Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 21.03.2008 № 51

 


           ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
                                                                             
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                                
                                                                             
                       от 21 марта 2008 г. N 51
                                                                             
                            г.Владикавказ                                
                                                                             
                                                                             
     О Программе развития конкуренции на продовольственном рынке         
         Республики Северная Осетия-Алания на 2008-2011 годы             
                                                                             
                                                                             
     Правительство Республики Северная Осетия-Алания
                                                                                 
                       п о с т а н о в л я е т:                                                     
                                                                                 
     1. Утвердить  прилагаемую  Программу  развития   конкуренции   на
продовольственном   рынке    Республики    Северная  Осетия-Алания  на
2008-2011 годы.
     2. Поручить   республиканским   органам   исполнительной  власти,
рекомендовать  Северо-Осетинскому   союзу   потребительских   обществ,
органам  местного  самоуправления  муниципальных  районов республики и
г.Владикавказа совместно  с  Управлением  Федеральной  антимонопольной
службы  по Республике Северная Осетия-Алания,  Управлением Федеральной
службы по надзору в сфере  защиты  прав  потребителей  и  благополучия
человека   по   Республике  Северная  Осетия-Алания  принять  меры  по
своевременной   реализации   Программы   развития    конкуренции    на
продовольственном   рынке    Республики   Северная  Осетия-Алания   на
2008-2011 годы в части вопросов, относящихся к их компетенции.
     3. Министерству   экономики   Республики  Северная  Осетия-Алания
готовить и ежеквартально представлять  на  рассмотрение  Правительства
Республики   Северная   Осетия-Алания  информацию  о  ходе  реализации
Программы развития конкуренции на продовольственном  рынке  Республики
Северная Осетия-Алания на 2008-2011 годы.
     4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя    Председателя    Правительства    Республики    Северная
Осетия-Алания В.Т. Баликоева.
                                                                             
                                                                             
     Председатель Правительства
     Республики Северная Осетия-Алания          Н.Хлынцов
                                                                             
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                     Республики Северная Осетия-Алания
                                              от 21 марта 2008 г. N 51
                                                                             
                                                                                 
                    ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ
                      НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ                          
                  РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ                      
                          НА 2008-2011 ГОДЫ                              
                                                                             
                          Паспорт Программы                              
                                                                             
                                                                             
-----------------------------------------------------------------
| Наименование     | Программа    развития    конкуренции    на |
| Программы        | продовольственном     рынке     Республики |
|                  | Северная  Осетия-Алания  на 2008-2011 годы |
|                  | (далее - Программа)                        |
|------------------|--------------------------------------------|
| Основание для    | Протокол    совещания    у    Председателя |
| разработки       | Правительства Российской  Федерации от  22 |
| Программы        | октября 2007 года N ВЗ-П9-10 пр            |
|------------------|--------------------------------------------|
| Государственный  | Правительство      Республики     Северная |
| заказчик         | Осетия-Алания                              |
| Программы        |                                            |
|------------------|--------------------------------------------|
| Разработчик      | Министерство экономики Республики Северная |
| Программы        | Осетия-Алания                              |
|------------------|--------------------------------------------|
| Основная цель    | Создание     в     Республике     Северная |
| Программы        | Осетия-Алания    условий    для   развития |
|                  | конкуренции на  продовольственном рынке  и |
|                  | контроль за динамикой цен                  |
|------------------|--------------------------------------------|
| Основные задачи  | Развитие  конкуренции на продовольственном |
| Программы        | рынке  республики   на  основе  расширения |
|                  | предпринимательской            активности, |
|                  | минимизации     монополизма     и    роста |
|                  | предложения    товаров    и    услуг    на |
|                  | потребительском рынке.                     |
|                  | Защита      прав      потребителей      на |
|                  | потребительском рынке.                     |
|                  | Обеспечение     реализации     заключенных |
|                  | соглашений между Правительством Республики |
|                  | Северная  Осетия-Алания  и  хозяйствующими |
|                  | субъектами сферы  производства и  торговли |
|                  | продовольственными товарами о принятии мер |
|                  | по  стабилизации  цен  на  отдельные  виды |
|                  | социально    значимых    продовольственных |
|                  | товаров.                                   |
|                  | Преодоление  региональных, ведомственных и |
|                  | посреднических  барьеров  и  монополизма в |
|                  | продвижении товаров.                       |
|                  | Повышение   государственного  контроля  за |
|                  | соблюдением    в    торговле    требований |
|                  | законодательства    и   правил   торгового |
|                  | обслуживания  субъектами  потребительского |
|                  | рынка.                                     |
|------------------|--------------------------------------------|
| Сроки реализации | 2008-2011 годы                             |
| Программы        |                                            |
|------------------|--------------------------------------------|
| Перечень         | Совершенствование   нормативной   правовой |
| основных         | базы по  улучшению регулирования  торговли |
| разделов         | продуктами     питания     и    разработка |
| мероприятий      | антиинфляционных мер.                      |
| Программы        | Увеличение    объемов    производства    и |
|                  | расширение ассортимента социально значимой |
|                  | продукции    местного    производства    и |
|                  | стимулирование                    торговли |
|                  | сельскохозяйственными и продовольственными |
|                  | товарами.                                  |
|                  | Создание эффективной  конкурентной среды в |
|                  | сфере      торговли     продовольственными |
|                  | товарами.                                  |
|                  | Развитие системы  защиты прав потребителей |
|                  | и осуществление социальных и экономических |
|                  | мер поддержки  платежеспособного спроса со |
|                  | стороны малообеспеченных слоев населения.  |
|                  | Развитие      системы     подготовки     и |
|                  | переподготовки    кадров    для   отраслей |
|                  | потребительского рынка.                    |
|------------------|--------------------------------------------|
| Исполнители      | Министерство экономики Республики Северная |
| Программы        | Осетия-Алания    совместно    с    другими |
|                  | республиканскими  органами  исполнительной |
|                  | власти  Республики Северная Осетия-Алания, |
|                  | органы  местного самоуправления городского |
|                  | округа   г.Владикавказ   и   муниципальных |
|                  | районов         (по         согласованию), |
|                  | Торгово-промышленная   палата   Республики |
|                  | Северная Осетия-Алания (по согласованию)   |
|------------------|--------------------------------------------|
| Финансирование   | В соответствии с бюджетными назначениями   |
| Программы        |                                            |
|------------------|--------------------------------------------|
| Ожидаемые        | Снижение  административных препятствий для |
| конечные         | входа на рынок продовольственных товаров и |
| результаты       | создание конкурентных условий.             |
| реализации       | Увеличение    доли    продукции    местных |
| Программы        | товаропроизводителей   на  потребительском |
|                  | рынке республики к  2011 году в среднем до |
|                  | 60 % от объемов потребления.               |
|                  | Расширение   и   обновление   ассортимента |
|                  | продовольственных      товаров     местных |
|                  | товаропроизводителей.                      |
|                  | Повышение качества производимой продукции. |
|                  | Среднегодовой прирост объемов производства |
|                  | продукции,                     выпускаемой |
|                  | сельхозтоваропроизводителями   республики, |
|                  | за 2008-2011 годы - 5,6 %.                 |
|                  | Увеличение к  2011 году  доли собственного |
|                  | производства в  формировании ресурсов мяса |
|                  | до 95  %, молока  - до  97 %  в результате |
|                  | роста объемов производства мяса и молока.  |
|                  | Прирост  оборота   розничной  торговли  за |
|                  | 2008-2011 годы на 48,4 %.                  |
|                  | Улучшение    качества    и    безопасности |
|                  | сельскохозяйственной      продукции      и |
|                  | продовольствия.                            |
|                  | Увеличение доли оборота розничной торговли |
|                  | торгующих   организаций  и  индивидуальных |
|                  | предпринимателей,           осуществляющих |
|                  | деятельность в  стационарной торговой сети |
|                  | (вне рынка).                               |
|------------------|--------------------------------------------|
| Организация      | Контроль    за   выполнением   мероприятий |
| контроля за      | Программы    осуществляет    Правительство |
| исполнением      | Республики Северная Осетия-Алания          |
| Программы        | Текущее управление реализацией программных |
|                  | мероприятий и  мониторинг хода  выполнения |
|                  | Программы     обеспечивает     координатор |
|                  | Программы    -    Министерство   экономики |
|                  | Республики Северная Осетия-Алания          |
-----------------------------------------------------------------
                                                                                 
