Расширенный поиск
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 08.10.2004 № 245РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 08.10.2004 г. Черкесск N 245 О концепции демографического развития Карачаево-Черкесской Республики на период до 2015 года В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 1270-р Правительство Карачаево-Черкесской Республики П О С Т А Н О В Л Я Е Т: 1. Одобрить Концепцию демографического развития Карачаево-Черкесской Республики на период до 2015 года (далее - Концепция), согласно приложению. 2. Органам исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики: 2.1. Определить свое участие в Концепции. 2.2. Информацию о принятых решениях направить в Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики до 1 декабря 2004 года. 3. Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики установить контроль за реализацией Концепции. Ежегодно представлять в Правительство Карачаево-Черкесской Республики аналитический доклад о состоянии и тенденциях демографического развития Карачаево-Черкесской Республики. 4. Рекомендовать органам местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики при планировании и осуществлении мероприятий в области управления демографическими процессами руководствоваться положениями Концепции. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего вопросы семьи и демографии Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики Р.О. Казаноков Приложение к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 08.10.2004 N 245 К О Н Ц Е П Ц И Я демографического развития Карачаево-Черкесской Республики на период до 2015 года Концепция демографического развития Карачаево-Черкесской Республики на период до 2015 года (далее именуется - концепция), разработанная на основе предвыборной программы Президента Карачаево-Черкесской Республики Батдыева М.А-А. "Двадцать шагов к возрождению Карачаево-Черкесии", представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов. Концепция должна служить ориентиром для органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического развития. 1. Современная демографическая ситуация в Карачаево-Черкесской Республике. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года численность населения Карачаево-Черкесской Республики составила около 439470 человек. С 1998 года естественная убыль населения республики находится на постоянно высоком уровне (250 человек в год). В 2002 году превышение числа умерших над числом родившихся составило в целом по республике 280 человек, в 2003 году - 358 человек. Депопуляция - устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся наблюдалась в Зеленчукском (317 человек), Урупском (164 человека), Хабезском районе (5 человек), г. Черкесске (139 человек). Одной из причин депопуляции является низкая рождаемость. Еще с конца 70-х годов рождаемость опустилась ниже уровня необходимого для простого воспроизводства населения. Начиная с 2000 года, в динамике показателей рождаемости в целом по Карачаево-Черкесской Республике наметилась положительная тенденция. По сравнению с 1999 годом, ставшим "точкой абсолютного минимума", в последующие годы намечается устойчивый рост абсолютного числа родившихся, общего и специальных коэффициентов рождаемости. Ежегодный прирост чисел родившихся в 1999-2003 годах составлял 144 человека или 3,2 %. В 2003 году, по сравнению с 1999 годом, число новорожденных увеличилось на 575 человек, или на 12,7 %. Общий коэффициент рождаемости за этот период увеличился с 10,4 до 11,5 на 1000 человек населения, то есть в 1,1 раза. Причинами роста показателей рождаемости являются благоприятные изменения в структуре репродуктивного населения, изменение репродуктивных установок населения или их более полная реализация (в частности, реализация отложенных рождений). Репродуктивные установки населения (ориентация на рождение того или иного числа детей) крайне инертны и меняются под влиянием ряда социально-экономических, культурных, социально-психологических факторов чрезвычайно медленно, от поколения к поколению. За рассматриваемый краткосрочный период, несоизмеримый с длиной демографического поколения (28-30 лет), подобных изменений по всей вероятности, произойти не могло. Основным фактором, существенно повлиявшим, на увеличение рождаемости в Карачаево-Черкесской Республике, явились структурные изменения. Экстенсивные факторы, хотя и привели в 2000-2003 годах к увеличению абсолютного числа родившихся, однако практически не изменили уровня рождаемости. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину репродуктивного возраста (15-49 лет) приходится 1,2 родившихся при 2,15 необходимых для простого воспроизводства населения. Характер рождаемости в Карачаево-Черкесской Республике определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости. По сравнению с 1998 годом количество зарегистрированных разводов в 2003 году увеличилось с 891 до 1748 почти в 2 раза. За 2003 год в органах ЗАГС зарегистрировано 3423 брака и 1748 разводов. На 100 образовавшихся пар пришлось 51 распавшихся. Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации брака, распространенность юридически неоформленных браков привела к тому, что в 2003 году 1044 ребенка, то есть каждый четвертый ребенок, родилось вне брака. Причиной депопуляции в Карачаево-Черкесской Республике также является высокая смертность. Некоторое ослабление негативных тенденций в развитии ситуации со смертностью в 1995-1997 годах оказалось непродолжительным во времени. Оно во многом стало результатом возрастных изменений населения республики, а также уменьшения числа умерших от несчастных случаев, отравлений и травм и болезней системы кровообращения, то есть тех причин, которые обусловили чрезмерный подъем смертности в начале 90-х годов. С 1999 года (10,4 промилле) общий показатель смертности населения республики вновь начал расти и составил в 2003 году 12,8 умерших на 1000 населения. Ситуация осложняется тем, что за последние пять лет он увеличился на 20,3 процента. Рост числа умерших отмечается в 8 административно-территориальных образованиях республики. Стабильно высокими сохраняются показатели смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений и травм (включая отравления алкоголем и автотранспортные травмы), а также в результате убийств и самоубийств, болезней органов дыхания, пищеварения. Низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов, а также патологические состояния в период беременности и родов обуславливают высокие показатели перинатальной смертности, мертворождаемости (12,6 случаев на 1000 родившихся). Негативные явления в демографической и социальной сфере во многом связаны с ухудшением миграционной ситуации в республике. С 1999 года миграционная убыль населения республики составляет 2008 человек в год. Серьезной проблемой с точки зрения национальных интересов Карачаево-Черкесской Республики является эмиграция населения. В 1990 году эмиграция превысила 15 тысяч человек, а в последующие годы оставалась на уровне 10 тысяч. В сельской местности уменьшается численность населения, при этом увеличивается доля лиц старшего возраста. Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение его численности, а также старение населения. 2. Цели и задачи демографического развития. Целями демографического развития Карачаево-Черкесской Республики являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. Задачами демографического развития Карачаево-Черкесской Республики являются: в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни: увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни; увеличение репродуктивного здоровья населения; улучшение качества жизни хронических больных и инвалидов; в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи: создание предпосылок для повышения рождаемости; всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности; создание условий для самореализации молодежи; обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка; в области миграции и расселения: регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Карачаево-Черкесской Республики; повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики; обеспечение интеграции мигрантов в общество и формирование толерантного к ним отношения. 3. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения. В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты: укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта и организации досуга; улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи; улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней; сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней. Для эффективной профилактической работы необходимы объединение и координация действий органов государственной власти всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке, прежде всего средств массовой информации. Благотворительные акции и инициативы в этой области могут стать существенным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Особое внимание должно быть уделено снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, при этом целесообразно сочетание мер административных ограничений и информационного воздействия. Эти меры должны включать контроль качества алкогольной продукции, ценовую политику, ориентирующую население на ограничение потребление алкоголя, а также изменение правил продажи алкогольных напитков и действенный контроль за их рекламированием. В целях улучшения психического здоровья населения необходимо принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия, совершенствование деятельности врачей психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников. В области охраны и укрепления здоровья граждан предусматриватся совершенствование организации и развитие государственных и негосударственных форм оказания населению специализированной медицинской помощи, включая использование высоких медицинских технологий, в том числе в рамках федеральных и республиканских целевых программ. Для оказания медицинской помощи тяжелобольным городским и сельским жителям, включая применение дорогостоящих медицинских технологий, необходимо дальнейшее развитие и укрепление республиканских учреждений здравоохранения, а также обеспечение работы в сельских местностях выездных поликлинических бригад, развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений центральных районных, районных больниц, а также больниц и отделений медико-социальной помощи. В целях своевременного выявления заболеваний и эффективного их лечения необходимо повысить роль первичной медико-санитарной помощи, развивать стационарозамещающие технологии, а также провести структурно-экономические преобразования в сети учреждений здравоохранения. Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики и Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики реализуют комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической, наркологической помощи населению, а также по профилактике инфекционных заболеваний, уделяя особое внимание детям и подросткам. Реализация республиканских программ профилактики и раннего выявления онкологических заболеваний создаст реальные предпосылки для снижения количества осложнений и смертности от злокачественных новообразований. Особого внимания требуют соответствующие программы обеспечения ранней диагностики и качественного лечения нарушений репродуктивного здоровья населения, прежде всего подростков, развития новых подходов к их гигиеническому и нравственному воспитанию, подготовке к семейной жизни. Мероприятия, направленные на обеспечение охраны и улучшение условий труда, проведение аттестации рабочих мест для выявления и устранения воздействия на здоровье работников неблагоприятных факторов, осуществление сертификационных работ по охране труда должны стать действенным механизмом, обеспечивающим охрану и укрепление здоровья населения. Обеспечение доступности среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями требует дальнейшего развития реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей для максимального использования потенциала инвалидов. В целях проведения медико-социальной реабилитации отдельных категорий населения необходимо развитие новых форм медико-cоциального обслуживания, в том числе развитие сети домов ночного пребывания, в которых предусматривается оказание социально-психологической, юридической помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, не имеющим места жительства и работы. 4. Приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи. В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты: формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более; повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи; создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями; обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетаний трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей; повышение воспитательного потенциала семьи; разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей инвалидов. Обеспечение условий для улучшения материального положения семей предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы. В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления семьи необходимо дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего трудовые отношения, а также совершенствование системы выплат пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и обеспечение их адресности. При этом размеры пособий должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и ее социального положения. Поддержка молодых семей предполагает улучшение их жилищных условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий и использования механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье. 5. Приоритеты демографического развития в области миграции и расселения. В области миграции и расселения определены следующие приоритеты: привлечение иммигрантов в Карачаево-Черкесскую Республику, в первую очередь из государств - участников Содружества Независимых Государств, а также из Латвии, Литвы, Эстонии; создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранение научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Карачаево-Черкесской Республики. Необходимо разработать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения Карачаево-Черкесской Республики, к стимулированию иммиграции в республику и общественно полезной интеграции мигрантов с учетом их возрастно-половых характеристик, уровня здоровья, профессиональной квалификации. 6. Информационное обеспечение реализации Концепции Реализация Концепции предполагает использование данных текущего учета населения, итогов переписи населения, выборочных обследований и данных создаваемого Государственного регистра населения. Важную роль в реализации информационного обеспечения демографического развития должны играть средства массовой информации. Регулярное подробное освещение в средствах массовой информации таких тем, как здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, оптимистическое мировоззрение, рациональные стереотипы поведения населения в жизненных различных ситуациях, а также повышение общественного престижа устойчивой семьи с несколькими детьми, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи - важнейшая составляющая успешной реализации Концепции. Необходимо также развивать систему информирования населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах предупреждения вредных воздействий на здоровье человека, в том числе с использованием образовательных программ. Эта работа должна постоянно и последовательно проводиться средствами массовой информации, республиканскими информационными структурами органов государственной власти. 7. Механизм реализации Концепции Реализация Концепции предполагает: объединение усилий органов государственной власти республики и общества, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению демографического потенциала Карачаево-Черкесской Республики; координацию действий органов власти на республиканском и муниципальном уровнях, направленных на улучшение демографической ситуации в республике; разработку и реализацию мероприятий, в том числе федеральных и республиканских целевых программ, направленных на решение основных задач, сформулированных в Концепции. ________________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|