Расширенный поиск
Определение Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 08.04.2003 № 1/008-03ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ 8 апреля 2003 года г.Владикавказ Об отказе в принятии к рассмотрению запроса гражданина Тагаева А.Х. о не конституционности распоряжения администрации местного самоуправления г.Владикавказа от 13 марта 2003 года N 190 "О временном приостановлении проведения митингов, уличных шествий, демонстраций, встреч и пикетирований на территории города Владикавказа" Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе Председателя А.М.Цалиева, судей А.В.Бежанова и Т.В.Батаевой, заслушав в заседании заключение судьи А.В.Бежанова, проводившего на основании статьи 25 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" предварительное изучение жалобы гражданина Тагаева А.Х., установил: 1. Администрация местного самоуправления г.Владикавказа 13 марта 2003 года издала распоряжение N 190 "О временном приостановлении проведения митингов, уличных шествий, демонстраций, встреч и пикетирований на территории города Владикавказа", которым приостановлено временно с 13 марта 2003 года по 15 мая 2003 года проведение общественно-политическими организациями, партиями и движениями митингов, уличных шествий, демонстраций, встреч и пикетирований на территории города Владикавказа. По мнению администрации местного самоуправления г.Владикавказа, необходимость данной меры вызвана "сложившейся сложной общественно- политической обстановкой в городе Владикавказе, предстоящими выборами депутатов в Парламент Республики Северная Осетия-Алания и Городскую думу города Владикавказа", а также ходатайством руководства Министерства внутренних дел республики со ссылкой "на большую занятость сотрудников органов внутренних дел, что исключает возможность обеспечить охрану общественного порядка при проведении митингов, демонстраций, уличных шествий, встреч и пикетирований на территории города". В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания гражданин Тагаев А.Х. утверждает, что указанное распоряжение не соответствует статьям 18 и 31 Конституции Республики Северная Осетия-Алания. По мнению заявителя, администрация местного самоуправления г.Владикавказа, запретив проведение митингов, уличных шествий, демонстраций, встреч и пикетирований на территории города Владикавказа, нарушила конституционное право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированное статьей 31 Конституции Республики Северная Осетия-Алания. 2. Право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий - собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования - является одной из гарантий свободы мысли и слова, выражения мнений и убеждений, права на создание общественных объединений и др. Реальное осуществление этого права - залог народовластия, непосредственной демократии, поскольку публичное выражение требований, мыслей, убеждений имеет цель воздействовать на органы государственной власти или институты гражданского общества для решения определенных проблем. Конституция Республики Северная Осетия-Алания, в своей статье 31, предоставляет гражданам Республики Северная Осетия-Алания право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Это право является особым проявлением фундаментального конституционного положения о свободе публичного изъявления требований и интересов, мысли и слова, необходимой гарантией формирования демократического гражданского общества. В этой связи Республика Северная Осетия-Алания обязана гарантировать свободу мирных собраний, обеспечить общественный порядок при проведении публичных массовых мероприятий. Указанная обязанность государства вытекает также из общепризнанных принципов и норм международного права, которые, согласно части 4 статьи 14 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, являются составной частью правовой системы Республики Северная Осетия-Алания. В соответствии с частью 1 статьи 20 Всеобщей декларации прав человека "каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций". Конкретизация этого основополагающего положения дается в статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах: "Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц". В Российской Федерации выработан набор приемов и средств, с одной стороны, обеспечивающих гражданам свободу проведения массовых публичных мероприятий как способа демонстрации своей воли и мнений, а с другой стороны, - не допускающих подрыва правовых устоев общества, посягательства на стабильные, оправдавшие себя цивилизованные принципы развития общества. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 года N 524 "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования" для обеспечения права граждан на проведение указанных мероприятий надо исходить из положения Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 года о праве граждан собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей. В соответствии с Декларацией осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. До принятия соответствующего федерального закона действуют также нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 года N 9306 "О порядке организации и проведения собраний, уличных шествий и демонстраций в СССР" в части, не противоречащей указанной Декларации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, должностные лица, граждане не вправе препятствовать собраниям, митингам, уличным шествиям и демонстрациям, проводимым с соблюдением установленного порядка. Органы внутренних дел Республики Северная Осетия-Алания обязаны осуществлять необходимые мероприятия по охране общественного порядка при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, по предупреждению и пресечению противоправных действий и привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством. 