Расширенный поиск
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.03.2009 № 82РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 25.03.2009 г. Черкесск N 82 О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2015 годы В целях создания условий для образования и творческого развития детей и молодежи, развития системы непрерывного эстетического образования, приобщения подрастающего поколения к ценностям отечественной и зарубежной культуры Правительство Карачаево-Черкесской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить Концепцию по развитию образования в сфере культуры и искусства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2015 годы согласно приложению 1. 2. Утвердить план мероприятий по реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2015 годы согласно приложению 2. 3. Государственному комитету Карачаево-Черкесской Республики по культуре разработать и внести на рассмотрение Правительства Карачаево-Черкесской Республики республиканскую целевую программу "Развитие образования в сфере культуры и искусства в Карачаево-Черкесской Республике на 2010-2015 годы". 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего вопросы культуры. Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики В.Г.Кайшев Приложение 1 к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.03.2009 N 82 К О Н Ц Е П Ц И Я развития образования в сфере культуры и искусства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2015 годы Характеристика ситуации в области образования в сфере культуры и искусства в Карачаево-Черкесской Республике Основная часть нормативных правовых актов, принятых в 2001-2007 годах федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках реализации Федеральной программы развития образования и других межведомственных и ведомственных программ на период до 2010 года, не учитывали в достаточной мере специфику образования в сфере культуры и искусства. Поэтому в последнее десятилетие ситуация в данной области характеризуется комплексом системных проблем, решение которых требует концептуального подхода. В Карачаево-Черкесской Республике на сегодняшний день в сфере образования культуры и искусства работает 31 школа дополнительного образования детей. Среди них 17 музыкальных школ, 7 школ искусств, 5 художественных школ, 1 хореографическая школа и экспериментальная школа для одаренных детей при Карачаево-Черкесском государственном колледже культуры и искусств имени А.А.Даурова. Почти все школы имеют структурные подразделения (филиалы) в близлежащих селах и аулах. В школах обучение предоставляется на следующих отделениях: фортепианное, отделение народных инструментов, отделение духовых инструментов, отделение струнно-смычковых инструментов, хореографическое, музыкально-театральное, музыкально-теоретическое отделение, вокальное отделение, хоровое отделение, эстрадное отделение, отделение изобразительного искусства, отделения эстетического и ранне-эстетического развития детей. Республиканское государственное образовательное учреждение "Карачаево-Черкесский государственный колледж культуры и искусств имени А.А.Даурова" реализует учебные программы среднеспециального профессионального образования в сфере культуры и искусства на следующих отделениях: фортепианном, музыкально-теоретическом, дирижерско-хоровом, оркестровом, хореографическом, отделении народных инструментов, отделении декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, социально-культурная деятельность и народное художественное творчество. Основной комплекс проблем, без решения которых невозможно полноценное и эффективное развитие системы образования в сфере культуры и искусства Карачаево-Черкесской Республики, заключается в следующем: формирование на республиканском и муниципальном уровнях отношения к художественному образованию и, особенно к образованию в сфере культуры и искусства как особо значимой области человеческой деятельности, крайне необходимой для развития российского общества; активное участие средств массовой информации Карачаево-Черкесской Республики в художественно-просветительской деятельности; исполнение существующей нормативной правовой базы в области образования в сфере культуры и искусства учредителями детских школ искусств - органами местного самоуправления (прежде всего в обеспечении обучения детей в детских школах искусств в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.07.92 N 3266-1 "Об образовании"; сохранение и развитие системы детских школ искусств Карачаево-Черкесской Республики, подведомственным Государственному комитету по культуре; использование в качестве основы при формировании бюджета детских школ искусств федеральных рекомендаций по подушевому финансированию (письмо Федерального агентства по культуре и кинематографии от 06.04.2008 N 980-07/4-1/04), содержащих законодательно гарантированную норму расходов бюджета по соответствующему направлению и определяющих минимальную стоимость обучения одного обучающегося в год по каждому типу, виду образовательного учреждения; обеспечение