Расширенный поиск

Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.06.2008 № 2-п

 


                                ИМЕНЕМ

                  РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                      от 10 июня 2008 года N 2-П

                            г.Владикавказ


          По делу о проверке конституционности постановления
       администрации местного самоуправления Алагирского района
     Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 2007 года N 250
"О принятии дополнительных мер в рамках реализации программы "Антидопинг"
             в связи с запросом гражданки  Машковой Н.П.


     Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания  в  составе
председательствующего      A.M.Цалиева,    судей         Т.В.Батаевой,
Л.Д.Бокоевой, О.Х.Качмазова, А.В.Севастьянова,
     с участием представителя  администрации  местного  самоуправления
Алагирского  района  Республики  Северная Осетия-Алания Р.С.Цопановой,
заместителя начальника отдела государственного надзора  республик  ЮФО
(РСО-Алания)   Южного   межрегионального  территориального  управления
федерального агентства  по  техническому  регулированию  и  метрологии
P.M.Миндиашвили, главного специалиста Управления Федеральной службы по
контролю за оборотом наркотиков по Республике  Северная  Осетия-Алания
Ш.Д.Хубулова,
     руководствуясь частью  3  статьи  101(1)  Конституции  Республики
Северная Осетия-Алания, частью 1  статьи  3,  статьями  68,  69  и  70
Конституционного    закона    Республики    Северная     Осетия-Алания
"О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания",
     рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
постановления администрации местного самоуправления Алагирского района
Республики  Северная  Осетия-Алания  от  30  июля  2007   года   N 250
"О принятии  дополнительных  мер   в   рамках   реализации   программы
"Антидопинг".
     Поводом к  рассмотрению  дела согласно статье 21 Конституционного
закона  Республики  Северная  Осетия-Алания  "О  Конституционном  Суде
Республики    Северная    Осетия-Алания"   явился   запрос   гражданки
Н.П.Машковой о признании  не  соответствующим  Конституции  Республики
Северная    Осетия-Алания    постановления    администрации   местного
самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от
30  июля  2007  года  N  250  "О  принятии дополнительных мер в рамках
реализации программы "Антидопинг".
     Основанием   к   рассмотрению   дела    явилась    обнаружившаяся
неопределенность  в  вопросе  о  том,  соответствует  ли   Конституции
Республики    Северная    Осетия-Алания    оспариваемое     заявителем
постановление администрации местного самоуправления Алагирского района
Республики Северная Осетия-Алания.
     Заслушав в заседании сообщение судьи-докладчика     Т.В.Батаевой,
объяснения представителя стороны, выступления приглашенных, исследовав
представленные  документы  и  иные  материалы,   Конституционный   Суд
Республики Северная Осетия-Алания установил:
     1. Постановлением    администрации    местного     самоуправления
Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от 30  июля  2007
года  N 250  "О принятии  дополнительных  мер  в   рамках   реализации
программы "Антидопинг" установлен  запрет  на  торговлю  растворителем
N 646 и его аналогами  в  торговых  точках  района  независимо  от  их
ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
     В  своем  запросе  заявитель  Машкова  Н.П.     просит   признать
постановление администрации местного самоуправления Алагирского района
Республики  Северная  Осетия-Алания  от  30  июля  2007   года   N 250
"О принятии  дополнительных  мер   в   рамках   реализации   программы
"Антидопинг"  не  соответствующим  Конституции   Республики   Северная
Осетия- Алания, поскольку данный нормативный правовой акт,  по  мнению
заявителя, ограничивает право каждого на свободное использование своих
способностей и имущества  для  осуществления  не  запрещенной  законом
экономической деятельности и, следовательно, противоречит  Конституции
Республики Северная Осетия-Алания, а именно ее статьям 2, 14, 34 и 63.
     2. В Республике  Северная  Осетия-Алания  человек,  его  права  и
свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина - высший долг и обязанность  Республики
Северная  Осетия-Алания  (статья  2  Конституции  Республики  Северная
Осетия-Алания).  Статья 11 (часть 2) Конституции  Республики  Северная
