Расширенный поиск
Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 14.10.2014 № 4-п
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО
СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ 14
октября 2014 года № 4-П г.Владикавказ По
делу о толковании второго предложения части
6 статьи 77 Конституции Республики Северная Осетия-Алания Конституционный
Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего A.M. Цалиева, судей
А.В. Севастьянова, С.А. Макиева, Т.В. Цгоева, руководствуясь статьей 1011 (часть 6) Конституции
Республики Северная Осетия-Алания, статьями 3 (часть 4), 21, 56, 89
Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном
Суде Республики Северная Осетия-Алания», рассмотрел в открытом заседании дело о толковании второго предложения части
6 статьи 77 Конституции Республики Северная Осетия-Алания. Поводом к
рассмотрению дела в соответствии со статьей 21 (часть 1) явился запрос
гражданки Дзукаевой Фатимы Валериевны о толковании
второго предложения части 6 статьи 77 Конституции Республики Северная
Осетия-Алания. Основанием к
рассмотрению дела в соответствии со статьей 21 (пункт «в» части 2) явилась
обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных
положений. Заслушав сообщение
судьи-докладчика A.M. Цалиева,
выступления приглашенных в заседание представителей: Парламента
Республики Северная Осетия-Алания - главного консультанта
Государственно-правового управления Аппарата Парламента Республики Северная
Осетия-Алания В.Г. Боллоева, Главы Республики
Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания -
главного советника отдела по связям с судебной системой, прокуратурой и органами юстиции
Государственно-правового управления
Администрации Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания
Т.Т. Гамосова, Прокуратуры Республики
Северная Осетия-Алания - старшего помощника
Прокурора Республики Северная Осетия-Алания по взаимодействию
с представительными (законодательными) и исполнительными органами республики, органами местного самоуправления
Е.Б. Нехаевой, Управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Республике Северная
Осетия-Алания - ведущего специалиста-эксперта отдела по вопросам
нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального
регистра, ведения реестра муниципальных
образований, регистрации и ведения реестра
уставов муниципальных образований Д.Р. Куловой,
исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики
Северная Осетия-Алания установил: 1. Вторым предложением части 6 статьи 77 Конституции
Республики Северная Осетия-Алания
предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты Республики Северная Осетия-Алания по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина
вступают в силу через десять дней
после их официального опубликования. Гражданка Дзукаева Фатима
Валериевна просит истолковать содержащиеся в данном предложении
положения в связи с обнаружившейся неопределенностью в
понимании того, какие именно законы и иные нормативные правовые акты
Республики Северная Осетия-Алания следует считать принятыми по
вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина: имеются ли в виду
законы и иные нормативные правовые акты, направленные исключительно на защиту
прав и свобод человека и гражданина, либо все
нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина. 2. Согласно
части 4 статьи 3 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О
Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания» Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания по запросам граждан дает толкование
Конституции Республики Северная Осетия-Алания. В
соответствии с частью 9 статьи 3 Конституционного закона Республики Северная
Осетия-Алания «О Конституционном Суде
Республики Северная Осетия-Алания» Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания решает
исключительно вопросы права и при
осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в
компетенцию других судов или иных органов. Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является
толкование содержащихся во втором предложении части 6 статьи 77 Конституции
Республики Северная Осетия-Алания положений, а именно: какие законы и
иные нормативные правовые акты Республики Северная Осетия-Алания относятся к
нормативным правовым актам по вопросам защиты прав и свобод человека и
гражданина. 3. Конституция
Республики Северная Осетия-Алания устанавливает, что Республика Северная Осетия-Алания является демократическим правовым государством. Она провозглашает
человека, его права и свободы высшей
ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью
Республики Северная Осетия-Алания.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность
законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 1; статья 2; статья 19, часть 1).
