Расширенный поиск
Постановление Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 23.01.2004 № 20РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПРЕЗИДИУМ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 23.01.2004 г. Черкесск N 20 Утратилo силу - Постановление Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2006 г. N 63 О проведении конкурсов на размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве для республиканских государственных нужд, осуществляемых на территории Карачаево-Черкесской Республики (В редакции Постановления Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21.09.2004 г. N 248) В целях организации и проведения конкурсов на размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве для республиканских государственных нужд, осуществляемых на территории Карачаево-Черкесской Республики, и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" Президиум Правительства Карачаево-Черкесской Республики П О С Т А Н О В Л Я Е Т: 1. Утвердить Положение о конкурсах на выполнение работ, оказание услуг в строительстве для республиканских государственных нужд, осуществляемых на территории Карачаево-Черкесской Республики, согласно приложению. 2. Состав конкурсной комиссии по проведению конкурсов на размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве для республиканских государственных нужд, осуществляемых на территории Карачаево-Черкесской Республики, утверждается Правительством Карачаево-Черкесской Республики ежегодно. 3. Установить, что организатором конкурса является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики. (В редакции Постановления Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21.09.2004 г. N 248) 4. Постановление Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.03.2001 N 67 "О проведении конкурсов на размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве для республиканских государственных нужд, осуществляемых на территории Карачаево-Черкесской Республики" и пункты 1-3 постановления Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 18.11.2003 N 204 "О внесении изменений в постановление Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.03.2001 N 67 "О проведении конкурсов на размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве для государственных нужд, осуществляемых на территории Карачаево-Черкесской Республики" признать утратившими силу. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Баркова А.К. Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики Р.О. Казаноков Приложение к постановлению Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 23.01.2004 N 20 ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсах на выполнение работ, оказание услуг в строительстве для республиканских государственных нужд, осуществляемых на территории Карачаево-Черкесской Республики 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регулирует отношения, возникающие между организатором торгов и участниками конкурса в процессе проведения конкурса на размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве для республиканских государственных нужд, осуществляемых на территории Карачаево-Черкесской Республики за счет средств республиканского бюджета. 1.2. Конкурсы проводятся при размещении заказов на: строительство предприятий, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт действующих предприятий, зданий и сооружений; выполнение предпроектных, проектно-изыскательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; управление проектами, оказание комплекса инжиниринговых услуг, осуществление технического надзора. 1.3. Положение является обязательным при проведении конкурсов на выполнение работ и оказание услуг для республиканских государственных нужд в строительстве, осуществляемых на территории Карачаево-Черкесской Республики. Нормативные и методические решения, принятые в данном Положении, применимы при размещении заказов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве для республиканских государственных нужд. 1.4. Термины и определения, применяемые в данном Положении: республиканские государственные нужды - потребности Карачаево-Черкесской Республики в работах, услугах, обеспечиваемые за счет средств республиканского бюджета; государственный контракт - договор подряда на выполнение работ, услуг для республиканских государственных нужд, заключаемый между государственным заказчиком и победителем конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики; организатор конкурса - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, ответственный за проведение конкурса; (В редакции Постановления Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21.09.2004 г. N 248) конкурсная комиссия - коллегиальный рабочий орган, формируемый организатором конкурса для проведения предварительного отбора, утверждения конкурсной документации, осуществления конкурсных процедур, включая оценки и сопоставление заявок, определение победителя конкурса; участник конкурса - потенциальный исполнитель работ, оказания услуг, подавший заявку на участие в конкурсе; предмет конкурса - конкретные виды работ и услуг, по которым проводится конкурс; объект конкурса - объект, совокупность объектов, пусковой комплекс, к которому относится предмет конкурса; предварительный отбор - процедура оценки финансового положения и квалификации исполнителей с целью отбора из их числа участников конкурса; заказчик-застройщик - юридическое лицо, которому государственный заказчик передал часть функций заказчика по реализации инвестиционных проектов; документация о предварительном отборе - комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета конкурса, а также требования к информации, представляемой исполнителем для подтверждения своей квалификации; конкурсная документация - комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета конкурса, а также условиях и процедуре конкурса; заявка на участие в конкурсе - комплект документов, составленных с соблюдением условий конкурсной документации, содержащих предложение участника конкурса о заключении контракта (договор подряда) в отношении конкретного предмета конкурса, а также условия контракта (договора подряда), предлагаемые участником конкурса; альтернативное предложение - предложение, представляемое одновременно с основным, содержащее отличающиеся от основного предложения условия; обеспечение заявки - задаток, вносимый участником конкурса в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении конкурса. 1.5. Во всех случаях, когда это целесообразно в силу характера и объема заказа, организатор конкурса может разделить заказ по количеству, виду работ на отдельные предметы конкурса с тем, чтобы в соревновании за получение заказа мог бы участвовать широкий круг конкурирующих между собою исполнителей, в том числе субъекты малого предпринимательства. Решение относительно деления заказа на отдельные предметы конкурса должны содержаться в извещении о конкурсе. 