Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.11.2007 № 2-о

 


                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

                  РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

                     от 21 ноября 2007 года N 2-О

                            г.Владикавказ


   По запросу гражданина Ревазова Сергея Александровича о проверке
 конституционности Порядка возмещения в 2007 году выпадающих доходов,
     связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных и
    транспортных услуг, утвержденного Постановлением Правительства
    Республики Северная Осетия-Алания от 16 февраля 2007 года N 36
  "О порядке возмещения в 2007 году выпадающих доходов, связанных с
 предоставлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг"


     Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания  в  составе
Председателя         A.M.Цалиева,    судей Т.В.Батаевой, Л.Д.Бокоевой,
О.Х.Качмазова, А.В.Севастьянова,
     заслушав в судебном заседании   заключение судьи   О.Х.Качмазова,
проводившего на основании статьи 33 Конституционного закона Республики
Северная Осетия-Алания  "О Конституционном  Суде  Республики  Северная
Осетия-Алания" подготовку дела по запросу гражданина С.А.Ревазова    к
слушанию, установил:
     1. В своем запросе  в  Конституционный  Суд  Республики  Северная
Осетия-Алания гражданин С.А.Ревазов    оспаривает    конституционность
положений  пунктов  12,13,14,15  Порядка  возмещения   в   2007   году
выпадающих доходов, связанных  с  предоставлением  населению  жилищно-
коммунальных  и  транспортных  услуг,   утвержденного   Постановлением
Правительства Республики Северная Осетия-Алания  от  16  февраля  2007
года N 36, согласно которым Министерству финансов Республики  Северная
Осетия-Алания  предписывается  обеспечить  финансирование   выпадающих
доходов  в  пределах  утвержденных  бюджетных   назначений   по   мере
поступления ассигнований из федерального  бюджета  для  предоставления
мер социальной  поддержки  лицам,  подвергшимся  воздействию  радиации
вследствие техногенных катастроф,  участникам  ликвидации  последствий
техногенных катастроф, а в некоторых случаях также  членам  их  семей,
проживающих с ними.
     Как утверждается   в   запросе,   названные  положения  позволили
Владикавказскому  муниципальному  унитарному  предприятию  "Водоканал"
произвести  с  1 января 2007 года перерасчет оплаты предоставляемых им
услуг без учета  льгот,  распространяемых  на  членов  семей  граждан,
подвергшихся    воздействию    радиации   вследствие   катастрофы   на
Чернобыльской АЭС.  По мнению заявителя, данные положения противоречат
статьям  2,  45,  53,  54,  55  и  63  Конституции Республики Северная
Осетия-Алания как не позволяющие  обеспечить  возмещение  государством
выпадающих  доходов,  связанных с предоставлением жилищно-коммунальных
услуг на льготной основе членам его семьи, проживающим с ним.
     2. Российская  Федерация  как  правовое  социальное   государство
обязано признавать, соблюдать и защищать права и  свободы  человека  и
гражданина, которые являются высшей ценностью, обеспечивать  равные  и
справедливые возможности для свободного развития личности  (статьи  1,
2, 7, 18, 19 Конституции Российской Федерации).
     К числу конституционно признаваемых и защищаемых  прав  относятся
право на охрану здоровья и право  на  благоприятную  окружающую  среду
(статьи  41  и  42  Конституции  Российской  Федерации).   Обеспечение
реализации  и  защиты   этих   прав,   возлагаемое   на   государство,
предполагает  выполнение  им   обязанности   как   предусматривать   и
осуществлять комплекс различных мероприятий, предотвращающих нанесение
вреда здоровью граждан и окружающей среде,  так  и  принимать  меры  к
возмещению вреда, причиненного здоровью граждан.
     Согласно статье 72 (пункт "ж"  части  1)  Конституции  Российской
Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится
в  совместном  ведении  Российской  Федерации  и  Республики  Северная
Осетия-Алания. Регулирование названной  сферы  ведения  осуществляется
посредством издания федеральных законов и принимаемых в соответствии с
ними законов и иных нормативных правовых  актов  субъектов  Российской
Федерации (пункт 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
     Конкретизируя  данные  конституционные   положения,   федеральный
законодатель гарантировал возмещение вреда  гражданам,  оказавшимся  в
зоне  влияния  радиационного  излучения   и   других   неблагоприятных
факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы  и  продолжающих
действовать  вследствие  риска  проживания  и  работы  на  территории,
подвергшейся  радиоактивному  загрязнению,   превышающему   допустимые
уровни, а также предоставление  мер  социальной  поддержки  (статья  3
Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной
защите   граждан,   подвергшихся   воздействию   радиации   вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС"),  в  частности,  путем  установления
льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
     В целях реализации мер социальной поддержки  по  оплате  жилищно-
коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся  радиационному
воздействию   вследствие   катастрофы   на   Чернобыльской   АЭС,   из
федерального  бюджета  предоставляются  субвенции  бюджетам  субъектов
Российской Федерации. Финансирование этих расходов  осуществляется  из
федерального фонда компенсаций на соответствующий финансовый год.
     Субвенции на эти цели зачисляются в установленном для  исполнения
федерального бюджета  порядке  на  счет  бюджета  Республики  Северная
Осетия-Алания. Форма предоставления мер социальной поддержки по оплате
жилищно-коммунальных услуг определяется нормативными правовыми  актами
субъекта Российской Федерации  (пункт  3  части  1  статьи  14  Закона
Российской  Федерации  от  15  мая  1991  года  N 1244-1  (в  ред.  от
05.12.2006 г.) "О социальной защите граждан, подвергшихся  воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
     Таким образом, Российская Федерация передала Республике  Северная
Осетия-Алания полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по
оплате   жилищно-коммунальных   услуг,    установленных    федеральным
законодательством, средства на реализацию передаваемых  полномочий  по
предоставлению указанных мер социальной поддержки в виде  субвенций  и
полномочия  по  установлению   форм   предоставления   указанных   мер
социальной поддержки.
     3. В Республике Северная Осетия-Алания признаются и гарантируются
права и свободы человека и гражданина согласно Конституции  Российской
Федерации,    Конституции    Республики    Северная     Осетия-Алания,
общепризнанным принципам и нормам  международного  права,  которые  на
территории  республики  действуют   непосредственно   и   могут   быть
ограничены только федеральным законом (статья 18, часть 1  статьи  19,
статья 56 Конституции Республики Северная Осетия-Алания).
     При осуществлении правового регулирования  в  области  социальной
защиты граждан в целях обеспечения единого социального пространства  в
Российской  Федерации  и  обеспечения  принципа  равенства  граждан  в
реализации  прав  на  получение  различных  мер  социальной  поддержки
Республика Северная Осетия-Алания  обязана  руководствоваться  едиными
правилами, установленными федеральным законодательством. При  этом  не
исключается  право  Республики  Северная  Осетия-Алания  предоставлять
дополнительные  меры  социальной  поддержки  определенным   категориям
граждан за счет средств республиканского бюджета  Республики  Северная
Осетия-Алания.
     4. Правительство  Республики  Северная  Осетия-Алания   в   своем
Постановлении от 16 февраля 2007  года  N 36  "Об утверждении  Порядка
возмещения в 2007 году выпадающих доходов, связанных с предоставлением
населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг" определило  формы
и порядок  оказания  мер  социальной  поддержки  гражданам  по  оплате
жилищно-коммунальных  услуг  в  целях  обеспечения  реализации  Закона
Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации  вследствие  катастрофы  на
Чернобыльской АЭС", Федерального закона от 26 ноября 1998 года  N 175-
ФЗ "О социальной защите  граждан  Российской  Федерации,  подвергшихся
воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном
объединении "Маяк" и  сбросов  радиоактивных  отходов  в  реку  Теча",
Федерального закона  от  10  января  2002  года  N 2-ФЗ  "О социальных
гарантиях  гражданам,  подвергшимся  воздействию  радиации  вследствие
ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Федерального закона от
12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального  закона  от  24
ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной  защите  инвалидов  в Российской
Федерации", Постановления Правительства  Российской  Федерации  от  19
ноября 2004 года N 652 "Об утверждении  Правил  расходования  и  учета
средств на предоставление субвенций из федерального  бюджета  бюджетам
субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных  услуг,
оказываемых   гражданам,   подвергшимся   радиационному    воздействию
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном
объединении "Маяк" и ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне, а
также отдельным категориям граждан из числа  ветеранов  и  инвалидов".
Правовые   предписания   оспариваемого   Постановления   Правительства
Республики Северная Осетия-Алания  по  своей  сути  являются  правовым
процессуальным  механизмом  возмещения  предприятиям  и   организациям
выпадающих доходов, связанных  с  предоставлением  населению  жилищно-
коммунальных  и  транспортных  услуг,  установленным  высшим   органом
исполнительной власти Республики  Северная  Осетия-Алания  в  пределах
предоставленных ему полномочий. Оспариваемое Постановление не содержит