Названные конституционные нормы корреспондируют положениям Конституции
Российской Федерации (статья
1, часть 1; статья 2; статья 18). Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина относятся к
предметам ведения Российской Федерации. В то же время защита прав и
свобод человека и гражданина является предметом совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 71, пункт
<<в»; статья 72,
пункт «б» части 1 Конституции Российской Федерации). Реализуя свои полномочия по предметам совместного ведения как субъект Российской Федерации,
Республика Северная Осетия-Алания осуществляет собственное нормативно-правовое
регулирование в области защиты прав
и свобод человека и гражданина, в том
числе принимает законы и иные нормативные правовые акты, которые, однако, не должны противоречить федеральным
законам, принятым в соответствии с
полномочиями Российской Федерации (статья 63, часть 1 Конституции Республики Северная Осетия-Алания). 4. В силу
части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию.
Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты,
затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Указанное законодательное регулирование по сути обязывает субъект Российской Федерации опубликовывать
конституцию (устав), законы и иные нормативные правовые акты, затрагивающие
вопросы защиты прав и свобод
человека и гражданина, за исключением актов или отдельных положений,
содержащих сведения, отнесенные федеральным законом к государственной тайне или
иной информации ограниченного доступа. Данные
конституционные предписания являются одной из гарантий защиты прав и свобод
человека и гражданина, носят императивный
характер и в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные
акты - как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации
(Определение Конституционного Суда Российской
Федерации от 10 марта 2005 года №71-0). Порядок
обнародования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации определен
Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому
законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по
вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через
десять дней после их официального опубликования (статья 8, часть 5). Установленное
данным Законом правило применимо к тем законам и иным нормативным правовым
актам субъекта Российской Федерации, которые приняты органами государственной
власти субъекта Российской Федерации
непосредственно в целях нормативного регулирования
вопросов, предусмотренных пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации. Это также
согласуется с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом
Российской Федерации, в соответствии с
которой данный Закон является общим законом,
закрепляющим порядок вступления в силу законов и других нормативных
актов субъекта Российской Федерации. Содержащееся в нем
регулирование, устанавливающее, что нормативные акты по вопросам защиты прав и
свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней
после их официального опубликования, не препятствует субъекту Российской
Федерации самому определять порядок вступления
в силу своих законов (Определение Конституционного Суда Российской
Федерации от 10 марта 2005 №71-0). По
смыслу правовой позиции, ранее сформулированной Конституционным Судом
Российской Федерации, обязательные требования предъявляются не только к форме,
процедуре принятия и содержанию закона
субъекта Российской Федерации, но и к порядку введения его в действие: в
целях обеспечения защиты прав и свобод человека законодатель субъекта
Российской Федерации должен определять разумный
срок введения в действие соответствующего закона (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2001 года № 2-П). Таким образом, установление сроков вступления в силу законов и иных
нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по вопросам
защиты прав и свобод человека и гражданина является прерогативой
(дискрецией) законодательного органа субъекта Российской Федерации,
если иное не установлено общим или специальным федеральным законом. 5. Основываясь на федеральном законодательстве, Конституция
Республики Северная Осетия-Алания в качестве дополнительных гарантий
обеспечения прав и свобод человека и гражданина утвердила правовые
предписания, согласно которым законы Республики Северная Осетия-Алания
подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не
применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они
не опубликованы официально для всеобщего сведения (статья 14, часть 3). Соответствующие положения содержатся и в Законе Республики Северная
Осетия-Алания от
18 марта 2002 года №4-РЗ «О нормативных правовых актах Республики
Северная Осетия-Алания»: законы подлежат официальному опубликованию;
неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты,
затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат
обязательному официальному опубликованию; неопубликованные нормативные акты,
затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,
не считаются вступившими в силу и не применяются (статья 20). Таким образом, до официального опубликования нормативный правовой
акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина,
не может вступить в силу и не применяется. Законы же и
другие нормативные правовые акты Республики Северная Осетия-Алания по вопросам
защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу в порядке,
установленном федеральным законом. Для указанных актов вторым
предложением части 6 статьи 77 Конституции
Республики Северная Осетия-Алания предусмотрено вступление в силу
через десять дней после их официального опубликования. В отношении законов и других актов Парламента Республики
Северная Осетия-Алания по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 25
апреля 2002 года №7-РЗ «О порядке опубликования и вступления в
силу конституционных законов Республики Северная Осетия-Алания, законов
Республики Северная Осетия-Алания, других актов Парламента Республики
Северная Осетия-Алания» предусмотрено вступление в силу не ранее десяти дней после их
официального опубликования (статья 6, абзац 2). В то же время, при отсутствии обязательного требования со стороны
федерального законодателя, в Республике Северная Осетия-Алания
названная конституционная гарантия была распространена и на
акты Главы Республики Северная Осетия-Алания, Правительства Республики
Северная Осетия-Алания, нормативные правовые акты органов исполнительной
власти Республики Северная Осетия-Алания, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, тем самым усилив правовые
гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина (пункт 4 Указа Главы
Республики Северная Осетия-Алания от 14 апреля
2014 года №94 «О порядке опубликования и вступления в силу
нормативных правовых актов Главы Республики Северная Осетия-Алания,
Правительства Республики Северная Осетия-Алания и органов исполнительной
власти Республики Северная Осетия-Алания»). 5.1. Конституционное требование о вступлении в силу законов и иных нормативных
правовых актов Республики Северная Осетия-Алания по вопросам
защиты прав и свобод человека и гражданина через десять дней
после официального опубликования призвано обеспечить возможность
их реального доведения до сведения граждан и ознакомления с их
содержанием. Это является одной из важнейших гарантий обеспечения
защиты прав и свобод человека и гражданина. Вступление в силу нормативных
правовых актов Республики Северная Осетия-Алания по истечении
определенного срока после их официального опубликования позволяет
гражданам уяснить содержание принимаемых установлений и
соотнести с ними свое поведение, для чего десятидневный срок представляется минимальным и
разумным. Вместе с тем в целях обеспечения более полной защиты прав и свобод человека
и гражданина законодатель вправе устанавливать и специальные
сроки для вступления в силу нормативных правовых актов (их частей)
в определенных сферах общественных отношений. Например, Налоговым
кодексом Российской Федерации установлено, что акты законодательства
о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении
одного месяца со дня их официального опубликования (статья 5, пункт 1). Таким образом, правовое регулирование порядка введения в действие
определенных нормативных правовых актов в установленные заранее разумные сроки,
по истечении которых возникает обязанность по их реализации, позволяет
обеспечить стабильность правовой системы и общественных отношений в целом. 6. Соотношение и конституционно-правовой смысл
положений, изложенных в части 3 статьи 14 и
части 6 статьи 77 Конституции
Республики Северная Осетия-Алания, раскрывается в их взаимосвязи с другими конституционными нормами (статья 1;
статья 2; статья 18; статья 19;
статья 45; статья 55, части 1 и 2), а также с учетом целей, преследуемых законодателем при конкретном правовом
регулировании. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 18
марта 2002 года №4-РЗ «О нормативных
правовых актах Республики Северная Осетия-Алания» определяет нормативный правовой акт Республики
Северная Осетия-Алания как официальный документ, принятый (изданный)
нормотворческим органом Республики Северная Осетия-Алания в пределах его
компетенции либо на референдуме и содержащий нормы права, под которыми
понимаются общеобязательные предписания постоянного или временного характера,
рассчитанные на многократное применение (статья 2, части 1
и 2). В
соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
29 ноября 2007 года №48 одним из существенных признаков, характеризующих
нормативный правовой акт, является наличие
в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного
круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на
урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение
существующих правоотношений (пункт 9). В данном случае общеобязательность для
неопределенного круга лиц означает, что любой нормативный правовой акт прямо
или косвенно затрагивает чьи-то права и свободы и, в конечном итоге, направлен
на их регулирование и/или защиту. Это относится и к тем случаям, когда он
регулирует отношения, на первый взгляд удаленные от прав и свобод конкретных
граждан (к примеру, компетенцию органов государственной власти). В то же время в
нормативном правовом акте могут отсутствовать нормы, непосредственно
регламентирующие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина. Он также
может не содержать и нормы, устанавливающие какие-либо права и обязанности
граждан (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2012 года №46-АПГ12-4). Нормативный правовой акт
может напрямую не затрагивать права граждан, но при этом вносить
изменения в уже действующее правовое регулирование, ранее установившее гарантии
