Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22.05.2009 № 159ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 мая 2009 г. N 159 г.Владикавказ О проведении в 2009 году эксперимента по внедрению оценки регулирующего воздействия на базе Комитета Республики Северная Осетия-Алания по развитию предпринимательства и сопровождению инвестиционных проектов В целях реализации проекта "Внедрение инструментов оценки регулирующего воздействия в Республике Северная Осетия-Алания" в рамках Программы сотрудничества Всемирного Банка по укреплению системы государственного управления в регионах Юга России Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет: 1. Утвердить прилагаемые: Порядок проведения эксперимента по внедрению инструментов оценки регулирующего воздействия в деятельность органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания (далее - Порядок): Временные методические рекомендации по подготовке отчета об оценке регулирующего воздействия (далее - Рекомендации). 2. Провести на базе Комитета Республики Северная Осетия-Алания по развитию предпринимательства и сопровождению инвестиционных проектов (далее - Комитет) эксперимент по внедрению инструментов оценки регулирующего воздействия в деятельность органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с Порядком, Рекомендациями. 3. Установить, что Администрация Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания является уполномоченным органом по экспертизе отчетов об оценке регулирующего воздействия, включаемых в комплект сопроводительных документов к проектам нормативных правовых актов, разрабатываемых Комитетом, а также отчетов об оценке регулирующего воздействия действующих нормативных правовых актов. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Кесельбренера Л.Я. Председатель Правительства Республики Северная Осетия-Алания Н.Хлынцов УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22 мая 2009 г. N 159 ПОРЯДОК проведения эксперимента по внедрению оценки регулирующего воздействия в деятельность органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания 1. Эксперимент по внедрению инструментов оценки регулирующего воздействия в деятельность органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания (далее - эксперимент) проводится в период с 8 мая 2009 года по 5 декабря 2009 года на базе Комитета Республики Северная Осетия-Алания по развитию предпринимательства и сопровождению инвестиционных проектов (далее - Комитет) с целью повышения эффективности и совершенствования процессов государственного управления в части подготовки и принятия регулирующих решений. 2. Отчет об оценке регулирующего воздействия нормативного правового акта (далее - отчет об ОРВ) является документом, обосновывающим соответствие проекта нормативного правового акта критериям целесообразности, адекватности, осуществимости и эффективности. 3. Уполномоченным на проведение экспертизы отчетов об ОРВ и проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых Комитетом, органом является Администрация Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания (далее - уполномоченный орган ОРВ). 4. На период проведения эксперимента для Комитета вводится специальный порядок подготовки и согласования проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых Комитетом, предусматривающий следующие административные процедуры: подготовка Комитетом отчета об ОРВ; представление отчета об ОРВ в комплекте сопроводительных документов к проекту нормативного правового акта в уполномоченный орган ОРВ; получение Комитетом по итогам проведения уполномоченным органом ОРВ экспертизы заключения на проект нормативного правового акта в части его целесообразности и на отчет об ОРВ в части его соответствия формальным требованиям, предъявляемым к данному типу документов; доработка, в случае установленной необходимости по итогам проведенной уполномоченным органом ОРВ экспертизы, проекта нормативного правового акта и отчета об ОРВ. 5. Переход к согласованию в установленном порядке проекта нормативного правового акта с органами исполнительной власти осуществляется после окончательного устранения замечаний и получения одобрения уполномоченного органа ОРВ. 6. Контроль за подготовкой комплекта документов, включающего отчет об ОРВ, возлагается на Комитет (как орган исполнительной власти - разработчик проекта нормативного правового акта, региональной целевой программы). 7. Комитет вправе проводить оценку регулирующего воздействия, готовить и представлять на рассмотрение в уполномоченный орган ОРВ отчеты об ОРВ действующих нормативных правовых актов. 8. Комитет в процессе подготовки проекта нормативного правового акта и отчета об ОРВ вправе обращаться в уполномоченный орган ОРВ за методической поддержкой, которая может осуществляться: 1) в форме предоставления информации по лучшим практикам проведения ОРВ в России и за рубежом; 2) в форме предоставления рекомендаций по подготовке отчета об ОРВ; 3) в форме командирования специалистов уполномоченного органа ОРВ с целью участия в подготовке отчета об ОРВ; 4) в иных формах. 