Расширенный поиск

Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15.03.2000 № 4-рз

 


                                ЗАКОН

                  РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ


         Об охране труда в Республике Северная Осетия-Алания


        (В редакции Законов Республики Северная Осетия-Алания
          от 22.05.2006 г. N 28-рз; от 12.03.2013 г. N 9-рз)


     Настоящий  Закон  разработан  в  соответствии   с   Конституцией
Российской  Федерации,   Трудовым   кодексом   Российской   Федерации,
федеральным законодательством об охране труда, Конституцией Республики
Северная  Осетия-Алания  и  направлен  на  создание   условий   труда,
соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников. (В
редакции       Закона      Республики      Северная      Осетия-Алания
от 12.03.2013 г. N 9-рз)

                      ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

     В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
     охрана труда - система сохранения жизни и здоровья  работников  в
процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-
экономические,   организационно    -    технические,    санитарно    -
гигиенические, лечебно -  профилактические,  реабилитационные  и  иные
мероприятия;
     условия труда - совокупность факторов  производственной  среды  и
трудового   процесса,    оказывающих    влияние    на    здоровье    и
работоспособность человека;
     безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие
на  работающих  вредных  и  (или)  опасных  производственных  факторов
исключено  либо  уровни  их  воздействия  не  превышают  установленных
нормативов;
     рабочее место - место, где работник должен  находиться  или  куда
ему необходимо прибыть в связи с  его  работой  и  которое  прямо  или
косвенно находится под контролем работодателя;
     опасный  производственный  фактор  -   производственный   фактор,
воздействие которого на работника может привести к его травме;
     вредный  производственный  фактор  -   производственный   фактор,
воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
     средства  индивидуальной  и  коллективной  защиты  работников   -
технические средства, используемые для предотвращения  или  уменьшения
воздействия на работников вредных  и  (или)  опасных  производственных
факторов, а также для защиты от загрязнения;
     сертификат соответствия  организации  работ  по  охране  труда  -
документ, удостоверяющий соответствие проводимых  работодателем  работ
по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
     производственная деятельность - совокупность действий  работников
с применением средств труда, необходимых для  превращения  ресурсов  в
готовую  продукцию,  включающих  в  себя  производство  и  переработку
различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг;
     требования охраны труда - государственные нормативные  требования
охраны труда, в  том  числе  стандарты  безопасности  труда,  а  также
требования охраны труда, установленные  правилами  и  инструкциями  по
охране труда;
     государственная экспертиза условий труда  -  оценка  соответствия
объекта  экспертизы  государственным  нормативным  требованиям  охраны
труда;
     аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий  труда
на  рабочих  местах  в  целях  выявления  вредных  и   (или)   опасных
производственных факторов и осуществления  мероприятий  по  приведению
условий  труда  в   соответствие   с   государственными   нормативными
требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по  условиям  труда
проводится в порядке, установленном федеральным законодательством;
     стандарты безопасности труда -  правила,  процедуры,  критерии  и
нормативы, направленные на сохранение жизни и  здоровья  работников  в
процессе  трудовой  деятельности  и   регламентирующие   осуществление
социально-экономических,   организационных,   санитарно-гигиенических,
лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда;
     профессиональный риск - вероятность причинения вреда  здоровью  в
результате  воздействия  вредных  и  (или)  опасных   производственных
факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому  договору
или  в  иных  случаях,  установленных  Трудовым  кодексом   Российской
Федерации,  другими  федеральными  законами.  Порядок  оценки   уровня
профессионального риска устанавливается федеральным законодательством;
     управление профессиональными рисками -  комплекс  взаимосвязанных
мероприятий, включающих в себя меры по выявлению,  оценке  и  снижению
уровней  профессиональных  рисков.  Положение  о  системе   управления
профессиональными   рисками   в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации утверждается федеральным  органом  исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию  в  сфере  труда  с  учетом  мнения
Российской трехсторонней комиссии по регулированию  социально-трудовых
отношений.
     (В    редакции    Закона    Республики   Северная   Осетия-Алания
от 12.03.2013 г. N 9-рз)

     Статья 2. Законодательство об охране труда в Республике Северная
               Осетия-Алания и сфера его применения

     1. Законодательство Республики Северная Осетия-Алания об  охране
труда  основывается  на  Конституции  Российской  Федерации,  Трудовом
кодексе Российской Федерации, федеральных законах и  иных  нормативных
правовых актах Российской Федерации, состоит из Конституции Республики
Северная Осетия-Алания, настоящего Закона, законов Республики Северная
Осетия-Алания и иных нормативных правовых  актов  Республики  Северная
Осетия-Алания. (В  редакции  Закона  Республики Северная Осетия-Алания
от 12.03.2013 г. N 9-рз)
     2. Действие настоящего Закона распространяется на:
     работодателей (физическое либо юридическое  лицо)  независимо  от
сфер  хозяйственной  деятельности,  ведомственной подчиненности и форм
собственности Республики Северная Осетия-Алания;
     работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
     членов кооперативов,  участвующих в совместной производственной и
иной  хозяйственной  деятельности,  основанной  на  их личном трудовом
участии;
     студентов образовательных учреждений высшего профессионального  и
среднего   профессионального   образования,  учащихся  образовательных
учреждений начального  профессионального,  среднего  профессионального
образования  и  образовательных  учреждений среднего (полного) общего,
основного общего образования, проходящих производственную практику;
     военнослужащих, направляемых на работу в организации;
     граждан, отбывающих наказание по  приговору  суда,  в  период  их
работы в организациях;
     На иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства,  работающих  в
организациях,  находящихся  под  юрисдикцией   Российской   Федерации,
распространяется   законодательство   об   охране   труда   Российской
Федерации,  если  иное  не  предусмотрено  международными   договорами
Российской Федерации.

     Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда

     1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее
требования  охраны  труда), содержащимися в федеральных законах и иных
нормативных  правовых  актах  Российской  Федерации,  законах  и  иных
нормативных правовых актах Республики Северная Осетия-Алания об охране
труда,  устанавливаются  правила,  процедура,  критерии  и  нормативы,
направленные  на  сохранение  жизни  и  здоровья работников в процессе
трудовой деятельности. (В    редакции   Закона   Республики   Северная
Осетия-Алания от 12.03.2013 г. N 9-рз)
     2. Требования   охраны   труда   обязательны    для    исполнения
юридическими  и  физическими  лицами,  указанными  в  п.  2  статьи  2
настоящего Закона,  при осуществлении ими любых видов деятельности,  в
том   числе   при   проектировании,  строительстве  (реконструкции)  и
эксплуатации объектов,  конструировании машин,  механизмов  и  другого
оборудования,   разработке   технологических   процессов,  организации
производства и труда.
     3. Порядок   разработки  и  утверждения  подзаконных  нормативных
правовых  актов  об  охране  труда,  а  также  сроки   их   пересмотра
устанавливаются  Правительством  Российской Федерации и Правительством
Республики Северная Осетия-Алания в пределах своей компетенции.

     Статья 4. Основные направления государственной политики
               в области охраны труда

     1. К    основным    принципам    и    направлениям    реализации
государственной политики в области охраны труда в Республике  Северная
Осетия-Алания относятся:
     обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работника;
     реализация федеральных законов  и  федеральных  целевых  программ
улучшения   условий   и   охраны   труда,   принятие   и    реализация
республиканских законов и иных нормативных правовых  актов  Республики
Северная  Осетия-Алания  об  охране  труда,  а  также  республиканских
целевых программ;
     государственное управление охраной труда;
     государственная экспертиза условий труда;
     организация проведения аттестации рабочих мест по условиям  труда
и  подтверждение  соответствия  организации  работ  по  охране   труда
государственным нормативным требованиям охраны труда;
     профилактика  несчастных  случаев  на  производстве,  повреждения
здоровья работников и профессиональных заболеваний;
     организация государственной статистической отчетности об условиях
труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости
и об их материальных последствиях;
     установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными  и
(или)  опасными  условиями  труда,   неустранимыми   при   современном
техническом уровне производства и организации труда;
     содействие    проведению    эффективной    налоговой    политики,
стимулирующей  создание  безопасных  условий   труда,   разработку   и
внедрение  безопасных  техники  и  технологий,  производство   средств
индивидуальной и коллективной защиты работников;
     участие государства в финансировании мероприятий по охране  труда
и профилактике заболеваемости работающих;
     подготовка специалистов и повышение квалификации специалистов  по
охране труда;
     распространение передового  отечественного  и  зарубежного  опыта
работы по улучшению условий и охраны труда;
     обеспечение работников средствами индивидуальной  и  коллективной
защиты,  а  также  санитарно  -  бытовыми  помещениями,  устройствами,
лечебно - профилактическими средствами за счет  работодателя  согласно
существующим нормам;
     расследование    несчастных    случаев    на    производстве    и
профессиональных  заболеваний  с  принятием  конкретных  мер   по   их
предотвращению в дальнейшем;
     запрещение или ограничение производственных процессов, веществ  и
материалов, представляющих опасность для жизни и здоровья  работников,
в соответствии с заключением уполномоченных на то органов;
     защита законных интересов работников, пострадавших от  несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов
их семей на основе обязательного социального страхования работников от
несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
     содействие общественному контролю за соблюдением законных прав  и
интересов  работников  в  области  охраны   труда   на   производстве,
осуществляемому профессиональными союзами и другими  представительными
органами;
     содействие обязательному социальному  страхованию  от  несчастных
случаев на производстве и от профзаболеваний.
     (В    редакции    Закона    Республики   Северная   Осетия-Алания
от 12.03.2013 г. N 9-рз)
     2. Реализация основных направлений  государственной  политики  в
области охраны труда обеспечивается согласованными действиями  органов
государственной власти Российской Федерации,  органов  государственной
власти  Республики   Северная   Осетия-Алания   и   органов   местного
самоуправления,  работодателей,  объединений  работодателей,  а  также
профессиональных  союзов,  их  объединений   и   иных   уполномоченных
работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
     (В    редакции    Закона    Республики   Северная   Осетия-Алания
от 12.03.2013 г. N 9-рз)

     Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики
               Северная Осетия-Алания в области охраны труда

