Расширенный поиск

Закон Республики Северная Осетия-Алания от 26.01.2001 № 2-рз

 
                                     Утратил силу - Закон Республики
                                         Северная Осетия-Алания
                                        от 31.05.2005 г. N 41-рз


                                ЗАКОН

                  РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ


        О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения


     Настоящий Закон   регулирует   отношения  в  области  обеспечения
санитарно-эпидемиологического   благополучия   населения    Республики
Северная Осетия-Алания.

                               Глава I.
                           Общие положения

     Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

     В настоящем Законе в соответствии с Федеральным законодательством
используются следующие основные понятия:
     государственный санитарно-эпидемиологический       надзор       -
деятельность  по  предупреждению,  обнаружению,  пресечению  нарушений
законодательства Российской Федерации  и  законодательства  Республики
Северная        Осетия-Алания        в       области       обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения  в  целях  охраны
здоровья населения и среды обитания;
     санитарно-эпидемиологическое благополучие населения  -  состояние
здоровья населения,  среды обитания человека,  при котором отсутствует
вредное  воздействие   факторов   среды   обитания   на   человека   и
обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
     социально-гигиенический мониторинг  -   государственная   система
наблюдений  за  состоянием  здоровья  населения  и среды обитания,  их
анализа,  оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных
связей  между  состоянием  здоровья  населения и воздействием факторов
среды обитания;
     государственные санитарно-эпидемиологические  правила и нормативы
(далее  -   санитарные   правила)   -   нормативные   правовые   акты,
устанавливающие  санитарно-эпидемиологические  требования (в том числе
критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для
человека,   гигиенические  и  иные  нормативы),  несоблюдение  которых
создает  угрозу  жизни  или  здоровью   человека,   а   также   угрозу
возникновения и распространения заболевания;
     санитарно-эпидемиологическая обстановка  -   состояние   здоровья
населения  и  среды  обитания  на  определенной территории в конкретно
указанное время;
     среда обитания  человека  (далее - среда обитания) - совокупность
объектов,  явлений и факторов окружающей (природной  и  искусственной)
среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
     санитарно-противоэпидемические (профилактические)     мероприятия
организационные,        административные,       инженерно-технические,
медико-санитарные,  ветеринарные  и   иные   меры,   направленные   на
устранение  или  уменьшение  вредного воздействия на человека факторов
среды  обитания,  предотвращение   возникновения   и   распространения
инфекционных   заболеваний   и   массовых  неинфекционных  заболеваний
(отравлений) и их ликвидацию;
     инфекционные заболевания - заболевания человека,  возникновение и
распространение   которых   обусловлено   воздействием   биологических
факторов  среды  обитания  (возбудителей  инфекционных  заболеваний) и
возможностью передачи болезни от  заболевшего  человека,  животного  к
здоровому человеку;
     массовые неинфекционные заболевания  (отравления)  -  заболевания
человека,  возникновение  которых обусловлено воздействием физических,
химических, социальных факторов среды обитания;
     ограничительные мероприятия    (карантин)   -   административные,
медико-санитарные,  ветеринарные  и   иные   меры,   направленные   на
предотвращение     распространения    инфекционных    заболеваний    и
предусматривающие особый  режим  хозяйственной  и  иной  деятельности,
ограничение  передвижения  населения,  транспортных  средств,  грузов,
товаров и животных;
     дезинфекционные мероприятия   -   мероприятия,   направленные  на
предупреждение  или  ликвидацию  процесса  накопления,  размножения  и
распространения  возбудителей  заболеваний  путем  их  уничтожения или
удаления на объектах и предметах,  обеспечивая этим,  прерывание путей
передачи заразного начала от больного к здоровому;
     дезинсекция -  уничтожение  при   помощи   специальных   методов,
способов,  средств  вредных  членистоногих,  в  том  числе  насекомых,
передающих человеку инфекционные и гельминтозные  болезни,  являющихся
причиной   возникновения   аллергий,   причиняющих   экономический   и
эстетический  ущерб,  портящих  и  повреждающих  продукты  питания,  и
предметы обихода;
     дератизация - уничтожение грызунов,  имеющих эпидемиологическое и
санитарно-гигиеническое значение, с целью регуляции их численности.

     Статья 2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
               населения

     Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в  Республике
Северная Осетия-Алания обеспечивается посредством:
     реализации законодательства  Российской  Федерации  и  Республики
Северная  Осетия-Алания  в  области охраны здоровья населения,  охраны
окружающей природной среды;
     разработки и   реализации   республиканских   и  местных  целевых
программ по  обеспечению  санитарно-эпидемиологического  благополучия,
охраны здоровья и профилактики заболеваний населения, финансируемых из
республиканского и местных бюджетов.

