Расширенный поиск

Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.05.2014 № 1-п

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

 

14 мая 2014 года № 1-П

 

г.Владикавказ

 

 

По делу о проверке конституционности постановления

главы Администрации местного самоуправления Моздокского района

Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2012 года №71-Д

«Об определении на территории муниципального образования -

Моздокский район - мест исполнения административного наказания в виде

обязательных работ» в связи с запросом гражданки Кокоевой Э.Э.

 

 

Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего A.M. Цалиева, судей Т.В. Батаевой, С.А. Макиева, А.В. Севастьянова, Т.В. Цгоева, с участием представителя стороны, издавшей оспариваемый акт, - главного специалиста отдела по юридическим вопросам Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания Е.А. Кваши, руководствуясь статьей 1011 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, статьями 3 (часть 1), 21, 56, 68, 69, 70 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания», рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности постановления главы Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2012 года №71-Д «Об определении на территории муниципального образования - Моздокский район - мест исполнения административного наказания в виде обязательных работ».

Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданки Кокоевой Элины Эльбрусовны о проверке конституционности постановления главы Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2012 года №71-Д «Об определении на территории муниципального образования - Моздокский район - мест исполнения административного наказания в виде обязательных работ». Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в том, соответствует ли Конституции Республики Северная Осетия-Алания оспариваемый нормативный акт.

Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В. Севастьянова, выступления приглашенных в заседание представителей: Главы Республики Северная Осетия-Алания - начальника отдела по связям с судебной системой, прокуратурой и органами юстиции Государственно-правового управления Администрации Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания А.Д. Галуева, Парламента Республики Северная Осетия-Алания - старшего консультанта Государственно-правового управления Аппарата Парламента Республики Северная Осетия-Алания Е.В. Ортабаевой, Прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания - старшего помощника Прокурора Республики Северная Осетия-Алания по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами Республики Северная Осетия-Алания, органами местного самоуправления Е.Б. Нехаевой, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Северная Осетия-Алания - ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Северная Осетия-Алания А.В. Тезиева, исследовав представленные материалы и иные документы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания установил:

 

1. Постановлением главы Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2012 года №71-Д «Об определении на территории муниципального образования - Моздокский район - мест исполнения административного наказания в виде обязательных работ» на территории муниципального образования Моздокский район были определены места для исполнения административного наказания в виде обязательных работ.

Гражданка Э.Э. Кокоева, оспаривая конституционность данного постановления, утверждает, что Администрация местного самоуправления Моздокского района вышла за рамки своих полномочий.

По мнению заявителя, определение понятия административного правонарушения, вида и размера наказания за него, а также порядок ис­полнения того или иного административного наказания - это вопросы федерального регулирования, и, следовательно, Администрация местного самоуправления Моздокского района принятым постановлением нарушила часть 1 статьи 63 Конституции Республики Северная Осетия-Алания.

Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания проверяет на соответствие Конституции Республики Северная Осетия-Алания нормативный акт, если заявитель считает его не подлежащим действию из-за неконституционности, и принимает решение, оценивая буквальный смысл рассматриваемого акта, исходя из его места в си­стеме норм, порядка принятия, а также с точки зрения установленного Конституцией Республики Северная Осетия-Алания разграничения компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания.

Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является постановление главы Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2012 года Ж71-Д «Об определении на территории муниципального образования - Моздокский район - мест исполнения административного наказания в виде обязательных работ».

2. В Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления определяются в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления от 15 октября 1985 года с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии (пункт 3 статьи 4). И если вопрос публично-правового характера наиболее эффективно можно решить на уровне местного самоуправления как самого приближенного к населению уровня власти, то органы местного самоуправления должны быть наделены соответствующим публичным полномочием, которое в соответствии с Хартией должно быть полным и исключительным.

В статье 12 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий и автономно от государственной власти.