содержания имущественного комплекса образовательных учреждений в сфере культуры и искусства (материальной базы, специального оборудования музыкальных инструментов) в состоянии, соответствующем целям и современным требованиям образования в сфере культуры и искусства; разработка системы мер по материальному стимулированию лучших работников и достойной оплате труда преподавателей образования в сфере культуры и искусств; реализация прав преподавателей образовательных учреждений, установленных федеральным законодательством в части предоставления годового отпуска в соответствии со статьей 335 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 35 Закона Российской Федерации "Об образовании"; принятие на республиканском уровне решения о предоставлении оплачиваемого годового отпуска; выявление и конкретная помощь художественно одаренным детям, учреждение республиканских стипендий и республиканского фонда поддержки; развитие и всесторонняя материальная поддержка учащихся и преподавателей экспериментальной школы для одаренных детей при Республиканском государственном образовательном учреждении "Карачаево-Черкесский государственный колледж культуры и искусств имени А.А.Даурова"; развитие материально-технической базы Республиканского государственного образовательного учреждения "Карачаево-Черкесский государственный колледж культуры и искусств имени А.А.Даурова" в части расширения учебных площадей для организации эстрадного отделения и обеспечения полноценного учебного процесса для хореографического и декоративно-прикладного отделений, а также развития экспериментальной школы для одаренных детей; обеспечение образовательных учреждений молодыми специа-листами и снижение текучести кадров в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства, в том числе в рамках республиканской целевой программы "Развитие образования в сфере культуры и искусства в Карачаево-Черкесской Республике на 2010-2015 годы"; разработка адекватных критериев при государственной аккредитации детских школ искусств и компетентная экспертиза оценки их образовательной деятельности при активном сотрудничестве Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и Государственного комитета Карачаево-Черкесской Республики по культуре; организация курсов повышения квалификации работников образования в сфере культуры и искусств с учетом развития российской художественной культуры и мирового опыта, организация мастер-классов ведущих российских специалистов; расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи в сфере культуры и искусства; организация республиканских профессиональных музыкальных и художественных коллективов; разработка в рамках республиканской целевой программы "Развитие образования в сфере культуры и искусства в Карачаево-Черкесской Республике на 2010-2015 годы" мероприятий по взаимодействию образовательных учреждений сферы культуры и искусства (Государственный комитет Карачаево-Черкесской Республики по культуре) и образовательных учреждений общего и специального профессионального образования (Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики) по развитию художественно-просветительской деятельности. 2. Обоснование соответствия решаемых проблем приоритетным задачам социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики Развитие образования в сфере культуры и искусства Карачаево-Черкесской Республики является важнейшей базой для художественного образования в целом, основополагающей частью системы художественного образования в республике и призвано обеспечить решение следующих задач: выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития; подготовка творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования; сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства; эстетическое воспитание подрастающего поколения; воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей; приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития норм поведения и морали как личности, так и общества. Высочайшие достижения российской культуры опираются в первую очередь на уникальную систему подготовки творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства. Эффективность этой системы подтверждается высоким уровнем экспорта образовательных услуг сферы искусств, показателями трудоустройства по специальности молодых специалистов – выпускников высших и средних специальных учебных заведений искусств, признанием мировым сообществом отечественной школы по подготовке творческих кадров в различных видах искусств, востребованностью педагогов российских образовательных учреждений высшего профессионального образования в сфере искусства за рубежом. Основой ресурсного обеспечения системы образования в сфере культуры и искусства остается развитая сеть государственных и муниципальных учреждений, в которую входят: образовательные учреждения дополнительного образования детей – детские школы искусств (по видам искусств); образовательные учреждения для особо одаренных детей, интегрировано реализующие программы основного