     Статья 3. Законодательство Республики Северная Осетия-Алания в
               области обеспечения санитарно-эпидемиологического
               благополучия населения

     1. На территории республики действует законодательство Российской
Федерации  и  Республики  Северная Осетия-Алания в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее санитарное
законодательство).
     2. Санитарное законодательство Республик  Северная  Осетия-Алания
не должно противоречить законодательству Российской Федерации.

     Статья 4. Отношения, регулируемые настоящим Законом

     Настоящий Закон   регулирует отношения,   возникающие  в  области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия  населения  как
одного  из  основных  условий  реализации предусмотренных Конституцией
Российской Федерации,  Конституцией Республики Северная  Осетия-Алания
прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
     Отношения, возникающие  в  области  охраны  окружающей  природной
среды,   в   той   мере,   в  какой  это  необходимо  для  обеспечения
санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения,   регулируются
законодательством   Российской   Федерации   и   Республики   Северная
Осетия-Алания.

     Статья 5. Санитарные правила

     1. На  территории  Республики  Северная  Осетия-Алания  действуют
федеральные санитарные нормы и правила.
     2. Нормативные правовые  акты,  касающиеся  вопросов  обеспечения
санитарно-эпидемиологического   благополучия   населения,  принимаемые
органами  исполнительной  власти  Республики  Северная  Осетия-Алания,
органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным
вопросам не должны противоречить санитарным правилам.

     Статья 6. Полномочия Республики Северная Осетия-Алания в
               области обеспечения санитарно-эпидемиологического
               благополучия населения

     К полномочиям  Республики  Северная   Осетия-Алания   в   области
обеспечения   санитарно-эпидемиологического   благополучия   населения
относятся:
     участие в  выработке и реализации единой государственной политики
в  области  обеспечения   санитарно-эпидемиологического   благополучия
населения;
     разработка и принятие законов и иных нормативных  правовых  актов
Республики    Северная    Осетия-Алания    по   вопросам   обеспечения
санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения,  контроль   за
соблюдением данных нормативных правовых актов;
     контроль за    санитарно-эпидемиологической    обстановкой     на
территории республики;
     разработка, принятие и реализация  комплексных  целевых  программ
обеспечения   санитарно-эпидемиологического   благополучия  населения,
научных и научно-технических программ в данной области;
     разработка и      выполнение     на     территории     республики
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
     введение и отмена на территории республики карантина;
     разработка и реализация мер по  созданию  системы  экономического
стимулирования  граждан  и  юридических  лиц  в соблюдении санитарного
законодательства;
     проведение на   территории   республики  социально-гигиенического
мониторинга;
     реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения,
пропаганде здорового образа жизни:
     реализация мер   по   своевременному   информированию   населения
республики об инфекционных заболеваниях и  о  массовых  неинфекционных
заболеваниях   (отравлениях),  состоянии  среды  обитания,  проводимых
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
     осуществление межрегионального    сотрудничества    по   вопросам
обеспечения   санитарно-эпидемиологического   благополучия   населения
Республики Северная Осетия-Алания;
     решение иных,  не отнесенных к полномочиям Российской  Федерации,
вопросов    в    области   обеспечения   санитарно-эпидемиологического
благополучия населения.

     Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления Республики
               Северная Осетия-Алания в области обеспечения
               санитарно-эпидемиологического благополучия населения

     В соответствии  с  законодательством   Российской   Федерации   и
Республики  Северная  Осетия-Алания  к  полномочиям  органов  местного
самоуправления  в  области  обеспечения  санитарно-эпидемиологического
благополучия населения относятся:
     разработка, принятие   и   реализация   местных   (муниципальных)
программ    обеспечения   санитарно-эпидемиологического   благополучия
населения;
     участие в  реализации  федеральных  и республиканских программ по
этим вопросам;
     обеспечение постоянной готовности учреждений служб, участвующих в
проведении      санитарно-противоэпидемических      (профилактических)
мероприятий в случае завоза карантинных, других опасных инфекционных и
паразитарных заболеваний;
     организация и   проведение   мероприятий  по  ликвидации  вспышек
инфекционных заболеваний,  массовых заболеваний  и  отравлений  людей,
связанных с влиянием неблагоприятных факторов среды обитания;
     привлечение в  установленном  порядке  населения  к   поддержанию
должного санитарного состояния и благоустройства населенных мест;
     координация деятельности юридических лиц и граждан по  проведению
ими комплексных санитарно-противоэпидемических мероприятий;
     обеспечение условий  для  реализации  и  защиты  прав  граждан  в
области санитарно-эпидемиологического благополучия;
     контроль за соблюдением на территории муниципального  образования
санитарно-технического состояния мест торговли;
     принятие решений    о    заключении    договоров    администраций
предприятий,  учреждений, организаций независимо от форм собственности
с    санитарно-профилактическими    учреждениями    для     проведения
дезинсекционных, дератизационных работ;
     решение в соответствии с законодательством Российской  Федерации,
Республики   Северная   Осетия-Алания  других  вопросов,  связанных  с
обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