                        Обоснование Программы
                                                                             
     Программа развития   конкуренции   на   продовольственном   рынке
Республики Северная Осетия-Алания  на  2008-2011  годы  разработана  в
соответствии   с   пунктом   6   протокола  совещания  у  Председателя
Правительства   Российской    Федерации   от  22  октября  2007   года
N ВЗ-П9-10пр.
     Сфера торговли и  услуг  является  одной  из  наиболее  динамично
развивающихся отраслей экономики Республики Северная Осетия-Алания.
     Потребительский рынок республики  имеет  устойчивое  состояние  и
характеризуется как стабильный, с соответствующим уровнем насыщенности
товарами и услугами,  достаточно развитой сетью предприятий  торговли,
общественного    питания    и   бытового   обслуживания,   с   высокой
предпринимательской активностью.
     Процесс обновления  стационарных торговых объектов и упорядочения
уличной торговли продолжается, однако имеется и ряд проблем.
     Характерной особенностью  республиканского потребительского рынка
является преобладание торговли на рынках (более 59 %).
     Несмотря  на  то,  что  оборот торговли и сферы услуг занимает до
50 %  в  структуре  валового  регионального  продукта,  доля отраслей,
входящих в состав потребительского рынка товаров и услуг, обеспечивает
не более 10 % от общего объема налоговых поступлений.
     В ходе  рыночных  преобразований  в  значительной  мере оказались
утерянными  рычаги  государственного  регулирования   потребительского
рынка.   Было  ослаблено  внимание  к  решению  общесистемных  проблем
развития потребительского  рынка,  прежде  всего  к  формированию  его
инфраструктуры.  Отсутствие  эффективных систем информации и логистики
сдерживает   развитие   конкурентных   отношений,   необходимых    для
установления обоснованных цен на товары и услуги.
                                                                                 
                       Цели и задачи Программы                           
                                                                             
     Основными целями и задачами Программы являются:
     развитие конкуренции на  продовольственном  рынке  республики  на
основе    расширения   предпринимательской   активности,   минимизации
монополизма и роста предложения товаров  и  услуг  на  потребительском
рынке;
     защита прав потребителей на потребительском рынке;
     обеспечение реализации      заключенных      соглашений     между
Правительством  Республики  Северная  Осетия-Алания  и  хозяйствующими
субъектами сферы производства и торговли продовольственными товарами о
принятии мер по стабилизации цен на отдельные виды социально  значимых
продовольственных товаров;
     преодоление региональных, ведомственных и посреднических барьеров
и монополизма в продвижении товаров;
     улучшение государственного контроля  за  соблюдением  в  торговле
требований законодательства и правил торгового обслуживания субъектами
потребительского рынка.
                                                                                 
                         Структура Программы                             
                                                                                 
     Программа включает  5  программных   направлений,   связанных   с
решением   основных   проблем  повышения  социальной  и  экономической
эффективности потребительского рынка, развития конкуренции.
     Первое направление - "Совершенствование нормативной правовой базы
по улучшению регулирования торговли продуктами  питания  и  разработка
антиинфляционных мер".
     Второе направление   -   "Увеличение   объемов   производства   и
расширение   ассортимента   социально   значимой   продукции  местного
производства  и  стимулирование   торговли   сельскохозяйственными   и
продовольственными товарами".
     Третье направление - "Создание эффективной конкурентной  среды  в
сфере торговли продовольственными товарами".
     Четвертое направление   -   "Развитие   системы    защиты    прав
потребителей  и осуществление социальных и экономических мер поддержки
платежеспособного спроса со стороны малообеспеченных слоев населения".
     Пятое направление - "Развитие системы подготовки и переподготовки
кадров для отраслей потребительского рынка".
                                                                             
                      Программное направление 1                          
                                                                             
      "Совершенствование нормативной правовой базы по улучшению
        регулирования торговли продуктами питания и разработка
                        антиинфляционных мер"
                                                                                 