     1. К  полномочиям  органов  государственной   власти   Республики
Северная Осетия-Алания в области охраны труда относятся:
     реализация государственной политики в  области  охраны  труда  на
территории Республики Северная Осетия-Алания;
     разработка и принятие республиканских законов и иных  нормативных
правовых актов Республики Северная Осетия-Алания об охране труда;
     государственное управление охраной труда на территории Республики
Северная Осетия-Алания;
     участие в разработке и реализации  федеральных  целевых  программ
улучшения условий и охраны труда;
     разработка и   утверждение   республиканских   целевых   программ
улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением;
     определение расходов на охрану  труда  за  счет  средств  бюджета
Республики Северная Осетия-Алания;
     разработка и осуществление мер  экономической  заинтересованности
работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
     организация  проведения  в  установленном  порядке  обучения  по
охране труда работников, в  том  числе  руководителей  организаций,  а
также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания
ими требований охраны труда, а также проведение обучения  по  оказанию
первой помощи пострадавшим  на  производстве,  инструктажа  по  охране
труда, стажировки на рабочем месте; (В   редакции   Закона  Республики
Северная Осетия-Алания от 12.03.2013 г. N 9-рз)
     осуществление в установленном порядке государственной  экспертизы
условий труда,  организация  проведения  аттестации  рабочих  мест  по
условиям труда и  проведение  подтверждения  соответствия  организации
работ по охране труда государственным нормативным  требованиям  охраны
труда; (В    редакции   Закона   Республики   Северная   Осетия-Алания
от 12.03.2013 г. N 9-рз)
     передача в  установленном  порядке в случае необходимости органам
местного  самоуправления  отдельных  полномочий   на   государственное
управление охраной труда на территориях муниципальных образований;
     другие полномочия,   не   отнесенные   к   полномочиям    органов
государственной власти Российской Федерации в области охраны труда;
     обеспечение взаимодействия   органов    государственной    власти
Республики  Северная  Осетия-Алания и органов местного самоуправления,
объединений работодателей,  а также профсоюзов и их объединений и иных
уполномоченных   работников   представительных  органов  в  реализации
государственной политики в области охраны труда;
     организация сбора и обработки информации о состоянии  условий  и
охраны  труда  у   работодателей,   осуществляющих   деятельность   на
территории Республики Северная Осетия-Алания. (Дополнен     -    Закон
Республики Северная Осетия-Алания от 12.03.2013 г. N 9-рз)

     Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления
     г. Владикавказа и районов республики в области охраны труда

     Органы местного  самоуправления  обеспечивают реализацию основных
направлений  государственной  политики  в  области  охраны  труда   во
взаимодействии  с  государственными органами управления охраной труда,
надзора и контроля за охраной труда и в этих  целях  создают  в  своих
структурах соответствующие службы охраны труда, которые:
     осуществляют координацию и методическое руководство работой служб
охраны  труда организаций,  расположенных на территории муниципального
образования;
     принимают участие  в расследовании групповых несчастных случаев с
тяжелым исходом, несчастных случаев со смертельным исходом;
     содействуют организации  работ  по  проведению аттестации рабочих
мест и сертификации работ по охране труда в организациях;
     содействуют обязательному  социальному  страхованию от несчастных
случаев на производстве и от профессиональных заболеваний;
     содействуют организации  обучения  и  проверки  знаний  по охране
труда  работников  организаций  муниципального  образования,   включая
руководителей и специалистов;
     совместно с   заинтересованными   организациями    участвуют    в
проведении  семинаров,  выставок  и  других  мероприятий по пропаганде
передового опыта в области улучшения условий и охраны труда;
     информируют общественность  через  средства массовой информации о
состоянии условий и охраны  труда  в  организациях,  расположенных  на
территории муниципального образования.

       ГЛАВА II. ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД В УСЛОВИЯХ,
             СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

     Статья 7. Право работника на труд в условиях, соответствующих
               требованиям охраны труда

     Каждый работник имеет право на:
     рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
     обязательное социальное  страхование  от  несчастных  случаев  на
производстве  и  профессиональных   заболеваний   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.  Категории работников, занятых
в условиях производства повышенного риска (опасные и  вредные  условия
труда),   могут   дополнительно   подлежать   личному  страхованию  от
несчастных случаев  на  производстве  и  профессиональных  заболеваний
работодателем  в  размерах  страховых сумм,  определяемых коллективным
договором или соглашением между работодателем,  профсоюзным  комитетом
или другой представительной организацией работников предприятия;
     получение достоверной информации от работодателя, соответствующих
государственных  органов  и  общественных  организаций  об  условиях и
охране труда  на  рабочем  месте,  о  существующем  риске  повреждения
здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных
производственных факторов;
     отказ от  выполнения  работ  в случае возникновения опасности для
его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда,  за
исключением   случаев,   предусмотренных   федеральными  законами,  до
устранения такой опасности;
     обеспечение средствами  индивидуальной  и  коллективной  защиты в
соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
     обучение безопасным  методам  и  приемам  труда  за  счет средств
работодателя;
     профессиональную переподготовку  за  счет  средств работодателя в
случае  ликвидации  рабочего  места  вследствие  нарушения  требований
охраны труда;
     запрос о проведении  проверки  условий  и  охраны  труда  на  его
рабочем   месте   органами  государственного  надзора  и  контроля  за
соблюдением  требований  охраны  труда  или   органами   общественного
контроля за соблюдением требований охраны труда;
     обращение в органы государственной власти  Российской  Федерации,
органы  государственной  власти  Республики  Северная  Осетия-Алания и
органы  местного  самоуправления,  к   работодателю,   в   объединения
работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные
уполномоченные работниками представительные органы по вопросам  охраны
труда;
     личное участие  или  участие   через   своих   представителей   в
рассмотрении  вопросов,  связанных  с  обеспечением безопасных условий
труда на его рабочем месте,  и  в  расследовании  происшедшего  с  ним
несчастного   случая   на   производстве   или  его  профессионального
заболевания;
     внеочередной медицинский  осмотр  (обследование) в соответствии с
медицинскими  рекомендациями  с  сохранением  за  ним   места   работы
(должности)  и  среднего  заработка  на  время  прохождения указанного
медицинского осмотра;
     компенсации, установленные законодательством Российской Федерации
и законодательством Республики  Северная  Осетия-Алания,  коллективным
договором  (соглашением),  трудовым  договором  (контрактом),  если он
занят на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда.