3. В Республике Северная Осетия-Алания признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Северная Осетия-Алания. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Конституция Республики Северная Осетия-Алания запрещает издание в Республике Северная Осетия-Алания законов,отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (часть 2 статьи 55). Отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя (часть 1 статьи 56). При этом чрезвычайное положение на всей территории Республики Северная Осетия-Алания и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом (часть 2 статьи 56). Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" среди мер и временных ограничений, применяемых при введении чрезвычайного положения, предусматривает запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий. Эта мера может быть установлена только указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения (ст. 11). Таким образом, ограничение конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование возможно только указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения и только на период действия чрезвычайного положения. Никакие иные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания и органы местного самоуправления не вправе издавать акты, запрещающие или ограничивающие право граждан, гарантированное статьей 31 Конституции Российской Федерации и статьей 31 Конституции Республики Северная Осетия-Алания. Это не исключает права органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания и органов местного самоуправления дополнительно регламентировать порядок проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования с учетом местных условий. Не исключается также право указанных органов запретить проведение мероприятия, если цель его проведения противоречит Конституции Республики Северная Осетия-Алания либо угрожает общественному порядку и безопасности граждан. Мероприятие должно быть прекращено по требованию представителей органов власти, если не было подано уведомление либо принято в предусмотренном порядке решение о запрещении этого мероприятия, а также при нарушении порядка его проведения, возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, нарушении общественного порядка. 4. Администрация местного самоуправления г.Владикавказа своим распоряжением от 13 марта 2003 г. N 190 "О временном приостановлении проведения митингов, уличных шествий, демонстраций, встреч и пикетирований на территории города Владикавказа" по сути, ввела новое нормативное ограничение прав граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, что противоречит статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статье 56 (часть 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания, поскольку согласно этим конституционным нормам такие ограничения допускаются не иначе как на основании федерального закона, а также указом Президента Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении". 5. По смыслу Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в процессе конституционного судопроизводства проверяет конституционность действующих нормативных актов. Исключения составляют случаи, предусмотренные частью 2 статьи 51 названного Закона, а именно, когда Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в целях защиты конституционных прав и свобод граждан и объединений граждан может проверить конституционность нормативного акта, отменного или утратившего силу к началу или в период рассмотрения дела. Однако такая проверка невозможна, если оспариваемый нормативный акт отменен или утратил силу до начала производства в Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания. В этом случае Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания отказывает в принятии обращения к рассмотрению. Поскольку оспариваемое распоряжение отменено распоряжением администрации местного самоуправления г.Владикавказа от 21 марта 2003 г. N 237 "Об отмене распоряжения администрации местного самоуправления г.Владикавказа" до начала производства в Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания и в период действия не нарушило права граждан, запрос гражданина Тагаева А.Х. не может быть принят Конституционным Судом Республики Северная Осетия-Алания к рассмотрению. Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом "б" статьи 27, частью 2 статьи 51 и частью 1 статьи 61 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания определил: 1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса гражданина Тагаева А.Х., поскольку он не отвечает требованиям Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", в соответствии с которыми запрос признается допустимым, и поскольку положения оспариваемого акта были отменены к началу производства в Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания. 2. Правовые позиции Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания, изложенные в настоящем определении, являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания, общественных организаций, должностных лиц и граждан. 3. Определение Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания по данному запросу окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. 4. Настоящее определение подлежит незамедлительному опубликованию в газете "Северная Осетия". КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ N 1/008-03 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|