     Для формирования   единой   нормативной   правовой    базы    для
осуществления торговой деятельности, обеспечения здоровой конкурентной
среды,  баланса интересов крупных, средних и малых предпринимателей, а
также  удовлетворения  потребностей  всех  слоев  населения разработан
проект  закона  "О  торговой  деятельности   в   Республике   Северная
Осетия-Алания".
     Целью совершенствования нормативной правовой базы  по  реализации
мер,  направленных  на  улучшение торговли продуктами питания является
стабилизация цен на продовольственные товары  первой  необходимости  и
защита интересов наиболее незащищенных слоев населения.
     Одним из  действенных   механизмов,   способных   стабилизировать
ситуацию на потребительском рынке,  является возможность регулирования
цен на договорной основе,  закрепленная в постановлении  Правительства
Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 769 "О соглашениях между
исполнительными органами государственной власти  субъектов  Российской
Федерации  и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на
отдельные виды социально  значимых  продовольственных  товаров  первой
необходимости",  с  учетом ограничений,  установленных антимонопольным
законодательством.
     Основанием  для  заключения  соглашений является положение пункта
1  названного  постановления   Правительства   Российской   Федерации,
принятого в  соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26 июля
2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
     Соглашения заключаются на определенный срок.
     В обязательствах сторон  по  соглашениям  рекомендуется  отражать
следующие вопросы:
     для исполнительных  органов  государственной  власти   Республики
Северная Осетия-Алания:
     определение перечня социально значимых продовольственных товаров,
на которые такие соглашения распространяются;
     создание и использование резервных  фондов  по  продовольственным
товарам  первой  необходимости в случае возникновения острого дефицита
таких товаров или их резкого подорожания;
     выделение торговых   площадей   с  целью  расширения  возможности
реализации     продуктов     питания     населению     непосредственно
сельхозпроизводителями,   в  том  числе  путем  расширения  ярмарочной
торговли;
     поддержка малообеспеченных слоев населения;
     государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей;
     для сельхозпроизводителей   и   производителей  продовольственных
товаров:
     обязательства по  увеличению  производства сельскохозяйственных и
продовольственных  товаров  первой   необходимости   в   ассортименте,
повышение конкурентоспособности производимой продукции;
     обязательства по  осуществлению  торговли   сельхозпродукцией   и
продовольственными товарами на предоставляемых площадях;
     принятие обязательств по снижению  и  поддержанию  цен,  а  также
обеспечению  доступности  цен  и  ассортимента  сельскохозяйственных и
продовольственных товаров первой необходимости;
     оптимизация числа  посредников  в  цепочке  от  производителя  до
розничного продавца;
     для торговых организаций:
     обязательства по предоставлению определенного  процента  торговых
площадей сельхозпроизводителям;
     сокращение и   поддержание   цен   и   торговых    надбавок    на
продовольственные товары первой необходимости;
     поддержание ассортимента   товаров   первой   необходимости,    с
обязательствами  восполнения  взаимозаменяемых товарных групп в случае
возникновения их дефицита;
     обеспечение доступа   к   торговым  сетям  сельхозпроизводителей,
поставщиков продовольственных товаров первой необходимости.
     Соглашения должны   включать   обязательные  условия  обеспечения
конкуренции.
     Для анализа ситуации на рынке продовольствия сформирована система
показателей,  подлежащих мониторингу в  связи  с  проведением  анализа
роста  цен на всех стадиях производства и реализации продовольственных
товаров, в том числе мониторинга торговых наценок.
     В систему показателей, подлежащих мониторингу, включены следующие
показатели:
     розничные цены  в регионах Южного федерального округа на основные
продукты питания,  включенные в минимальный набор  продуктов  питания,
необходимых   для  сохранения  здоровья  человека  и  обеспечения  его
жизнедеятельности;
     индекс потребительских    цен    на   продовольственные   товары,
сложившийся в республике с начала года;
     индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров;
     размеры торговых наценок, применяемые предприятиями торговли;
     динамика оптово-отпускных цен товаропроизводителей;
     стоимость минимального набора  продуктов  питания  в  расчете  на
одного  человека  в  месяц  в  республике  в  сравнении  со стоимостью
минимального набора продуктов питания в расчете на одного  человека  в
месяц в других регионах Южного федерального округа;
     соотношение среднедушевого   денежного   дохода    и    стоимости
минимального  набора  продуктов питания в расчете на одного человека в
месяц в республике.
     Высокие темпы  роста  потребительских  цен,  наряду  с  действием
макроэкономических факторов,  обусловлены факторами,  лежащими в сфере
оптовой и розничной торговли.
     К ним   относятся    высокие    издержки    обращения,    наличие
многочисленных  посредников,  большая  часть из которых не является ни
технологически, ни организационно необходимой, монопольное положение и
недостаточная  конкуренция  между  предприятиями на локальном уровне в
случае низкой насыщенности торговой сети.
     Наблюдается существенная  (до  10-15  %)  дифференциация  цен  на
одноименные товары,  в том числе первой необходимости,  по территориям
муниципальных образований республики.
     В целях сдерживания роста  потребительских  цен  на  региональном
уровне будет предпринят ряд мер:
     пролонгация до 30 апреля 2008 года Соглашения о замораживании цен
на отдельные виды социально значимых продуктов питания;
     стимулирование роста    предложения    товаров    и     повышение
эффективности  производства,  особенно  на  предприятиях,  выпускающих
сельскохозяйственную продукцию;
     развитие инфраструктуры   торговли   и   товаропроводящей   сети,
направленное  на  сокращение  посреднических  звеньев   и   увеличение
современных высокоэффективных форматов торговли;
    усиление антимонопольной политики.                                           
     Руководством Республики    Северная   Осетия-Алания   разработаны
антиинфляционные меры,  направленные  на  стабилизацию  цен  на  рынке
продовольственных товаров:
     1. Принято распоряжение Главы Республики  Северная  Осетия-Алания
от  2 ноября 2007 года N 132 - рг "О мерах по стабилизации ситуации на
продовольственном рынке республики", которым:
     главам администраций  местного  самоуправления  г.Владикавказа  и
районов  республики,  управляющим  рынками   компаниям   рекомендовано
принять   меры   по  ограничению  роста  цен  на  сельскохозяйственную
продукцию  и  продовольственные  товары  в   рамках   рекомендованного
предельного уровня цен на отдельные продукты питания;
     главам администраций  местного  самоуправления  г.Владикавказа  и
районов   республики   и   наиболее   крупным   производителям   хлеба
рекомендовано не поднимать розничную цену на  хлеб  выше  экономически
обоснованной;
     главам администраций  местного  самоуправления  г.Владикавказа  и
районов    республики    рекомендовано    организовать    с   участием
товаропроизводителей  из   других   регионов   регулярно   действующие
ярмарки-продажи   сельскохозяйственной  продукции,  выездную  торговлю
продовольственными  товарами   первой   необходимости   в   отдаленных
населенных пунктах, в том числе горной зоны республики;
     введен еженедельный мониторинг  цен  на  продовольственном  рынке
республики.
     2. Проводится работа по организации и увеличению торговых мест на
рынках  республики  для  местных товаропроизводителей,  по обеспечению
беспрепятственного  доступа  и  предоставлению   торговых   мест   для
производителей  сельскохозяйственной  продукции и организаций торговли
продовольственными товарами без посредников.
     3. Заключены  соглашения между Министерством экономики Республики
Северная  Осетия-Алания  и  организациями,  осуществляющими   торговлю
продовольственными    товарами,   и   организациями,   осуществляющими
производство продовольственных товаров, о принятии мер по стабилизации
цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров.
     4. Северо-Осетинскому союзу потребительских обществ рекомендовано
активизировать  заготовительную  работу  по основным продовольственным
товарам и принять меры по сдерживанию цен на  товары,  производимые  в
системе  потребительской  кооперации,  по  недопущению необоснованного
завышения торговых надбавок на закупаемые товары.
     5. Управляющим рынками компаниям рекомендовано применять практику
уменьшения  размера  арендной  платы  для   хозяйствующих   субъектов,
реализующих основные продукты питания,  при условии снижения розничных
цен на них.
                                                                                 