общего, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования; средние специальные учебные заведения – художественные, музыкальные, хореографические, театральные, культурно-просветительские и другие училища (колледжи), находящиеся либо в региональном, либо в федеральном ведении (Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по образованию) университеты, академии, институты, находящиеся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агенства по образованию, Российской академии художеств, Правительства Российской Федерации, органов местного самоуправления. К этому необходимо добавить, что образовательные программы разных уровней направления "культура и искусство" реализуются в ряде непрофильных образовательных учреждений как в государственном и муниципальном, так и в негосударственном секторе. Подобная децентрализация управления образовательными учреждениями сферы культуры и искусства, а также отрыв их от отрасли приводят к снижению качества образования в этой сфере. Сложившаяся десятилетиями система профессионального образования в сфере культуры и искусства (школа-училище - ВУЗ), которая по праву занимает сегодня одно из ведущих мест в мире, работает устойчиво и эффективно в тех случаях, когда образовательные учреждения, составляющие эти три звена, находятся в ведении органов управления культурой. Настоящая Концепция определяет приоритеты развития образования в сфере культуры и искусства в Карачаево-Черкесской Республике и меры по достижению стратегических целей, направленных на реализацию конституционных прав граждан в части обеспечения свободы творчества и участия в культурной жизни республики. Целями настоящей Концепции являются: обеспечение условий эффективного развития системы образования в сфере культуры и искусства в Карачаево-Черкесской Республике в соответствии с приоритетами государственной политики в области культуры и искусства и стратегическими задачами социально-экономического развития России; обеспечение устойчивого бескризисного развития образовательных учреждений культуры и искусств республиканского и муниципального подчинения, находящихся на территории Карачаево-Черкесской Республики; создание условий для получения художественного образования и приобщения к искусству и культуре всех групп населения, в особенности детей, подростков и молодежи Карачаево-Черкесской Республики; сохранение и развитие сложившейся в Карачаево-Черкесской Республике уникальной системы образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства в частности определения детских школ искусств (по видам искусств) как учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства. Для реализации поставленных целей потребуется решение следующих задач: нормативно-правовое обеспечение развития образования в сфере культуры и искусства путем внесения изменений в республиканские законы и иные нормативные правовые акты в части уточнения специфики образования в сфере культуры и искусства, установления единой нормы часов педагогической работы (18 часов в неделю) за ставку заработной платы и отмены ограничения права на досрочное назначение трудовой пенсии преподавателям детских школ искусств; создание дополнительных условий для поддержки талантливых обучающихся в детских школах искусств (по видам искусств) и Карачаево-Черкесском государственном колледже культуры и искусств имени А.А.Даурова; создание условий для поддержки педагогических кадров учреждений культуры и искусств, работающих с одаренными детьми; укрепление материально-технической базы образовательных учреждений сферы культуры и искусства Карачаево-Черкесской Республики, включая оснащение их музыкальными инструментами и специальным современным оборудованием, обеспечивающим возможность эффективной реализации образовательных программ; создание условий для развития международных контактов в области образования сферы культуры и искусства; развитие имущественных комплексов республиканских и муниципальных образовательных учреждений сферы культуры и искусства; повышение значимости культуры и искусства при реализации основных и дополнительных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях Карачаево-Черкесской Республики. 3. Специфические особенности образования в сфере культуры и искусства Специфика образования в сфере искусства проявляется в особенностях выбора профессии и ее постижения. Освоение образовательных программ в сфере искусства в малой степени связано с изучением научных дисциплин и базируется на творческих способностях, данных человеку природой. Образовательный процесс у музыкантов-исполнителей, артистов театра и кино, танцовщиков и художников начинается чаще всего с детского возраста и должен быть непрерывным, поскольку связан он не с постепенным (от фундаментального к частному) освоением тех или иных наук, а с сугубо чувственным, физическим, интеллектуальным постижением обучающимся сути осваиваемого вида искусства, раскрытием психофизических возможностей личности, тренировкой своего тела и психики, выработкой комплекса психофизических