1.6. Размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве осуществляется посредством открытых и закрытых конкурсов. Наиболее предпочтительным видом конкурса является открытый конкурс. 1.7. Конкурсы могут быть внутренними и с привлечением иностранных организаций. Иностранные исполнители работ и услуг могут принимать участие в конкурсе в случае, если производство соответствующих работ и услуг для республиканских государственных нужд в Карачаево-Черкесской Республике отсутствует, экономически нецелесообразно, или имеются основания полагать, что предложение иностранного исполнителя работ, услуг будет существенно (в среднем не менее, чем в 1,25 раза) выгоднее, чем предложение отечественных исполнителей. 1.8. Решение о назначении и о времени проведения конкурсов на строительство объектов для государственных нужд принимается государственным заказчиком после утверждения в установленном порядке перечня строек и объектов для государственных нужд, обеспеченных утвержденной проектно-сметной документацией и наличием заключения управления государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, а также заключения Главэкспертизы Госстроя Российской Федерации для объектов, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. (В редакции Постановления Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21.09.2004 г. N 248) 1.9. Стоимость всех затрат, необходимых для подготовки и проведения конкурса на строительство объекта, включается в сметную стоимость строительства, а на проведение конкурсов при размещении других заказов - в общую стоимость выполнения работ, оказания услуг по соответствующему заказу. 1.10. Денежные средства, необходимые для оплаты затрат на подготовку, организацию и проведение конкурсов выделяются организатору конкурса из средств общего лимита капитальных вложений, определенных государственной инвестиционной программой. 1.11. При проведении конкурсов документация по предварительному отбору, конкурсная и иная документация, предложения и обосновывающие документы, представляемые участниками конкурсов, составляются на русском языке. 1.12. Обмен документами, уведомлениями, решениями и другими материалами, направляемыми организатором конкурса участнику конкурса или участником организатору конкурса, должен осуществляться по форме, обеспечивающей запись содержания сообщения (заказные письма, телеграф, телекс, факс). Предпочтительным средством связи является факс, обеспечивающий факсимильную передачу сообщений. Организатор конкурса не вправе допускать дискриминации в отношении участников конкурса на основании формы, в которой они передают или получают документацию, уведомления, решения или другие материалы, если эта форма соответствует требованиям настоящего пункта. 2. Организатор конкурса, конкурсная комиссия, участники конкурса Организатор конкурса 2.1. Организатор конкурса осуществляет следующие функции: принимает решение о проведении конкурса и несет расходы по его подготовке и проведению; издает официальный распорядительный документ (приказ) о проведении конкурса; разделяет заказ на предметы конкурса, определяет вид и условия проведения конкурса (сроки выполнения работ, оказание услуг, критерии оценки предложений исполнителей, место и сроки проведения конкурса); контролирует организацию подготовки и распространение заказчиками - застройщиками необходимой конкурсной документации, а также обеспечение участникам возможности посещения объекта конкурса; участвует в работе конкурсной комиссии через своих представителей; выдвигает единые требования к участникам конкурса, не допуская требований, которые бы соответствовали характеристике только одного участника (характеристике только его продукции, работ или услуг); в случае необходимости продлевает сроки представления заявок и предложений от участников по их письменным просьбам и своевременно информирует об этом всех остальных участников и членов конкурсной комиссии; подготавливает документы для объявления конкурса, обеспечивает публикацию объявления о конкурсе и (или) рассылку извещений; производит ознакомление участников с конкурсной документацией и дает необходимые разъяснения; ведет переписку с участниками конкурса по всем вопросам, касающимся конкурса; обеспечивает сбор, хранение и анализ представленных заявок на участие в конкурсе; проводит консультации участников конкурса по конкурсной документации и условиям проведения конкурса, в письменном виде дает ответы участникам конкурса; обеспечивает публикацию информации о результатах конкурса не позднее 20 дней после подведения итогов; утверждает результаты конкурса. 2.2. Организатору конкурса, конкурсной комиссии запрещается осуществлять координацию деятельности участников конкурса, которая приведет или может привести к ограничению конкуренции или ущемлению интересов каких-либо участников. Одному или нескольким участникам не могут быть созданы преимущественные условия, в том числе путем доступа к конфиденциальной информации, а также путем уменьшения размера обеспечения заявки на участие в конкурсе. 2.3. Должностные лица (служащие) организатора конкурса не могут быть участниками конкурса или входить в одну группу лиц с участником конкурса. 2.4. Организатор конкурса утверждает регламент работы конкурсной комиссии. Конкурсная комиссия 2.5. При проведении конкурса по размещению заказов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве в состав конкурсной комиссии могут быть включены представители заказчика, экспертных и консультационных организаций, разработчики проектов, ученые и специалисты. 2.6. Организатором конкурса принимается решение о составе конкурсной комиссии, ее председателе, а также о составе привлекаемых экспертов. 2.7. Конкурсная комиссия осуществляет следующие основные функции: проводит заседания и оформляет их протоколами согласно регламенту; проводит предварительный отбор участников; производит вскрытие конвертов с заявками, оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе; определяет победителя и лидирующую группу участников конкурса и представляет протокол итогового заседания конкурсной комиссии на утверждение организатору конкурса; доводит до сведения участников результаты конкурса; представляет ответ по проведению конкурсов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве для республиканских государственных нужд в Правительство Карачаево-Черкесской Республики и Комитет государственной статистики Карачаево-Черкесской Республики. 2.8. При проведении конкурсов члены конкурсной комиссии обязаны: быть независимыми в принятии решения; не разглашать ход обсуждения вопросов, способы работы и принятия решений конкурсной комиссией; вести обсуждение вопросов, высказывать свое мнение, доказывать правоту без оказания давления на других членов конкурсной комиссии. 