Осетия-Алания   в  качестве  одной  из  основ  конституционного  строя
провозглашает      свободу      экономической      деятельности      и
предпринимательства.  Данным принципом предопределяются конституционно
гарантируемые    правомочия,    составляющие    основное    содержание
конституционных прав в экономической сфере жизнедеятельности общества.
В частности, Конституция Республики Северная Осетия-Алания в статье 34
(часть   1)   закрепляет   право   на  свободное  использование  своих
способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной
законом  экономической  деятельности.  В  процессе  реализации данного
права  граждане  вправе   определять   сферу   этой   деятельности   и
осуществлять  ее  в  индивидуальном  порядке  либо совместно с другими
лицами  посредством  создания   коммерческой   организации   в   любой
предусмотренной законом организационно-правовой форме,  самостоятельно
планировать развитие собственного бизнеса и т.д.
     Из статей 2, 19 (часть 1), 20 (часть 1), 45 (часть 1) и 55 (часть
2)  Конституции  Республики  Северная   Осетия-Алания   следует,   что
конституционные  права  и  свободы  признаются   и   гарантируются   в
Республике Северная Осетия-Алания в качестве основных и неотчуждаемых,
являются  непосредственно  действующими  и   реализуются   на   основе
общеправового принципа юридического равенства  всех  перед  законом  и
судом.  Правовая  регламентация  указанных  прав   и   свобод   должна
осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами  и  нормами
международного права,  Конституцией  Российской  Федерации.  При  этом
Конституция Республики Северная  Осетия-Алания  (часть  1  статьи  63)
указывает на  то,  что  законы  и  иные  нормативные  акты  Республики
Северная Осетия-Алания не должны  противоречить  федеральным  законам,
принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации.
     3. В соответствии со статьей 71 (пункты "в"  и  "о")  Конституции
Российской Федерации регулирование и  защита  конституционных  прав  и
свобод человека и гражданина,  в  том  числе  права  на  осуществление
предпринимательской  и  иной  не  запрещенной  законом   экономической
деятельности, гражданское законодательство, составной частью  которого
являются положения, регламентирующие общественные отношения в  области
хозяйственного оборота, находятся в ведении Российской  Федерации.  По
указанным вопросам принимаются федеральные  конституционные  законы  и
федеральные  законы,  имеющие  прямое  действие  на  всей   территории
Российской  Федерации  (часть  1  статьи  76  Конституции   Российской
Федерации).
     В силу  названных  конституционных  положений  только федеральный
законодатель в рамках  предоставленных  ему  полномочий  по  правовому
регулированию   предпринимательской   деятельности  вправе  определять
порядок и условия ее осуществления,  устанавливать с учетом  специфики
тех  или иных видов деятельности дополнительные требования к субъектам
этой деятельности,  а также вводить те или иные ограничения,  которые,
однако,  должны  соответствовать критериям,  закрепленным Конституцией
Российской Федерации,  а  именно  ее  статьей  55  (часть  3).  Данное
положение  корреспондирует Конвенции о защите прав человека и основных
свобод,  в силу которой право каждого физического и юридического  лица
беспрепятственно  пользоваться  своим  имуществом (в том числе в целях
осуществления  предпринимательской  деятельности)  не  ущемляет  права
государства   обеспечивать   выполнение   таких   законов,  какие  ему
представляются   необходимыми   для    осуществления    контроля    за
использованием собственности в соответствии с общими интересами (часть
2 статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных
свобод  в  редакции Протокола от 11 мая 1994 года N 11).  Данная норма
нашла свое выражение в ряде решений Конституционного  Суда  Российской
Федерации (Постановление от 1 апреля 2003 года N 4-П, Постановление от
10 апреля 2001 года N 5-П, Постановление от 18 июля 2003 года N 14-П и
др.).
     Таким образом,  из  смысла  приведенных  положений  следует,  что
ограничения  конституционных  прав  и  свобод,  в  том  числе  свободы
предпринимательской  и  иной  не  запрещенной  законом   экономической
деятельности, могут вводиться только на основании федерального  закона
и лишь в конституционно значимых целях: защиты основ  конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства.
     4. Администрация  местного  самоуправления   Алагирского   района
