Расширенный поиск
Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.05.2014 № 1-п
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО
СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ 14 мая
2014 года № 1-П г.Владикавказ По делу о проверке конституционности постановления главы
Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики
Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2012
года №71-Д «Об определении на территории
муниципального образования - Моздокский район - мест исполнения административного
наказания в виде обязательных работ» в связи с запросом гражданки
Кокоевой Э.Э. Конституционный
Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего A.M. Цалиева,
судей Т.В. Батаевой, С.А. Макиева, А.В. Севастьянова,
Т.В. Цгоева, с участием представителя стороны, издавшей оспариваемый акт,
- главного специалиста отдела по юридическим вопросам Администрации местного
самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания
Е.А. Кваши, руководствуясь статьей 1011 Конституции
Республики Северная Осетия-Алания, статьями 3 (часть 1), 21, 56, 68, 69,
70 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О
Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания», рассмотрел в открытом заседании дело о
проверке конституционности постановления
главы Администрации местного самоуправления Моздокского района
Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2012 года №71-Д «Об
определении на территории муниципального образования - Моздокский район - мест
исполнения административного наказания в виде обязательных работ». Поводом к
рассмотрению дела явился запрос гражданки Кокоевой Элины Эльбрусовны о проверке
конституционности постановления главы Администрации местного самоуправления
Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2012 года
№71-Д «Об определении на территории муниципального образования - Моздокский
район - мест исполнения административного наказания в виде обязательных работ». Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в том, соответствует ли Конституции Республики Северная
Осетия-Алания оспариваемый нормативный акт. Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В. Севастьянова, выступления
приглашенных в заседание представителей: Главы Республики Северная
Осетия-Алания - начальника отдела по связям с судебной
системой, прокуратурой и органами юстиции Государственно-правового
управления Администрации Главы Республики Северная Осетия-Алания и
Правительства Республики Северная Осетия-Алания А.Д. Галуева,
Парламента Республики Северная Осетия-Алания - старшего
консультанта Государственно-правового управления Аппарата Парламента
Республики Северная Осетия-Алания Е.В. Ортабаевой, Прокуратуры Республики
Северная Осетия-Алания - старшего помощника
Прокурора Республики Северная Осетия-Алания по взаимодействию с
представительными (законодательными) и исполнительными органами Республики Северная Осетия-Алания, органами местного самоуправления Е.Б. Нехаевой,
Управления Федеральной службы
судебных приставов России по Республике Северная Осетия-Алания - ведущего
специалиста-эксперта отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы
судебных приставов России по Республике Северная Осетия-Алания
А.В. Тезиева, исследовав представленные
материалы и иные документы, Конституционный Суд Республики Северная
Осетия-Алания установил: 1. Постановлением главы Администрации местного самоуправления Моздокского
района Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2012
года №71-Д «Об определении на территории муниципального образования
- Моздокский район - мест исполнения административного наказания в виде
обязательных работ» на территории муниципального образования Моздокский район
были определены места для исполнения административного наказания в виде
обязательных работ. Гражданка Э.Э. Кокоева, оспаривая конституционность данного постановления,
утверждает, что Администрация местного самоуправления
Моздокского района вышла за рамки своих полномочий. По мнению заявителя, определение понятия административного правонарушения,
вида и размера наказания за него, а также порядок исполнения
того или иного административного наказания - это вопросы
федерального регулирования, и, следовательно, Администрация местного
самоуправления Моздокского района принятым постановлением
нарушила часть 1 статьи 63 Конституции
Республики Северная Осетия-Алания. Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания проверяет
на соответствие Конституции Республики Северная Осетия-Алания
нормативный акт, если заявитель считает его не подлежащим действию
из-за неконституционности, и принимает решение, оценивая буквальный
смысл рассматриваемого акта, исходя из его места в системе
норм, порядка принятия, а также с точки зрения установленного
Конституцией Республики Северная Осетия-Алания разграничения компетенции
между органами государственной власти и органами местного самоуправления
в Республике Северная Осетия-Алания. Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является
постановление главы Администрации местного самоуправления Моздокского
района Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря
2012 года Ж71-Д «Об определении на территории муниципального образования
- Моздокский район - мест исполнения административного наказания в виде обязательных
работ». 2. В Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления
определяются в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления
от 15 октября 1985 года с учетом объема и характера конкретной
задачи, а также требований эффективности и экономии (пункт
3 статьи 4). И если вопрос публично-правового характера наиболее эффективно
можно решить на уровне местного самоуправления как самого приближенного к
населению уровня власти, то органы местного самоуправления должны быть наделены
соответствующим публичным полномочием, которое в соответствии с
Хартией должно быть полным и исключительным. В статье 12 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное
самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий и автономно от государственной
власти. В развитие этого положения Конституция Российской Федерации
устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает
самостоятельное решение населением вопросов местного значения
(статья 130, часть 1); органы местного самоуправления могут наделяться
законом отдельными государственными полномочиями с передачей
необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132,
часть 2). Аналогичные положения содержатся в Конституции
Республики Северная Осетия-Алания (статьи 8, 108, 109, 110). Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации
в своих решениях, Конституция Российской Федерации, закрепляя
самостоятельность местного самоуправления как одну из основ его
конституционно-правового статуса, одновременно исходит из того, что местное
самоуправление должно осуществляться в соответствии с общими
принципами его организации, установление которых относится к совместному ведению
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «н»
части 1), а деятельность органов местного самоуправления должна
