Расширенный поиск
Закон от 30.06.1992 № 221 Утратил силу - Закон Республики Северная Осетия-Алания
от 22.06.2004 № 18-рз
ЗАКОН
СЕЕЕРО-ОСЕТИНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О предприятиях и предпринимательской деятельности
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы создания предприятий в условиях многообразия форм собственности, устанавливает организационно-правовые формы предприятий, действующих на территории Северо-Осетинской ССР, и особенности их деятельности, регламентирует права и ответственность субъектов предпринимательства, определяет меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Северо-Осетинской ССР. Положения настоящего Закона действуют на всей территории Северо- Осетинской ССР по отношению ко всем субъектам предпринимательской деятельности и предприятиям, независимо от формы собственности и. сферы деятельности, включая юридических лиц и граждан других суверенных государств, если иное не предусмотрено соответствующими международными договорами и законодательными актами республики. Закон
не применяется по отношению к юридическим лицам, гражданам и их объединениям, занимающимися деятельностью, не преследующей цели получения прибыли. Статья I. Предприятие и его задачи
I. Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект - юридическое лицо, созданный в порядке, установленном настоящим Законом. Главной задачей предприятия является получение прибыли и
на ее основе удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей, социально-экономических интересов трудового коллектива и интересов собственника имущества. 2. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой товарной продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. 3. Отношения предприятия с другими предприятиями, организациями, учреждениями, Советами народных депутатов, органами государственного и муниципального управления и гражданами регламентируются законодательством Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации. Статья 2. Собственники предприятий
I. В соответствии с Законом "О собственности в СОССР" в Северо- Осетинской ССР могут создаваться и действовать предприятия: - находящиеся в индивидуальной (частной), коллективной (групповой), государственной, муниципальной собственности, собственности общественных и религиозных организаций; - основанные на собственности Российской Федерацию Северо- Осетинской ССР и местных Советов и органов местного самоуправления, общественных организаций, других государств, международных организаций, юридических лиц и граждан Российской Федерации, других республик и иностранных государств; - смешанной формы собственности, основанные на объединении имущества, находящегося в частной, муниципальной и государственной собственности, а также в собственности общественных и религиозных организации, иностранных государств, юридических лиц и граждан. Глава II ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ Статья 3.Формы предприятий I. На территории Северо-Осетинской ССР могут сосуществовать следующие организационно-правовые формы предприятий: государственные и муниципальные, индивидуальные (частные), общественные, религиозные организации, арендные, различные виды товариществ - акционерные общества на основе коллективной (групповой) собственности, филиалы, смешанного типа, совместные, а также малые независимо от видов собственности и различные виды объединений. Статья 4. Государственные предприятия
1. Государственное предприятие учреждается собственником или органом уполномоченным им. 2. Имущество государственного предприятия или вклад государства в
предприятие смешанной формы собственности образуется за счет бюджетных ассигнований и (или) вкладов других государственных предприятий, полученных доходов, других законных источников. Указанное имущество может передаваться в хозяйственное ведение предприятию в лице трудового коллектива. 3. Государственное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия. Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам государственного предприятия. Предприятие не отвечает по обязательствам государства и его органов. 4. Государственное предприятие является юридические лицом, имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы предприятия. Статья 5. Муниципальное предприятие
1. Муниципальное предприятие является собственностью местных Советов и ими учреждается. 2. Имущество муниципального предприятия или вклад местного Совета
(органа местного самоуправления) в предприятие смешанной формы собственности образуется за счет ассигнований из средств соответствующего местного бюджета и (или) вкладов других муниципальных предприятий, полученных доходов, других законных источников и находится в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, органов местного самоуправления. Указанное имущество может передаваться в хозяйственное ведение предприятие в лице его трудового коллектива. 3. Муниципальное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия. Местные Советы народных депутатов и местные органы самоуправления