2.9. Конкурсная комиссия правомочна принимать решения, если на ее заседании присутствуют не менее 2/3 ее членов, утвержденных организатором конкурса. Решения принимаются открытым голосованием. Для принятия решения необходимо простое большинство голосов членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принимается решение, за которое голосовал председатель конкурсной комиссии. Член конкурсной комиссии, не согласный с принятым решением, имеет право изложить свое особое мнение в письменном виде и приложить его к протоколу заседания. 2.10. Конкурсная комиссия правомочна выносить решение о лишении исполнителя статуса участника конкурса за: нарушение требований полноты и достоверности информации, указываемой в заявке, анкете, предложениях, гарантийных письмах и других документах; несоблюдение положений, правил и процедур, установленных настоящим Положением и действующими законодательными актами; недобросовестные действия, выраженные в том, что участник, представивший анкету на участие в конкурсе, прямо или косвенно предлагает, дает либо соглашается дать любому должностному лицу (служащему) организатора конкурса вознаграждение в любой форме (предложение о займе или какая-либо услуга либо материальное вознаграждение) в целях оказания воздействия на проведение процедуры конкурса, совершение иного действия, принятие решения или применение какой-либо процедуры организатором конкурса. 2.11. В качестве технических экспертов привлекаются на конкурсной основе наиболее квалифицированные специалисты организаций, работающих в сфере работ и услуг, выставляемых на конкурс. Технические эксперты могут давать оценку квалификации участников, проводить анализ и сопоставление заявок, поданных на участие в конкурсе, участвовать в заседаниях конкурсной комиссии, однако не имеют права голоса, если они не являются членами утвержденной организатором конкурса конкурсной комиссии. Участники конкурса 2.12. Участником конкурса может быть исполнитель, имеющий лицензии на право выполнения соответствующих работ и услуг, имеющий и привлекающий по договору субподряда, лизингу производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, не находящийся в процессе ликвидации (для юридического лица) и не признанный несостоятельным (банкротом). Организатор конкурса вправе устанавливать дополнительные требования к участникам конкурса, в том числе: иметь опыт и положительную репутацию, быть надежным, исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды и не быть неплатежеспособным. 2.13. Запрещается участие в конкурсе предприятий и фирм, имеющих непосредственную организационно-правовую или финансовую зависимость друг от друга, выраженную в форме актов учредительства, финансового участия, холдинга. 2.14. Участники конкурса: предварительно знакомятся с предметом конкурса, условиями предварительного отбора, если он проводится, и порядком его проведения; представляют заявку на участие в предварительном отборе, если он проводится; приобретают конкурсную документацию; посещают строительную площадку; разрабатывают, представляют и регистрируют у организатора конкурса заявку на участие в конкурсе, отражая в представляемой документации правдивую и полную информацию, в соответствии с условиями конкурсной документации могут представлять альтернативные предложения, если их представление допускается условиями конкурса; присутствуют на заседании конкурсной комиссии при вскрытии конвертов с заявками или направляют на это заседание по соответствующей доверенности своего представителя. 2.15. Участник конкурса несет все затраты, связанные с подготовкой и подачей конкурсной заявки, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. 3. Проведение открытого конкурса Предварительный отбор участников 3.1. Организатор открытого конкурса вправе проводить предварительный отбор участников открытого конкурса (далее - предварительный отбор) в целях выявления участников, которые соответствуют требованиям, установленным организатором открытого конкурса. Извещение о проведении предварительного отбора организатор открытого конкурса публикует в средствах массовой информации. 3.2. Предусматривается следующий порядок проведения предварительного отбора исполнителей: публикация извещения в печатных средствах массовой информации о проведении предварительного отбора исполнителей; представление документации по запросам исполнителей; консультирование исполнителей по вопросам подготовки ими заявок на участие в предварительном отборе; представление участниками в установленные сроки заявок и анкет на предварительный отбор; рассмотрение и предварительная оценка заявок, анкет, гарантийных писем, лицензий, учредительных и других документов; анализ и оценка технической, организационной и финансовой возможности исполнителя; составление экспертных заключений; принятие решения о результатах предварительного отбора и оформление соответствующего протокола; извещение исполнителей о прохождении ими предварительного отбора и приглашении для участия в конкурсе или об отказе. 3.3. Извещение о проведении предварительного отбора должно содержать сведения о: наименовании организатора открытого конкурса и месте проведения предварительного отбора: виде работ и месте их выполнения, виде услуг и месте их оказания; сроках выполнения работ, оказания услуг; требованиях к участникам открытого конкурса, установленных организатором открытого конкурса; порядке, месте и сроке подачи заявок и квалификационных документов на участие в предварительном отборе. 3.4. Организатор открытого конкурса предоставляет документацию о предварительном отборе каждого исполнителя участнику конкурса, который запрашивает ее и вносит плату за документацию о предварительном отборе, если такая плата установлена. Плата за документацию о предварительном отборе не должна превышать расходы организатора открытого конкурса на изготовление указанной документации и доставку ее исполнителям. 3.5. Документация о предварительном отборе должна содержать: инструкцию о подготовке заявок на участие в предварительном отборе, включая формы анкеты исполнителя; краткое описание предмета конкурса; сведения о порядке, месте и сроке подачи заявок в предварительном отборе; требования к участникам открытого конкурса, установленные организатором открытого конкурса. 3.6. Анкета исполнителя должна содержать информацию для установления правомочности исполнителя, выявления возможных связей между исполнителями, препятствующих действительной конкуренции и недопустимых для участников конкурса по настоящему Положению, а также информацию для установления квалификации и надежности исполнителей. Рекомендуется следующий состав анкеты исполнителя: полное и сокращенное наименование исполнителя, адрес, телефон, телефакс; дата, место, орган регистрации, организационно-правовая форма и форма собственности; нотариально заверенные копии учредительных и регистрационных документов; прежнее название организации, если оно менялось, и время смены названия; структура организации (фирмы), наличие филиалов, дочерних предприятий; банковские реквизиты; профилирующее направление деятельности; квалификационный состав; опыт работы по аналогичным объектам, отзывы заказчиков по ранее выполненным работам; лицензии на деятельность, являющуюся предметом конкурса; техническая оснащенность исполнителей; информация об использовании исполнителем при выполнении строительных и проектных работ системы управления качеством на основе стандартов ИСО серии 9000 (ГОСТ ИСО 9000) или других систем; текущая загрузка исполнителя; производственные связи (субподрядчики и поставщики); сведения о платежеспособности исполнителя; уставной капитал. 