Расширенный поиск

Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.03.2004 № 48

                                                                              



                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
           ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
                                                                             
                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ                                
                                                                             
22.03.2004                  г. Черкесск                        N 48
                                                                                 
О концепции  развития договорного
регулирования  трудовых отношений
в Карачаево-Черкесской Республике
                                                                                 
    В соответствии  со  статьей  24  Трудового  кодекса  Российской
Федерации,  в целях  развития  договорного  регулирования  трудовых
отношений    в    Карачаево-Черкесской   Республике   Правительство
Карачаево-Черкесской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
    1. Утвердить  Концепцию  развития   договорного   регулирования
трудовых  отношений  в  Карачаево-Черкесской  Республике  (далее  -
Концепция),  одобренную республиканской трехсторонней комиссией  по
регулированию социально трудовых отношений согласно приложению.
    2. Руководителям      органов       исполнительной       власти
Карачаево-Черкесской Республики:
    2.1. Рассмотреть Концепцию и определить свое участие в развитии
договорного    регулирования   трудовых   отношений   в   отраслях,
территориях, организациях.
    О принятых   решениях  проинформировать  Министерство  труда  и
социального развития Карачаево-Черкесской Республики до 1 мая  2004
года.
    2.2. Принять меры  по  выполнению  обязательств,  включенных  в
действующие  республиканское  трехстороннее,  отраслевые  тарифные,
территориальные и иные соглашения.
    2.3. Оказывать  содействие  в формировании и организации работы
отраслевых и территориальных объединений работодателей.
    3. Министерству      труда      и      социального     развития
Карачаево-Черкесской Республики:
    3.1. Установить контроль за реализацией Концепции. Представлять
в  Правительство  Карачаево-Черкесской   Республики   аналитический
доклад  о  состоянии  в  республике социального партнерства в сфере
трудовых отношений,  отражающий ход реализации концепции ежегодно в
1 квартале.
    3.2. Обеспечить    координацию    разработки    предусмотренных
Концепцией законопроектов, других нормативных правовых актов.
    3.3. Оказывать  практическую  помощь   органам   исполнительной
власти  и органам местного самоуправления муниципальных образований
Карачаево-Черкесской    Республики    в    развитии     договорного
регулирования трудовых отношений в республике.
    3.4. Провести в 2004 году  республиканскую  научно-практическую
конференцию   по   проблемам  развития  социального  партнерства  в
республике.
    4. Управлению   по   информационной   политике   Президента   и
Правительства   Карачаево-Черкесской    Республики    с    участием
Министерства  труда  и  социального  развития  Карачаево-Черкесской
Республики  регулярно  освещать  в  средствах  массовой  информации
развитие    системы   социального   партнерства,   ход   выполнения
коллективных  договоров  и   соглашений,   заключаемых   в   рамках
договорного регулирования трудовых отношений.
    5. Контроль за выполнением настоящего  постановления  возложить
на   заместителя  Председателя  Правительства  Карачаево-Черкесской
Республики Суюнова Д.Ю.
                                                                                 
                                                                                 
Председатель Правительства                           Р.О. Казаноков
Карачаево-Черкесской Республики
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                             
                                                                             
                                    Приложение
                                    к постановлению Правительства
                                    Карачаево-Черкесской Республики
                                    от 22.03.2004 N 48

                             КОНЦЕПЦИЯ                                  
      развития договорного регулирования трудовых отношений в           
                  Карачаево-Черкесской Республике                       
                                                                             
                      I. Содержание проблемы                            

    В условиях  становления  рыночных отношений происходит снижение
регулирующего воздействия на сферу труда  со  стороны  государства,
отход от командно-административного управления экономикой и перенос
центра  тяжести   в   решении   абсолютного   большинства   проблем
непосредственно в организации, отрасли экономики, в регионы. В этой
связи особое значение приобретает договорное регулирование трудовых
отношений  на  всех  уровнях социального партнерства как особый тип
социально-трудовых   отношений,   как   практически    единственный
признанный   в   мире   инструмент   достижения  сбалансированности
интересов органов власти,  работодателей и работников на основе  их
равноправного сотрудничества, как один из элементов государственной
социальной  политики  в  процессе  трудовых  отношений,  как   путь
предотвращения  и разрешений противоречий,  неизбежно возникающих в
сфере труда. Целью настоящей Концепции является анализ накопленного
опыта   в   организации   партнерских   отношений   в   республике,
установление причин,  сдерживающих развитие в  республике  основных
форм    социального   партнерства,   определение   путей   развития
договорного регулирования трудовых отношений.
                                                                                 
