Расширенный поиск
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.03.2004 № 48РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 22.03.2004 г. Черкесск N 48 О концепции развития договорного регулирования трудовых отношений в Карачаево-Черкесской Республике В соответствии со статьей 24 Трудового кодекса Российской Федерации, в целях развития договорного регулирования трудовых отношений в Карачаево-Черкесской Республике Правительство Карачаево-Черкесской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить Концепцию развития договорного регулирования трудовых отношений в Карачаево-Черкесской Республике (далее - Концепция), одобренную республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально трудовых отношений согласно приложению. 2. Руководителям органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики: 2.1. Рассмотреть Концепцию и определить свое участие в развитии договорного регулирования трудовых отношений в отраслях, территориях, организациях. О принятых решениях проинформировать Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики до 1 мая 2004 года. 2.2. Принять меры по выполнению обязательств, включенных в действующие республиканское трехстороннее, отраслевые тарифные, территориальные и иные соглашения. 2.3. Оказывать содействие в формировании и организации работы отраслевых и территориальных объединений работодателей. 3. Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики: 3.1. Установить контроль за реализацией Концепции. Представлять в Правительство Карачаево-Черкесской Республики аналитический доклад о состоянии в республике социального партнерства в сфере трудовых отношений, отражающий ход реализации концепции ежегодно в 1 квартале. 3.2. Обеспечить координацию разработки предусмотренных Концепцией законопроектов, других нормативных правовых актов. 3.3. Оказывать практическую помощь органам исполнительной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики в развитии договорного регулирования трудовых отношений в республике. 3.4. Провести в 2004 году республиканскую научно-практическую конференцию по проблемам развития социального партнерства в республике. 4. Управлению по информационной политике Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики с участием Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики регулярно освещать в средствах массовой информации развитие системы социального партнерства, ход выполнения коллективных договоров и соглашений, заключаемых в рамках договорного регулирования трудовых отношений. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Суюнова Д.Ю. Председатель Правительства Р.О. Казаноков Карачаево-Черкесской Республики Приложение к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.03.2004 N 48 КОНЦЕПЦИЯ развития договорного регулирования трудовых отношений в Карачаево-Черкесской Республике I. Содержание проблемы В условиях становления рыночных отношений происходит снижение регулирующего воздействия на сферу труда со стороны государства, отход от командно-административного управления экономикой и перенос центра тяжести в решении абсолютного большинства проблем непосредственно в организации, отрасли экономики, в регионы. В этой связи особое значение приобретает договорное регулирование трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства как особый тип социально-трудовых отношений, как практически единственный признанный в мире инструмент достижения сбалансированности интересов органов власти, работодателей и работников на основе их равноправного сотрудничества, как один из элементов государственной социальной политики в процессе трудовых отношений, как путь предотвращения и разрешений противоречий, неизбежно возникающих в сфере труда. Целью настоящей Концепции является анализ накопленного опыта в организации партнерских отношений в республике, установление причин, сдерживающих развитие в республике основных форм социального партнерства, определение путей развития договорного регулирования трудовых отношений. II. Состояние договорного регулирования трудовых отношений в республике и причин, сдерживающих его развитие. Договорное регулирование трудовых отношений в республике имеет определенное развитие. Основной формой социального партнерства стали коллективные договоры, заключаемые в организациях, республиканские отраслевые тарифные, территориальные (районные, городские) соглашения. На начало 2004 года в республике действовало 767 коллективных договоров, что составляет 55% от числа организаций, где по оценке Министерства труда и социального развития Российской Федерации целесообразно их заключение, действовали 20 отраслевых тарифных соглашений, 8 районных и городских соглашений, республиканское трехстороннее соглашение. Большая часть коллективных договоров заключена на государственных и муниципальных унитарных предприятиях 58% и 63% соответственно. Меньше всего коллективных договоров заключается на малых предприятиях и в организациях частной