9. Экспертиза отчетов об ОРВ и проектов нормативных правовых актов проводится уполномоченным органом ОРВ в соответствии с временными методическими указаниями, утверждаемыми распоряжением Администрации Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания. УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22 мая 2009 г. N 159 ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке отчета об оценке регулирующего воздействия 1. Вводные и переходные положения 1.1. Настоящие Методические рекомендации по подготовке отчета об оценке регулирующего воздействия (далее - Рекомендации) подготовлены в рамках проекта "Внедрение инструментов оценки регулирующего воздействия в Республике Северная Осетия-Алания", реализуемого в рамках Программы сотрудничества Всемирного Банка по укреплению системы государственного управления в регионах Юга России. 1.2. Рекомендации основываются на передовом опыте стран ОЭСР в области проведения регуляторных реформ и интегрирования прогнозных и оценочных процедур в законотворческую практику, а также учитывают положения методических документов, применяемых и рекомендуемых к применению международными и национальными профессиональными организациями по оцениванию. 1.3. Рекомендации действуют на время эксперимента по внедрению оценки регулирующего воздействия на базе Комитета Республики Северная Осетия-Алания по развитию предпринимательства и сопровождению инвестиционных проектов. После подведения итогов эксперимента рекомендуется принять вариант, распространяющий свое действие на все органы исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания. 2. Назначение Рекомендаций 2.1. Настоящие Рекомендации предназначены для подготовки отчетов об оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов и их проектов в целях совершенствования законотворческой практики органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и повышения качества принимаемых регулирующих решений. 2.2. Настоящие Рекомендации могут применяться в следующих случаях: 1) при разработке регулирующего решения в той или иной сфере и выборе наиболее целесообразной альтернативы государственного вмешательства; 2) при проведении анализа подготовленного проекта нормативного правового акта на предмет целесообразности его принятия, прогнозной социально-экономической эффективности, осуществимости проекта, соответствия предполагаемого регулирования действующему правовому полю и основным направлениям социально-экономического развития в целом; 3) при проведении анализа действующего (вступившего в силу) нормативного правового акта с целью оценки его реальной эффективности и оценки необходимости корректировки/отмены нормативного правового акта. 2.3. Настоящие Рекомендации могут быть использованы как в рамках внутренних оценочных процедур, так и при проведении внешней/независимой оценки качества государственного регулирования. 3. Основные термины и определения Оценка регулирующего воздействия - аналитическая процедура, направленная на определение основных целей и задач регулирования, идентификацию возможных вариантов регулирующего решения, анализ преимуществ и недостатков (издержек и выгод) каждой из возможных опций и выбор оптимального формата регулирующего вмешательства. Внутренняя оценка - оценка, проводимая силами сотрудников и/или представителей органа, ответственного за разработку регулирующего решения (проекта нормативного правового акта). Внешняя оценка - оценка, инициируемая и осуществляемая независимыми экспертами или сторонними наблюдателями. Предварительная (прогнозная) оценка - функциональный блок оценки, применяемый в целях анализа текущей ситуации и прогнозирования результатов (последствий) будущих программ или вводимых регуляторных актов, политик или мероприятий, оценки их целесообразности, эффективности, адекватности и осуществимости и т.д. Итоговая (суммирующая) оценка - функциональный блок оценки, применяемый по завершении реализации программы или после истечения значительного срока действия нормативного правового акта в целях получения ответов на вопросы, достигли ли нововведения поставленных целей (если достигли, то в какой мере) и какие прогнозируемые и побочные последствия реализации могут быть выявлены. 4. Цели и задачи оценки регулирующего воздействия 4.1. Целью оценки регулирующего воздействия является повышение качества принимаемых регулирующих решений за счет учета мнений заинтересованных групп и установления баланса интересов на стадии проектирования регулирующего решения, осуществления предварительного прогнозного анализа возможных последствий и эффектов регулирующего вмешательства и выявления наилучшей с точки зрения степени соответствия критериям целесообразности, эффективности, осуществимости и адекватности альтернативы государственного регулирования. 4.2. Задачами оценки регулирующего воздействия являются: обеспечение выбора наилучшей с точки зрения соответствия критериям целесообразности, эффективности, осуществимости и адекватности альтернативы государственного регулирования; прогнозирование возможных эффектов реализации государственных программ, принятия нормативных правовых актов и/или иных регулирующих решений; обеспечение учета мнений заинтересованных сторон и "обратной связи" при проектировании регулирующего решения; оценка степени достижения намеченных целей действующим нормативным правовым актом. 5. Основные принципы оценки регулирующего воздействия 5.1. Интеграция процедуры оценки регулирующего воздействия в систему принятия решений в государственном управлении: подготовка формального документа, т. н. Отчета об оценке регулирующего воздействия на стадии разработки проекта нормативного правового акта, включаемого в комплект сопроводительных документов проекта нормативного правового акта, обсуждение отчета с заинтересованными сторонами. 