Расширенный поиск

Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 15.06.2011 № 1-п

 


                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

       КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ


           По делу о толковании пункта 1 части 1 статьи 83,
                   статьи 89 Конституции Республики
                        Северная Осетия-Алания


     Конституционный Суд  Республики  Северная Осетия-Алания в составе
Председателя  A.M.Цалиева,  судей  С.А.Макиева,  А.В.Севастьянова,   с
участием  полномочного  представителя  Парламента  Республики Северная
Осетия-Алания в Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания
И.А.Калицова,   руководствуясь  статьей  1011  (часть  6)  Конституции
Республики Северная Осетия-Алания,  статьями 3 (часть 4),  21,  56, 89
Конституционного   закона   Республики   Северная   Осетия-Алания   "О
Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания",  рассмотрел в
открытом  заседании  дело  о  толковании  пункта  1 части 1 статьи 83,
статьи 89 Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
     Поводом  к  рассмотрению  дела  явился  запрос  гражданки  Ренаты
Рафиковны Кильметовой о толковании отдельных положений статей 83 и  89
Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
     Основанием   к   рассмотрению   дела    явилась    обнаружившаяся
неопределенность в понимании указанных конституционных положений в  их
взаимосвязи.
     Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В.Севастьянова, выступления
приглашенных в заседание представителей:  от Главы Республики Северная
Осетия-Алания  и  Правительства  Республики  Северная  Осетия-Алания -
ведущего     консультанта     Государственно-правового      управления
Администрации  Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства
Республики  Северная  Осетия-Алания   И.А.Гатикоева,   от   Парламента
Республики    Северная    Осетия-Алания    -   старшего   консультанта
Государственно-правового  управления  Парламента  Республики  Северная
Осетия-Алания  А.Б.Таказовой,  исследовав  представленные  документы и
иные материалы,  Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания
установил:
     1. В соответствии с пунктом  1  части  1  статьи  83  Конституции
Республики    Северная   Осетия-Алания   Глава   Республики   Северная
Осетия-Алания осуществляет общее руководство органами исполни  тельной
власти Республики Северная Осетия-Алания и может пред седательствовать
на заседаниях Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Статьей
89 Конституции Республики Северная Осетия-Алания закреплено полномочие
Председателя   Правительства   Республики    Северная    Осетия-Алания
определять основные направле ния деятельности Правительства Республики
Северная Осетия-Алания и организовывать его работу.
     Гражданка  P.P.   Кильметова   просит   истолковать   приведенные
положения Конституции Республики Северная Осетия-Алания, поскольку, по
ее  мнению,  Глава  Республики  Северная  Осетия-Алания,  как   высшее
должностное лицо и одновременно руководитель  высшего  исполнительного
органа  государственной  власти  Республики  Северная   Осетия-Алания,
должен возглавлять Правительство Республики Северная Осетия-Алания  и,
соответственно,   определять   основные    направления    деятельности
Правительства Республики Северная Осетия-Алания и  организовывать  его
работу.
     2. Смысл подлежащих толкованию положений  Конституции  Республики
Северная Осетия-Алания может быть выявлен с учетом места и роли  Главы
Республики Северная Осетия-Алания в системе ор  ганов  государственной
власти   субъекта   Российской   Федерации,    особен    ностей    его
конституционного статуса.
     Согласно части  1  статьи  77  Конституции  Российской  Федерации
система органов государственной власти субъектов Российской  Федерации
устанавливается  субъектами  Российской  Федерации  самостоятельно   в
соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации  и
общими  принципами  организации  представительных   и   исполнительных
органов государственной власти,  установленными  федеральным  законом.
Определение  собственной  системы  органов  государственной  власти  и
самостоятельное осуществление государственной власти в соответствии  с
федеральным законодательством соответствуют конституционному  принципу
федеративного   устройства   России,   требованию   единства   системы
государственной власти.
     В соответствии с частью 1 статьи  17  Федерального  закона  от  6
октября   1999   года   N 184-ФЗ   "Об общих   принципах   организации
законодательных  (представительных)  органов  государственной   власти
субъектов  Российской  Федерации"  в  субъекте  Российской   Федерации
устанавливается система  органов  исполнительной  власти  во  главе  с
высшим  исполнительным   органом   государственной   власти   субъекта
