Расширенный поиск

Постановление Парламента Республики Северная Осетия-Алания от 31.03.2016 № 817/43-5

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ–АЛАНИЯ

                            

 

Об оставлении без удовлетворения представления

Прокурора Республики Северная Осетия–Алания

 

 

В соответствии со статьей 177.3 Регламента Парламента Республики Северная Осетия–Алания Парламент Республики Северная Осетия–Алания постановляет:

 

1. Оставить без удовлетворения представление Прокурора Республики Северная Осетия–Алания.

2. Направить настоящее Постановление и обоснование к нему Прокурору Республики Северная Осетия–Алания.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель Парламента

Республики Северная Осетия–Алания              А.Мачнев

 

 

гладикавказ

 

31 марта 2016 г.

 

№ 817/43-5

 

 

 

                              

ОБОСНОВАНИЕ

к постановлению Парламента Республики

Северная Осетия–Алания «Об оставлении без удовлетворения

представления Прокурора Республики Северная Осетия-Алания»

 

 

Прокурором Республики Северная Осетия–Алания в Парламент Республики Северная Осетия–Алания внесено представление от 11.03.2016 г. № 22-21-2016 об устранении нарушений законодательства в деятельности Парламента Республики Северная Осетия–Алания.

Принятие Парламентом Республики Северная Осетия–Алания (далее – Парламент) постановлений, содержащих рекомендации Прокуратуре Республики Северная Осетия–Алания (далее – Прокуратура) и территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, квалифицируется Прокурором республики как превышение полномочий, вмешательство Парламента в деятельность Прокуратуры и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Между тем вмешательством в деятельность федерального органа может быть признано только воздействие в какой-либо форме с целью повлиять на принимаемое решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности (статья 5 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»).

Как известно, в соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации и  частью 2 статьи 3 Конституции Республики Северная Осетия–Алания народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государственную власть в Республике Северная Осетия–Алания осуществляют Парламент Республики Северная Осетия–Алания, Глава Республики Северная Осетия–Алания, Правительство Республики Северная Осетия–Алания, иные органы государственной власти Республики Северная Осетия–Алания (статья 11 Конституции Российской Федерации и статья 7 Конституции Республики Северная Осетия–Алания). 

Особое место в системе органов государственной власти Республики Северная Осетия–Алания занимает Парламент.

В соответствии со статьей 66 Конституции Республики Северная Осетия-Алания Парламент является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом Республики Северная Осетия-Алания. Согласно статье 68 Конституции Республики Северная Осетия-Алания депутат Парламента выражает интересы своих избирателей, которые статьей 32 Конституции Республики Северная Осетия-Алания наделены правом участия в управлении делами государства через своих представителей.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (часть 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации). Для осуществления своих полномочий федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы (часть 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации).

Через систему территориальных органов обеспечивается взаимодействие как с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления на данной территории.

Взаимодействие территориальных органов и органов власти субъектов Российской Федерации может осуществляться в том числе  по вопросам обеспечения конституционных прав граждан, социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, совместного выполнения задач, вытекающих из установленных законодательством Российской Федерации полномочий органов власти.

Действующее законодательство не содержит запрет на осуществление такой формы депутатской деятельности, как взаимодействие с федеральными органами посредством заслушивания на заседаниях Парламента информации руководства указанных органов (с его согласия). Данная форма взаимодействия прежде всего обусловлена исполнением задач и функций, возложенных на Парламент Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Северная Осетия-Алания и законами Республики Северная Осетия-Алания.

В ходе заслушивания подобной информации становятся известными факты неисполнения законов на территории Республики Северная Осетия-Алания, нарушения прав и свобод граждан, в том числе органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

Статья 2 Конституции Республики Северная Осетия-Алания,  признав соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина высшим долгом и обязанностью Республики Северная Осетия-Алания, определила тем самым основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания.

Именно в целях защиты прав и свобод граждан в постановлениях Парламента даны соответствующие рекомендации (предложения), в том числе Прокуратуре как органу, осуществляющему надзор за исполнением законов, и территориальным органам федеральных органов исполнительной власти.

Указанные постановления Парламента носят ненормативный, рекомендательный характер, не содержат императивных норм, возлагающих на федеральные органы какие-либо обязанности, и не влекут правовых последствий для указанных органов, также они не содержат правовых норм, определяющих правила поведения субъектов регулируемых отношений (постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», пункты 9–10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

Статьей 5 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлен открытый перечень вопросов, по которым законодательным органом субъекта Российской Федерации принимаются постановления. При этом ни федеральным, ни региональным законодательством  не предусмотрена обязательность их согласования «с заинтересованными лицами».

В связи с изложенным полагаем, что Парламентом не превышены полномочия, и, соответственно, оснований для принятия мер к устранению указанных в представлении нарушений не имеется по причине отсутствия последних.

Кроме того, в принесении представления Прокурором Республики Северная Осетия–Алания Парламентом усматривается вмешательство в его деятельность, на недопустимость которого неоднократно указывал Генеральный прокурор Российской Федерации (указание Генерального прокурора Российской Федерации от 08.08.2011 г. № 236/7 «Об исключении из практики прокурорского надзора фактов необоснованного вмешательства в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций», приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21.06.2013 г. № 252 «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями»).

На основании вышеизложенного представление Прокурора Республики Северная Осетия–Алания подлежит оставлению без удовлетворения.

 

 


Информация по документу
Читайте также