не несут ответственности по обязательствам муниципального предприятия. Муниципальное предприятие отвечает по обязательствам местных органов управления. 4. Муниципальное предприятие является юридическим лицом, имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы предприятия. Статья 6. Индивидуальное (частное) предприятие
1. Индивидуальным (частным) предприятием является предприятие единолично учрежденное гражданином. 2. Имущество индивидуального (частного) предприятия формируется из имущества гражданина (семьи), полученных доходов и других законных
источников, Индивидуальное (частное) предприятие может быть образовано в результате приобретения гражданином (семьей) государственного или муниципального предприятия. 3. Собственник индивидуального (частного) предприятия несет ответственность по обязательствам предприятия в пределах, определяемых Уставом предприятия. 4. Индивидуальное (частное) предприятие имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы предприятия и фамилии собственника его имущества. Статья 7. Предприятия общественных и религиозных организаций
Общественные и религиозные организации, зарегистрированные в установленном порядке, создают и выступают учредителями предприятий, являющихся их собственностью и осуществляющих свою деятельность в соответствии с Уставом этих организаций. Указанные предприятия или их имущества могут передаваться в хозяйственно-распорядительное ведение дирекции или трудового коллектива. Общественные органы и религиозные организации не несут материальную ответственность по обязательствам предприятий. По решениям учредителей предприятие может являться юридическим лицом с указанием его организационно-правовой формы. Статья 8. Предприятия на основе аренды и выкупа имущества
1. Коллектив государственного, муниципального предприятия, а также предприятия со смешанной формой собственности, в имуществе которого доля государства или местных Советов народных депутатов составляет более 50%, одного или нескольких структурных подразделений
(единиц), указанных предприятий, а также юридические и физические лица, имеют право взять в аренду и (или) выкупить в собственность работников предприятия государственное или муниципальное имущество, создавать товарищества на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации и Северо-Осетинской ССР. 2. В соответствии с договором об аренде произведенная продукция, полученные доходы и другое приобретенное за счет средств арендатора (товарищества) имущество за вычетом арендной платы и других обязательных платежей является его собственностью. 3. Условия хозяйственной деятельности товарищества, арендующего имущество, имущественная ответственность сторон, порядок и условия выкупа имущества определяются договором об аренде. Статья 9. Полное товарищество
1. Полное товарищество представляет собой объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц для совместном хозяйственной деятельности на основании договора между ними. Все участники полного товарищества несут неограниченную солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. 2. Имущество полного товарищества формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников и принадлежит его участникам на праве общей долевой собственности. 3. Полное товарищество имеет собственное наименование с указанием
организационно-правовой формы и имени не менее одного участника товарищества. Полное товарищество не является юридическим лицом. Юридические лица - участники полного товарищества сохраняют самостоятельность и права юридического лица. Статья 10. Смешанное товарищество
1. Смешанное товарищество представляет собой объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц, созданное на основании договора между ними для совместной хозяйственной деятельности. Смешанное товарищество включает действительных членов и членов- вкладчиков. Действительные члены смешанного товарищества несут полную
солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Члены-вкладчики несут ответственность по обязательствам товарищества в пределах вклада в имущество товарищества. Смешанное товарищество не отвечает по имущественным обязательствам членов- вкладчиков. 2. Имущество смешанного товарищества формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников и принадлежит его участникам на праве общей долевой собственности. 3. Смешанное товарищество имеет собственное наименование
с указанием организационно-правовой формы. Смешанное товарищество является юридическим лицом. Юридические лица - участники смешанного товарищества сохраняют самостоятельность и права юридического лица. Статья 11. Товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа) 1. Товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа) представляет собой объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставной фонд товарищества (акционерного общества) образуется только за счет вкладов (акций) учредителей). 2. Все участники товарищества с ограниченной ответственностью акционерного общества закрытого типа отвечает по своим обязательствам