     Статья 8. Гарантии права работников на труд в условиях,
               соответствующих  требованиям охраны труда

     1. Государство  гарантирует  работникам защиту их права на труд в
условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
     2. Условия     труда,    предусмотренные    трудовым    договором
(контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда.
     3.  На  время  приостановления  работ  органами  государственного
надзора  и  контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие
нарушения  требований  охраны  труда  не  по  вине  работника  за  ним
сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время
работник  с  его согласия может быть переведен работодателем на другую
работу  с  оплатой  труда  по  выполняемой работе, но не ниже среднего
заработка по прежней работе. (В  редакции  Закона  Республики Северная
Осетия-Алания от 12.03.2013 г. N 9-рз)
     4. При   отказе   работника   от   выполнения   работы  в  случае
возникновения опасности для  его  жизни  и  здоровья,  за  исключением
случаев,  предусмотренных  федеральными  и  республиканскими законами,
работодатель обязан предоставить  работнику  другую  работу  на  время
устранения такой опасности.
     В случае,  если  предоставление  другой  работы  по   объективным
причинам  невозможно,  время простоя работника до устранения опасности
для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     5. В случае необеспечения работника средствами  индивидуальной  и
коллективной  защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе
требовать от  работника  выполнения  трудовых  обязанностей  и  обязан
оплатить   возникший   по   этой  причине  простой  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     6. Отказ  работника  от  выполнения  работ в случае возникновения
опасности для его жизни и  здоровья  вследствие  нарушения  требований
охраны  труда  либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или
опасными  условиями  труда,  не  предусмотренных  трудовым   договором
(контрактом),  не  влечет  за  собой  его привлечения к дисциплинарной
ответственности.
     7. В  случае  причинения  вреда  жизни  и  здоровью работника при
исполнении  им  трудовых  обязанностей  возмещение  указанного   вреда
осуществляется   в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации.
     8. В целях предупреждения и устранения нарушений государственных
нормативных требований охраны труда в соответствии с законодательством
Российской   Федерации   государство   обеспечивает   организацию    и
осуществление федерального государственного надзора за их  соблюдением
и устанавливает ответственность  работодателя  и  должностных  лиц  за
нарушение указанных требований. (В редакции Закона Республики Северная
Осетия-Алания от 12.03.2013 г. N 9-рз)

     Статья 9. Ограничения выполнения тяжелых работ и работ с вредными
               или опасными условиями труда

     На тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями
труда   запрещается  применение  труда  женщин,  а  также  лиц  моложе
восемнадцати лет и лиц,  которым указанные работы  противопоказаны  по
состоянию здоровья.

                 ГЛАВА III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

     Статья 10. Государственное управление охраной труда

     Государственное управление охраной труда на территории Республики
Северная  Осетия-Алания  осуществляется  непосредственно  федеральными
органами   исполнительной  власти  и  органами  исполнительной  власти
Республики Северная Осетия-Алания в области охраны труда в пределах их
полномочий.   Отдельные   полномочия  по  государственному  управлению
охраной  труда  могут  быть переданы органам местного самоуправления в
порядке  и  на  условиях, которые определяются федеральными законами и
законами Республики Северная Осетия-Алания. (В     редакции     Закона
Республики Северная Осетия-Алания от 12.03.2013 г. N 9-рз)

     Статья 11. Служба охраны труда в организации

     В  целях  обеспечения   соблюдения   требований   охраны   труда,
осуществления контроля  за  их  выполнением  у  каждого  работодателя,
осуществляющего производственную деятельность, численность  работников
которого превышает 50  человек,  создается  служба  охраны  труда  или
вводится   должность   специалиста   по   охране    труда,    имеющего
соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
     Работодатель, численность работников  которого  не  превышает  50
человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении
должности  специалиста  по  охране  труда  с  учетом  специфики  своей
производственной деятельности.
     При отсутствии  у  работодателя  службы  охраны  труда,  штатного
специалиста по охране труда их  функции  осуществляют  работодатель  -
индивидуальный  предприниматель  (лично),  руководитель   организации,
другой уполномоченный  работодателем  работник  либо  организация  или
специалист, оказывающие услуги в области  охраны  труда,  привлекаемые
работодателем   по   гражданско-правовому    договору.    Организации,
оказывающие услуги  в  области  охраны  труда,  подлежат  обязательной
аккредитации.
     Структура  службы  охраны  труда  в  организации  и   численность
работников службы охраны труда  определяются  работодателем  с  учетом
рекомендаций    федерального     органа     исполнительной     власти,
осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в  сфере
труда.
     (В    редакции    Закона    Республики   Северная   Осетия-Алания
от 12.03.2013 г. N 9-рз)

     Статья 12. Комитеты (комиссии) по охране труда

     1. По инициативе работодателя и (или) по  инициативе  работников
либо их представительного  органа  создаются  комитеты  (комиссии)  по
охране труда. В их состав на паритетной  основе  входят  представители
работодателя и представители выборного  органа  первичной  профсоюзной
организации или иного  представительного  органа  работников.  Типовое
положение о комитете (комиссии)  по  охране  труда  в  соответствии  с
законодательством  Российской   Федерации   утверждается   федеральным
органом исполнительной власти,  осуществляющим  функции  по  выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в  сфере
труда. (В    редакции   Закона   Республики   Северная   Осетия-Алания
от 12.03.2013 г. N 9-рз)
     2. Комитет  (комиссия)  по  охране  труда  организует  разработку
раздела  коллективного  договора   (соглашения)   по   охране   труда,
совместные   действия   работодателя   и   работников  по  обеспечению
требований охраны труда,  предупреждению производственного травматизма
и профессиональных заболеваний,  а также проведение проверок условий и
охраны  труда  на  рабочих  местах  и  информирование   работников   о
результатах указанных проверок.