3.7. Исполнитель должен указать основных субподрядчиков, с которыми собирается сотрудничать в процессе реализации проекта. По каждому субподрядчику следует указать вид и объем работ, которые исполнитель намеревается передать на субподряд. В случае консорциума приводится перечень субподрядчиков для каждого участника консорциума, если они имеются. Если какой-либо субподрядчик будет выполнять работы, подлежащие государственному лицензированию, а исполнитель не имеет лицензии на их выполнение, то исполнитель должен предоставить соответствующую лицензию субподрядчика. 3.8. Конкурсная комиссия обязана отвечать на любой запрос исполнителя в части разъяснения положений документации о предварительном отборе, полученный не позднее чем за 10 дней до окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе. Ответ на поступивший запрос конкурсной комиссией в письменном виде доводится до сведения всех исполнителей, получивших документацию по предварительному отбору, без указания источника поступления запроса, в срок, позволяющий исполнителю своевременно подать заявку на участие в предварительном отборе. 3.9. Конкурсная комиссия определяет соответствие исполнителей требованиям к участникам открытого конкурса, установленным организатором открытого конкурса, и принимает решение в отношении каждого исполнителя, подавшего заявку на участие в предварительном отборе. 3.10. Конкурсная комиссия вправе отстранить исполнителя от участия в процедуре по размещению заказов в случае предоставления последним неполной или неточной информации о своей квалификации. 3.11. Исполнителю должно быть отказано в участии в конкурсе, если он: имеет недостаточную квалификацию и опыт работ; признан несостоятельным в финансовом отношении; не представил в заданные сроки документы, подтверждающие его квалификацию в соответствии с требованиями инструкции по предварительному отбору. К участию в конкурсе не допускаются исполнители, организации которых находятся в состоянии реорганизации, ликвидации или банкротства. 3.12. Конкурсная комиссия обязана в трехдневный срок после принятия решения о предварительном отборе уведомить каждого исполнителя о результатах такого отбора. Право на участие в открытом конкурсе имеют только исполнители, прошедшие предварительный отбор. 3.13. Конкурсная комиссия обязана ответить в письменной форме на запрос исполнителя, не прошедшего предварительный отбор, с указанием оснований принятия соответствующего решения. Извещение о проведении открытого конкурса и предоставление конкурсной документации. 3.14. Извещение о проведении открытого конкурса организатор открытого конкурса публикует в средствах массовой информации. 3.15. Извещение о проведении открытого конкурса должно содержать сведения о: порядке, месте и сроках подачи заявок на участие в открытом конкурсе; наименовании и адресе организатора открытого конкурса; времени и месте проведения открытого конкурса; об объекте и предмете конкурса, виде и объеме работ, месте их выполнения, виде услуг и месте их оказания и другие; сроках выполнения, оказания услуг; требованиях к участникам открытого конкурса, установленных организатором открытого конкурса; порядке и месте приобретения конкурсной документации; размере, порядке и сроках внесения платы, взимаемой организатором открытого конкурса за получение комплекта конкурсной документации, если такая плата установлена; размере, сроке и порядке внесения задатка. Требования к конкурсной документации 3.16. Конкурсная документация должна быть разработана таким образом, чтобы все участники трактовали положения, изложенные в ней, одинаково; при описании условий и предложений должны приниматься общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов Российской Федерации. 3.17. В состав конкурсной документации входят разделы: общие сведения о предмете конкурса; техническая часть конкурсной документации; список требуемых документов конкурсной заявки; инструкции для участников конкурса; условия контракта (договора подряда); формы конкурсной заявки и других документов. При необходимости могут включаться и другие разделы. 3.18. В раздел "Общие сведения о предмете конкурса" входят: наименование, адрес, описание размещения проектируемого, сооружаемого или эксплуатируемого объекта; место и время выполнения работ, оказания услуг; общее описание предмета конкурса с указанием главных количественных параметров; другие общие сведения. 3.19. Состав раздела "Техническая часть конкурсной документации" определяется характером и назначением работ и услуг, по которым проводится конкурс. При проведении конкурсов по размещению заказов на строительство раздел "Техническая часть конкурсной документации" включает: пояснительную записку (описание программы строительства с характеристикой зданий и сооружений и границ производства работ подрядчиком, основные технико-экономические показатели строительства, краткую характеристику площадки строительства, природно-климатических и инженерно-геологических особенностей, сведения о наличии подъездных дорог и транспортных путей, условия по обеспечению пожаробезопасности на период строительства и эксплуатации, требования к прокладке инженерных сетей и условия их подключения, мероприятия по охране окружающей среды, благоустройству и озеленению и другая информация); генеральный план, спорные и ситуационные планы, схемы инженерных сетей; общие требования к зданиям и сооружениям, чертежи, характеризующие их объемно-планировочные и конструктивные решения по инженерному оборудованию, эксплуатации помещений, таблицы площадей и объемов зданий и сооружений; ведомости физических объемов работ, расхода основных материалов и других ресурсов; технические спецификации на материалы, оборудование, мебель, инвентарь; основные положения по организации строительства, подготовке строительной площадки, календарному графику; информация о системах измерений, стандартов, испытаний и сертификации; материалы инженерных изысканий; экологические требования; информация о наличии и сроках действия согласований. При проведении конкурсов по размещению заказов на проектирование раздел "Техническая часть конкурсной документации" разрабатывается в форме технического задания, которое включает: пояснительную записку с характеристикой намечаемого строительства и технико-экономическими показателями, определенными в обоснованиях инвестиций (или в другом документе); вид строительства, стадийность