Расширенный поиск

Закон Карачаево-Черкесской Республики от 17.10.2002 № 44-рз

                                         Утратил силу - Закон
                                  Карачаево-Черкесской Республики
                                     от 20.12.2005 г. N 105-РЗ



                               ЗАКОН
                  КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                        ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ

Принят Народным Собранием                     26 сентября 2002 года

        (В редакции Закона Карачаево-Черкесской Республики
                     от 24.02.2004 г. N 87-РЗ)

    Настоящий Закон  в  соответствии  с  Федеральным  законом   "Об
энергосбережении     устанавливает    правовые,   экономические   и
организационные основы политики Карачаево-Черкесской  Республики  в
обеспечении энергосбережения, эффективности использования топлива и
энергии на ее территории.

                     Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1.  Законодательство Карачаево-Черкесской Республики  об
                              энергосбережении.

    Законодательство Карачаево-Черкесской       Республики       об
энергосбережении основывается на положениях Конституции  Российской
Федерации, Федерального закона "Об энергосбережении", принимаемых в
соответствии с  ним  законов  и  иных  нормативных  правовых  актов
Российской Федерации,  Конституции Карачаево-Черкесской Республики,
настоящего   Закона,   и   других   нормативных   правовых    актов
Карачаево-Черкесской Республики.

    Статья 2. Сфера применения настоящего Закона.

    Настоящий Закон      действует      на      всей     территории
Карачаево-Черкесской Республики.

    Объектом государственного    регулирования     энергосбережения
являются    отношения,   возникающие   в   процессе   деятельности,
направленной на:
    * эффективное  использование  энергетических  ресурсов  при  их
добыче,  производстве,  переработке,  транспортировке,  хранении  и
потреблении;
    * осуществление   государственного   надзора   за   эффективным
использованием энергетических ресурсов;
    * развитие добычи и производств альтернативных  видов  топлива,
способных   заменить   энергетические   ресурсы   более  дорогих  и
дефицитных видов;
    * создание   и   использование   энергоэффективных  технологий,
топливо-,  энергопотребляющего  и  диагностического   оборудования,
конструкционных  и  изоляционных  материалов,  приборов  для  учета
расхода   энергетических   ресурсов   и   для   контроля   за    их
использованием,      систем      автоматизированного     управления
энергопотреблением;
    * обеспечение  точности,  достоверности  и единства измерений в
части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.

    Статья 3. Основные понятия.

    В настоящем Законе используются следующие понятия:

    * альтернативные  виды  топлива  -  виды  топлива   (сжатый   и
сжиженный  газ,  биогаз,  генераторный  газ,  продукты  переработки
биомассы,  водоугольное топливо и другие),  использование  которого
сокращает  или  замещает  потребление энергетических ресурсов более
дорогих и дефицитных видов;
    * возобновляемые  источники  энергии  - энергия солнца,  ветра,
тепла земли, естественного движения водных потоков, а также энергия
существующих в природе градиентов температур;
    * вторичный  энергетический  ресурс  -  энергетический  ресурс,
получаемый  в  виде  побочного  продукта основного производства или
являющий таким продуктом;
    * непроизводительный    расход    энергоресурсов    -    расход
энергетических ресурсов,  обусловленный  несоблюдением  требований,
установленных  государственными  стандартами,  а  также  нарушением
требований,    установленных     иными     нормативными     актами,
технологическими    регламентами    и   паспортными   данными   для
действующего оборудования;
    * нетрадиционные  источники  энергии  -  источники энергии,  не
нашедшие массового применения в республике в настоящее время;
    * показатель  энергоэффективности  -  абсолютная  или  удельная
величина потребления или потери энергоресурсов для продукции любого
назначения,  установленная  государственными  стандартами  и  иными
нормативными правовыми актами для данной продукции, процесса, работ
и услуг;
    * потенциал  энергосбережения  -   количество   энергоресурсов,
которое  можно сберечь в результате реализации технически возможных
и  экономически  оправданных   мер   по   повышению   эффективности
использования    топливно-энергетических   ресурсов   при   условии
сохранения или  снижения  техногенного  воздействия  на  окружающую
природную среду;
    * экономические  санкции  -   меры   тарифного,   режимного   и
налогового регулирования,  стимулирующие потребителя энергоресурсов
к энергосбережению;
    * энергоаудит  -  проверка  намечаемых  к  реализации проектов,
строящихся  (реконструируемых,   модернизируемых)   и   законченных
строительством  (реконструкцией  и т.д.) объектов  по  производству
энергоресурсов  или  их   потреблению,   обследование   действующих
предприятий   иди   организаций   с   целью   оценки  эффективности
использования энергоресурсов;
    * энергетический    ресурс    -   носитель   энергии,   который
используется в настоящее время или может быть полезно использован в
перспективе;
    * энергосбережение  -  реализация  правовых,   организационных,
научных,   производственных,   технических   и  экономических  мер,
направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и
на  вовлечение  в  хозяйственный  оборот  возобновляемых источников
энергии;
    * энергосберегающая   политика  -  правовое,  организационное и 
финансово-экономическое   регулирование   Деятельности   в  области  
энергосбережения;
    * эффективное   использование   энергетических    ресурсов    -
достижение  экономически  оправданной  эффективности  использования
энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники  и
технологий  и  соблюдении  требований к охране окружающей природной
среды.