                              Глава II.
             Права и обязанности граждан, индивидуальных
       предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения
         санитарно-эпидемиологического благополучия населения

     Статья 8. Права и обязанности граждан

     1. В  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации и
Республики Северная Осетия-Алания граждане имеют право на:
     благоприятную среду   обитания,   факторы  которой  не  оказывают
вредного воздействия  на  человека;
     получение в соответствии с законодательством Российской Федерации
и Республики Северная Осетия-Алания в органах государственной  власти,
органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной
санитарно-эпидемиологической службы Республики Северная  Осетия-Алания
и   у   юридических   лиц  информации  о  санитарно-эпидемиологической
обстановке,  состоянии  среды  обитания,   качестве   и   безопасности
продукции производственно-технического назначения,  пищевых продуктов,
товаров  для  личных  и  бытовых  нужд,  потенциальной  опасности  для
здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
     осуществление общественного контроля  за  выполнением  санитарных
правил;
     внесение в  органы  государственной   власти,   органы   местного
самоуправления,      органы      и      учреждения     государственной
санитарно-эпидемиологической службы Республики Северная  Осетия-Алания
предложений  об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия
населения;
     возмещение в  полном  объеме вреда,  причиненного их здоровью или
имуществу вследствие  нарушения  другими  гражданами,  индивидуальными
предпринимателями  и юридическими лицами санитарного законодательства,
а    также    при     осуществлении     санитарно-противоэпидемических
(профилактических)     мероприятий     в     порядке,    установленном
законодательством Российской Федерации.
     2. В  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации и
Республики Северная Осетия-Алания граждане обязаны:
     заботиться о    состоянии   своего   здоровья,   о   здоровье   и
гигиеническом  воспитании  своих  детей,   используя   предоставленные
обществом возможности по формированию здорового образа жизни;
     соблюдать действующее санитарное законодательство;
     выполнять требования  предписаний,  постановлений,  распоряжений,
заключений          должностных          лиц           государственной
санитарно-эпидемиологической службы;
     не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других
граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

     Статья 9. Права индивидуальных предпринимателей
               и юридических лиц

     1. В  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации и
Республики Северная Осетия-Алания юридические лица, а также физические
лица,  занимающиеся  предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица, имеют право:
     получать информацию    о    состоянии    среды    обитания,     о
санитарно-эпидемиологической   обстановке,  о  действующих  санитарных
правилах;
     вносить предложения  при  разработке  республиканских  и  местных
программ  по  обеспечению  санитарно-эпидемиологического  благополучия
населения;
     обжаловать в   суде   или   вышестоящей    организации    решения
руководителя    (должностного    лица)    учреждения   государственной
санитарно-эпидемиологической   службы   в    порядке,    установленном
действующим законодательством.
     2. Юридические    лица,    физические    лица,     осуществляющие
предпринимательскую  деятельность  без  образования юридического лица,
могут    реализовать    иные    права    в     области     обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения,  предусмотренные
действующим законодательством.

     Статья 10. Обязанности индивидуальных предпринимателей и
                юридических лиц

     Юридические лица,       физические      лица,      осуществляющие
предпринимательскую деятельность без  образования  юридического  лица,
обязаны:
     выполнять требования  санитарного   законодательства   Российской
Федерации    и   Республики   Северная   Осетия-Алания,   осуществлять
производственный  контроль  за   соблюдением   санитарных   правил   и
проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий;
     обеспечивать безопасность и безвредность  для  здоровья  человека
выполняемых   работ   и   оказываемых   услуг,   а   также   продукции
производственно-технического назначения,  пищевых продуктов и  товаров
для  личных  и  бытовых  нужд  при  их производстве,  транспортировке,
хранении, реализации населению;
     разрабатывать и      проводить     санитарно-противоэпидемические
(профилактические)  мероприятия,  направленные  на  предупреждение   и
ликвидацию  загрязнения  окружающей  природной среды,  возникновение и
распространение заболеваний среди работающих и населения, оздоровление
условий труда;
     своевременно информировать   население,   органы   исполнительной
власти,  органы  Министерства  по  чрезвычайным ситуациям,  учреждения
государственного санитарно-эпидемиологического  надзора  об  аварийных
ситуациях,   остановках  производства,  о  нарушениях  технологических
процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию
населения;
     выполнять требования   постановлений,   предписаний,   заключений
должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы.

