Расширенный поиск
Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 16.09.2015 № 1-п
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО
СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ от 16
сентября 2015 года № 1-П г.Владикавказ По
делу о проверке конституционности пункта 4 части 2 статьи 2 Закона
Республики Северная Осетия-Алания от 16 февраля 2012 года № 3-РЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и
более детей, земельных участков на территории Республики Северная
Осетия-Алания» в связи с запросом Хачировой Виолеты
Согратовны Конституционный Суд
Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего A.M. Цалиева, судей Т.В. Батаевой, С.А. Макиева, А.В. Севастьянова
и Т.В. Цгоева, с участием заявителя-гражданки Хачировой Виолеты Согратовны,
руководствуясь статьей 101' (пункт 1 части 3) Конституции
Республики Северная Осетия-Алания, статьями 3 (часть 1), 21, 55, 56, 68,69
и 70 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О
Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания», рассмотрел в
открытом заседании дело о проверке конституционности
пункта 4 части 2 статьи 2 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 16 февраля
2012 года № 3-РЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и
более детей, земельных участков на территории Республики Северная
Осетия-Алания». Поводом к рассмотрению дела
явилось обращение гражданки B.C. Хачировой в форме
запроса о признании не соответствующим Конституции Республики Северная
Осетия-Алания пункта 4 части 2 статьи 2 Закона Республики Северная
Осетия-Алания от 16 февраля 2012 года № 3-РЗ «О предоставлении гражданам,
имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Республики Северная
Осетия-Алания». Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики
Северная Осетия-Алания оспариваемые заявителем положения. Заслушав сообщение
судьи-докладчика Т.В. Батаевой, объяснения представителей сторон, выступления
приглашенных в заседание представителей: Министерства
государственного имущества и земельных отношений Республики Северная
Осетия-Алания - начальника отдела правового обеспечения В.А. Кануковой,
Прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания - помощника прокурора республики
по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными
органами республики, органами местного самоуправления И.М.Шайдаевой,
администрации местного самоуправления Алагирского района - ведущего специалиста
М.Ю. Хестанова, администрации местного самоуправления Ардонского района -
главного специалиста по земельным и имущественным отношениям А.Г.
Кулаева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный
Суд Республики Северная Осетия-Алания установил: 1. Законом
Республики Северная Осетия-Алания от 16 февраля 2012 года № 3-РЗ «О
предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на
территории Республики Северная Осетия-Алания» определены случаи, порядок и
предельные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность граждан,
имеющих трех и более детей. При этом право на
получение бесплатно земельного участка предоставлено лишь тем гражданам,
имеющим трех и более детей, у которых, согласно пункту 4 части 2 статьи 2
указанного Закона, третий или последующий ребенок рожден (усыновлен) после
вступления в силу Федерального закона от 14 июня 2011 года № 138-ФЗ «О внесении изменений в
статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и
Земельный кодекс Российской Федерации». В своем обращении заявитель
B.C. Хачирова оспаривает конституционность указанного положения, полагая, что
законодатель республики ограничил права тех, у кого третий или последующий
ребенок рожден (усыновлен) до вступления в силу названного Федерального закона.