    II. Состояние договорного регулирования трудовых отношений
         в республике и причин, сдерживающих его развитие.
                                                                             
    Договорное регулирование  трудовых отношений в республике имеет
определенное  развитие.  Основной  формой  социального  партнерства
стали    коллективные   договоры,   заключаемые   в   организациях,
республиканские  отраслевые  тарифные,  территориальные  (районные,
городские) соглашения. На начало 2004 года в республике действовало
767  коллективных  договоров,   что   составляет   55%   от   числа
организаций,   где  по  оценке  Министерства  труда  и  социального
развития  Российской   Федерации   целесообразно   их   заключение,
действовали   20  отраслевых  тарифных  соглашений,  8  районных  и
городских  соглашений,  республиканское  трехстороннее  соглашение.
Большая часть коллективных договоров заключена на государственных и
муниципальных унитарных  предприятиях  58%  и  63%  соответственно.
Меньше   всего   коллективных   договоров   заключается   на  малых
предприятиях и в организациях частной формы собственности 2%.
    На всех уровнях социального партнерства созданы двухсторонние и
трехсторонние  комиссии  как  органы,  которые  ведут  коллективные
переговоры  и  подготавливают  соглашения  и коллективные договоры,
осуществляют контроль  достигнутых  договоренностей,  рассматривают
другие   актуальные   вопросы  социально-экономического  характера,
требующие согласованных решений и действий сторон.
    Сформировался порядок  уведомительной  регистрации  соглашений,
коллективных договоров  на  республиканском  уровне,  в  районах  и
городах республиканского значения.
    При разработке коллективных договоров и соглашений  учитываются
основные    положения,   принципы   и   организационная   структура
социального  партнерства,  закрепленные  в  Конституции  Российской
Федерации,  конвенциях  и  рекомендациях  Международной организации
труда, Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О
коллективных договорах и соглашениях",  законе Карачаево-Черкесской
Республики "О социальном партнерстве",  других нормативных правовых
актах,  регулирующих трудовые отношения,  в Концепции становления и
развития системы социального партнерства  в  Российской  Федерации,
принятой   в   1996  году  Российской  трехсторонней  комиссией  по
регулированию социально-трудовых отношений.
    Проводимая работа в рамках подготовки,  заключения и реализации
соглашений   и   коллективных   договоров   позитивно   влияет   на
социально-экономическую  обстановку в республике.  Опыт договорного
регулирования  трудовых  отношений  сложился  в  ряде   предприятий
республики.
    В августе 2003 года в соответствии  со  статьей  407  Трудового
кодекса  Российской  Федерации  Правительство  Карачаево-Черкесской
Республики возложило на Министерство труда и  социального  развития
Карачаево-Черкесской  Республики функции по разрешению коллективных
трудовых  споров  в  республике  путем  организации  содействия   в
проведении   примирительных   процедур   и   участия   в   них   во
взаимодействии  с  органами  исполнительной   власти   и   местного
самоуправления, представителями работников и работодателей.
    Однако есть   причины,   сдерживающие   развитие    договорного
регулирования   трудовых  отношений  на  всех  уровнях  социального
партнерства в республике.
    Процессы реструктуризации         экономики,         ликвидации
государственного монополизма, акционирование предприятий и развитие
частного  предпринимательства,  медленное  осуществление  при  этом
