Расширенный поиск
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 31.07.2006 № 42-рзЗАКОН РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ Об образовании (В редакции Законов Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз; от 11.12.2007 г. N 70-рз; от 31.12.2008 г. N 70-рз; от 30.12.2010 г. N 63-рз) Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Образование в Республике Северная Осетия-Алания осуществляется в соответствии с нормами международного права и законодательством Российской Федерации. Глава 1. Общие положения Статья 1. Государственная политика Республики Северная Осетия-Алания в области образования 1. Республика Северная Осетия-Алания провозглашает сферу образования приоритетной. 2. Организационной основой государственной политики Республики Северная Осетия-Алания в области образования является республиканская программа развития образования, разрабатываемая на основе Федеральной целевой программы развития образования. Республиканская программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Республики Северная Осетия-Алания по согласованию с Парламентом Республики Северная Осетия-Алания с учетом республиканских и национальных особенностей. Доклад Правительства Республики Северная Осетия-Алания о ходе реализации республиканской программы развития образования ежегодно представляется Парламенту Республики Северная Осетия-Алания и публикуется в официальном печатном издании. 3. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются. Статья 2. Принципы государственной политики Республики Северная Осетия-Алания в области образования Государственная политика Республики Северная Осетия-Алания в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, духовности, нравственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине и семье; 2) преемственность всех типов образовательных учреждений, обеспечивающая возможность перехода от низших ступеней образования к высшим; 3) сохранение и развитие лучших отечественных традиций в сочетании с ориентацией на научные достижения и международные стандарты; 4) единство республиканского и федерального культурного и образовательного пространства, сохранение и приумножение (развитие) системой образования осетинской национальной культуры и традиций, а также национальных культур и традиций других народов, проживающих на территории Республики Северная Осетия-Алания; 5) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 6) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 7) свобода и плюрализм в образовании; 8) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений; 9) использование научных исследований в образовательном процессе. Статья 3. Законодательство Республики Северная Осетия-Алания в области образования 1. Законодательство Республики Северная Осетия-Алания в области образования основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Российской Федерации "Об образовании"), принимаемых в соответствии с ними других законах и нормативных правовых актах Российской Федерации, и включает в себя Конституцию Республики Северная Осетия-Алания, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Северная Осетия-Алания в области образования. 2. Республика Северная Осетия-Алания в соответствии с ее статусом и компетенцией принимает законы и иные нормативные правовые акты в области образования, не противоречащие законодательству Российской Федерации. 3. Физические и юридические лица, нарушившие законодательство в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 4. Задачи законодательства Республики Северная Осетия-Алания в области образования Задачами законодательства Республики Северная Осетия-Алания в области образования являются: 1) обеспечение конституционного права граждан на образование; 2) разграничение компетенции в области образования между органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и органами местного самоуправления; 3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования в Республике Северная Осетия-Алания; 4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области. Статья 5. Государственные образовательные стандарты 1. В Республике Северная Осетия-Алания действуют государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и национально-республиканский компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Республика Северная Осетия-Алания в лице республиканских органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает национально-республиканский компонент государственных образовательных стандартов. Государственные образовательные стандарты могут устанавливаться по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом. 2. При реализации образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 3. Порядок разработки, утверждения и введения национально-республиканских компонентов государственных образовательных стандартов Республики Северная Осетия-Алания определяется Правительством Республики Северная Осетия-Алания за исключением случаев, предусмотренных законом. 4. Национально-республиканский компонент государственных образовательных стандартов разрабатывается на конкурсной основе и утверждается не реже одного раза в десять лет. Порядок проведения конкурса устанавливает Правительство Республики Северная Осетия-Алания. 5. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Статья 6. Язык (языки) обучения 1. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации". 2. Граждане, проживающие в Республике Северная Осетия-Алания имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования в Республике Северная Осетия-Алания. Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования. 3. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Правительство Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с договорами и соглашениями между субъектами Российской Федерации оказывает содействие в получении необходимого образования на родном языке лицам осетинской национальности, проживающим вне территории Республики Северная Осетия-Алания. 5. Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется государственными образовательными стандартами. 6. В дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, на территории Республики Северная Осетия-Алания изучается осетинский язык как один из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания, а также история, культура, литература и фольклор осетинского народа. 7. Республика Северная Осетия-Алания оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на осетинском языке в местах компактного проживания лиц осетинской национальности вне территории Республики Северная Осетия-Алания. Глава 2. Система образования в Республике Северная Осетия-Алания Статья 7. Понятие системы образования Система образования в Республике Северная Осетия-Алания представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования. Статья 8. Образовательные программы 1. В Республике Северная Осетия-Алания с учетом национальных особенностей реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные). 2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. 3. К общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. 4. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. 5. К профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 4) послевузовского профессионального образования. 6. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. 7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются федеральным законодательством и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом. 8. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных дополнительных образовательных программ, по которым введены государственные образовательные стандарты. Статья 9. Формы получения образования 1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: 1) в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; 2) в форме семейного образования; 3) самообразования; 4) экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. 2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. 