5.2. Ключевыми моментами в контексте применения процедуры оценки регулирующего воздействия являются выявление, анализ и оценка вероятных эффектов и последствий принятия решения, таких как практичность регуляции, справедливость распределения нагрузок в затрагиваемом регулированием секторе, районе или сообществе, будущие затраты, связанные с введением регулирования того или иного типа и необходимостью осуществления тех или иных процедур в рамках обеспечения исполнения принятых решений, общественные выгоды и выгоды отдельных групп в случае введения регулирования. 5.3. Необходимость первоочередного осуществления оценки регулирующего воздействия для регуляций, сопряженных с проявлением значительных эффектов (оказывающих значительное воздействие на различные группы интересов). 5.4. Принцип пропорциональности при проведении оценки регулирующего воздействия: глубина анализа должна соответствовать значимости рассматриваемого вопроса. 5.5. Формат анализа и представления экономических, социальных и экологических воздействий выбирается с точки зрения наилучшего отражения проблемы выбора между различными опциями, т.е. проведение оценки регулирующего воздействия должно предоставлять в распоряжение лиц, ответственных за принятие решений, максимально возможную информацию для осуществления рационального выбора. 5.6. Необходимость использования количественных оценок для различных видов воздействия (в физическом или денежном измерении) при наличии соответствующих возможностей. При этом те виды воздействия, которые не могут быть оценены количественно, не должны рассматриваться как менее важные. 5.7. Избежание "двойного счета" при проведении количественного анализа (например, если какое-то воздействие оценивается как издержки потребителей от повышения цен, оно не должно одновременно учитываться как издержки бизнеса). 5.8. Необходимость учета кратко-, средне- и долгосрочных эффектов. Учет фактора времени в случае наличия монетизированных эффектов может осуществляться через использование ставок дисконтирования, являющихся одним из основных инструментов для оценки долгосрочных экономических, экологических и социальных последствий. Для общественно значимых проектов используются социальная ставка дисконтирования или общественные нормы временного предпочтения. 5.9. Использование дополнительных исследований и результатов исследований по смежной тематике: гибкость процедуры оценки регулирующего воздействия позволяет осуществлять учет результатов как специально организованных, так и проведенных ранее исследований релевантных областей регулирования. 5.10. Открытость процедуры оценки регулирующего воздействия и широкое использование механизмов общественных консультаций. 6. Основные аналитические подходы при проведении оценки регулирующего воздействия 6.1. Анализ издержки-выгоды предполагает проведение оценки затрат и выгод для общества в целом и для отдельных групп, затрагиваемых введением регулирования, по каждому из вариантов решения проблемы, при этом может использоваться как количественная, так и качественная оценка. Метод демонстрирует наилучшие результаты в тех случаях, когда выгоды и издержки можно представить в денежной форме. Предварительно идентифицируются группы, на которые оказывается воздействие. Укрупненно в качестве таких групп рассматриваются государство, бизнес и потребители, при этом, в случае необходимости, в рамках каждой группы дополнительно могут быть выделены подгруппы, обладающие специфическими характеристиками с точки зрения воздействия на них существующей проблемы. Оценка издержек для государства может, в числе прочего, учитывать следующие факторы: 1) количество вовлеченного персонала и уровень зарплат; 2) издержки, связанные с обеспечением исполнения контрактов/требований; 3) накладные и иные расходы (включая расходы на печать, командировки и т.п.). Оценка издержек для бизнеса, как правило, включает: 1) "бумажное бремя", или оценку административных издержек, связанных с заполнением форм, отчетностью и т.п.; 2) прямые денежные расходы (плата за лицензии, сертификаты и т.п.); 3) воздействие устанавливаемых стандартов; 4) возможные издержки, связанные с изменениями в производстве, маркетинге, транспортировке; 5) возможное переключение потребителей на альтернативные источники предложения; 6)задержки с поступлением товара на рынок или ограничения доступности товаров. Издержки для потребителей, в свою очередь, могут включать: 1) повышение цен; 2) снижение качества, сокращение возможностей выбора и т.п.; 3) задержка появления товара на рынке; 4) более сложные или дорогостоящие процедуры получения компенсации. На основании учета издержек основных целевых групп и косвенных эффектов производится оценка издержек для общества в целом. Тем же образом по отдельным категориям и обществу в целом оцениваются выгоды от введения той или иной регуляторной опции. Для сравнения предлагаемых к рассмотрению альтернатив может быть использована табличная форма анализа, отражающая основные эффекты каждой из альтернатив для различных объектов воздействия. ----------------------------------------------------------------- | Вариант | Адресаты воздействия | | | | | | | |------------------------------------| | | | потребители | бизнес | государство | Комментарий | |------------+-------------+--------+-------------+-------------| | Вариант 1. | | | | | | | | | | | |------------+-------------+--------+-------------+-------------| | Вариант 2. | | | | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------- 6.2. Анализ затраты - эффективность предполагает выражение выгод не в монетизированной форме, а в валовых физических показателях (например, снижение выбросов, снижение травматизма и т.