    Статья 4. Основные принципы государственной политики республики
                          в энергосбережении.

    Программы и отдельные мероприятия по энергосбережению не должны
вести к ухудшению среды обитания  и  социально  -  бытовых  условий
жизни  населения.  Обеспечение  безопасности  и  здоровья  человека
являются первоочередными на всех стадиях  разработки  и  реализации
энергосберегающей политики в республике.

    Государственная политика   в   энергосбережении   и   повышении
эффективности   использования  топлива  и  энергии  реализуется  на
следующих принципах:

    * приоритета эффективного использования энергетических ресурсов
над их производством;

    * сочетания     интересов     потребителей,    поставщиков    и
производителей энергоресурсов;

    * осуществление   государственного   надзора   за   эффективным
использованием энергоресурсов;

    * обязательности  приборного  учета  отпускаемых и потребляемых
энергоносителей;

    * сертификации топливо-, энергопотребляющего и диагностического
оборудования,  материалов,  конструкций,  транспортных  средств,  а
также энергетических ресурсов;

    * заинтересованности  юридических  лиц   -   производителей   и
поставщиков  энергетических  ресурсов  в  эффективном использовании
энергетических ресурсов;
                                                                                                                                                                                                                                                         ,
    * ответственности  юридических  лиц  всех форм собственности за
непроизводительный расход энергоресурсов.

       Раздел 2. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
                И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
                         ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ.

    Статья 5. Совместная компетенция органов государственной власти
Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики.

    Совместная компетенция     органов    государственной    власти
Российской  Федерации  и   Карачаево-Черкесской   республики,   как
субъекта   Российской   Федерации,   в   области   энергосбережения
определяется Федеральным  законом  "Об  энергосбережении"  и  иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Статья 6.   Полномочия   законодательного   (представительного)
       органа государственной  власти  Карачаево-Черкесской
               Республики  в сфере энергосбережения

    Законодательный (представительный) орган государственной власти
КЧР:
    Принимает нормативные    правовые   акты   Карачаево-Черкесской
Республики,  регулирующие   отношения,   возникающие   в   процессе
деятельности в области энергосбережения;
    Осуществляет меры  по  государственной   финансовой   поддержке
энергосбережения;
    Утверждает республиканские      программы       в       области
энергосбережения,  объем  бюджетного  финансирования  на реализацию
этих программ;
    Устанавливает в   пределах   компетенции   Карачаево-Черкесской
Республики меры административной ответственности  за  неэффективное
использование энергетических ресурсов;
    Осуществляет контроль  за   целевым   использованием   средств,
выделяемых  для целей энергосбережения из республиканского бюджета,
и  правильным  использованием  предоставляемых   налоговых   льгот,
связанных с реализацией энергоэффективных проектов и программ;
    Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики.

    Статья 7. Компетенция Правительства Карачаево-Черкесской
                Республики в сфере энергосбережения