     Статья 11. Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения
                безопасности среды обитания для здоровья человека

     Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения  безопасности
среды  обитания  для  здоровья человека регулируются законодательством
Российской Федерации.

                              Глава III.
    Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия

     Статья 12. Требования к профилактическим медицинским осмотрам

     1. В   целях  охраны  здоровья,  предупреждения  возникновения  и
распространения    инфекционных,     массовых     неинфекционных     и
профессиональных    заболеваний    работники    отдельных   профессий,
производств,  предприятий,  учреждений и организаций обязаны проходить
предварительные  при поступлении на работу и периодические медицинские
осмотры.
     2. Работодатели    (администрации   предприятий,   учреждений   и
организаций независимо от их  организационно-правовой  формы)  обязаны
обеспечить   условия,   необходимые   для  своевременного  прохождения
работающими медицинских осмотров.
     3. Работники предприятий,  учреждений,  организаций, не прошедшие
обязательные  профилактические   медицинские   осмотры,   по   решению
администрации  не  допускаются  к  работе или временно отстраняются от
работы до устранения указанного нарушения санитарных правил.
     4. Обязательные медицинские осмотры,  учет,  ведение отчетности и
выдачи  работникам  личных   медицинских   книжек   осуществляется   в
соответствии    с    порядком,    определенным   федеральным   органом
исполнительной власти по здравоохранению.
     5. По  желанию  и  на  средства  работодателя  предварительные  и
периодические медицинские осмотры могут производиться  по  расширенной
программе по договору с лечебно-профилактическими учреждениями.
     6. Работодатель (руководитель  организации)  несет  установленную
законом   ответственность   за  допуск  к  работе  лиц,  не  прошедших
предварительный или периодический медицинский осмотр,  либо  допуск  к
работе  без  учета  медицинского  заключения и в случаях возникновения
профессиональных заболеваний у работающих.

     Статья  13. Предупреждение и ликвидация инфекционных  и
                 неинфекционных заболеваний и отравлений граждан

     1. В  целях  предупреждения  возникновения  и распространения,  а
также  ликвидации  инфекционных   и   неинфекционных   заболеваний   и
отравлений      людей     юридическими     лицами,     индивидуальными
предпринимателями,  гражданами должны своевременно и в  полном  объеме
проводиться       необходимые       комплексные       организационные,
инженерно-технические,           медицинские,           гигиенические,
противоэпидемические и другие мероприятия.
     2. Для  оперативного  руководства  и   координации   деятельности
юридических   лиц,   индивидуальных   предпринимателей  и  граждан  по
предупреждению, ликвидации заболеваний и отравлений людей, обеспечению
санитарно-эпидемиологического   благополучия  населения  Правительство
Республики  Северная  Осетия-Алания,  органы  местного  самоуправления
образуют   санитарно-противоэпидемические  комиссии,  решения  которых
являются обязательными для предприятий,  учреждений,  организаций всех
форм собственности и граждан.
     3. Больные инфекционными заболеваниями и граждане  с  подозрением
на  такие  заболевания  и  контактирующие с инфекционными больными,  а
также лица,  являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней,
подлежат   обязательному  лабораторному  обследованию  и  медицинскому
наблюдению,  а  в  случаях,  если  они  представляют   опасность   для
окружающих  -  обязательной  госпитализации,  изоляции  и вакцинации в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     Граждане, являющиеся    носителями    возбудителей   инфекционных
заболеваний,  если  они   могут   быть   источниками   распространения
инфекционных  заболеваний  в  связи  с  особенностями производства,  в
котором они заняты,  или выполняемой работой, при их согласии временно
переводятся   на   другую   работу   или  отстраняются  от  работы  по
постановлению         должностных         лиц          государственной
санитарно-эпидемиологической  службы с выплатой пособия по социальному
страхованию.
     4. Инфекционные заболевания, а также неинфекционные заболевания и
отравления людей, в том числе профессионального характера, связанные с
воздействием  на  человека  неблагоприятных  факторов  среды обитания,
подлежат выявлению, регистрации в учреждениях здравоохранения по месту
их выявления.