п.). Для проведения оценки и сравнения вычисляется результат на единицу затрат, и предпочтительной оказывается опция, которая обеспечивает наибольший удельный эффект на единицу затрат. Результат на единицу затрат вычисляется по формуле: (R(i)-R(0))/(C(i)-C(0)) где R(0) - результат, достигаемый при сохранении статус-кво, т.е. в случае невмешательства, R(i) - результат, получаемый в результате регулирующего воздействия i; C(0) - издержки, позволяющие получить результат R(0); C(i) - издержки, позволяющие получить результат R(i). Анализ затраты - эффективность удобен для случаев, когда результат регулирования или иного воздействия сложно оценить в денежном эквиваленте. Вместе с тем, применение указанного подхода может быть затруднено в случаях, когда регулирующее воздействие имеет множество результатов, измеряемых в разных единицах. Допускается сравнение эффективности затрат для каждого отдельного типа результатов, однако, при этом возникает ограничение в смысле возможности агрегирования результатов, т.е. получение однозначного ответа на вопрос о предпочтительности того или иного варианта решения проблемы. 6.2. Метод аналитической иерархии представляет собой аналитическую процедуру, позволяющую осуществить многокритериальный выбор наилучшей альтернативы из предложенных вариантов в соответствии с заданными критериями сравнения альтернатив и введенными оценками значимости критериев. Подход аналитической иерархии состоит из совокупности этапов. Первый этап заключается в структуризации задачи в виде иерархической структуры с несколькими уровнями: цели - критерии - альтернативы. На втором этапе эксперт или группа экспертов выполняет попарные сравнения элементов каждого уровня. Результаты сравнений переводятся в числа и нормируются. В случаях, когда критерий характеризуется непосредственно численным значением, экспертами производится сравнение указанных значений, для качественных показателей вводятся "искусственные" численные характеристики с использованием метода "парных сравнений". При парных сравнениях лицами, принимающими решения, используется шкала словесных определений уровня важности, причем каждому определению ставится в соответствие число (см. таблицу). -------------------------------------------------------------------- | Уровень важности | Количественное значение | |----------------------------------------+-------------------------| | Равная важность | 1 | |----------------------------------------+-------------------------| | Умеренное превосходство | 3 | |----------------------------------------+-------------------------| | Существенное или сильное превосходство | 5 | |----------------------------------------+-------------------------| | Значительное превосходство (большое) | 7 | |----------------------------------------+-------------------------| | Очень большое превосходство | 9 | -------------------------------------------------------------------- При сравнении элементов, принадлежащих одному уровню иерархии, эксперт выражает свое мнение, используя одно из приведенных в таблице определений. В матрицу сравнения альтернатив заносится соответствующее число. Далее вычисляются коэффициенты значимости для элементов каждого уровня. При этом проверяется согласованность суждений эксперта (экспертов). Подсчитывается количественный индикатор качества каждой из альтернатив и определяется наилучшая альтернатива. Синтез полученных коэффициентов важности осуществляется по формуле (S(j)= cумма (от i=1 до n))*W((i))*V((ij)) где S - показатель качества j-й альтернативы; Wi- вес i-го критерия; Vji- важность j-й альтернативы по i-му критерию. 6.3. Расчет административного давления основывается на разделении каждого регулирующего требования на две ключевые составляющие - содержательную и информационную. Оценка стоимости информационной составляющей для бизнеса лежит в основе расчета административного давления. Как правило, выделяют следующие виды информационных требований, которые могут приводить к существенным издержкам: 1) отчетность/уведомления. Связанные действия: сбор информации, составление отчета, подача отчета в соответствующий орган; 2) обращение за получением разрешения. Связанные действия: сбор информации, подготовка заявления, подача заявления, получение разрешения; 3) обращение за подтверждением компетентности (лицензирование). Связанные действия: сбор документов, разработка внутренних процедур и документов, необходимых для обеспечения соответствия требованиям, подготовка заявления, подача заявления, получение подтверждения; 4) инспекционные проверки. Связанные действия: подготовка к инспекции, включая подбор документов; взаимодействие с инспекторами в ходе инспекции; обсуждение результатов; предоставление дополнительной информации; заполнение форм, получение результатов инспекции; 5) маркировка в интересах третьей стороны. Связанные действия: сбор информации, разработка маркировки, нанесение маркировки; 6) предоставление информации третьей стороне. Связанные действия: сбор информации, подготовка документов, предоставление информации по запросу третьей стороны; 7) работа с жалобами. Связанные действия: разработка процедуры работы с жалобами, публикация информации о процедуре, создание комиссии по жалобам, работа комиссии; 8) регистрация. Связанные действия: сбор информации, регистрация, получение выписки из регистра. Для количественной оценки административного бремени может быть использована модель стандартных издержек. Для оценки издержек, связанных с отдельным нормативным актом, выделяются все информационные требования, содержащиеся в данном акте. Затем для каждого требования определяются связанные с ним действия (например, сбор информации, оформление заявления, подача заявления, получение подтверждения и т.