Расширенный поиск
Определение Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.09.2015 № 4-о
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО
СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ от 3
сентября 2015 года № 4-О г.Владикавказ Об
отказе в принятии к рассмотрению обращения Администрации местного
самоуправления города Владикавказа о проверке конституционности
пункта 7 статьи 14 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 14 ноября 2011 года
№ 39-РЗ «Об организации транспортного обслуживания
населения на маршрутах регулярных
перевозок в Республике Северная Осетия-Алания» Конституционный Суд
Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего A.M. Цалиева, судей Т.В. Батаевой,
А.В. Севастьянова, С.А.
Макиева, Т.В. Цгоева, заслушав в заседании заключение судьи-докладчика А.В. Севастьянова, проводившего на основании статьи 25
Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном
Суде Республики Северная Осетия-Алания» предварительное изучение запроса
Администрации местного самоуправления города Владикавказа, установил: 1. 25 июня
2015 года в Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания поступило
обращение Администрации местного самоуправления города Владикавказа о признании
пункта 7 статьи 14 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 14
ноября 2011 года № 39-РЗ «Об организации
транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в
Республике Северная Осетия-Алания» не соответствующим статье 8 Конституции
Республики Северная Осетия-Алания. Заявитель считает, что поскольку
органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной
власти, порядок и условия проведения конкурса на право заключения договора на
выполнение перевозок по маршрутам регулярных перевозок в границах городского
округа должен определять орган местного самоуправления. 2. Согласно пункту «и»
статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации
находятся федеральные транспорт и пути сообщения. При этом вопросы
транспортного обслуживания населения субъекта Российской
Федерации не отнесены и к предмету совместного ведения Российской
Федерации и субъекта Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской
Федерации). Следовательно, указанные вопросы относятся к
предметам ведения субъекта Российской Федерации, поскольку в силу статьи 73
Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и
полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации
обладают всей полнотой государственной власти. С
названными конституционными положениями согласуется статья 26.3 (подпункт 12
пункта 2) Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которая относит
решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным,
водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и
пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении,
осуществления
регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа
легковым такси к полномочиям органов государственной власти
субъекта Российской Федерации. В то же
время в соответствии со статьей 16 (пункт 7 части 1) Федерального закона от 6
октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления
транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения
относятся к вопросам местного значения; федеральными законами, уставами
муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного
самоуправления по решению вопросов местного значения (пункт 1 части 1
статьи 17). При этом формы, в которых органы местного самоуправления
осуществляют создание условий для предоставления транспортных услуг населению и
организацию транспортного обслуживания населения, федеральным законодателем не
определены. Как
неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении
вопросов о конституционности норм, касающихся регулирования организации
транспортного обслуживания населения нормативными актами субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований, «система отношений между перевозчиками и
органами местного самоуправления устанавливается нормативными актами субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований, причем они вправе выбрать
любую форму, не противоречащую Конституции Российской Федерации и федеральным
законам» (определения от 14 марта 2001 года № 55-О, от 29 мая
2007 года № 345-О-О, от 26 мая 2011 года № 741-О-О и от 17 июля
2014 года № 1684-О). Таким
образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не
наделены полномочиями по регулированию вопросов, относящихся к компетенции
органов местного самоуправления по организации транспортного обслуживания
населения в пределах муниципальных образований, если только эти полномочия
прямо не установлены федеральным законом. 3. Согласно
пункту 7 статьи 14 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 14
ноября 2011 года № 39-РЗ «Об организации
транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в
Республике Северная Осетия-Алания» порядок и условия проведения конкурса на
право заключения договора на выполнение перевозок по маршрутам регулярных