                      Программное направление 2                          
                                                                                 
      "Увеличение объемов производства и расширение ассортимента
          социально значимой продукции местного производства
           и стимулирование торговли сельскохозяйственными
                    и продовольственными товарами"
                                                                                 
                                                                                 
     Проблема продовольственного обеспечения населения является  одной
из  главных  задач  органов  исполнительной власти Республики Северная
Осетия-Алания.
     Решение проблемы  конкурентоспособности  продукции,  производимой
сельскохозяйственными предприятиями и  предприятиями  перерабатывающей
промышленности    республики,    лежит    в   плоскости   технического
перевооружения,  освоения   прогрессивных   технологий,   менеджмента,
маркетинга, привлечения инвестиций.
     В рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие
АПК"  было  построено  два  свиноводческих   комплекса - ООО "Мир"  на
25 тысяч голов и ООО   "Агрофирма   "Казбек"   на   9   тысяч   голов,
реконструирован  комплекс  ОАО  "Монолит"  на 15 тысяч голов.  Годовое
производство мяса на этих предприятиях составит до 3 тысяч тонн.
     Реконструированы и  модернизированы  животноводческие  фермы  для
содержания крупного  рогатого  скота  в  ООО  "Ираф-Агро и К(0)",  ОАО
"Монолит"  -  всего на 1,5 тысячи голов с годовым производством молока
более 6 тысяч тонн в год.
     В соответствии    с   постановлением   Правительства   Российской
Федерации от 14 июля 2007 года  N  446  "О  государственной  программе
развития     сельского     хозяйства     и     регулирования    рынков
сельскохозяйственной   продукции,  сырья    и    продовольствия     на
2008-2012 годы"    в  Республике  Северная  Осетия-Алания  разработана
Программа  "Развитие    сельского    хозяйства     и     регулирования
рынков   сельскохозяйственной   продукции,  сырья  и  продовольствия в
Республике Северная Осетия-Алания на 2008-2012 годы".
     Программа определяет цели, задачи и основные направления развития
сельского  хозяйства  и  регулирования   рынков   сельскохозяйственной
продукции,  сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы
реализации    предусматриваемых     мероприятий,     показатели     их
результативности.
     Создание условий для устойчивого  развития  сельских  территорий,
ускорения  темпов  роста объемов сельскохозяйственного производства на
основе повышения  его  конкурентоспособности  становится  приоритетным
направлением аграрной экономической политики.
     В результате    реализации    Программы    базовые     показатели
социально-экономического   развития   сельского  хозяйства  Республики
Северная Осетия-Алания существенно улучшатся.
     Рост производства продукции сельского хозяйства в большей степени
будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на
основе    создания    принципиально    новой   технологической   базы,
использования   современного   технологического    оборудования    для
модернизации  животноводческих  ферм,  а  также  за  счет  наращивания
генетического  потенциала  продуктивности  животноводства  и  создания
соответствующей кормовой базы.
     Производство продукции сельского  хозяйства  во  всех  категориях
хозяйств   в   2011  году  должно  вырасти  по отношению к показателям
2006 года на 28,1 %.
     Среднегодовой рост  объема  продукции сельского хозяйства за этот
период составит 5,6 %.
     Рост объемов  производства  мяса  и  молока  позволит к 2011 году
увеличить долю собственного производства в формировании ресурсов  мяса
до  95  %,  молока  -  до  97  %.  Среднедушевое  потребление  мяса  и
мясопродуктов  в  пересчете  на  мясо  увеличится  с 48 килограммов  в
2005 году до 60 килограммов  в  2011  году,  молока  и молокопродуктов
в пересчете на молоко - соответственно с 216 до 235 килограммов.
     К 2011  году  Министерством  сельского хозяйства и продовольствия
Республики Северная Осетия-Алания через розничную сеть  прогнозируется
достичь   поставок   населению    республики:  мяса  (в  убойном весе)
- 25,0 тыс. тонн, молока  - 33,5 тыс. тонн,  зерна  - 105,0 тыс. тонн,
картофеля  - 24,0 тыс.   тонн,   овощей  - 6,5 тыс.  тонн,   консервов
плодоовощных   - 14,0 муб,   колбасных    изделий   - 2,8   тыс. тонн,
цельномолочной продукции - 4,0 тыс. тонн, сыра - 260,0  тонн,    масла
животного - 35,0  тонн,  масла   растительного - 270,0 тонн,  хлеба  и
хлебобулочных  изделий  -  15,5 тонны.
     Программой предусматривается:
     расширение посевных   площадей   под  картофелем  в  общественном
секторе до 3-3,5 тыс. гектаров поэтапно;
     доведение производства  картофеля  во всех категориях хозяйств до
150 тыс. тонн;
     поэтапное расширение  посевных площадей под овощными культурами с
1,5 до 3,5 тыс. гектаров;
     доведение валового производства овощей до 68 тыс. тонн.
     В целях   стимулирования   торговли    сельскохозяйственными    и
продовольственными  товарами местного производства всем птицеводческим
предприятиям и молочным заводам республики выделены торговые места  на
розничных  рынках  и  в  жилых массивах г.Владикавказа для организации
специализированных торговых киосков.
     Проводится работа  по  предоставлению  торговых мест на розничных
рынках  республики  гражданам,   ведущим   крестьянские   (фермерские)
хозяйства,  личные  подсобные  хозяйства  и занимающимся садоводством,
огородничеством, животноводством.
     Многими предприятиями    розничной   торговли   налажены   прямые
хозяйственные связи  как  с  местными  поставщиками  продовольственных
товаров, так и поставщиками за пределами республики.
     Регулярно проводятся        сельскохозяйственные         ярмарки,
выставки-продажи,  осуществляется выездная торговля продовольственными
товарами первой необходимости в отдаленных населенных пунктах,  в  том
числе горной зоны республики.
                                                                             