п.). Для каждого действия рассчитываются связанные с ним издержки. Для получения оценки административного бремени, связанного с каждым информационным требованием, суммируются издержки каждого действия. Структура стандартной модели издержек выглядит следующим образом: Административное бремя акта = сумма издержек по каждому информационному требованию. Издержки по информационному требованию = сумма издержек по каждому действию. Издержки по действию = P * Q, где Р - издержки действия, Q - частота повторения действия. 7. Подготовка отчета об оценке регулирующего воздействия 7.1. Подробная форма отчета об оценке регулирующего воздействия предполагает включение следующих основных блоков: Блок 1: Описание существующей проблемы. Блок 2: Цели и задачи регулирования. Блок 3: Возможные варианты достижения поставленной цели. Блок 4: Анализ издержек и выгод каждой из рассматриваемых альтернатив. Блок 5: Публичные консультации. Блок 6: Рекомендуемый вариант регулирующего решения. Блок 7: Реализация выбранного варианта и последующий мониторинг. 7.2. В сокращенной форме отчете об оценке регулирующего воздействия опускается блок 5, могут опускаться количественные расчеты и некоторые вопросы в других блоках. Выбор краткой формы отчета должен быть каждый раз письменно обоснован в разделе "Общие сведения" отчета об оценке регулирующего воздействия (см. раздел 9). 7.3. Блок 1. Описание существующей проблемы 7.3.1. Данный блок предполагает необходимость однозначной идентификации проблемы, описания негативных эффектов, существующих в области предполагаемого регулирования, рисков и вероятных последствий сохранения текущей ситуации. 7.3.2. Анализ данного блока позволяет лицам, ответственным за принятие решений и/или уполномоченным на проведение оценки подготовленного отчета, предварительно оценить масштаб существующей проблемы, идентифицировать группы, подверженные влиянию проблемы, оценить необходимость и целесообразность регулирующего вмешательства в целом и выработать собственное мнение о возможных путях решения проблемы для последующего сопоставления с предложенными в рамках отчета об оценке регулирующего воздействия альтернативами регулирующего решения. Если суть проблемы выявлена недостаточно четко, принятые меры могут привести, например, к введению излишнего регулирования и возникновению дополнительного административного давления на хозяйствующие субъекты, или, несмотря на все усилия, проблема останется неразрешенной. 7.3.3. В случае, когда проблема оказывает незначительное или малое воздействие, введение регулирования, как правило, является нецелесообразным. Если же влияние велико, требуется определить оптимальный способ государственного вмешательства с использованием инструментов оценки регулирующего воздействия. 7.3.4. В качестве ключевых моментов для отражения в отчете об оценке регулирующего воздействия в рамках блока "Описание проблемы" необходимо выделить: 1) описание негативных эффектов, связанных с существованием рассматриваемой проблемы (характер воздействия проблемы); 2) основные группы, подверженные влиянию рассматриваемой проблемы; 3) описание рисков и предполагаемых последствий, связанных с сохранением текущего положения в рассматриваемой области. 7.4. Блок 2. Цели и задачи регулирования 7.4.1. Данный блок предполагает описание целей и задач регулирования и, при необходимости, построения иерархии целей регулирующего вмешательства (в случае наличия множества целей). 7.4.2. На этапе определения целей регулирования типичной ошибкой является подмена желаемых целей предлагаемыми средствами их достижения. Цель не должна подразумевать под собой готовое решение, а скорее, должна способствовать разработке нескольких вариантов ее достижения. Вместе с тем цель должна формулироваться максимально четко. 7.4.3. Указанный блок отчета об оценке регулирующего воздействия, как и предыдущий, является "установочным", определяя направления дальнейшего анализа и создавая платформы для первичной оценки отчета об оценке регулирующего воздействия. В качестве центральных вопросов для отражения в отчете об оценке регулирующего воздействия в рамках блока "Цели и задачи регулирования" необходимо выделить следующие: 1) описание основных целей регулирования в терминах ожидаемых результатов; 2) обоснование неэффективности действующего в рассматриваемой сфере регулирования (если таковое уже существует). 7.5. Блок 3. Возможные варианты достижения поставленной цели 7.5.1. Данный блок предполагает описание возможных вариантов (опций) регулирующего вмешательства в определенный (проблемный) сектор (отрасль). 7.5.2. При определении возможных вариантов достижения цели сначала рассматривается вариант с минимальным государственным вмешательством, а затем - варианты более масштабного вмешательства. 7.5.3. В качестве одной из возможных опций следует рассматривать вариант невмешательства (сохранения статус-кво). 