Расширенный поиск

Постановление Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики от 20.12.1996 № 230-XXII

 



                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        НАРОДНОГО СОБРАНИЯ
                  КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 О КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики постановляет:

    1. Принять Концепцию национальной политики Карачаево-Черкесской
Республики (прилагается).
    2. Рекомендовать  Правительству Карачаево-Черкесской Республики
для реализации Концепции национальной политики Карачаево-Черкесской
Республики   разработать   программу   в   области  экономического,
политического и  духовного  развития  народов  Карачаево-Черкесской
Республики.
    3. Рекомендовать   общественным   национальным    организациям,
движениям   руководствоваться   настоящей  Концепцией  по  вопросам
национальной политики и межнациональных отношений.
    4. Опубликовать       Концепцию      национальной      политики
Карачаево-Черкесской   Республики   в   республиканских   средствах
массовой информации.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ                           И. ИВАНОВ
город Черкесск
20 декабря 1996 года
N 230-XXII

                                                         Приложение
                                 к постановлению Народного Собрания
                                    Карачаево-Черкесской Республики
                                N 230-ХХII от 20 декабря 1996 года.

                             КОНЦЕПЦИЯ
                       НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
                  КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    Концепция выражает неуклонный принцип  единства  и  целостности
Карачаево-Черкесской  Республики  в составе Российской Федерации на
основе общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее
народов,  обеспечивает  их  всестороннее  сотрудничество,  развитие
национальных языков и культур.
    Современные реформы  в  социально-экономической сфере затронули
все народы Карачаево-Черкесской Республики. Ухудшение экономической
ситуации,  ошибки в национальной политике,  допущенные в прошлом, и
нестабильная  государственная  национальная  политика  в  настоящее
время  становятся главными причинами,  порождающими напряженность в
межнациональных отношениях. Как свидетельствует опыт последних лет,
в  период  общественно-политических  кризисов  почти все социальные
процессы  принимают  национальную  окраску.  В  этих  условиях  все
национальные группы нуждаются в поддержке.
    Данная Концепция направлена на устранение противоречий в  сфере
межнациональных  отношений  на стабилизацию и гуманизацию процессов
свободного развития народов, населяющих республику.
    Концепция -  направление  для  органов государственной власти и
местного самоуправления при решении задач национального развития  и
регулирования      межнациональных      отношений,      обеспечения
конституционных прав человека и гражданина.
    Концепция -  не  застывшая  догма,  а открытая система,  гибкая
тактика    и    стратегия    в    зависимости     от     конкретных
социально-политических реалий.

                       I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
    Равноправие и   уважение   всех народов    Карачаево-Черкесской
Республики.
    Уважение национальных традиций и обычаев народов, проживающих в
Карачаево-Черкесской Республике и Российской Федерации.
    Приоритет прав личности перед любыми национальными  идеями  или
лозунгами.
    Сочетание национальных и интернациональных интересов в  области
политики, экономики, культуры, образования.
    Своевременное разрешение возможных противоречий,  возникающих в
сфере межнациональных отношений, на основе компромисса.

                        II. ЦЕЛИ КОНЦЕПЦИИ
    Утверждение приоритета прав и  свобод  личности  независимо  от
национальной принадлежности и территории проживания.
    Обеспечение равных  условий  для  экономического,  культурного,
социально-политического  развития всех народов Карачаево-Черкесской
Республики, в частности:
    - достижение  и  укрепление межнационального согласия и доверия
путем совместных  усилий  государственных  органов  и  национальных
движений, партий и общественных организаций;
    - обеспечение  широкого   участия   всех   национальных   групп
населения  республики  в процессе социально-культурного возрождения
на основе их собственной инициативы и ответственности:
    - прогнозирование и предупреждение межнациональных конфликтов и
связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;
    - четкое   осознание   идей   федеративности    и  целостности
российского государства.