в пределах своих вкладов. Вклады участников товарищества с ограниченной ответственностью (акционерного общества закрытого типа) могут переходить от собственника к собственнику только с согласия других участников товарищества в порядке, предусмотренном Уставом товарищества. 3. Имущество товарищества с ограниченной ответственностью (акционерного общества закрытого типа) формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников и принадлежит его участникам на праве общей долевой собственности. 4. Товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа) является юридическим лицом, действует на основании Устава, утверждаемого его участниками, имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы товарищества. Юридические лица - участники товарищества с ограниченной ответственностью (акционерного общества закрытого типа) сохраняют самостоятельность и права юридического лица. Статья 12. Акционерное общество открытого типа
1. Акционерное общество открытого типа представляет собой объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц для совместной
хозяйственной деятельности. Акционеры несут ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций). Акционерное общество не отвечает по имущественным обязательствам акционеров. 2. Имущество акционерного общества открытого типа формируется за счет продажи акций в форме открытой подписки, полученных доходов и других законных источников. Свободная продажа акций допускается на условиях, устанавливаемых законодательством Северо-Осетинской ССР, Российской Федерации. 3. Преобразование в акционерные общества государственных и муниципальных предприятий, а также предприятий, в имуществе которых вклад государства или местных Советов составляет более 50%, осуществляется собственником или уполномоченным им органом с учетом мнения трудового коллектива и в соответствии с законодательством Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации и приватизации. 4. Акционерное общество открытого типа является юридическим лицом, действует на основании Устава, утверждаемого его участниками, имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы. Юридические лица-акционеры сохраняют самостоятельность и права
юридического лица. Статья 13. Объединения предприятий
1. Предприятия могут объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения. Объединения создаются на договорной основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии. Предприятия, входящие в состав объединения, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы выполняют свои функции на основании договоров с предприятиями. Решение о вхождении в объединение государственного или муниципального предприятия, а также предприятия смешанной формы собственности, в котором доля государственного или муниципального имущества составляет 50% и более принимается по согласованию с трудовым коллективом. 2. Объединения создаются на основе:
а) добровольности вхождения предприятий в объединения и выхода на
условиях, определяемых уставом объединения; б) соблюдения антимонопольного законодательства;
в) свободы выбора организационной формы объединения, учреждения;
г) организации отношений между предприятиями, входящими в объединение, на основе хозяйственной самостоятельности и договоров. 3. Объединение имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы и действует на основании устава, утвержденного его учредителями. Статья 14. Филиалы и представительства предприятия
1. Предприятие имеет право учреждать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения с правом открытия текущих и расчетных счетов. 2. Согласование вопроса о размещении таких обособленных подразделений с соответствующими местными Советами народных депутатов
производится в порядке, установленном для создания предприятия. 3. Филиалы, представительства отделения и другие обособленные подразделения предприятий действуют на основании уставов и положений, утверждаемых учредителем. 4. Учреждение филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений за пределами Северо-Осетинской ССР может осуществляться в соответствии.:с законодательством по месту их формирования. Глава III. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Статья 15. Сферы деятельности предприятия
1. Предприятие осуществляет свою деятельность во всех сферах и отраслях народного хозяйства. 2. Предприятие может осуществлять любые виды деятельности, предусмотренные его уставом, если они не запрещены законодательством Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации. 3. Исключительно по лицензиям предприятиям разрешается:
- производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий и их комплектующие, а также ремонт боевого оружия; - изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ; - посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества; - переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов, а также драгоценных минералов и камней; - лечение больных, страдающих опасными и особо опасными инфекционными, онкологическими заболеваниями, а также психическими заболеваниями в агрессивных формах; - производство ликероводочных и табачных изделий;
- изготовление орденов и медалей.