7.5.4. Среди возможных вариантов достижения поставленной цели могут рассматриваться следующие направления: совершенствование применения существующего регулирования, саморегулирование (добровольное, делегированное), прямое государственное регулирование в различных формах. 7.5.5. В качестве основных вопросов для отражения в отчете об оценке регулирующего воздействия в рамках блока "Возможные варианты достижения поставленной цели" необходимо выделить описание политических инструментов, которые могут быть использованы для достижения поставленной цели. 7.6. Блок 4. Анализ издержек и выгод каждой из рассматриваемых альтернатив 7.6.1. Данный блок является основным содержательным элементом отчета об оценке регулирующего воздействия и предполагает проведение анализа с использованием различных инструментов, в том числе описанных в рамках раздела 6 настоящих Рекомендаций, и описание результатов анализа. 7.6.2. При проведении анализа целесообразно выделять, по меньшей мере, три укрупненных целевых группы, на которые воздействует регулирование: потребители, бизнес, государство. При этом в случае необходимости целесообразно выделять подгруппы, обладающие специфическими характеристиками с точки зрения воздействия на них существующей проблемы 7.6.3. В ходе анализа различных вариантов решения проблемы необходимо идентифицировать возможные эффекты каждой из рассматриваемых опций, а затем провести качественную и, по возможности, количественную оценку таких эффектов для каждой из рассматриваемых целевых групп. 7.6.4. В ходе анализа необходимо определить возможные прямые и косвенные экономические, социальные и экологические эффекты и, по возможности, отразить характер воздействия в кратко-, средне- и долгосрочном аспектах. 7.6.5. В качестве экономических эффектов при анализе, в числе прочего, могут учитываться: воздействие на макро- и микроуровнях, определяемое в терминах экономического роста, конкурентоспособности, изменений в издержках различных групп экономических агентов (в т. ч. дополнительные издержки бизнеса, включая дополнительное административное бремя, издержки государственных органов, связанные с правоприменением и т.п.), воздействие на технологическое развитие и инновационный потенциал, изменения в инвестиционной активности, изменение рыночных долей, воздействие на цены. 7.6.6. В качестве социальных эффектов могут рассматриваться: воздействие на человеческий капитал, права человека, гендерное равенство, уровень и качество занятости, социальное неравенство и бедность, здоровье, безопасность, включая уровень преступности, культуру, распределительные эффекты между различными социальными группами. 7.6.7. В качестве экологических эффектов могут быть выделены: воздействие на климат, уровень загрязнения воздуха, воды, почвы, биоразнообразие, общественное здоровье. 7.6.8. Для построения качественной и количественной оценки возможных альтернатив регулирующего вмешательства могут применяться следующие аналитические методы: анализ издержек-выгод, анализ затраты- эффективность, многофакторный анализ, оценка рисков и ряд других. Выбор конкретного аналитического инструмента и глубина анализа определяются предметом и задачами исследования. 7.6.9. В качестве ключевых моментов для отражения в отчете об оценке регулирующего воздействия в рамках блока "Анализ издержек и выгод каждой из рассматриваемых альтернатив" следует выделить: 1) социальные группы, экономические сектора или территории, на которые будет оказано воздействие; 2) ожидаемое негативное и позитивное воздействие каждой из опций; 3) качественное описание соответствующего воздействия и, если возможно, его количественная оценка; 4) период воздействия (кратко-, средне- или долгосрочный); 5) основные результаты, риски и ограничения использования каждой из опций. 7.7. Блок 5. Публичные консультации 7.7.1. В рамках данного блока необходимо отразить использованные в процессе подготовки проекта регулирующего решения инструменты публичных консультаций и основные результаты, достигнутые в рамках обсуждений с заинтересованными сторонами. 7.7.2. Проведение публичных консультаций со всеми заинтересован- ными сторонами (соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями потребителей, бизнеса, экологическими организациями и т.п.) способствует тому, что регулирование носит открытый и прозрачный характер. 7.7.3. Проведение консультаций способствует установлению "обратной связи", что в итоге позволяет: 1) установить баланс интересов различных заинтересованных сторон; 2) оценить достоверность правительственных оценок возможных последствий возможных решений, включая то, как и будет ли в принципе выбранная альтернатива работать на практике, что, в свою очередь, снижает риск возникновения непредусмотренных эффектов при введении той или иной формы регулирования; 3) выявить возможные противоречия между различными методами регулирования; 4) сократить расходы на контроль и налагаемые санкции в результате лучшего понимания и принятия выбранной альтернативы как оптимальной, что способствует повышению частоты добровольного соблюдения установленных требований. 7.7.4. Обзор высказанных в рамках общественных консультаций мнений является неотъемлемой частью финального отчета об оценке регулирующего воздействия. Вместе с тем целесообразно готовить первую версию отчета об оценке регулирующего воздействия до начала публичных обсуждений для целей структурирования и обеспечения более конструктивного проведения дискуссии. 