    Правительство Карачаево-Черкесской Республики:
    Определяет направления        проведения        государственной
энергосберегающей  политики   Карачаево-Черкесской   Республики   в
соответствии с настоящим законом;
    Осуществляет государственное управление энергосбережением;
    Разрабатывает республиканские      программы      в     области
энергосбережения,  организует их выполнение и осуществляет контроль
за их реализацией;
    Оказывает содействие    органам     местного     самоуправления
муниципальных   образований   Карачаево-Черкесской   Республики,  в
области  энергосбережения,  согласовывает  совместные  проекты   по
эффективному   использованию   энергетических  ресурсов,  оказывает
содействие в их реализации;
    Формирует инвестиционную         политику,        разрабатывает
финансово-экономические механизмы в области энергосбережения;
    Определяет меры  государственной финансовой поддержки в области
энергосбережения  для  предприятий   и   организаций,   реализующих
энергоэффективные   проекты   и  программы,  принимает  необходимые
нормативные правовые акты;
    Разрабатывает топливно-энергетический   "баланс  республики  на
долгосрочный  период  с  учетом  введения  в  хозяйственный  оборот
энергосберегающих технологий;
    Осуществляет реализацию государственной и региональной тарифной
политики;
    Вносит в     законодательный      (представительный)      орган
государственной  власти Карачаево-Черкесской Республики предложения
о привлечении средств республиканского бюджета  для  финансирования
проектов   республиканских   программ   энергосбережения,   проекты
нормативных  правовых  актов  о  введении   режима   стимулирования
деятельности  хозяйствующих  субъектов  в  области энергосбережения
путем предоставления налоговых и других льгот;
    Осуществляет иные   полномочия  в  соответствии  с  действующим
законодательством.

    Статья 8.  Координационный совет по энергетической  политике  и
                         энергосбережению

    В целях  реализации  энергосберегающей  политики республики при
высшем     исполнительном     органе     государственной     власти
Карачаево-Черкесской  Республики  может создаваться координационный
совет по  энергетической  политике  и  энергосбережению,  в  состав
которого  включаются  представители  органов государственной власти
Карачаево-Черкесской   Республики,   Региональной    Энергетической
Комиссии,    органов   энергетического   надзора   за   эффективным
использованием  энергетических   ресурсов,   руководители   крупных
организаций-производителей,      поставщиков     и     потребителей
энергетических   ресурсов,   ученые,   специалисты.   Положение   о
координационном        совете        утверждается       Президентом
Карачаево-Черкесской Республики.  Координационный совет возглавляет
председатель.
    Координационный совет    по    энергетической    политике     и
энергосбережению:
    Разрабатывает  энергетическую  политику республики, в том числе
в области энергосбережения и использования вторичных энергетических
ресурсов;
    Организует разработку  и  реализацию республиканских программ в
области энергосбережения;
    Определяет очередность  выполнения энергосберегающих программ и
проектов;
    Оказывает содействие органам местного самоуправления республики
в  деятельности  по  разработке  и   реализации   энергосберегающей
политики муниципальных образований;
    Вносит предложения  по   направлению   использования   средств,
выделенных    из    республиканского    бюджета    на    реализацию
республиканских программ в области энергосбережения;
    Оказывает содействие   в   создании   технологий   производства
энергоэффективных  строительных  и  теплоизоляционных   материалов,
топливо-,       энергопотребляющего,      энергосберегающего      и
диагностического   оборудования,   приборов   для   учета   расхода
энергетических ресурсов и для контроля за их использованием;
    Осуществляет иные полномочия  в  соответствии  с  положением  о
координационном совете.

    Статья 9. Фонд энергосбережения и нетрадиционной энергетики
                  Карачаево-Черкесской Республики

    Фонд энергосбережения    и    нетрадиционной    энергетике    -
некоммерческая      организация,     создаваемая     Правительством
Карачаево-Черкесской  Республики  в целях  практической  реализации
энергосберегающей     политики     республики    и    использования
нетрадиционных источников энергии.  Устав Фонда энергосбережения  и
нетрадиционной     энергетики    Карачаево-Черкесской    Республики
утверждается Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
    Основными задачами Фонда является:
    Организация конкурсов     исполнителей     проектов     области
энергосбережения    по   использованию   вторичных   энергетических
ресурсов,  возобновляемых источников энергии,  альтернативных видов
топлива    в    рамках    республиканских    программ   в   области
энергосбережения;
    Информационно-рекламное     обеспечение              реализации
энергосберегающей политики Карачаево-Черкесской Республики;
    Оказание содействия  в  создании  информационного  банка данных
энергосберегающих технологий, оборудования, материалов;
    Проведение демонстраций  отечественного  и  зарубежного опыта в
области энергосбережения,  использования  вторичных  энергетических
ресурсов,  возобновляемых источников энергии,  альтернативных видов
топлива  и  разработка  на  основе  его  анализа  рекомендаций  для
использования данного опыта в республике;
    Организация постоянно  действующей   республиканской   выставки
оборудования,  приборов,  систем  и  средств  автоматики  в области
энергосбережения;
    Участие в     подготовке    специалистов    по    рациональному
использованию энергетических ресурсов;
    Проведение энергетических обследований организаций;
    Разработка и  внедрение  новых  энергосберегающих   технологий,
координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
в области энергосбережения.
    Фонд энергосбережения      и      нетрадиционной     энергетики
Карачаево-Черкесской Республики также вправе осуществлять иные виды
деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации
и предусмотренные его учредительными документами.

