Расширенный поиск

Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 08.10.2004 № 245

 



                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
           ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08.10.2004                  г. Черкесск                       N 245

О  концепции     демографического
развития     Карачаево-Черкесской
Республики на период до 2015 года

    В соответствии   с   распоряжением   Правительства   Российской
Федерации  от  24  сентября  2001   г.   N   1270-р   Правительство
Карачаево-Черкесской Республики
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
    1. Одобрить       Концепцию      демографического      развития
Карачаево-Черкесской Республики на период до  2015  года  (далее  -
Концепция), согласно приложению.
    2. Органам    исполнительной    власти     Карачаево-Черкесской
Республики:
    2.1. Определить свое участие в Концепции.
    2.2. Информацию  о  принятых  решениях направить в Министерство
труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики  до  1
декабря 2004 года.
    3. Министерству     труда      и      социального      развития
Карачаево-Черкесской  Республики установить контроль за реализацией
Концепции.     Ежегодно      представлять      в      Правительство
Карачаево-Черкесской  Республики аналитический доклад о состоянии и
тенденциях    демографического    развития     Карачаево-Черкесской
Республики.
    4. Рекомендовать      органам      местного      самоуправления
Карачаево-Черкесской  Республики  при  планировании и осуществлении
мероприятий  в  области  управления   демографическими   процессами
руководствоваться положениями Концепции.
    5. Контроль за выполнением настоящего  постановления  возложить
на   заместителя  Председателя  Правительства  Карачаево-Черкесской
Республики, курирующего вопросы семьи и демографии


Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики                      Р.О. Казаноков







                                 Приложение к постановлению
                                 Правительства Карачаево-Черкесской
                                 Республики от 08.10.2004  N 245

                         К О Н Ц Е П Ц И Я
     демографического развития Карачаево-Черкесской Республики 
                      на период до 2015 года

    Концепция демографического    развития     Карачаево-Черкесской
Республики  на  период  до 2015 года (далее именуется - концепция),
разработанная   на   основе   предвыборной   программы   Президента
Карачаево-Черкесской  Республики Батдыева М.А-А.  "Двадцать шагов к
возрождению   Карачаево-Черкесии",   представляет   собой   систему
взглядов,   принципов   и   приоритетов   в   сфере   регулирования
демографических процессов.
    Концепция должна служить ориентиром для органов государственной
власти  Карачаево-Черкесской  Республики,  а  также   для   органов
местного    самоуправления   при   решении   вопросов,   касающихся
рождаемости,  оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности
жизни, миграции и иных аспектов демографического развития.

              1. Современная демографическая ситуация
                в Карачаево-Черкесской Республике.