По мнению заявителя, такое регулирование, установленное в пункте 4 части 2
статьи 2 оспариваемого Закона, противоречит статьям 20 (часть 1), 39
(часть 1), 55 (часть 2) Конституции
Республики Северная Осетия-Алания. Согласно
части 3 статьи 56 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О
Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания» Конституционный Суд
Республики Северная Осетия-Алания принимает постановления только по предмету,
указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность
которого подвергается сомнению. Таким образом,
предметом рассмотрения по настоящему делу являются нормативные положения пункта
4 части 2 статьи 2 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 16
февраля 2012 года № 3-РЗ «О предоставлении гражданам, имеющим
трех и более детей, земельных участков на территории Республики Северная
Осетия-Алания». 2. Российская Федерация,
согласно статье 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации, является
социальным государством, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Определяющее одну из основ конституционного строя Российской
Федерации, данное конституционное положение обязывает государство в полной мере
обеспечивать реализацию целей социальной политики и гарантирует, что в
Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается
минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка
семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2);
материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38,
часть 1); каждый имеет право на жилище, условия для
осуществления которого создаются органами государственной власти и органами
местного самоуправления (статья 40, части 1 и 2). Осуществляя правовое
регулирование социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства,
законодатель, в первую очередь, определяет общие меры социальной поддержки,
адресованные всем гражданам, имеющим детей. Одной из таких мер является
призванная обеспечивать гарантированную государством материальную поддержку
семьи, материнства, отцовства и детства единая система государственных пособий
в связи с рождением и воспитанием детей, установленная Федеральным законом от 19 мая
1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». В то же
время, в целях обеспечения государственной "поддержки отдельных категорий
граждан, система социальной защиты допускает возможность установления
дополнительных мер, имеющих целевой характер и адресованных конкретной
категории граждан, что обусловлено конституционно-правовым статусом человека и
гражданина в Российской Федерации и направлено на реализацию прав и гарантий,
обеспечение достойного уровня жизни. В этом смысле нормы, закрепляющие преимущества,
льготы, дополнительные гарантии, не являются фактором дискриминации, приводящей
к нарушению принципа равенства всех перед законом: они лишь способствуют более
эффективной реализации полномочий социального государства по отношению к одной
из категорий граждан, нуждающихся в поддержке государства. Таким
образом, устанавливая в Законе Республики Северная Осетия-Алания от 16 февраля
2012 года № 3-РЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей,
земельных участков на территории Республики Северная Осетия-Алания»
преимущество для граждан, имеющих трех и более детей, в виде предоставления
бесплатно в собственность земельных участков, находящихся в государственной и
муниципальной собственности, без торгов и предварительного согласования мест
размещения объектов, законодатель Республики Северная Осетия-Алания реализовал в
соответствии с требованиями федерального закона одну из целей социальной
политики государства, обязывающей защищать материнство, отцовство и детство,
семью (статья 38, часть 1 Конституции
Республики Северная Осетия-Алания) возможными доступными способами, включая
предоставление льгот, установление преимуществ, выплату пособий и т.д. 3. Земельное
законодательство, согласно Конституции Российской Федерации (статья 72, пункт
«к» части 1), находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации и состоит из Земельного кодекса Российской Федерации,
федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов
Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных
законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать
Земельному кодексу Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Земельного кодекса
Российской Федерации). В соответствии с Земельным
кодексом Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в
государственной и муниципальной собственности, предоставляются гражданам в
собственность, в аренду и в безвозмездное срочное
пользование (часть 1 статьи 28). По общему правилу, установленному земельным
законодательством, указанные земельные участки предоставляются в собственность
граждан за плату (часть 2 статьи 28). Однако в некоторых случаях,
предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами
и законами субъектов Российской Федерации, предоставление земельных участков
гражданам в собственность может осуществляться бесплатно. В частности,
субъектами такого права на получение бесплатно земельного участка из земель,
находящихся в государственной и муниципальной собственности, согласно части 2
статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального
закона от 14 июня 2011 года № 138-ФЗ, являются
граждане, имеющие трех и более детей. Данной нормой было
установлено, что реализация этого права, в том числе для целей индивидуального
жилищного строительства, возможна без торгов и предварительного согласования
мест размещения объектов в случаях и в порядке, которые установлены законами
субъектов Российской Федерации. Из этого следовало, что земельным
законодательством Российской Федерации субъекты Российской Федерации были
наделены правом самостоятельно определять, при каких
условиях и в каком порядке предоставлять бесплатно земельные участки гражданам,
имеющим трех и более детей. Таким
образом, Закон Республики Северная Осетия-Алания от 16 февраля
2012 года № 3-РЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и
более детей, земельных участков на территории Республики Северная
Осетия-Алания» принят Парламентом Республики Северная Осетия-Алания правомерно,
в рамках полномочий, предусмотренных федеральным законом. 4. Регулирование