перевозок определяет Правительство Республики Северная Осетия-Алания. Осуществление транспортного
обслуживания населения непосредственно связано с вопросами технического
обеспечения безопасности движения, соблюдения санитарных, кадровых и иных
требований к перевозчикам. Право органа государственной
власти субъекта Российской Федерации на участие в разработке и проведении
мероприятий по организации дорожного движения, исключающих возможность
возникновения дорожно-транспортных происшествий, а равно способствующих
снижению тяжести их последствий, обеспечение защиты жизни, здоровья и имущества
граждан согласуется с положениями статей 1, 2, 3 и 21 Федерального закона
от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Регламентация проведения конкурса на право заключения
договора на выполнение перевозок по маршрутам регулярных перевозок органом
государственной власти субъекта Российской Федерации имеет своей целью повысить
уровень безопасности и качества обслуживания пассажиров, укрепление
транспортной дисциплины, удовлетворение потребностей населения в области
пассажирских перевозок. Следовательно,
республиканский законодатель, указав Правительство Республики Северная Осетия
Алания в качестве органа, ответственного за разработку и принятие порядка и
условий проведения конкурса на право заключения договора на выполнение
перевозок по маршрутам регулярных перевозок, правомерно закрепил за органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочия,
предусматривающие участие в организации транспортного обслуживания населения. Заявитель
же, поставив вопрос о конституционности определения Правительством Республики
Северная Осетия-Алания порядка и условий проведения конкурса на право
заключения договора на выполнение перевозок по маршрутам регулярных перевозок в
границах городского округа, предусмотренного пунктом 7 статьи 14 Закона
Республики Северная Осетия-Алания «Об организации транспортного обслуживания населения
на маршрутах регулярных перевозок в Республики Северная Осетия-Алания»,
фактически оспаривает пункт 1.1 постановления Правительства Республики Северная
Осетия-Алания от
20 июля 2012 года № 249 «Об утверждении положения о конкурсе на право
заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа по
межмуниципальным маршрутам на территории Республики Северная Осетия-Алания», в
котором администрациям местного самоуправления при проведении конкурсов на
право заключения договоров на выполнение перевозок пассажиров и багажа по
регулярным муниципальным маршрутам рекомендовано руководствоваться положениями
указанного Постановления. Между тем,
согласно части 3 статьи 56 Конституционного Закона Республики Северная
Осетин-Алания «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания»,
Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания, осуществляя проверку
конституционности нормативных правовых актов, принимает постановления и дает заключения
только по предмету, указанному в обращении. 4. В
соответствии со статьей 1011 (часть 3, п.1)
Конституции Республики Северная Осетия-Алания, статьей 3 (часть 1)
Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном Суде Республики
Северная Осетия-Алания» Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания
по запросам органов местного самоуправления разрешает дела о соответствии
Конституции Республики Северная Осетия-Алания законов Республики Северная
Осетия-Алания. Согласно
пункту «а» части 2 статьи 21 Конституционного закона Республики Северная
Осетия-Алания «О Конституционном
Суде Республики Северная Осетия-Алания» основанием к рассмотрению дела
Конституционным Судом Республики Северная Осетия-Алания является обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о конституционности оспариваемых норм; если же такая
неопределенность отсутствует или является мнимой, соответствующее обращение не
может быть признано допустимым. Поскольку
в вопросе о соответствии пункта 7 статьи 14 Закона Республики Северная
Осетия-Алания от
14 ноября 2011 года № 39-РЗ
«Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах
регулярных перевозок в Республике Северная Осетия-Алания» такая
неопределенность отсутствует, запрос Администрации местного самоуправления
города Владикавказа не может быть принят Конституционным Судом Республики
Северная Осетия-Алания. Исходя из изложенного и
руководствуясь пунктом «б» статьи 27, частью 3 статьи 54, статьями 56, 57,
61 и 69 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О
Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания», Конституционный Суд
Республики Северная Осетия-Алания определил: 1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения
Администрации местного самоуправления города Владикавказа как не отвечающего
требованиям Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном
Суде Республики Северная Осетия-Алания» о допустимости запроса. 2. Настоящее Определение Конституционного Суда Республики Северная
Осетия-Алания является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу
немедленно после его провозглашения. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|