Расширенный поиск
Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.06.2008 № 2-пИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 июня 2008 года N 2-П г.Владикавказ По делу о проверке конституционности постановления администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 2007 года N 250 "О принятии дополнительных мер в рамках реализации программы "Антидопинг" в связи с запросом гражданки Машковой Н.П. Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего A.M.Цалиева, судей Т.В.Батаевой, Л.Д.Бокоевой, О.Х.Качмазова, А.В.Севастьянова, с участием представителя администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания Р.С.Цопановой, заместителя начальника отдела государственного надзора республик ЮФО (РСО-Алания) Южного межрегионального территориального управления федерального агентства по техническому регулированию и метрологии P.M.Миндиашвили, главного специалиста Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Северная Осетия-Алания Ш.Д.Хубулова, руководствуясь частью 3 статьи 101(1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания, частью 1 статьи 3, статьями 68, 69 и 70 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности постановления администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 2007 года N 250 "О принятии дополнительных мер в рамках реализации программы "Антидопинг". Поводом к рассмотрению дела согласно статье 21 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" явился запрос гражданки Н.П.Машковой о признании не соответствующим Конституции Республики Северная Осетия-Алания постановления администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 2007 года N 250 "О принятии дополнительных мер в рамках реализации программы "Антидопинг". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Северная Осетия-Алания оспариваемое заявителем постановление администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания. Заслушав в заседании сообщение судьи-докладчика Т.В.Батаевой, объяснения представителя стороны, выступления приглашенных, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания установил: 1. Постановлением администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 2007 года N 250 "О принятии дополнительных мер в рамках реализации программы "Антидопинг" установлен запрет на торговлю растворителем N 646 и его аналогами в торговых точках района независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы. В своем запросе заявитель Машкова Н.П. просит признать постановление администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 2007 года N 250 "О принятии дополнительных мер в рамках реализации программы "Антидопинг" не соответствующим Конституции Республики Северная Осетия- Алания, поскольку данный нормативный правовой акт, по мнению заявителя, ограничивает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления не запрещенной законом экономической деятельности и, следовательно, противоречит Конституции Республики Северная Осетия-Алания, а именно ее статьям 2, 14, 34 и 63. 2. В Республике Северная Осетия-Алания человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - высший долг и обязанность Республики Северная Осетия-Алания (статья 2 Конституции Республики Северная Осетия-Алания). Статья 11 (часть 2) Конституции Республики Северная Осетия-Алания в качестве одной из основ конституционного строя провозглашает свободу экономической деятельности и предпринимательства. Данным принципом предопределяются конституционно гарантируемые правомочия, составляющие основное содержание конституционных прав в экономической сфере жизнедеятельности общества. В частности, Конституция Республики Северная Осетия-Алания в статье 34 (часть 1) закрепляет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В процессе реализации данного права граждане вправе определять сферу этой деятельности и осуществлять ее в индивидуальном порядке либо совместно с другими лицами посредством создания коммерческой организации в любой предусмотренной законом организационно-правовой форме, самостоятельно планировать развитие собственного бизнеса и т.д. Из статей 2, 19 (часть 1), 20 (часть 1), 45 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Республики Северная Осетия-Алания следует, что конституционные права и свободы признаются и гарантируются в Республике Северная Осетия-Алания в качестве основных и неотчуждаемых, являются непосредственно действующими и реализуются на основе общеправового принципа юридического равенства всех перед законом и судом. Правовая регламентация указанных прав и свобод должна осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации. При этом Конституция Республики Северная Осетия-Алания (часть 1 статьи 63) указывает на то, что законы и иные нормативные акты Республики Северная Осетия-Алания не должны противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. 3. В соответствии со статьей 71 (пункты "в" и "о") Конституции Российской Федерации регулирование и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, гражданское законодательство, составной частью которого являются положения, регламентирующие общественные отношения в области хозяйственного оборота, находятся в ведении Российской Федерации. По указанным вопросам принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации). В силу названных конституционных положений только федеральный законодатель в рамках предоставленных ему полномочий по правовому регулированию предпринимательской деятельности вправе определять порядок и условия ее осуществления, устанавливать с учетом специфики тех или иных видов деятельности дополнительные требования к субъектам этой деятельности, а также вводить те или иные ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией Российской Федерации, а именно ее статьей 55 (часть 3). Данное положение корреспондирует Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в силу которой право каждого физического и юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом (в том числе в целях осуществления предпринимательской деятельности) не ущемляет права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами (часть 2 статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод в редакции Протокола от 11 мая 1994 года N 11). Данная норма нашла свое выражение в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 1 апреля 2003 года N 4-П, Постановление от 10 апреля 2001 года N 5-П, Постановление от 18 июля 2003 года N 14-П и др.). Таким образом, из смысла приведенных положений следует, что ограничения конституционных прав и свобод, в том числе свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, могут вводиться только на основании федерального закона и лишь в конституционно значимых целях: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 4. Администрация местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания, установив запрет на торговлю растворителем N 646 и его аналогами, намеревалась тем самым ограничить доступ к наркотическим средствам и психотропным веществам лиц, употребляющих наркотики, с целью охраны их здоровья и предупреждения дальнейшего распространения наркомании. Между тем правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья, государственной и общественной безопасности в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". Из нормативных положений данного Закона (статья 1) вытекает, что сам по себе растворитель N 646 и его аналоги не являются ни наркотическими средствами, ни психотропными веществами. Однако в составе этих растворителей присутствуют в том или ином сочетании прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, часто использующиеся при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, в связи с чем они внесены в Список IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 681), в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. При этом контроль в отношении прекурсоров (ацетон, толуол), содержащихся в составе растворителя N 646 и его аналогов, осуществляется уполномоченными органами государственной власти (Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и другие) лишь в области их производства в чистом виде и оборота. Растворители же являются смесями не только прекурсоров, но и иных токсичных веществ, которые должны изготавливаться производителями согласно утвержденным ГОСТам, техническим условиям или техническим регламентам. Следовательно, при наличии сертификата, свидетельствующего о соответствии растворителя N 646 и его аналогов требованиям, установленным ГОСТом (18188-72 и другими), техническими условиями или техническими регламентами, предприниматель вправе свободно осуществлять реализацию названных растворителей, поскольку федеральный законодатель не допускает введения дополнительных требований и ограничений на данный вид предпринимательской деятельности, в том числе установления запрета или получения специальных разрешений на торговлю растворителем N 646 и его аналогами. 5. В Республике Северная Осетия-Алания местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя (статья 8 Конституции Республики Северная Осетия-Алания). Органы местного самоуправления в пределах, определенных законодательством, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти. Данные положения содержатся в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который, в частности, предусматривает самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов местного значения (часть 2 статьи 1). Однако при осуществлении своих полномочий, в том числе при обеспечении защиты прав и законных интересов граждан, орган местного самоуправления должен действовать в определенных Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Северная Осетия-Алания пределах, а в случаях, установленных федеральными законами, -законами субъектов Российской Федерации. Между тем федеральный законодатель не наделяет органы местного самоуправления правомочием осуществлять правовое регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту: они лишь обязаны в пределах своей компетенции организовать исполнение законодательства Российской Федерации в указанной сфере. 6. Постановлением администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 2007 года N 250 "О принятии дополнительных мер в рамках реализации программы "Антидопинг", предусматривающим запрет на торговлю растворителем N 646 и его аналогами в торговых точках независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, по существу нарушены конституционные права, гарантирующие в Республике Северная Осетия-Алания поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности и предпринимательства. Введение указанного запрета означает, что ограничение свободы предпринимательской деятельности, перемещение товаров и услуг, их реализация могут осуществляться исходя из критериев, определенных не Российской Федерацией в лице федерального законодателя, как это предписано Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 55), а непосредственно нормативным правовым актом органа местного самоуправления, что приводит к нарушению принципа юридического равенства хозяйствующих субъектов, неправомерному ограничению конституционного права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и выходит за рамки разграничения компетенции не только между органами государственной власти и органами местного самоуправления, но и за рамки разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Таким образом, оспариваемое постановление администрации местного самоуправления Алагирского района от 30 июля 2007 года N 250 "О принятии дополнительных мер в рамках реализации программы "Антидопинг" противоречит Конституции Республики Северная Осетия- Алания, а именно ее статьям 2, 14 (часть 2), 34 (часть 1), 55 (часть 2), 63 (часть 1). Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 54, 55, 56, 57, 71 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил: 1. Признать постановление администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 2007 года N 250 "О принятии дополнительных мер в рамках реализации программы "Антидопинг" не соответствующим статьям 2, 14 (часть 2), 34 (часть 1), 55 (часть 2), 63 (часть 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания по содержанию норм в той мере, в какой оно устанавливает запрет на торговлю растворителем N 646 и его аналогами, а также с точки зрения установленного Конституцией Республики Северная Осетия- Алания и федеральным законодательством разграничения компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления. 2. Правоприменительные решения, основанные на положениях постановления администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 2007 года N 250 "О принятии дополнительных мер в рамках реализации программы "Антидопинг", признанного не соответствующим Конституции Республики Северная Осетия-Алания, должны быть пересмотрены в установленном законом порядке. 3. Настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. 4. Согласно части 1 статьи 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания" и в Алагирской районной газете Республики Северная Осетия-Алания "Заря" ("Сауахсид"). КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|