формы собственности 2%. На всех уровнях социального партнерства созданы двухсторонние и трехсторонние комиссии как органы, которые ведут коллективные переговоры и подготавливают соглашения и коллективные договоры, осуществляют контроль достигнутых договоренностей, рассматривают другие актуальные вопросы социально-экономического характера, требующие согласованных решений и действий сторон. Сформировался порядок уведомительной регистрации соглашений, коллективных договоров на республиканском уровне, в районах и городах республиканского значения. При разработке коллективных договоров и соглашений учитываются основные положения, принципы и организационная структура социального партнерства, закрепленные в Конституции Российской Федерации, конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О коллективных договорах и соглашениях", законе Карачаево-Черкесской Республики "О социальном партнерстве", других нормативных правовых актах, регулирующих трудовые отношения, в Концепции становления и развития системы социального партнерства в Российской Федерации, принятой в 1996 году Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Проводимая работа в рамках подготовки, заключения и реализации соглашений и коллективных договоров позитивно влияет на социально-экономическую обстановку в республике. Опыт договорного регулирования трудовых отношений сложился в ряде предприятий республики. В августе 2003 года в соответствии со статьей 407 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Карачаево-Черкесской Республики возложило на Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики функции по разрешению коллективных трудовых споров в республике путем организации содействия в проведении примирительных процедур и участия в них во взаимодействии с органами исполнительной власти и местного самоуправления, представителями работников и работодателей. Однако есть причины, сдерживающие развитие договорного регулирования трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства в республике. Процессы реструктуризации экономики, ликвидации государственного монополизма, акционирование предприятий и развитие частного предпринимательства, медленное осуществление при этом экономических и правовых преобразований привели к нарушениям финансово-банковской деятельности, массовым взаимным неплатежам, в том числе из бюджетов всех уровней, неправомерному развитию бартерных операций, длительной задержке выплаты заработной платы, другим проявлениям, создающим непредсказуемые условия работы работодателям и работникам. Медленно формируются и развиваются стороны социального партнерства. Так, профсоюзные органы созданы примерно в 1120 организациях, что составляет 16% от организаций, где применяется наемный труд, а коллективные договоры заключаются лишь на трех из пяти организаций, в которых действуют профсоюзные органы. Не создаются органы общественной самодеятельности для обеспечения представительства работников при ведении коллективных переговоров в организациях, в которых отсутствуют профсоюзные организации. Профсоюзные органы, участвующие в заключении территориальных соглашений, нередко уполномочены лишь частью работников, иногда незначительной. В отраслях, районах и городах республики практически отсутствуют легитимные органы, представляющие работодателей, нет единого подхода к их формированию и организации их деятельности. В результате на территориальном уровне сторона работодателей в лучшем случае формируется, как правило, волевыми решениями или вообще отсутствует, а в отраслях функции работодателей часто принимают на себя министерства, другие органы исполнительной власти, что не всегда соответствует сути рыночных условий развития экономики, требованиям Трудового кодекса Российской Федерации. Содержание коллективных договоров и соглашений в ряде случаев носит общий характер. Оно не всегда увязывается с проблемами и особенностями деятельности конкретных организаций, отраслей, территорий, нередко ориентировано преимущественно на предоставление социальных гарантий работающим, членам их семей в зависимости от финансовых возможностей организаций. При этом недостаточно прорабатываются вопросы стоимости рабочей силы, охраны и создания условий труда, обеспечения гарантий занятости работающим на случай их возможного высвобождения. Не используются возможности регулирующего воздействия коллективных договоров и соглашений на деятельность организаций. Отсутствует необходимая правовая база социального партнерства. Нет нормативных актов о порядке формирования, деятельности и полномочиях, отраслевых и территориальных двух- и трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, взаимодействии таких комиссий, функционирующих на различных уровнях социального партнерства. Требуют уточнения представительство отраслевых и межотраслевых органов исполнительной власти в соглашениях, распространение действия заключенных соглашений, порядок присоединения к действующим соглашениям. В вузах