Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15.06.2011 № 2-п

 


                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

       КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ


          По делу о проверке конституционности постановления
      администрации местного самоуправления города Владикавказа
      от 15 января 2007 года N 9 "Об установлении платных услуг
             по оформлению документов при приватизации и
            деприватизации муниципального жилищного фонда
                 г.Владикавказа" по запросу гражданки
                     Моураовой Людмилы Алихановны


     Конституционный Суд  Республики  Северная Осетия-Алания в составе
председательствующего      A.M.Цалиева,       судей       С.А.Макиева,
А.В.Севастьянова,   Т.В.Цгоева,   с  участием  представителя  стороны,
издавшей  оспариваемый  акт  -  ведущего  специалиста   муниципального
автономного  учреждения  "Владикавказский  правовой центр" Ю.Ю.Гиоева,
руководствуясь   статьей   1011   Конституции   Республики    Северная
Осетия-Алания,   статьями   3   (часть   1),   21,   56,  68,  69,  70
Конституционного   закона   Республики   Северная   Осетия-Алания   "О
Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания",  рассмотрел в
открытом  судебном  заседании  дело   о   проверке   конституционности
постановления  администрации местного самоуправления г.Владикавказа от
15 января 2007 года N 9 "Об установлении платных услуг  по  оформлению
документов  при приватизации и деприватизации муниципального жилищного
фонда г.Владикавказа".
     Поводом к    рассмотрению    дела    явился    запрос   гражданки
Л.А.Моураовой.  Основанием к рассмотрению дела явилась  обнаружившаяся
неопределенность   в  вопросе  о  том,  соответствует  ли  Конституции
Республики Северная Осетия-Алания,  а именно ее статьям 2,  14  (часть
2),  19  (часть  1),  35  (часть  1),  40  (часть  2),  63  (часть 1),
оспариваемый заявителем акт.
     Заслушав сообщение   судьи-докладчика   С.А.Макиева,   объяснения
приглашенных  в  заседание   представителей:   Парламента   Республики
Северная Осетия-Алания - главного консультанта Государственноправового
управления  Аппарата  Парламента  Республики  Северная   Осетия-Алания
Т.К.Фидарова,  Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства
Республики   Северная   Осетия-Алания   -   начальника    отдела    по
взаимодействию    с    судами,    органами   юстиции   и   прокуратуры
Государственно-правового  управления  Администрации  Главы  Республики
Северная    Осетия-Алания    и   Правительства   Республики   Северная
Осетия-Алания    А.Д.Галуева,    Прокуратуры    Республики    Северная
Осетия-Алания  -  старшего  помощника  Прокурора  Республики  Северная
Осетия-Алания по взаимодействию с представительными (законодательными)
и   исполнительными   органами,   органами   местного   самоуправления
Республики    Северная    Осетия-Алания    Е.Б.Нехаевой,    исследовав
представленные   материалы   и  иные  документы,  Конституционный  Суд
Республики Северная Осетия-Алания установил:
     1. Постановлением  администрации  местного  самоуправления города
Владикавказа от 15 января 2007 года N 9 "Об установлении платных услуг
по   оформлению   документов   при   приватизации   и   деприватизации
муниципального жилищного фонда г.  Владикавказа"  в  целях  частичного
возмещения   расходов   Владикавказского   муниципального   унитарного
предприятия  "Единый  расчетно-кассовый  центр   жилищно-коммунального
хозяйства"  (далее  - ВМУП "ЕРКЦ ЖКХ") по поддержанию системы платежей
от населения "в одно окно" для граждан,  получивших ордера до 1  марта
2005   года   и   приватизирующих   и   деприватизирующих  квартиры  в
муниципальном жилищном фонде г.Владикавказа,  была установлена  ставка
платы  за  оформление документов в размере 932 рубля за приватизацию и
339  рублей   за   деприватизацию   муниципального   жилищного   фонда
(Приложения  1  и  2  к  постановлению).  В  соответствии  с пунктом 3
постановления срок  оформления  необходимых  документов  составлял  30
календарных дней, но при этом предусматривалась возможность сокращения
срока приватизации и деприватизации до 10 календарных дней при условии
двойной оплаты (пункт 3.1).
     На постановление  администрации  местного  самоуправления  города
Владикавказа от 15 января 2007 года N 9 "Об установлении платных услуг
по   оформлению   документов   при   приватизации   и   деприватизации
муниципального  жилищного фонда г.Владикавказа" заместителем Прокурора
Республики Северная Осетия-Алания 22  марта  2007  года  был  принесен
протест,    во    исполнение    требований   которого   постановлением
администрации местного самоуправления города Владикавказа от  18  июля
2007  года  N 1295 "О внесении изменений в постановление администрации
местного самоуправления г.Владикавказа от 15 января 2007 года N 9  "Об
