Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.08.2009 № 1-о

 


                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ

       КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ


           Определение об отказе в принятии к рассмотрению
          заявления гражданина Цомаева Астемира Борисовича о
         признании не соответствующим Конституции Республики
      Северная Осетия-Алания части 4 статьи 1 Закона Республики
        Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2008 года N 61-РЗ
          "О внесении изменений в Закон Республики Северная
              Осетия-Алания "О выборах в органы местного
                  самоуправления Республики Северная
                            Осетия-Алания"


     Конституционный Суд  Республики  Северная Осетия-Алания в составе
председательствующего    А.В.Севастьянова,     судей     Л.Д.Бокоевой,
О.Х.Качмазова, заслушав в заседании заключение судьи А.В.Севастьянова,
проводившего на основании статьи 25 Конституционного закона Республики
Северная  Осетия-Алания  "О  Конституционном  Суде Республики Северная
Осетия-Алания"    предварительное    изучение    запроса    гражданина
А.Б.Цомаева, установил:
     1. Гражданин А.Б.Цомаев  оспаривает  конституционность  положения
части  4  статьи  1  Закона  Республики  Северная  Осетия-Алания от 29
декабря 2008 года 61-РЗ  "О  внесении  изменений  в  Закон  Республики
Северная  Осетия-Алания  "О  выборах  в органы местного самоуправления
Республики Северная Осетия-Алания",  согласно которому при  проведений
выборов    депутатов    представительного   органа   в   муниципальном
образовании,   имеющим   статус   городского    округа,    применяется
пропорциональная  избирательная  система.  По  мнению  заявителя,  это
положение не соответствует статьям 2,  3 (часть 2),  8,  55 (часть 2),
108, 110 (часть 1), 111 Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
     Как  следует  из  содержания  запроса,  заявитель  считает,   что
оспариваемые им положения нормативного  правового  акта  нарушают  его
пассивное избирательное право, в результате чего он, не будучи  членом
какой-либо политической партии, лишен возможности  быть  выдвинутым  в
составе списка кандидатов по единому избирательному округу.
     2. Из статьи  8  Конституции  Республики  Северная  Осетия-Алания
следует, что в Республике Северная Осетия-Алания  признается  и  гаран
тируется  местное  самоуправление.  Конституция  Республики   Северная
Осетия-Алания  устанавливает  также,  что  местное  самоуправление   в
Республике Северная Осетия-Алания обеспечивает самостоятельное решение
населением  вопросов  местного  значения,  владение,  пользова  ние  и
распоряжение муниципальной  собственностью;  местное  самоуп  равление
осуществляется гражданами  путем  референдума,  выборов,  других  форм
прямого  волеизъявления,  через  выборные  и  другие  органы  местного
самоуправления (статья 108). Частью 1 статьи НО Конституции Республики
Северная   Осетия-Алания   определяется,   что   органы   мест    ного
самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собс твенностью,
формируют,  утверждают  и  исполняют  местный  бюджет,   устанавливают
местные налоги и сборы, осуществляют охрану обще ственного порядка,  а
также решают иные вопросы местного значения.  Статья  111  Конституции
Республики Северная Осетия-Алания гласит, что местное самоуправление в
Республике Северная Осетия-Алания  гарантируется  правом  на  судебную
защиту,  на  компенсацию  дополни  тельных   расходов,   возникших   в
результате  решений,  принятых  органа  ми   государственной   власти,
запретом на ограничение прав местного са  моуправления,  установленных
Конституцией Российской  Федерации  и  федеральным  законодательством,
Конституцией Республики Северная Осетия-Алания и  законами  Республики
Северная Осетия-Алания.
     Гарантии местного самоуправления, закрепленные в статьях 8,  108,
109, ПО, 111 Конституции Республики Северная Осетия-Алания  фактически
воспроизводят положения Конституции Российской Федерации, а именно  ее
статьи 12, 130,131, 132, и 133.
     3. В соответствии с частью  3  статьи  И  Конституции  Российской
Федерации  разграничение предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти  субъектов  Российской  Федерации  осуществля ется Конституцией
Российской Федерации,  Федеративным и иными договорами о разграничении
предметов  ведения  и  полномочий.  Статья  72  Конституции Российской
Федерации относит  установление  общих  ринципов  организации  системы
органов  государственной  власти  и местного самоуправления к вопросам
совместного  ведения  Российской  Федерации  и  субъектов   Российской
Федерации.