проектирования; данные о необходимых ресурсах, вовлекаемых в хозяйственную деятельность предприятия, номенклатуры и объемы производства основной и попутной продукции, производственная мощность (программа), уровень качества продукции, ее конкурентоспособность (для производственных объектов); назначение, вместимость, пропускная способность (для объекта гражданского назначения); требования к технологии производственной или обслуживающей деятельности предприятий (учреждений); требования градостроительным, архитектурно-планировочным, конструктивным и другим решениям; требования к конструкциям, материалам, изделиям; требования к инженерному обеспечению; геологические, гидрогеологические, природно-климатические и другие условия района строительства; сведения об экологической обстановке в регионе; требования к охране окружающей среды; материалы о предварительном согласовании места размещения объекта, технические условия и другие исходные данные; основы ценообразования; методы (методики) для оценки эффективности инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений; требования по вариантной разработке; сроки проектирования и строительства; условия по гарантиям качества проектной продукции, перечень других требований, критериев; материалы, иллюстрирующие общий замысел предполагаемого объекта; ситуационный (топографический) план с инженерными сетями и коммуникациями и выбранным ранее вариантом расположения площадки (трассы) для строительства. Техническое задание на выполнение инженерных изысканий должно включать: наименование объекта; вид строительства (новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение); сведения о стадийности (этапе работ), сроках проектирования и строительства; характеристика ожидаемых воздействий объекта строительства на природную среду с указанием пределов этих воздействий; сведения о проектируемых объектах, о мероприятиях по инженерной защите территорий, зданий и сооружений; материалы инженерных изысканий, выполненных на предыдущих стадиях проектирования; цели и задачи программы инженерных изысканий; данные о местоположении и границах площадки (или трассы) строительства; требования к составу, срокам, порядку и форме представления изыскательской продукции заказчику. К техническому заданию должны прилагаться: копии имеющихся топографических карт, планов, ситуационных схем с указанием границ площадок и направлений трасс, копии решений органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, акт выбора площадки (трассы) строительства, копия решения о предоставлении земель для проведения изыскательских работ и другие необходимые материалы. 3.20. Любые спецификации, чертежи, эскизы, требования или описания работ и услуг должны быть основаны на соответствующих объективных технических и качественных характеристиках работ и услуг. Не должно быть требования или ссылки в отношении конкретной торговой марки, патента, модели, конкретного источника происхождения или производителя, за исключением случаев, когда нет другого достаточно точного или четкого средства описания характеристик работ или услуг, и при условии включения таких слов, как "или эквивалент". 3.21. Исполнитель имеет право безвозмездно ознакомиться с разделами проектной документации, не включенной в состав конкурсной документации. 3.22. В разделе "Список требуемых документов конкурсной заявки" приводятся документы, которые требуются от участника конкурса: сопроводительное письмо к заявке на участие в конкурсе; конкурсное предложение; пояснительная записка (на усмотрение участника конкурса); календарный график выполнения работ, разработанный участником для реализации заявки; предложение по стоимости работ по контракту и по распределению стоимости по основным элементам предмета конкурса; сведения о правомочности и квалификации, если предварительный отбор не производился или в случае принятия организатором конкурса решения о повторном подтверждении квалификации участника; обеспечение заявки; другие сведения по усмотрению заказчика. В раздел "Инструкция для участников конкурса" включаются: состав и условия разработки заявки на участие в конкурсе; порядок оформления и доставки заявки; условия и порядок проведения конкурса. 3.23. По составу и условиям разработки заявки в инструкции отражается: информация об ограничениях, введенных законодательными и исполнительными органами, собственниками земли, зданий и сооружений; требования по срокам представления обеспечения исполнения контракта победителем конкурса; требования по способу расчета и структуре цены (в том числе включение в цену страхования, уплаты налогов и других обязательных платежей), условиям и порядку корректировки; срок действия заявки, условия и порядок прекращения и продления ее действия; способы, используемые исполнителями для запроса разъяснений конкурсной документации, и сведения о наличии или отсутствии у заказчика намерения провести встречу с исполнителями на этом этапе; язык (языки), на которых составляются конкурсные заявки. 3.24. По порядку оформления и доставки заявки в инструкции приводятся: требования к полноте представления документов и количеству экземпляров; порядок внесения исправлений в документы, технические и юридические требования к подписанию; требования к упаковке, надписыванию и опечатыванию документов, способу доставки; место, срок и порядок предоставления заявки на участие в конкурсе; фамилия и должность лица, ответственного за приемку документов; указание на возможность представления отсрочек участнику для подготовки и доставки заявок; порядок внесения и оформления изменений в заявку после ее представления в конкурсную комиссию; имя, адрес и должность должностных лиц организатора конкурса, уполномоченных поддерживать связь непосредственно с участниками и получать от них без посредников сведения, относящиеся к конкурсу; обязательства, которые должен принять на себя участник, помимо предусмотренных контрактом (договором подряда). 3.25. По условиям и подряду проведения конкурса в инструкции указываются: ссылка на законодательство и соглашения, юрисдикция которых распространяется на проведение конкурса и выполнение контракта: место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на конкурс, а также порядок рассмотрения заявок; критерии и порядок оценки квалификации участников, а также порядок повторного подтверждения квалификации участников открытого конкурса с предварительным отбором; требования, предъявляемые к документации или иной информации, представляемой участником в подтверждение своей квалификации; критерии, учитываемые организатором конкурса при определении выигравшей заявки, включая предоставление преимуществ и иные факторы (помимо цены), зависящие от квалификации участника, а также относительная значимость таких факторов; возможность представления альтернативных предложений, описание способа их оценки и сопоставления; причины возможного отказа от рассмотрения заявок; порядок выбора победителя и утверждения результатов конкурса; требования в отношении размера, формы, порядка предоставления и других условий обеспечения заявки на участие в конкурсе, в том числе требования к лицу, предоставившему это обеспечение; уведомление о том, какой документ подписывается победителем конкурса; предупреждение о непринятии на себя обязательства мотивировать или иным способом объяснять причины отклонения заявки, кроме сообщения информации, определенной настоящим Положением; соответствующее указание, в случае, если заказчик оставляет за собой право отклонить все заявки на участие в конкурсе; порядок извещения участников о результатах конкурса; порядок проведения переговоров с победителем конкурса; срок заключения контракта (договора подряда); разъяснение права на обжалование незаконных действий или решений конкурсной комиссии и организатора конкурса либо используемых ими процедур. 