            III. ПРИЧИНЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ:
    - усиление      напряженности     в     условиях     обострения
социально-экономических   проблем,   подрывающих   жизнеобеспечение
национальных групп;
    - слабое  правовое   обеспечение   разрешения   межнациональных
противоречий;
    - стремление компенсировать  невостребованный  уникальный  опыт
этносов, их психологию и творческое сознание;
    - демонстрация национального  достоинства  в  неприемлемой  для
другой   национальности   форме,  национальный  эгоизм,  стремление
ощутить уважение только к своей личности и к своему этносу;
    - отсутствие  сдерживающих  факторов  от  попыток  национальных
лидеров держать ситуацию под контролем;
    - разрушение  привычных  ценностей и стереотипов,  деформации в
общегражданском сознании;
    - наличие в соседних регионах на территории Северного Кавказа и
Закавказья зон конфликтов, в которые вовлечены некоторые этнические
группы,   родственные   этническим   группам   Карачаево-Черкесской
Республики.

                 IV. ПУТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ,
                  ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
                   СТАБИЛИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ
                            ОТНОШЕНИЙ:

    - анализ   психологического   состояния  национальных  групп  и
создание   механизмов   психологической   защиты   их   этнического
достоинства;
    - нейтрализация   пагубных   для   национальной    стабильности
социально-психологических явлений. В области экономической:
    - утверждение  многообразия  форм  собственности,   становление
рынка   и   рыночных   структур,   свободы   предпринимательства  и
экономических связей,  единства налоговой  политики  и  социального
обеспечения на местном и федеральном уровнях;
    - разработка   национальной    программы    экономического    и
социального   развития,   возрождение   и  развитие  художественных
народных промыслов и ремесел.
    В области духовной культуры:
    - всемерная поддержка культурного  развития  на  основе  полной
свободы   сохранения   и   приумножения   традиций,   самобытности,
взаимообогащения и творческого развития национальных ценностей;
    - государственная  защита  от  любых притеснений,  ограничений,
запретов культурной деятельности в рамках законодательства;
    - возрождение и развитие национального искусства;
    - развития среднего и высшего образования,  национальной  школы
как   важнейшего   института   трансляции   этнических   культур  и
формирования национального самосознания в  каждом  новом  поколении
народов;
    - свободное развитие всех языков  народов  Карачаево-Черкесской
Республики;
    - воспитание  общероссийского   патриотизма,   основанного   на
историческом   статусе  России  в  мире  и  ее  вкладе  в  развитие
общечеловеческой цивилизации.
    В области политической:
    - обеспечение  представительства  в   органах   государственной
власти республики;
    - развитие многообразия форм местного самоуправления;
    - развитие   гласности   и   демократичности   при  принятии  и
реализации решений, связанных с национальными проблемами;
    - разъяснение   национальной   политики,   ее  целей,  задач  в
противовес любым  формам  и  проявлениям  национализма,  шовинизма,
сепаратизма.
    В области конфессиональной:
    - уважительное   отношение   ко  всем  религиозным  конфессиям,
соблюдающих нормы законов,  учет религиозных традиций населения при
решении политических вопросов;
    - поддержка   высших   авторитетов    конфессий,    выступающих
инициаторами программ мира, согласия, гуманизма и сотрудничества;
    - борьба с любыми попытками использовать  чувства  верующих  по
разъединению народов и противопоставления их друг другу.  В области
экологической:
    - определение  наиболее сложных в экологическом отношении зон и
объектов, имеющих общенациональное значение;
    - сочетание   и   координация  общефедеральных  и  региональных
экологических программ при активной государственной и  общественной
поддержке инициативы снизу.
    В области финансовой:
    - решительный  отказ  от  "остаточного" принципа финансирования
программ экономического, политического и духовного развития народов
республики;
    - проработка   реальных   источников   и   форм   материального
обеспечения  национальной  политики,  более тесная увязка бюджетных
обязательств как на уровне республики, так и на уровне федерации.
    В области внешнего сотрудничества,  внешнеэкономических связей,
финансовой инфраструктуры:
    - заключение договоров о сотрудничестве с субъектами Российской
Федерации;
    - поддержка   тенденций   к   увеличению   открытости  региона,
расширение внешних  контактов  не  только  в  сфере  экономических,
культурных связей, но и в других - туризме, спорте, научном обмене,
частном бизнесе.