установлении платных услуг по оформлению документов при приватизации и
деприватизации  муниципального  жилищного  фонда  г.Владикавказа"   из
текста  оспариваемого  постановления  были  исключены  пункты 3 и 3.1,
касающиеся возможности сокращения  сроков  оформления  документов  при
приватизации   и   деприватизации   муниципального   жилищного   фонда
г.Владикавказа при условии двойной оплаты.  Кроме того,  в Устав  ВМУП
"ЕРКЦ   ЖКХ"   были   внесены   изменения,   наделившие   его   правом
предоставления платных услуг по оформлению  договоров  приватизации  и
деприватизации муниципального жилищного фонда города Владикавказа.
     В октябре  2009  года  ВМУП  "ЕРКЦ  ЖКХ"  было  ликвидировано,  а
полномочия по реализации  оспариваемого  постановления  были  переданы
Владикавказскому      муниципальному      автономному       учреждению
"Владтехконтроль" (далее - ВМАУ  "Владтехконтроль"),  образованному  в
апреле   2010   года.   Как   следует   из   материалов   дела,   ВМАУ
"Владтехконтроль" оказывало гражданам  платные  услуги  по  оформлению
документов при приватизации и деприватизации муниципального  жилищного
фонда без надлежащего делегирования ему данных полномочий.
     После принятия   Конституционным   Судом   Республики    Северная
Осетия-Алания   запроса   Л.А.Моураовой   к   рассмотрению  прокурором
Иристонского района г.Владикавказа 7 февраля 2011 года на оспариваемое
постановление  был  принесен  протест.  К моменту начала слушания дела
Конституционным  Судом  Республики  Северная   Осетия-Алания   протест
прокурора  находился  на  стадии  рассмотрения администрацией местного
самоуправления города Владикавказа.
     Гражданка Л.А.Моураова оспаривает конституционность постановления
администрации местного самоуправления города Владикавказа от 15 января
2007  года N 9 "Об установлении платных услуг по оформлению документов
при  приватизации  и  деприватизации  муниципального  жилищного  фонда
г.Владикавказа",  полагая,  что бесплатный характер приватизации жилья
означает и оформление необходимых документов на безвозмездной  основе,
в   то   время   как   администрация  местного  самоуправления  города
Владикавказа,  основывая свою позицию на отсутствии в законодательстве
прямого  запрета  возмездного оформления документов при приватизации и
деприватизации жилья,  считает,  что бесплатный характер  приватизации
муниципального  жилищного  фонда не предполагает бесплатное оформление
необходимых документов.
     Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является
постановление администрации местного самоуправления  г.Владикавказа от
15  января  2007  N 9  (с   изменениями,   внесенными   постановлением
администрации местного самоуправления  г.Владикавказа от 18 июля  2007
года N 1295).
     2. В Российской  Федерации  местное  самоуправление,  посредством
которого народ осуществляет  свою  власть  в  границах  муниципального
образования, признается и гарантируется  в  качестве  одной  из  основ
конституционного строя (статья 12 Конституции  Российской  Федерации).
Органы местного самоуправления самостоятельны и независимы при решении
вопросов местного  значения  (статьи  130-132  Конституции  Российской
Федерации, статья 8 Конституции  Республики  Северная  Осетия-Алания).
Законодательство о местном  самоуправлении,  развивая  конституционные
положения,   предусматривает   самостоятельность   органов    местного
самоуправления  в  решении  вопросов  местного  значения  в  пределах,
установленных   Конституцией   Российской   Федерации,    федеральными
законами, а также законами субъектов  Российской  Федерации  (часть  2
статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
часть 2 статьи 1 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 25 апреля
2006 года N 24-РЗ  "О местном  самоуправлении  в  Республике  Северная
Осетия-Алания").
     Приведенные положения корреспондируют Европейской хартии местного
самоуправления 1985  года,  определяющей  местное  самоуправление  как
право  и  реальную   способность   органов   местного   самоуправления
регламентировать значительную часть  публичных  дел  и  управлять  ею,
действуя в рамках закона,  под  свою  ответственность  и  в  интересах
местного населения (часть 1 статьи 3). В этих  целях  органы  местного
самоуправления в  пределах,  установленных  законом,  обладают  полной
свободой действий для  реализации  собственной  инициативы  по  любому
вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится  в
ведении какого-либо другого органа власти (часть 2 статьи 4).
     Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления
предполагает,  что оно  в  пределах  своих  полномочий  вправе  решать
вопросы местного значения по своему усмотрению:  владеть, пользоваться
и распоряжаться муниципальной собственностью;  принимать необходимые и
обязательные   к  исполнению  решения  (не  нуждающиеся  в  каком-либо
согласовании или утверждении, не подлежащие отмене или приостановлению
