Расширенный поиск
Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 15.06.2011 № 1-пПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ По делу о толковании пункта 1 части 1 статьи 83, статьи 89 Конституции Республики Северная Осетия-Алания Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе Председателя A.M.Цалиева, судей С.А.Макиева, А.В.Севастьянова, с участием полномочного представителя Парламента Республики Северная Осетия-Алания в Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания И.А.Калицова, руководствуясь статьей 1011 (часть 6) Конституции Республики Северная Осетия-Алания, статьями 3 (часть 4), 21, 56, 89 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", рассмотрел в открытом заседании дело о толковании пункта 1 части 1 статьи 83, статьи 89 Конституции Республики Северная Осетия-Алания. Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданки Ренаты Рафиковны Кильметовой о толковании отдельных положений статей 83 и 89 Конституции Республики Северная Осетия-Алания. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их взаимосвязи. Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В.Севастьянова, выступления приглашенных в заседание представителей: от Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания - ведущего консультанта Государственно-правового управления Администрации Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания И.А.Гатикоева, от Парламента Республики Северная Осетия-Алания - старшего консультанта Государственно-правового управления Парламента Республики Северная Осетия-Алания А.Б.Таказовой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания установил: 1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Конституции Республики Северная Осетия-Алания Глава Республики Северная Осетия-Алания осуществляет общее руководство органами исполни тельной власти Республики Северная Осетия-Алания и может пред седательствовать на заседаниях Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Статьей 89 Конституции Республики Северная Осетия-Алания закреплено полномочие Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания определять основные направле ния деятельности Правительства Республики Северная Осетия-Алания и организовывать его работу. Гражданка P.P. Кильметова просит истолковать приведенные положения Конституции Республики Северная Осетия-Алания, поскольку, по ее мнению, Глава Республики Северная Осетия-Алания, как высшее должностное лицо и одновременно руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, должен возглавлять Правительство Республики Северная Осетия-Алания и, соответственно, определять основные направления деятельности Правительства Республики Северная Осетия-Алания и организовывать его работу. 2. Смысл подлежащих толкованию положений Конституции Республики Северная Осетия-Алания может быть выявлен с учетом места и роли Главы Республики Северная Осетия-Алания в системе ор ганов государственной власти субъекта Российской Федерации, особен ностей его конституционного статуса. Согласно части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Определение собственной системы органов государственной власти и самостоятельное осуществление государственной власти в соответствии с федеральным законодательством соответствуют конституционному принципу федеративного устройства России, требованию единства системы государственной власти. В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Рассматривая высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации как орган системы исполнительной власти, указанный Федеральный закон, в главе III, определяет основы его правового статуса, функции и полномочия. Входя в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации и являясь, по существу, главой исполнительной власти субъекта Российской Федерации, данное должностное лицо одновременно является звеном в единой системе исполнительной власти в Российской Федерации и как таковое ответственно за обеспечение высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации исполнения на территории этого субъекта Российской Федерации не только конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов, но и Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2005 года N 13-П). Должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть установлена конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации по собственному усмотрению (абзац 2 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Названным Законом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации наделяется широкими полномочиями, в числе которых: определять в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации структуру исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации; представлять субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации; формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и принимать решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивать координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Указанные полномочия закреплены в конституциях (уставах), в иных нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, в которых отражена специфика конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, характерная для конкретного субъекта Российской Федерации. Таким образом, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно, с учетом региональных особенностей конституционного правового регулирования, определять статус и полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в системе органов государственной власти субъекта Российской Федерации. 3. В Республике Северная Осетия-Алания конституционно определена система органов исполнительной власти, предусматривающая должность высшего должностного лица Республики Северная Осетия-Алания, равно как и коллегиальный высший исполнительный орган Республики Северная Осетия-Алания. При этом должность руководителя высшего исполнительного органа Республики Северная Осетия-Алания не совпадает с должностью высшего должностного лица Республики Северная Осетия-Алания. В соответствии со статьей 80 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, частью 2 статьи 10 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания от 26 января 2001 года N 1-РЗ "О системе органов государственной власти в Республике Северная Осетия-Алания" Глава Республики Северная Осетия-Алания является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания. Высшим коллегиальным исполнительным органом государственной власти в Республике Северная Осетия-Алания является Правительство Республики Северная Осетия-Алания, возглавляемое Председателем Правительства Республики Северная Осетия-Алания (часть 1 статьи 88 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, часть 2 статьи 13 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О системе органов государственной власти в Республике Северная Осетия-Алания). В числе задач в сфере исполнительной власти, определяющих статус Главы Республики Северная Осетия-Алания как высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, - обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, а также, в соответствии с законодательством Российской Федерации, - организация взаимодействия республиканских органов исполнительной власти с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Для их решения Конституцией Республики Северная Осетия-Алания Глава Республики Северная