Российской Федерации. Рассматривая высшее  должностное  лицо  субъекта
Российской  Федерации  как  орган   системы   исполнительной   власти,
указанный Федеральный  закон,  в  главе  III,  определяет  основы  его
правового статуса, функции и полномочия.
     Входя  в  систему   органов   государственной   власти   субъекта
Российской Федерации и являясь,  по  существу,  главой  исполнительной
власти  субъекта  Российской  Федерации,   данное   должностное   лицо
одновременно является звеном в единой системе исполнительной власти  в
Российской Федерации и как таковое ответственно за обеспечение  высшим
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации исполнения
на  территории  этого  субъекта   Российской   Федерации   не   только
конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов, но  и
Конституции  Российской  Федерации,   федеральных   законов   и   иных
нормативных правовых актов Российской Федерации (пункты 1 и  2  статьи
20 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и  исполнительных  органов  государственной  власти
субъектов Российской Федерации") (постановление Конституционного  Суда
Российской Федерации от 21 декабря 2005 года N 13-П).
     Должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
может  быть  установлена  конституцией  (уставом)  субъекта Российской
Федерации по собственному усмотрению (абзац 2  статьи  2  Федерального
закона     "Об    общих    принципах    организации    законодательных
(представительных) и  исполнительных  органов  государственной  власти
субъектов Российской Федерации"). Названным Законом высшее должностное
лицо субъекта Российской Федерации наделяется широкими полномочиями, в
числе  которых:  определять  в  соответствии  с конституцией (уставом)
субъекта  Российской  Федерации   структуру   исполнительных   органов
государственной  власти  субъекта  Российской Федерации;  представлять
субъект Российской Федерации  в  отношениях  с  федеральными  органами
государственной  власти,  органами  государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации,  органами   местного   самоуправления   и   при
осуществлении внешнеэкономических связей,  при этом вправе подписывать
договоры  и  соглашения  от  имени  субъекта   Российской   Федерации;
формировать   высший   исполнительный   орган  государственной  власти
субъекта  Российской  Федерации  в  соответствии  с  законодательством
субъекта  Российской Федерации и принимать решение об отставке высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации;     обеспечивать     координацию    деятельности    органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации с  иными  органами
государственной  власти субъекта Российской Федерации и в соответствии
с законодательством Российской Федерации организовывать взаимодействие
органов   исполнительной   власти   субъекта  Российской  Федерации  с
федеральными органами  исполнительной  власти  и  их  территориальными
органами,    органами    местного   самоуправления   и   общественными
объединениями.
     Указанные полномочия закреплены в конституциях (уставах), в  иных
нормативных правовых актах субъекта Российской  Федерации,  в  которых
отражена   специфика    конституционно-правового    статуса    высшего
должностного  лица  субъекта  Российской  Федерации,  характерная  для
конкретного субъекта Российской Федерации.
     Таким    образом,    субъект    Российской    Федерации    вправе
самостоятельно, с учетом  региональных  особенностей  конституционного
правового  регулирования,  определять  статус  и  полномочия   высшего
должностного лица субъекта  Российской  Федерации  в  системе  органов
государственной власти субъекта Российской Федерации.
     3. В Республике Северная Осетия-Алания конституционно  определена
система органов  исполнительной  власти,  предусматривающая  должность
высшего должностного лица Республики Северная Осетия-Алания, равно как
и  коллегиальный  высший  исполнительный  орган  Республики   Северная
Осетия-Алания. При этом должность руководителя высшего исполнительного
органа Республики Северная Осетия-Алания  не  совпадает  с  должностью
высшего должностного лица Республики Северная Осетия-Алания.
     В соответствии со  статьей  80  Конституции  Республики  Северная
Осетия-Алания,  частью  2 статьи 10 Конституционного закона Республики
Северная Осетия-Алания от 26  января  2001  года  N  1-РЗ  "О  системе
органов  государственной  власти  в Республике Северная Осетия-Алания"
Глава Республики Северная Осетия-Алания  является  высшим  должностным
лицом    и    главой   исполнительной   власти   Республики   Северная
Осетия-Алания.    Высшим    коллегиальным    исполнительным    органом
государственной  власти  в  Республике Северная Осетия-Алания является
Правительство   Республики   Северная   Осетия-Алания,   возглавляемое
Председателем Правительства Республики Северная Осетия-Алания (часть 1
