Расширенный поиск
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 14.06.2001 № 7-РЗУтратил силу - Закон Карачаево-Черкесской Республики от 07.12.2004 г. N 47-рз ЗАКОН КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Карачаево-Черкесской Республики Принят Народным Собранием 29 мая 2001 года Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации регулирует в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации, общественные отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Карачаево-Черкесской Республики и направлен на обеспечение санитарноэпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия. В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия: - санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; - санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время; - государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания; - среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; - факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и на состояние здоровья будущих поколений; - вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; - государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний; - санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию; - социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинноследственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания; - инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку; - массовые неинфекционные заболевания (отравления) - заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания. Статья 2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в Карачаево-Черкесской Республике обеспечивается комплексом мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также: - профилактикой заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - разработкой и реализацией региональных и местных целевых программ обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения; - выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в качестве составной части их деятельности; - выполнением требований санитарных правил, а также формированием действенной системы производственного и общественного контроля за состоянием среды обитания человека; - проведением мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о санитарно-эпидемиологической обстановке, о проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; - иными мерами, осуществление которых входит в компетенцию органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 3. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Карачаево-Черкесской Республики. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Карачаево-Черкесской Республики основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, Конституции Карачаево-Черкесской Республики, настоящем Законе и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах. Статья 4. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы. 1. На территории Карачаево-Черкесской Республики действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. При отсутствии санитарных правил по отдельным вопросам санитарно-эпидемиологического нормирования, а также в зависимости от складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики совместно с центром государственного санитарноэпидемиологического надзора в Карачаево-Черкесской Республике разрабатываются и вносятся в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарноэпидемиологический надзор, предложения по проектам санитарных правил. 2. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам не должны противоречить федеральным санитарным правилам, санитарному законодательству Российской Федерации. Статья 5. Полномочия органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики осуществляют деятельность в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации, а также обеспечивают: - координацию деятельности органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - разработку, принятие и реализацию республиканских целевых программ обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения; - контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории Карачаево-Черкесской Республики; - разработку и выполнение на территории Карачаево-Черкесской Республики санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий; - решение других, не отнесенных к полномочиям Российской Федерации, вопросов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения Карачаево-Черкесской Республики. К полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: - разработка, принятие и реализация местных (муниципальных) программ обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, участие в реализации федеральных и республиканских программ по этим вопросам; - привлечение в установленном порядке населения к контролю за санитарным состоянием и благоустройством населенных пунктов; - запрещение на основании заключения органов санитарно-эпидемиологической службы проведения на территории муниципального образования мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные изменения окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки; - организация и проведение на соответствующих территориях гигиенических и санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий; - контроль за соблюдением на территории муниципального образования санитарных правил; - решение в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством КарачаевоЧеркесской Республики других вопросов, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. ГЛАВА II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ Статья 7. Права граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. 