экономических  и  правовых  преобразований  привели  к   нарушениям
финансово-банковской деятельности,  массовым взаимным неплатежам, в
том  числе  из  бюджетов  всех  уровней,  неправомерному   развитию
бартерных  операций,  длительной задержке выплаты заработной платы,
другим  проявлениям,  создающим  непредсказуемые   условия   работы
работодателям и работникам.
    Медленно формируются   и   развиваются   стороны    социального
партнерства.  Так,  профсоюзные  органы  созданы  примерно  в  1120
организациях,  что составляет 16%  от организаций,  где применяется
наемный  труд,  а коллективные договоры заключаются лишь на трех из
пяти  организаций,  в  которых  действуют  профсоюзные  органы.  Не
создаются  органы  общественной  самодеятельности  для  обеспечения
представительства работников при ведении коллективных переговоров в
организациях,   в   которых  отсутствуют  профсоюзные  организации.
Профсоюзные  органы,  участвующие  в   заключении   территориальных
соглашений,  нередко  уполномочены  лишь частью работников,  иногда
незначительной.
    В отраслях,    районах   и   городах   республики   практически
отсутствуют легитимные органы,  представляющие  работодателей,  нет
единого подхода к их формированию и организации их деятельности.  В
результате на территориальном уровне сторона работодателей в лучшем
случае  формируется,  как  правило,  волевыми  решениями или вообще
отсутствует,  а в отраслях функции работодателей часто принимают на
себя  министерства,  другие  органы  исполнительной власти,  что не
всегда соответствует  сути  рыночных  условий  развития  экономики,
требованиям Трудового кодекса Российской Федерации.
    Содержание коллективных договоров и соглашений в  ряде  случаев
носит  общий  характер.  Оно  не  всегда увязывается с проблемами и
особенностями  деятельности   конкретных   организаций,   отраслей,
территорий, нередко ориентировано преимущественно на предоставление
социальных гарантий работающим,  членам их семей в  зависимости  от
финансовых   возможностей   организаций.   При   этом  недостаточно
прорабатываются вопросы стоимости рабочей силы,  охраны и  создания
условий труда,  обеспечения гарантий занятости работающим на случай
их возможного высвобождения.
    Не используются     возможности    регулирующего    воздействия
коллективных договоров и соглашений на деятельность организаций.
    Отсутствует необходимая  правовая база социального партнерства.
Нет  нормативных  актов  о  порядке  формирования,  деятельности  и
полномочиях,  отраслевых  и  территориальных  двух- и трехсторонних
комиссий    по    регулированию    социально-трудовых    отношений,
взаимодействии таких комиссий, функционирующих на различных уровнях
социального  партнерства.   Требуют   уточнения   представительство
отраслевых   и   межотраслевых   органов  исполнительной  власти  в
соглашениях,  распространение  действия   заключенных   соглашений,
порядок присоединения к действующим соглашениям.
    В вузах и научных учреждениях республики практически не ведутся
разработки  проблемы коллективно-договорного регулирования трудовых
отношений.   Недостаточно   популяризуется   роль   и    содержание
социального   партнерства,   обобщается   и  распространяется  опыт
партнерских отношений в сфере труда.  Не организовано краткосрочное
обучение организаторов социального партнерства. Практическая помощь
в этом направлении ограничивается рекомендациями,  разрабатываемыми
органами по труду либо профсоюзными структурами.
                                                                                 
