Расширенный поиск

Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27.03.2002 № 49

 



                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
           ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27.03.2002                  г. Черкесск                        N 49

                                      Утратило силу - Постановление
                                   Правительства Карачаево-Черкесской
                                    Республики от 15.09.2009 г. N 325

О работе Правительства Карачаево-Черкесской
Республики в 2001 году

    Заслушав и  обсудив  информацию о работе министерств,  ведомств
республики   в   2001   году   Правительство   Карачаево-Черкесской
Республики отмечает,  что органами исполнительной власти в истекшем
году  проведена  определенная  работа   по   укреплению   экономики
республики, решению задач социального характера.
    За этот  период  объем   внутреннего   регионального   продукта
увеличился на 12,2 процента.
    Возросли инвестиции  в   основной   капитал,   обеспечен   рост
среднемесячной заработной платы,  денежных фондов населения.  Объем
производства   продукции    в    химической    и    нефтехимической
промышленности  возрос на 9 процентов по сравнению с 2000 годом,  в
машиностроении  и  металлообработке   на   17   процентов,   легкой
промышленности   на   42   процента.   Больше  произведено  медного
концентрата.
    Темпы роста абсолютных данных составили 38,4 процента, а индекс
физического объема произведенной продукции - 116,6 процента.
    Позитивные изменения произошли и в аграрном секторе республики.
Объем производства продукции хозяйствами всех форм собственности  в
2001  году  составил 3695,3 млн.  рублей,  что в сопоставимых ценах
превышает уровень  2000  года  на  2,1  процента,  в  том  числе  в
растениеводстве - на 4,8 процента.
    В 2001 году инвестиции в основной капитал составили 1292,4 млн.
рублей, что на 58 процентов выше уровня 2000 года.
    За счет всех источников финансирования введено 75,0  тыс.метров
квадратных жилья,  построено и введено 41,5 км газопроводных сетей,
газифицировано  240  квартир,  1344  индивидуальных   домовладений.
Выполнены   объемы   на   строительстве   и   реконструкции   дорог
федерального и республиканского значения на общую  сумму  255  млн.
рублей,  что  превышает  уровень  2000  года.  Значительная  работа
проведена  по  расширению  сети  телефонной   и   почтовой   связи,
телекоммуникаций, обеспечению их устойчивой работы.
    На объектах учреждений образования освоено  30,8  млн.  рублей,
приобретено  оборудование  для классных комнат и ученической мебели
на сумму 5,5 млн. рублей.
    Ликвидирована задолженность по заработной плате,  с января 2001
года регулярно выплачиваются пособия  по  методической  литературе,
приобретено для общеобразовательных школ 298 новейших компьютеров.
    Проведена значительная       работа        по        укреплению
материально-технической базы учреждений здравоохранения.
    Приобретено медицинское  оборудование  на  сумму  8253,1   тыс.
рублей.
    В целях дальнейшего укрепления экономики и социального развития
республики принят ряд комплексных целевых программ.
    Вместе с тем в работе министерств и  ведомств  в  осуществлении
руководства народно-хозяйственным комплексом имеются и недостатки.
    Уровень их  управленческой  деятельности  не  в   полной   мере
отвечает требованиям.
    Некоторые промышленные предприятия снизили объемы  производства
продукции,  нет  устойчивости в их работе.  Особенно неблагополучно
обстоят дела на предприятиях строительной  индустрии.  Производство
цемента  сократилось  на  10  процентов,  нерудных материалов на 18
процентов, в три раза сокращен выпуск железобетонных изделий.
    Серьезные недостатки имеются и в развитии сельского хозяйства.
    Продолжает сокращаться   численность    всех    видов    скота,
значительная    доля    которых    приходится    на    коллективные
сельскохозяйственные предприятия.
    Не в  полном  объеме  выполнены  комплексные целевые программы,
направленные на  укрепление  материально-технической  базы объектов
здравоохранения  и образования,  улучшения медицинского обеспечения
населения  республики,  строительству  новых  объектов  социального
характера.
    Правительство Карачаево-Черкесской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
    1. Работу министерств и ведомств  по  управлению  хозяйственным
комплексом республики считать недостаточной.
    2. Обязать руководителей министерств и  ведомств  республики  в
месячный  срок разработать и представить в Правительство республики
дополнительные   меры   по    улучшению    руководства    отраслями
хозяйственного комплекса республики.
    3. В  соответствии  с   пунктом   2   статьи   95   Конституции
Карачаево-Черкесской   Республики  направить  в  Народное  Собрание
республики информацию о работе  Правительства  Карачаево-Черкесской
Республики в 2001 году.
    4. О ходе  выполнения  настоящего  постановления  информировать
Правительство республики до 10.07.2002 и до 01.02.2003 года.
    5. Контроль за выполнением данного постановления  возложить  на
заместителей    Председателя   Правительства   Карачаево-Черкесской
Республики.


Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики                       А.Х. Карданов











                            ИНФОРМАЦИЯ
            о работе Правительства Карачаево-Черкесской
                      Республики за 2001 год

    В 2001  г.  Правительство  Карачаево-Черкесской  Республики   в
пределах  своей  компетенции осуществляло руководство хозяйственным
комплексом  республики.  В  своей  деятельности,  руководствовалось
принципами  верховенства федерального законодательства,  разделения
властей,  законности,  гласности  и  обеспечения  прав   и   свобод
человека.  Строил  свою  работу  в  соответствии  с республиканским
Законом "О правительстве Карачаево-Черкесской Республики".
    Усилия, предпринятые     Правительством    республики,    всеми
хозяйствующими субъектами,  обеспечили в  2001  году  рост  объемов
производства  предприятиями  промышленного  и  сельского хозяйства,
розничной торговли,  общественного питания.  Возросли инвестиции  в
основной капитал.
    Обеспечено увеличение   среднемесячной   заработной   платы   и
денежных  доходов  населения.  За  этот  период  объем  внутреннего
регионального продукта увеличился по оценке на 12,2 процента.