1. Граждане имеют право: - на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; - получать в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики в органах государственной власти, органах местного самоуправления, территориальных органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, действующих санитарных правилах; - осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил; - вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, территориальные органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Общественные организации граждан в соответствии с их уставами и законодательством Российской Федерации вправе осуществлять общественный контроль за выполнением требований санитарных правил и о его результатах информировать учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Карачаево-Черкесской Республике. 3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право: - получать в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики в органах государственной власти, органах местного самоуправления, территориальных органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах; - принимать участие в разработке органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 8. Обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 1. Граждане обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарноэпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарноэпидемиологический надзор; - не осуществлять действия, влекущие за собой нарушения прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. 2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны в соответствии с осуществляемой ими деятельностью: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; - обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы государственной санитарно-эпидемиологической службы об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. ГЛАВА III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ Статья 9. Требования к планировке и застройке городских и сельских поселений. 1. Планировка и застройка населенных пунктов должны предусматривать создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, комплексное благоустройство городов и других населенных пунктов, предупреждение и ликвидацию вредного и опасного влияния факторов окружающей среды и условий жизнедеятельности на здоровье человека. 2. При разработке норм проектирования, проектов районной планировки, генеральных планов городов, при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, при выборе земельных участков под строительство, при реконструкции и техническом перевооружении объектов, сооружений, транспортных средств и инженерных коммуникаций должны выполняться требования санитарных правил. 3. Предоставление земельных участков под строительство, утверждение норм проектирования, проектной документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, консервацию и ликвидацию объектов, на планировку и застройку поселений допускается только при наличии заключений государственной санитарно-эпидемиологической службы, удостоверяющих выполнение требований санитарных правил. 4. Сдача объектов в эксплуатацию допускается только при наличии заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Карачаево-Черкесской Республики о соответствии завершенного строительством объекта санитарным правилам и нормам с применением результатов лабораторных и инструментальных исследований гигиенических показателей (качество питьевой воды, микроклимат, освещенность, уровень шума и вибрации, уровень гамма-фона, концентрация радона и др.). 5. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции объектов, зданий и сооружений, их финансирование (кредитование), в случае выявления нарушений санитарных правил или невозможности их выполнения, обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение этих работ и их финансирование (кредитование). Статья 10. Требования к продовольственному сырью, пищевым продуктам, материалам и изделиям, контактирующим с пищевыми продуктами, а также технологиям их изготовления. 1. Качество продовольственного сырья, пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с ними в процессе изготовления, условия их хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным правилам, требованиям стандартов и другим утвержденным нормативам. 2. Разработка и производство новых видов пищевых продуктов, внедрение новых технологических процессов и технологического оборудования, производство тары, посуды и упаковочных материалов, применение пищевых добавок и других веществ разрешается только при получении заключения государственной санитарно-эпидемиологической службы, удостоверяющего их соответствие требованиям санитарных правил и безопасности для здоровья человека. 3. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества. 4. Пищевые продукты, продовольственное сырье, тара, упаковочный материал, товары народного потребления, признанные непригодными для непосредственного использования, должны быть направлены на промышленную переработку, утилизированы или уничтожены в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также соответствующими контролирующими службами. Статья 11. Требования к материалам, веществам и другой продукции непродовольственного назначения. 1. Продукция непродовольственного назначения, производство, транспортировка, хранение и применение которой требует непосредственного участия человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания и по своим показателям и свойствам должна отвечать действующим санитарным правилам и требованиям стандартов. 2. Новые технологии, материалы, вещества и изделия производственно-технического назначения, товары для личных и бытовых нужд допускаются к производству и применению при наличии санитарноэпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Статья 12. Требования к продукции, ввозимой на территорию Карачаево-Черкесской Республики. 1. Ввозимая на территорию Карачаево-Черкесской Республики гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами продукция, предназначенная для применения в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, и в процессе применения (использования) которой требуется непосредственное участие человека, и (или) предназначенная для реализации населению, включая пищевые продукты, пищевые добавки и продовольственное сырье, должна быть безопасной для жизни и здоровья людей и среды обитания. 