    По итогам   Всероссийской   переписи   населения   2002    года
численность  населения  Карачаево-Черкесской  Республики  составила
около 439470 человек.  С 1998  года  естественная  убыль  населения
республики  находится  на  постоянно  высоком уровне (250 человек в
год).
    В 2002  году  превышение  числа  умерших  над числом родившихся
составило в целом по республике 280 человек,  в  2003  году  -  358
человек.  Депопуляция  -  устойчивое  превышение  числа умерших над
числом  родившихся  наблюдалась  в  Зеленчукском   (317   человек),
Урупском (164 человека), Хабезском районе (5 человек), г. Черкесске
(139 человек).
    Одной из причин депопуляции является низкая рождаемость.  Еще с
конца 70-х годов рождаемость опустилась  ниже  уровня  необходимого
для простого воспроизводства населения.
    Начиная с 2000 года, в динамике показателей рождаемости в целом
по   Карачаево-Черкесской   Республике   наметилась   положительная
тенденция.  По сравнению с 1999 годом,  ставшим "точкой абсолютного
минимума",   в   последующие   годы   намечается   устойчивый  рост
абсолютного числа родившихся,  общего и  специальных  коэффициентов
рождаемости.
    Ежегодный прирост чисел родившихся в 1999-2003 годах  составлял
144  человека  или 3,2 %.  В 2003 году,  по сравнению с 1999 годом,
число новорожденных увеличилось на 575 человек, или на 12,7 %.
    Общий коэффициент  рождаемости за этот период увеличился с 10,4
до 11,5 на 1000 человек населения, то есть в 1,1 раза.
    Причинами роста  показателей рождаемости являются благоприятные
изменения  в   структуре   репродуктивного   населения,   изменение
репродуктивных  установок  населения или их более полная реализация
(в частности, реализация отложенных рождений).
    Репродуктивные установки населения (ориентация на рождение того
или иного числа детей) крайне инертны и меняются под влиянием  ряда
социально-экономических,    культурных,   социально-психологических
факторов  чрезвычайно  медленно,  от  поколения  к  поколению.   За
рассматриваемый   краткосрочный   период,  несоизмеримый  с  длиной
демографического поколения (28-30 лет),  подобных изменений по всей
вероятности, произойти не могло.
    Основным фактором,  существенно   повлиявшим,   на   увеличение
рождаемости в Карачаево-Черкесской Республике,  явились структурные
изменения.
    Экстенсивные факторы,  хотя  и  привели  в  2000-2003  годах  к
увеличению абсолютного  числа  родившихся,  однако  практически  не
изменили  уровня  рождаемости.  Современные параметры рождаемости в
два раза меньше,  чем требуется для замещения поколений:  в среднем
на одну женщину репродуктивного возраста (15-49 лет) приходится 1,2
родившихся  при  2,15  необходимых  для  простого   воспроизводства
населения.
    Характер рождаемости    в    Карачаево-Черкесской    Республике
определяется  массовым распространением малодетности (1-2 ребенка),
сближением параметров рождаемости городского и сельского населения,
откладыванием   рождения   первого   ребенка,   ростом   внебрачной
рождаемости.
    По сравнению   с   1998   годом  количество  зарегистрированных
разводов в 2003 году увеличилось с 891 до 1748 почти в 2  раза.  За
2003  год  в  органах  ЗАГС  зарегистрировано  3423  брака  и  1748
разводов. На 100 образовавшихся пар пришлось 51 распавшихся.
    Молодые пары  все  чаще отказываются от официальной регистрации
брака, распространенность юридически неоформленных браков привела к
тому,  что  в  2003  году  1044  ребенка,  то есть каждый четвертый
ребенок, родилось вне брака.
    Причиной депопуляции  в  Карачаево-Черкесской  Республике также
является  высокая  смертность.  Некоторое   ослабление   негативных
тенденций  в  развитии  ситуации  со  смертностью в 1995-1997 годах
оказалось  непродолжительным  во  времени.  Оно  во  многом   стало
результатом  возрастных  изменений  населения  республики,  а также
уменьшения числа умерших от несчастных случаев,  отравлений и травм
и  болезней  системы  кровообращения,  то есть тех причин,  которые
обусловили чрезмерный подъем смертности в начале 90-х годов. С 1999
года   (10,4   промилле)   общий  показатель  смертности  населения
республики вновь начал расти и составил в 2003 году 12,8 умерших на
1000 населения. Ситуация осложняется тем, что за последние пять лет
он увеличился на 20,3 процента.  Рост числа умерших отмечается в  8
административно-территориальных образованиях республики.
    Стабильно высокими   сохраняются   показатели   смертности   от
болезней системы кровообращения,  несчастных случаев,  отравлений и
травм (включая отравления алкоголем и автотранспортные  травмы),  а
также в результате убийств и самоубийств, болезней органов дыхания,
пищеварения.
    Низкий уровень  здоровья  населения  репродуктивного  возраста,
высокая  распространенность   абортов,   а   также   патологические
состояния  в  период  беременности  и  родов  обуславливают высокие
показатели  перинатальной   смертности,   мертворождаемости   (12,6
случаев на 1000 родившихся).
    Негативные явления в  демографической  и  социальной  сфере  во
многом связаны с ухудшением миграционной ситуации в республике.
    С 1999 года миграционная убыль населения республики  составляет
2008 человек в год.
    Серьезной проблемой  с  точки  зрения  национальных   интересов
Карачаево-Черкесской  Республики  является  эмиграция населения.  В
1990 году эмиграция превысила 15 тысяч  человек,  а  в  последующие
годы оставалась на уровне 10 тысяч.
    В сельской местности  уменьшается  численность  населения,  при
этом увеличивается доля лиц старшего возраста.
    Сформировавшиеся тенденции    в    области    естественного   и
миграционного   движения   населения   предопределяют    дальнейшее
сокращение его численности, а также старение населения.