    В сфере   промышленного   производства  республики  произведено
продукции в объеме 3921,9  млн.  руб.,  что  на  1087,9  млн.  руб.
больше, чем в 2000 году.
    Темп роста  абсолютных  данных  составляет  38,4%,   а   индекс
физического объема произведенной продукции - 116,6%.
    Превышение уровня промышленного производства за  год  произошло
практически   по  всем  отраслям:  больше  электроэнергии  отпущено
потребителям республики,  произведено  медного  концентрата  на  2%
больше,  химической  и  нефтехимической продукции на 9%,  продукции
машиностроения  и  металлообработки  на   17%,   продукции   легкой
промышленности   на  42%  и  т.д.  По  темпам  роста  промышленного
производства за 2001 год республика занимает одно из  ведущих  мест
среди субъектов Южного федерального округа.
    В 2001 году ведущими предприятиями как в своих отраслях,  так и
в целом по республике,  являлись акционерные общества:  "ЧПХО имени
З.С.  Цахилова",  "Кавказцемент",  "Резинотехник",  "Урупский ГОК",
"Завод   НВА",  которые  произвели  более  75%  всей  произведенной
промышленной продукции  в  республике.  Эти  предприятия,  а  также
Усть-Джегутинский  гипсовый комбинат,  фирмы "Меркурий" и "Сатурн",
Первомайский  маслосырзавод  определяют   экономическое   состояние
республики   и   несут   основную  бюджетную  нагрузку,  производят
конкурентоспособную продукцию,  адаптировались к рыночным условиям,
имеют конкретные программы развития производства.
    В то же время во  второй  половине  2001  года  темпы  прироста
объемов   производства   снизились  в  химической,  нефтехимической
промышленности  и  машиностроении.  В  промышленности  строительных
материалов,  на  долю которой в отчетном году приходилось почти 16%
всего  объема  промышленного  производства,   объемы   производства
снижены на 5,7%.
    Существенное влияние на снижение объемов производства в отрасли
оказало  сокращение  производства  цемента  (на  10%).  Кроме того,
уменьшился выпуск  железобетонных  изделий  более  чем  в  3  раза,
нерудных материалов почти на 18 процентов.
    Вызывает сожаление и  то  обстоятельство,  что  доля  убыточных
предприятий  в  промышленности  составляет  39%  и  количество их в
прошедшем году не уменьшилось. Сумма убытка этих предприятий - 83,5
млн. рублей (в 2000 году - 51,9 млн. рублей).
    Увеличился размер неплатежей - по сравнению с началом 2001 года
кредиторская задолженность промышленных предприятий выросла на 22%,
дебиторская на 18,4%.
    В течение  года  проводился  анализ  деятельности  промышленных
предприятий республики.  Материалы  рассматривались  на  заседаниях
Комиссии при Президенте КЧР по экономическим вопросам.  За отчетный
период  совместно  с  территориальным  органом  России  по  КЧР  по
финансовому  оздоровлению  и банкротству были рассмотрены программы
финансового оздоровления предприятий:  ОАО  "Урупский  радиозавод",
ОАО    "Гидропневмонормаль",    ОАО    "Виток",   АООТ   "Спираль",
"Микрокомпонент", ОАО "Карачаевский конденсаторный завод".
    Главной целью    промышленной   политики   остается   повышение
эффективности  производства  и  конкурентоспособности   выпускаемой
продукции, выход на новые рынки.
    Принятие республиканского закона  о  государственной  поддержке
организаций,  реализующих  инвестиционные  проекты  с  привлечением
кредитов банков  приведет  к  инвестиционной  активности,  позволит
объединить   ресурсы   (собственные,   привлеченные,  бюджетные)  и
направить их на реализацию инвестиционных  проектов  имеющих  более
высокую  коммерческую  и  бюджетную  эффективность,  обеспечивающих
внедрение новых технологий  и  рост  объемов  производства.  Что  в
конечном   итоге,   будет   способствовать  повышению  занятости  и
благосостояния  населения  республики  на  реализацию  которого   в
бюджете  республики  на  2002 год определена сумма в объеме 10 млн.
рублей.
    Подготовлены и  другие  нормативные документы,  направленные на
создание   механизма   государственной   поддержки    организациям,
реализующим инвестиционные проекты.
    Правительство вышло с инициативой о принятии закона  республики
"О  промышленной  деятельности в КЧР",  которым определены основные
направления промышленной политики,  формы  и  меры  государственной
поддержки промышленной деятельности в республике.
    Анализ представленных  рядом  крупных  и  средних   предприятий
республики   прогнозов   промышленного  производства  на  2002  год
позволяет  рассчитывать  на  прирост  объемов  в  текущем  году   в
действующих ценах на 1000-1100 млн. рублей или на 25-27%.
    В целях улучшения конкурентоспособности выпускаемой  продукции,
обеспечения роста производства,  создания новых рабочих мест в 2002
году планируется освоение свыше 40 наименований новой продукции.  В
2001  году  Правительство уделяло много внимания вопросам улучшения
энергоснабжения всего народнохозяйственного комплекса республики.
    В этих  целях  постановлением Правительства от 03.07.2001 N 113
создана постоянно действующая антикризисная оперативная комиссия по
вопросам   топливно-энергетического  комплекса,  разработан  проект
Закона Карачаево-Черкесской  Республики  "Об  энергосбережении",  в
бюджете  на  2002  год Правительством республики предусмотрено 100%
выделение  средств   на   оплату   коммунальных   услуг   бюджетным
организациям.
    В 2001   году   намного   уменьшилось   количество   отключений
электроснабжения  предприятий  и  населения,  значительно повысился
уровень платежей на  ФОРЭМ  (с  40%  до  75,9%  к  концу  отчетного
периода).