3.26. В разделе "Условия контракта (договора подряда)" приводятся сведения о контракте или проект контракта. При подготовке текста контракта или основных его положений целесообразно использовать "Методические рекомендации по состоянию договоров подряда на строительство в Российской Федерации", утвержденные 05.10.99 Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое России. 3.27. Организатор конкурса вправе предъявить свои требования в отношении размера обеспечения заявки (в виде фиксированной суммы в размере до 3 процентов от предлагаемой стоимости контракта), в отношении обеспечения исполнения контракта (в размере 10 процентов от стоимости контракта (договора подряда), а также в отношении того, кто может быть гарантом или поручителем по обеспечению заявки на участие в конкурсе или по обеспечению исполнения контракта (договора подряда). Организатор конкурса не обязан принимать в качестве гаранта учреждение, которое ему не известно или финансовое состояние которого ему представляется нестабильным. Поэтому рекомендуется привести в конкурсной документации список приемлемых для организатора конкурса гарантов. Представление, приемка, хранение и отзыв заявок на участие в конкурсе 3.28. Участники конкурса вправе потребовать от организатора открытого конкурса разъяснения положений конкурсной документации. Организатор открытого конкурса обязан ответить на любые полученные до истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе запросы участников о разъяснениях положений конкурсной документации. Организатор открытого конкурса должен направить участникам разъяснения положений конкурсной документации в сроки, позволяющие исполнителям своевременно подать заявки на участие в открытом конкурсе. 3.29. В любое время до истечения срока представления заявок на участие в конкурсе организатор конкурса вправе по собственной инициативе либо в ответ на запрос какого-либо участника изменить конкурсную документацию путем издания дополнения. Дополнение незамедлительно доводится до сведения всех участников, которым организатор конкурса предоставил конкурсную документацию, и имеет для них обязательную силу. 3.30. Срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе на выполнение работ, оказание услуг не может быть менее 45 дней со дня опубликования извещения о проведении открытого конкурса в средствах массовой информации. 3.31. Заявка на участие в открытом конкурсе оформляется в письменном виде и подается в запечатанном конверте в порядке, предусмотренном организатором открытого конкурса. 3.32. Конкурсная комиссия обязана зарегистрировать заявку и другую документацию после предоставления и приемки. Регистрационный номер, дата и время приемки проставляются на запечатанном конверте. 3.33. Участнику, представившему заявку, выдается или направляется по почте расписка, подтверждающая прием и регистрацию заявки с указанием даты и времени ее получения. 3.34. Заявка на участие в открытом конкурсе должна соответствовать всем требованиям, предусмотренным конкурсной документацией. 3.35. Организатор открытого конкурса может продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Уведомление о продлении срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в трехдневный срок направляется участникам конкурса. 3.36. Конкурсная комиссия при приемке заявки проверяет правильность оформления конверта с заявкой и его сохранность. При нарушении условий представления и оформления заявки конкурсная комиссия имеет право отказать в ее приемке. 3.37. Конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, полученный организатором открытого конкурса по истечении срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, не вскрывается и возвращается подавшему ее исполнителю. 3.38. Заявка участника отклоняется конкурсной комиссией, если: участник открытого конкурса не соответствует требованиям, установленным организатором открытого конкурса; участник открытого конкурса отказался дать разъяснение положений заявки на участие в открытом конкурсе; заявка на участие в открытом конкурсе не отвечает требованиям, предусмотренным конкурсной документацией. 3.39. Заявки, представленные участниками конкурса, хранятся вместе с книгой регистрации в специальном сейфе под ответственность лица, осуществляющего приемку заявок. Ответственность за сохранность представленной документации несет организатор конкурса. 3.40. Заявки на участие в конкурсе признаются действительными в течение срока, установленного конкурсной документацией. До истечения срока действия заявок на участие в конкурсе организатор конкурса вправе предложить участникам продлить этот срок. Участник вправе отклонить такое предложение. В этом случае он не утрачивает права на обеспечение своей заявки, однако ее действие заканчивается в первоначально установленный срок. Участники, которые согласны на продление срока действия заявок на участие в конкурсе, продлевают или обеспечивают продление срока действия предоставленного ими обеспечения заявок либо представляют новое обеспечение для покрытия продленного срока действия этих заявок. Участник, срок действия обеспечения заявки которого не продлевается или который не предоставляет новое обеспечение, рассматривается как участник, отклонивший предложение о продлении срока действия заявки на участие в конкурсе. 3.41. Если конкурсной документацией не предусмотрено иное, участник вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в конкурсе до истечения срока предоставления заявок, не утрачивая права на обеспечение этой заявки. Такое изменение или уведомление об отзыве действительно, если оно поступило организатору конкурса до истечения срока представления заявок на участие в конкурсе. 3.42. Изменения в конкурсное предложение должно быть подготовлено с дополнительной маркировкой запечатанного конверта "Изменения". Заявка, заменяющая ранее представленную, оформляется также, как и первоначально представленная. Заменяемая заявка в нераспечатанном конверте незамедлительно возвращается участнику. 