     Статья 13. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных
                условий и охраны труда

     1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в
организации возлагаются на работодателя.
     2. Работодатель обязан обеспечить:
     безопасность  работников  при  эксплуатации  зданий,  сооружений,
оборудования,  осуществлении  технологических   процессов,   а   также
применяемых в производстве сырья и материалов;
     хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию  и  обеззараживание
средств индивидуальной защиты работников за счет собственных средств;
     применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование
соответствия в установленном законодательством Российской Федерации  о
техническом   регулировании   порядке   средств    индивидуальной    и
коллективной защиты работников;
     условия труда, соответствующие требованиям охраны труда на каждом
рабочем месте;
     режим  труда  и  отдыха  работников  в  соответствии  с  трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми  актами,  содержащими
нормы трудового права;
     приобретение и выдачу за  счет  собственных  средств  специальной
одежды, специальной обуви  и  других  средств  индивидуальной  защиты,
смывающих   и   обезвреживающих   средств,   прошедших    обязательную
сертификацию   или   декларирование   соответствия   в   установленном
законодательством Российской  Федерации  о  техническом  регулировании
порядке, в соответствии с установленными нормами  работникам,  занятым
на работах с вредными и (или) опасными условиями  труда,  а  также  на
работах, выполняемых в особых температурных условиях или  связанных  с
загрязнением;
     обучение безопасным методам и приемам выполнения работ,  оказания
первой помощи  пострадавшим  на  производстве,  инструктаж  по  охране
труда, стажировку на рабочих  местах  работников  и  проверку  знаний,
требований охраны труда, недопущение к  работе  лиц,  не  прошедших  в
установленном порядке указанное обучение, инструктаж, стажировку;
     организацию контроля  за  состоянием  условий  труда  на  рабочих
местах,  а  также  за  правильностью  применения  работниками  средств
индивидуальной и коллективной защиты;
     проведение  аттестации  рабочих  мест   по   условиям   труда   с
последующей сертификацией организации работ по охране труда;
     в случаях, предусмотренных  трудовым  законодательством  и  иными
нормативными правовыми  актами,  содержащими  нормы  трудового  права,
организовывать проведение за  счет  собственных  средств  обязательных
предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение
трудовой деятельности)  медицинских  осмотров  (обследований),  других
обязательных   медицинских   осмотров   (обследований),   обязательных
психиатрических    освидетельствований    работников,     внеочередных
медицинских  осмотров  (обследований),  обязательных   психиатрических
освидетельствований  работников  по  их  просьбам  в  соответствии   с
медицинскими  рекомендациями  с  сохранением  за  ними  места   работы
(должности)  и  среднего  заработка  на  время  прохождения  указанных
медицинских  осмотров  (обследований),  обязательных   психиатрических
освидетельствований;
     недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без
прохождения   обязательных   медицинских   осмотров    (обследований),
обязательных психиатрических освидетельствований, а  также  в  случаях
медицинских противопоказаний;
     информирование работников об условиях и охране труда  на  рабочих
местах, о существующем риске повреждения здоровья  и  полагающихся  им
компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
     предоставление  в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации федеральным органам  исполнительной  власти,  осуществляющим
функции по выработке государственной политики  и  нормативно-правовому
регулированию  в  сфере  труда,  федеральному  органу   исполнительной
власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного
надзора за соблюдением трудового законодательства и  иных  нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права,  другим  федеральным
органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль
(надзор) в установленной  сфере  деятельности,  органу  исполнительной
власти Республики  Северная  Осетия-Алания  в  области  охраны  труда,
органам    профсоюзного    контроля    за    соблюдением     трудового
законодательства и  иных  актов,  содержащих  нормы  трудового  права,
информации и  документов,  необходимых  для  осуществления  ими  своих
полномочий;
     принятие мер по  предотвращению  аварийных  ситуаций,  сохранению
жизни и здоровья работников при возникновении таких  ситуаций,  в  том
числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
     расследование и учет в установленном Трудовым кодексом Российской
Федерации,  другими  федеральными  законами   и   иными   нормативными
правовыми актами Российской Федерации порядке  несчастных  случаев  на
производстве и профессиональных заболеваний;
     санитарно-бытовое   и    лечебно-профилактическое    обслуживание
работников  в  соответствии  с  требованиями  охраны  труда,  а  также
доставку  работников,  заболевших  на  рабочем  месте,  в  медицинскую
организацию в случае необходимости оказания им неотложной  медицинской
помощи;
     беспрепятственный  допуск  должностных  лиц  федерального  органа
исполнительной власти, уполномоченного на  осуществление  федерального
государственного надзора за соблюдением трудового  законодательства  и
иных нормативных правовых актов,  содержащих  нормы  трудового  права,
других  федеральных  органов  исполнительной  власти,   осуществляющих
государственный контроль (надзор) в установленной сфере  деятельности,
органа  исполнительной  власти  Республики  Северная  Осетия-Алания  в
области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской
Федерации, а также представителей  органов  общественного  контроля  в
целях проведения проверок  условий  и  охраны  труда  и  расследования
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
     выполнение  предписаний  должностных  лиц   федерального   органа
исполнительной власти, уполномоченного на  осуществление  федерального
государственного надзора за соблюдением трудового  законодательства  и
иных нормативных правовых актов,  содержащих  нормы  трудового  права,
других  федеральных  органов  исполнительной  власти,   осуществляющих
государственный контроль (надзор) в установленной сфере  деятельности,
и  рассмотрение  представлений  органов   общественного   контроля   в
установленные   Трудовым   кодексом   Российской   Федерации,    иными
федеральными законами сроки;
     обязательное социальное  страхование  от  несчастных  случаев  на
производстве и профессиональных заболеваний;
     ознакомление работников с требованиями охраны труда;
     разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда  для
работников с учетом  мнения  выборного  органа  первичной  профсоюзной
организации или иного уполномоченного работниками  органа  в  порядке,
установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской  Федерации  для
принятия локальных нормативных актов;
     наличие  комплекта   нормативных   правовых   актов,   содержащих
требования  охраны  труда   в   соответствии   со   спецификой   своей
деятельности.
     (В    редакции    Закона    Республики   Северная   Осетия-Алания
от 12.03.2013 г. N 9-рз)