    (Статья   исключена  -  Закон  Карачаево-Черкесской  Республики
от 24.02.2004 г. N 87-РЗ)

    Статья 10.  Управление Государственного энергетического надзора
                  по Карачаево-Черкесской Республике.

    Объем полномочий  Управления  Государственного  энергетического
надзора  по  Карачаево-Черкесской  Республике  и решаемые им задачи
установлены  Уставом  Управления  Государственного  энергетического
надзора   по  Карачаево-Черкесской  Республике,  в  соответствии  с
которыми    основными    задачами    Управления    Государственного
энергетического   надзора   по  Карачаево-Черкесской  Республике  в
области энергосбережения являются:

    * осуществление   надзора   за   рациональным   и   эффективным
использованием топлива и энергии;

    * надзор  за  организацией  учета  производства  и  потребления
топлива и энергии;

    * надзор за проведением организациями балансовых энергетических
испытаний  действующих,  вводимых  в  действие,  реконструируемых и
модернизируемых энергетических установок, оборудования;

    * осуществление выборочной технической  экспертизы  проектов  в
части эффективного использования топлива и энергии;

    * организация    и   проведение   энергетических   обследований
предприятий и организаций в целях оценки эффективного использования
энергоресурсов   и   снижения  затрат  потребителей  на  топливо  и
энергообеспечение.

         Раздел 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ
                             ПОЛИТИКИ

    Статья 11. Учет энергоресурсов.

    Весь объем    вырабатываемых,    реализуемых   и   потребляемых
топливно-энергетических ресурсов  подлежит  обязательному  учету  с
использованием  технических  средств.  Порядок оснащения средствами
учета,  требования   к   их   объему   и   точности,   определяются
соответствующими нормами и правилами, установленными Правительством
Российской Федерации.
    Отпуск и  потребление  энергоресурсов  без  приборного  учета в
системах,  где  приборы  учета  смонтированы,  допускается   только
временно,  на нормативный срок ремонта или замены средств учета,  и
должен оговариваться в договоре на поставку энергоресурсов.
    Предложения по санкциям за отпуск и потребление энергоносителей
без  приборного  учета  разрабатывает  Региональная  энергетическая
комиссия.

    Статья 12. Нормирование объемов потребления энергоресурсов,
       стандартизация и сертификация в области использования
                          энергоресурсов.

    Требования, устанавливаемые государственными стандартами России
в части показателей эффективности использования топлива и  энергии,
являются  обязательными  для  соблюдения  на  территории республики
всеми  хозяйствующими субъектами,  независимо от их организационно-
правовых форм собственности и ведомственной принадлежности.
    Применение     энергопотребляющего        оборудования        в
Карачаево-Черкесской   Республике    и    производство   продукции,
осуществляемое с потреблением энергоресурсов,  должно проводиться с
нормированием  объемов  энергопотребления  на стадии проектирования
производства,  освоения  и  выпуска   продукции   только   согласно
Федерального закона.
    Показатели энергоэффективности,  определенные при  сертификации
продукции,  должны  включаться в технические паспорта,  нормативную
документацию и маркировку всех видов энергопотребляющей  продукции,
выпускаемой на территории республики.

    Статья 13. Стимулирование энергосбережения и сокращения
                    потребления энергоресурсов.

    Реализация проектов и программ по энергосбережению и  повышению
эффективности   производства,   транспортировки   и   использования
энергоресурсов  в  Карачаево-Черкесской  Республике   стимулируется
путем:

    * предоставления   финансовых  средств  республиканского  фонда
энергосбережения  в  виде  займов,  или  безвозвратных   ссуд   для
финансирования части затрат по реализации проекта;

    * бюджетного    финансирования    приоритетных    программ   по
энергосбережению;

    * предоставления   налоговых   льгот   в   части   платежей   в
республиканские и местные бюджеты, решением соответствующих органов
государственной власти и органов местного самоуправления;

    * изменения режимов потребления энергоресурсов;

    * применения мер тарифного регулирования;

    * популяризации    мероприятий    и    программ    эффективного
использования энергоресурсов.