7.7.5. Основными моментами для отражения в рамках блока "Публичные консультации" являются: 1) стороны, с которыми были проведены консультации; 2) основные результаты консультаций. 7.8. Блок 6. Рекомендуемый вариант регулирующего решения 7.8.1. Данный блок предполагает описание выбранной по итогам проведения анализа и с учетом результатов общественных консультаций оптимальной альтернативы регулирующего вмешательства. 7.8.2. Рекомендуемый вариант должен отвечать критериям административной простоты, гибкости и эффективности (сравнительной и общей), т.е. в рамках рассматриваемого блока может при необходимости проводиться анализ на наличие в проекте регулирующего решения необходимых административных процедур, отсутствие возможности двоякого толкования отдельных норм, анализ на предмет правильной интерпретации предписываемых норм их адресатами и т.д. 7.8.3. Основными моментами для отражения в рамках блока "Рекомендуемый вариант регулирующего решения" являются: 1) описание выбранной альтернативы; 2) ожидаемые выгоды и издержки от реализации выбранной альтернативы (в различных временных перспективах, для различных целевых групп); 3) необходимые организационные и иные меры, позволяющие максимизировать позитивные и минимизировать негативные последствия применения соответствующей альтернативы. 7.9. Блок 7. Реализация выбранного варианта и последующий мониторинг 7.9.1. Данный блок предполагает необходимость описания выбранного варианта регулирования (в процедурном и административном смысле) и описание организации последующего мониторинга реализации введенного регулирования. 7.9.2. При описании путей реализации выбранного варианта необходимо рассмотреть следующие вопросы: 1) органы, ответственные за реализацию выбранного варианта, и способы организации их работы; 2) действия, предписываемые участникам регулируемого сегмента, например, сбор и предоставление дополнительной информации, заполнение новых форм отчетности, подтверждение опыта, необходимой компетенции или образовательного уровня и т.д.; 3) объем информации, необходимый для полноценной реализации предлагаемого регулирующего решения; 4) обеспечение соблюдения установленных требований, в том числе организация контроля и установление санкций. 7.9.3. Комплекс действий по периодической оценке эффективности принятой регулирующей схемы может включать: 1) разработку механизма "обратной связи" и рассмотрения жалоб; 2) систему постоянных консультаций с заинтересованными сторонами; 3) регулярное информирование общества о предпринятых мерах, например, путем публикации ежегодного отчета; 4) включение в нормативные акты оговорки о пересмотре/отмене действующей схемы в определенных ситуациях. 7.9.4. Таким образом, ключевыми вопросами для отражения в рамках блока "Реализация выбранного варианта и последующий мониторинг" являются: 1) организационные вопросы практического применения выбранного варианта, в т.ч. - органы и организации, ответственные за его реализацию; 2) система мониторинга применения регулирующего решения; 3) вопросы осуществления последующей оценки эффективности. 7.10. Сокращенная форма отчета об оценке регулирующего воздействия 7.10.1. В отличие от подробной (полной) формы отчета об оценке регулирующего воздействия, сокращенная форма отчета об оценке регулирующего воздействия допускает возможность исключения блока 5 "Публичные консультации", количественных расчетов и ряда иных вопросов, требующих глубинных исследований. Кроме того, в ряде случаев (в первую очередь, при наличии жестких ресурсных и временных ограничений) допускается отказ от разработки множества альтернатив регулирующего решения и проведение анализа для одного лишь варианта вмешательства и варианта сохранения статус-кво. 7.10.2. Применение сокращенной формы отчета об оценке регулирующего воздействия допускается в отношении актов, призванных урегулировать незначительную по масштабу проблему, актов, распространяющих свое действие на ограниченные территории, а также актов, требующих оперативной разработки и принятия. При этом наличие указанных в настоящем пункте факторов отражается в отчете об ОРВ и подробно обосновывается. 7.10.3. Допустимость применения сокращенной формы отчета об оценке регулирующего воздействия в отношении проекта нормативного правового акта может предварительно согласовываться с органом, уполномоченным на проведение экспертизы отчетов об оценке регулирующего воздействия. 7.10.4. В случае необоснованного применения сокращенной формы отчета об ОРВ (или необоснованного исключения существенных вопросов из рассмотрения), выявленного в рамках проведения экспертизы отчета уполномоченным органом, последний рекомендует органу-разработчику подготовить отчет об оценке регулирующего воздействия в подробной форме или дополнить подготовленный отчет анализом вопросов, имеющих принципиальное значение. 8. Итоговая оценка эффективности регулирующих мер 8.1. Настоящий раздел Рекомендаций посвящен вопросам итоговой оценки действующих/вступивших в силу регулирующих актов и завершившихся региональных программ. 8.2. В целях оптимизации государственного регулирования и упорядочения деятельности государственных органов власти в области правового регулирования хозяйствующих субъектов целесообразно периодически осуществлять итоговую (суммирующую) оценку регулирующих мер на предмет их реальной эффективности с целью устранения неоправданных административных, экономических и организационных барьеров. 