4. Отдельные виды деятельности могут осуществляться предприятием только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень этих видов деятельности и порядок получения лицензии определяются Советом Министров СОССР. Статья 16. Планирование деятельности предприятия
I. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую товарную продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. 2. Работы и поставки для государственных нужд предприятия и организации выполняют на льготной для предприятия контрактной (договорной) основе. 3. Предприятие при подготовке производственных планов согласовывает с соответствующим Советом народных депутатов мероприятия" которые могут вызвать экологические, социальные, демографические и иные последствия, и затрагивающие интересы населения. Статья 17. Цены и ценообразование
1. Предприятие реализует свою товарную продукцию, работы, услуги,
отходы производства по свободным (договорным) ценам и тарифам, кроме случаев, предусмотренных законодательством Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации. 2. Для социальной защиты граждан республика имеет право регулировать пены на товарную продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке республики. 3. Перечень видов товарной продукции, по которым применяется государственное регулирование цен, устанавливается Советом Министров СОССР. В случае нарушения предприятием цен, тарифов на товарную продукцию, работы и услуги, по которым производится государственное регулирование, излишне полученная сумма подлежит изъятию в бюджет. Кроме того, с предприятия или предпринимателя взимается штраф, устанавливаемый нормативным актом Совета Министров Северо-Осетинской ССР. Статья 18. Финансовые и кредитные отношения
1. Источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от
выпуска и продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового
коллектива, предприятий, организаций, граждан, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие закону. 2. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетов кредитных и кассовых операций. Банк или его отделения по месту регистрации предприятия обязаны открывать расчетный счет по требованию предприятия. 3. Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может
быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 19. Образование и использование имущества
предприятия
1. Имущество предприятия в соответствии с законодательными актами
Российской Федерации, Северо-Осетинской ССР и уставом предприятия могут принадлежать ему на праве собственности, полного хозяйственного
ведения, либо в оперативном управлении, если иное не предусмотрено законодательством. 2. Источниками формирования имущества предприятия являются:
- денежные и материальные взносы учредителей;
- доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законом; - доходы от ценных бумаг;
- кредиты банков и других кредиторов;
- капитальные вложения и дотации из бюджета;
- безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий и граждан; - интеллектуальная собственность в виде патентов и лицензий.
3. Предприятие имеет право продавать и передавать другим предприятиям, организациям и учреждениям, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование, либо взаймы
принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности, а также списывать их с баланса, если иное не предусмотрено законодательными актами и уставом предприятия, утвержденного собственником имущества или учредителем. Статья 20. Владение и пользование природными ресурсами
I. Владение и пользование? природными ресурсами предприятие осуществляет в установленном законодательном порядке Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации. 2. Предприятие обязано своевременно осуществлять природоохранные мероприятия, направленные на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду. Статья 21. Внешнеэкономическая деятельность
1. Предприятие имеет право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Северо-Осетинской ССР. На экспорт отдельных видов продукции по перечню, определен ному Советом Министров Российской Федерации и Северо-Осетинской ССР, устанавливается государственная монополия. 2. Валютные взаимоотношения предприятия с федеративным и республиканским бюджетами регулируются законодательством Северо- Осетинской ССР и Российской Федерации. Валютная прибыль предприятия после уплаты налогов в республиканский и местный бюджеты используется
предприятием самостоятельно. Иные изъятия валютных средств предприятия запрещаются.