    Правительство республики  держит  на  особом  контроле  вопросы
обеспечения эл. энергией. Так, в 3-м квартале 2002 года планируется
пуск 2-й очереди Зеленчукских ГЭС мощностью  80  МВт,  продолжается
строительство  линии электропередачи ВЛ-110 кВ "Карачаевск-Поляна",
проводится реконструкция и ремонт электрических сетей республики.
    В рамках   федеральной   целевой  программы  "Энергоэффективная
экономика" на 2002-2005 годы и  на  перспективу  до  2010  года  на
территории  республики  предусмотрено строительство 6-ти малых ГЭС,
общей мощностью 60 МВт на реках:  Кубань,  Учкулан,  Теберда, Даут,
Маруха и Кяфар.
    На контроле   Правительства   находились   вопросы    снабжения
предприятий и населения твердым топливом и газом.
    Школы, больницы,  учреждения  культуры  обеспечены  необходимым
количеством твердого топлива.
    Правительством выделены бюджетные средства в  4,573  млн.  руб.
для компенсации убытков при реализации твердого топлива населению.
    За 2001 год всего в республике построено и введено газопроводов
41,5 км,  газифицировано 1584 абонента,  в том числе:  240 квартир,
1344    частных    домов,    из     них     подразделениями     ЗАО
"Карачаево-Черкесскгаз"   построено    22,65    км    газопроводов,
газифицировано 882 абонентов в т.ч.  155  квартиры  и  727  частных
домов.
    В соответствии    с    планом    капитального     строительства
Карачаево-Черкесской  Республики  на  2002  год  в 30-ти населенных
пунктах республики предусматривается строительство и  реконструкция
газопроводов на общую сумму 29,51 млн.  рублей,  в том числе: 23.51
млн.  рублей из  бюджета  республики  и  6  млн.  рублей  из  фонда
регионального развития.
     В   рамках   федеральной   целевой   программы   "Юг   России"
предусмотрено    строительство   газопроводов   Карачаевск-Теберда,
сметной   стоимостью   112,5  млн.  рублей,  Сторожевая-Преградная,
сметной стоимостью 77,3 млн. рублей.
    Немаловажное место  в   деятельности   Правительства   занимают
проблемы  улучшения  работы  связи,  телекоммуникаций  и почты.  На
сегодняшний  день  плотность  телефонов  на  100  семей  в   городе
составляет   83,6,  в  сельской  местности  31,7.  Среднероссийские
показатели соответственно 54,2 и  22,4.  За  отчетный  период  сеть
телефонной связи увеличена на 3,4 тысячи номеров,  прирост составил
66,4 процента,  по прогнозу на 2002 год будет установлено  еще  1,6
тысячи  номеров.  Объем  капиталовложений в эту отрасль в 2001 году
составил  10,4  млн.  рублей.  Наряду  с  этим  медленными  темпами
осуществляется  телефонизация сельской местности,  действующая сеть
работает с перебоями.  Правительством намечены определенные меры по
улучшению материальной базы отрасли.  Так,  по расчетам в 2002 году
объем капвложений  превысит  43,5  млн.  рублей.  Предусматривается
строительство АТС в г. Теберде на 3,7 тыс. номеров, общая стоимость
строительства   23,1   млн.   рублей.   Планируется   строительство
стекловолоконной    линии   связи  на  участке Черкесск-Карачаевск, 
сметная  стоимость  строительства  12 млн.  рублей..  В  2002  году 
предусмотрено   расширение   емкости  АТС-4   в  а. Алибердуковский  
Хабезского  района  на  600 номеров и ст. Сторожевая  Зеленчукского 
района на 512 номеров.
    Отмечается рост   объемов   услуг  почтовой  связи  и  почтовых
отправлений.
    Несмотря на   принимаемые   меры,   направленные  на  повышение
доходности и снижение себестоимости предоставляемых  услуг  в  2001
году,  имеет  место  опережение  затрат  над доходами.  В 2001 году
произведено затрат в целом по почтовой связи  на  сумму  35,6  млн.
рублей,  увеличение  по  сравнению  с аналогичным периодом прошлого
года составило 24%.
    Так, по  результатам,  сложившимся  в 2001 году по ГУ УФПС КЧР,
убыток от реализации всех услуг составил 4,0 млн. рублей.
    В то  же время удалось не только сохранить сеть почтовой связи,
но и увеличить ее,  открыв в 2001 году 2 новых  отделения  почтовой
связи  в  а.  Хурзук  и а.  Кызыл-Юрт.  В перспективе строительство
здания Урупского узла почтовой  связи,  Дома  связи  в  п.  Домбай,
отделения почтовой связи в а. Кобу-Баши Зеленчукского района.
    В 2002 году планируется открыть пункты коллективного доступа  в
Интернет  во  всех районных узлах почтовой связи и южной и северной
части г. Черкесска.
    В 2001 году продолжилась работа по реконструкции и модернизации
объектов  телерадиовещания  и  увеличения  телевизионных  программ.
Республиканским  телерадиопередающим центром введены в эксплуатацию
3 ТВ передатчика на РРС-4 г. Карачаевска: - 26 ТВК программа ТВ-6
                                            36 ТВК программа ТВЦ
                                            43 ТВК программа
                                               "Культура"
    Установлены в 4 населенных пунктах передатчики  для  приема  ТВ
программ РТР+ГТРК "Карачаево-Черкесия" (п. Маркопи, а. Каменномост,
а. Н.Мара и В.Мара).  Смонтированы  микроретрансляторы  с  цифровым
приемом ТВ программ РТР в населенных пунктах     а. Красный Восток,
а. Зеюко,        ст. Сторожевая,      п. Эльбрусский,    а. В.Мара.
Отремонтировано  8  симплексных  стволов  на РРЛ "Черкесск-Домбай".
Кроме того на объектах  РРЛ  установлено  дополнительно  6  станций
сотовой  связи.  Число  цифровых каналов увеличено за год со 120 до
240.
    Свой вклад    в    развитие   народнохозяйственного   комплекса
республики внесли организации автодорожного транспорта.
     В  2001  году  объем  перевозок  грузов автотранспортом общего
пользования  составил  121,5%  к  уровню  2000  года,  а пассажиров
116,8%.
