Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 08.04.2003 № 1/008-03

 


                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

                  РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

                          8 апреля 2003 года

                            г.Владикавказ


Об отказе в принятии к рассмотрению запроса гражданина Тагаева А.Х. о
       не конституционности распоряжения администрации местного
      самоуправления г.Владикавказа от 13 марта 2003 года N 190
  "О временном приостановлении проведения митингов, уличных шествий,
      демонстраций, встреч и пикетирований на территории города
                            Владикавказа"


     Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания  в  составе
Председателя    А.М.Цалиева,    судей   А.В.Бежанова  и  Т.В.Батаевой,
заслушав в заседании заключение судьи   А.В.Бежанова, проводившего  на
основании  статьи  25  Конституционного  закона  Республики   Северная
Осетия-Алания     "О Конституционном    Суде      Республики  Северная
Осетия-Алания"     предварительное      изучение    жалобы  гражданина
Тагаева А.Х., установил:
     1. Администрация местного самоуправления  г.Владикавказа 13 марта
2003 года издала  распоряжение  N  190  "О  временном  приостановлении
проведения   митингов,   уличных   шествий,   демонстраций,  встреч  и
пикетирований   на   территории    города    Владикавказа",    которым
приостановлено  временно  с  13  марта  2003  года по 15 мая 2003 года
проведение   общественно-политическими   организациями,   партиями   и
движениями   митингов,   уличных   шествий,   демонстраций,  встреч  и
пикетирований на территории города Владикавказа.
     По мнению администрации местного самоуправления   г.Владикавказа,
необходимость данной меры вызвана  "сложившейся  сложной  общественно-
политической обстановкой в городе Владикавказе, предстоящими  выборами
депутатов в Парламент Республики Северная  Осетия-Алания  и  Городскую
думу  города   Владикавказа",   а   также   ходатайством   руководства
Министерства  внутренних  дел  республики  со  ссылкой   "на   большую
занятость  сотрудников   органов   внутренних   дел,   что   исключает
возможность обеспечить охрану  общественного  порядка  при  проведении
митингов, демонстраций, уличных шествий,  встреч  и  пикетирований  на
территории города".
     В своей   жалобе   в   Конституционный  Суд  Республики  Северная
Осетия-Алания  гражданин    Тагаев А.Х.   утверждает,  что   указанное
распоряжение  не  соответствует статьям 18 и 31 Конституции Республики
Северная Осетия-Алания.  По мнению заявителя,  администрация  местного
самоуправления   г.Владикавказа, запретив проведение митингов, уличных
шествий,  демонстраций,  встреч и пикетирований на  территории  города
Владикавказа, нарушила конституционное право граждан собираться мирно,
без оружия,  проводить собрания,  митинги и  демонстрации,  шествия  и
пикетирование,   гарантированное  статьей  31  Конституции  Республики
Северная Осетия-Алания.
     2. Право граждан Российской  Федерации  на  проведение  публичных
мероприятий  -  собраний,   митингов   и   демонстраций,   шествий   и
пикетирования - является одной  из  гарантий  свободы мысли  и  слова,
выражения  мнений  и  убеждений,  права   на   создание   общественных
объединений  и  др.  Реальное  осуществление  этого  права   -   залог
народовластия,  непосредственной   демократии,   поскольку   публичное
выражение требований, мыслей, убеждений имеет цель  воздействовать  на
органы государственной власти или институты гражданского общества  для
решения определенных проблем.
     Конституция Республики Северная Осетия-Алания, в своей статье 31,
предоставляет   гражданам   Республики  Северная  Осетия-Алания  право
собираться  мирно,  без  оружия,   проводить   собрания,   митинги   и
демонстрации,  шествия  и  пикетирование.  Это  право  является особым
проявлением  фундаментального  конституционного  положения  о  свободе
публичного   изъявления   требований   и  интересов,  мысли  и  слова,
необходимой  гарантией  формирования   демократического   гражданского
общества.  В  этой  связи  Республика  Северная  Осетия-Алания обязана
гарантировать свободу мирных собраний, обеспечить общественный порядок
при проведении публичных массовых мероприятий.
     Указанная обязанность    государства    вытекает     также     из
общепризнанных   принципов   и  норм  международного  права,  которые,
согласно  части  4   статьи   14   Конституции   Республики   Северная
Осетия-Алания,  являются  составной частью правовой системы Республики
Северная Осетия-Алания.
     В соответствии с частью 1  статьи  20  Всеобщей  декларации  прав
человека "каждый человек имеет право  на  свободу  мирных  собраний  и
ассоциаций". Конкретизация этого основополагающего положения дается  в
статье 21 Международного пакта о гражданских  и  политических  правах:
"Признается право на  мирные  собрания.  Пользование  этим  правом  не