     Статья 14. Санитарная охрана территории республики

     1. Санитарная     охрана     территории    республики    включает
организационные,   санитарно-гигиенические,    санитарно-ветеринарные,
фитосанитарные,    противоэпидемические   и   лечебно-профилактические
мероприятия.
     2. Юридические      лица      и      граждане,     осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического  лица  в
области международной туристической,  деятельности,  обязаны проводить
специальную  подготовку  граждан,  выезжающих  за  пределы  Российской
Федерации, по вопросам профилактики инфекционных заболеваний.

     Статья 15. Требования к условиям работы с патогенными
                биологическими агентами

     1. При выполнении работ с биологическими агентами,  в том числе с
возбудителями инфекционных заболеваний,  должны выполняться требования
санитарных правил.
     2. Работа  с  биологическими агентами,  патогенными для человека,
допускается  при  наличии  лицензии,  выдаваемой  Федеральным  органом
исполнительной    власти,    уполномоченным    на    то,   и   Центром
государственного санитарно-эпидемиологического  надзора  в  Республике
Северная Осетия-Алания.

     Статья 16. Требования к организации профилактических прививок

     Организация и   проведение  профилактических  прививок  населению
осуществляется   в   соответствии   с   законодательными    и    иными
нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

     Статья 17. Гигиеническое воспитание и образование граждан

     1. Гигиеническое  воспитание  и образование граждан направлено на
повышение санитарной  культуры  населения,  профилактики  заболеваний,
распространение знаний о здоровом образе жизни.
     2. Гигиеническое воспитание, образование граждан осуществляется в
процессе   реализации   образовательных   программ,   профессиональных
образовательных программ,  дополнительных образовательных  программ  в
государственных   и   муниципальных   образовательных  учреждениях  на
условиях  и  в  порядке,  установленных  законодательством  Российской
Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
     3. Гигиеническое воспитание и образование лиц,  занятых  в  среде
предпринимательской    деятельности,    осуществляется    учреждениями
Государственной  санитарно-эпидемиологической   службы,   учреждениями
здравоохранения на платной основе.

     Статья 18. Государственная система социально-гигиенического
                мониторинга

     1. В  целях  выявления  неблагоприятного  влияния   на   здоровье
человека   факторов   окружающей   природной   среды,  условий  труда,
проживания,  питания, быта, отдыха, воспитания и обучения и разработки
адекватных  мер  по  профилактике заболеваний населения и оздоровлению
среды  обитания  в   Республике   Северная   Осетия-Алания   создается
государственная система социально-гигиенического мониторинга.
     2. Социально-гигиенический  мониторинг  проводится   учреждениями
государственной   санитарно-эпидемиологической   службы  в  Республике
Северная  Осетия-Алания  на  основании   собственных   наблюдений   за
состоянием   окружающей   природной   среды   в  местах  проживания  и
хозяйственной деятельности людей,  условиями труда,  быта, воспитания,
обучения,  питания  населения,  а  также  данных  мониторинга здоровья
населения,  сведений  о   заболеваемости,   рождаемости,   смертности,
мониторинга    окружающей   среды,   потенциально   опасных   веществ,
радиационной обстановки и других видов специальных мониторингов.
     3. Сведения,  необходимые  для  ведения  государственной  системы
социально-гигиенического мониторинга, предоставляются соответствующими
исполнительными    органами    государственной   власти   и   местного
самоуправления,  а также  предприятиями,  учреждениями,  организациями
независимо от их форм собственности, на безвозмездной основе.
     4. Центр государственной  санитарно-эпидемиологической  службы  в
Республике  Северная  Осетия-Алания  представляет  ежегодный  доклад о
санитарно-эпидемиологическом    благополучии     населения     органам
государственной власти республики.

     Статья 19. Сертификация продукции, работ и услуг, представляющих
                потенциальную опасность для здоровья человека

     Продукция, работы   и   услуги,   представляющие    потенциальную
опасность  для  здоровья  человека,  подлежат на территории Республики
Северная Осетия-Алания  обязательной  сертификации  в  соответствии  с
законодательством      Российской      Федерации      при      наличии
санитарно-эпидемиологического   заключения   о   соответствии    таких
продукции, работ и услуг санитарным правилам.