2. Продукция и товары, подлежащие гигиенической оценке, ввозимые на территорию Карачаево-Черкесской Республики, должны иметь сертификат соответствия установленного образца с пометкой о проведении гигиенической оценки органами государственной санитарно-эпидемиологической службы. 3. Требования к безопасности для жизни и здоровья людей ввозимой продукции, гарантии изготовителя (поставщика) на их соблюдение при поставке каждой партии продукции должны включаться в договоры (контракты) на ее закупку и поставку. Указанные требования устанавливаются на основании предварительного (до заключения договора) испытания образцов продукции на соответствие ее требованиям санитарных, ветеринарных и фитосанитарных правил и государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 4. Порядок поступления в республику пестицидов, других потенциально опасных для человека химических, биологических веществ и отдельных видов продукции, условия их транспортировки, хранения, применения, реализации и утилизации должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации. 5. Запрещается ввоз и реализация на территории Карачаево-Черкесской Республики продукции, не прошедшей гигиенической оценки и (или) государственной регистрации. Статья 13. Требования к питьевой воде, хозяйственно-питьевому водоснабжению населения и к водным объектам. 1. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться доброкачественной питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и хозяйственных потребностей человека. 2. Качество воды, используемой населением для питьевых и хозяйственных нужд, должно соответствовать нормативным требованиям и обеспечиваться: - выбором источника водоснабжения, технологии обработки воды, безопасных и безвредных для человека материалов, оборудования и реагентов, применяемых в хозяйственно-питьевом водоснабжении; - выполнением санитарных и иных мероприятий по предотвращению загрязнения водных источников; - разработкой и осуществлением рабочих программ контроля за качеством питьевой воды в системах водоснабжения с учетом местных условий; - введением органами местного самоуправления по согласованию с органами государственной санитарноэпидемиологической службы усиленного режима обеззараживания и обработки питьевой воды, контроля за ее качеством при наличии угрозы здоровью людей вследствие опасности ухудшения качества питьевой воды. 3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения обязаны: - выполнять все технологические условия для подачи потребителям питьевой воды, отвечающей нормативным требованиям по всем показателям, и осуществлять с этой целью производственный контроль качества питьевой воды; - обеспечивать режим бесперебойной подачи питьевой воды в первую очередь для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения и предприятий пищевой промышленности; - не допускать подачи питьевой воды для производственных нужд предприятий, технологические процессы которых не требуют использования питьевой воды, если это влечет нарушение режима бесперебойного обеспечения водой населения. 4. В целях устранения и предупреждения загрязнения источников водоснабжения органами исполнительной власти и местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики устанавливаются зоны санитарной охраны систем и источников питьевого водоснабжения со специальным режимом. Органы исполнительной власти и местного самоуправления могут принимать решения о дополнительных мерах охраны источников и систем питьевого водоснабжения для предупреждения их умышленного загрязнения. 5. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов 6. Решение о запрещении или ограничении использования населением питьевой воды из конкретной системы водоснабжения принимается органом местного самоуправления по мотивированному постановлению главного государственного санитарного врача территории, при этом в обязательном порядке органы местного самоуправления и собственники систем водоснабжения должны осуществлять мероприятия, направленные на выявление и устранение причин ухудшения качества воды и обеспечение питьевой водой, отвечающей нормативным требованиям, в количестве, установленном нормами водообеспечения. Статья 14. Требования к качеству атмосферного воздуха населенных пунктов, воздуха рабочих зон и мест постоянного и временного пребывания людей. 1. Атмосферный воздух населенных пунктов, территорий промышленных предприятий, рабочей зоны производственных помещений, жилищ и других помещений для постоянного и временного пребывания людей должен соответствовать санитарным правилам. 2. Органы исполнительной власти и местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане обязаны осуществлять комплексные мероприятия, направленные на предотвращение и ликвидацию загрязнения воздушной среды вредными веществами, физическими факторами, которые оказывают неблагоприятное влияние на здоровье человека. 3. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Органы местного самоуправления совместно с предприятиями принимают необходимые меры по организации санитарно-защитных зон вокруг действующих предприятий и уменьшению числа жителей в границах санитарно-защитных зон. 4. Предприятия, имеющие источники выбросов вредных веществ в атмосферу, обязаны проводить ведомственный лабораторный контроль за состоянием атмосферного воздуха в санитарно-защитных зонах. Статья 14. Требования к охране почв, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок, сбору, переработке, обезвреживанию, утилизации и захоронению отходов производства и потребления. 1. В почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для здоровья человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиоактивности должны соответствовать нормативам, установленным санитарными правилами. 