органами  государственной власти),  в том числе издавать муниципальные
нормативные акты для решения вопросов местного значения.
     Вместе с тем деятельность органов местного самоуправления  должна
соответствовать  Конституции  Российской  Федерации   и   принятым   в
соответствии с нею нормативным актам.
     Одной  из  гарантий  самостоятельности  местного   самоуправления
выступает его  экономическая  основа,  выражающаяся,  в  частности,  в
наделении  населения  правами  собственника  (часть   1   статьи   130
Конституции Российской  Федерации,  часть  1  статьи  108  Конституции
Республики Северная  Осетия-Алания),  в  собственной  налоговой  базе,
ставки по которой  определяются  представительными  органами  местного
самоуправления  самостоятельно,   но   в   пределах,   предусмотренных
федеральным   законодательством   (статья   394   Налогового   кодекса
Российской Федерации). Являясь  производной  от  реально  обеспеченных
материальных и иных условий функционирования местного  самоуправления,
его  самостоятельность  также  реализуется  в  пределах  установленных
полномочий и корреспондирует ответственности органов и должностных лиц
местного самоуправления.
     В оспариваемом постановлении речь идет, по сути, о  разновидности
сбора, определяемом как обязательный  взнос,  взимаемый  с  физических
лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении
плательщиков  сборов  государственными  органами,  органами   местного
самоуправления, иными уполномоченными органами и  должностными  лицами
юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав
или выдачу разрешений (лицензий) (часть 2 статьи 8 Налогового  кодекса
Российской   Федерации).   Между    тем    налоговое    и    бюджетное
законодательство  Российской  Федерации  не  относят  органы  местного
самоуправления к числу субъектов, имеющих право устанавливать, взимать
какие-либо денежные суммы, за исключением местных налогов и сборов.
     3. Конституционное право на жилище выступает  одним  из  ключевых
материальных  условий жизни человека.  Согласно Конституции Российской
Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1  статьи  40),  которое
получило  и  международно-правовое  признание  в  качестве  одного  из
необходимых  условий  гарантирования  права  на  достойный   жизненный
уровень  (статья  25  Всеобщей  декларации  прав  человека,  статья 11
Международного  пакта  об  экономических,  социаль  ных  и  культурных
правах).  Обеспечению  права на жилище призвана способствовать система
определенных  мер,  включающая   поощрение   жилищного   строительства
органами  государственной  власти  и органами местного самоуправления,
создание  условий  для  осуществления  права  на   жилище,   а   также
предоставление  жилья  малоимущим  бесплатно  или  за  доступную плату
(части 2 и 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
     Закон  Российской  Федерации  от  4  июля  1991   года   N 1541-1
"О приватизации жилищного фонда в Российской  Федерации",  принятый  в
целях создания условий для осуществления права  граждан  на  свободный
выбор  способа  удовлетворения  потребностей   в   жилище,   определил
приватизацию  как  бесплатную   передачу   в   собственность   граждан
Российской Федерации  на  добровольной  основе  занимаемых  ими  жилых
помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде (статья 1).
Передача  жилого  помещения  в   собственность   граждан   оформляется
договором передачи, не требующим нотариального удостоверения и  уплаты
государственной  пошлины,  заключаемым  уполномоченным   субъектом   с
гражданином (статья 7 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991  года
N 1541-1 "О приватизации жилищного  фонда  в  Российской  Федерации").
Таким образом, федеральный законодатель установил упрощенную процедуру
приватизации жилых помещений, направленную на  эффективную  реализацию
права граждан на жилище.
     4. Порядок  предоставления  услуг,  предусмотренный  оспариваемым
постановлением, определен Федеральным законом от  27  июля  2010  года
N 210-ФЗ    "Об организации    предоставления    государственных     и
муниципальных услуг", предусматривающим в качестве одного  из  условий
предоставления    муниципальных    услуг    правомерность     взимания
государственной пошлины и платы за данные услуги (пункт 3  статьи  4).
Статья  8  (часть  1)   указанного   Федерального   закона   обязывает
предоставлять   муниципальные   услуги   заявителям   бесплатно,    за
исключением случаев, когда  за  предоставление  соответствующих  услуг
взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством о
налогах и сборах (часть 2 статьи 8).  Кроме  того,  государственные  и
муниципальные услуги могут оказываться за счет средств заявителя  лишь
в случаях, предусмотренных федеральными нормативными правовыми  актами
и нормативными правовыми  актами  субъектов  Российской  Федерации,  а