подлежит  никаким  ограничениям,  кроме  тех,  которые  налагаются   в
соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе
в   интересах   государственной   или    общественной    безопасности,
общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения  или
защиты прав и свобод других лиц".
     В Российской Федерации выработан набор приемов и средств, с одной
стороны,  обеспечивающих   гражданам   свободу   проведения   массовых
публичных мероприятий как способа демонстрации своей воли и мнений,  а
с другой стороны, - не допускающих подрыва правовых  устоев  общества,
посягательства на стабильные, оправдавшие себя цивилизованные принципы
развития общества.
     Согласно Указу Президента Российской Федерации  от  25  мая  1992
года N 524  "О порядке  организации  и  проведения  митингов,  уличных
шествий, демонстраций и пикетирования" для обеспечения  права  граждан
на  проведение  указанных  мероприятий  надо  исходить  из   положения
Декларации прав и свобод человека  и  гражданина  1991  года  о  праве
граждан собираться мирно и  без  оружия,  проводить  митинги,  уличные
шествия, демонстрации и  пикетирование  при  условии  предварительного
уведомления  властей.  В  соответствии  с  Декларацией   осуществление
указанного права не  должно  нарушать  права  и  свободы  других  лиц.
Запрещается использование этого права  для  насильственного  изменения
конституционного строя, разжигания расовой,  национальной,  классовой,
религиозной ненависти, для пропаганды насилия  и  войны.  До  принятия
соответствующего  федерального  закона  действуют  также  нормы  Указа
Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  28  июля  1988  года  N 9306
"О порядке  организации  и  проведения  собраний,  уличных  шествий  и
демонстраций в СССР" в части, не противоречащей указанной Декларации.
     Органы государственной власти,  органы  местного  самоуправления,
общественные  организации,  должностные  лица,  граждане   не   вправе
препятствовать собраниям, митингам, уличным шествиям и  демонстрациям,
проводимым с соблюдением установленного порядка.
     Органы внутренних дел Республики Северная  Осетия-Алания  обязаны
осуществлять необходимые мероприятия по охране  общественного  порядка
при   проведении   митингов,   уличных   шествий,    демонстраций    и
пикетирования, по предупреждению и пресечению противоправных  действий
и  привлечению  виновных  лиц  к  ответственности  в  соответствии   с
законодательством.
     3. В Республике Северная Осетия-Алания признаются и гарантируются
права  и  свободы  человека  и  гражданина   согласно   общепризнанным
принципам   и  нормам  международного  права,  Конституции  Российской
Федерации и Конституции Республики  Северная  Осетия-Алания.  Права  и
свободы  человека  и гражданина являются непосредственно действующими.
Они определяют смысл,  содержание и применение  законов,  деятельность
законодательной  и  исполнительной  власти,  местного самоуправления и
обеспечиваются    правосудием.  Конституция    Республики     Северная
Осетия-Алания  запрещает издание в Республике Северная   Осетия-Алания
законов,отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина
(часть 2 статьи 55). Отдельные ограничения прав и свобод   с указанием
пределов и    срока   их действия могут   устанавливаться  в  условиях
чрезвычайного положения    для    обеспечения    безопасности  граждан
и защиты  конституционного   строя   (часть 1  статьи  56).  При  этом
чрезвычайное   положение     на    всей территории Республики Северная
Осетия-Алания и в ее отдельных местностях может вводиться при  наличии
обстоятельств и в порядке,  установленном  федеральным конституционным
законом (часть 2 статьи 56).
     Федеральный конституционный закон от 30  мая  2001  года  N 3-ФКЗ
"О чрезвычайном  положении"  среди  мер   и   временных   ограничений,
применяемых  при  введении  чрезвычайного  положения,  предусматривает
запрещение   или   ограничение   проведения   собраний,   митингов   и
демонстраций,  шествий  и  пикетирования,  а   также   иных   массовых
мероприятий. Эта мера может быть установлена только указом  Президента
Российской Федерации о  введении  чрезвычайного  положения  на  период
действия чрезвычайного положения (ст. 11). Таким образом,  ограничение
конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить
собрания, митинги и демонстрации,  шествия  и  пикетирование  возможно
только указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного
положения и только на период действия чрезвычайного положения. Никакие
иные  органы  государственной  власти  Российской  Федерации,   органы
государственной власти  Республики  Северная  Осетия-Алания  и  органы
местного самоуправления  не  вправе  издавать  акты,  запрещающие  или
ограничивающие право граждан, гарантированное статьей  31  Конституции
Российской Федерации и  статьей  31  Конституции  Республики  Северная
Осетия-Алания.