и научных учреждениях республики практически не ведутся разработки проблемы коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Недостаточно популяризуется роль и содержание социального партнерства, обобщается и распространяется опыт партнерских отношений в сфере труда. Не организовано краткосрочное обучение организаторов социального партнерства. Практическая помощь в этом направлении ограничивается рекомендациями, разрабатываемыми органами по труду либо профсоюзными структурами. III. Пути развития договорного регулирования трудовых отношений в республике. Развитие договорного регулирования трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства в республике должно привести к осуществлению заинтересованными органами и организациями согласованных действий, направленных на расширение сферы влияния договорного регулирования трудовых отношений, выработку системы мер по организационно-правовому, научно-методическому, информационному и финансовому обеспечению этой работы. 1. Совершенствование организационно-правового обеспечения. Дальнейшее развитие многоуровневой системы социального партнерства в республике следует продолжить в рамках организационной структуры, добиваясь заключения коллективных договоров во всех организациях, где применяется наемный труд, территориальных соглашений - во всех районах и городах республики, отраслевых тарифных соглашений - в отраслях экономики республики, городов, районов, согласно приложению к Концепции. Необходимо активизировать работу уже действующих объединений работодателей, а также ускорить при содействии органов исполнительной власти республики в территориях и отраслях экономики республики новых союзов, ассоциаций, иных объединений работодателей, наделенных полномочиями через своих представителей участвовать в работе двух- и трехсторонних комиссий по ведению коллективных переговоров, подготовке и заключению соглашений, контролю за их реализацией. При этом на республиканском уровне следует обеспечить взаимодействие и консолидацию усилий всех объединений работодателей по развитию договорного регулирования трудовых отношений. Актуальной задачей является уточнение порядка наделения полномочиями органов, представляющих интересы работников в районах и городах при ведении переговоров и заключении территориальных соглашений. Развитие партнерства требует разработки рекомендаций по формированию и юридическому оформлению органов общественной самодеятельности как возможной стороны социального партнерства, представляющей интересы работников в организациях. Для повышения эффективности переговорного процесса и контроля за реализацией достигнутых договоренностей необходимо практиковать создание в рамках двух- и трехсторонних комиссий рабочих групп, перечень которых соответствует основным разделам заключенных соглашений. Система социального партнерства должна представлять собой целостный механизм реализации социально-экономической политики. Для этого следует обеспечить взаимоувязку содержания соглашений различных уровней, опережение по срокам заключения республиканского соглашения между Правительством Карачаево-Черкесской Республики, республиканским объединением организаций профсоюзов и республиканскими объединениями работодателей. Учитывая расширение полномочий субъектов Российской Федерации в проведении региональной социально-экономической политики, в республиканском трехстороннем, республиканских, районных, городских отраслевых тарифных, территориальных соглашениях должны предусматриваться элементы тарифного регулирования оплаты труда, минимальные объемы работы по улучшению условий, охраны труда, аттестации рабочих мест, созданию и сохранению рабочих мест, обеспечению занятости населения, социальной защите населения. Развитие социального партнерства требует принятия на республиканском уровне законов о республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, тарифном регулировании оплаты труда в Карачаево-Черкесской Республике. Требуют уточнения механизмы контроля исполнения обязательств, включенных в соглашения, распространения действия заключенных соглашений на работодателей, не участвовавших в заключении соглашений и не делегировавших свои полномочия на их заключение, проведения уведомительной регистрации соглашений и коллективных договоров в республике, участия министерств, управлений, комитетов Карачаево-Черкесской Республики при заключении республиканских отраслевых тарифных соглашений, порядок разработки и принятия республиканского трехстороннего, республиканских, районных, городских отраслевых (межотраслевых) тарифных и территориальных соглашений. 