Республики  Северная  Осетия-Алания,  установив  запрет  на   торговлю
растворителем N 646 и его аналогами, намеревалась тем самым ограничить
доступ  к  наркотическим  средствам  и  психотропным  веществам   лиц,
употребляющих наркотики, с целью охраны их здоровья  и  предупреждения
дальнейшего распространения наркомании.
     Между  тем  правовые  основы  государственной  политики  в  сфере
оборота  наркотических  средств,  психотропных  веществ  и  в  области
противодействия  их  незаконному  обороту  в  целях  охраны  здоровья,
государственной и общественной  безопасности  в  Российской  Федерации
установлены  Федеральным  законом  от  8  января  1998   года   N 3-ФЗ
"О наркотических средствах и психотропных веществах".  Из  нормативных
положений  данного  Закона  (статья  1)  вытекает,  что  сам  по  себе
растворитель  N 646  и  его  аналоги  не  являются  ни  наркотическими
средствами,  ни  психотропными  веществами.  Однако  в  составе   этих
растворителей  присутствуют  в  том  или  ином  сочетании   прекурсоры
наркотических средств и психотропных веществ, часто использующиеся при
производстве,  изготовлении,  переработке  наркотических   средств   и
психотропных веществ, в связи с чем они внесены в  Список  IV  Перечня
наркотических  средств,  психотропных  веществ   и   их   прекурсоров,
подлежащих   контролю   в    Российской    Федерации,    утвержденного
Правительством  Российской  Федерации   (Постановление   Правительства
Российской Федерации от 30 июня 1998 года  N 681),  в  соответствии  с
законодательством  Российской  Федерации,  международными   договорами
Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации  Объединенных
Наций о борьбе против  незаконного  оборота  наркотических  средств  и
психотропных  веществ  1988  года.  При  этом  контроль  в   отношении
прекурсоров (ацетон,  толуол),  содержащихся  в  составе  растворителя
N 646  и  его  аналогов,   осуществляется   уполномоченными   органами
государственной власти (Федеральная  служба  Российской  Федерации  по
контролю  за  оборотом  наркотиков  и  другие)  лишь  в   области   их
производства в чистом виде и оборота. Растворители же являются смесями
не только прекурсоров, но и иных  токсичных  веществ,  которые  должны
изготавливаться   производителями   согласно   утвержденным    ГОСТам,
техническим условиям или техническим регламентам.  Следовательно,  при
наличии сертификата, свидетельствующего  о  соответствии  растворителя
N 646 и его аналогов требованиям,  установленным  ГОСТом  (18188-72  и
другими),  техническими  условиями  или   техническими   регламентами,
предприниматель  вправе  свободно  осуществлять  реализацию  названных
растворителей,  поскольку  федеральный   законодатель   не   допускает
введения  дополнительных  требований  и  ограничений  на  данный   вид
предпринимательской деятельности, в том числе установления запрета или
получения специальных разрешений на торговлю растворителем N 646 и его
аналогами.
     5. В Республике  Северная  Осетия-Алания  местное  самоуправление
признается и гарантируется в качестве одной из основ  конституционного
строя (статья 8 Конституции Республики Северная Осетия-Алания). Органы
местного самоуправления в  пределах,  определенных  законодательством,
обладают  полной  свободой   действий   для   реализации   собственной
инициативы  по  любому  вопросу,  который  не  исключен  из  сферы  их
компетенции и  не  находится  в  ведении  какого-либо  другого  органа
власти. Данные положения содержатся в Федеральном законе от 6  октября
2003  года  N 131  -ФЗ  "Об общих   принципах   организации   местного
самоуправления  в  Российской  Федерации",   который,   в   частности,
предусматривает самостоятельность местного  самоуправления  в  решении
вопросов  местного  значения  (часть   2   статьи   1).   Однако   при
осуществлении своих полномочий, в том  числе  при  обеспечении  защиты
прав и  законных  интересов  граждан,  орган  местного  самоуправления
должен действовать в определенных Конституцией Российской Федерации  и
Конституцией Республики Северная Осетия-Алания пределах, а в  случаях,
установленных федеральными законами,  -законами  субъектов  Российской
Федерации. Между  тем  федеральный  законодатель  не  наделяет  органы
местного    самоуправления    правомочием    осуществлять     правовое
регулирование деятельности  в  сфере  оборота  наркотических  средств,
психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному
обороту: они лишь обязаны в пределах  своей  компетенции  организовать
исполнение законодательства Российской Федерации в указанной сфере.
     6. Постановлением    администрации    местного     самоуправления
Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от 30  июля  2007
года  N 250  "О принятии  дополнительных  мер  в   рамках   реализации
программы   "Антидопинг",   предусматривающим   запрет   на   торговлю
растворителем N 646 и его аналогами в торговых  точках  независимо  от
ведомственной  принадлежности  и  организационно-правовой  формы,   по
существу нарушены конституционные права,  гарантирующие  в  Республике
Северная Осетия-Алания поддержку  конкуренции,  свободу  экономической
деятельности и предпринимательства.
     Введение указанного запрета  означает,  что  ограничение  свободы
предпринимательской деятельности,  перемещение  товаров  и  услуг,  их
реализация могут осуществляться исходя из критериев,  определенных  не
Российской  Федерацией  в  лице  федерального  законодателя,  как  это
предписано Конституцией Российской Федерации (часть 3  статьи  55),  а
непосредственно   нормативным   правовым   актом    органа    местного
самоуправления,  что  приводит  к  нарушению   принципа   юридического
равенства   хозяйствующих   субъектов,   неправомерному    ограничению
конституционного  права  каждого  на  свободное  использование   своих
способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической деятельности и выходит  за  рамки  разграничения
компетенции не только между органами государственной власти и органами
местного самоуправления, но и за рамки разграничения предметов ведения
между Российской Федерацией и ее субъектами.
     Таким образом, оспариваемое постановление администрации  местного
самоуправления  Алагирского  района  от  30  июля  2007   года   N 250
"О принятии  дополнительных  мер   в   рамках   реализации   программы
"Антидопинг"  противоречит  Конституции  Республики  Северная  Осетия-
Алания, а именно ее статьям 2, 14 (часть 2), 34 (часть 1),  55  (часть
2), 63 (часть 1).
     Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 54, 55,  56,  57,
71   Конституционного   закона   Республики   Северная   Осетия-Алания
"О Конституционном   Суде    Республики    Северная    Осетия-Алания",
Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил:
     1. Признать постановление администрации  местного  самоуправления
Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от 30  июля  2007
года  N 250  "О принятии  дополнительных  мер  в   рамках   реализации
программы "Антидопинг" не соответствующим статьям 2, 14 (часть 2),  34
(часть 1), 55 (часть 2), 63 (часть 1) Конституции Республики  Северная
Осетия-Алания по содержанию норм в той мере, в какой оно устанавливает
запрет на торговлю растворителем N 646 и  его  аналогами,  а  также  с
точки зрения установленного Конституцией Республики  Северная  Осетия-
Алания и федеральным законодательством разграничения компетенции между
органами государственной власти и органами местного самоуправления.
     2. Правоприменительные   решения,   основанные   на    положениях
постановления администрации местного самоуправления Алагирского района
Республики  Северная  Осетия-Алания  от  30  июля  2007   года   N 250
"О принятии  дополнительных  мер   в   рамках   реализации   программы
"Антидопинг", признанного не  соответствующим  Конституции  Республики
Северная  Осетия-Алания,  должны  быть  пересмотрены  в  установленном
законом порядке.
     3. Настоящее Постановление является  окончательным,  не  подлежит
обжалованию, вступает в  силу  немедленно  после  его  провозглашения,
действует непосредственно и не требует подтверждения другими  органами
и должностными лицами.
     4. Согласно части 1 статьи 60 Конституционного закона  Республики
Северная Осетия-Алания  "О Конституционном  Суде  Республики  Северная
Осетия-Алания"  настоящее  Постановление  подлежит   незамедлительному
опубликованию в официальных изданиях  органов  государственной  власти
Республики   Северная   Осетия-Алания.   Постановление   должно   быть
опубликовано  также  в  "Вестнике  Конституционного  Суда   Республики
Северная Осетия-Алания" и  в  Алагирской  районной  газете  Республики
Северная Осетия-Алания "Заря" ("Сауахсид").


     КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
     РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ


 

Информация по документу
Читайте также