       III. Пути развития договорного регулирования трудовых
                      отношений в республике.

    Развитие договорного регулирования трудовых отношений  на  всех
уровнях  социального  партнерства  в  республике  должно привести к
осуществлению   заинтересованными    органами    и    организациями
согласованных  действий,  направленных  на расширение сферы влияния
договорного регулирования трудовых отношений, выработку системы мер
по организационно-правовому,  научно-методическому, информационному
и финансовому обеспечению этой работы.

    1. Совершенствование организационно-правового обеспечения.

    Дальнейшее развитие    многоуровневой    системы    социального
партнерства    в    республике    следует   продолжить   в   рамках
организационной  структуры,   добиваясь   заключения   коллективных
договоров  во  всех  организациях,  где  применяется  наемный труд,
территориальных соглашений - во всех районах и городах  республики,
отраслевых  тарифных  соглашений - в отраслях экономики республики,
городов, районов, согласно приложению к Концепции.
    Необходимо активизировать  работу  уже  действующих объединений
работодателей,   а   также   ускорить   при   содействии    органов
исполнительной власти республики в территориях и отраслях экономики
республики   новых    союзов,    ассоциаций,    иных    объединений
работодателей,  наделенных  полномочиями через своих представителей
участвовать в работе двух-  и  трехсторонних  комиссий  по  ведению
коллективных   переговоров,  подготовке  и  заключению  соглашений,
контролю за их реализацией.  При  этом  на  республиканском  уровне
следует   обеспечить  взаимодействие  и  консолидацию  усилий  всех
объединений работодателей  по  развитию  договорного  регулирования
трудовых отношений.
    Актуальной задачей   является   уточнение   порядка   наделения
полномочиями органов,  представляющих интересы работников в районах
и городах при  ведении  переговоров  и  заключении  территориальных
соглашений.
    Развитие партнерства   требует   разработки   рекомендаций   по
формированию   и   юридическому   оформлению  органов  общественной
самодеятельности как  возможной  стороны  социального  партнерства,
представляющей интересы работников в организациях.
    Для повышения эффективности переговорного процесса  и  контроля
за  реализацией достигнутых договоренностей необходимо практиковать
создание в рамках двух- и  трехсторонних  комиссий  рабочих  групп,
перечень   которых   соответствует  основным  разделам  заключенных
соглашений.
    Система социального   партнерства   должна  представлять  собой
целостный механизм реализации социально-экономической политики. Для
этого   следует   обеспечить   взаимоувязку  содержания  соглашений
различных уровней, опережение по срокам заключения республиканского
соглашения  между  Правительством  Карачаево-Черкесской Республики,
республиканским    объединением    организаций     профсоюзов     и
республиканскими объединениями работодателей.
    Учитывая расширение полномочий субъектов Российской Федерации в
проведении   региональной   социально-экономической   политики,   в
республиканском трехстороннем, республиканских, районных, городских
отраслевых    тарифных,    территориальных    соглашениях    должны
предусматриваться элементы тарифного  регулирования  оплаты  труда,
минимальные  объемы  работы  по  улучшению  условий,  охраны труда,
аттестации  рабочих  мест,  созданию  и  сохранению  рабочих  мест,
обеспечению занятости населения, социальной защите населения.
    Развитие социального   партнерства    требует    принятия    на
республиканском  уровне  законов  о  республиканской  трехсторонней
комиссии по регулированию  социально-трудовых  отношений,  тарифном
регулировании оплаты труда в Карачаево-Черкесской Республике.
    Требуют уточнения механизмы контроля  исполнения  обязательств,
включенных   в  соглашения,  распространения  действия  заключенных
соглашений  на  работодателей,  не   участвовавших   в   заключении
соглашений  и  не  делегировавших свои полномочия на их заключение,
проведения уведомительной  регистрации  соглашений  и  коллективных
договоров в республике,  участия министерств, управлений, комитетов
Карачаево-Черкесской  Республики  при  заключении   республиканских
отраслевых  тарифных  соглашений,  порядок  разработки  и  принятия
республиканского   трехстороннего,    республиканских,    районных,
городских  отраслевых  (межотраслевых)  тарифных  и территориальных
соглашений.

          2. Совершенствование   научно-методического  и
                   информационного обеспечения.

    Для дальнейшего  развития партнерских отношений следует принять
меры по привлечению вузов, учебно-методических центров республики к
выполнению  исследований  по  проблеме  социального  партнерства  в
трудовых отношениях,  разработке методик,  положений, рекомендаций,
пособий    по    организации   социального   партнерства,   ведению
коллективных переговоров,  по подготовке,  заключению и  выполнению
коллективных  договоров и соглашений.  Необходимо ввести в практику
проведение   республиканских    научно-практических    конференций,
семинаров,   "круглых   столов",  рабочих  совещаний  по  проблемам
договорного  регулирования  трудовых   отношений   с   приглашением
федеральных   органов   исполнительной   власти,  профсоюзов  и  их
объединений, ученых, практиков из других регионов страны.
    Одной из  главных  и  первоочередных задач является организация
краткосрочного обучения представителей работодателей и работников -
организаторов   социального   партнерства   на   предприятиях  и  в
учреждениях,  отраслях,  на  территориях,  координаторов  двух-   и
трехсторонних    комиссий   по   регулированию   социально-трудовых
отношений.  В качестве практических пособий должны  разрабатываться
рекомендации по содержанию основных разделов коллективных договоров
и соглашений.
    Для распространения  опыта  договорного  регулирования трудовых
отношений следует сформировать систему базовых центров  в  районах,
городах,  отраслях  экономики республики,  в организациях,  а также
направлять  в   районы   и   города   краевого   значения   сводные
консультационные группы.
    В целях  информационного   обеспечения   развития   договорного
регулирования    трудовых    отношений    необходимо   организовать
выступления  руководителей  и  специалистов   органов   по   труду,
профсоюзных   деятелей,  работодателей  и  работников  организаций,
дискуссии о путях развития социального  партнерства  и  достигнутых
результатах    в    средствах   массовой   информации.   Необходимо
осуществлять выпуск экспресс-информаций с обобщением опыта  работы.
Органу   исполнительной   власти   по   труду  Карачаево-Черкесской
Республики     ежегодно      представлять      в      Правительство
Карачаево-Черкесской  Республики  аналитический  доклад о состоянии
социального  партнерства  и  урегулирования  коллективных  трудовых
споров в Карачаево-Черкесской Республике.
    Следует уделять внимание изучению судебной практики  разрешения
конфликтов,   связанных   с   процессами  заключения  и  выполнения
коллективных договоров и соглашений в республике.
                                                                                 