также муниципальными правовыми актами впредь  до  признания  указанных
актов утратившими силу (часть 3 статьи 8). Таким образом, оспариваемое
постановление по содержанию норм не соответствует статье 63 (часть  1)
Конституции Республики Северная Осетия-Алания,  так  как  противоречит
федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской
Федерации.
     Пункт 3 части 1, часть 3 статьи 9 Федерального закона от 27  июля
2010 года N 210-ФЗ "Об организации  предоставления  государственных  и
муниципальных  услуг",   предусматривающие   определение   нормативным
правовым актом  представительного  органа  муниципального  образования
перечня муниципальных услуг и порядка определения размера платы за  их
предоставление, находятся в нормативной связи с  пунктом  6  части  10
статьи  35  Федерального  закона  от  6  октября  2003  года  N 131-Ф3
"Об общих принципах организации местного самоуправления  в  Российской
Федерации", относящим к исключительной  компетенции  представительного
органа муниципального образования также определение  порядка  принятия
решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий  и
учреждений. Такой  нормативный  акт  Собранием  представителей  города
Владикавказа  не  был  принят,  а  исполнение  услуги  по   оформлению
Документов при приватизации и деприватизации муниципального  жилищного
фонда осуществлялось  на  основании  нормативного  акта  администрации
местного   самоуправления   города   Владикавказа.   Таким    образом,
оспариваемое постановление  не  соответствует  Конституции  Республики
Северная Осетия-Алания также и по порядку принятия.
     6. Конституция Республики Северная Осетия-Алания признает  высшей
ценностью человека, его  права  и  свободы,  признание,  соблюдение  и
защита  которых  являются  высшим  долгом  и  обязанностью  Республики
Северная  Осетия-Алания  (статья  2).  Права  и  свободы  человека   и
гражданина являются непосредственно  действующими,  определяют  смысл,
содержание  и  применение  законов,  деятельность  законодательной   и
исполнительной  власти,  местного  самоуправления   и   обеспечиваются
правосудием (часть 1  статьи  19).  Органы  государственной  власти  и
органы местного самоуправления в своей деятельности, в том  числе  при
принятии   и   применении   нормативных   правовых   актов,    обязаны
руководствоваться  принципом  приоритета  прав  и  свобод  человека  и
гражданина.
     Установив    не    предусмотренный    законодательством     сбор,
администрация  местного  самоуправления  города   Владикавказа   своим
постановлением от 15 января 2007  года  N 9  "Об установлении  платных
услуг по  оформлению  документов  при  приватизации  и  деприватизации
муниципального  жилищного   фонда   г.Владикавказа"  вышла  за   рамки
компетенции, предоставленной федеральными  законами  органам  местного
самоуправления, ухудшив тем самым положение граждан, что  противоречит
Конституции Республики Северная Осетия-Алания, ее статьям 2, 14 (части
1 и 2), 19 (часть 1), 35 (часть 1), 40 (часть 2), 63 (часть 1).
     Исходя из  изложенного,  руководствуясь статьями 3 (часть 1),  54
(часть 1),  55,  56,  71 Конституционного закона  Республики  Северная
Осетия-Алания    "О    Конституционном    Суде   Республики   Северная
Осетия-Алания",  Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания
постановил:
     1. Признать не соответствующим  Конституции  Республики  Северная
Осетия-Алания, ее статьям 2,14 (части 1 и  2),  18,19  (часть  1),  35
(часть 1), 40 (часть 2),  63  (часть  1)  постановление  администрации
местного само управления г. Владикавказа от 15 января  2007  года  N 9
"Об установ  лении  платных  услуг  по   оформлению   документов   при
приватизации  и  деприватизации  муниципального  жилищного  фонда   г.
Владикавказа" (с изменениями, внесенными постановлением  администрации
местного самоуправления г. Владикавказа от 18 июля 2007 года N 1295).
     2. Согласно частям  1  и  2  статьи  61  Конституционного  закона
Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном  Суде  Республики
Северная   Осетия-Алания"   настоящее    постановление    явля    ется
окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в  силу  не  медленно
после провозглашения и  не  требует  подтверждения  иными  органами  и
должностными лицами.
     3. Согласно части 1 статьи 60 Конституционного закона  Республики
Северная Осетия-Алания  "О Конституционном  Суде  Республики  Северная
Осетия-Алания" настоящее постановление должно  быть  неза  медлительно
опубликовано в официальных изданиях органов  государс  твенной  власти
Республики   Северная   Осетия-Алания.   Постановление   должно   быть
опубликовано   также   в   газете   "Владикавказ"   и   в    "Вестнике
Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания".


     г.Владикавказ

     15 июня 2011 года

     N 2-П



Информация по документу
Читайте также