            2. Цели и задачи демографического развития.

    Целями демографического      развития      Карачаево-Черкесской
Республики    являются   стабилизация   численности   населения   и
формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
    Задачами демографического     развития     Карачаево-Черкесской
Республики являются:

           в  области  укрепления здоровья и увеличения
                ожидаемой продолжительности жизни:

    увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
    увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
    увеличение репродуктивного здоровья населения;
    улучшение качества жизни хронических больных и инвалидов;

     в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

    создание предпосылок для повышения рождаемости;
    всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной
жизнедеятельности личности;
    создание условий для самореализации молодежи;
    обеспечение адресной   социальной   защиты    семьи,    включая
предоставление материальной помощи при рождении ребенка;
    в области миграции и расселения:
    регулирование миграционных потоков в целях создания действенных
механизмов     замещения     естественной      убыли      населения
Карачаево-Черкесской Республики;
    повышение эффективности  использования   миграционных   потоков
путем  достижения  соответствия  их объемов,  направлений и состава
интересам  социально-экономического  развития  Карачаево-Черкесской
Республики;
    обеспечение интеграции  мигрантов  в  общество  и  формирование
толерантного к ним отношения.

   3. Приоритеты демографического развития в области укрепления 
     здоровья и увеличения продолжительности жизни населения.