   Обновление парка автобусов в 2001 г.  составило 25 единиц или 8%
от общего количества автобусов. Кроме того, привлечено 40 автобусов
альтернативных   перевозчиков   в  пригородном  сообщении  и  37  в
международном,  что  позволило  расширить  существующую  маршрутную
сеть.
    На строительство,  ремонт и содержание дорог и мостов  за  2001
год освоено 255 млн.  рублей,  в том числе на федеральных дорогах -
114,5 млн. рублей, на республиканских дорогах - 114,5 млн. рублей и
на дорогах местных муниципальных образований - 26,0 млн. рублей.
    Построено и   введено   в   эксплуатацию   три   моста    общей
протяженностью - 140 п/м:  мост через БСК у п. Холоднородниковский,
мост через р. Теплая в Урупском районе и мост через р. Аликоновка в
Зеленчукском  районе.  Построена  и  введена  в  эксплуатацию новая
асфальтовая дорога с. Чапаевское - х. Октябрьский   в  Прикубанском
районе. Выполнены   работы   по   реконструкции   8,0  км    дороги
Черкесск-Домбай.
    В ходе  реконструкции  автодороги  Черкесск-Домбай  на  участке
Черкесск-Джегута  средства  в  сумме  30,0  млн.  рублей  полностью
освоены. В 2002 году работы будут завершены. Предварительным планом
2002г.  на строительство, реконструкцию и содержание дорог и мостов
по  республике  предусматривается  всего 400,0 млн.  рублей,  в том
числе  по  федеральным  дорогам  -   258,0   млн.   рублей   и   по
республиканским - 144,0 млн. рублей.
    Происходящие в 2001  г.  процессы  стабилизации  экономики  КЧР
определили   положительные  результаты  и  в  работе  строительного
комплекса республики.
    Так, за 2001 год инвестиции в основной капитал составили 1292,4
млн.  руб., что на 58% выше уровня прошлого года, произведено работ
по договорам стройподряда 458,9 млн.  руб.  или на 12%  больше 2000
г.,   объем   строительно-монтажных   работ   составил   104%    от
прошлогоднего.
    За счет всех источников финансирования введено 75,0  т.  метров
квадратных  жилья,  что составляет 146%  к уровню 2000 года,  в том
числе  построено  предприятиями  и  организациями - 15,3  т. м кв.,
индивидуальными застройщиками -59,7 т. м кв.
    В то же время республиканское задание по вводу объектов жилья в
прошлом году, установленное постановлением Президиума Правительства
республики,  выполнено только на  88%  от  запланированного  и  это
показывает,  что  задача увеличения объемов жилищного строительства
не стала приоритетной для некоторых руководителей  администраций  и
стройорганизаций республики.
    Также по ряду объективных и субъективных факторов  не  получила
дальнейшее   развитие   тенденция   вывода  из  кризиса  и  наладки
устойчивой,  стабильной работы некоторых предприятий промышленности
строительных материалов Карачаево-Черкесской Республики.
    Наряду с   эффективно   работающими   и   увеличивающими   свое
производство   и  выпуск  продукции  предприятиями  как ф. ТАМЭ-МММ
(увеличение выпуска продукции более,  чем в 2 раза), ОАО "Гипсовик"
(на  19%) ЗАО "КСМ" (выпуск кирпича увеличился более чем в 4 раза),
проходят   процедуру   введения   внешнего   управления   и    даже
банкротства  такие  предприятия  строительных  материалов  как:  АО
"КСМиК",  ОАО "Силикатчик",  АО  "Полигон",  АО  "Усть-Джегутинский
ЖДБ", а имущество АО "Железобетон" вообще выставлено на аукцион для
продажи.
    Вследствие этого,   производство   железобетонных   конструкций
составило 30% от уровня 2000 года, стеновых материалов 69%, цемента
90%, нерудных материалов 79%.
    Вывод из   затянувшегося   кризиса   предприятий   строительных
материалов  на  сегодняшний  день  -  одна  из приоритетных задач в
работе   Правительства,   администраций   районов,    руководителей
предприятий.
    Повышенное внимание,  Правительство уделяло проблемам аграрного
сектора республики. Состояние дел в сельском хозяйстве неоднократно
рассматривалось   у   Президента,   на   заседаниях   Правительства
республики.  Была возобновлена работа республиканского агентства по
регулированию продовольственного  рынка,  создан  продовольственный
фонд,  через  которые осуществлялись поставки селу горюче-смазочных
материалов,  семян,  средств химизации  под  договоры  на  поставку
сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Утверждены приемлемые для
хозяйств цены на сельскохозяйственную  продукцию.  Объем  продукции
сельского  хозяйства,  произведенный  хозяйствами  всех категорий в
2001 году,  составил 3695,3 млн.  руб.,  что в  сопоставимых  ценах
превышает уровень 2000 года на 2,1%,  в т.ч. в растениеводстве - на
4,8 процента.
    На долю  сельскохозяйственных  предприятий приходится 30,1%  от
валового производства сельскохозяйственной продукции.
    За два  года объемы производства в сельхозпредприятиях возросли
на 8,8%  за счет увеличения производства продукции  растениеводства
(зерновых).  Во  многом  это стало возможным благодаря существенной
финансовой  и  организационной  помощи  со  стороны  Президента   и
Правительства,  позволившей  обеспечить  соблюдение агротехнических
мероприятий,  применение  средств   защиты   растений,   удобрения,
увеличение посевных площадей.
    В 2001 году  для  проведения  весенне-полевых  работ  и  уборки
урожая   сельхозпредприятиям   было  выделено  73,9  млн.  руб.  За
последние   годы   это   самая   крупная    финансовая    поддержка
сельхозпредприятий.  Заново вовлечено в сельскохозяйственный оборот
около 10 тысяч гектаров ранее заброшенных земель.
