Расширенный поиск
Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 26.12.2008 № 4-пИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 декабря 2008 года N 4-П г.Владикавказ По делу о проверке конституционности постановления главы администрации местного самоуправления г.Владикавказа от 8 июля 2005 года N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г.Владикавказе" в связи с запросом гражданина Самова Э.Э. Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего A.M.Цалиева, судей Т.В.Батаевой, Л.Д.Бокоевой, О.Х.Качмазова, А.В.Севастьянова, с участием представителя стороны - администрации местного самоуправления г.Владикавказа Доева А.С., представителя Прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания - старшего прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, юриста 1 класса Терешкова Н.В., руководствуясь статьей 101(1) (пункт 4 части 3) Конституции Республики Северная Осетия-Алания, статьями 3 (часть 1), 56, 70, 71 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности постановления главы администрации местного самоуправления г.Владикавказа от 8 июля 2005 года N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г.Владикавказе". Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданина Самова Эрика Эльбрусовича о признании не соответствующим Конституции Республики Северная Осетия-Алания постановления главы администрации местного самоуправления г.Владикавказа от 8 июля 2005 года N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г.Владикавказе". Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.Д.Бокоевой, объяснения представителя администрации местного самоуправления г.Владикавказа, выступления приглашенных в заседание представителей: Республиканского государственного учреждения "Управление госэкспертизы проектов строительства Республики Северная Осетия-Алания" - заместителя начальника Ивлева В.В.; Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России - заместителя начальника отдела административной практики и дознания Чечулина С.Г.; Государственной жилищной инспекции - начальника информационно-правового отдела Серо-курова Т.В.; Государственного строительного надзора Республики Северная Осетия-Алания - начальника отдела Томаева Р.Х., исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания установил: 1. Пунктом 1 постановления главы администрации местного самоуправления г.Владикавказа от 8 июля 2005 года N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г.Владикавказе" установлен запрет использования (занятие, обустройство, эксплуатация и т.п.) в многоквартирных жилых домах, общежитиях, зданиях, расположенных в административных границах г.Владикавказа, независимо от их ведомственной принадлежности, технических подполий, этажей, чердаков для каких-либо иных целей, кроме обслуживания и эксплуатации проходящих через них коммуникаций. При этом постановлению главы администрации местного самоуправления г.Владикавказа от 8 июля 2005 года N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г.Владикавказе" придана обратная сила, то есть его нормы распространяют свое действие на правоотношения, возникшие до его издания. Пунктом 2 оспариваемого постановления Комитету по управлению городским имуществом, Управлению архитектуры и градостроительства запрещено рассматривать обращения по вопросам использования технических подполий, этажей, чердаков. Обязанность по принятию мер к лицам, нарушившим положения указанного постановления, возложена на Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации местного самоуправления г.Владикавказа (пункт 3). По мнению заявителя Самова Э.Э., постановление главы администрации местного самоуправления от 8 июля 2005 года N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г. Владикавказе" нарушает закрепленные в статьях 34, 35,40, 46 Конституции Республики Северная Осетия-Алания гарантии конституционных прав граждан, в том числе права на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, права иметь имущество в собственности, владеть и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, права на жилище. Заявитель также утверждает, что оспариваемое постановление администрации местного самоуправления г.Владикавказа официально не было опубликовано, хотя фактически применялось. 2. Согласно статье 63 (часть 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания законы и иные нормативные правовые акты Республики Северная Осетия-Алания не должны противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. Вопросы, регулируемые постановлением главы администрации местного самоуправления г.Владикавказа от 8 июля 2005 года N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г.Владикавказе", затрагивают права и свободы человека и гражданина, а также устанавливают определенные обязанности. По своей сути оспариваемые нормы являются гражданско-правовыми и в силу пунктов "в" и "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации составляют предмет исключительного ведения Российской Федерации. В соответствии со статьями 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему жилым помещением принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома: общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (общее имущество в многоквартирном доме). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. При этом предусматривается, что не только собственник, но и наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме. Жилищным кодексом Российской Федерации (статьи 12, 13, 14) регулирование вопросов владения, пользования и распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме отнесено к полномочиям органов государственной власти, а не органов местного самоуправления. Приведенные законоположения свидетельствуют о том, что администрация местного самоуправления г.