материально-правовых норм, которые регламентировали бы  виды  и  объем
мер социальной поддержки населения.
     Меры социальной поддержки для граждан,  подвергшихся  воздействию
радиации вследствие катастрофы на  Чернобыльской  АЭС,  виды  и  объем
возмещения вреда, едины на  всей  территории  Российской  Федерации  и
регулируются  Законом  Российской  Федерации  от  15.05.1991  N 1244-1
"О социальной  защите  граждан,   подвергшихся   радиации   вследствие
катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС".  Из  этого  следует,  что   право
указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной  поддержки,  в
том числе связанные с предоставлением жилищно-коммунальных  услуг,  не
могут  быть  поставлены  в  зависимость  от  последующего   возмещения
предприятиям и организациям соответствующих выпадающих доходов.
     Следовательно, истолкование       соответствующих       положений
оспариваемого    Постановления   Правительства   Республики   Северная
Осетия-Алания как позволяющих предприятиям и организациям отказывать в
предоставлении   установленных   федеральным   законодательством   мер
социальной защиты не только противоречило бы смыслу  и  предназначению
этих  норм  в системе действующего нормативно-правового регулирования,
но и  создавало  бы  неравенство  при  реализации  прав  граждан,  что
недопустимо  с  точки  зрения  требований  статьи  20  (части  1  и 2)
Конституции Республики Северная Осетия-Алания,  а также приводило бы к
неправомерному ограничению права граждан на социальную поддержку.
     Таким  образом,  положения  пунктов  12,  13,  14,   15   Порядка
возмещения в 2007 году выпадающих доходов, связанных с предоставлением
населению жилищно-коммунальных  и  транспортных  услуг,  утвержденного
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания  от  16
февраля 2007 года N 36, не предполагают отмены либо  установления  мер
для возмещения вреда, а также предоставления мер социальной  поддержки
гражданам,  получившим  или   перенесшим   лучевую   болезнь,   другие
заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а  также
участникам ликвидации последствий  катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС,
поскольку  указанные  меры  предоставляются  на  основе   федерального
законодательства.  Следовательно,  оспариваемыми  положениями  Порядка
возмещения в 2007 году выпадающих доходов, связанных с предоставлением
населению жилищно-коммунальных и  транспортных  услуг  конституционные
права заявителя не затрагиваются.
     Что же касается оценки правомерности действий правоприменительных
органов,  то  это  не  входит  в  компетенцию  Конституционного   Суда
Республики Северная Осетия-Алания.
     Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами "а" и "б"  статьи
27,  частями  первой  и  второй  статьи  61  Конституционного   закона
Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном  Суде  Республики
Северная  Осетия-Алания",  Конституционный  Суд  Республики   Северная
Осетия-Алания определил:
     1. Положения пунктов 12, 13, 14, 15  Порядка  возмещения  в  2007
году  выпадающих  доходов,  связанных  с   предоставлением   населению
жилищно-коммунальных    и    транспортных     услуг,     утвержденного
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания  от  16
февраля 2007 года N 36, по своему  конституционно-правовому  смыслу  в
системе  действующего  нормативно-правового  регулирования  не   могут
служить основанием для отказа в возмещении вреда и предоставления  мер
социальной  поддержки  гражданам,  подвергшимся  воздействию  радиации
вследствие катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС,  установленных  Законом
Российской  Федерации  от  15  мая  1991  года  N 1244-1  (в  ред.  от
05.12.2006 г.) "О социальной защите граждан, подвергшихся  воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
     2. Признать    запрос  гражданина  Ревазова  С.А.  не  подлежащим
дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда  Республики
Северная  Осетия-Алания,   поскольку   для   разрешения   поставленных
заявителем вопросов не требуется вынесения предусмотренного статьей 54
Конституционного    закона    Республики    Северная     Осетия-Алания
"О Конституционном Суде Республики Северная  Осетия-Алания"  итогового
решения в виде постановления.
     3. Настоящее Определение окончательно, не  подлежит  обжалованию,
действует непосредственно и не требует подтверждения другими  органами
и должностными лицами.
     4. Настоящее Определение  подлежит  опубликованию  в  официальных
изданиях    органов   государственной   власти   Республики   Северная
Осетия-Алания,  а также в Вестнике  Конституционного  Суда  Республики
Северная Осетия-Алания.


     КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
     РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ


  

Информация по документу
Читайте также