2. Территории городских и сельских поселений, всех видов производств (промышленных площадок) должны содержаться в соответствии с требованиями санитарных правил. Порядок и условия обеспечения надлежащего санитарного состояния территорий городских и сельских поселений устанавливаются и контролируются органами местного самоуправления при наличии санитарноэпидемиологических заключений о соответствии указанных порядка и условий утвержденным Правительством Карачаево-Черкесской Республики правилам санитарного содержания и благоустройства территорий населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики. Для контроля за благоустройством и санитарным содержанием территорий населенных пунктов при органах местного самоуправления могут создаваться подразделения, наделенные соответствующими полномочиями. 3. Производственные и бытовые отходы подлежат сбору, переработке, обезвреживанию, утилизации и захоронению с соблюдением правил безопасности и безвредности для здоровья людей и окружающей природной среды. Порядок, условия и способы сбора, переработки, обезвреживания, утилизации, захоронения или применения в качестве сырья производственных и бытовых отходов устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения об их соответствии санитарным правилам. 4. В местах централизованной переработки, утилизации и захоронения отходов должен осуществляться радиационный контроль. Статья 16. Требования к жилым помещениям. 1. Помещения, предназначенные для временного или постоянного проживания граждан, по своему составу, площади, расположению, оборудованию, степени освещенности, параметрам микроклимата, шуму, вибрации, применяемым строительным и отделочным материалам должны обеспечивать благоприятные условия для здоровья и жизни людей. 2. Соответствие состояния жилых помещений нормативным требованиям определяется специальными комиссиями органов местного самоуправления с учетом строительных, санитарных, экологических и других нормативов. 3. Не допускается заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания. Статья 17. Требования к эксплуатации производственных, общественных зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспорта. 1. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны обеспечиваться благоприятные для здоровья людей условия труда, быта и отдыха, осуществляться мероприятия по охране окружающей природной среды, а также по предупреждению возникновения и распространения заболеваний среди работников и населения. 2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане обязаны по постановлению главного государственного санитарного врача республики (города, района) или его заместителя приостанавливать либо полностью прекращать свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, транспортных средств, выполнение и оказание отдельных видов работ и услуг в случае несоблюдения установленных санитарных правил. Статья 18. Требования к условиям труда работающих. 1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарнопротивоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда. 2. Рабочее место, условия труда должны быть аттестованы лабораториями, аккредитованными в системе государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и соответствовать санитарным нормам и правилам, гигиеническим нормативам и другим нормативным актам по условиям и охране труда. 3. Запрещается осуществление работ с потенциально опасными для человека химическими, биологическими веществами и материалами, на которые не установлены гигиенические нормативы. Потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и материалы допускаются к применению (использованию) после их государственной регистрации в соответствии с федеральным законодательством. Статья 19. Требования к условиям воспитания и обучения. 1. В детских образовательных и оздоровительных учреждениях, осуществляющих воспитание, обучение, профессиональную подготовку, оздоровление, лечение, должны обеспечиваться соблюдение санитарных норм и правил, условия для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. 2. Программы, методики, объем учебной нагрузки, режим занятий и дня обучающихся и воспитанников детских и подростковых учреждений применяются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. 3. В детских образовательных и оздоровительных учреждениях должно обеспечиваться питание детей и подростков в соответствии с санитарными правилами и нормами питания для каждого типа учреждения и контингента обучающихся и воспитанников. Статья 20. Требования к условиям работы с биологическими веществами и микроорганизмами. 1. Работа с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе с возбудителями инфекционных заболеваний, а также работы в области генной инженерии не должны оказывать вредное влияние на здоровье человека. 2. Осуществление таких работ допускается при наличии заключений органов государственной санитарноэпидемиологической службы о соответствии условий работы требованиям санитарных правил. Статья 21. Требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека. 1. Работы с источниками (машины, механизмы, установки, устройства, аппараты, сооружения и другие) физических факторов воздействия на человека (шума, ультразвука, инфразвука, вибрации, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения) должны осуществляться в соответствии с требованиями санитарных правил. 2. Производство и применение источников физических факторов воздействия на человека должно осуществляться только при наличии заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы, удостоверяющего соответствие условий выполняемых работ требованиям санитарных правил. 3. Обращение с источниками ионизирующего излучения при их использовании, хранении, транспортировании, обращение с радиоактивными отходами при их переработке, транспортировании, хранении и захоронении, а также деятельность, связанная с хранением, ремонтом, техническим обслуживанием, эксплуатацией генерирующих источников ионизирующего излучения, осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере радиационной безопасности. 4. Отношения в сфере безопасности работ с источниками ионизирующего излучения и радиационной безопасности населения регулируются законодательством Российской Федерации. ГЛАВА IV. САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ (ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ) МЕРОПРИЯТИЯ Статья 22. Требования к организации и проведению профилактических медицинских осмотров. 