Владикавказа, устанавливая запрет на использование технических помещений в многоквартирном доме, вышла за пределы своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания, так как регулирование вопросов владения, пользования и распоряжения объектами общей долевой собственности является исключительной прерогативой федерального законодателя. Нормативные положения постановления главы администрации местного самоуправления г.Владикавказа от 8 июля 2005 года N 795, устанавливающие запрет на владение, пользование и распоряжение общим имуществом в многоквартирных домах, общежитиях, зданиях, расположенных в административных границах г. Владикавказа, ограничили конституционные права граждан, что недопустимо сточки зрения общепризнанных принципов и норм международного и российского права. Кроме того, постановление главы администрации местного самоуправления г.Владикавказа от 8 июля 2005 года N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г.Владикавказе" не было официально опубликовано, хотя фактически оно применялось. Согласно правовым позициям, выявленным Конституционным Судом Республики Северная Осетия-Алания в Постановлении от 28 мая 2004 года N 1-П, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания может рассматривать не вступившие в законную силу нормативные правовые акты на предмет их конституционности в случае, если они фактически применялись органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами, организациями и учреждениями Республики Северная Осетия-Алания, однако такая проверка невозможна по содержанию норм. Следовательно, дело в части признания постановления главы администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 8 июля 2005 года N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г.Владикавказе" противоречащим Конституции Республики Северная Осетия-Алания. по содержанию норм подлежит прекращению. Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания по настоящему делу является соответствие Конституции Республики Северная Осетия-Алания постановления главы администрации местного самоуправления г.Владикавказа от 8 июля 2005 года N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г.Владикавказе" по порядку его опубликования и введения в действие. 3. В соответствии со статьей 14 (часть 3) Конституции Республики Северная Осетия-Алания любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Статьей 47 (часть 3) Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 46 (часть 3) Закона Республики Северная Осетия-Алания от 24 апреля 2006 года N 24-РЗ "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания" на органы местного самоуправления возлагается обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с муниципальными правовыми актами, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Обязательность официального опубликования правовых актов органов местного самоуправления г.Владикавказа, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, предусмотрена также Уставом муниципального образования г. Владикавказа, действовавшим на момент издания оспариваемого нормативного правового акта. Названные конституционные и законодательные предписания являются одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носят императивный характер и в равной мере распространяются на все нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления. Указанным выводам корреспондируют правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Определении от 2 марта 2006 года N 58-О, из которых следует, что официально не опубликованные нормативные правовые акты не должны влечь правовые последствия как не вступившие в силу и не подлежат применению. Следовательно, не опубликованные в установленном порядке нормативные правовые акты местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в том числе допускающие придание нормативным правовым актам органов местного самоуправления обратной силы, не должны влечь правовые последствия как не вступившие в силу. Они не подлежат применению и должны быть устранены из системы законодательства. Таким образом, постановление главы администрации местного самоуправления г.Владикавказа от 8 июля 2005 года N 795 "Об использовании техни ческих помещений в жилых домах и зданиях в г.Владикавказе" не соответствует положениям Конституции Республики Северная Осетия-Алания, а именно ее статье 14 (часть 3), как не опубликованное для всеобщего сведения. Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 54, 55, 56, 57,61 (части 1 и 3), 71 Конституционного закона Республики Северная Осетия- Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил: 1. Признать не соответствующим Конституции Республики Северная Осетия-Алания, ее статьям 14 (часть 3), 54 (часть 2) постановление главы администрации местного самоуправления г.Владикавказа от 8 июля 2005 года N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г.Владикавказе", устанавливающее запрет на использование объектов общей долевой собственности в многоквартирных домах, по порядку опубликования и введения в действие. 2. Правоприменительные решения, принятые на основании постановления главы администрации местного самоуправления г.Владикавказа от 8 июля 2005 года N 795 "Об использовании технических помещений в жилых домах и зданиях в г.Владикавказе", признанного настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Республики Северная Осетия-Алания, подлежат пересмотру в установленном порядке. 3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. 4. Согласно статье 60 (часть 1) Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания" и в муниципальном печатном издании - газете "Владикавказ". КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|