     Статья 20. Санитарно-эпидемиологические экспертизы,
                расследования, обследования, исследования,
                испытания и токсилогические, гигиенические и
                иные виды оценок

     1. Санитарно-эпидемиологические    экспертизы,     расследования,
обследования,    исследования,    испытания    и    токсикологические,
гигиенические и иные виды оценок продовольствия проводятся органами  и
учреждениями   государственной   санитарно-эпидемиологической   службы
Российской Федерации,  организациями, аккредитованными в установленном
порядке,  экспертами  с  использованием утвержденных методов,  методик
выполнения измерений и типов средств измерений в целях:
     установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды
обитания на человека;
    установления причин  возникновения  и распространения инфекционных
заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
     2. На    основании    результатов    санитарно-эпидемиологических
экспертиз, расследований, обследований, испытаний и токсикологических,
гигиенических   и  иных  видов  оценок,  оформленных  в  установленном
порядке,  главными   государственными   санитарными   врачами   даются
санитарно-эпидемиологические заключения.
     3. Порядок  проведения  санитарно-эпидемиологических   экспертиз,
расследований,    исследований,    испытаний    и   токсикологических,
гигиенических и иных видов оценок устанавливается федеральным  органом
исполнительной  власти,  уполномоченным  осуществлять  государственный
санитарно-эпидемиологический надзор.
     4. Органы          и          учреждения          государственной
санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, организации,
аккредитованные в установленном порядке,  и эксперты, которые проводят
санитарно-эпидемиологические экспертизы,  расследования, обследования,
исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды
оценок,  несут  ответственность  за  их  качество  и  объективность  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 21. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор,
                производственный контроль

     Государственный санитарно-эпидемиологический              надзор,
производственный    контроль    осуществляется    в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.

                              Глава IV.
         Государственная санитарно-эпидемиологическая служба
                 в Республике Северная Осетия-Алания

     Статья 22. Организация государственной
                санитарно-эпидемиологической службы в Республике
                Северная Осетия-Алания

     1. В  соответствии   с   действующим   законодательством   центру
Государственного  санитарно-эпидемиологического  надзора  в Республике
Северная Осетия-Алания может  передаваться  предусмотренная  настоящим
Законом  часть  полномочий  органов  исполнительной  власти Российской
Федерации   в   области   обеспечения    санитарно-эпидемиологического
благополучия.
     2. Государственная    санитарно-эпидемиологическая    служба    в
Республике Северная Осетия-Алания включает:
     центр государственного  санитарно-эпидемиологического  надзора  в
Республике Северная Осетия-Алания;
     центры государственного санитарно-эпидемиологического  надзора  в
административно-территориальных образованиях республики;
     государственное учреждение    "Владикавказская    дезинфекционная
станция".
     3. Руководство    государственной    санитарно-эпидемиологической
службой  в  Республике  Северная Осетия-Алания возлагается на главного
государственного   санитарного   врача    по    Республике    Северная
Осетия-Алания,   назначаемого   и   освобождаемого   от   должности  в
установленном законодательством Российской Федерации порядке.

     Статья 23. Финансирование и материально-техническое обеспечение
                государственной санитарно-эпидемиологической службы
                в Республике Северная Осетия-Алания

     1. Финансирование    и    материально-техническое     обеспечение
государственной   санитарно-эпидемиологической   службы  в  Республике
Северная  Осетия-Алания  осуществляются   в   порядке,   установленном
федеральным законодательством.
     2. Дополнительными    источниками    финансирования    учреждений
государственной   санитарно-эпидемиологической   службы  в  Республике
Северная Осетия-Алания могут являться:
     ассигнования, выделяемые   из   местных  бюджетов  на  реализацию
целевых   региональных   и   территориальных   программ    обеспечения
санитарно-эпидемиологического       благополучия      населения      и
профилактических заболеваний;
     средства, получаемые   от  предприятий,  организаций,  граждан  в
качестве возмещения  дополнительно  понесенных  затрат  на  проведение
гигиенических  и  противоэпидемических  мероприятий  при возникновении
массовых заболеваний и отравлений людей;
     средства от      выполнения      учреждениями     государственной
санитарно-эпидемиологической   службы   платных   медицинских    работ
(оказание   услуг)   по   договорам   с  хозяйствующими  субъектами  и
населением;
     добровольные взносы  и  пожертвования  общественных  объединений,
организаций и граждан;
     часть средств,   полученных  в  порядке  заключения  договоров  с
лечебно-профилактическими       учреждениями        на        оказание
санитарно-бактериологических и санитарно-профилактических мероприятий;
     другие источники,  не  запрещенные  законодательством  Российской
Федерации.