     Статья 14. Обязанности работника в области охраны труда

     Работник обязан:
     соблюдать требования охраны труда;
     правильно применять   средства   индивидуальной   и  коллективной
     защиты;
     проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ
и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве,  инструктаж  по
охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний  требований
охраны труда; (В  редакции  Закона  Республики  Северная Осетия-Алания
от 12.03.2013 г. N 9-рз)
     немедленно извещать  своего  непосредственного  или  вышестоящего
руководителя  о любой ситуации,  угрожающей жизни и здоровью людей,  о
каждом  несчастном  случае,  происшедшем  на  производстве,   или   об
ухудшении   состояния  своего  здоровья,  в  том  числе  о  проявлении
признаков острого профессионального заболевания (отравления);
     проходить  обязательные  предварительные  (при  поступлении   на
работу) и периодические (в течение трудовой деятельности)  медицинские
осмотры  (обследования),  другие  обязательные   медицинские   осмотры
(обследования), а также  проходить  внеочередные  медицинские  осмотры
(обследования) по направлению работодателя в случаях,  предусмотренных
Трудовым  кодексом   Российской   Федерации   и   иными   федеральными
законами. (В   редакции   Закона   Республики  Северная  Осетия-Алания
от 12.03.2013 г. N 9-рз)

     Статья  15. Соответствие производственных объектов и продукции
                 требованиям охраны труда

     1. Проекты   строительства   и   реконструкции   производственных
объектов, машин, механизмов и другого производственного  оборудования,
технологических  процессов  должны   соответствовать   государственным
нормативным требованиям  охраны  труда.  Машины,  механизмы  и  другое
производственное оборудование, транспортные средства,  технологические
процессы, материалы и химические вещества, средства  индивидуальной  и
коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства,
должны соответствовать государственным нормативным требованиям  охраны
труда  и  иметь  декларацию  о   соответствии   и   (или)   сертификат
соответствия.
     2. Запрещаются   техническое    переоснащение    производственных
объектов, производство и  внедрение  новой  техники,  внедрение  новых
технологий без заключений государственной экспертизы условий  труда  о
соответствии  проектов  технического  переоснащения   производственных
объектов, производства и  внедрения  новой  техники,  внедрения  новых
технологий государственным нормативным требованиям охраны труда.
     3. Оценка  соответствия  проектов  строительства,   реконструкции
производственных  объектов  требованиям  охраны  труда  осуществляется
путем проведения экспертизы  проектной  документации  и  осуществления
государственного    строительного    надзора    в    соответствии    с
законодательством о градостроительной деятельности.
     4. Новые или реконструируемые производственные объекты  не  могут
быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных
органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль
(надзор) в установленной сфере деятельности.
     5. В производстве  запрещается  применение  вредных  или  опасных
веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-
гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.
     6. В  случае  использования  новых   или   не   применявшихся   у
работодателя ранее вредных или опасных веществ  он  обязан  до  начала
использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и
здоровья работников.
     7. Требования к измерениям, относящимся к сфере  государственного
регулирования обеспечения единства измерений при выполнении  работ  по
обеспечению безопасных условий и охраны труда,  а  также  к  средствам
измерений, применяемым  для  указанных  измерений,  устанавливаются  в
соответствии с законодательством Российской Федерации  об  обеспечении
единства  измерений  и  законодательством   Российской   Федерации   о
техническом регулировании.
     (В    редакции    Закона    Республики   Северная   Осетия-Алания
от 12.03.2013 г. N 9-рз)

       Статья  16. Обучение по охране труда и профессиональная
                      подготовка по охране труда

     1. Все работники, в том числе руководители организаций, а  также
работодатели  -  индивидуальные  предприниматели,  в  соответствии   с
законодательством Российской Федерации обязаны проходить  обучение  по
охране труда и проверку знания  требований  охраны  труда  в  порядке,
установленном законодательством Российской Федерации. (В      редакции
Закона Республики Северная Осетия-Алания от 12.03.2013 г. N 9-рз)
     2. Для  всех  поступающих  на  работу  лиц,  а  также  для   лиц,
переводимых  на  другую  работу,  работодатель  (или уполномоченное им
лицо) обязан проводить  инструктаж  по  охране  труда,  организовывать
обучение  безопасным  методам  и  приемам  выполнения работ и оказания
первой помощи пострадавшим.
     3. Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу
с вредными и (или) опасными  условиями  труда,  безопасным  методам  и
приемам выполнения работ со стажировкой  на  рабочем  месте  и  сдачей
экзаменов и проведение их периодического обучения по  охране  труда  и
проверку знаний требований охраны труда в период работы. (В   редакции
Закона Республики Северная Осетия-Алания от 12.03.2013 г. N 9-рз)
     4. Органы    государственной    власти    Республики     Северная
Осетия-Алания  содействуют  организации  обучения  по  охране  труда в
образовательных  учреждениях  начального  общего,  основного   общего,
среднего  (полного) общего образования и начального профессионального,
среднего    профессионального,     высшего     профессионального     и
послевузовского профессионального образования.
     5. Органы    государственной    власти    Республики     Северная
Осетия-Алания   содействуют  обеспечению  профессиональной  подготовки
специалистов по охране труда в  образовательных  учреждениях  среднего
профессионального и высшего профессионального образования.