качеств, необходимых для самореализации в выбранной профессии. Практическая направленность профессионального образования предопределяет и характер подготовки педагогических кадров. Преподаватель профильных дисциплин осваивает методику преподавания, перенимая ее непосредственно от своего педагога, и, бережно относясь к ее традиционной основе, обогащает ее собственным опытом. Разрыв в непрерывной цепочке "педагог-ученик-педагог" в области "искусство" приводит к невосполнимым потерям. Отсюда вытекает особая важность сохранения педагогических традиций российского образования в сфере культуры и искусства. Воспитание детей и молодежи с помощью культуры и искусства, функционирование детских школ искусств (по видам искусств), домов культуры, студий и других учреждений детского культурного досуга предполагает наличие достаточного количества высококвалифицированных специалистов, способных обучать и воспитывать подрастающее поколение в духе уважения к культурным традициям, патриотизма и понимания ценности прекрасного. Выявление художественно одаренных детей и молодежи является постоянной задачей образовательных учреждений культуры и искусства всех уровней (от детских школ искусств до ВУЗов). Регулярное обновление образовательных программ, базирующихся на традициях российского художественного образования, является задачей как отдельных образовательных учреждений, так и их методических объединений. Общие для всех образовательных учреждений в сфере культуры и искусства специфические особенности предопределяют необходимость выработки для них особых лицензионных требований и критериев государственной аккредитации. В области музыкального, изобразительного и хореографического искусств в России сложилась система трехуровневого образования, обеспечивающая доступность, качество и эффективность подготовки профессиональных кадров.Учитывая многолетний опыт сложившейся системы, необходимо определить правовую нишу этой системы и создать нормативную базу для ее сохранения как объекта национального достояния, а также определить условия для ее функционирования в рамках законодательства Российской Федерации. Система образования в сфере культуры и искусства предполагает следующие обязательные уровни подготовки профессиональных кадров. 1 уровень – детская школа искусств (по видам искусств), являющаяся необходимой базой и фундаментом будущего профессионального образования. 2 уровень – училище или колледж искусств – образовательные учреждения среднего профессионального образования, дающие выпускнику альтернативные возможности, в частности, работать по приобретенной специальности или продолжить обучение в высшем учебном заведении. При этом для музыкального, хореографического и изобразительного искусств среднее профессиональное образование является необходимым уровнем образования. Кроме того, дети, имеющие ярко выраженные способности в области музыкального, хореографического и изобразительного искусств, образовательные программы 1 и 2 уровней могут реализовать непрерывно в музыкальных, хореографических и художественных школах (колледжах) – образовательных учреждениях, являющихся средними специальными учебными заведениями и реализующими интегрировано образовательные программы основного общего образования, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования. 3 уровень – высшее учебное заведение искусств, в котором повышается уровень профессиональных умений и навыков, уже полученных на предшествующем уровне образования. Таким образом, особенностью образования в сфере культуры и искусства является его многоступенчатое освоение в течение 15-18 лет. 4. Основные этапы и предполагаемые результаты реализации настоящей Концепции На первом этапе реализации настоящей Концепции (2009-2010 годы), тесно связанной с реализацией Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, предполагается разработать: систему мер по материальному стимулированию лучших работников образовательных учреждений сферы культуры и искусства Карачаево-Черкесской Республики; систему мер, направленных на развитие материально-технической базы республиканских и муниципальных образовательных учреждений культуры и искусства; систему мер по выявлению и помощи одаренным детям. Меры, принятые на первом этапе реализации настоящей Концепции, позволят стабилизировать ситуацию в этой сфере, в том числе решить вопрос о передаче образовательных учреждений культуры и искусства в ведение органов, осуществляющих управление в сфере культуры, а также урегулировать вопросы социальной поддержки преподавателей. На втором этапе реализации настоящей Концепции (2011-2015 годы) предстоит в полном масштабе реализовать разработанные меры. Результатом реализации настоящей Концепции на втором этапе станет сохранение единой системы образования в сфере культуры и искусства (школа-училище-ВУЗ) в ведении органов управления культурой Карачаево-Черкесской Республики; совершенствование законодательной базы с учетом специфики образования в сфере культуры и искусства; повышение эффективности и качества образования в сфере культуры и искусства Карачаево-Черкесской Республики; обеспечение необходимого уровня материально-технической оснащенности образовательных учреждений культуры и искусства Карачаево-Черкесской Республики; повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих работников образовательных учреждений культуры и искусства Карачаево-Черкесской Республики. 