1. Работники отдельных профессий, производств, организаций обязаны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры и лабораторные обследования (далее - медицинские осмотры) в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств работодателей. Лица, подлежащие обязательному прохождению медицинских осмотров, обязаны иметь личные медицинские книжки установленного образца. 2. Медицинские осмотры населения, проводимые в целях профилактики онкологических заболеваний и туберкулеза, подлежат включению в базовую и территориальную программы обязательного медицинского страхования. 3. Порядок проведения медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. В случае необходимости, обусловленной осложнением санитарноэпидемиологической ситуации, по предложению органов государственной санитарно-эпидемиологической службы решениями органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики или органов местного самоуправления в отдельных организациях или их структурных подразделениях могут вводиться дополнительные условия, показания и сроки проведения медицинских осмотров. 4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить условия, необходимые для своевременного прохождения работниками медицинских осмотров. 5. Работники, отказывающиеся полностью или частично от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе или временно, на период прохождения осмотра, отстраняются от нее в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. Данные медицинских осмотров подлежат учету в лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, органах государственной санитарноэпидемиологической службы, а также внесению в личные медицинские книжки. Порядок учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. Статья 23. Требования к организации и проведению мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). 1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные законодательством Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия за счет средств бюджетов всех уровней и территориального фонда обязательного медицинского страхования Карачаево-Черкесской Республики. 2. В случае угрозы возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) на отдельных территориях и поселениях, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности решением органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления могут вводиться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, карантин или ограничительные мероприятия, предусматривающие особые условия и режимы проживания населения, ведения хозяйственной деятельности, направленные на предотвращение распространения и ликвидацию этих заболеваний за счет средств резервных фондов бюджетов всех уровней. Предложения по введению (отмене) карантина или ограничительных мероприятий вносятся органами государственной санитарно-эпидемиологической службы в Карачаево-Черкесской Республике. 3. Для предотвращения возможности завоза, возникновения, распространения инфекционных заболеваний, для их ликвидации, а также для предотвращения ввоза на территорию республики продукции, веществ, отходов и иных грузов, представляющих особую опасность для здоровья людей, осуществляются меры по санитарной охране территории Карачаево-Черкесской Республики. Перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору. 4. Организация санитарной охраны территории Карачаево-Черкесской Республики, мероприятия, необходимые для её осуществления, порядок и условия их проведения регламентируются законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 5. Больные инфекционными заболеваниями, а также лица с подозрением на такие заболевания или контактировавшие с инфекционными больными, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению, а в случае, если они представляют потенциальную опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции (карантину). Обследование осуществляется за счет средств местного бюджета и средств, предусмотренных базовой программой обязательного медицинского страхования. 6. Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут быть источниками распространения этих заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой работой, временно переводятся при их согласии на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний, а при невозможности перевода, по предписанию должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы, временно отстраняются от работы с выплатой пособия по социальному страхованию. 7. Организация и проведение комплекса санитарно-гигиенических мероприятий в лечебнопрофилактических учреждениях должны быть направлены на профилактику и борьбу с внутрибольничными инфекциями среди пациентов и медицинского персонала. Ответственность за организацию и проведение комплекса санитарно-гигиенических мероприятий возлагается на главного врача лечебно-профилактического учреждения. 8. Инфекционные, массовые неинфекционные заболевания (отравления), связанные с неблагоприятным воздействием на человека факторов среды обитания, подлежат регистрации в организациях здравоохранения по месту их выявления и государственному учету и отчетности в органах государственной санитарноэпидемиологической службы в Карачаево-Черкесской Республике. Статья 24. Требования к организации и проведению вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний человека. 1. Организация и проведение профилактических прививок гражданам осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". 2. Финансирование мероприятий по вакцинопрофилактике населения осуществляется за счет средств: - федерального бюджета (производится оплата производства и доставки вакцин в рамках расширенной программы иммунизации Всемирной Организации Здравоохранения); - республиканского бюджета (производится оплата приобретения вакцин против природно-очаговых и зоонозных инфекций и накладных расходов по доставке и хранению всех вакцин для городов и районов республики); - местных бюджетов (производится оплата проведения прививок взрослому населению республики старше 18-летнего возраста); - территориального фонда обязательного медицинского страхования в рамках базовых территориальных программ (производится оплата проведения прививок детям и подросткам до 18-летнего возраста). Кроме того, финансирование может производиться за счет источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики. Статья 25. Производственный контроль. 