реализации конкретных прав граждан и/или направленное на защиту конкретного
права граждан. Подобный нормативный правовой акт не может вступать в силу с момента его опубликования, иначе он нарушал бы
те права граждан, на регулирование которых направлен. К
нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, относятся
акты, предоставляющие или лишающие граждан определенных прав и свобод,
возлагающие на гражданина обязанности, устанавливающие или исключающие
ответственность за деяние, а равно иным образом регулирующие отношения с
участием граждан (Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 15
апреля 2009 №1-П). Под законами же и иными нормативными правовыми актами
по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина следует понимать те
акты, которые направлены на обеспечение
беспрепятственной реализации, содействия в реализации прав и свобод путем
создания правовых, социально-экономических, политических,
организационно-процедурных и иных стимулов и гарантий, а также предупреждения
их нарушения, необоснованного и неправомерного вмешательства в права и свободы
человека и гражданина, умаления их существа и/или восстановления
нарушенных прав и свобод. Отсюда следует,
что нормативные правовые акты, принятые по вопросам защиты прав и свобод
человека и гражданина, не могут одновременно не затрагивать права и свободы
человека и гражданина. В то же время
нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и
гражданина, могут быть приняты и не по вопросам защиты прав и свобод человека и
гражданина. Таким образом,
обязательность соблюдения в отношении законов и иных нормативных правовых актов
Республики Северная Осетия-Алания десятидневного срока вступления в силу после
их официального опубликования существует исключительно для нормативных правовых
актов, принятых по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина. В
отношении же актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина,
применяется общий порядок введения в действие после их официального
опубликования. Конституционно-правовой
смысл второго предложения части 6 статьи 77 Конституции
Республики Северная Осетия-Алания, выявленный Конституционным Судом Республики
Северная Осетия-Алания в настоящем Постановлении, в силу статьи 90
Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О
Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания» является
общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в
правоприменительной практике. Соблюдение установленных настоящим Постановлением характеристик
нормативного правового акта, принятого по вопросам защиты прав и
свобод человека и гражданина, может быть проверено в судебном порядке в
конкретном деле. Установление факта наличия (или отсутствия) в нормативном
правовом акте Республики Северная Осетия-Алания положений, непосредственно
затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, входит в компетенцию
соответствующих судов. Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 54 (часть 1), статьями 55,
56, 57, 61 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания
«О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания»,
Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил: 1. По конституционно-правовому смыслу второго предложения части 6 статьи 77 Конституции
Республики Северная Осетия-Алания под
законами и иными нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания, принимаемыми по вопросам
защиты прав и свобод человека и
гражданина, следует понимать те акты, которые направлены на обеспечение беспрепятственной реализации, содействия в реализации прав и свобод путем создания
правовых, социально-экономических,
политических, организационно-процедурных и иных стимулов и гарантий, а также предупреждения их нарушения, необоснованного и неправомерного вмешательства в права и свободы человека и гражданина, умаления их существа и/или
восстановления нарушенных прав и свобод. 2. Обязательность
соблюдения в отношении законов и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания десятидневного срока вступления в силу после их
официального опубликования существует
исключительно для нормативных правовых актов, принятых по вопросам защиты прав
и свобод человека и гражданина. 3. Согласно
статье 90 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания» конституционно-правовой
смысл положений второго предложения части 6 статьи 77 Конституции Республики
Северная Осетия-Алания является обязательным для всех представительных, исполнительных органов государственной
власти, судебных органов, органов
местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их
объединений. 4. Согласно статье 61 (часть 1)
Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О
Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания»
настоящее Постановление является окончательным, не подлежит
обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения. 5. Согласно статье 60 Конституционного закона
Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном Суде Республики
Северная Осетия-Алания» настоящее Постановление после его провозглашения подлежит
незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной
власти Республики Северная Осетия-Алания. Постановление должно
быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Республики Северная
Осетия-Алания». Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|