5. Республиканские органы исполнительной власти, ответственные за реализацию настоящей Концепции Государственный комитет Карачаево-Черкесской Республики по культуре, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики. Органы местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики могут участвовать в реализации настоящей Концепции в пределах собственных полномочий. Приложение 2 к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.03.2009 N 82 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2015 годы +---+------------------------------+------------+--------------------+ |N | Наименование мероприятия | Срок |Ответственный | |п/п| | исполнения | | +---+------------------------------+------------+--------------------+ |1. |Разработка показателей | 2009 год |Государственный | | |деятельности образовательных| |комитет | | |учреждений в сфере культуры и| |Карачаево-Черкесской| | |искусства, используемых при| |Республики по| | |государственной аккредитации| |культуре | | |соответствующих | |(далее-КЧР), | | |образовательных учреждений с| |Министерство | | |учётом их специфики | |образования и науки| | | | |КЧР | +---+------------------------------+------------+--------------------+ |2. |Инвентаризация имущественного | 2009 год |Государственный | | |комплекса республиканских и| |комитет КЧР по| | |муниципальных образовательных| |культуре | | |учреждений в сфере культуры и| | | | |искусства | | | +---+------------------------------+------------+--------------------+ |3. |Формирование бюджета детских| 2010 год |Органы местного | | |школ искусств на основе| |самоуправления (по| | |федеральных рекомендаций по| |согласованию) | | |подушевому финансированию | | | +---+------------------------------+------------+--------------------+ |4. |Обеспечение обучения в ДШИ КЧР| 2009 год |Органы местного | | |в строгом соответствии с| |самоуправления (по| | |федеральным законодательством | |согласованию) | +---+------------------------------+------------+--------------------+ |5. |Материальное стимулирование | 2009-2015 |Правительство КЧР, | | |лучших работников образования| годы |Государственный | | |в сфере культуры и искусства| |комитет КЧР по| | |КЧР | |культуре | +---+------------------------------+------------+--------------------+ |6. |Учреждение республиканских | 2010 |Правительство КЧР, | | |стипендий для одарённых детей | год |Государственный | | | | |комитет КЧР по| | | | |культуре | +---+------------------------------+------------+--------------------+ |7. |Разработка мер по развитию и| 2009-2010 |Правительство КЧР, | | |поддержке Школы для одарённых| годы |Государственный | | |детей при Республиканском| |комитет КЧР по| | |государственном | |культуре | | |образовательном учреждении| | | | |"Карачаево-Черкесский | | | | |государственный колледж| | | | |культуры и искусств им. А.А.| | | | |Даурова" | | | +---+------------------------------+------------+--------------------+ |8. |Разработка мероприятий по| 2009-2010 |Государственный | | |поддержке молодых специалистов| годы |комитет КЧР по| | |в сфере культуры и искусства в| |культуре | | |рамках республиканской целевой| | | | |программы "Развитие| | | | |образования в сфере культуры и| | | | |искусства в| | | | |Карачаево-Черкесской | | | | |Республике на 2010-2015 годы" | | | +---+------------------------------+------------+--------------------+ |9. |Меры по реализации прав| 2010 |Правительство КЧР, | | |преподавателей в части| год |Государственный | | |предоставления оплачиваемого| |комитет КЧР по| | |годового отпуска | |культуре | +---+------------------------------+------------+--------------------+ |10.|Разработка мер по расширению| 2009-2015 |Государственный | | |учебных площадей| годы |комитет КЧР по| | |Республиканского | |культуре | | |государственного | | | | |образовательного учреждения| | | | |"Карачаево-Черкесский | | | | |государственный колледж| | | | |культуры и искусств им. А.А.| | | | |Даурова" | | | +---+------------------------------+------------+--------------------+ |11.|Организация курсов повышения| 2010 |Государственный | | |квалификации для работников| год |комитет КЧР по| | |образования в сфере культуры и| |культуре | | |искусства | | | +---+------------------------------+------------+--------------------+ |12.|Проведение II и III| 2010-2013 |Государственный | | |Международной творческой школы| годы |комитет КЧР по| | |педагогического и| |культуре | | |исполнительского мастерства| | | | |"Звезды Архыза" | | | +---+------------------------------+------------+--------------------+ _______________________________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|