1. В соответствии с законодательством Российской Федерации юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний в собственных лабораториях, а при их отсутствии по договорам в других лабораториях, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукций, работ и услуг. 2. Лаборатории, предназначенные для обеспечения производственного контроля, должны быть аккредитованы и лицензированы в установленном порядке и иметь санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии выполняемых работ санитарным правилам, выдаваемые центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Карачаево-Черкесской Республике. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления. 3. Частота и объем лабораторных и инструментальных методов производственного контроля осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами, и согласовывается с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы в Карачаево-Черкесской Республике. Статья 26. Гигиеническое воспитание и образование граждан. 1. Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны и направлены на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни. 2. Гигиеническое воспитание и образование граждан осуществляется в процессе воспитания и обучения, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации, при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. 3. Программы, методики и режим гигиенического воспитания и обучения подлежат обязательному согласованию с учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Карачаево-Черкесской Республике на их соответствие действующим санитарным правилам. 4. Гигиеническое воспитание и образование лиц, занятых в сфере предпринимательской деятельности, осуществляется учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора, учреждениями здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики и иными образовательными учреждениями на платной основе. Статья 27. Государственная система социально-гигиенического мониторинга. 1. Социально-гигиенический мониторинг осуществляется для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания. 2. Социально-гигиенический мониторинг на территории Карачаево-Черкесской Республики проводится органами государственной санитарно-эпидемиологической службы совместно с органами исполнительной власти республики и органами местного самоуправления. 3. Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики и органы местного самоуправления с участием органов государственной санитарно-эпидемиологической службы разрабатывают мероприятия по осуществлению социально-гигиенического мониторинга на территории республики, финансирование которых осуществляется за счет республиканского и местных бюджетов, других источников. 4. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения, уполномоченные на ведение специальных видов мониторинга, организации, независимо от форм собственности, обязаны представлять органам и учреждениям государственного санитарноэпидемиологического надзора в Карачаево-Черкесской Республике на безвозмездной основе сведения, необходимые для ведения государственной системы социально-гигиенического мониторинга. 5. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Карачаево-Черкесской Республике представляет ежегодный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке Президенту Карачаево-Черкесской Республики, Народному Собранию и Правительству Карачаево-Черкесской Республики. ГЛАВА V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАРАЧАЕВОЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ Статья 28. Система органов и учреждений по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Карачаево-Черкесской Республики. 1. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Карачаево-Черкесской Республики является составной частью единой федеральной системы органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарноэпидемиологический надзор. 2. Система государственной санитарно-эпидемиологической службы Карачаево-Черкесской Республики включает в себя: - органы исполнительной власти и местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющие мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Карачаево-Черкесской Республике (далее - госсанэпиднадзора); - центры госсанэпиднадзора в городах и районах Карачаево-Черкесской Республики; - учреждения и структурные подразделения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, расположенные на территории Карачаево-Черкесской Республики; - специализированные учреждения и организации, осуществляющие дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные работы; - санитарно-противоэпидемические комиссии при Правительстве и органах местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики; - совет главных государственных санитарных врачей при центре госсанэпиднадзора Карачаево-Черкесской Республики, а также иные органы и учреждения, имеющие своей уставной целью участие в мероприятиях по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Карачаево-Черкесской Республики и профилактике распространения инфекционных заболеваний. 3. Центр госсанэпиднадзора в Карачаево-Черкесской Республике непосредственно подчиняется Министерству здравоохранения Российской Федерации. Центру госсанэпиднадзора в Карачаево-Черкесской Республике непосредственно подчиняются центры госсанэпиднадзора в городах и районах республики. 4. Руководство государственной санитарно-эпидемиологической службой в республике осуществляют: - главный врач центра госсанэпиднадзора в Карачаево-Черкесской Республике, являющийся Главным государственным санитарным врачом по Карачаево-Черкесской Республике; - главные врачи центров госсанэпиднадзора в городах и районах Карачаево-Черкесской Республики, являющиеся главными государственными санитарными врачами по соответствующим городам и районам. 