Расширенный поиск
Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.11.2011 № 3-пПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ По делу о проверке конституционности Положения о порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории Ардонского городского поселения и Положения о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории Ардонского городского поселения, утвержденных постановлением главы Ардонского городского поселения от 6 сентября 2010 года N 39 "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории Ардонского городского поселения", по запросу гражданина Хадаева Р.А. Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего A.M.Цалиева, судей С.А.Макиева, А.В.Севастьянова, Т.В.Цгоева, с участием представителя стороны, издавшей оспариваемый акт, - Короева Игоря Владимировича, руководствуясь статьей 1011 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, статьями 3 (часть 1), 21, 56, 68, 69, 70 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности Положения о порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории Ардонского городского поселения и Положения о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории Ардонского городского поселения, утвержденных постановлением главы Ардонского городского поселения от 6 сентября 2010 года N 39 "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории Ардонского городского поселения". Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданина Р.А.Хадаева. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Северная Осетия-Алания, а именно ее статьям 14 и 63, оспариваемые заявителем нормативные правовые акты. Заслушав сообщение судьи-докладчика Т.В.Цгоева, объяснения приглашенных в заседание представителей: Главы Республики Северная Осетия-Алания - начальника отдела по взаимодействию с судами, органами юстиции и прокуратуры Государственно-правового управления Администрации Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания А.Д.Галуева, Парламента Республики Северная Осетия-Алания -главного специалиста-эксперта Государственноправового управления Аппарата Парламента Республики Северная Осетия-Алания Д.Х.Дзусовой, Администрации Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания - референта Администрации Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания А.А.Бицоева, Прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания - старшего прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания А.Ю.Джатиева, исследовав представленные материалы и иные документы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания установил: 1. Постановлением главы Ардонского городского поселения от 6 сентября 2010 года N 39 "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории Ардонского городского поселения" в целях установления единого порядка при переустройстве и (или) перепланировке жилых помещений и переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории Ардонского городского поселения были утверждены Положение о порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории Ардонского городского поселения и Положение о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории Ардонского городского поселения. В данных нормативных правовых актах, в частности, были установлены требования и перечень документов, необходимых для согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, основания для отказа в согласовании и пр. Гражданин Р.А.Хадаев, оспаривая конституционность Положения о порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории Ардонского городского поселения и Положения о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории Ардонского городского поселения, утвержденных постановлением главы Ардонского городского поселения от 6 сентября 2010 года N 39 "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории Ардонского городского поселения", полагает, что указанные Положения противоречат статьям 14 и 63 Конституции Республики Северная Осетия-Алания в силу их несоответствия нормам федерального законодательства. Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания проверяет на соответствие Конституции Республики Северная Осетия-Алания нормативный акт, если заявитель считает его не подлежащим действию из- за неконституционности, и принимает решение, оценивая буквальный смысл рассматриваемого акта, его место в системе норм, порядок принятия, а также с точки зрения установленного Конституцией Республики Северная Осетия-Алания разграничения компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания. Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются Положение о порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории Ардонского городского поселения и Положение о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории Ардонского городского поселения, утвержденные постановлением главы Ардонского городского поселения от 6 сентября 2010 года N 39 "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории Ардонского городского поселения". 2. В Российской Федерации местное самоуправление, посредством которого народ осуществляет свою власть в границах муниципального образования, признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя. Данное конституционное установление закреплено в статье 12 Конституции Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельны и независимы при решении вопросов местного значения (статьи 130,131 и 132 Конституции Российской Федерации, статьи 108, 109, ПО Конституции Республики Северная Осетия-Алания), что также обозначено в Европейской хартии местного самоуправления 1985 года, которая определяет местное самоуправление как право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность ив интересах местного населения (часть 1 статьи 3). В этих целях органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти (часть 2 статьи 4). Развивая указанные конституционные положения, законодательство о местном самоуправлении предусматривает самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", часть 2 статьи 1 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 25 апреля 2006 года N 24-РЗ "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания"). Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления предполагает, что оно в пределах своих полномочий вправе решать вопросы местного значения по своему усмотрению, в том числе и издавая для этих целей муниципальные нормативные акты. Вместе с тем, закрепляя самостоятельность местного самоуправления в качестве его основного свойства и принципа взаимоотношений с органами государственной власти, Конституция Российской Федерации исходит из того, что эта самостоятельность не является абсолютной, а должна определяться пределами, устанавливаемыми действующим законодательством. При этом органы государственной власти в рамках своих полномочий по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации призваны оказывать регулирующее воздействие на местное самоуправление. Осуществляя правовое регулирование местного самоуправления, федеральный законодатель к общим принципам организации местного самоуправления отнес, в частности, принцип невмешательства органов местного самоуправления в компетенцию органов государственной власти и принцип законности в деятельности органов местного самоуправления. Следовательно, деятельность органов местного самоуправления не должна противоречить Конституции Российской Федерации и принятым в соответствии с нею нормативным правовым актам. 3. Жилищным кодексом Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 5). В числе полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает принятие ими в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения (абзац 6 части 1 статьи 14), согласование переустройства и перепланировки жилых помещений (абзац 7 части 1 статьи 14), определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений (абзац 9.1 части 1 статьи 14). При этом органы местного самоуправления не наделены правом устанавливать порядок переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и порядок перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения. Регулирование указанных отношений отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (статья 12 Жилищного кодекса Российской Федерации) и осуществлено соответственно главами 3 и 4 Жилищного кодекса Российской Федерации. Между тем оспариваемым Положением о порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории Ардонского городского поселения, утвержденным постановлением главы Ардонского городского поселения от 6 сентября 2010 года N 39 "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории Ардонского городского поселения", на территории Ардонского городского поселения устанавливается иное, отличное от федерального, нормативное регулирование отношений, связанных с переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений. Аналогично, Положением о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории Ардонского городского поселения, утвержденным постановлением главы Ардонского городского поселения от 6 сентября 2010 года N 39 "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории Ардонского городского поселения", на территории Ардонского городского поселения также установлено иное, отличное от федерального, нормативное регулирование отношений, связанных с переводом жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения В то же время орган местного самоуправления вправе принимать решение о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и решение о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещении. При этом форма и содержание документов, подтверждающих принятие соответствующих решений, утверждаются Правительством Российской Федерации. В пределах своей компетенции органы местного самоуправления могут, в частности, определить порядок своих действий по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, а также порядок получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Однако при этом не должны изменяться установленные федеральным законодателем условия и порядок перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения и порядок согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, определяемые нормативными правовыми актами органов государственной власти. Следовательно, регулируя условия и порядок перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения и порядок согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, орган местного самоуправления выходит за пределы определенных законодательством полномочий и вмешивается в компетенцию органов государственной власти. Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 15 февраля 2005 года N 1-П, орган местного самоуправления при осуществлении своих полномочий, в том числе при обеспечении защиты прав и законных интересов граждан, должен действовать в определенных Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Северная Осетия-Алания пределах. Таким образом, установив не предусмотренные федеральным законодательством нормы, глава Ардонского городского поселения своим постановлением от 6 сентября 2010 года N 39 "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории Ардонского городского поселения" вышел за рамки компетенции, предоставленной федеральными законами органам местного самоуправления, что противоречит Конституции Республики Северная Осетия-Алания, а именно ее статьям 14 (части 1 и 2) и 63 (часть 1). Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 3 (часть 1), 54 (часть 1), 55, 56, 71 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил: 1. Признать не соответствующими Конституции Республики Северная Осетия-Алания, а именно ее статьям 14 (части 1 и 2) и 63 (часть 1), Положение о порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории Ардонского городского поселения и Положение о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории Ардонского городского поселения, утвержденные постановлением главы Ардонского городского поселения от 6 сентября 2010 года N 39 "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории Ардонского городского поселения". 2. Согласно частям 1 и 2 статьи 61 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения и не требует подтверждения иными органами и должностными лицами. 3. Согласно части 1 статьи 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее постановление должно быть неза медлительно опубликовано в официальных изданиях органов государс твенной власти Республики Северная Осетия-Алания. Постановление должно быть опубликовано также в газете Ардонского муниципального района Республики Северная Осетия-Алания "Рухс (Свет)" и в "Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания". г.Владикавказ 18 ноября 2011 года N 3-П Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|