    Валовой сбор  зерна  по  сравнению  с 2000 годом возрос на 26,4
процента,  картофеля - на 8,6%, сахарной свеклы - на 13,7%. В то же
время производство подсолнечника снижено на 64,9%, овощей открытого
грунта на 1,6%, кукурузы на зерно - на 35%.
    Выручка от    реализации   продукции   по   сельхозпредприятиям
составила 292,7 млн.  руб.  или на 43 процента больше  уровня  2000
года.  Тем не менее, все районы, кроме Прикубанского, закончили год
с убытками,  их общая сумма исчисляется в 16,4 млн.  руб.,  что  на
27,03 млн. меньше, чем в 2000 году.
    Активизировалась работа  фермерско-крестьянских   хозяйств,   в
настоящее  время  их  число  увеличилось  до 2005.  В их владении и
пользовании находится 25,4 тыс.  га земли, в том числе 11,2 тыс. га
пашни.  В  фермерско-крестьянских хозяйствах  произведено 10,4 тыс.
тонн зерна (6,2%  от общего сбора), сахарной свеклы - 4,3 тыс. тонн
(4,7%)
    Между тем  не  удалось  остановить   спад   в   животноводстве.
Хозяйствами  всех  категорий  произведено  мяса на 2,3%  больше,  а
молока на 2% меньше.
    Продолжает сокращаться  численность  всех видов скота.  Так,  в
сельхозпредприятиях уменьшилась численность крупного рогатого скота
на 13,3%,  в том числе коров - на 16,6% и составила всего 14,4 тыс.
голов. Поголовье овец сокращено на 12,6% или на 7,4 тыс. голов.
    Среди причин  оказывающих  существенное  влияние  на сокращение
поголовья безусловно главенствует падеж  скота  и  его  хищения,  а
также крайне низкий уровень воспроизводства стада.
    По республике на 100 коров получено 47  телят,  в  Зеленчукском
районе  - 33 теленка,  Хабезском и Карачаевском районах по 7 телят.
За год пало КРС - 1050 голов (7,4% общего  поголовья), свиней - 752
головы (18,8%), овец - 6,1 тыс. голов (11,9% от общего поголовья).
    Начавшееся в 1990 году ежегодное  снижение  поголовья  животных
привело не только к значительному уменьшению производства продукции
животноводства,  но  и  к  экологическим  проблемам     (деградация
сенокосов  и пастбищ).  Под угрозой исчезновения оказались генфонды
уникальных для республики районированных  пород  крупного  рогатого
скота (швицкая,  абердин-ангусская),  овец (карачаевская, советская
мясошерстная), лошадей (карачаевская).
    Особенно тяжелое  положение сложилось в хозяйствах,  разводящих
кроссбредных овец советской мясошерстной породы, выведенной в нашей
республике. В трех племенных заводах по разведению овец этой породы
поголовье недопустимо снижается.
    В текущем году в отрасли сельского хозяйства предстоит отладить
работу агрокомбината, его взаимодействие с сельхозпроизводителями и
бюджетными  организациями - потребителями продовольствия,  укрепить
его материальную базу.
    Хозяйства являющиеся безнадежными должниками, пройдут процедуру
банкротства. На основе земельных паев будут созданы на добровольной
основе новые хозяйственные образования.  Здесь задача Правительства
и  Минсельхозпрода,  агентства  по  банкротству  и  глав   районных
администраций   состоит   в   том,  чтобы  подобрать  на  должности
руководителей новых хозяйств высококвалифицированных  ответственных
специалистов,  людей с новым образом мышления, способных работать в
условиях рыночной экономики, продолжить работу по поиску инвесторов
для  экономически слабых хозяйств,  продумать вопросы присоединения
отстающих к экономически крепким хозяйствам и предприятиям.
    В настоящее   время   усилия   и  Президента,  и  Правительства
республики  сосредоточены  на  проведении  весенне-полевых   работ.
Предстоит вспахать 39,8 тыс. га, посеять яровые культуры на площади
в 54,9 тыс.  га,  удовлетворить  потребность  хозяйств  в  семенах,
минеральных  удобрениях,  горюче-смазочных материалах,  подготовить
всю имеющуюся технику.
    В службе  лесного  хозяйства основные усилия были сосредоточены
на   выполнении   постановления   Правительства   "О    сохранении,
рациональном  использовании и воспроизводстве лесосырьевых ресурсов
КЧР".
    В этих  целях  пересмотрена  система  охраны лесов,  укрепилась
материально-техническая  база   службы   лесной   охраны.   Создано
специальное  подразделение  милиции по охране леса,  систематически
проводились  рейды  по  охране  леса  совместно  работниками   МВД,
налоговой  полиции.  За  отчетный период выявлено 32 лесонарушения,
сумма ущерба от которых составила 652 тыс. рублей.
    Программа по  лесовосстановительным  работам  выполнена  на 108
процентов.  От производственной  деятельности  получено  10,5  млн.
рублей,   рост   к   предыдущему   году   составил   181   процент.
Вспомогательными цехами лесхозов произведено продукции на 19,3 млн.
рублей.
    В соответствии  с  постановлением  Правительства  создано   ГУП
"Карачаево-Черкессклеспром",  которое приступило к работе, но из-за
отсутствия средств на приобретение оборудования  производит  только
распиловку  леса,  хотя  основной задачей этой организации является
глубокая  переработка  древесины  и  выпуск  мебели  для  бюджетных
организаций республики.
    Геологической службой Госкомприроды в истекшем году проводились
поисковые   работы   на   облицовочные   камни   на   7   участках,
осуществлялись работы  на  проявления  рудного  золота  на  участке
"Березовое" и балки "Лесное",  где выявлены запасы,  представляющие
промышленный интерес.
    В 2001 году выдано 22 лицензии на право пользования недрами.  К
серьезным недостаткам в этой работе следует отнести тот  факт,  что
Госкомприроды  слабо  контролирует выполнение лицензионных условий.
Впредь  Правительство  ужесточит  свои   требования   и   установит
надлежащий  контроль  за  эффективным и рациональным использованием
природных богатств республики.