    В области  укрепления  здоровья  и увеличения продолжительности
жизни населения определены следующие приоритеты:
    укрепление здоровья  детей  и подростков,  прежде всего за счет
совершенствования   мероприятий,   направленных   на   профилактику
травматизма  и  отравлений,  на  борьбу с курением,  алкоголизмом и
наркоманией,  а также путем развития физической культуры и спорта и
организации досуга;
    улучшение репродуктивного      здоровья     населения     путем
совершенствования   профилактической   и    лечебно-диагностической
помощи;
    улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в  первую
очередь  за счет профилактики травматизма и отравлений,  а также за
счет раннего  выявления  и  адекватного  лечения  болезней  системы
кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
    сохранение здоровья  пожилых  людей,   для   которых   наиболее
актуально   предупреждение   сердечно-сосудистых,   онкологических,
эндокринных и инфекционных болезней.
    Для  эффективной профилактической работы необходимы объединение 
и координация действий органов государственной власти всех уровней, 
общественных    объединений,    религиозных   и   благотворительных   
организаций  по  пропаганде  здорового  образа  жизни и возрождению 
системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной 
поддержке,    прежде    всего    средств    массовой    информации.    
Благотворительные  акции  и  инициативы  в этой области могут стать 
существенным  резервом  в  борьбе  с  факторами  преждевременной  и  
предотвратимой смертности населения.
    Особое внимание  должно  быть  уделено   снижению   потребления
алкоголя  и  принятию  мер,  направленных на ослабление последствий
пьянства  и  алкоголизма,  при  этом  целесообразно  сочетание  мер
административных  ограничений  и  информационного воздействия.  Эти
меры  должны  включать  контроль  качества  алкогольной  продукции,
ценовую    политику,   ориентирующую   население   на   ограничение
потребление алкоголя,  а также изменение правил продажи алкогольных
напитков и действенный контроль за их рекламированием.
    В целях улучшения психического  здоровья  населения  необходимо
принятие  мер  по  профилактике самоубийств,  включая развитие сети
телефонов   доверия,    совершенствование    деятельности    врачей
психиатров,  медицинских  психологов,  психотерапевтов и социальных
работников.
    В области охраны и укрепления здоровья граждан предусматриватся
совершенствование  организации   и   развитие   государственных   и
негосударственных   форм   оказания   населению  специализированной
медицинской  помощи,  включая  использование  высоких   медицинских
технологий,  в  том  числе  в  рамках федеральных и республиканских
целевых программ.
    Для оказания   медицинской  помощи  тяжелобольным  городским  и
сельским  жителям,  включая  применение  дорогостоящих  медицинских
технологий,    необходимо    дальнейшее   развитие   и   укрепление
республиканских учреждений  здравоохранения,  а  также  обеспечение
работы  в  сельских  местностях  выездных  поликлинических  бригад,
развитие  сети   реабилитационных   (восстановительных)   отделений
центральных районных, районных больниц, а также больниц и отделений
медико-социальной помощи.
    В целях  своевременного выявления заболеваний и эффективного их
лечения  необходимо  повысить  роль   первичной   медико-санитарной
помощи, развивать стационарозамещающие технологии, а также провести
структурно-экономические   преобразования   в    сети    учреждений
здравоохранения.
    Министерство здравоохранения  и  курортов  Карачаево-Черкесской
Республики    и   Министерство   труда   и   социального   развития
Карачаево-Черкесской  Республики  реализуют  комплексные  меры   по
дальнейшему   развитию   психиатрической,   наркологической  помощи
населению, а также по профилактике инфекционных заболеваний, уделяя
особое внимание детям и подросткам.
    Реализация республиканских  программ  профилактики  и   раннего
выявления  онкологических  заболеваний создаст реальные предпосылки
для снижения количества осложнений и смертности от  злокачественных
новообразований.
    Особого внимания требуют соответствующие программы  обеспечения
ранней    диагностики    и    качественного    лечения    нарушений
репродуктивного  здоровья  населения,  прежде   всего   подростков,
развития   новых  подходов  к  их  гигиеническому  и  нравственному
воспитанию, подготовке к семейной жизни.
    Мероприятия, направленные  на  обеспечение  охраны  и улучшение
условий труда,  проведение аттестации рабочих мест для выявления  и
устранения   воздействия  на  здоровье  работников  неблагоприятных
факторов,  осуществление сертификационных  работ  по  охране  труда
должны   стать  действенным  механизмом,  обеспечивающим  охрану  и
укрепление здоровья населения.
    Обеспечение доступности   среды  жизнедеятельности  для  лиц  с
ограниченными   возможностями    требует    дальнейшего    развития
реабилитационной  индустрии,  направленной на создание возможностей
для максимального использования потенциала инвалидов.
    В целях  проведения  медико-социальной  реабилитации  отдельных
категорий    населения    необходимо    развитие     новых     форм
медико-cоциального  обслуживания,  в  том числе развитие сети домов
ночного   пребывания,   в   которых   предусматривается    оказание
социально-психологической,     юридической     помощи    гражданам,
находящимся  в  трудной  жизненной  ситуации,  не   имеющим   места
жительства и работы.

         4. Приоритеты демографического развития в области 
          стимулирования рождаемости и укрепления семьи.