           3. Совершенствование финансового обеспечения.                                

    В целях          материально-технического           обеспечения
коллективно-договорного    процесса,    функционирования    органов
социального    партнерства    предстоит    определить     источники
финансирования,  которыми  должны  быть  сами  стороны  социального
партнерства. Порядок участия в финансировании должен определяться в
заключенных  договорах и соглашениях с учетом статьи 9 Федерального
закона "О коллективных договорах и соглашениях"

                                                                                 
Глава Администрации Президента -
Управляющий Делами Президента и
Правительства КЧР                                    М.А. Каракетов
                                                                                 


                                  Приложение
                                  к Концепции  развития договорного
                                  регулирования  трудовых отношений
                                  в Карачаево-Черкесской Республике
                                                                             
                     ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА                                                    
 системы социального партнерства в Карачаево-Черкесской Республике      

---------------------------------------------------------------------------------------
|     Уровни     | Виды соглашений|                 Участники соглашений              |
|   социального  |                |                                                   |
|   партнерства  |                |                                                   |
-----------------|----------------|----------------------------------------------------
| Республиканский| Республиканское| Республиканские| Республиканские| Правительство   |
| уровень        | трехстороннее  | объединения    | объединения    | Карачаево-      |
|                | соглашение     | организаций    | работодателей  | Черкесской      |
|                |                | профсоюзов     |                | Республики      |
|                -----------------|---------------------------------|------------------
|                | Республиканские| Республиканские| Республиканские| Республиканские |
|                | отраслевые     | организации    | отраслевые     | министерства,   |
|                | тарифные       | Профсоюзов     | объединения    | комитеты,       |
|                | соглашения     |                | работодателей  | управления.     |
-----------------|---------------------------------|-----------------------------------
| Территориальный| Районные,      | Территориальные| Территориальные| Территориальные |
| уровень        | городские      | объединения    | объединения    | районные        |
| (районы, города| соглашения     | организаций    | работодателей  | государственные |
| республиканског|                | профсоюзов     |                | администрации,  |
| о значения)    |                |                |                | администрации   |
|                |                |                |                | городов         |
|                |                |                |                | республиканского|
|                |                |                |                | значения        |
|                -----------------|---------------------------------|------------------
|                | Районные,      | Районные,      | Районные,      | Районные,       |
|                | городские      | городские      | городские      | городские       |
|                | отраслевые     | организации    | отраслевые     | управления,     |
|                | тарифные       | профсоюзов     | объединения    | отделы          |
|                | соглашения     |                | работодателей  |                 |
-----------------|---------------------------------|-----------------------------------
| Организация    | Коллективный   | Профсоюзный    | работодатель   |                 |
|                | договор        | комитет,   либо|                |                 |
|                |                | орган          |                |                 |
|                |                | общественной   |                |                 |
|                |                |самодеятельности|                |                 |
---------------------------------------------------------------------------------------
                                                                                 
Глава Администрации Президента -
Управляющий Делами Президента и
Правительства КЧР                                           М.А.  Каракетов
                                                                                 






Информация по документу
Читайте также