    Правительством перед   службой   охраны   окружающей   среды  и
экологической  безопасности  поставлена  задача   о   необходимости
усиления   работы   по   борьбе   с   нарушителями  природоохранных
требований.  В  2001  году   за   нарушения   этих   требований   к
административной  ответственности  привлечено более 100 должностных
лиц.  Однако,  реально экологическая ситуация не  улучшается,  а  в
условиях,  когда  республика  одним  из  приоритетных  путей  своей
экономики выбрала развитие туризма,  такое  положение  дел  в  этом
направлении просто недопустимо.
    Проведены работы по  строительству  и  реконструкции  групповых
водопроводов  на сумму в 10,6 млн.  руб.  Вовлечено в сельхозоборот
830 га переувлажненной пашни.
    Осуществлена кадастровая  оценка  земель  городских  и сельский
поселений на площади 38,4 тыс.  га,  сельхозугодий - 785 тыс. га. В
текущем  году  планируется  завершить  эту  работу.  Проведено  980
проверок  соблюдения  земельного  законодательства,  привлечены   к
ответственности 157 человек.
    Одним из важнейших  направлений  в  деятельности  Правительства
является развитие малого предпринимательства.  Предприятиями малого
бизнеса в 2001 г.  произведено продукции и оказано услуг на сумму в
597 млн.  руб., что на 9,4%, чем в предыдущем. Выпущено продукции и
оказано услуг промышленного характера на  223  млн.  рублей.  Малые
предприятия   производят   80%   продукции   от   общего  объема  в
деревообрабатывающей промышленности,  99%  - в мукомольной, 90% - в
легкой  и  88%  - в  полиграфической.  По видам  деятельности малый
бизнес республики охватывает практически все отрасли, но наибольшее
их количество (около 80%) сосредоточено  в трех отраслях:  торговле
(42% от общего  количества), промышленности (20,6%) и строительстве
(16%).
    Правительством республики  утверждена  региональная   программа
развития  малого  предпринимательства,  а  также  создан  Совет  по
предпринимательству, который координирует деятельность по поддержке
предпринимательства  в  районах  и  проводит  работу по привлечению
инвестиций в  республику.  Постановлением  Правительства  утвержден
Экспертный  Совет  по  инвестициям  и  в  том  числе,  по  вопросам
поддержки малого предпринимательства.
    Основным исполнителем   всех   мероприятий   по  этому  вопросу
является республиканский фонд поддержки малого предпринимательства.
    Одной из  наиболее  сложных  проблем,  препятствующих  развитию
малого   предпринимательства   является   отсутствие    достаточных
финансовых  ресурсов  для  обеспечения  инвестиционных  и оборотных
потребностей малого  бизнеса.  В  2001  году  на  поддержку  малого
бизнеса было выделено более 3 млн. руб., на текущий год на эти цели
в бюджете предусмотрено около 10 млн. руб.
    В 2001  году  ТО  ФСФО  в  КЧР  подготовлены  материалы  по  47
предприятиям  республики,  имеющим   суммарный   объем   фискальной
задолженности в 116,  3 млн. руб., для рассмотрения на Комиссии при
Президенте КЧР по экономическим вопросам.
    В отношении  данных  предприятий  Комиссией  приняты  следующие
решения:
    о реструктуризации  задолженности - 14,  о банкротстве - 15,  о
подготовке финансового оздоровления - 2,  о привлечении  к  вопросу
погашения  задолженности горрайадминистраций,  о проведении анализа
финансового состояния - 6,  отложено рассмотрение - 6.  В 2001 году
подготовлен  31  специалист  по антикризисному управлению различных
категорий.
    В 2001   году  на  территории  республики  зарегистрировано  10
чрезвычайных  ситуаций,  в  т.ч.  4  технического  и  6  природного
характера.   В   результате   крупного   града  пострадали  частные
домовладения  у  900   жителей   Зеленчукского,   Карачаевского   и
Хабезского районов.
    Министерством по  делам  ГО  и  ЧС  КЧР  проведена  работа   по
определению размеров ущерба,  причиненного различными чрезвычайными
ситуациями,  оформлены материалы на получение материальной  помощи.
Документы  на  возмещение  причиненного  ущерба  в  настоящее время
находятся на рассмотрении в Правительстве России.
    Под пристальным   вниманием  Правительства  находились  вопросы
социальной  сферы,  состояние  которой  определяет  политическую  и
экономическую стабильность нашей республики.
    В области образования введены  в  эксплуатацию  республиканский
Детский  дом для детей-сирот и детей,  оставшихся без родительского
попечения,  первая очередь школы  на  220  ученических  мест  в  с.
Римгорское   Малокарачаевского   района.   Для  общеобразовательных
учреждений приобретено оборудование для классных комнат на сумму  в
2,7  млн.  руб.,  3075 комплектов ученической мебели на сумму в 2,8
млн.  руб.  В библиотеки школ республики в истекшем году  поступила
101  тысяча  учебников на сумму в 3,35 млн.  руб.  Израсходовано по
всем  видам  источников  финансирования   на   капитальный   ремонт
образовательных учреждений 22,6 млн.  руб.,  освоено 30,8 млн. руб.
капитальных вложений по строительству  и  реконструкции  учреждений
образования.  Полностью  ликвидирована  задолженность по заработной
плате, регулярно выплачивается пособие по методической литературе с
2001 года.
    Кроме того,  по федеральным целевым программам  "Дети-инвалиды"
получено  5  комплектов  специализированного  оборудования на сумму
413,3 тыс.  рублей;   "Дети-сироты"    -    автомобиль    УАЗ-2206;
"Компьютеризация  сельских  школ"  -  298 новейших компьютеров,  13
модемов и 10 принтеров. 628 педагогических и руководящих работников
аттестованы на высшую категорию.
    В сфере  здравоохранения  осуществлен  ряд  мер  по   улучшению
материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.
