Расширенный поиск

Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.03.2000 № 32

 



                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
           ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29.03.2000                  г. Черкесск                        N 32

О проекте закона "О мировых судьях
Карачаево-Черкесской Республики"

    В соответствии со статьей 86  Конституции  Карачаево-Черкесской
Республики,    рассмотрев   проект   закона   "О   мировых   судьях
Карачаево-Черкесской Республики" Правительство Карачаево-Черкесской
Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

    1. Одобрить     проект     закона     "О     мировых     судьях
Карачаево-Черкесской Республики".

    2. Внести в порядке законодательной инициативы проект закона "О
мировых судьях  Карачаево-Черкесской  Республики"  на  рассмотрение
Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики.

    3. Назначить  представителем Правительства КЧР при рассмотрении
указанного проекта  закона  Министра  юстиции  Карачаево-Черкесской
Республики Найманова К.Х.


Заместитель Председателя Правительства
Карачаево-Черкесской Республики                         А.А.Катчиев











                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                       к проекту закона КЧР
        "О мировых судьях Карачаево-Черкесской Республики".

    Настоящий проект закона разработан на основании и во исполнение
федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".
    По своему  статусу  мировые  судьи   являются   судьями   общей
юрисдикции  субъектов  Российской  Федерации  (ст.  4  Федерального
конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"),
поэтому федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации"
предоставил широкую возможность субъекту  Федерации  в  определении
статуса,  дополнительных  гарантий и в целом деятельности института
мировых судей.
    В данном  законопроекте,  разработанном  Министерством  юстиции
Карачаево-Черкесской   Республики,   нашли   отражение    следующие
принципиальные положения:
    1. Из   предлагаемых   федеральным   законом   двух   вариантов
приведения  мирового  судьи  к  должности  в представленном проекте
закреплена процедура назначения мирового  судьи  на  эту  должность
Народным    Собранием    Карачаево-Черкесской    Республики   после
согласования с Главой КЧР.
    Данное предложение  обусловлено  тем,  что  депутаты  Народного
Собрания КЧР,  как  высшего  представительного  и  законодательного
органа   Республики,   являясь  носителями  властных  полномочий  и
непосредственными  выразителями   воли   избирателей,   практически
представляют  все социальные слои населения.  Более того,  подобный
подход снижает до минимума материальные затраты и делает  возможным
решение вопроса более оперативным.
    С другой стороны,  процедура назначения мирового судьи Народным
Собранием  КЧР  является  также  более  демократичной,  поскольку в
нынешних  условиях  выборная  должность  судьи  создает   опасность
появления   зависимости   от  тех,  кто  выделяет  средства  на  их
предвыборную кампанию.
    Согласование с Главой Республики необходимо,  прежде всего, для
обеспечения взаимодействия и согласованности между ветвями  власти,
а  также в связи с тем,  что Глава Республики в соответствии со ст.
63   Конституции    КЧР    будучи    высшим    должностным    лицом
Карачаево-Черкесской   Республики,  является  гарантом  Конституции
Республики.
    2. В  число  дополнительных  требований  к кандидатуре мирового
судьи включено,  что мировым судьей Карачаево-Черкесской Республики
