопасности", статья 15 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 24 января 2006 года N 1-РЗ "О пожарной безопасности в Республике Северная Осетия-Алания"). В указанных законах первичные меры пожарной безопасности рассматриваются как реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. 5. В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации (ГОСТ Р 51270-99) пиротехнические изделия по степени потенциальной опасности при их применении подразделяются на пять классов. Поскольку распространение пиротехнических изделий IV-V классов относится к видам деятельности, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и регулирование которой не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (статьи 4, 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года N 467 "Об утверждении положений о лицензировании деятельности в области боеприпасов и пиротехнических изделий" определен орган, уполномоченный осуществлять лицензирование деятельности по распространению пиротехнических изделий IV-V классов, а также установлены требования и условия для осуществления деятельности по распространению указанных пиротехнических изделий, перечень документов, необходимых для получения лицензии и порядок проведения проверок за соблюдением лицензионных требований и условий. Из этого следует, что федеральным законодателем установлены повышенные требования к определенным классам пиротехнических изделий, направленные на обеспечение прав, законных интересов, охрану здоровья граждан. Применительно к пиротехническим изделиям I-III классов государственное регулирование деятельности по их распространению осуществляется путем сертификации качества пиротехнической продукции. При этом в течение всего срока действия сертификата компетентными органами проводится инспекционный контроль, необходимый для подтверждения факта соответ- ствия реализуемой продукции установленным требованиям. Следовательно, субъект предпринимательской деятельности свободен в выборе места, времени, ассортимента, торгового партнера в процессе реализации пиротехнической продукции, при соблюдении требований, установленных Правилами пожарной безопасности, утвержденными приказом Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, и Правилами сертификации пиротехнической продукции, утвержденными постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 июня 1997 года N 16. Однако свобода предпринимательской деятельности не исключает права органа местного самоуправления в целях защиты прав потребителей воздействовать на рынок товаров и услуг для предотвращения проникновения на потребительский рынок пиротехнической продукции, не соответствующей установленным требованиям. На территории муниципального образования органам местного самоуправления предоставлено право: рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей); в случае выявления по жалобам потребителей товара ненадлежащего качества, а также опасного для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды незамедлительно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (статья 44 Федерального закона от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей"). Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 15 февраля 2005 года N 1-П, орган местного самоуправления при осуществлении своих полномочий, в том числе при обеспечении защиты прав и законных интересов граждан, должен действовать в определенных Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Северная Осетия-Алания пределах, исходя из того что он не вправе лишать индивидуальных предпринимателей, иных хозяйствующих субъектов их правомочий, составляющих содержание конституционных прав на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, поскольку ограничение конституционных прав в силу их федерального ведения допускается только федеральным законом и исключительно в конституционно значимых целях. 6. Распоряжением главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания от 20 ноября 2007 года N 41 установлен запрет на торговлю всеми видами пиротехнических изделий во всех торговых точках, расположенных на территории г.Дигора. Указанное нормативное положение по существу ограничивает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. При этом возможные ограничения прав и свобод, в частности, права на свободное осуществление предпринимательской деятельности, в силу их федерального ведения и регулирования могут быть введены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). В соответствии с частью 1 статьи 63 Конституции Республики Северная Осетия-Алания муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. Таким образом, распоряжение главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания от 20 ноября 2007 года N 41 о запрете торговли всеми видами пиротехнических изделий во всех торговых точках, расположенных на территории г.Дигора, является нормативным правовым актом, по существу ограничивающим конституционное право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, что противоречит статьям 2,14,34,63 Конституции Республики Северная Осетия-Алания. На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 51, статьями 55,56,57 и 71 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил: 1. Признать распоряжение главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания от 20 ноября 2007 года N 41 о запрете на торговлю всеми видами пиротехнических изделий во всех торговых точках, расположенных на территории г.Дигора, не соответствующим статьям 2,14,34,63 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, поскольку оно ограничивает конституционные права и свободы граждан, что допускается только федеральным законом и в конституционно значимых целях. 2. Правоприменительные решения, основанные на положениях распоряжения главы муниципального образования Дигорское городское поселение Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания от 20 ноября 2007 года N 41, признанных не соответствующими Конституции Республики Северная Осетия-Алания, подлежат пересмотру в установленном порядке. 3. Настоящее постановление является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. 4. Согласно статье 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания" и в газете Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания "Дигори Хабаэрттаэ" ("Вести Дигории"). КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ N 1-П Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|