Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.11.2014 № 2-о

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

 

5 ноября 2014 года № 2-О

 

гладикавказ

 

 

Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданки

 Табуевой Софьи Руслановны о проверке конституционности

 пунктов 2.3, 2.10 Положения о порядке взимания и использования

родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных

бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих

основную общеобразовательную программу дошкольного образования в

Моздокском районе Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного

постановлением Главы администрации местного самоуправления

Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания

 от 21 июля 2014 года № 11-Ф

 

 

Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего А.В. Севастьянова, судей Т.В. Батаевой, С.А. Макиева, Т.В. Цгоева, заслушав в заседании заключение судьи-докладчика А.В. Севастьянова, проводившего на основании статьи 25 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания» предварительное изучение обращения гражданки С.Р. Табуевой, установил:

1. В Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания 3 октября 2014 года обратилась гражданка Табуева Софья Руслановна с запросом о проверке конституционности пунктов 2.3, 2.10 Положения о порядке взимания и использования родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в Моздокском районе Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного постановлением Главы администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 21 июля 2014 года №11-Ф. По мнению заявителя, указанные нормы нарушают конституционный принцип государственной защиты материнства, отцовства, детства, семьи (часть 1 статьи 38 Конституции Республики Северная Осетия-Алания). Кроме того, заявитель полагает, что регулирование указанных социальных вопросов не входит в полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные статьями 108 (часть 1) и 110 (часть 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания.

2. Конституция Республики Северная Осетия-Алания устанавливает, что материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38); каждый имеет право на образование (часть 1 статьи 43); гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (часть 2 статьи 43). Указанные конституционные положения составляют неотъемлемый элемент правового статуса человека и гражданина в демократическом правовом социальном государстве и направлены на реализацию всестороннего развития и воспитания личности, связанного с овладением социально значимым опытом человечества в различных сферах деятельности.

В соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу указанной конституционной нормы по предметам, составляющим совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Северная Осетия-Алания от 25 апреля 2006 года №24-РЗ «О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания» к вопросам местного значения муниципального района Республики Северная Осетия-Алания отнесено создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми (пункт 10 части 1 статьи 14). Данная норма в точности воспроизводит положение Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 11 части 1 статьи 15).

Реализация полномочия по решению вопросов местного значения в сфере образования осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года №61-РЗ «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания» (часть 1 статьи 4) и Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому за органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов закреплено право осуществлять функции и полномочия учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4 части 1 статьи 9), а также право взимания с родителей (законных представителей) платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Установление родительской платы и ее размера производится учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом учредитель вправе предусмотреть случаи и порядок снижения родительской платы и освобождения от нее (часть 2 статьи 65).

Таким образом, Администрация местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания как учредитель муниципальных дошкольных образовательных организаций вправе регулировать вопросы, связанные с платой, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания, должностные лица, граждане и их объединения, находящиеся на территории Республики Северная Осетия-Алания, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Конституцию Республики Северная Осетия-Алания, законы и иные нормативные акты Республики Северная Осетия-Алания (часть 2 статьи 14 Конституции Республики Северная Осетия-Алания).

В соответствии со статьей 1011 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, статьей 3 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания» Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания разрешает дела о соответствии Конституции Республики Северная Осетия-Алания актов органов местного самоуправления, носящих нормативный характер.

Согласно пункту «а» части второй статьи 21 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания» основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом Республики Северная Осетия-Алания является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о конституционности оспариваемых норм; если же такая неопределенность отсутствует или является мнимой, соответствующее обращение не может быть признано допустимым.

В ходе предварительного изучения обращения гражданки С.Ф. Табуевой установлено, что в вопросе о соответствии Конституции Республики Северная Осетия-Алания пунктов 2.3, 2.10 Положения о порядке взимания и использования родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в Моздокском районе Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного постановлением Главы администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 21 июля 2014 года №11-Ф, неопределенность отсутствует.

Следовательно, в соответствии с пунктом «б» статьи 27 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания» обращение гражданки Табуевой Софьи Руслановны не является допустимым.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом «б» статьи 27, частью 3 статьи 54, статьями 56, 57, 61 и 69 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания», Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания определил:

 

1.    Отказать в принятии к рассмотрению обращения гражданки Табуевой Софьи Руслановны как не отвечающего требованиям Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания» о допустимости запроса.

2.  Настоящее Определение Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения.

 


Информация по документу
Читайте также