3. Предприятие имеет право пользоваться кредитом советских и зарубежных банков и коммерческим кредитом в иностранной валюте, а также приобретать валюту на аукционах, валютных биржах, у юридических
лиц и граждан в порядке, установленном законодательством. Статья 22. Трудовые отношения и доходы работников
предприятия 1. Отношения работника и предприятия независимо от видов собственности, возникшие на основе договора, регулируются законодательством Российской Федерации о труде и учредительными документами. 2. Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятий, а
также другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. 3. Предприятие,. независимо от видов собственности и организационно-правовых форм, обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. 4. Трудовые доходы каждого работника, независимо от вида предприятия, определяются его личным трудовым вкладом с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Статья 23. Социальная деятельность
1. Деятельность предприятия по социальному развитию, улучшению условий труда, обязательному социальному, медицинскому страхованию и социальному обеспечению работников и членов их семей регулируется законодательством Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации. 2. Предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда, предоставлять женщинам льготы, предусмотренные законодательством несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности. 3. Предприятие может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия. Статья 24. Отчетность предприятия
1. Предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации. Предприятие предоставляет государственным органам информацию, необходимую для налогообложения и ведения общегосударственной системы
сбора и обработки экономической информации. 2. Предприятие имеет право не представлять информацию, содержащую
коммерческую тайну. 3. За искажение государственной отчетности должностные лица предприятия несут установленную законодательством Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации материальную, административную и уголовную
ответственность. 4. Налоговые, правоохранительные, антимонопольные и Другие государственные органы, на которые законодательством Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации возложена проверка деятельности предприятия, осуществляют ее по мере возникновения необходимости и в пределах своей компетенции. Предприятие имеет право не выполнять требования этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету контроля. Статья 25. Коммерческая тайна предприятия
1. Под коммерческой тайной предприятия понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. 2. Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок их защиты определяются руководителем предприятия. Виды предприятий, сведения о которых не могут составлять коммерческую тайну, определяются Советом Министров Северо-Осетинской ССР. 3. Ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, и нарушение порядка охраны таких сведений устанавливается законодательными актами Российской Федерации. Статья 26. Ответственность предприятия 1. За нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательству продажу товаров, пользование которыми может причинить вред здоровью населения, а равно нарушение иных правил предпринимательской деятельности, предприятие несет ответственность' в соответствии с законодательством Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации. 2. Предприятие обязано возместить ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции. 3. Деятельность предприятия, нарушающего установленный режим природопользования, может быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации, до устранения допущенных нарушений. Статья 27. Прибыль предприятия
1. На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности является прибыль. 2. Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение, если иное не предусмотрено Уставом предприятия. Государственное воздействие на выбор направлений использования чистой прибыли осуществляется через налоги, налоговые льготы. Статья 28. Хозяйственные отношения предприятия с другими предприятиями, организациями, гражданами I. Отношения предприятия с другими предприятиями, организациями и
гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности строятся на основе договоров. Предприятия свободны в выборе субъекта и предмета договора (контракта), определении обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству. Статья 29. Материально-техническое обеспечение
I. Предприятие на основе изучения коньюктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о движении цен организует материально-техническое обеспечение собствен- ного производства и капитального строительства путем приобретения ресурсов на рынке. Глава IV. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Статья 30. Основы управления предприятием
I. Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством Северо-Осетинской ССР, Российской Федерации и Уставом предприятия. Предприятием самостоятельно определяет структуру
органов управления и затраты на их содержание. 2. Собственник имущества осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно либо через уполномоченные им органы или может частично делегировать эти права высшему органу управления предприятием (совету, правлению и др.), предусмотренному его уставом. 3. Особенности управления предприятиями отдельных организационно-
правовых форм регулируются соответствующими законодательными актами Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации. Статья 31. Руководитель предприятия
1. Найм (назначение, избрание) руководителя предприятия является правом собственника имущества предприятия и реализуется им непосредственно или через уполномоченные им органы, которым делегированы права по управлению предприятием. 2. При найме (назначении, избрании) руководителя предприятия с ним заключается договор (контракт), в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником имущества (учредителем) и трудовым коллективом, условия
оплаты его труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности. 3. Руководитель предприятия без доверенности действует
от имени предприятия, представляет его интересы, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия. 4. Руководитель предприятия может быть освобожден от занимаемой должности до истечения срока договора (контракта) по основаниям, предусмотренным договором или законодательством Северо-Осетинской ССР