статьи 88  Конституции  Республики  Северная  Осетия-Алания,  часть  2
статьи 13 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О
системе  органов  государственной   власти   в   Республике   Северная
Осетия-Алания).
     В числе задач в сфере исполнительной власти,  определяющих статус
Главы  Республики Северная Осетия-Алания как высшего должностного лица
субъекта   Российской   Федерации,   -   обеспечение    согласованного
функционирования   и  взаимодействия  органов  государственной  власти
Республики  Северная  Осетия-Алания,  а  также,   в   соответствии   с
законодательством  Российской Федерации,  - организация взаимодействия
республиканских органов исполнительной власти с федеральными  органами
исполнительной власти, их территориальными органами, органами местного
самоуправления  и  общественными   объединениями.   Для   их   решения
Конституцией   Республики   Северная  Осетия-Алания  Глава  Республики
Северная  Осетия-Алания   наделен   полномочием   осуществлять   общее
руководство   органами   исполнительной   власти  Республики  Северная
Осетия-Алания и может председательствовать на заседаниях Правительства
Республики Северная Осетия-Алания (пункт 1 части 1 статьи 83).
     С позиции  филологического   толкования,   в   выражении   "общее
руководство"  слово "общее" означает касающееся всех,  "руководство" -
направляющую деятельность руководителя,  стоящего во  главе,  а  слово
"председательствовать"    в    выражении    "председательствовать   на
заседаниях"   означает   руководить   заседанием.   При   этом   смысл
используемых  в  пункте  1  части  1  статьи 83 Конституции Республики
Северная Осетия-Алания понятий раскрывается лишь в системной  связи  с
другими пунктами и частями этой статьи,  а также с учетом преследуемых
законодателем целей.  Так,  Глава Республики Северная Осетия-Алания  в
соответствии  с  указанной  статьей  Конституции  Республики  Северная
Осетия-Алания  вправе  определять  структуру  органов   исполнительной
власти Республики Северная Осетия-Алания (пункт 2 части 1);  назначать
с согласия Парламента Республики Северная  Осетия-Алания  Председателя
Правительства  Республики  Северная  Осетия-Алания  (пункт 3 части 1);
назначать  на  должность  и  освобождать  от  должности   заместителей
Председателя    Правительства   Республики   Северная   Осетия-Алания,
министров,  иных  руководителей  органов   исполнительной   власти   и
должностных  лиц  Республики Северная Осетия-Алания (пункт 4 части 1);
назначать  на  должность  и  освобождать  от   должности   полномочных
представителей  Республики  Северная  Осетия-Алания (пункт 5 части 1);
принимать  решение  об  отставке  Правительства  Республики   Северная
Осетия-Алания   (пункт  6  части  1);  приостанавливать  или  отменять
действие  актов  органов  исполнительной  власти  Республики  Северная
Осетия-Алания,  если  они противоречат Конституции Республики Северная
Осетия-Алания (пункт 7 части 1); вести переговоры и заключать договоры
и  соглашения  Республики  Северная  Осетия-Алания  (пункт 8 части 1);
подписывать и обнародовать законы  Республики  Северная  Осетия-Алания
(пункт   9  части  1);  представлять  Парламенту  Республики  Северная
Осетия-Алания  ежегодный  доклад-послание  с  отчетом   о   реализации
основных   направлений  социально-экономического  развития  Республики
Северная  Осетия-Алания  (пункт  10  части  1);   издавать   указы   и
распоряжения (часть 2 статьи 83).
     Таким образом,  правовая  логика  пункта  1  части  1  статьи  83
Конституции Республики Северная Осетия-Алания  в  части  осуществления
Главой Республики Северная Осетия-Алания общего  руководства  органами
исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания состоит в том,
чтобы подчеркнуть и конкретизировать место. Главы Республики  Северная
Осетия-Алания как главы исполнительной власти в целом, а  не  отдельно
Правительства   Республики   Северная    Осетия-Алания;
     право же   председательствовать   на   заседаниях   Правительства
Республики  Северная  Осетия-Алания  дает  Главе  Республики  Северная
Осетия-Алания возможность оперативно регулировать деятельность высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  республики   в   тех
случаях, когда он сочтет это необходимым.
     Тем самым законодательно установлено разграничение  полномочий  с
Председателем   Правительства   Республики   Северная   Осетия-Алания,
который,  согласно   статье   89   Конституции   Республики   Северная
Осетия-Алания,    определяет    основные    направления   деятельности
Правительства  Республики  Северная  Осетия-Алания  и  организует  его
работу  в  соответствии  с Конституцией и законами Республики Северная
ОсетияАлания, указами Главы Республики Северная Осетия-Алания, то есть
подготавливает,  устанавливает  и  согласовывает  работу  министерств,
государственных  комитетов  и  иных  органов  государственной   власти