3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 10. Учредитель образовательного учреждения 1. Учредителем образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть: 1) органы государственной власти, органы местного самоуправления; 2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы); 3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды; 4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; 5) граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений. В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием и (или) органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам. 2. Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации. Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания. 3. Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 11. Образовательные учреждения 1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. 2. Образовательное учреждение является юридическим лицом. 3. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении Республики Северная Осетия-Алания (республиканскими), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Республиканское государственное образовательное учреждение - образовательное учреждение, находящееся в собственности Республики Северная Осетия-Алания и финансируемое за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. 4. К образовательным относятся учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 6) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 7) дополнительного образования детей; 8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. 5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми в соответствии с федеральным законодательством Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. 6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. 7. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица. 8. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом Российской Федерации. 9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ. Статья 12. Устав образовательного учреждения 1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: 1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения; 2) учредитель; 3) организационно-правовая форма образовательного учреждения; 4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; 5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; б) правила приема обучающихся, воспитанников; (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения; г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; д) система оценок при промежуточной аттестации, ее формы и порядок ее проведения; е) режим занятий обучающихся, воспитанников; ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей); 6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части: а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением; б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения; в) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; г) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами; (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) д) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; е) открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений). (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе: а) компетенция учредителя; б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности; в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда; г) порядок изменения устава образовательного учреждения; д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения; 8) права и обязанности участников образовательного процесса; 9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения. 2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении Республики Северная Осетия-Алания, устанавливается Правительством Республики Северная Осетия-Алания, муниципального образовательного учреждения - органом местного самоуправления. 3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения. 4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу. Статья 13. Общие требования к содержанию образования 1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: 1) обучение здоровому образу жизни и отношение к здоровью как базовой ценности; 2) формирование интеллектуального потенциала общества; 3) обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; 4) развитие демократического общества; 5) укрепление и совершенствование правового государства; 6) развитие экологического мышления. 2. Содержание образования должно обеспечивать: 1) адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; 2) формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; 3) интеграцию личности в национальную и мировую культуру; 4) формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; 5) воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. 3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. 4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ. 6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ. 7. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры. 8. В дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования на территории Республики Северная Осетия-Алания проводится профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании. 9. В образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. Статья 14. Общие требования к организации образовательного процесса 1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин. 2. Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. 4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся. В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся. Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том числе порядок выдачи и рассмотрения апелляций, форма и порядок выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена определяются в соответствии с федеральным законодательством федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 5. (Утратила силу - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам и педагогам не допускается. 7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся. 8. Образовательное учреждение осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием. Статья 15. (Утратила силу - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) Статья 16. Реализация общеобразовательных программ 1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) Общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. 2. Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 3. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей. 4. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего года, образовательные учреждения обязаны создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают получать образование в иных формах. Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению органа управления образовательного учреждения. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 5. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. Статья 17. Дошкольное образование 1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. 2. В Республике Северная Осетия-Алания гарантируется финансовая и материальная поддержка в воспитании детей дошкольного возраста, обеспечивается доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. З. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений с различными программами и службы консультативной помощи по семейному образованию. 4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом Российской Федерации права сторон. 5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. 6. Государственные гарантии по обеспечению воспитательной функции семьи в Республике Северная Осетия-Алания обеспечиваются в соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от 2 декабря 1997 года N 15-РЗ "О семейной политике в Республике Северная Осетия-Алания". Статья 18. Общее образование 1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. 2. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяются федеральным законом. 3. Общее образование является обязательным. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 4. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 5. (Утратила силу - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 6. По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 7. По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения. Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении. 8. Общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводится с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей). 9. Не допускаются непредусмотренные законом ограничения при поступлении ребенка в общеобразовательные учреждения. Тестирование, как критерий отбора для поступления в первый класс общеобразовательных учреждений, допускается только в отношении детей, нуждающихся в специальных образовательных программах обучения. 10. Среднее (полное) общее образование является общедоступным и бесплатным. Отчисление обучающегося из государственного или муниципального образовательного учреждения до получения среднего (полного) общего образования без его желания и без согласия родителей (законных представителей) запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Статья 19. Реализация профессиональных образовательных программ 1. Профессиональные образовательные программы, в том числе для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и инвалидов, реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, утверждаемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и уровням образования, установленным Законом Российской Федерации "Об образовании". (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 2. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3. Наличие любого другого профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме граждан в образовательное учреждение профессионального образования. Статья 20. Профессиональная подготовка 1. Профессиональная подготовка осуществляется в целях ускоренного приобретения обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. 2. Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки. 3. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией. Статья 21. Начальное профессиональное образование 1. Начальное профессиональное образование осуществляется в целях подготовки работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. 2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий. Статья 22. Среднее профессиональное образование 1. Среднее профессиональное образование осуществляется в целях подготовки специалистов среднего звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. 2. Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам. 3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. Статья 23. Высшее профессиональное образование 1. Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) "бакалавр" и квалификации (степени) "специалист" осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) "магистр" - на базе бакалавриата. 2. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). 3. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, могут получать высшее профессиональное образование по таким программам. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается. 4. Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования: 1) по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра; 2) по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) Статья 24. Послевузовское профессиональное образование 1. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. 2. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) Статья 25. Дополнительное образование 1. Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. Детям в возрасте до 18 лет гарантируется возможность бесплатного получения дополнительного образования по одной или нескольким дополнительным образовательным программам в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. 2. Дополнительное образование детей предназначено для свободного выбора и освоения несовершеннолетним гражданином дополнительных образовательных программ независимо от осваиваемой им основной образовательной программы. 3. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: 1) в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих статус этих учреждений основных образовательных программ; 2) в образовательных учреждениях дополнительного образования детей (в музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов, клубах юных туристов и иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); 3) в образовательных учреждениях дополнительного образования взрослых (в учреждениях повышения квалификации, профессиональной переподготовки и иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию); 4) посредством индивидуальной педагогической деятельности; 5) в научных организациях. (Дополнен - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 4. Образовательные учреждения дополнительного образования взрослых осуществляют профессиональную переподготовку и повышение квалификации в соответствии с дополнительными образовательными программами. Руководители предприятий, организаций вправе ежегодно планировать средства на профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет. Статья 26. Документы об образовании 1. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения. 2. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 3. Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ. 4. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении по программам последующего уровня образования. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу. 5. В Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы): 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование - бакалавриат; (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 5.1) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура; 6) послевузовское профессиональное образование. 6. Лицам, не завершившим образование данного уровня, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении. Лица, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую) аттестацию. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 7. Организация обеспечения образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, бланками документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации осуществляется: 1) в отношении федеральных образовательных учреждений и образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования - уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; 2) в отношении иных образовательных учреждений - Правительством Республики Северная Осетия-Алания. Глава 3. Управление системой образования Статья 27. Компетенция Республики Северная Осетия-Алания в области образования В ведении Республики Северная Осетия-Алания в области образования находятся: 1) определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования; 2) принятие и изменение законов Республики Северная Осетия-Алания и иных нормативных правовых актов в области образования, контроль за их соблюдением, а также обеспечение соответствия законов Республики Северная Осетия-Алания в области образования Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и Конституции Республики Северная Осетия-Алания; 3) установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с федеральным законодательством; 4) разработка и реализация республиканской программы развития образования, международных программ, с учетом национальных и республиканских социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей; 5) формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием); 6) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Республики Северная Осетия-Алания; (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 7) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается в соответствии с федеральным законодательством Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами Республики Северная Осетия-Алания; (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 8) организация предоставления дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях Республики Северная Осетия-Алания, а также дополнительного образования детям в учреждениях республиканского значения; 8.1) обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, включая проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена в установленном порядке, формирование и ведение базы данных Республики Северная Осетия-Алания об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена; (Дополнен - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 9) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений Республики Северная Осетия-Алания (за исключением создания высших учебных заведений), а также лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений (за исключением образовательных учреждений, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации); 10) установление национально-республиканского компонента государственных образовательных стандартов; 11) установление минимальных социальных стандартов и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности сферы образования, формирование республиканского бюджета Республики Северная Осетия - Алания в части расходов на образование, фондов развития образования Республики Северная Осетия-Алания; 12) установление республиканских нормативов финансирования образования; 13) установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Северная Осетия-Алания, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; 14) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин; (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 15) принятие мер по защите обучающихся от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, компьютерных носителей, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, общественно опасное поведение; 16) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников; 17) проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений Республики Северная Осетия-Алания и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием Республики Северная Осетия-Алания и муниципальных образований; 18) право осуществления надзора и контроля в сфере образования и исполнения государственных образовательных стандартов за образовательными учреждениями независимо от форм собственности (за исключением федеральных образовательных учреждений и высших учебных заведений), а также за деятельностью муниципальных органов управления образованием; 19) издание нормативных документов в пределах своей компетенции; 20) награждение государственными наградами Республики Северная Осетия-Алания и присвоение почетных званий Республики Северная Осетия-Алания. Статья 28. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием 1. Разграничение компетенции в области образования между органами законодательной и исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания определяется в соответствии с Конституцией Республики Северная Осетия-Алания, законами Республики Северная Осетия-Алания. 2. Разграничение компетенции в области образования между органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания определяется Правительством Республики Северная Осетия-Алания. Статья 29. Органы управления образованием в Республике Северная Осетия-Алания 1. В Республике Северная Осетия-Алания создаются и действуют государственный и муниципальные органы управления образованием. 2. Государственный орган управления образованием создается решением Главы Республики Северная Осетия-Алания по согласованию с Парламентом Республики Северная Осетия-Алания. 3. Муниципальные органы управления образованием могут создаваться и действовать по решению соответствующих органов местного самоуправления. 4. Деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов. 5. Органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования и (или) своего устава государственный орган управления образованием вправе внести предписание об устранении данного нарушения. Статья 30. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа в области образования 1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа в области образования относятся: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания; 2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях республиканского значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; 4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; 5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 6) опека и попечительство. Статья 31. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; 2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита; 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств; 4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации; 5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием; 6) разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов; 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин; 8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков; 9) утверждение структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей; 10) установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования; 11) разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение; 12) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов; 13) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и действующим законодательством; 14) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации; 15) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями действующего законодательства; 16) обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных; 17) создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; 18) содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений; 19) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом; 20) осуществление иной деятельности, не запрещенной действующим законодательством и предусмотренной уставом образовательного учреждения; 21) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 3. Образовательное учреждение несет в установленном действующим законодательством порядке ответственность за: 1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; 2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; 3) качество образования своих выпускников; 4) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; 5) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; 6) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Статья 32. Порядок создания образовательных учреждений и регламентация образовательной деятельности 1. Образовательное учреждение создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок создания государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Северная Осетия-Алания, устанавливается Правительством Республики Северная Осетия-Алания, муниципальных образовательных учреждений - органом местного самоуправления. 2. Для регистрации образовательного учреждения учредитель представляет документы в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. 3. Уполномоченный орган в сроки, установленные федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, производит регистрацию образовательного учреждения, о чем в письменной форме уведомляет заявителя, финансовые органы, соответствующий государственный орган управления образованием. 4. Права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного учреждения. 5. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). 6. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается в соответствии с федеральным законодательством уполномоченным органом исполнительной власти на основании заключения экспертной комиссии. Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям религиозных организаций (объединений) выдаются по представлению руководства соответствующей конфессии. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 7. Экспертная комиссия создается в соответствии с федеральным законодательством уполномоченным органом исполнительной власти по заявлению учредителя и проводит свою работу в месячный срок. В экспертную комиссию входят представители органов исполнительной власти, органа местного самоуправления, на территории которого расположено образовательное учреждение, представители образовательных учреждений, научных организаций, эксперты из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 8. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Экспертиза проводится с учетом уровня и направленности образовательных программ. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) (абзац утратил силу - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 9. Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение. 10. Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем. 11. В лицензии, выдаваемой образовательному учреждению или научной организации, указываются: 1) наименование и место нахождения образовательного учреждения или научной организации, перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения; 2) наименование и место нахождения филиалов образовательного учреждения или научной организации, перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым таким филиалам предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения; 3) контрольные нормативы, предельная численность обучающихся, воспитанников, установленные для образовательного учреждения или научной организации и каждого филиала, срок действия лицензии. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 12. Отрицательное заключение по результатам экспертизы и основанный на нем отказ в выдаче лицензии образовательному учреждению или научной организации могут быть оспорены учредителем в суде. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 13. Контроль за соблюдением образовательным учреждением или научной организацией предусмотренных лицензией условий и надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования обеспечиваются выдавшим лицензию органом исполнительной власти. В случае, если было допущено нарушение этих условий и (или) законодательства Российской Федерации в области образования, указанный орган исполнительной власти направляет в образовательное учреждение или научную организацию обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения и устанавливает срок его устранения. В случае неисполнения указанного предписания выдавший лицензию орган исполнительной власти вправе приостановить действие лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам с указанием срока устранения выявленного нарушения. Если в установленный срок указанное нарушение не будет устранено, лицензия подлежит аннулированию. Решение об аннулировании лицензии принимается выдавшим лицензию органом исполнительной власти и может быть оспорено в суде. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 14. Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение. 15. Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации. 16. Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится уполномоченными органами исполнительной власти на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации. 17. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей), подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное дошкольному образовательному учреждению или образовательному учреждению дополнительного образования детей, подтверждает государственный статус такого образовательного учреждения, уровень и направленность реализуемых им образовательных программ. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное научной организации, подтверждает уровень реализуемых этой организацией образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации. Свидетельство о государственной аккредитации выдается сроком на пять лет. 18. Государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации проводится в соответствии с федеральным законодательством уполномоченным органом исполнительной власти по заявлению образовательного учреждения или научной организации, согласованному с учредителем (учредителями). Государственная аккредитация образовательного учреждения (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей) включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида. Государственная аккредитация дошкольного образовательного учреждения или образовательного учреждения дополнительного образования детей включает в себя экспертизу реализуемых им образовательных программ соответствующего уровня и направленности, а также показателей деятельности такого образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории. Государственная аккредитация научной организации включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников такой научной организации требованиям государственных образовательных стандартов. Экспертиза проводится комиссией по государственной аккредитации, которая создается в соответствии с федеральным законодательством уполномоченным органом исполнительной власти. В состав этой комиссии включаются эксперты из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Государственная аккредитация образовательных учреждений или научных организаций проводится с привлечением представителей органов исполнительной власти, образовательных учреждений, научных организаций и осуществляющих деятельность в области образования общественных объединений, а образовательных учреждений профессионального образования - также с привлечением представителей обучающихся и объединений работодателей. Первая государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации может проводиться не ранее чем на стадии итоговой аттестации обучающихся. Государственная аккредитация образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования - начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Государственная аккредитация ранее аккредитованных образовательного учреждения или научной организации по новым для них образовательным программам проводится на основании экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускников такого образовательного учреждения или такой научной организации требованиям государственных образовательных стандартов для указанных образовательных программ. Имеющие государственную аккредитацию образовательное учреждение, научная организация не реже чем один раз в пять лет проходят государственную аккредитацию. В соответствии с федеральным законодательством уполномоченный орган исполнительной власти на основании заключения комиссии по государственной аккредитации вправе отказать образовательному учреждению или научной организации в государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам. Затраты на проведение государственной аккредитации оплачиваются образовательным учреждением или научной организацией. 19. В соответствии с федеральным законодательством уполномоченный орган исполнительной власти может приостановить действие выданного им свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации либо лишить образовательное учреждение или научную организацию государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам в случае: 1) неисполнения предписания об устранении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта или несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности; 2) неисполнения предписания об устранении нарушения образовательным учреждением установленных показателей его деятельности, необходимых для определения его вида и категории; 3) нарушения образовательным учреждением или научной организацией законодательства Российской Федерации в области образования, повлекшего за собой неправомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации, либо иного нарушения прав и свобод обучающихся; 4) аннулирования лицензии. 20. Отказ в государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации, лишение их государственной аккредитации могут быть оспорены в суде. По согласованию с учредителем (учредителями) образовательное учреждение или научная организация вправе подать заявление о повторной государственной аккредитации не ранее чем через год после отказа им в государственной аккредитации, лишения их государственной аккредитации. 