     Это не исключает права органов государственной власти  Республики
Северная Осетия-Алания и органов местного самоуправления дополнительно
регламентировать порядок проведения собраний, митингов и демонстраций,
шествий и пикетирования с учетом местных условий. Не исключается также
право указанных органов запретить проведение  мероприятия,  если  цель
его проведения   противоречит    Конституции    Республики    Северная
Осетия-Алания   либо   угрожает   общественному порядку и безопасности
граждан. Мероприятие    должно  быть     прекращено   по    требованию
представителей   органов  власти,  если  не  было  подано  уведомление
либо   принято в   предусмотренном порядке  решение о запрещении этого
мероприятия,   а   также   при нарушении   порядка   его   проведения,
возникновения    опасности   для жизни  и здоровья граждан, нарушении
общественного порядка.
     4. Администрация местного  самоуправления   г.Владикавказа  своим
распоряжением от 13 марта 2003 г. N 190  "О временном  приостановлении
проведения  митингов,  уличных   шествий,   демонстраций,   встреч   и
пикетирований на территории города Владикавказа" по сути, ввела  новое
нормативное ограничение прав граждан  собираться  мирно,  без  оружия,
проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия  и  пикетирование,
что противоречит статье 55 (часть 3) Конституции Российской  Федерации
и статье 56 (часть 1) Конституции Республики  Северная  Осетия-Алания,
поскольку  согласно  этим  конституционным  нормам  такие  ограничения
допускаются не иначе как на основании  федерального  закона,  а  также
указом  Президента  Российской  Федерации  в  условиях   чрезвычайного
положения   для   обеспечения   безопасности    граждан    и    защиты
конституционного строя в соответствии  с  Федеральным  конституционным
законом "О чрезвычайном положении".
     5. По     смыслу     Конституционного закона  Республики Северная
Осетия-Алания       "О Конституционном     Суде   Республики  Северная
Осетия-Алания"   Конституционный    Суд    Республики         Северная
Осетия-Алания в процессе конституционного  судопроизводства  проверяет
конституционность действующих нормативных актов. Исключения составляют
случаи, предусмотренные  частью  2  статьи  51  названного  Закона,  а
именно, когда Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания  в
целях защиты конституционных  прав  и  свобод  граждан  и  объединений
граждан может проверить конституционность нормативного акта, отменного
или утратившего силу к началу или в период рассмотрения  дела.  Однако
такая проверка невозможна, если оспариваемый нормативный  акт  отменен
или  утратил  силу  до  начала  производства  в  Конституционном  Суде
Республики Северная Осетия-Алания. В этом случае  Конституционный  Суд
Республики Северная Осетия-Алания отказывает в  принятии  обращения  к
рассмотрению.
     Поскольку  оспариваемое   распоряжение   отменено   распоряжением
администрации местного самоуправления    г.Владикавказа  от  21  марта
2003 г.   N 237   "Об отмене   распоряжения   администрации   местного
самоуправления      г.Владикавказа"   до   начала    производства    в
Конституционном Суде   Республики   Северная  Осетия-Алания и в период
действия не нарушило  права  граждан, запрос гражданина   Тагаева А.Х.
не может быть  принят  Конституционным  Судом   Республики    Северная
Осетия-Алания к рассмотрению.
     Исходя из изложенного и руководствуясь  пунктом  "б"  статьи  27,
частью 2 статьи 51  и  частью  1  статьи  61  Конституционного  закона
Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном  Суде  Республики
Северная  Осетия-Алания",  Конституционный  Суд  Республики   Северная
Осетия-Алания определил:
     1. Отказать в принятии    к   рассмотрению   запроса   гражданина
Тагаева А.Х., поскольку он не отвечает  требованиям   Конституционного
закона Республики  Северная   Осетия-Алания   "О Конституционном  Суде
Республики Северная Осетия-Алания", в соответствии с которыми   запрос
признается допустимым, и поскольку положения оспариваемого   акта были
отменены   к   началу   производства в Конституционном Суде Республики
Северная Осетия-Алания.
     2. Правовые позиции  Конституционного  Суда  Республики  Северная
Осетия-Алания,   изложенные   в   настоящем   определении,    являются
обязательными  для  всех  органов  государственной   власти,   органов
местного     самоуправления    Республики    Северная   Осетия-Алания,
общественных организаций, должностных лиц и граждан.
     3. Определение Конституционного    Суда    Республики    Северная
Осетия-Алания по данному запросу окончательно, не подлежит обжалованию
и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
     4. Настоящее определение подлежит незамедлительному опубликованию
в газете "Северная Осетия".


     КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
     РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ


     N 1/008-03



Информация по документу
Читайте также