8.3. Итоговая оценка проводится в целях отмены и/или внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты в случае выявления в них устаревших, избыточных или неэффективных норм. 8.4. Итоговая оценка действующих регулирующих актов проводится в формате, аналогичном формату предварительной оценки, описанном в разделе 7 настоящих Рекомендаций, с тем лишь отличием, что в рамках итоговой оценки проводится анализ реальных данных и сформировавшейся правоприменительной практики. 8.5. Для целей итоговой оценки могут быть использованы описанные в разделе 6 настоящих Рекомендаций подходы и инструменты, аналитические материалы по релевантной тематике, эмпирический анализ текущей ситуации, основанный на обследовании малых выборок и т.п. 8.6. Первоочередной интерес с точки зрения итоговой оценки действующего законодательства представляют акты, регламентирующие порядок осуществления предпринимательской деятельности, вопросы доступности и качества государственных услуг, социальные и иные общественно значимые вопросы. 8.7. Отчет по итоговой оценке регулирующих актов готовится в сокращенной форме, описанной в подразделе 7.10 раздела 7 настоящих Рекомендаций. 9. Шаблон отчета об оценке регулирующего воздействия Заполнение подробного отчета об оценке регулирующего воздействия производится по следующему шаблону (при применении сокращенной формы ОРВ в шаблоне опускаются соответствующие пункты): 9.1. Общие сведения: Орган власти - разработчик проекта регулирующего акта: ________________________________________________________________ Название регулирующего акта: ____________________ Версия оценки регулирующего акта: номер_____ Дата: ______ Этап: _____________________ (разработка, внесение поправок) Данная ОРВ подготовлена в подробной форме ____ в краткой форме ____ Если выбрана краткая форма, обоснуйте свой выбор: ____________________________________________________________ 9.2. Блок 1. Описание существующей проблемы Причины государственного вмешательства (в чем состоит проблема в целом?): ______________________________________________________ Цель введения регулирующего акта: ___________________________ Негативные эффекты, связанные с существованием рассматриваемой проблемы _______________________________________________________ основные группы, подверженные влиянию рассматриваемой проблемы: ______________________________________________________ Риски и предполагаемые последствия, связанные с сохранением текущего положения ______________________________________________ 9.3. Блок 2. Цели и задачи регулирования. Основные цели регулирования: _______________________________ Обоснование неэффективности действующего в рассматриваемой сфере регулирования ______________________________________________ 9.4. Блок 3. Возможные варианты достижения поставленной цели. Невмешательство: __________________________________________ Совершенствование применения существующего регулирования ________________________________________________________________ Саморегулирование _________________________________________ Прямое государственное регулирование (форма)__________________ Какие политические инструменты могут быть использованы для достижения поставленной цели? ____________________________________ ________________________________________________________________ 9.5. Блок 4. Анализ издержек и выгод каждой из рассматриваемых альтернатив варианты достижения поставленной цели Социальные группы, экономические сектора или территории, на которые будет оказано воздействие: ________________________________ Ожидаемое негативное и позитивное воздействие каждой из опций ________________________________________________________________ Качественное описание соответствующего воздействия: ___________ Количественная оценка соответствующего воздействия (если возможно): ______________________________________________________ Период воздействия _________________________________________ (кратко-, средне- или долгосрочный) Основные результаты, риски и ограничения использования каждой из опций ________________________________________________________ 9.5. Блок 5. Публичные консультации Стороны, с которыми были проведены консультации: ____________ Основные результаты консультаций: ___________________________ 9.6. Блок 6. Рекомендуемый вариант регулирующего решения Описание выбранной альтернативы: ___________________________ Обоснование соответствия масштаба регулирующего решения масштабу существующей проблемы: ________________________________ Ожидаемые выгоды и издержки от реализации выбранной альтернативы: ___________________________________________________ Необходимые меры, позволяющие максимизировать позитивные/минимизировать негативные последствия применения соответствующей альтернативы ____________________________________ 9.7. Блок 7. Реализация выбранного варианта и последующий мониторинг Организационные вопросы практического применения выбранного варианта: _______________________________________________________ Система мониторинга применения регулирующего решения ________________________________________________________________ Вопросы осуществления последующей оценки эффективности ________________________________________________________________ 9.8. Информация об исполнителях: ФИО, телефон, адрес электронной почты исполнителя отчета об оценке регулирующего воздействия. Подпись заместителя руководителя государственного органа- разработчика, курировавшего разработку проекта нормативного правового акта (региональной целевой программы). Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|