21. Лицензирование образовательной деятельности филиалов образовательных учреждений или филиалов научных организаций осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством для образовательных учреждений или научных организаций. Государственная аккредитация филиалов образовательных учреждений или филиалов научных организаций проводится в составе образовательных учреждений или научных организаций, обособленными структурными подразделениями которых они являются, на основании экспертизы, устанавливающей соответствие содержания и качества подготовки выпускников, обучавшихся в таких филиалах, требованиям государственных образовательных стандартов. Показатели деятельности филиалов образовательных учреждений учитываются при государственной аккредитации таких образовательных учреждений. 22. Образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства со стороны государства. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 23. (утратила силу - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 24. (утратила силу - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) Статья 33. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) Порядок реорганизации государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Северная Осетия-Алания, устанавливается Правительством Республики Северная Осетия-Алания, муниципальных образовательных учреждений - органом местного самоуправления. 2. При реорганизации образовательного учреждения в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к образовательному учреждению юридического лица, не являющегося образовательным учреждением, создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения образовательное учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных такому образовательному учреждению, до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства. При изменении статуса образовательного учреждения и его реорганизации в иной не указанной в абзаце первом настоящей части форме лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу, если федеральным законом не предусмотрено иное. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 3. Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться: 1) в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Республики Северная Осетия-Алания порядке для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Северная Осетия-Алания, органами местного самоуправления - для муниципальных образовательных учреждений; 2) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям. 4. Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением. Статья 34. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями 1. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения. 2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения. 2.1. В части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, порядок формирования органов управления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения. (Дополнен - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 3. Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения. 4. Руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть: 1) избран коллективом образовательного учреждения; 2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем; 3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; 4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето; 5) назначен учредителем; 6) нанят учредителем. 5. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения. 6. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательных учреждений не разрешается. 7. Должностные обязанности руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений, их филиалов (отделений) не могут исполняться по совместительству. Статья 35. Управление негосударственным образовательным учреждением 1. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. 2. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения. Статья 36. Государственный контроль качества образования 1. Государственный контроль качества образования осуществляется в соответствии с федеральным законодательством уполномоченным органом исполнительной власти в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений, а также в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях или научных организациях и их филиалах. В отношении одного образовательного учреждения или его филиала либо одной научной организации или ее филиала плановая проверка может быть проведена не более одного раза в два года. Основаниями для проведения внеплановой проверки содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательном учреждении или его филиале либо научной организации или ее филиале, являются обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, граждан. 2. В соответствии с федеральным законодательством уполномоченный орган исполнительной власти в случае выявленного в результате указанной в части 1 настоящей статьи проверки несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов или несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности может направить обязательные для исполнения предписания в образовательные учреждения или научные организации и их учредителям об устранении такого несоответствия. 3. Основаниями для рассмотрения в соответствии с федеральным законодательством уполномоченным органом исполнительной власти вопроса о направлении в образовательное учреждение обязательного для исполнения предписания также могут являться: 1) решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся, обращение органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение, - в отношении образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, или образовательного учреждения дополнительного образования детей; 2) решение общего собрания обучающихся, обращение органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение, представление органа службы занятости населения - в отношении образовательного учреждения, реализующего профессиональные образовательные программы. 4. Решение о направлении обязательного для исполнения предписания в образовательное учреждение и его учредителю (учредителям) или об отклонении требований заявителей, указанных в части 3 настоящей статьи, о направлении такого предписания принимается в соответствии с федеральным законодательством уполномоченным органом исполнительной власти и сообщается заявителям в месячный срок. Отказ в соответствии с федеральным законодательством уполномоченного органа исполнительной власти от направления такого предписания может быть оспорен в суде. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) Глава 4. Экономика системы образования Статья 37. Финансирование образовательных учреждений 1. Деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством. 2. Финансирование государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Северная Осетия-Алания и муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных и республиканских нормативов финансирования государственных образовательных учреждений. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 10.12.2007 г. N 63-рз) 3. Нормативы финансирования образовательных учреждений Республики Северная Осетия-Алания и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законом Республики Северная Осетия-Алания и являются минимально допустимыми. (Действие приостановлено на период с 1.01.2008 г. по 31.12.2008 г. - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 11.12.2007 г. N 70-рз) Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании"). (Действие части 3 приостановлено с 01.01.2009 по 31.12.2009 - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 31.12.2008 г. N 70-рз) (Действие части 3 приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2011 года в части расходов не обеспеченных финансированием - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 30.12.2010 г. N 63-рз) 4. Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. 5. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств, указанных в части 4 настоящей статьи, не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|