     Статья  17. Финансирование мероприятий но улучшению условий
                 и охраны труда

     1. Финансирование мероприятий  по  улучшению  условий  и  охраны
труда   осуществляется   за   счет   средств   федерального   бюджета,
республиканского бюджета Республики  Северная  Осетия-Алания,  местных
бюджетов,   внебюджетных   источников   в    порядке,    установленном
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми  актами  Республики
Северная Осетия-Алания, нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления. (В  редакции  Закона Республики Северная Осетия-Алания
от 12.03.2013 г. N 9-рз)
     2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций  и
физических лиц. (В  редакции  Закона Республики Северная Осетия-Алания
от 12.03.2013 г. N 9-рз)
     3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и
федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента
суммы  затрат  на  производство  продукции  (работ,  услуг).   Типовой
перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных  средств
мероприятий по улучшению условий и охраны  труда  и  снижению  уровней
профессиональных рисков в соответствии с законодательством  Российской
Федерации устанавливается федеральным органом  исполнительной  власти,
осуществляющим  функции  по  выработке  государственной   политики   и
нормативно-правовому регулированию в сфере труда. (В  редакции  Закона
Республики Северная Осетия-Алания от 12.03.2013 г. N 9-рз)
     4.  В  Республике Северная Осетия-Алания, а также у работодателей
могут    создаваться    фонды    охраны   труда   в   соответствии   с
законодательством  Российской Федерации и законодательством Республики
Северная Осетия-Алания. (В   редакции   Закона   Республики   Северная
Осетия-Алания от 12.03.2013 г. N 9-рз)
     5. Работник  не  несет  расходов на финансирование мероприятий по
улучшению условий и охраны труда.

      Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) И ВЕДОМСТВЕННЫЙ
          КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
            И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ
             НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА. ПРОФСОЮЗНЫЙ КОНТРОЛЬ
             ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЯМИ, ДОЛЖНОСТНЫМИ
                   ЛИЦАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ.

     Статья 18. Государственный контроль (надзор) и ведомственный
                контроль за соблюдением трудового законодательства
                и иных нормативных правовых актов, содержащих
                нормы трудового права

     1. Государственный контроль  (надзор)  за  соблюдением  трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов,  содержащих  нормы
трудового   права,    осуществляется    в    порядке,    установленном
законодательством Российской Федерации.
     2. Ведомственный    контроль     за     соблюдением     трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов,  содержащих  нормы
трудового права, в  подведомственных  организациях  в  соответствии  с
законодательством  Российской  Федерации  осуществляется  федеральными
органами  исполнительной  власти,   органами   исполнительной   власти
Республики Северная Осетия-Алания, органами местного самоуправления  в
порядке и на условиях, определяемых федеральными законами  и  законами
Республики Северная Осетия-Алания.



     Статья 19. Государственная экспертиза условий труда

     1. Государственная экспертиза  условий  труда  в  соответствии  с
законодательством  Российской  Федерации  осуществляется   федеральным
органом   исполнительной   власти,   уполномоченным   на    проведение
федерального  государственного  надзора   за   соблюдением   трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов,  содержащих  нормы
трудового права, и органом исполнительной власти  Республики  Северная
Осетия-Алания  в  области  охраны  труда  в   порядке,   установленном
законодательством Российской Федерации.
     2. Если документация и материалы для  проведения  государственной
экспертизы условий труда не были представлены лицами,  имеющими  право
на обращение с  заявлением  о  проведении  государственной  экспертизы
условий труда, органы, уполномоченные  на  проведение  государственной
экспертизы  условий  труда,   самостоятельно   запрашивают   указанные
документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых
проводится  государственная  экспертиза  условий  труда,  а  также   в
органах, предоставляющих государственные услуги, иных  государственных
органах,   органах   местного   самоуправления   и    подведомственных
государственным   органам   или   органам   местного    самоуправления
организациях, если указанные  документация  и  материалы  находятся  в
распоряжении  таких  органов  либо  организаций   в   соответствии   с
нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации,   нормативными
правовыми актами  Республики  Северная  Осетия-Алания,  муниципальными
правовыми актами.
     3. Государственная  экспертиза  условий  труда  осуществляется  в
целях оценки:
     качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
     правильности предоставления  работникам  компенсаций  за  тяжелую
работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
     соответствия проектов строительства, реконструкции,  технического
переоснащения  производственных  объектов,  производства  и  внедрения
новой техники, внедрения новых технологий государственным  нормативным
требованиям охраны труда;
     фактических условий труда  работников,  в  том  числе  в  период,
непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
     4. Государственная экспертиза  условий  труда  в  соответствии  с
законодательством Российской  Федерации  осуществляется  на  основании
определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти,
работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных
союзов,    их    объединений,    иных    уполномоченных    работниками
представительных  органов,  органов  Фонда   социального   страхования
Российской Федерации.
     5. Права  и  обязанности  лиц,   осуществляющих   государственную
экспертизу условий труда,  установлены  Трудовым  кодексом  Российской
Федерации.