может   быть   гражданин   Российской   Федерации,   постоянно  или
преимущественно  проживающий  на  территории   Карачаево-Черкесской
Республики  не  менее  пяти  лет.  Данное требование представляется
оправданным  в  условиях  слабо  контролируемой  миграции,  сложной
социально-политической  обстановки в регионе и Республике,  а также
позволяет уменьшить проблемы социального обустройства и обеспечения
жильем мировых судей.
    3. Установление срока первоначального назначения  на  должность
мирового  судьи  -  5  лет,  повторного  и  последующего  -  10 лет
обусловлено необходимостью приобретения опыта практической  работы,
который за более короткий период времени не может быть наработан, а
также   для   формирования   более   конструктивного   подхода    к
осуществлению своих обязанностей. В случае выявления несоответствия
занимаемой  должности,  совершения  проступка,  несовместимого   со
статусом  судьи,  вопрос  приостановления  или  лишения  полномочий
решается в порядке,  предусмотренном для  федеральных  судей  обшей
юрисдикции,  что,  в  свою очередь,  также способствует обеспечению
мировому судье гарантии независимости.
    4. Возложение    данным   проектом   закона   обязанностей   по
материально-техническому обеспечению  деятельности  мировых  судей,
определению структуры и штатного расписания аппаратов мировых судей
на органы юстиции  соответствует  ст.  10  Федерального  закона  "О
мировых судьях в Российской Федерации". Орган юстиции, обладающий в
этом  вопросе  достаточным  опытом  и  квалифицированными  кадрами,
определен  данным проектом как уполномоченный орган.  Во-первых,  в
силу прямого указания в федеральном законе.  Во-вторых,  в связи со
своим статусом территориального органа, имеющего двойное подчинение
и спецификой  своей  деятельности,  выражающейся  в  обеспечении  в
Республике единства правотворческой и правоприменительной практики.
Здесь  также  следует  иметь  в  виду,  что   при   таком   подходе
организационно значительно облегчиться решение вопросов,  связанных
с охраной судьи,  осуществлением приводов по его поручению, а также
исполнения принятых ими решений.
    Возможность возложения данных полномочий на управления (отделы)
Судебного департамента при Верховном суде РФ также рассматривалась.
Однако,  такое решение входит в прямое противоречие  с  федеральным
законодательством. В соответствии со своим статусом территориальное
управление  (отдел)  Судебного  департамента  является  федеральным
государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение
деятельности федеральных судов общей юрисдикции  и,  следовательно,
не    входит    в    систему    органов    государственной   власти
Карачаево-Черкесской  Республики.  Также  следует   отметить,   что
созданные в 1998 году территориальные органы Судебного департамента
еще  не  обладают  достаточным  опытом   практической   работы   и,
естественно,  не  готовы  к созданию дееспособной системы института
мировых судей.
    5. Принятие данного законопроекта и связанное с этим введение в
Республике  функционирование  института  мировых  судей   потребует
дополнительных  финансовых  затрат из республиканского бюджета,  но
значительная часть средств (заработная плата и  социальные  выплаты
мировым   судьям)   будет   поступать  по  целевому  назначению  из
федерального бюджета.  Их распределение предполагается осуществлять
управлению Судебного департамента при Верховном суде РФ в КЧР через
Министерство юстиции Карачаево-Черкесской Республики,  создавая тем
самым   единую   систему   финансового  и  материально-технического
обеспечения деятельности мировых судей.