     Во  исполнение  статьи  72  Конституции  Российской  Федерации  6
октября 2003 года был  принят  Федеральный  закон  N 131-Ф3  "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
который устанавливает общие правовые, территориальные, организационные
и  экономические  принципы  организации  местного   самоуправления   в
Российской  Федерации,   определяет   государственные   гарантии   его
осуществления.
     Российской  Федерацией  гарантируются  свободное   волеизъявление
граждан  Российской  Федерации  на  выборах  и   референдуме,   защита
демократических принципов и  норм  избирательного  права  и  права  на
участие  в  референдуме.  Основные  гарантии   реализации   гражданами
Российской Федерации конституционного права на  участие  в  выборах  и
референдумах,  проводимых  на  территории   Российской   Федерации   в
соответствии  с  Конституцией   Российской   Федерации,   федеральными
законами,  конституциями  (уставами),  законами  субъектов  Российской
Федерации,   уставами    муниципальных    образований,    определяются
Федеральным  законом  от  12  июня  2002  года  N 67-ФЗ   "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан
Российской Федерации".
     Правовые нормы, обеспечивающие  реализацию  конституционных  прав
граждан Российской Федерации  избирать  и  быть  избранными  в  органы
местного самоуправления, устанавливает Федеральный закон от 26  ноября
1996  года  N 138-Ф3  "Об обеспечении  конституционных  прав   граждан
Российской Федерации избирать и  быть  избранными  в  органы  местного
самоуправления".
     Таким образом, общие принципы реализации  в  Республике  Северная
Осетия-Алания  кнституционных  гарантий  избирательных  прав   граждан
Российской  Федерации  при  проведении  выборов  в   органы   местного
самоуправления, а также порядок назначения, подготовки,  проведения  и
подведения итогов выборов в органы местного самоуправления  нормативно
определяются на основании норм федерального законодательства.
     Следовательно,   рассмотрение   оспариваемых   положений   Закона
Республики Северная  Осетия-Алания  N 61-РЗ  "О внесении  изменений  в
Закон Республики Северная Осетия-Алания "О выборах в  органы  местного
самоуправления   Республики   Северная   Осетия-Алания"   на   предмет
соответствия Конституции Республики Северная Осетия-Алания  фактически
означает  их  рассмотрение  на   предмет   соответствия   федеральному
законодательству.
     4. В соответствии со статьей 3 Конституционного закона Республики
Северная  Осетия-Алания  "О  Конституционном  Суде Республики Северная
Осетия-Алания" Конституционный Суд Республики  Северная  Осетия-Алания
решает    исключительно    вопросы    права    и   при   осуществлении
конституционного судопроизводства  воздерживается  от  установления  и
исследования  фактических  обстоятельств  во  всех случаях,  когда это
входит в компетенцию других судов или иных органов.
     Следовательно,   проверка   соответствия   федеральному    закону
нормативного правового акта субъекта  Российской  Федерации,  к  числу
которых  относится  Закон  Республики  Северная  Осетия-Алания  от  29
декабря 2008 года N 61-РЗ "О внесении  изменений  в  Закон  Республики
Северная Осетия-Алания "О выборах  в  органы  местного  самоуправления
Республики Северная Осетия-Алания",  в  силу  статьи  120  Конституции
Российской Федерации отнесена к компетенции судов общей  юрисдикции  и
Конституционному   Суду   Республики   Северная    Осетия-Алания    не
подведомственна.
     Таким образом,   Конституционный    Суд    Республики    Северная
Осетия-Алания,   изучив   представленные  А.Б.Цомаевым  материалы,  не
находит оснований для принятия его запроса к рассмотрению.
     Исходя из изложенного и  руководствуясь  пунктом  "а"  статьи  27
Конституционного    закона    Республики    Северная     Осетия-Алания
"О Конституционном   Суде    Республики    Северная    Осетия-Алания",
конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания определил:
     1. Отказать  в  принятии  к  рассмотрению  обращения   гражданина
Цомаева Астемира Борисовича, поскольку разрешение поставленного в  нем
вопроса Конституционному Суду  Республики Северная   Осетия-Алания  не
подведомственно.
     2. Определение    Конституционного   Суда   Республики   Северная
Осетия-Алания  по  данному  запросу  окончательно  и  обжалованию   не
подлежит.
     3. Настоящее Определение подлежит опубликованию  в  официаль  ных
изданиях    органов   государственной   власти   Республики   Северная
Осетия-Алания,  а также в Вестнике  Конституционного  Суда  Республики
Северная Осетия-Алания.


     г.Владикавказ

     7 августа 2009 года

     N 1-0


Информация по документу
Читайте также