                 V. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР
                    КАК СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР
                     МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    Национальная политика  должна  выражать  интересы   граждан   и
обеспечивать  реализацию,  предусмотренных  Конституцией Российской
Федерации,  прав и свобод  граждан,  связанных  с  их  национальной
принадлежностью. Реализация этих прав и свобод может осуществляться
через создание  необходимых  условий  для  социально-культурного  и
духовного  развития  народов  республики,  а  также  путем создания
национально-культурной автономии, предусмотренной законодательством
Российской Федерации. В этих целях необходимо:
    - взаимное     стремление     к      реализации      подлинного
социально-политического равенства, прав и свобод граждан независимо
от расы,  национальности,  языка,  убеждений,  отношения к религии,
принадлежности к партиям и общественным организациям;
    - формировать у граждан  республики  культуру  межнационального
общения;
    - развитие и укрепление дружбы,  добрососедства  и  культурного
сотрудничества с учетом общности судеб и культур народов республики
и всего Северо-Кавказского региона, исторических связей между ними;
    - признание  уникальности  многовекового  культурного  наследия
национальных групп;
    - взаимное    уважение   национально-культурной,   языковой   и
религиозной самобытности, юридического права на ее сохранение;
    - учреждать,  по  мере  необходимости,  в установленном порядке
средства массовой информации,  получать и распространять через  них
информацию на национальном (родном) языке;
    - активизировать       работу       системы        образования,
социально-культурной  сферы  (библиотек,  музеев,  средств массовой
информации,  обществ и клубов) по  решению  проблем  возрождения  и
обслуживания национальных групп;
    - формировать чувства патриотизма и интернационализма;
    - сотрудничество   с  религиозными  объединениями,  служителями
культа,  выступающими за согласие, гуманизм и взаимопонимание между
народами.

             VI. ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

    Разработка программ          социально-экономического         и
национально-культурного  развития   народов   республики,   которые
обеспечат   объединение   усилий  органов  государственной  власти,
органов  местного  самоуправления   и   национальных   общественных
движений   в   достижении  общей  цели  улучшения  качества  жизни,
удовлетворения   национально-культурных   запросов   всех   народов
республики.

    Сферы деятельности государственных органов власти:
    - формирование на территории республики единого  экономического
пространства;
    - регулирование миграционных процессов в республике;
    - обеспечение  прав  человека  в  соответствии с международными
нормами,   Конституцией    Российской    Федерации,    Конституцией
Карачаево-Черкесской Республики;
    - обеспечение  соблюдения  законности,   охраны   правопорядка,
борьбы с преступностью;
    - формирование на территории республики единого информационного
пространства;
    - финансовое обеспечение научно-исследовательских работ.

    Сферы совместной деятельности:
    - всестороннее  сотрудничество  с  регионами России,  ближним и
дальним зарубежьем (национальные движения  и  организации  -  через
своих представителей,  предпринимателей, деятелей культуры в рамках
закона);
    - возрождение   и   развитие  национальных  школ,  преподавание
родного языка и обеспечение на его основе знаний истории и культуры
народов республики;
    - возрождение и развитие национальных культур;
    - охрана   окружающей   среды,   перенос  экологически  вредных
объектов, перестройка их технологии;
    - организация  и осуществление помощи неимущим слоям населения,
благотворительные акции.

    Сферы деятельности преимущественно национальных движений:
    - культурно-психологическое  и духовно-нравственное обеспечение
этнического  самосознания  (народное  право,   язык   и   культура,
праздники и обряды, семейное воспитание, общественная мораль);
    - устанавливать  на   основании   законодательства   Российской
Федерации  и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные
контакты  с  гражданами,  общественными  организациями  иностранных
государств.

               VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ

    К выполнению  соответствующих  задач,  изложенных  в Концепции,
привлекаются следующие структуры республики:
    Народное Собрание (парламент),  Правительство,  органы местного
самоуправления,  национальные движения,  объединения,  общественные
организации, зарегистрированные в министерстве юстиции республики.

Информация по документу
Читайте также