и Российской Федерации. Статья 32. Трудовой коллектив предприятия, его полномочия
I. Трудовой коллектив предприятия составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием. 2. Основными формами осуществления полномочий трудового коллектива предприятия является общее собрание (конференция) и коллективный договор (соглашение). 3. Общее собрание (конференция) трудового коллектива решает вопросы: - связанные с выкупом имущества, учреждения предприятия и его структурных подразделений; - необходимости заключения с администрацией предприятия коллективного договора (соглашения), рассматривает его проект и уполномочивает профсоюзный комитет либо другие органы подписать его от имени трудового коллектива; - избрания (отзыва) представителей в совет предприятия, заслушивания отчетов об их деятельности в соответствии с Уставом и Положением о совете предприятия. 4. Коллективный договор (соглашение) может заключаться на всех видах предприятий и не должен противоречить действующему законодательству Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации. Коллективным договором (соглашением) регулируются производственные и трудовые отношения на предприятии, вопросы охраны труда, социального развития коллектива и здоровья его членов. При возникновении разногласий при заключении или исполнении коллективного договора (соглашения) они разрешаются в порядке, установленном законодательными актами Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации. Глава V. ПРЕДПРИЯТИЕ И ГОСУДАРСТВО
Статья 33. Гарантии прав и интересов предприятий
1. Северо-Осетинская ССР гарантирует соблюдение прав и законных интересов предприятия. Предприятие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности вправе по собственной инициативе принимать любые решения, не противоречащие действующему законодательству. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность предприятия со стороны государственных, общественных и кооперативных органов не допускается. 2. Убытки, причиненные предприятию в результате выполнения указаний государственных или иных органов либо их должностных лиц, нарушивших права предприятия, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении убытков решаются судом или государственным арбитражем в соответствии с компетенцией. Статья 34. Отношения предприятия с органами
государственного управления и местными Советами народных депутатов 1. Взаимоотношения предприятия с органами государственного управления и местного самоуправления строятся в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами. 2. Предприятие имеет право на строго добровольной основе принимать участие в формировании внебюджетных целевых финансовых фондов республики и местных Советов народных депутатов. 3. Предприятие участвует на добровольной договорной основе в работе по комплексному экономическому и социальному развитию территории, проводимой местным Советом народных депутатов, за счет средств местного бюджета. Предприятие обязано по решению местного Совета народных депутатов
или государственного органа создавать за счет средств этих органов специальные рабочие места для лип с ограниченной трудоспособностью, женщин, имеющих детей-инвалидов молодежи до 18 лет. Предприятие выполняет решения органов власти в части их компетенции в соответствии с Законом "О местном самоуправлении" 4. Изъятие жилой площади, построенной за счет средств предприятия, местными Советами народных депутатов или другими органами не допускается без согласия трудового коллектива предприятия. Глава VI.ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Статья 35. Порядок учреждения предприятия
I. Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо трудовым коллективом, либо в порядке, предусмотренном настоящим Законом и другими законодательными актам Российской Федерации. Предприятие может быть учреждено в результате создания или выделения из состава действующего объединения, предприятия и организации одного или нескольких структурных подразделений (единиц) с сохранением за данными структурными подразделениями (единицами) существующих обязательств перед предприятием или объединением. Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии законодательством Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации. Споры по вопросам выделения и разделения предприятий решаются в судебном или арбитражном порядке. 2. Учредительными документами предприятия являются Устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В Уставе предприятия определяются организационно-правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем (учредителями). На
государственном и муниципальном предприятии, а также предприятии смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государственного или местного Совета составляет более 50%, Устав утверждается учредителем (учредителями) совместно с трудовым коллективом. 3. В случаях, когда для создания и деятельности предприятия требуется участок земли, другие природные ресурсы, разрешение на их использование выдается соответствующим Советом народных депутатов при
наличии положительного заключения соответствующей экологической экспертизы. 4. Предприятие считается учрежденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации. Статья 36. Государственная регистрация предприятия
1. Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется в районном, Совете народных депутатов по месту учреждения предприятия или по поручению Совета народных депутатов исполнительными органами. Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом народных депутатов или исполнительными органами, зарегистрировавшими предприятие, в Министерство финансов и статуправление Северо-Осетинской ССР для включения в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности незарегистрированного предприятия,
взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет. 2. За регистрацию предприятия взимается государственная пошлина в
размере, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и направляется в местный бюджет. 3. Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы: - заявление учредителя;
- устав предприятия;
- решение о создании предприятия или договор учредителей;
- свидетельство об уплате государственной пошлины.