В развитие этого положения Конституция Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 130, часть 1); органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132, часть 2). Аналогичные положения содержатся в Конституции Республики Северная Осетия-Алания (статьи 8, 108, 109, 110).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, Конституция Российской Федерации, закрепляя самостоятельность местного самоуправления как одну из основ его конституционно-правового статуса, одновременно исходит из того, что местное самоуправление должно осуществляться в соответствии с общими принципами его организации, установление которых относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «н» части 1), а деятельность органов местного самоуправления должна носить законный характер (статья 15, часть 2). Из этих положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 1 (часть 1), 4 (часть 2), 71, 72 (часть 1) и 76 (части 1 и 2) следует, в частности, что самостоятельность местного самоуправления не является абсолютной, - она определяется его компетенцией, которая устанавливается на основании Конституции Российской Федерации в соответствующем законе (постановления от 29 марта 2011 года №2-11 и от 18 мая 2011 года №9-П, Определение от 1 марта 2012 года №389-О-О и др.).

2.1. Перечень вопросов местного значения относящихся к полномочиям муниципальных образований, установлен Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 15, 16) и Законом Республики Северная Осетия-Алания от 25 апреля 2006 года №24-РЗ «О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания» (статьи 13, 14, 15).

Вместе с тем, наряду с решением вопросов местного значения, законодателем предусматривается возможность участия органов местного самоуправления в осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также участие органов местного самоуправления по решению вопросов, которые не относятся к вопросам местного значения и не являются переданными государственными полномочиями, что допускается в случаях, если оно предусмотрено федеральными законами или если соответствующие полномочия не отнесены к компетенции органов государственной власти и не исключены из компетенции муниципальных органов власти федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (часть 2 статьи 14.1, часть 2 статьи 15.1, часть 2 статьи 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», часть 2 статьи 13.1, часть 2 статьи 14.1, часть 2 статьи 15.1 Закона Республики Северная Осетия-Алания «О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания»). Кроме того, в части 1 каждой из указанных статей уже содержится ряд вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, на решение которых у органов местного самоуправления имеются соответствующие государственные полномочия.

Таким образом, данные полномочия определяются государством, которое вправе установить пределы муниципального регулирования, а органы местного самоуправления могут заниматься их исполнением только в рамках имеющихся у них правовых, финансовых и организационных возможностей.

3. Согласно Конституции Российской Федерации административное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72); по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76). Законодательство об административных правонарушениях в Российской Федерации состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Вопрос об установлении перечня видов административных наказаний и правил их применения, регулируемый нормами административного законодательства, находится в ведении Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Законом Российской Федерации от 8 июня 2012 года №65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»» перечень видов административных наказаний был дополнен обязательными работами (пункт 10 части 1 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В то же время в соответствии с порядком применения административного наказания в виде обязательных работ, предусмотренным федеральными законами, именно органу местного самоуправления предоставлено право определять вид обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов (статья 32.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 109.2 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», абзац 9 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах»).

Муниципальные правовые акты, согласно статье 63 (часть 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания, не должны противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации.

Главой Администрации местного самоуправления Моздокского района и руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Северная Осетия-Алания - главным судебным приставом Республики Северная Осетия-Алания были согласованы и определены в установленном законом порядке места для исполнения административного наказания в виде обязательных работ. При этом в полной мере были соблюдены требования федерального и республиканского законодательства в области регулирования деятельности и полномочий органов местного самоуправления, а также федерального закона, касающегося административной ответственности и назначения наказания.

Таким образом, издав постановление от 28 декабря 2012 года №71-Д «Об определении на территории муниципального образования - Моздокский район - мест исполнения административного наказания в виде обязательных работ», орган местного самоуправления Моздокского района в лице главы Администрации района не вышел за рамки полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания и, следовательно, не нарушил статью 63 (часть 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 3 (часть 1), 54 (часть 1), 55, 56, 70, 71 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания», Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил:

 

1.    Признать соответствующим Конституции Республики Северная Осетия-Алания постановление главы Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2012 года №71-Д «Об определении на территории муниципального образования - Моздокский район - мест исполнения административного наказания в виде обязательных работ».

2.   Согласно частям 1 и 2 статьи 61 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания» настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения и не требует подтверждения иными органами и должностными лицами.

3.   Согласно части 1 статьи 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О  Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания» настоящее Постановление должно быть незамедлительно опубликовано в официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, в «Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания», а также в газете «Моздокский вестник».

 


Информация по документу
Читайте также