3.43. Уведомление об отзыве заявки является основанием для возвращения в трехдневный срок участнику нераспечатанного конверта с заявкой. 3.44. Регистрация изменений, замен и уведомлений об отзыве заявки производится в том же порядке, что и регистрация заявки. 3.45. Стоимость конкурсной документации, приобретенной участником для участия в конкурсе, не возвращается при отзыве заявки участником. 3.46. Если конкурсной документацией не предусмотрено, что отзыв заявки не допускается, то документ, подтверждающий обеспечение заявки и находящийся в запечатанном конверте с заявкой, возвращается участнику в нераспечатанном конверте с заявкой по его требованию немедленно, а сумма внесенного залога возвращается в течение 5 рабочих дней после получения организатором конкурса уведомления об отзыве заявки. 3.47. За подготовку конкурсного предложения компенсация не выплачивается, если же организатор конкурса требует от участника конкурса осуществить разработку проектной документации или других материалов, то при объявлении конкурса может предусматриваться единая для всех участников соразмерная компенсация. Если компенсация предусматривается, то она полагается каждому участнику, своевременно подавшему отвечающее условиям конкурса предложение вместе с требующимися документами. Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и оценка заявок 3.48. Председатель конкурсной комиссии на заседании конкурсной комиссии вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе в предусмотренном конкурсной документацией месте и в предусмотренное конкурсной документацией время. 3.49. Участники открытого конкурса, подавшие заявки на участие в нем, или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. 3.50. Наименования, адреса участников, цены, сроки и другие существенные сведения по усмотрению конкурсной документации при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе объявляются присутствующим и заносятся в протокол проведения открытого конкурса. Указанные сведения сообщаются отсутствующим участникам открытого конкурса по их требованиям. В зависимости от сложности предмета конкурса конкурсная комиссия либо принимает решение по определению победителя конкурса на текущем заседании, либо устанавливает срок рассмотрения заявок, который не может быть более срока, установленного в конкурсной документации. 3.51. Конкурсная комиссия проверяет представленные заявки на соответствие требованиям, содержащимся в конкурсной документации. 3.52. Конкурсная комиссия имеет право запросить у участника конкурса или из других источников дополнительную информацию, подтверждающую или уточняющую сведения, приведенные в заявке. 3.53. Проведение переговоров между организатором конкурса или конкурсной комиссией и участником относительно его заявки на участие в конкурсе не допускается. 3.54. Конкурсная комиссия осуществляет рассмотрение, оценку и сопоставление заявок в целях определения победителя в соответствии с требованиями конкурсной документации. 3.55. При определении победителя конкурса конкурсная комиссия проводит оценку на основе показателей, указанных в конкурсной документации. 3.56. Система показателей для стоимостной и бальной оценки предложений участников должна обеспечивать учет всех основных факторов, характеризующих уровень капитальных и текущих затрат заказчика, количество продукции, работ и услуг, гарантию выполнения контракта в установленные сроки, экономические, экологические, социальные и другие последствия реализации оцениваемого предложения. 3.57. При определении и соизмерении стоимостных и бальных оценочных показателей должен соблюдаться следующий методологический подход: стоимостной оценке подлежат показатели первой группы, влияние которых достаточно определенно может быть выражено в стоимостном выражении: предлагаемая цена предмета конкурса; экологические эффекты от принятия альтернативных предложений участника конкурса по изменению графика и срокам платежей, снижению эксплуатационных затрат, сокращению срока исполнения контракта; на основе перечисленных показателей определяется интегральный показатель "расчетная стоимость по предмету конкурса", а, в случае, когда условиями конкурса не предусматривается представление претендентами альтернативных предложений по графику платежей, качеству продукции и срокам исполнения контракта, стоимостная оценка ограничивается экспертизой предложенной цены предмета конкурса; бальной оценке подлежат общий результат определения расчетной стоимости по предмету конкурса (предложенной цены предмета конкурса - при непредставлении альтернативных предложений) и показатели второй группы, влияние которых не может быть достаточно определенно выражено в стоимостном выражении (квалификация участника, его материально-техническая база, финансовое состояние, технический уровень создаваемой продукции, применяемые технологии и методы организации производства и управления, контроля качества, соблюдение мер безопасности, мер по охране окружающей среды, использование местных материалов). 3.58. В случае, если самая низкая цена предмета конкурса, предложенная участниками, значительно превышает сопоставимую по уровню и кругу учитываемых затрат расчетную стоимость, определенную по поручению организатора конкурса РЦЦС "Инвестстройцена" Министерства Карачаево-Черкесской Республики по архитектуре и строительству, и не компенсируется эффектом от использования разрешенных условиями конкурса альтернативных предложений участника по сокращению срока исполнения контракта, снижению эксплуатационных затрат, изменению условий авансирования и расчетов за выполненные работы, конкурсная комиссия обязана отклонить все предложения и провести повторный конкурс. Указание об этом следует отражать в конкурсной документации. Выбор победителя открытого конкурса и заключение контракта 3.59. Выбор победителя конкурса осуществляется при условии сопоставления не менее двух заявок. Конкурс с одним участником признается несостоявшимся. 3.60. Победителем открытого конкурса признается участник открытого конкурса, в заявке которого по экспертной оценке конкурсной комиссии предложены лучшие условия выполнения работ, оказания услуг. 3.61. После окончания конкурса информация о победителе конкурса, предложенной им цене и сроках исполнения контракта (договора подряда) предоставляется участникам конкурса по их требованию. При этом организатор конкурса не вправе предоставлять сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну. 3.62. Конкурсная комиссия в трехдневный срок направляет победителю открытого конкурса уведомление в письменной форме о признании его победителем открытого конкурса. 3.63. Организатор открытого конкурса, не позднее чем через 20 дней со дня определения победителя открытого конкурса, обязан опубликовать в средствах массовой информации сведения о результатах открытого конкурса, стоимости выполняемых работ, услуг. Положения настоящего пункта не применяются, если расходы на опубликование данной информации составят более 10 процентов установленной контрактом (договором подряда) стоимости работы, услуги. 