Осетия-Алания наделен полномочием осуществлять общее руководство органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и может председательствовать на заседаниях Правительства Республики Северная Осетия-Алания (пункт 1 части 1 статьи 83). С позиции филологического толкования, в выражении "общее руководство" слово "общее" означает касающееся всех, "руководство" - направляющую деятельность руководителя, стоящего во главе, а слово "председательствовать" в выражении "председательствовать на заседаниях" означает руководить заседанием. При этом смысл используемых в пункте 1 части 1 статьи 83 Конституции Республики Северная Осетия-Алания понятий раскрывается лишь в системной связи с другими пунктами и частями этой статьи, а также с учетом преследуемых законодателем целей. Так, Глава Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с указанной статьей Конституции Республики Северная Осетия-Алания вправе определять структуру органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания (пункт 2 части 1); назначать с согласия Парламента Республики Северная Осетия-Алания Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания (пункт 3 части 1); назначать на должность и освобождать от должности заместителей Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания, министров, иных руководителей органов исполнительной власти и должностных лиц Республики Северная Осетия-Алания (пункт 4 части 1); назначать на должность и освобождать от должности полномочных представителей Республики Северная Осетия-Алания (пункт 5 части 1); принимать решение об отставке Правительства Республики Северная Осетия-Алания (пункт 6 части 1); приостанавливать или отменять действие актов органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, если они противоречат Конституции Республики Северная Осетия-Алания (пункт 7 части 1); вести переговоры и заключать договоры и соглашения Республики Северная Осетия-Алания (пункт 8 части 1); подписывать и обнародовать законы Республики Северная Осетия-Алания (пункт 9 части 1); представлять Парламенту Республики Северная Осетия-Алания ежегодный доклад-послание с отчетом о реализации основных направлений социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания (пункт 10 части 1); издавать указы и распоряжения (часть 2 статьи 83). Таким образом, правовая логика пункта 1 части 1 статьи 83 Конституции Республики Северная Осетия-Алания в части осуществления Главой Республики Северная Осетия-Алания общего руководства органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания состоит в том, чтобы подчеркнуть и конкретизировать место. Главы Республики Северная Осетия-Алания как главы исполнительной власти в целом, а не отдельно Правительства Республики Северная Осетия-Алания; право же председательствовать на заседаниях Правительства Республики Северная Осетия-Алания дает Главе Республики Северная Осетия-Алания возможность оперативно регулировать деятельность высшего исполнительного органа государственной власти республики в тех случаях, когда он сочтет это необходимым. Тем самым законодательно установлено разграничение полномочий с Председателем Правительства Республики Северная Осетия-Алания, который, согласно статье 89 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, определяет основные направления деятельности Правительства Республики Северная Осетия-Алания и организует его работу в соответствии с Конституцией и законами Республики Северная ОсетияАлания, указами Главы Республики Северная Осетия-Алания, то есть подготавливает, устанавливает и согласовывает работу министерств, государственных комитетов и иных органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания. Данная конституционная норма находится в логической и системной связи с положениями части 2 статьи 88 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, предусматривающими, что Председатель Правительства Республики Северная Осетия-Алания назначается на должность с согласия Парламента Республики Северная Осетия-Алания и освобождается от должности Главой Республики Северная Осетия-Алания, что свидетельствует об административном подчинении Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Главе Республики Северная Осетия-Алания. Таким образом, общее руководство, осуществляемое Главой Республики Северная Осетия-Алания не только Правительством Республики Северная Осетия-Алания, но и всей исполнительной властью Республики Северная Осетия-Алания, выражается в определении общих условий деятельности, обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия всех органов исполнительной власти рее публики, утверждении их структуры, координации деятельности и организации взаимодействия республиканских органов исполнительной власти с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Иное толкование полномочий Главы Республики Северная Осетия-Алания сужает возможности высшего должностного лица Республики Северная Осетия-Алания как главы исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и нарушает конституционно-правовую структуру органов исполнительной власти Республики Северная, Осетия-Алания, установленную Конституцией Республики Северная Осетия-Алания. Исходя из изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 54, статьями 55, 56, 57, 61 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил: 1. Из конституционно-правового смысла пункта 1 части 1 статьи 83 Конституции Республики Северная Осетия-Алания во взаимосвязи со статьей 89 Конституции Республики Северная Осетия-Алания Глава Республики Северная Осетия-Алания, утверждая структуру органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, определяя общие условия их деятельности, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие в том числе с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями, осуществляет общее руководство всей исполнительной властью Республики Северная Осетия-Алания, а не только высшего исполнительного органа Республики Северная Осетия-Алания - Правительства Республики Северная Осетия-Алания. В случае необходимости оперативного регулирования деятельности органов исполнительной власти Глава Республики Северная Осетия-Алания издает обязательные к исполнению на всей территории Республики Северная Осетия-Алания указы и распоряжения, под его председательством проводятся заседания, в том числе и Правительства Республики Северная Осетия-Алания. При этом функции и задачи, возложенные на Главу Республики Северная Осетия-Алания, как на высшее должностное лицо и главу исполнительной власти не отменяют обязанностей Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания по определению основных направлений деятельности и непосредственной организации работы Правительства Республики Северная Осетия-Алания. 2. Согласно статье 90 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия- Алания" данное толкование является обязательным для всех представительных, исполнительных органов государственной власти, судебных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. 3. Настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. 4. Согласно статье 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее Постановление подлежит незамедлитель ному после его провозглашения опубликованию в официальных изда ниях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания". г.Владикавказ 15 июня 2011 года N 1-П Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|