4. Решение о регистрации или отказе в регистрации предприятия должно быть принято не позднее, чем в месячный срок с момента подачи заявления учредителя устава, договора учредителей и свидетельства об уплаты государственной пошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее, чем в недельный срок со дня регистрации. 5. При внесении изменений или дополнений в учредительные документы предприятия и при изменении организационно-правовой формы предприятия учредитель обязан в недельный срок сообщить соответствующие сведения органу, зарегистрировавшему предприятие. Статья 37. Отказ в регистрации предприятия
1. Отказ в государственной регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного настоящим Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации, Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в трехдневный срок в письменной
форме учредителю предприятия. Статья 38. Разрешение на занятие хозяйственной деятельностью (лицензирование) 1. Разрешение определенной хозяйственной деятельности необходимо лишь в случае, если: - согласно законодательству Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации требуется квалифицированный аттестат; - для деятельности предприятия требуется участок земли, другие природные ресурсы, разрешение на использование которых в соответствии
с законодательством Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации выдается местным Советом. 2. Разрешение на занятие хозяйственной деятельностью в соответствии с п.4 статьи 16 по предъявлению заявления предпринимателя выдается районным Советом народных депутатов Северо-Осетинской ССР, который обязан рассмотреть в недельный срок до дня представления заявления предпринимателя вопрос о разрешении на хозяйственную деятельность и сообщить в трехдневный срок предприятию (предпринимателю) о своем решении в письменной форме. В разрешении на занятие хозяйственной деятельностью может быть отказано в случае, если производство не соответствует установленным законодательством Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации экологическим и медицинским нормам. В разрешении на занятие хозяйственной деятельностью может быть указан срок функционирования предприятия. 3. Отказ в выдаче разрешения на занятие хозяйственной деятельностью, в предоставлении участка земли и в не пользовании природных ресурсов может быть обжалован в судебном порядке не позднее, чем в месячный срок со дня вручения решения местного органа управления. 4. Разрешение на хозяйственную деятельность может быть отменено в
судебном порядке по основаниям, установленным законодательством Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации. Статья 39. Ликвидация и реорганизация предприятия
I. Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). 2. Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению
собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия,
с согласия трудового коллектива либо по решению суда. Реорганизация предприятия, которая может вызвать экологические, социальные, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения территории, должна согласовываться с соответствующим Советом народных
депутатов. В случаях, предусмотренных законодательством Северо- Осетинской ССР и Российской Федерации реорганизация и ликвидация предприятия производится по согласованию с антимонопольными органами Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации. 3. Предприятие ликвидируется в случаях:
- признания его банкротом;
- принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством Северо- Осетинской ССР и Российской Федерации, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности; - признания судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия; - по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации. 4. При реорганизации и ликвидации предприятия увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации. 5. Предприятие считается реорганизованным или ликвидированным с момента исключения его из Государственного реестра. 6. В случае слияния одного предприятия с другим все имущественные
права и обязанности каждого из них переходят к предприятию, возникшему в результате слияния. При присоединении одного предприятия к другому последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного предприятия. 7. В случае разделения предприятия к возникшим в результате этого
разделения новым предприятиям переходят в соответствующих частях по разделительному акту (балансу) имущественные права и обязанности реорганизованного предприятия. При выделении из одного или нескольких предприятий к каждому из них переходят в соответствующих частях по разделительному акту (балансу) имущественные права и обязанности реорганизованного предприятия. 8. При преобразовании одного предприятия в другое к вновь возникшему предприятию переходят все имущественные права и обязанности прежнего предприятия. 9. Порядок и условия прекращения деятельности отдельных видов предприятий регулируются соответствующими законодательными актами. 10. Собственник, суд или орган, принявший решение о ликвидации предприятия, устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления претензии кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации. Статья 40. Ликвидационная комиссия-
1. Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления. Ликвидация предприятия при банкротстве осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Ликвидационная комиссия либо другой орган, проводящий ликвидацию предприятия, помещает в официальной печати по месту нахождения предприятия публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления кредиторами претензий. Наряду с этой публикацией ликвидационная комиссия (орган, проводящий ликвидацию) обязана провести работу по взиманию дебиторской задолженности предприятию и выявлению претензий кредиторов. Кредиторы и иные юридические лица, состоящие в договорных отношениях с ликвидируемым предприятием, извещаются о ликвидации предприятия в письменном виде. Ликвидационная комиссия (орган, проводящий ликвидацию) оценивает наличное имущество ликвидируемого предприятия и расчитывается с кредиторами, составляет ликвидационный баланс и представляет его собственнику, назначившему ликвидационную комиссию. Статья 41. Удовлетворение претензий кредиторов
1. Претензии кредиторов к ликвидируемому предприятию удовлетворяются из имущества этого предприятия. При этом в первоочередном порядке удовлетворяются долги перед бюджетами и компенсируются затраты по рекультивации земель, находившихся в пользовании ликвидируемого предприятия. 2. Претензии, не удовлетворенные за недостатком имущества, считаются погашенными. Погашенными считаются также претензии, не признанные ликвидационной комиссией (органом, проводящим ликвидацию),
если кредиторы в течение месячного срока со дня получения сообщения о
полном или частичном непризнании претензии не предъявят иски в судебном порядке об удовлетворении их требований. 3. При ликвидации предприятия вклад члена трудового коллектива выдается ему в денежной форме или ценными бумагами до удовлетворения претензий кредиторов. 4. Имущество, оставшееся после удовлетворения претензий используется по указанию собственника. Глава VII. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Статья 42. Общие положения
1. Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. 2. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами и юридическими лицами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Статья 43. Субъекты предпринимательства
I. Субъектами предпринимательской деятельности в СОССР могут быть: - юридические лица;
- физические липа, граждане СОССР, РФ и других республик и государств, не ограниченные в установленном законом порядке своей деятельности; - граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах правомочий, установленных законодательством Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации; - объединения граждан - коллективные предприниматели (партнеры)
2. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия в порядке, установленном настоящим Законом и другими законодательными актами Северо-Осетинской
ССР. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещается. 3. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, может регистрироваться как индивидуальная
трудовая деятельность. Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрируется как предприятие. Статья 44. Формы предпринимательской деятельности
1. Исходя из характера предпринимательской деятельности и отношений с собственником, предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственного имущества. 2. Отношения субъекта, управляющего предприятием, и собственника имущества регламентируется договором (контрактом), определяющим взаимные обязательства сторон, ограничения прав использования имущества и осуществления отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон, основания и условия расторжения договора. Собственник имущества предприятия не имеет права вмешиваться в деятельность предприятия после заключения договора с управляющим за исключением случаев, предусмотренных договорен, Уставом предприятия и
законодательством Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации. Статья 45. Права предпринимателя
Каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право: - начинать и вести предпринимательскую деятельность путем учреждения, приобретения или преобразования предприятия, а также заключения договора с собственником имущества предприятия; - привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущества и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц; - самостоятельно формировать производственную программу, выбирать
поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены
в пределах, определенных законодательством Российской Федерации и договорами; - осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
- осуществлять административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием; - нанимать и увольнять работников от имени предприятия или самостоятельно в соответствии с действующим законодательством и Уставом предприятия; - распоряжаться прибылью предприятия в соответствии с законодательством Северо-Осетинской ССР, Российской Федерации я Уставом предприятия; - пользоваться услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования; - образовывать союзы, ассоциации и другие объединения предпринимателей; - оспаривать в установленном законом судебном порядке действия граждан, юридических лип, органов государственного управления. Статья 46. Обязанности предпринимателя
Предприниматель обязан:
- выполнять обязательства, вытекающие из законодательства Северо-
Осетинской ССР, Российской Федерации и заключенных им договоров, в том числе договоров с собственником имущества предприятия; - заключать в соответствии с законодательством Северо-Осетинской ССР и Российской Федерации самостоятельно или от имени предприятия Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|