            Раздел 4. МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
          ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

    Статья 14.     Источники     финансирования     программ     по
                         энергосбережению

    Финансирование расходов,  связанных  с  реализацией  проектов и
программ повышения эффективности использования топлива  и  энергии,
осуществляется:

    * из   собственных   средств   производителей   и  потребителей
энергоресурсов, направляемых, на эти цели;

    * из средств республиканского бюджета и бюджетов  муниципальных
образований в объемах, предусмотренных в них на энергосбережение;

    * из  привлекаемых  средств сторонних,  в том числе иностранных
инвесторов;

    * из республиканского фонда энергосбережения.

    * за счет добровольных взносов юридических и физических лиц;

    *за счет иных поступлений,  не противоречащих  законодательству
Российской Федерации.

    Статья 15. Республиканские программы в области энергосбережения

    Республиканские программы     в     области    энергосбережения
разрабатываются Правительством  Карачаево-Черкесской  Республики  и
утверждаются     законодательным     (представительным)     органом
государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.

    Статья 16. Энергетические обследования

    Энергетические обследования     предприятий    и    организаций
проводятся для оценки эффективности и возможности  снижения  затрат
потребления на топливо и энергообеспечение.
    Обязательным энергетическим обследованиям подлежат  предприятия
и  организации независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности,  если   годовое   потребление   ими   энергоресурсов
составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной
тысячи тонн моторного топлива.
    Энергетические обследования  предприятий  и  организаций,  если
годовое потребление ими энергоресурсов составляет менее шести тысяч
тонн   условного   топлива,   проводятся  по  решению  Региональной
энергетической комиссии.

    Статья 17.    Санкции    за     неэффективное     использование
                          энергоресурсов.

    К потребителям, допускающим неэффективное использование топлива
и  энергии,  выявленное  органами   государственного   надзора   за
эффективностью   использования  энергоресурсов,  или  в  результате
проведения   энергетического   аудита,   применяются   санкции    в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Дополнительные меры административной ответственности в  области
использования   электроэнергии   могут   быть  установлены  законом
Карачаево-Черкесской Республики и только в  той  части, которая  не
урегулирована на федеральном уровне.

    Статья 18. Международное сотрудничество.

    Международное сотрудничество   республики  по  энергосбережению
осуществляется  в  соответствии  с  действующим   законодательством
Российской Федерации.
    Основными направлениями      международного      сотрудничества
республики в энергосбережении являются:

    * взаимовыгодный   обмен   энергоэффективными   технологиями  с
иностранными и международными организациями;

    * участие   республики,   расположенных   на   ее    территории
организаций   в   реализации   международных  проектов  с  участием
Российской Федерации в области энергосбережения.

    Если международным договором Российской  Федерации  установлены
иные правила, чем предусмотренные настоящем Законом, то применяются
правила международного договора.

    Статья 19. Информационное обеспечение.

    Организация выставок    энергоэффективного    оборудования    и
технологий,      информационное      обслуживание      потребителей
энергоресурсов,  пропаганда необходимости  повышения  эффективности
использования   топлива   и  энергии  возлагаются  на  Региональную
энергетическую комиссию.

    Статья 20. Государственное статистическое наблюдение за
                  использованием энергоресурсов.

    Государственное статистическое   наблюдение   за   величиной  и
структурой производства и  потребления  энергетических  ресурсов  и
показателями   эффективности   использования   их   на   территории
республики  производится  в   порядке   установленном   Федеральным
законодательством.

    Статья 21. Образование и подготовка кадров.

    Имеющие государственную    аккредитацию   учреждения   среднего
профессионального,  высшего  профессионального  и   послевузовского
профессионального  образования,  а  также  учреждения  подготовки и
переподготовки  кадров  в  программах  по   обучению  и  подготовке
работников   в  области  энергообеспечения  должны  предусматривать
основы эффективного использования энергетических  ресурсов,  в  том
числе  основы  эффективного использования возобновляемых источников
энергии и альтернативных видов топлива.

         Раздел 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ
                        НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА.

   СТАТЬЯ 22. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУЩЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ НАСТОЯЩЕГО
                              ЗАКОНА.

    Лица, виновные в нарушении положений настоящего  Закона,  несут
ответственность в соответствии с действующим законодательством.

    Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона.

    Настоящий республиканский  Закон  вступает  в  силу  со дня его
официального опубликования.


          Президент
Карачаево-Черкесской Республики                        В.М. Семенов

г. Черкесск
17 октября 2002 года
N 44-РЗ






Информация по документу
Читайте также