Расширенный поиск
Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.06.2008 № 3-пИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 июня 2008 года N 3-П г.Владикавказ По делу о проверке конституционности пункта 1 распоряжения и.о. главы администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания от 26 ноября 2007 года N 683 "О запрете реализации в торговой сети пиротехнических средств" в связи с запросом гражданина Атоняна Г.А. Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего A.M.Цалиева, судей Т.В.Батаевой, Л.Д.Бокоевой, О.Х.Качмазова, А.В.Севастьянова, с участием представителя администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания Б.П.Кокова, руководствуясь частью 3 статьи 101(1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания, частью 1 статьи 3, статьями 56, 57, 68, 69 и 70 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 1 распоряжения и.о. главы администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания от 26 ноября 2007 года N 683 "О запрете реализации в торговой сети пиротехнических средств". Поводом к рассмотрению дела согласно статье 21 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" явилось обращение гражданина Атоняна Гария Ашотовича в форме запроса о признании не соответствующим Конституции Республики Северная Осетия-Алания пункта 1 распоряжения и.о. главы администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания "О запрете реализации в торговой сети пиротехнических средств". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Северная Осетия-Алания пункт 1 названного распоряжения. Заслушав в заседании сообщение судьи-докладчика А.В.Севастьянова, объяснения представителя стороны, выступление представителя Правительства Республики Северная Осетия-Алания в Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания С.А.Макиева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания установил: 1. Гражданином Г.А.Атоняном оспаривается конституционность пункта 1 распоряжения и. о. главы администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания от 26 ноября 2007 года N 683 "О запрете реализации в торговой сети пиротехнических средств", лишающего предпринимателей возможности осуществлять торговлю пиротехническими изделиями на территории Правобережного района. Заявитель считает, что данный пункт нормативного правового акта нарушает конституционные права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, на свободу выбора рода деятельности, что не соответствует положениям, предусмотренным статьями 34, 37, 63 Конституции Республики Северная Осетия-Алания. 2. Согласно статье 56 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" Конституционный Суд принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению. Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является пункт 1 распоряжения и. о. главы администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания от 26 ноября 2007 года N 683 "О запрете реализации в торговой сети пиротехнических средств". 3. Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); одну из основ конституционного строя Российской Федерации составляют гарантии свободы экономической деятельности (часть 1 статьи 8); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (статья 18). Аналогичные нормы закреплены и в Конституции Республики Северная Осетия-Алания. Реализуя указанные конституционные положения, граждане вправе осуществлять экономическую деятельность индивидуально либо совместно с другими лицами путем участия в различных хозяйствующих субъектах, самостоятельно выбирать стратегию развития бизнеса и род деятельности, свободно использовать свое имущество. Следовательно, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица в рамках действующего законодательства обязаны соблюдать права предпринимателей, обеспечивать свободу предпринимательской деятельности и защиту законных интересов субъектов предпринимательства. 4. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, неотъемлемой частью которого является решение вопросов местного значения, к которым Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 9 части 1 статьи 14) и Законом Республики Северная Осетия-Алания от 25 апреля 2006 года N 24-РЗ "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания" (пункт 9 части 1 статьи 13) отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Организационно- техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов в рамках полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления(статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статья 15 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 24 января 2006 года N 1-РЗ "О пожарной безопасности в Республике Северная Осетия-Алания"). В указанных законах первичные меры пожарной безопасности предусматривают реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Вместе с тем обеспечение первичных мер пожарной безопасности не предполагает введение актом органа местного самоуправления ограничений на предпринимательскую деятельность в сфере торговли изделиями, представляющими пожароопасность, но разрешенными к реализации в соответствии с федеральным законодательством. 5. В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации (ГОСТ Р 51270-99) пиротехнические изделия по степени потенциальной опасности при их применении подразделяются на пять классов. В связи с возможностью нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью, а также имуществу граждан и организаций в процессе применения пиротехнических изделий федеральным законодателем установлены повышенные требования к распространению изделий IV-V классов путем лицензирования (статьи 4, 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Применительно к пиротехническим изделиям I-III классов государственное регулирование деятельности по их распространению осуществляется путем сертификации качества пиротехнической продукции. При этом в течение всего срока действия сертификата компетентными органами государственной власти осуществляется инспекционный контроль за соответствием реализуемой продукции установленным требованиям. Таким образом, в процессе реализации пиротехнической продукции субъект предпринимательской деятельности, наделенный федеральным законодателем свободой в выборе места, времени, ассортимента, торгового партнера, обязан лишь соблюдать требования, установленные Правилами пожарной безопасности (утверждены приказом Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313) и Правилами сертификации пиротехнической продукции (утверждены постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 июля 1997 года N 16). 6. Пунктом 1 распоряжения и.о. главы администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания от 26 ноября 2007 года N 683 установлен запрет на реализацию в торговой сети Правобережного района пиротехнических средств. Указанное нормативное положение по существу ограничивает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Между тем возможные ограничения прав и свобод, в частности права на свободное осуществление предпринимательской деятельности, в силу их федерального ведения и регулирования могут быть введены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). В соответствии с частью 1 статьи 63 Конституции Республики Северная Осетия-Алания муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. Таким образом, пункт 1 распоряжения и.о. главы администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания от 26 ноября 2007 года N 683 "О запрете реализации в торговой сети пиротехнических средств", ограничивая конституционное право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, противоречит статьям 2, 14 (часть 1), 34 (часть 1), 63 (часть 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания. На основании изложенного, руководствуясь статьями 55, 56, 57, 62 и 71 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил: 1. Признать пункт 1 распоряжения и.о. главы администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания от 26 ноября 2007 года N 683 "О запрете реализации в торговой сети пиротехнических средств" не соответствующим статьям 2, 14 (часть 1), 34 (часть 1), 63 (часть 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания, поскольку он ограничивает конституционные права и свободы граждан, что допускается только федеральным законом и в конституционно значимых целях. 2. Правоприменительные решения, основанные на положениях пункта 1 распоряжения и.о. главы администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания от 26 ноября 2007 года N 683 "О запрете реализации в торговой сети пиротехнических средств", признанного не соответствующим Конституции Республики Северная Осетия-Алания, подлежат пересмотру в установленном порядке. 3. Настоящее Постановление является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. 4. Согласно статье 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания" и в газете Правобережного района "Рахизфарсы Цард" ("Жизнь Правобережья"). КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|