                      Программное направление 3                          
                                                                             
               "Создание эффективной конкурентной среды                   
            в сфере торговли продовольственными товарами"                
                                                                             
     Фактором сдерживания роста  цен  и  предотвращения  монополизации
отдельных   сегментов   потребительского   рынка,  в  частности  рынка
продовольственных товаров,  является создание  и  дальнейшее  развитие
конкурентной среды.
     Решение проблемы  создания  благоприятных  условий  для  развития
конкуренции  в  сфере  розничной  торговли продовольственными товарами
требует  специальных  мер  по  снижению   административных   барьеров,
устранению  антиконкурентных  вертикальных  ограничений  в  контрактах
поставщиков,   дистрибьютеров   и   розничного    звена,    пресечения
монополизации сферы розничной торговли, стимулированию либо защите так
называемой "параллельной торговли",  т.е. продажи в розничных торговых
точках продукции конкурирующих поставщиков.
     Изменение структуры  розничной  торговой   сети,   осуществляющей
реализацию  продовольственных  товаров,  в направлении увеличения доли
крупных (сетевых)  торговых  предприятий  наметилось  и  в  Республике
Северная  Осетия-Алания  и соответствует современной мировой тенденции
развития розничной торговли.
     Появление на   республиканском  потребительском  рынке  различных
сетевых   структур   с   магазинами   современных   форматов,   новыми
технологиями   и   более   высоким  качеством  обслуживания  населения
способствовало усилению конкуренции в сфере торговли.
     Конкурентными преимуществами   крупных   розничных   сетей  перед
автономными   магазинами   являются    возможность    централизованной
закупочной   политики,   высокотехнологичная   логистика,  эффективная
ассортиментная   политика,   популярная   торговая    марка,    единое
информационное пространство, автоматизация технологических процессов и
т.д.
     Концентрация в сфере розничной торговли, в том числе рост крупных
торговых сетей,  объединение оптового и розничного звеньев торговли  и
сдвиг  баланса  рыночной  силы  от  производителей в сторону розничных
продавцов  является  объективным  процессом,  вызывающим  определенные
ограничения  конкуренции,  выражающемся в затруднении доступа на рынок
поставщиков и предприятий малого и среднего бизнеса  и  индивидуальных
предпринимателей.
     Недопущение на рынок новых  участников  по  причине  наличия  уже
действующих    предприятий,    удовлетворяющих    в    данный   момент
потребительский спрос,  является искусственным ограничением  входа  на
рынок.
     К приоритетным  направлениям  развития   конкуренции   на   рынке
продовольственных товаров Республики Северная Осетия-Алания относится:
     создание благоприятного  предпринимательского  климата,   решение
вопроса продовольственной безопасности республики;
     обеспечение для населения доступности  потребительского  рынка  в
цивилизованных формах его организации;
     защита прав предпринимателей, всемерное расширение сотрудничества
с  представителями бизнес-сообщества в реализации программ защиты прав
предпринимателей;
     ликвидация необоснованных  административных  барьеров,  упрощение
процедуры выхода на потребительский рынок республики новых предприятий
и  создание  равных  конкурентных  возможностей  для крупных,  малых и
средних предприятий;
     соответствие ассортиментной  и  ценовой политики,  спектра услуг,
предоставляемых отдельными торговыми предприятиями,  с  учетом  спроса
различных слоев населения в зависимости от уровня их доходов;
     формирование развитой    системы    товародвижения,     создающей
благоприятные  условия  для  повышения  эффективности функционирования
потребительского рынка;
     обеспечение в  сфере  потребительского  рынка баланса интересов и
защиты прав потребителей,  предпринимателей и  государства  на  основе
совершенствования правового регулирования,  форм и методов координации
и контроля, а также развития механизмов саморегулирования рынка;
     формирование социально    ориентированной    системы    торгового
обслуживания,  обеспечивающей ценовую  доступность  товаров  для  всех
социальных групп населения;
     совершенствование системы товародвижения потребительских  товаров
в   качестве   одной   из  главных  предпосылок  стабилизации  цен  на
продовольственном рынке республики;
     упорядочение рыночной торговли,  сокращение удельного веса рынков
в суммарной емкости торговой сети;
     содействие расширению   масштабов   применения   франчайзинга  на
потребительском  рынке   как   средства   повышения   устойчивости   и
конкурентоспособности    малых    предприятий,    улучшения   качества
обслуживания, сокращения производственных затрат;
     совершенствование механизмов  координации в развитии и размещении
оптовой,  мелкооптовой и  розничной  торговли,  в  том  числе  сетевых
структур,    обеспечении    интеграционных    процессов,    укреплении
региональных  и  межрегиональных  связей  потребительского   рынка   и
развитии инвестиционной и инновационной деятельности.
                                                                                 
                      Программное направление 4
                                                                             
              "Развитие системы защиты прав потребителей                  
       и осуществление социальных и экономических мер поддержки           
               платежеспособного спроса со стороны мало
                    обеспеченных слоев населения"
                                                                             