    В области  стимулирования  рождаемости   и   укрепления   семьи
определены следующие приоритеты:
    формирование системы  общественных  и   личностных   ценностей,
ориентированных на семью с двумя детьми и более;
    повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни
семьи;
    создание социально-экономических  условий,  благоприятных   для
рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия
для  самореализации  молодежи,  в  том  числе  получение  общего  и
профессионального   образования,   работа  с  достойной  заработной
платой,  а  также  возможность  обеспечить  семью  соответствующими
жилищными условиями;
    обеспечение работникам,      имеющим      детей,       условий,
благоприятствующих  сочетаний  трудовой  деятельности  и выполнению
семейных обязанностей;
    повышение воспитательного потенциала семьи;
    разработка и  реализация  стратегии  развития  доступных   форм
семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей инвалидов.
    Обеспечение условий для улучшения материального положения семей
предполагает  разработку  и принятие мер по дальнейшей стабилизации
ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы.
    В целях  обеспечения благоприятных условий для укрепления семьи
необходимо дальнейшее развитие законодательства,  регламентирующего
трудовые   отношения,  а  также  совершенствование  системы  выплат
пособий гражданам,  имеющим детей,  в том числе повышение  размеров
пособий  и  обеспечение  их  адресности.  При  этом размеры пособий
должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и  ее
социального положения.
    Поддержка молодых  семей  предполагает  улучшение  их  жилищных
условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий
и использования механизма льготного кредитования в  зависимости  от
числа детей в семье.

         5. Приоритеты демографического развития в области 
                      миграции и расселения.

    В области   миграции   и   расселения   определены    следующие
приоритеты:
    привлечение иммигрантов в  Карачаево-Черкесскую  Республику,  в
первую  очередь  из государств - участников Содружества Независимых
Государств, а также из Латвии, Литвы, Эстонии;
    создание экономических  условий  для  сокращения эмиграционного
оттока  и  сохранение  научно-технического,   интеллектуального   и
творческого потенциала Карачаево-Черкесской Республики.
    Необходимо разработать   новые    подходы    к    регулированию
иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли
населения   Карачаево-Черкесской   Республики,   к   стимулированию
иммиграции в республику и общественно полезной интеграции мигрантов
с  учетом  их  возрастно-половых  характеристик,  уровня  здоровья,
профессиональной квалификации.

        6. Информационное обеспечение реализации Концепции

    Реализация Концепции предполагает использование данных текущего
учета населения, итогов переписи населения, выборочных обследований
и  данных создаваемого Государственного регистра населения.  Важную
роль  в  реализации  информационного  обеспечения  демографического
развития должны играть средства массовой информации.
    Регулярное подробное освещение в средствах массовой  информации
таких тем,  как здоровый образ жизни, активная гражданская позиция,
оптимистическое мировоззрение,  рациональные  стереотипы  поведения
населения  в  жизненных  различных  ситуациях,  а  также  повышение
общественного  престижа  устойчивой  семьи  с  несколькими  детьми,
ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи -
важнейшая составляющая успешной реализации Концепции.
    Необходимо также  развивать  систему информирования населения о
возможных опасностях для жизни и  здоровья,  связанных  с  наиболее
распространенными    заболеваниями,    эпидемической   обстановкой,
стихийными бедствиями и техногенными авариями,  появлением на рынке
опасных  для  здоровья  товаров,  а  также  о  мерах предупреждения
вредных  воздействий  на  здоровье  человека,   в   том   числе   с
использованием образовательных программ.
    Эта работа  должна  постоянно  и  последовательно   проводиться
средствами  массовой  информации,  республиканскими информационными
структурами органов государственной власти.

                 7. Механизм реализации Концепции

    Реализация Концепции предполагает:
    объединение усилий  органов государственной власти республики и
общества,  направленных на выработку единых подходов к сохранению и
укреплению    демографического    потенциала   Карачаево-Черкесской
Республики;
    координацию действий   органов   власти  на  республиканском  и
муниципальном уровнях,  направленных на  улучшение  демографической
ситуации в республике;
    разработку и реализацию мероприятий,  в том числе федеральных и
республиканских целевых программ,  направленных на решение основных
задач, сформулированных в Концепции.
        


                         ________________

        

        
        
         
        



Информация по документу
Читайте также