Министр                                               К.Х. Найманов





                                                             ПРОЕКТ

                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

               Закон Карачаево-Черкесской Республики

        "О мировых судьях Карачаево-Черкесской Республики"

    Настоящий закон направлен на реализацию в  Карачаево-Черкесской
Республике  положений  о полномочиях,  порядке деятельности мировых
судей и порядке создания должностей  мировых  судей,  установленных
Конституцией   Российской  Федерации,  Федеральным  конституционным
законом  "О   судебной   системе   Российской   Федерации",   иными
федеральными  конституционными  законами,  Федеральным  законом  "О
мировых  судьях",   а   также   Конституцией   Карачаево-Черкесской
Республики.

              Глава 1. Основы статуса мировых судей.

Ст. 1. Мировые судьи Карачаево-Черкесской Республики.

l. Мировые  судьи  Карачаево-Черкесской Республики (далее - мировые
   судьи)    являются   судьями   общей    юрисдикции    Карачаево-
   Черкесской  Республики   как   субъекта   Российской   Федерации
   и входят  в  единую  судебную  систему  Российской  Федерации.

2. Порядок    назначения    и    деятельность   мировых   судей   в
   Карачаево-Черкесской  Республике   устанавливается   Федеральным
   законом "О мировых судьях", настоящим  Законом и иными  законами
   Карачаево-Черкесской Республики.
3. Мировые   судьи   осуществляют   правосудие   именем  Российской
   Федерации. Порядок  осуществления  правосудия  мировыми  судьями
   устанавливается  федеральными  законами;  в   части,  касающейся
   осуществления  правосудия   по   делам    об    административных
   правонарушениях, устанавливается также законом Карачаево-
   Черкесской  Республики.
4. Вступившие в законную силу постановления мировых судей,  а также
   их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие
   обращения  являются  обязательными  для   всех   без  исключения
   федеральных    органов    государственной    власти,     органов
   государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и  других
   субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
   общественных   объединений,   должностных   лиц,   физических  и
   юридических лиц  и  подлежат неукоснительному исполнению на всей
   территории Российской Федерации. Вмешательство в отправление
   правосудия, покушение на личную  неприкосновенность, достоинство
   и безопасность мирового судьи,  а  также  проявление  неуважения
   к  мировому   судье   влекут   ответственность,  предусмотренную
   федеральными законами.

Ст. 2. Гарантии статуса мирового судьи.

1. На мировых судей и членов  их  семей  распространяются  гарантии
   независимости    судей,   их    неприкосновенности,   а    также
   материального  обеспечения  и  социальной защиты,  установленные
   Законом  Российской  Федерации  "О  статусе  судей  в Российской
   Федерации"
2. На  мировых  судей  и  членов их семей распространяются гарантии
   материального  обеспечения  и  социальной  защиты, установленные
   законом  Карачаево-Черкесской   Республики  "О   государственной
   службе  Карачаево-Черкесской  Республике"  для   государственных
   служащих  Карачаево-Черкесской  Республики  категории "А", в той
   части,  в  какой данные гарантии  не  предусмотрены  федеральным
   законодательством, либо  предусмотрены,  но  в  меньшем  объеме,
   чем   это   определено   законодательством  Карачаево-Черкесской
   Республики.
3. Законами Карачаево-Черкесской Республики  мировым  судьям  могут
   быть    установлены    дополнительные   гарантии   материального
   обеспечения и социальной  защиты.
4. Мировые  судьи  входят  в  судейское сообщество и обладают всеми
   правами его членов.

Ст. 3. Компетенция мировых судей.

1. Мировые судьи осуществляют свою деятельность  в  пределах  своей
   компетенции,  определяемой   статьей  3  Федерального  закона "О
   мировых судьях в Российской Федерации".
2. Мировые   судьи   рассматривают   дела   по   вновь  открывшимся
   обстоятельствам  в  отношении  решений, принятых  ими  в  первой
   инстанции и вступивших в законную силу.
3. Судопроизводство по уголовным,  гражданским  делам  и  делам  об
   административных правонарушениях осуществляется  мировым  судьей
   единолично, в  порядке,  установленном  уголовно-процессуальным,
   гражданско-процессуальным      законодательством      Российской
   Федерации,      а       также     административно-процессуальным
   законодательством  Российской  Федерации и  Карачаево-Черкесской
   Республики.

    Глава 2. Порядок осуществления деятельности мировых судей.

Ст. 4. Границы территориальной юрисдикции мирового судьи.

1. Мировой судья осуществляет правосудие в  границах  закрепленного
   за ним судебного участка.  Количество  судебных  участков должно
   соответствовать количеству мировых судей.
2. Изменение  границ  территориальной юрисдикции возможно только по
   основаниям, предусмотренным статьей 9 настоящего Закона.
3. Территории  судебных  участков  совпадают  с  границами судебных
   районов  соответствующих  федеральных  районных   судов    общей
   юрисдикции.
4. Районный  суд  является  непосредственно  вышестоящей   судебной
   инстанцией   по  отношению  к  мировым  судьям,  действующим  на
   территории соответствующего судебного района.

Ст. 5. Судебные участки.

1. Общее количество судебных  участков  и  число  мировых  судей  в
   Карачаево-Черкесской Республике определяется федеральным законом
   по  законодательной  инициативе  Народного  Собрания  Карачаево-
   Черкесской   Республики,   согласованной   с   Верховным   Судом
   Российской Федерации.
2. Судебные   участки   и   должности  мировых  судей  создаются  и
   упраздняются законом Карачаево-Черкесской Республики.
3. Судебные        участки        создаются        в       границах
   административно-территориального  деления   Карачаево-Черкесской
   Республики  из расчета численности населения на участке от 15 до
   30    тысяч    человек.    В     административно-территориальных
   образованьях  с   численностью  населения  менее  15  тысяч
   человек  создается  один  судебный участок.
4. Судебный  участок  или  должность  мирового  судьи не могут быть
   упразднены, если  отнесенные  к компетенции этого мирового судьи
   дела не  были  одновременно  переданы в юрисдикцию другого судьи
   или суда.