     Статья 20. Право профессиональных союзов на осуществление
                контроля за соблюдением трудового законодательства и
                иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
                трудового права, выполнением условий коллективных
                договоров, соглашений

     1. Профессиональные  союзы  в  соответствии  с  законодательством
Российской  Федерации  имеют  право  на  осуществление   контроля   за
соблюдением   работодателями   и    их    представителями    трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов,  содержащих  нормы
трудового  права,  выполнением  ими  условий  коллективных  договоров,
соглашений.
     2. Межрегиональное,   а   также    территориальное    объединение
(ассоциация)  организаций  профессиональных  союзов,  действующие   на
территории Республики Северная Осетия-Алания, могут создавать правовые
и  технические  инспекции  труда  профессиональных   союзов,   которые
действуют на основании принимаемых  ими  положений  в  соответствии  с
типовым  положением   соответствующего   общероссийского   объединения
профессиональных союзов.
     3. Профсоюзные инспекторы труда в установленном законодательством
Российской Федерации порядке  имеют  право  беспрепятственно  посещать
любых работодателей  (организации  независимо  от  их  организационно-
правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических
лиц), у которых работают члены  данного  профессионального  союза  или
профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения
трудового  законодательства  и  иных   нормативных   правовых   актов,
содержащих нормы трудового права, законодательства о  профессиональных
союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
     4. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица
по охране труда профессиональных союзов имеют право:
     осуществлять контроль  за  соблюдением  работодателями  трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов,  содержащих  нормы
трудового права;
     проводить независимую  экспертизу  условий  труда  и  обеспечения
безопасности работников;
     принимать  участие  в   расследовании   несчастных   случаев   на
производстве и профессиональных заболеваний;
     получать информацию  от  руководителей  и  иных  должностных  лиц
организаций,  работодателей  -   индивидуальных   предпринимателей   о
состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных  случаях
на производстве и профессиональных заболеваниях;
     защищать права и законные интересы членов профессионального союза
по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве
(работе);
     предъявлять  работодателям  требования  о  приостановке  работ  в
случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
     направлять работодателям представления об  устранении  выявленных
нарушений  трудового  законодательства  и  иных  нормативных  правовых
актов,   содержащих   нормы   трудового   права,   обязательные    для
рассмотрения;
     осуществлять  проверку  состояния   условий   и   охраны   труда,
выполнения обязательств работодателей,  предусмотренных  коллективными
договорами и соглашениями;
     принимать участие в работе комиссий  по  испытаниям  и  приему  в
эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
     принимать участие в рассмотрении  трудовых  споров,  связанных  с
нарушением трудового  законодательства  и  иных  нормативных  правовых
актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных
коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий
труда;
     принимать участие в разработке  проектов  федеральных  законов  и
иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов  и  иных
нормативных  правовых   актов   Республики   Северная   Осетия-Алания,
нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих
нормы трудового права;
     принимать участие в разработке проектов  подзаконных  нормативных
правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования
охраны труда,  а  также  согласовывать  их  в  порядке,  установленном
законодательством Российской Федерации;
     обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к
ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и
иных  актов,  содержащих  нормы  трудового  права,   сокрытии   фактов
несчастных случаев на производстве.
     5. Уполномоченные   (доверенные)    лица    по    охране    труда
профессиональных  союзов  имеют   право   беспрепятственно   проверять
соблюдение  требований  охраны  труда  и  вносить   обязательные   для
рассмотрения  должностными  лицами   организаций,   работодателями   -
индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных
нарушений требований охраны труда.
     (В    редакции    Закона    Республики   Северная   Осетия-Алания
от 12.03.2013 г. N 9-рз)

                ГЛАВА V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
                       ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

     Статья 21. Ответственность организаций за выпуск и поставки
                продукции, не соответствующей требованиям охраны труда

     Организации, выпускающие и поставляющие продукцию,  не отвечающую
требованиям охраны труда,  возмещают потребителям  нанесенный  вред  в
соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

     Статья 22. Ответственность за нарушение требований охраны труда

     Лица, виновные в нарушении требований охраны труда,  невыполнении
обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами
и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие
деятельности  представителей  органов   государственного   надзора   и
контроля  за  соблюдением  требований  охраны  труда,  а также органов
общественного  контроля,  несут  ответственность  в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.

     Статья 23. (Утратила    силу    -   Закон   Республики   Северная
Осетия-Алания от 12.03.2013 г. N 9-рз)

     Статья 24. (Утратила    силу    -   Закон   Республики   Северная
Осетия-Алания от 12.03.2013 г. N 9-рз)

                  ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 25. О приведении в соответствие с настоящим Законом
                правовых актов

     Главе   Республики   Северная   Осетия-Алания   и   Правительству
Республики  Северная  Осетия-Алания привести свои нормативные правовые
акты в соответствие с настоящим Законом. (В редакции Закона Республики
Северная Осетия-Алания от 22.05.2006 г. N 28-рз)

     Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона.

     Настоящий Закон   вступает   в   силу  со  дня  его  официального
опубликования.



     Президент
     Республики Северная Осетия-Алания          А. Дзасохов

     г. Владикавказ
     15 марта 2000 г.
     N 4-РЗ



Информация по документу
Читайте также