5. Главный врач центра госсанэпиднадзора в Карачаево-Черкесской Республике назначается на должность и освобождается от должности Министром здравоохранения Российской Федерации по представлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. Главные врачи центров госсанэпиднадзора в городах и районах Карачаево-Черкесской Республики назначаются на должность и освобождаются от должности главным врачом центра госсанэпиднадзора в Карачаево-Черкесской Республике. 6. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба в Карачаево-Черкесской Республике действует на основании Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации. 7. Санитарно-противоэпидемическая комиссия при Правительстве Карачаево-Черкесской Республики действует в соответствии с положением, утвержденным Правительством Карачаево-Черкесской Республики. Решения данной комиссии являются обязательными для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан на территории Карачаево-Черкесской Республики. 8. Органы здравоохранения и подведомственные им учреждения и организации в целях реализации задач обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Карачаево-Черкесской Республики: - проводят профилактические прививки; - обеспечивают выполнение программ санитарно-эпидемиологического обеспечения в лечебнопрофилактических учреждениях; - осуществляют регистрацию случаев инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); - обеспечивают информирование вышестоящего учреждения здравоохранения и территориального центра госсанэпиднадзора о случаях инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) по схеме и в сроки, установленные совместными инструктивными документами Министерства здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики и центра государственного санитарноэпидемиологического надзора в Карачаево-Черкесской Республике; - обеспечивают обязательную госпитализацию или изоляцию в порядке, установленном законодательством, больных инфекционными заболеваниями, лиц с подозрением на такие заболевания, а также лиц, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями и лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней, в случае, если они представляют опасность для окружающих; - осуществляют гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни. Статья 29. Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы. 1. Должностными лицами государственной санитарно-эпидемиологической службы (далее - должностные лица) являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, специалисты центров госсанэпиднадзора в Карачаево-Черкесской Республике, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. 2. Полномочия, права и обязанности должностных лиц устанавливаются Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". 3. Должностные лица находятся под особой защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Должностные лица при исполнении служебных обязанностей вправе привлечь работников милиции для осуществления своих полномочий. 5. Органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, руководители организаций, индивидуальные предприниматели и граждане обязаны оказывать содействие должностным лицам при исполнении ими своих служебных обязанностей. 6. Воздействие на должностных лиц в какой-либо форме с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности не допускается и влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность. 7. Должностные лица за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 8. Действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 9. Должностные лица пользуются внеочередным правом при предоставлении мест в детских дошкольных учреждениях, установке телефона, медицинском обслуживании. Статья 30. Финансирование и материально-техническое обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической службы в Карачаево-Черкесской Республике. 1. Финансирование и материально-техническое обеспечение государственной санитарноэпидемиологической службы в Карачаево-Черкесской Республике осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также за счет: - средств, полученных в порядке заключения договоров с лечебно-профилактическими учреждениями на оказание санитарно-бактериологических и санитарно-профилактических мероприятий в рамках Программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, утверждаемой Правительством Карачаево-Черкесской Республики, по тарифам, действующим в системе обязательного медицинского страхования; - других, не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. 2. Законодательством Карачаево-Черкесской Республики могут устанавливаться налоговые льготы учреждениям государственной санитарно-эпидемиологической службы в Карачаево-Черкесской Республике в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Российской Федерации. Статья 31. Ответственность за нарушение требований санитарного законодательства. 1. За нарушение требований санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность, предусмотренная действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики. 2. Законодательством Карачаево-Черкесской Республики может устанавливаться дополнительная административная ответственность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за административные правонарушения санитарного законодательства. 3. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившем вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 33. Приведение нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики в соответствие с настоящим Законом. Президенту Карачаево-Черкесской Республики и Правительству Карачаево-Черкесской Республики, органам местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом. Президент Карачаево-Черкесской Республики В. Семенов город Черкесск 14 июня 2001 года N 7-РЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|