Ст. 6. Требования, предъявляемые к мировому судье.

1. Мировым  судьей  может  быть  гражданин  Российской   Федерации,
   постоянно  или   преимущественно   проживающий   на   территории
   Карачаево-Черкесской  Республики не  менее  пяти  лет, достигший
   25-летнего  возраста,  имеющий  высшее  юридическое образование,
   стаж  работы  по  юридической  профессии  не менее пяти лет,  не
   совершивший  порочащих  его поступков, сдавший  квалификационный
   экзамен  и получивший рекомендацию  квалификационной    коллегии
   судей Карачаево-Черкесской Республики.
2. Допуск к сдаче квалификационного экзамена на должность  мирового
   судьи получают кандидаты, прошедшие отборочный конкурс.  Конкурс
   проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, с
   учетом требований, предусмотренных в части 1 настоящей статьи, в
   порядке,   установленном   Министерством   юстиции    Карачаево-
   Черкесской Республики.  Каждый  кандидат обязан подать заявление
   о согласии на проверку  сведений, изложенных им в представленных
   документах.
3. Экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на
   должность мирового  судьи  создается  при  Министерстве  юстиции
   Карачаево-Черкесской Республики из числа наиболее опытных судей,
   работников  органов  юстиции, прокуратуры,  других   юридических
   органов  и  учреждений.  Экзаменационная    комиссия   действует
   на   основании   положения,  утверждаемого Министерством юстиции
   Карачаево-Черкесской  Республики.
4. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации
   квалификационной коллегии судей Карачаево-Черкесской  Республики
   освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности федерального
   судьи не менее пяти лет, при наличии заключения квалификационной
   коллегии  судей  Карачаево-Черкесской  Республики о  возможности
   исполнять обязанности мирового судьи.
5. Мировой  судья не вправе быть депутатом представительных органов
   государственной власти или  органов   местного   самоуправления,
   принадлежать к политическим партиям  и  движениям,  осуществлять
   предпринимательскую деятельность, а также  совмещать  работу   в
   должности  мирового судьи с  другой оплачиваемой работой,  кроме
   преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Ст. 7. Порядок назначения на должность мирового судьи.

    Мировые судьи  назначаются  на  должность  Народным   Собранием
Карачаево-Черкесской      Республики      с      согласия     Главы
Карачаево-Черкесской Республики по представлению  Министра  юстиции
Карачаево-Черкесской     Республики     на     основании    решения
квалификационной коллегии судей Карачаево-Черкесской Республики.

Ст. 8. Срок полномочий мирового судьи.

1. Мировой судья назначается на должность на пять лет. По истечении
   указанного   срока   лицо,  занимавшее должность мирового судьи,
   вправе   снова   выдвинуть   свою  кандидатуру  для   назначения
   на   данную  должность.
2. При повторном и последующем  назначении  на  должность  мирового
   судьи, мировой судья назначается на десять лет.

Ст. 9. Замещение отсутствующего мирового судьи.

    В случае  временного  отсутствия   мирового   судьи   судебного
участка,  председатель  соответствующего  районного  суда  передает
дела,  находящиеся в производстве мирового судьи или поступающие на
рассмотрение  указанного  мирового  судьи,  другому  мировому судье
ближайшего судебного участка,  либо  Принимает  их  к  производству
данного районного суда.

Ст. 10. Прекращение и приостановление полномочий мирового судьи.

1. Полномочия мирового судьи прекращаются по  истечении  срока,  на
   который   он   был   назначен,  либо  в   случаях  и  в порядке,
   установленных  Законом  Российской Федерации  "О  статусе  судей
   в   Российской  Федерации".
2. Полномочия мирового судьи  могут  быть  приостановлены  решением
   квалификационной   коллегии  Карачаево-Черкесской  Республики  в
   случаях  и  порядке,  установленных Законом Российской Федерации
   "О  статусе  судей в Российской Федерации".