    Проведена реконструкция  пищеблока  республиканской   больницы,
заканчивается   строительство  2-ой  очереди  Черкесской  городской
больницы,  проведен  ремонт  родильных  отделений  в  Хабезской   и
Усть-Джегутинской  ЦРБ,  начаты  капитальный ремонт и реконструкция
республиканского родильного дома  и  пристройка  к  онкологическому
диспансеру.
    Приобретено медицинское  оборудование  на  сумму  8253,1   тыс.
рублей.
    В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия
населения   республики   особое   внимание   уделялось   реализации
республиканских   целевых   программ   "Вакцинопрофилактика",   "По
предупреждению  завоза  и  распространения  малярии  на  территории
Карачаево-Черкесской  Республики  на  2001-2005  годы",  "По охране
территории   КЧР   от   завоза   и  распространения  особо  опасных
инфекционных  заболеваний  людей,   животных   и   растений",   "По
профилактике  йод-дефицитных  состояний",  мероприятий  по борьбе с
туберкулезом, противочумных мероприятий и др.
    В результате  проведенной  работы  эпидобстановка  в республике
остается стабильной. Снижена заболеваемость по большинству кишечных
инфекций,  не  регистрировались  случаи  дифтерии,  кори,  малярии,
коклюша,  бешенства,  сибирской язвы, вспышек массовых инфекционных
заболеваний и пищевых отравлений.
    Не остаются без внимания и вопросы в сфере культуры искусства и
кино,   охраны   и   использования  историко-культурного  наследия,
сохранения сети учреждений культуры и творческих коллективов.
    В рамках реализации республиканской целевой программы "Развитие
и  сохранение  культуры,   искусства,   кино   Карачаево-Черкесской
Республики  на  2001-2005  годы"  проведены Всероссийский фестиваль
авторской  песни  "Горный  вершины",  Северо-Кавказские   фестивали
народного    творчества    карачаевцев    и   балкарцев   "Эрирей",
репрессированных народов "Возрождение",  черкесской  культуры  "Эй,
марже",   открыты   центры   национальной  культуры  карачаевцев  и
черкесов.
    В соответствии  с  Указом  Президента  КЧР  в республике открыт
республиканский абазинский драматический театр.  В настоящее  время
идет  создание  материально-технической базы,  формирование труппы,
готовится к сдаче первый спектакль.
    Пополнена материально-техническая      база     республиканских
учреждений культуры и искусства.  Для них  приобретена  оргтехника,
звуковая аппаратура,  концертный реквизит на сумму 480 тыс. рублей.
Оказана финансовая помощь Госансамблю танца  "Эльбрус"  и  солистам
Госфилармонии  для  участия  в  фестивалях и конкурсах на сумму 187
тыс. рублей.
    В 2001  году  проводилась  работа  по  комплектованию музейного
фонда реставрации уникальных движимых памятников.
    Фонды Государственной  национальной библиотеки пополнились 3950
экземплярами художественной,  технической и справочной  литературы,
восстановлено 29 экземпляров памятников книжной культуры.
    В истекшем году Правительством республики принимались меры  для
улучшения  положения  социально  незащищенных  категорий населения.
Особое внимание уделялось детям-инвалидам,  одиноким пожилым людям,
ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны.
    Организованными формами детского отдыха летом 2001  года  всего
охвачено  11327  детей,  что на 2024 человека больше по сравнению с
прошлым годом.  На эти цели предусматривалось  выделить  5542  тыс.
рублей,   фактически,  благодаря  усилиям  руководства  республики,
обратившегося в соответствующие федеральные структуры, эти средства
были увеличены до 10.701.55 тыс. рублей.
    В республиканском доме-интернате для престарелых и инвалидов  в
настоящее  время  проживает 95 одиноких,  нуждающихся в постороннем
уходе пожилых людей и инвалидов.  В прошедшем году здесь произведен
капитальный ремонт на сумму 2 млн. ЗОО тыс. рублей.
    Проведено 4177   обследований   участников   ВОВ    и    других
приравненных  к  ним  категориям лиц,  закреплено за предприятиями,
организациями и предпринимательскими  структурами  1425  ветеранов,
инвалидов ВОВ.
    Активизировалась работа отделений социальной помощи на дому при
управлениях социальной защиты населения городов и районов,  которые
обслуживают 1798 одиноких людей.
    В целях   социальной   поддержки  отдельных  категорий  граждан
разработаны   и   приняты   комплексные   программы   "Профилактика
безнадзорности  и  правонарушений  несовершеннолетних  на 2002-2005
годы";  "Дети-инвалиды на 2002-2005 годы". "Социальная поддержка на
2002-2005  годы",  "Социальная  защита инвалидов по зрению на 2001-
2002 годы".
    Позитивным фактором  явилось и то,  что не было никаких сбоев в
выплате пенсий,  за отчетный период их выплачено на 438  тыс.  руб.
больше, чем в 2000 году.
    Пенсионным фондом за 2001 год было выделено 470,8 тыс. руб., из
них на подписку газеты "Достоинство" 270 тыс.,  на празднование Дня
Победы  ВОВ  -  114  тыс.  рублей,   на   оказание   единовременной
материальной помощи нуждающимся одиноким и малоимущим пенсионерам и
инвалидам ко Дню пожилого человека и Дню  инвалидов  -  86,85  тыс.
руб.  Из  выделенных  сумм  в  2001 г.  была оказана единовременная
денежная  помощь  1420  нуждающимся  одиноким  и   малообеспеченным
пенсионерам и инвалидам.
    На рынке труда существенных изменений не произошло. Численность
занятых  в  экономике  республики  в 2001 году составила 134,2 тыс.
человек (78,7%  от экономически активного  населения).  В  реальном
секторе экономики занято 95,6 тыс.  человек ,  101,2%  к 2000 году,
рост 1,0 тыс. человек.
    Увеличение численности  работающих  произошло на транспорте (на
2,9%),  в связи (на 5,8%),  в торговле и  общественном  питании  на
(15,3%).  Сократилась  численность  работающих  в строительстве (на
14,7 %), сельском хозяйстве (на 4,7%).