2. Совершенствование научно-методического и информационного обеспечения. Для дальнейшего развития партнерских отношений следует принять меры по привлечению вузов, учебно-методических центров республики к выполнению исследований по проблеме социального партнерства в трудовых отношениях, разработке методик, положений, рекомендаций, пособий по организации социального партнерства, ведению коллективных переговоров, по подготовке, заключению и выполнению коллективных договоров и соглашений. Необходимо ввести в практику проведение республиканских научно-практических конференций, семинаров, "круглых столов", рабочих совещаний по проблемам договорного регулирования трудовых отношений с приглашением федеральных органов исполнительной власти, профсоюзов и их объединений, ученых, практиков из других регионов страны. Одной из главных и первоочередных задач является организация краткосрочного обучения представителей работодателей и работников - организаторов социального партнерства на предприятиях и в учреждениях, отраслях, на территориях, координаторов двух- и трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. В качестве практических пособий должны разрабатываться рекомендации по содержанию основных разделов коллективных договоров и соглашений. Для распространения опыта договорного регулирования трудовых отношений следует сформировать систему базовых центров в районах, городах, отраслях экономики республики, в организациях, а также направлять в районы и города краевого значения сводные консультационные группы. В целях информационного обеспечения развития договорного регулирования трудовых отношений необходимо организовать выступления руководителей и специалистов органов по труду, профсоюзных деятелей, работодателей и работников организаций, дискуссии о путях развития социального партнерства и достигнутых результатах в средствах массовой информации. Необходимо осуществлять выпуск экспресс-информаций с обобщением опыта работы. Органу исполнительной власти по труду Карачаево-Черкесской Республики ежегодно представлять в Правительство Карачаево-Черкесской Республики аналитический доклад о состоянии социального партнерства и урегулирования коллективных трудовых споров в Карачаево-Черкесской Республике. Следует уделять внимание изучению судебной практики разрешения конфликтов, связанных с процессами заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в республике. 3. Совершенствование финансового обеспечения. В целях материально-технического обеспечения коллективно-договорного процесса, функционирования органов социального партнерства предстоит определить источники финансирования, которыми должны быть сами стороны социального партнерства. Порядок участия в финансировании должен определяться в заключенных договорах и соглашениях с учетом статьи 9 Федерального закона "О коллективных договорах и соглашениях" Глава Администрации Президента - Управляющий Делами Президента и Правительства КЧР М.А. Каракетов Приложение к Концепции развития договорного регулирования трудовых отношений в Карачаево-Черкесской Республике ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА системы социального партнерства в Карачаево-Черкесской Республике --------------------------------------------------------------------------------------- | Уровни | Виды соглашений| Участники соглашений | | социального | | | | партнерства | | | -----------------|----------------|---------------------------------------------------- | Республиканский| Республиканское| Республиканские| Республиканские| Правительство | | уровень | трехстороннее | объединения | объединения | Карачаево- | | | соглашение | организаций | работодателей | Черкесской | | | | профсоюзов | | Республики | | -----------------|---------------------------------|------------------ | | Республиканские| Республиканские| Республиканские| Республиканские | | | отраслевые | организации | отраслевые | министерства, | | | тарифные | Профсоюзов | объединения | комитеты, | | | соглашения | | работодателей | управления. | -----------------|---------------------------------|----------------------------------- | Территориальный| Районные, | Территориальные| Территориальные| Территориальные | | уровень | городские | объединения | объединения | районные | | (районы, города| соглашения | организаций | работодателей | государственные | | республиканског| | профсоюзов | | администрации, | | о значения) | | | | администрации | | | | | | городов | | | | | | республиканского| | | | | | значения | | -----------------|---------------------------------|------------------ | | Районные, | Районные, | Районные, | Районные, | | | городские | городские | городские | городские | | | отраслевые | организации | отраслевые | управления, | | | тарифные | профсоюзов | объединения | отделы | | | соглашения | | работодателей | | -----------------|---------------------------------|----------------------------------- | Организация | Коллективный | Профсоюзный | работодатель | | | | договор | комитет, либо| | | | | | орган | | | | | | общественной | | | | | |самодеятельности| | | --------------------------------------------------------------------------------------- Глава Администрации Президента - Управляющий Делами Президента и Правительства КЧР М.А. Каракетов Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|