     Статья 24. Права должностных лиц государственной
                санитарно-эпидемиологической службы Республики
                Северная Осетия-Алания

     1. В   соответствии   с  законодательством  Российской  Федерации
должностные        лица,        осуществляющие         государственный
санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право:
     вносить в органы государственной власти и управления  предложения
по   вопросам   выполнения   санитарного  законодательства  Республики
Северная Осетия-Алания,  а также  по  проектам  планов  социального  и
экономического   развития   территорий,  комплексных  программ  охраны
здоровья населения,  окружающей  природной  среды,  улучшению  условий
труда    и    проживания    граждан,   направленные   на   обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
     беспрепятственно (по   предъявлению   служебного   удостоверения)
посещать и проводить обследования  организаций,  предприятий,  условий
работы граждан,  занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, с
целью проверки  выполнения  санитарного  законодательства,  проведения
гигиенических   и   противоэпидемических   мероприятий   и  соблюдения
санитарных правил;
     предъявлять предприятиям,  организациям и гражданам предписания о
проведении  гигиенических   и   противоэпидемических   мероприятий   и
устранении    нарушений    санитарного   законодательства,   а   также
осуществлять контроль за выполнением этих требований;
     выявлять и   устанавливать  причины  и  условия  возникновения  и
распространения инфекционные,  профессиональных заболеваний,  а  также
неинфекционных   заболеваний   и   отравлений   людей,   обусловленных
неблагоприятным воздействием на организм человека факторов  среды  его
обитания;
     составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.

     Статья 25. Полномочия главных государственных санитарных врачей
                и их заместителей

     Главные государственные  санитарные врачи и их заместители наряду
с правами,  предусмотренными статьей 24 настоящего Закона,  наделяются
полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством.

     Статья 26. Обязанности должностных лиц государственной
                санитарно-эпидемиологической службы в Республике
                Северная Осетия-Алания

     В соответствии  с  законодательством Российской Федерации главные
государственные   санитарные   врачи,    другие    должностные    лица
Государственной   санитарно-эпидемиологической   службы  в  Республике
Северная       Осетия-Алания,       осуществляя        государственный
санитарно-эпидемиологический надзор обязаны:
     своевременно и в полной мере исполнять  предусмотренные  статьями
24,  25 настоящего Закона полномочия на предупреждение,  обнаружение и
пресечение   нарушений   санитарного   законодательства,   обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
     устанавливать причины  и   выявлять   условия   возникновения   и
распространения  инфекционных  заболеваний  и  массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений);
     рассматривать обращения  граждан  и  юридических  лиц по вопросам
санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения   и   принимать
своевременные меры;
     информировать органы исполнительной  власти  Республики  Северная
Осетия-Алания,   органы   местного   самоуправления   и   население  о
санитарно-эпидемиологической  обстановке  и  о  принимаемых  мерах  по
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
     осуществлять деятельность             по              обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии
с органами исполнительной власти,  органами местного самоуправления  и
общественными объединениями;
     соблюдать государственную,  врачебную и иную  охраняемую  законом
тайну  в  отношении  информации,  ставшей  им известной при выполнении
своих служебных обязанностей;
     оказывать содействие   общественным   объединениям   в   вопросах
обеспечения  санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения  и
исполнения санитарного законодательства.

     Статья 27. Ответственность должностных лиц, осуществляющих
                государственный санитарно-эпидемиологический надзор

     Должностные лица,         осуществляющие          государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,  за ненадлежащее исполнение своих
служебных обязанностей,  а  также  сокрытие  фактов  и  обстоятельств,
создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения,
несут  ответственность  в  порядке,  установленном   законодательством
Российской Федерации.

     Статья 28. Обжалование действий (бездействия)
                должностных лиц, осуществляющих государственный
                санитарно-эпидемиологический надзор

     1. Действия   (бездействия)   должностных   лиц,   осуществляющих
государственный  санитарно-эпидемиологический   надзор,   могут   быть
обжалованы       в       вышестоящий       орган      государственного
санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному врачу
или в суд.
     2. Жалоба    рассматривается     в     порядке,     установленном
законодательством Российской Федерации.
     3. Подача жалобы не приостанавливает  обжалуемых  действий,  если
исполнение обжалуемых действий не приостанавливается решением суда.

     Статья 29. Правовое положение должностных лиц и специалистов
                государственной санитарно-эпидемиологической службы

     1. Главные государственные санитарные врачи,  другие  должностные
лица   и   специалисты   государственной  санитарно-эпидемиологической
службы,  осуществляющие  государственный  санитарно-эпидемиологический
надзор,  являются  представителями  органов  государственной  власти и
находятся под защитой государства.
     2. Любое  воздействие  в какой бы то ни было форме на должностных
лиц  и   специалистов   государственной   санитарно-эпидемиологической
службы,  препятствующее  выполнению ими профессиональных обязанностей,
или вмешательство в их деятельность запрещаются.
     Должностные лица  и  отдельные  граждане,  допустившие  указанные
действия,   несут    ответственность    в    порядке,    установленном
законодательством Российской Федерации.