     Современное состояние потребительского  рынка  потребовало  новых
форм   воздействия   на   происходящие   в   отрасли  процессы  защиты
потребителей от небезопасных товаров и услуг и  создания  условий  для
обеспечения    защиты   установленных   законодательством   Российской
Федерации прав потребителей.
     Осуществление политики  защиты прав потребителей - залог развития
конкуренции и повышения качества товаров, работ, услуг.
     Для проведения  эффективной  работы  по  защите прав потребителей
необходимо учитывать изменения на рынке продовольственных  товаров.  В
настоящее  время  характерными  особенностями  потребительского  рынка
Республики Северная Осетия-Алания  являются  ежегодно  увеличивающиеся
реальные денежные доходы населения,  насыщение рынка продовольственных
товаров.
     Анализ ситуации  в  Республике Северная Осетия-Алания показывает,
что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей  практически
не  снижается.  Так,  в  2007  году  Управлением Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и  благополучия  человека  по
Республике  Северная  Осетия-Алания  было  рассмотрено  212 письменных
обращений граждан, связанных с нарушением требований Закона Российской
Федерации   от   7   февраля   1992  года  N  2300-1  "О  защите  прав
потребителей".
     Защиту прав    потребителей   обеспечивают   федеральные   органы
исполнительной  власти,   органы   исполнительной   власти   субъектов
Российской  Федерации,  органы  местного самоуправления,  общественные
организации   потребителей,   оказывающие   юридические,   экспертные,
консультационные услуги по защите прав и законных интересов граждан.
     В Республике  Северная  Осетия-Алания   создана   Республиканская
комиссия  по контролю и надзору за состоянием потребительского рынка и
деятельностью розничных рынков.
     Основным направлением   в   вопросах   защиты  прав  потребителей
является создание  на  территории  Республики  Северная  Осетия-Алания
благоприятных  условий  для  реализации  потребителями  своих законных
прав,  а также обеспечения их соблюдения. Наиболее эффективным методом
борьбы с правонарушениями на потребительском рынке,  в большей степени
отвечающим интересам жителей,  является не защита уже нарушенных прав,
а предупреждение и профилактика противоправных действий.
     В целях реализации системы мер в области защиты прав потребителей
предусматривается:
     повышение эффективности  работы  по   обеспечению   защиты   прав
потребителей   и   реализация  мер  в  области  улучшения  качества  и
обеспечения    безопасности    сельскохозяйственной    продукции     и
продовольствия;
     содействие повышению  правовой  грамотности  и  информированности
населения  в  вопросах защиты прав потребителей,  формирование навыков
рационального потребительского поведения, организация пропаганды в СМИ
законных прав потребителей;
     повышение уровня правовой  грамотности  хозяйствующих  субъектов,
работающих на потребительском рынке республики;
     обеспечение защиты населения  республики  от  недоброкачественных
продовольственных  товаров,  выработка  и  реализация комплекса мер по
предотвращению доступа на республиканский рынок опасных  для  здоровья
людей некачественных продуктов питания.
                                                                                 
                      Программное направление 5
                                                                             
         "Развитие системы подготовки и переподготовки кадров             
                 для отраслей потребительского рынка"                     
                                                                                 
     Темпы развития потребительского рынка увеличивают  потребность  в
трудовых  ресурсах.  В 90-е годы произошел значительный приток в сферу
торговли лиц,  не имеющих соответствующей подготовки.  Вместе  с  тем,
сфера торговли испытывает дефицит квалифицированных кадров.
     С приходом на потребительский рынок крупных компаний,  работающих
по  сетевому  принципу,  и  открытием новых современных супермаркетов,
универсальных   магазинов,   внедрением   современных   технологий   с
применением   прогрессивных  форм  обслуживания  требуется  подготовка
специалистов соответствующего уровня.
     В розничной    торговле    наблюдается   дефицит   прежде   всего
производственного персонала - специалистов,  непосредственно связанных
с   торговым   процессом  (товароведы,  продавцы,  приемщики  товара),
узкоспециализированных   сотрудников,   имеющих   опыт    работы    по
мерчандайзингу, категорийному менеджменту.
     Остро стоит вопрос нехватки профессиональных  кадров  в  сельских
районах республики. Достаточно высоким остается количество работников,
оказывающих услуги  в  сфере  торговли,  но  не  имеющих  специального
профессионального образования.
     Подготовка кадров в  республике  для  торговли  осуществляется  в
образовательных   лицензированных,   аккредитованных  и  аттестованных
учреждениях по общепринятым стандартам:
     в системе  начального  профессионального  образования  по рабочим
профессиям - в профессиональном лицее N 17;
     в системе    среднего    профессионального   образования   -   во
Владикавказском торгово-экономическом техникуме;
     в системе    высшего    образования    -    в   Северо-Осетинском
государственном университете им. К.Л. Хетагурова.
     Дальнейшее развитие  подготовки кадров для сферы потребительского
рынка предполагает осуществление следующих мероприятий:
     определение потребности    в    кадрах   массовых   профессий   и
специалистах   торговли;   содействие   расширению   перечня   базовых
предприятий  для  прохождения  практики и приобретения навыков кадрами
массовых профессий и специалистами;
     расширение номенклатуры  специальностей,  необходимых  для  сферы
потребительского рынка с учетом востребованности  в  новых  социальных
условиях;
     развитие сети  тренинг-предприятий   для   формирования   навыков
предпринимательской деятельности;
     содействие внедрению прогрессивных методов подготовки и повышения
квалификации кадров с учетом современных требований;
     проведение республиканских      конкурсов       профессионального
мастерства,  мастер-классов  для  повышения  профессионального  уровня
кадров.
                                                                             
                    Ожидаемые конечные результаты
                         реализации Программы                             
                                                                                 
     Комплексное осуществление программных мероприятий обеспечит:
     снижение административных  препятствий  для  входа  на  рынок   и
создание конкурентных условий;
     увеличение доли   продукции   местных   товаропроизводителей   на
потребительском  рынке  республики  в  2011 году в среднем до 60 %  от
объемов потребления;
     расширение и  обновление  ассортимента продовольственных товаров,
произведенных местными товаропроизводителями;
     повышение качества производимой продукции;
     среднегодовой прирост объемов производства продукции, выпускаемой
сельхозтоваропроизводителями республики за 2008-2011 годы - 5,6 %;
     увеличение к  2011  году   доли   собственного   производства   в
формировании  ресурсов  мяса  до 95 %,  молока - до 97 %  в результате
роста объемов производства мяса и молока;
     прирост оборота розничной торговли за 2008-2011 годы на 48,4 %;
     улучшение качества и безопасности сельскохозяйственной  продукции
и продовольствия.
                                                                             