         Глава 3. Обеспечение деятельности мировых судей.

Ст. 11. Аппарат мирового судьи.

1. Аппарат  мирового  судьи  обеспечивает  его работу.  Структура и
   штатное расписание  аппарата  мирового   судьи   устанавливаются
   Министерством юстиции Карачаево-Черкесской Республики.
2. Работники  аппарата  мирового  судьи  являются  государственными
   служащими     государственной    службы     Карачаево-Черкесской
   Республики.

Ст. 12. Финансирование и материально-техническое
        обеспечение деятельности мирового судьи.

1. Финансирование  расходов  на  заработную  плату  мировых судей и
   социальные выплаты,  предусмотренные  для   судей   федеральными
   законами,  осуществляется  из федерального  бюджета  Управлением
   Судебного департамента при Верховном Суде  Российской  Федерации
   в Карачаево-Черкесской Республике через   Министерство   юстиции
   Карачаево-Черкесской Республики.  Должностной оклад мирового
   судьи устанавливается  Федеральным законом "О мировых  судьях  в
   Российской Федерации"
2. финансирование    расходов,    необходимых    для    обеспечения
   деятельности мировых  судей, осуществляется из  республиканского
   бюджета  в  пределах  средств,   предусмотренных  в  бюджете  на
   указанные цели, и указывается I отдельной строкой.
3. Материально-техническое  обеспечение  деятельности мировых судей
   осуществляется   Министерством   юстиции    Карачаево-Черкесской
   Республики.

Ст. 13. Размещение мирового судьи и его аппарата.

1. Мировой  судья  и  его  аппарат размещаются в надлежащем для его
   деятельности   и   доступном   для   населения судебного участка
   помещении,    соответствующем      нормам        процессуального
   законодательства Российской  Федерации, регламентирующим порядок
   отправления правосудия.
2. Место размещения мирового  судьи  и  его  аппарата  определяется
   территориальными      органами       исполнительной       власти
   Карачаево-Черкесской  Республики    или    органами     местного
   самоуправления   по    согласованию   с  Министерством   юстиции
   Карачаево-Черкесской Республики.

Ст. 14. Символы судебной власти.

1. В помещении,  предусмотренном  для  размещения  мирового  судьи,
   помещается   государственный   флаг   Российской   Федерации   и
   изображение   государственного  верба  Российской  Федерации,  а
   также флаг и  изображение герба Карачаево-Черкесской Республики.
2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии.
3. Мировой   судья   имеет   удостоверение,   являющееся   основным
   документом,  подтверждающим его личность и полномочия. Положение
   об  удостоверении   мирового  судьи,   его  образец  и  описание
   утверждаются   Министерством    юстиции     Карачаево-Черкесской
   Республики.

Ст. 15. Расходы по реализации настоящего Закона.

1. В  республиканском  бюджете  предусматривается выделение средств
   Министерству  юстиции  Карачаево-Черкесской    Республики    для
   финансирования  отдела,  осуществляющего материально-техническое
   обеспечение мировых судей,  а  также  иные  функции,  отнесенные
   настоящим  законом   к    компетенции    Министерства    юстиции
   Карачаево-Черкесской Республики.
2. Положение    об    отделе    утверждается    Министром   юстиции
   Карачаево-Черкесской Республики.

        Глава 4. Заключительные и переходные положения.

Ст. 16. Вступление в силу настоящего Закона.

    Настоящий Закон  вступает  в  силу  со  дня  его   официального
опубликования.

Ст.17. Рассмотрение дел до назначения мировых судей на должность.

    Установить, что  до назначения на должность мировых судей дела,
относяшиеся к компетенции мировых судей,  рассматриваются районными
(городскими) судами.


    Проект доработан с учетом замечаний и предложений,  высказанных
на заседании Правительства КЧР 29.03.2000 г.


Министр юстиции
Карачаево-Черкесской Республики                       К.Х. Найманов

03.04.2000 г.


Информация по документу
Читайте также