Республики Северная Осетия-Алания.
     Данная конституционная норма находится в логической  и  системной
связи с положениями части 2 статьи 88 Конституции Республики  Северная
Осетия-Алания,  предусматривающими,  что  Председатель   Правительства
Республики Северная Осетия-Алания назначается на должность с  согласия
Парламента  Республики  Северная  Осетия-Алания  и  освобождается   от
должности    Главой    Республики    Северная    Осетия-Алания,    что
свидетельствует   об    административном    подчинении    Председателя
Правительства  Республики  Северная  Осетия-Алания  Главе   Республики
Северная Осетия-Алания.
     Таким образом,    общее    руководство,   осуществляемое   Главой
Республики Северная Осетия-Алания не только Правительством  Республики
Северная  Осетия-Алания,  но  и всей исполнительной властью Республики
Северная  Осетия-Алания,  выражается  в  определении   общих   условий
деятельности,    обеспечении    согласованного    функционирования   и
взаимодействия  всех  органов  исполнительной  власти   рее   публики,
утверждении  их  структуры,  координации  деятельности  и  организации
взаимодействия  республиканских  органов   исполнительной   власти   с
федеральными   органами  исполнительной  власти,  их  территориальными
органами,   органами   местного   самоуправления    и    общественными
объединениями.
     Иное толкование    полномочий    Главы    Республики     Северная
Осетия-Алания  сужает возможности высшего должностного лица Республики
Северная Осетия-Алания  как  главы  исполнительной  власти  Республики
Северная  Осетия-Алания  и  нарушает конституционно-правовую структуру
органов  исполнительной  власти  Республики  Северная,  Осетия-Алания,
установленную Конституцией Республики Северная Осетия-Алания.
     Исходя из  изложенного  и  руководствуясь  частью  1  статьи  54,
статьями 55,  56,  57,  61 Конституционного закона Республики Северная
Осетия-Алания   "О   Конституционном    Суде    Республики    Северная
Осетия-Алания",  Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания
постановил:
     1. Из  конституционно-правового смысла пункта 1 части 1 статьи 83
Конституции  Республики  Северная  Осетия-Алания  во  взаимосвязи   со
статьей   89   Конституции  Республики  Северная  Осетия-Алания  Глава
Республики  Северная  Осетия-Алания,   утверждая   структуру   органов
исполнительной  власти  Республики  Северная Осетия-Алания,  определяя
общие   условия    их    деятельности,    обеспечивая    согласованное
функционирование  и взаимодействие в том числе с федеральными органами
исполнительной власти, их территориальными органами, органами местного
самоуправления   и  общественными  объединениями,  осуществляет  общее
руководство   всей   исполнительной   властью   Республики    Северная
Осетия-Алания,  а  не только высшего исполнительного органа Республики
Северная   Осетия-Алания   -   Правительства    Республики    Северная
Осетия-Алания.   В  случае  необходимости  оперативного  регулирования
деятельности органов исполнительной власти Глава  Республики  Северная
Осетия-Алания  издает  обязательные  к  исполнению  на всей территории
Республики  Северная  Осетия-Алания  указы  и  распоряжения,  под  его
председательством  проводятся  заседания,  в том числе и Правительства
Республики  Северная  Осетия-Алания.  При  этом  функции   и   задачи,
возложенные на Главу Республики Северная Осетия-Алания,  как на высшее
должностное  лицо  и   главу   исполнительной   власти   не   отменяют
обязанностей    Председателя    Правительства    Республики   Северная
Осетия-Алания  по  определению  основных  направлений  деятельности  и
непосредственной  организации работы Правительства Республики Северная
Осетия-Алания.
     2. Согласно статье 90 Конституционного закона Республики Северная
Осетия-Алания  "О Конституционном  Суде  Республики  Северная  Осетия-
Алания"   данное   толкование   является   обязательным    для    всех
представительных,  исполнительных  органов   государственной   власти,
судебных  органов,  органов  местного   самоуправления,   предприятий,
учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
     3. Настоящее  Постановление  является окончательным,  не подлежит
обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
     4. Согласно статье 60 Конституционного закона Республики Северная
Осетия-Алания   "О   Конституционном    Суде    Республики    Северная
Осетия-Алания"  настоящее  Постановление  подлежит  незамедлитель ному
после его провозглашения опубликованию в официальных изда ниях органов
государственной     власти    Республики    Северная    Осетия-Алания.
Постановление   должно   быть   опубликовано   также    в    "Вестнике
Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания".


     г.Владикавказ

     15 июня 2011 года

     N 1-П


Информация по документу
Читайте также