носить законный характер (статья 15, часть 2). Из этих положений Конституции
Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 1 (часть 1), 4
(часть 2), 71, 72 (часть 1) и 76
(части 1 и 2) следует, в частности, что самостоятельность местного
самоуправления не является абсолютной, - она определяется его компетенцией, которая устанавливается на
основании Конституции Российской Федерации в соответствующем законе
(постановления от 29 марта 2011
года №2-11 и от 18 мая 2011 года №9-П, Определение от 1 марта
2012 года №389-О-О и др.). 2.1. Перечень вопросов местного значения относящихся к полномочиям муниципальных
образований, установлен Федеральным законом от 6 октября 2003 года
№131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» (статьи 14, 15, 16) и Законом
Республики Северная Осетия-Алания от 25 апреля 2006 года №24-РЗ «О местном
самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания» (статьи 13, 14,
15). Вместе с тем, наряду с решением вопросов местного значения, законодателем предусматривается
возможность участия органов местного самоуправления в осуществлении отдельных
государственных полномочий, переданных им в соответствии со статьей 19
Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации», а также участие органов местного самоуправления по решению вопросов, которые не относятся к
вопросам местного значения и не являются переданными государственными
полномочиями, что допускается в случаях, если оно предусмотрено федеральными законами или если соответствующие полномочия не
отнесены к компетенции органов
государственной власти и не исключены из компетенции муниципальных
органов власти федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,
за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов,
предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и
поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (часть 2
статьи 14.1, часть 2 статьи 15.1, часть 2 статьи 16.1
Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации», часть 2 статьи 13.1, часть 2 статьи 14.1,
часть 2 статьи 15.1 Закона Республики Северная Осетия-Алания «О местном
самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания»). Кроме того, в части 1
каждой из указанных статей уже содержится ряд вопросов, не отнесенных к
вопросам местного значения, на решение которых у органов местного
самоуправления имеются соответствующие государственные полномочия. Таким образом,
данные полномочия определяются государством, которое вправе установить пределы
муниципального регулирования, а органы местного самоуправления могут заниматься
их исполнением только в рамках имеющихся у них правовых, финансовых и организационных
возможностей. 3. Согласно
Конституции Российской Федерации административное законодательство отнесено к
совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
(пункт «к» части 1 статьи 72); по предметам совместного ведения издаются
федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).
Законодательство об административных правонарушениях в Российской Федерации
состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и
принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об
административных правонарушениях (часть 1
статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях). Вопрос об
установлении перечня видов административных наказаний и правил их применения,
регулируемый нормами административного
законодательства, находится в ведении Российской Федерации (пункт 2
части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Законом Российской
Федерации от 8 июня 2012 года №65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетированиях»» перечень видов административных
наказаний был дополнен обязательными работами (пункт 10 части 1 статьи 3.2
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В то же
время в соответствии с порядком применения административного наказания в виде обязательных
работ, предусмотренным федеральными законами, именно органу местного
самоуправления предоставлено право определять вид обязательных работ и перечень
организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в
виде обязательных работ, отбывают обязательные работы по согласованию с
территориальными органами федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов (статья 32.13
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья
109.2 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», абзац 9 пункта 2 статьи 9
Федерального закона от 21 июля 1997 года
№118-ФЗ «О судебных приставах»). Муниципальные
правовые акты, согласно статье 63 (часть 1) Конституции
Республики Северная Осетия-Алания, не должны противоречить
федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской
Федерации. Главой Администрации местного самоуправления Моздокского района
и руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов
России по Республике Северная Осетия-Алания - главным судебным приставом
Республики Северная Осетия-Алания были согласованы и определены в
установленном законом порядке места для исполнения административного наказания
в виде обязательных работ. При этом в полной мере были соблюдены требования федерального
и республиканского законодательства в области регулирования деятельности и
полномочий органов местного самоуправления, а также федерального
закона, касающегося административной ответственности и назначения наказания. Таким образом, издав постановление от 28 декабря 2012 года №71-Д
«Об определении на территории муниципального образования - Моздокский
район - мест исполнения административного наказания в виде
обязательных работ», орган местного самоуправления Моздокского района
в лице главы Администрации района не вышел за рамки полномочий,
предусмотренных законодательством Российской Федерации и
законодательством Республики Северная Осетия-Алания и, следовательно, не
нарушил статью 63 (часть 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания. Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 3 (часть 1), 54 (часть 1),
55, 56, 70, 71 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О
Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания»,
Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил: 1. Признать
соответствующим Конституции Республики Северная Осетия-Алания постановление главы Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная
Осетия-Алания от 28 декабря 2012 года
№71-Д «Об определении на территории муниципального образования - Моздокский район - мест исполнения административного
наказания в виде обязательных работ». 2. Согласно
частям 1 и 2 статьи 61 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания» настоящее
Постановление является
окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения и не требует
подтверждения иными органами и должностными лицами. 3. Согласно
части 1 статьи 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания» настоящее Постановление
должно быть незамедлительно
опубликовано в официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, в «Вестнике Конституционного Суда Республики Северная
Осетия-Алания», а также в газете «Моздокский вестник». Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|