    В прошедшем  году 36,4 тыс.  человек не имели занятия.  К концу
года  в  органах  службы  занятости   зарегистрировано   2,4   тыс.
безработных, из них более 60% проживает в сельской местности.
    Миграционная убыль за 2001 год составила 2042 человека,  что на
137 чел. или на 7,2% больше по сравнению с соответствующим периодом
прошлого года.(выехало 4833 чел., прибыло 2791 чел.)
    Ситуация на  потребительском  рынке в течении года определялась
динамикой реальных располагаемых доходов населения.
    За 2001  год оборот розничной торговли (с учетом оценки оборота
субъектов      малого      предпринимательства,      индивидуальных
предпринимателей и неформальной деятельности, в сопоставимых ценах)
по сравнению с 2000 годом увеличился на 6,3% и составил 3867,9 млн.
рублей.
    Увеличение объема оборота розничной торговли в  прошедшем  году
обеспечено   за   счет   продаж  продовольственных  товаров,  объем
реализации    которых    возрос    на    15,2%.    Объем     продаж
непродовольственных товаров сложился на уровне 2000 года.
    Структура формирования оборота розничной торговли в  2001  году
по сравнению с 2000 годом изменилась незначительно.
    Основная часть,  почти 80%  розничного товарооборота приходится
на  малые  предприятия  и рынки,  17,8%  оборота розничной торговли
формируется средними и крупными торгующими предприятиями.
    По данным   Госкомстата   за   2001  год  потребительские  цены
увеличились на 19,2%  (в 2000 году - на 13,4%),  при этом  цены  на
продовольственные  товары выросли на 20,7%,  на непродовольственные
товары - на 8,8%.
    За прошедший год зафиксирован значительный рост цен на все виды
платных услуг населению - 36,4%  (в 2000 году  на  21,4%).  Цены  и
тарифы  на  платные услуги населению в 2001 году опережают рост цен
на товары на 19,9%..
    Среди услуг  обязательного  пользования значительно увеличились
тарифы на жилищно-коммунальные услуги - на 53,4%, связи - на 33,6%.
    В 2001  году населению республики оказано услуг по всем каналам
реализации на сумму 941,3 млн.  рублей, что в сопоставимых ценах на
2,9%  меньше,  чем  в  2000 году.  Необходимо заострить внимание на
объемах туристических услуг.  За 2001 год их  оказано  против  2000
года  почти  в  3 раза больше,  и поступления налогов и сборов тоже
увеличились больше чем в 2 раза.  Однако это незначительная сумма -
около четырех млн. рублей.
    Поэтому наведение порядка в одном из перспективных  направлений
развития   экономики  республики  является  первостепенной  задачей
Правительства КЧР в 2002 году.
    В 2001  году среднедушевые денежные доходы населения республики
составили 1313 руб.  и превысили величину прожиточного минимума  на
13,9%.
    Реальные денежные доходы населения  республики  увеличились  на
7,6%  (денежные  доходы за вычетом обязательных платежей и взносов,
скорректированные на индекс потребительских цен).
    На рост денежных доходов населения в значительной мере повлияло
устойчивое повышение  среднемесячной  заработной  платы,  повышение
пенсии.
    В 2001 г.  среднемесячная заработная плата  (по  полному  кругу
предприятий)  увеличилась  на  34,8%  и составила 1647,4 рублей.  В
течение отчетного периода повышался уровень оплаты труда работников
промышленности,   строительства,  транспорта  -  к  концу  года  их
заработная плата превысила среднюю по республике.
    Наиболее высокий    уровень    оплаты    труда    сложился    в
материально-техническом снабжении, в сфере кредитования и финансов,
пенсионного  обеспечения  - превышающий среднереспубликанский в 3,3
раза.
    Ниже средней  по республике остается в средняя заработная плата
лесном  хозяйстве,  сельском  хозяйстве,  торговле  и  общественном
питании, здравоохранении, народном образовании и культуре.
    К концу году просроченную  задолженность  по  заработной  плате
имели 163 предприятия. Задолженность составляет 69,1 млн. рублей, в
т.ч. в производственной сфере - 58,1 млн. рублей.
    В структуре  просроченной  задолженности по заработной плате на
долю  сельского  хозяйства  приходится  51%   (35,3   млн.   руб.),
промышленности - 15,8%  (10,9 млн.  руб.),  строительства 9,0% (6,2
млн.  руб.),  транспорта и ЖКХ - по 5,4%.  Задолженности по выплате
детских пособий и пенсий в республике нет.
    В 2001 году осуществлен полный перевод на  кассовое  исполнение
органами   федерального   казначейства   республиканского   бюджета
Карачаево-Черкесской Республики и местных бюджетов.
    Плановые задания    по   мобилизации   налогов   и   сборов   в
консолидированный бюджет  на  территории  республики  за  2001  год
выполнены  на  112%,  в  том числе в федеральный бюджет на 118%,  в
территориальные бюджеты на 109%.
    По сравнению  с  2000  годом  доходы в консолидированный бюджет
увеличились на 30% или на 236752 тыс. руб., в федеральный бюджет на
25%  или на 85428 тыс. руб., в территориальный бюджет на 33% или на
151324 тыс.  руб.  Увеличение  доходов  в  территориальном  бюджете
объясняется  ростом  поступлений  налога  на  прибыль на 77660 тыс.
руб., подоходного налога с физических лиц на 76428 тыс. руб.
    План мобилизации  доходов  во  все  уровни  бюджета выполнен на
территории всех городов и районов республики.
    Немалое место  в работе Правительства занимает законотворческая
деятельность, по наиболее значимым социально-экономическим вопросам
Правительством   республики  своевременно  принимались  необходимые
нормативные акты и решения.
    В настоящей  информации  в  основном  освещены те положительные
сдвиги  в  социально-экономическом  развитии  республики,   которые
произошли в 2001 году.






Информация по документу
Читайте также