     Статья 30. Ответственность за нарушение требований санитарного
                законодательства

     1. За  нарушение  санитарного  законодательства   устанавливается
дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

     2. Административная ответственность в соответствии с  федеральным
законодательством  устанавливается  за следующие нарушения санитарного
законодательства:
     1) нарушение   санитарно-эпидемиологических  требований  к  жилым
помещениям,  эксплуатации  производственных,  общественных  помещений,
зданий,  сооружений, оборудования и транспорта - влечет предупреждение
или  наложение  штрафа  на  граждан  в  размере  от  пяти  до   десяти
минимальных размеров оплаты труда; на индивидуальных предпринимателей,
должностных лиц - от десяти до двадцати  минимальных  размеров  оплаты
труда  и  на  юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров
оплаты труда;
     2) нарушение     санитарно-эпидемиологических     требований    к
организации  питания  населения,  продукции,  ввозимой  на  территорию
Российской     Федерации,    продукции    производственно-технического
назначения,  химическим,  биологическим веществам  и  отдельным  видам
продукции,  потенциально  опасным  для человека,  товарам для личных и
бытовых нужд,  пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному
сырью,  а  также  контактирующим  с ними материалам и изделиям,  новым
технологиям производства - влечет предупреждение или наложение  штрафа
на  граждан  в  размере  от  десяти до пятнадцати минимальных размеров
оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц - от
двадцати до тридцати минимальны размеров оплаты труда,  на юридических
лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;
     3) нарушение  санитарно-эпидемиологических  требований  к  водным
объектам,  питьевой  воде   и   питьевому   водоснабжению   населения,
атмосферному  воздуху  в  городских  и сельских поселениях,  воздуху в
местах  постоянного  или  временного  пребывания   человека,   почвам,
содержанию  территорий  городских,  сельских  поселений и промышленных
площадок,  сбору,  использованию,   обезвреживанию,   транспортировке,
хранению  и захоронению отходов производства и потребления,  а также к
планировке  и  застройке  городских  и  сельских  поселений  -  влечет
предупреждение  или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до
пятнадцати  минимальных  размеров  оплаты  труда,  на   индивидуальных
предпринимателей,   должностных   лиц   -   от  двадцати  до  тридцати
минимальных размеров оплаты труда,  на юридических лиц - от двухсот до
трехсот минимальных размеров оплаты труда;
     4) нарушение санитарно-эпидемиологических требований  к  условиям
труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов
воздействия  на  человека,   работы   с   биологическими   веществами,
биологическим  и  микробиологическим  организмами и токсинами - влечет
предупреждение    или    наложение    штрафа     на     индивидуальных
предпринимателей,  должностных  лиц  в размере от двадцати до тридцати
минимальных размеров оплаты труда,  на юридических лиц - от двухсот до
трехсот минимальных размеров оплаты труда;
     5) невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий   -   влечет   предупреждение   или  наложение  штрафа  на
индивидуальных предпринимателей,  должностных лиц  -  от  тридцати  до
сорока  минимальных  размеров  оплаты  труда,  на юридических лиц - от
трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда;

     3. Административные    взыскания    за    нарушение   санитарного
законодательства   налагаются   постановлениями    должностных    лиц,
осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор,  в
соответствии с полномочиями,  предусмотренными статьей  25  настоящего
республиканского закона.
     4. Производство по  делам  об  административных  правонарушениях,
предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи,  осуществляется в порядке,
установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
     5. Дисциплинарная   и   уголовная  ответственность  за  нарушения
санитарного   законодательства    устанавливается    законодательством
Российской Федерации.

     Статья 31. Гражданско-правовая ответственность за
                причинение вреда вследствие нарушения санитарного
                законодательства

     Вред, причиненный  личности  или  имуществу  гражданина,  а также
вред,  причиненный имуществу юридического  лица  вследствие  нарушения
санитарного  законодательства,  подлежит  возмещению  гражданином  или
юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с
законодательством Российской Федерации.

                               Глава V.
                      Заключительные  положения

     Статья 32. Вступление настоящего Закона в силу

     Настоящий Закон  вступает  в  силу  со   дня   его   официального
опубликования.

     Статья 33. Приведение нормативных правовых актов в соответствие
                с настоящим Законом

     Предложить Президенту   Республики   Северная   Осетия-Алания   и
поручить Правительству Республики Северная Осетия-Алания привести свои
нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.


     Президент
     Республики Северная Осетия-Алания          А.С. Дзасохов

     г. Владикавказ,
     26 января 2001 г.
     N 2-рз


Информация по документу
Читайте также