3.64. В случае, если после объявления победителя организатору открытого конкурса станут известны факты несоответствия победителя открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, заявка победителя на участие в открытом конкурсе отклоняется и новый победитель определяется из числа остальных участников открытого конкурса. 3.65. В протоколе проведения конкурса указываются: краткое описание выполненных работ, услуг; основания принятия организатором конкурса решения о выборе вида конкурса; наименование и адреса участников конкурса; перечень участников конкурса, не прошедших предварительный отбор (в случае проведения такого отбора); цена или основание для установления цены работ, услуг и краткое изложение других основных условий каждой заявки на участие в конкурсе; наименование победителя конкурса и цены выполняемых работ, оказываемых услуг; основание принятия организатором конкурса решения об отклонении заявок на участие в конкурсе, в том числе применение любой преференциальной поправки. 3.66. Протокол о результатах конкурса конкурсная комиссия представляет организатору конкурса в трехдневный срок после принятия соответствующего решения на утверждение. 3.67. Организатор конкурса в недельный срок рассматривает представленные конкурсной комиссией документы и принимает решение об утверждении протокола о результатах конкурса. 3.68. Конкурс считается завершенным после утверждения организатором конкурса протокола о результатах открытого конкурса, в котором могут содержаться следующие решения: утвердить победителя конкурса и пригласить его к процедуре подписания контракта (договора подряда) на предмет конкурса; провести повторный конкурс; признать конкурс несостоявшимся и выбрать иной способ размещения заказа. 3.69. В случае неутверждения предложенного конкурсной комиссией победителя конкурса организатор конкурса направляет в конкурсную комиссию мотивированное решение. 3.70. Условия контракта (договор подряда) определяются в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленным на конкурс предложением подрядчика, признанного победителем конкурса. 3.71. Если участник-победитель конкурса в установленный конкурсной документацией срок не подписывает контракт (договор подряда) или не предоставляет требуемое обеспечение исполнения данного контракта (договора подряда), организатор конкурса выбирает лучшую конкурсную заявку из числа остальных конкурсных заявок. 3.72. Контракт (договор подряда) между победителем конкурса и заказчиком заключается в срок, установленный конкурсной документацией. 3.73. При подписании контракта (договора подряда) по взаимному согласию сторон в него могут быть внесены дополнительные условия, не изменяющие основных положений, содержащихся в конкурсной документации и заявке победителя. 3.74. После получения уведомления победитель обязан представить обеспечение исполнения контракта (договора подряда) в срок, устанавливаемый конкурсной документацией. Если такое обеспечение предусматривается, то в конкурсной документации должны быть установлены требования к такому обеспечению в отношении его размера (10 процентов от цены контракта), формы (обычно банковская гарантия), приемлемости гаранта и сроков предоставления обеспечения после определения победителя конкурса (не более 20 дней). 3.75. Заказчик-застройщик вправе отстранить и расторгнуть договор генерального подряда с победителем торгов и выбрать нового подрядчика из числа оставшихся участников конкурса в случаях: нарушения календарного графика производства строительно-монтажных работ (приложение к договору подряда) по освоению государственных капитальных вложений по объекту; выполнения строительно-монтажных работ по объекту с отступлениями от требований утвержденного проекта, строительных норм и государственных стандартов. 4. Проведение закрытого конкурса 4.1. Организатор вправе проводить закрытые конкурсы в соответствии с настоящим Положением в случаях, если: предметом контракта (договора) является выполнение работ, оказание услуг, составляющих государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации; технически сложные работы и услуги производятся ограниченным числом исполнителей. 4.2. При проведении закрытого конкурса приглашение принять участие в закрытом конкурсе направляется каждому потенциальному участнику. Извещение о проведении закрытого конкурса в средствах массовой информации не публикуются. 4.3. При закрытом конкурсе приглашения к участию в закрытом конкурсе направляются нескольким исполнителям с тем, чтобы в закрытом конкурсе приняло участие не менее двух исполнителей. 4.4. К проведению закрытых конкурсов применяются положения главы 3 настоящего Положения. 5. Разрешение разногласий 5.1. Участник конкурса вправе вносить апелляции организатору конкурса на действия его должностных лиц и (или) решения образованной им конкурсной комиссии, ущемляющие его права. Предметом обжалования в соответствии с настоящим разделом не могут быть: выбор вида конкурса; решение организатора конкурса в соответствии с настоящим Положением отклонить все заявки на участие в конкурсе. 5.2. Если спор по жалобе не разрешен по взаимному согласию участника и организатора конкурса, организатор конкурса в течение 30 дней со дня представления жалобы выносит письменное решение, которое должно содержать: обоснование мотивов принятия решения; меры, направленные на удовлетворение изложенных требований, в случае полного или частичного удовлетворения жалобы. 5.3. Участник конкурса на размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг, жалоба которого не была рассмотрена или который не удовлетворен принятым решением, либо решение по жалобе которого не было принято в установленный срок, имеет право на обжалование в Правительство Карачаево-Черкесской Республики. Правительство республики вправе принять одно или несколько из следующих решений: полностью или частично отменить или пересмотреть незаконное решение организатора конкурса, за исключением решения о признании недействительным заключения контракта (договора подряда) или решения о расторжении контракта (договора подряда) после его заключения; обязать организатора конкурса возместить убытки, понесенные участником конкурса, в результате незаконного действия или решения организатора конкурса либо исполняемой им незаконной процедуры; распорядиться о прекращении процедуры по размещению заказов на выполнение работ, оказание услуг. 5.4. За нарушение требований, установленных законодательством о конкурсах на размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг, организатор конкурса и участники конкурса несут гражданско-правовую, административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Глава Администрации Президента - Управляющий Делами Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики М.А. Каракетов Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|