                                                                             
                                                                             

                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ
                                      к Программе развития конкуренции
                                            на продовольственном рынке
                                     Республики Северная Осетия-Алания
                                                     на 2008-2011 годы
                                                                             

                                 ПЛАН
                 мероприятий по развитию конкуренции                     
                      на продовольственном рынке                          
                  Республики Северная Осетия-Алания                      
                          на 2008-2011 годы                              
                                                                             
--------------------------------------------------------------------
|     |                             |            |                 |
|  N  |  Наименование мероприятия   |     Срок   | Исполнители*    |
| п/п |                             | исполнения |                 |
|     |                             |            |                 |
|     |                             |            |                 |
|------------------------------------------------------------------|
|  Совершенствование нормативной правовой базы по улучшению        |
|   регулирования торговли продуктами питания и разработка         |
|                    антиинфляционных мер                          |
|------------------------------------------------------------------|
| 1.  | Разработка  проекта  закона |            |                 |
|     | Республики         Северная |  2008 г.   |  Министерство   |
|     | Осетия-Алания  "О  торговой |            |    экономики    |
|     | деятельности  в  Республике |            |   РСО-Алания    |
|     | Северная Осетия-Алания"     |            |                 |
|-----|-----------------------------|------------|-----------------|
| 2.  | Осуществление мониторинга в |            |  Министерство   |
|     | связи с проведением анализа |  2008 г.   |    экономики    |
|     | роста цен  на всех  стадиях |            |   РСО-Алания,   |
|     | производства  и  реализации |            |  Министерство   |
|     | продовольственных  товаров, |            |    сельского    |
|     | в   том  числе  мониторинга |            |   хозяйства и   |
|     | торговых наценок            |            | продовольствия  |
|     |                             |            |   РСО-Алания    |
|-----|-----------------------------|------------|-----------------|
| 3.  | Пролонгация      Соглашения |            |                 |
|     | между         Министерством |     I      |  Министерство   |
|     | экономики       Республики  |  квартал   |    экономики    |
|     | Северная   Осетия-Алания  и |  2008 г.   |   РСО-Алания    |
|     | организациями,              |            |                 |
|     | осуществляющими    торговлю |            |                 |
|     | продовольственными          |            |                 |
|     | товарами,    организациями, |            |                 |
|     | осуществляющими             |            |                 |
|     | производство                |            |                 |
|     | продовольственных  товаров, |            |                 |
|     | о     принятии    мер    по |            |                 |
|     | стабилизации     цен     на |            |                 |
|     | отдельные   виды  социально |            |                 |
|     | значимых продовольственных  |            |                 |
|     | товаров                     |            |                 |
|-----|-----------------------------|------------|-----------------|
| 4.  | Организация                 | не менее   |  Министерство   |
|     | сельскохозяйственных        |  одного    |    сельского    |
|     | ярмарок,   выставок-продаж, |  раза в    |   хозяйства и   |
|     | выездной           торговли |   месяц    | продовольствия  |
|     | продовольственными товарами |            |   РСО-Алания,   |
|     | первой    необходимости   в |            |  администрации  |
|     | отдаленных       населенных |            |    местного     |
|     | пунктах, в том числе горной |            | самоуправления  |
|     | зоны республики             |            |  муниципальных  |
|     |                             |            |     районов     |
|     |                             |            |  республики и   |
|     |                             |            |г.Владикавказа,  |
|     |                             |            | Севоспотребсоюз |
|-----|-----------------------------|------------|-----------------|
| 5.  | Принятие мер по активизации |            |                 |
|     | заготовительной  работы  по |  2008 -    | Севоспотребсоюз |
|     | основным  продовольственным |  2011 г.г. |                 |
|     | товарам  и  сдерживанию цен |            |                 |
|     | на  товары,  производимые в |            |                 |
|     | системе    потребительской  |            |                 |
|     | кооперации,     недопущению |            |                 |
|     | необоснованного   завышения |            |                 |
|     | торговых     надбавок    на |            |                 |
|     | закупаемые товары           |            |                 |
|-----|-----------------------------|------------|-----------------|
| 6.  | Организация   и  увеличение |            |                 |
|     | количества торговых мест на |  2008 -    |   управляющие   |
|     | рынках    республики    для |  2011 г.г. |     рынками     |
|     | местных                     |            |    компании     |
|     | товаропроизводителей      и |            |                 |
|     | организаций        торговли |            |                 |
|     | продовольственными товарами |            |                 |
|     | без            посредников, |            |                 |
|     | обеспечение                 |            |                 |
|     | беспрепятственного  доступа |            |                 |
|     | на рынки для производителей |            |                 |
|     | сельскохозяйственной        |            |                 |
|     | продукции,      предприятий |            |                 |
|     | перерабатывающей            |            |                 |
|     | промышленности  и  граждан, |            |                 |
|     | ведущих        крестьянское |            |                 |
|     | (фермерское)     хозяйство, |            |                 |
|     | личное подсобное хозяйство  |            |                 |
|------------------------------------------------------------------|
|    Увеличение объемов производства и расширение ассортимента     |
|      социально значимой продукции местного производства и        |
|         стимулирование торговли сельскохозяйственными и          |
|                   продовольственными товарами                    |
|                                                                  |
|------------------------------------------------------------------|
| 7.  | Оптимизация       структуры |            |  Министерство   |
|     | сельского        хозяйства, |  2008 -    |    сельского    |
|     | повышение     эффективности |  2011 г.г. |   хозяйства и   |
|     | использования               |            | продовольствия  |
|     | производственных  мощностей |            |   РСО-Алания,   |
|     | предприятий                 |            |   предприятия   |
|     | перерабатывающих отраслей и |            | перерабаты-     |
|     | увеличение          объемов |            |    вающей       |
|     | производства                |            | промышленности  |
|     | конкурентоспособной         |            |                 |
|     | продукции за счет улучшения |            |                 |
|     | качества  и  расширения  ее |            |                 |
|     | ассортимента                |            |                 |
|-----|-----------------------------|------------|-----------------|
| 8.  | Проведение   инвентаризации |            |  администрации  |