общественных отношений, являющихся предметом совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, обязывает законодателя субъекта
Российской Федерации действовать в строго очерченных федеральным законодателем
пределах. Федеральным
законом от 14 июня 2011 года № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16
Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный
кодекс Российской Федерации» гражданам, имеющим трех и более детей, как
специальным субъектам права была установлена льгота в виде предоставления
земельных участков в собственность бесплатно. Такое
регулирование имело целью создание для данной категории граждан
преимущественных условий приобретения земельных участков, в том числе для
индивидуального жилищного строительства, а основанием для бесплатного
предоставления в собственность земельного участка выступало наличие у
гражданина специального правового статуса, как лица, имеющего трех и более
детей. Вместе с тем установленная
льгота могла быть реализована лишь при соблюдении определенных законом субъекта
Российской Федерации условий и порядка. При этом определение случаев и порядка
предоставления земельного участка бесплатно в собственность граждан, имеющих
трех и более детей - это дискреция законодателя субъекта Российской Федерации. Конституционный
Суд Российской Федерации неоднократно отмечал в своих решениях, что определение
правовых оснований и условий предоставления льгот, круга лиц, которым они
адресованы, а также приостановление действия таких льгот и их отмена относятся
к дискреционным полномочиям законодателя, который располагает достаточно
широкой свободой усмотрения при разрешении указанных вопросов (определения от 5
июня 2003 года № 275-О, от 14 октября 2004 года № 355-О, от 2 февраля
2006 года № 38-О, от 18 апреля 2006 года № 108-О,
от 24 февраля 2011 года № 163-О-О, от 16 июля 2013 года
№ 1191-О и др.). Следовательно,
субъект Российской Федерации вправе был по своему усмотрению устанавливать
случаи и порядок предоставления земельных участков названной категории граждан,
и, соответственно, притязания граждан, имеющих трех и более детей, на получение
бесплатно в собственность земельных участков могли быть удовлетворены только
при наличии соблюдения совокупности всех условий, определенных законом субъекта
Российской Федерации. Таким
образом, положения пункта 4 части 2 статьи 2 Закона Республики Северная
Осетия-Алания от 16 февраля
2012 года № 3-РЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и
более детей, земельных участков на территории Республики Северная
Осетия-Алания», обуславливающие право на получение бесплатно земельного участка
на территории Республики Северная Осетия-Алания, соответствуют Конституции
Республики Северная Осетия-Алания, а именно ее статьям 20 (часть 1), 38 (часть 1), 55 (часть 2). 5. В
период рассмотрения дела о проверке конституционности положений пункта 4 части
2 статьи 2 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 16 февраля
2012 года № 3-РЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей,
земельных участков на территории Республики Северная Осетия-Алания» статья 28
Земельного кодекса Российской Федерации, во исполнение которой принимался
оспариваемый Закон, была признана утратившей силу с 1 марта 2015 года (Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ
«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации»). Согласно
действующей норме, регулирующей право граждан, имеющих трех и более детей, на
предоставление в собственность бесплатно находящихся в государственной или
муниципальной собственности земельных участков (пункт 6 статьи 39.5
Земельного кодекса Российской Федерации), указанные земельные участки
предоставляются при установлении законом субъекта Российской Федерации
соответствующих случая и порядка их предоставления. Следовательно, законодателю
субъекта Российской Федерации предстоит привести свои законодательные акты в
соответствие с требованиями статьи 39.5 Земельного кодекса Российской
Федерации. Парламенту
Республики Северная Осетия-Алания при внесении изменений в Закон Республики
Северная Осетия-Алания от 16 февраля 2011 года № 3-РЗ
«О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных
участков на территории Республики Северная Осетия-Алания» и определении в
соответствии со статьей 39.5 (пункт 6) Земельного кодекса Российской
Федерации случая и порядка предоставления в собственность бесплатно гражданам,
имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, необходимо учитывать цель
введения данной льготы как дополнительной гарантии реализации конституционного
права на защиту материнства, отцовства и детства, семьи (статья 38, часть 1
Конституции Республики Северная Осетия-Алания), обеспечивающей возможность
улучшения жилищных условий или материального положения граждан, имеющих трех и
более детей, в случае нуждаемости. Исходя из изложенного и
руководствуясь статьями 3 (часть 1), 55, 56, 57, 59, 71 Конституционного закона
Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном
Суде Республики Северная Осетия-Алания», Конституционный Суд Республики
Северная Осетия-Алания постановил: 1. Признать положения пункта 4 части 2 статьи 2
Закона Республики Северная Осетия-Алания от 16 февраля
2012 года № 3-РЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и
более детей, земельных участков на территории Республики Северная
Осетия-Алания» соответствующими Конституции Республики Северная Осетия-Алания,
а именно ее статьям 20 (часть 1), 38 (часть 1), 55 (часть 2). 2. Согласно части 1 и 2 статьи 61 Конституционного закона Республики
Северная Осетия-Алания «О Конституционном Суде Республики Северная
Осетия-Алания» настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию,
вступает в силу немедленно после провозглашения и не требует подтверждения
другими органами и должностными лицами. 3. Согласно части 1 статьи 60 Конституционного закона Республики
Северная Осетия-Алания «О Конституционном Суде Республики Северная
Осетия-Алания» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию
в официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная
Осетия-Алания. Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике
Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания». Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|