|     | предприятий                 |  2008 г.   |    местного     |
|     | потребительского   рынка  и |            | самоуправления  |
|     | формирование        реестра |            |  муниципальных  |
|     | объектов   потребительского |            |     районов     |
|     | рынка                       |            |  республики и   |
|     |                             |            | г.Владикавказа  |
|-----|-----------------------------|------------|-----------------|
| 9.  | Развитие       рациональной |            |  администрации  |
|     | инфраструктуры              |  2008 -    |    местного     |
|     | потребительского  рынка  за |  2011 г.г. | самоуправления  |
|     | счет   привлечения  частных |            |  муниципальных  |
|     | инвестиций  и приоритетного |            |     районов     |
|     | предоставления   в   аренду |            |  республики и   |
|     | помещений,   находящихся  в |            | г.Владикавказа  |
|     | муниципальной               |            |                 |
|     | собственности,          под |            |                 |
|     | размещение         торговых |            |                 |
|     | предприятий       социально |            |                 |
|     | значимыми                   |            |                 |
|     | продовольственными товарами |            |                 |
|------------------------------------------------------------------|
|             Создание эффективной конкурентной   среды            |
|          в сфере торговли продовольственными   товарами          |
|------------------------------------------------------------------|
| 10. | Недопущение                 |            |                 |
|     | административных   барьеров | постоянно  |   Управление    |
|     | при             перемещении |            |   ФАС России    |
|     | продовольственных  товаров, |            |  по РСО-Алания  |
|     | ликвидация    барьеров    в |            |                 |
|     | межрегиональном             |            |                 |
|     | товарообороте,              |            |                 |
|     | либерализация               |            |                 |
|     | предпринимательской         |            |                 |
|     | деятельности             на |            |                 |
|     | продовольственном рынке и в |            |                 |
|     | смежных отраслях            |            |                 |
|-----|-----------------------------|------------|-----------------|
| 11. | Осуществление   постоянного |            |                 |
|     | Мониторинга    региональных | постоянно  |   Управление    |
|     | продовольственных   рынков, |            |   ФАС России    |
|     | на     которых     возможно |            |  по РСО-Алания  |
|     | ограничение    конкуренции, |            |                 |
|     | проведение анализа и оценки |            |                 |
|     | состояния      конкурентной |            |                 |
|     | среды на таких рынках       |            |                 |
|-----|-----------------------------|------------|-----------------|
| 12. | Проведение      мониторинга |            |                 |
|     | нормативных           актов | постоянно  |   Управление    |
|     | республиканских     органов |            |   ФАС России    |
|     | исполнительной   власти   и |            | по РСО-Алания,  |
|     | органов            местного |            | ТПП РСО-Алания  |
|     | самоуправления              |            |                 |
|     | муниципальных  образований, |            |                 |
|     | касающихся    регулирования |            |                 |
|     | продовольственного    рынка |            |                 |
|     | республики                  |            |                 |
|-----|-----------------------------|------------|-----------------|
| 13. | Проведение         проверок |            |                 |
|     | хозяйствующих  субъектов  - | постоянно  |   Управление    |
|     | участников рынков социально |            |   ФАС России    |
|     | значимых  продуктов питания |            |  по РСО-Алания  |
|     | (в  том  числе  совместно с |            |                 |
|     | органами   внутренних  дел) |            |                 |
|     | для  выявления и пресечения |            |                 |
|     | ограничивающих  конкуренцию |            |                 |
|     | соглашений  и согласованных |            |                 |
|     | действий,       запрещенных |            |                 |
|     | статьей   11   Федерального |            |                 |
|     | закона от 26.07.2006 г.     |            |                 |
|     | N    135-ФЗ    "О    защите |            |                 |
|     | конкуренции"                |            |                 |
|     |                             |            |                 |
|-----|-----------------------------|------------|-----------------|
| 14. | Принятие                мер |            |                 |
|     | антимонопольного            | постоянно  |   Управление    |
|     | реагирования    в    случае |            |   ФАС России    |
|     | обнаружения       признаков |            |  по РСО-Алания  |
|     | нарушения  антимонопольного |            |                 |
|     | законодательства            |            |                 |
|     | хозяйствующими субъектами - |            |                 |
|     | участниками          рынков |            |                 |
|     | социально          значимых |            |                 |
|     | продуктов питания           |            |                 |
|------------------------------------------------------------------|
|            Развитие системы защиты прав потребителей             |
|    и осуществление социальных и экономических мер поддержки      |
|   платежеспособного спроса со стороны малообеспеченных слоев     |
|                            населения                             |
|------------------------------------------------------------------|
| 15. | Осуществление  контроля  за |            |                 |
|     | качеством       реализуемых | постоянно  |   Управление    |
|     | товаров,  уровнем торгового |            | Роспотребнад-   |
|     | обслуживания,   соблюдением |            |    зора по      |
|     | законодательства  в области |            |   РСО-Алания    |
|     | защиты прав потребителей    |            |                 |
|------------------------------------------------------------------|
|       Развитие системы подготовки и переподготовки кадров        |
|               для отраслей потребительского рынка                |
|------------------------------------------------------------------|
| 16. | Расширение  перечня базовых |            |  Министерство   |
|     | предприятий для прохождения |  2008 -    |    экономики    |
|     | практики   и   приобретения |  2011 г.г. |   РСО-Алания,   |
|     | навыков   кадрами  массовых |            |  администрации  |
|     | профессий  и специалистами, |            |    местного     |
|     | развитие               сети |            | самоуправления  |
|     | тренинг предприятий     для |            |  муниципальных  |
|     | формирования        навыков |            |     районов     |
|     | предпринимательской         |            |  республики и   |
|     | деятельности,    проведение |            | г.Владикавказа, |
|     | республиканских   конкурсов |            | ТПП РСО-Алания  |
|     | профессионального           |            |                 |
|     | мастерства,   мастерклассов |            |                 |
|     | для               повышения |            |                 |
|     | профессионального    уровня |            |                 |
|     | кадров.                     |            |                 |
--------------------------------------------------------------------

     * Мероприятия согласованы с ответственными исполнителями
                                                                                 
                                                                                 
                                                                             
                                                                             
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 

Информация по документу
Читайте также