Расширенный поиск
Постановление Конституционного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.10.1995 № П-2-10КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ N П-2-10 4 октября 1995 г. Налшык къ. Нальчик ш. г. Нальчик По делу о проверке конституционности постановления Кабинета Министров (Правительства) КБР N 146 от 21.06.94 "Об утверждении положения об особенностях приватизации проектных, конструкторских и иных аналогичных организаций" (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров (Правительства) КБР N 235 от 26.09.95) Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе председателя Маирова Ю.Х., судей Адамова Г.Н., Багова Ю.А., Бликановой В.В., Кумыкова Б.Х., Созаевой С.А. с участием граждан Алилова В.И., Борисовой Л.М., Долова А.А., Керштейна И.М., Кирющенко К.С., обратившихся с жалобой в Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики, представителя Кабинета Министров (Правительства) КБР Браевой Э.X. - начальника отдела по правовой работе и экономической безопасности Госкомимущества КБР, прокурора КБР Абазова Р.И., министра юстиции КБР Батырбекова А.М., заместителя председателя Высшего Арбитражного Суда КБР Пономарева С.М., руководствуясь статьей 145 Конституции КБР и статьями 49, 58 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности Постановления Кабинета Министров (Правительства) КБР N 146 от 21.06.94 г. "Об утверждении Положения об особенностях приватизации проектных, конструкторских и иных аналогичных организаций" с изменениями, внесенными Постановлением Кабинета Министров (Правительства) КБР N 235 от 26.09.95 г. Поводом к рассмотрению дела, согласно статье 59 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики", явилась жалоба граждан Авилова В.И., Борисовой Л.М., Долова А.А., Керштейна И.М., Кирющенко К.С. на нарушение их конституционных прав Постановлением Кабинета Министров (Правительства) КБР N 146 от 21.06.94 г. "Об утверждении Положения об особенностях приватизации проектных, конструкторских и иных аналогичных организаций". Основанием к рассмотрению дела, согласно статье 50 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики", явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Кабардино-Балкарской Республики пункта "а" статьи 5 Положения об особенностях приватизации проектных, конструкторских и иных аналогичных организаций, утвержденного Постановлением Кабинета Министров (Правительства) КБР N 146 от 21.06.94 г., с точки зрения закрепленных в Конституции КБР прав и свобод человека и гражданина (статьи 28, 29, 40, 46), разделения властей и разграничения компетенции между органами государственной власти КБР (статьи 9 и 114), а также самого постановления в целом по порядку его опубликования и введения в действие (часть 6 статьи 14). Заслушав сообщение судьи-докладчика Адамова Г. Н., объяснения сторон, выступления участников процесса, исследовав представленные материалы, Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики у с т а н о в и л: 1. Коллектив проектного института "Каббалкгражданпроект" 28 ноября 1992 года на своей конференции принял решение о преобразовании института в акционерное общество открытого типа. До окончательного разрешения данного вопроса 21 июня 1994 г. Кабинет Министров (Правительство) КБР принял Постановление N 146, которым утвердил Положение об особенностях приватизации проектных, конструкторских и иных аналогичных организаций в КБР. Пунктом "а" статьи 5 этого Положения Государственному комитету КБР по управлению госимуществом предписано при определении стоимости выкупаемого имущества исключать из нее стоимость здания или его части, находящихся на балансе научно-исследовательских, конструкторских и проектно-конструкторских институтов и других аналогичных организаций. 30 июня 1994 г. проектный институт "Каббалкгражданпроект" преобразован в акционерное общество открытого типа, но согласно принятому Правительством постановлению N 146 из приватизируемого имущества исключено здание, в котором располагается институт. Акционерное общество "Каббалкгражданпроект", полагая, что в приватизации здания ему отказано незаконно, обратилось в Высший Арбитражный Суд КБР с иском о признании недействительным Постановления Кабинета Министров (Правительства) КБР N 146 от 21 июня 1994 г. Высший Арбитражный Суд КБР отказал в принятии искового заявления в связи с неподведомственностью спора, мотивируя это тем, что данное Постановление Кабинета Министров КБР носит нормативный характер и содержит общеобязательные правила. Граждане КБР Авилов В. И., Борисова Л. М., Долов А. А., Керштейн И. М., Кирющенко К. С. - акционеры АО "Каббалкгражданпроект", считая, что Постановление Кабинета Министров N 146 от 21.06.94 г. нарушает их конституционные права, предусмотренные статьями 28, 29, 30, 45, 46 Конституции КБР, и применено оно с нарушением статьи 14 Конституции КБР, обратились в Конституционный Суд с жалобой о проверке конституционности названного постановления. 2. В соответствии со статьей 58 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" жалоба граждан на нарушения конституционных прав и свобод допустима, если обжалуемый правовой акт затрагивает их конституционные права в конкретном деле и по своему характеру и значению способен создать обыкновение правоприменительной практики. Исходя из этих требований закона, жалоба Авилова В. Н., Борисовой Л. М., Долова А. А., Керштейна И. М., Кирющенко К. С. является допустимой, и разрешение поставленных в ней вопросов подведомственно Конституционному Суду КБР. Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики не связан основаниями и доводами, изложенными в жалобе, решает исключительно вопросы права, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела. 3. Вопросы приватизации государственных и муниципальных предприятий до 1 июля 1994 года регламентировались Законом Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 03.07.91 г. в редакции от 24.06.92 г., Законом Кабардино-Балкарской Республики от 20 мая 1992 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Кабардино-Балкарской Республике", "Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", утвержденной Указом Президента РФ N 2284 от 24.12.93 г., а также "Программой приватизации государственного и муниципального имущества в КБР", утвержденной Постановлением Верховного Совета КБР N 1409-ХII-З от 27.04.93 г., действие которой Постановлением Совета Республики Парламента КБР N 17-П-П от 06.04.94 г. было распространено на 1994 год. Эти нормативные акты определяют приватизацию государственных и муниципальных предприятий как преобразование отношений собственности на средства производства путем приобретения гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов. Признают основными целями и приоритетами приватизации создание и развитие многообразия форм собственности; реальное превращение работников (граждан) в собственников средств и производимых продуктов общественного производства; создание рыночного хозяйства, основанного на экономической самостоятельности и ответственности предпринимателей. Определяют круг государственных органов, участвующих в процессе приватизации, и их полномочия, устанавливают ограничения, условия и нормативы при проведении приватизации. Программа приватизации в Кабардино-Балкарской Республике на 1993 год в разделе "Классификация объектов и предприятий по возможности приватизации" устанавливает перечень объектов и предприятий, приватизация которых запрещена; приватизация которых осуществляется с разрешения Правительства КБР, либо Правительства Российской Федерации; приватизация которых осуществляется по согласованию с Правительством КБР, либо Госкомимуществом России (в зависимости от вида государственной собственности). Тем самым в Программе предусмотрен полный перечень объектов и предприятий, на которые установлены ограничения, и предписано, что "ограничения на приватизацию, устанавливаемые Программой, являются обязательными для всех органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления. Введение указанными органами дополнительных ограничений на приватизацию государственного и муниципального имущества и продажу акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, не допускается" (раздел 2 Программы приватизации в КБР на 1993-1994 гг.). Научно-исследовательские, проектно-конструкторские, проектно-изыскательские объекты и учреждения Российской и отраслевых академий наук, отраслевых министерств и ведомств Российской Федерации и КБР этой Программой отнесены к объектам, приватизация которых проводится по согласованию с Правительством. Других видов и форм ограничений на эти объекты не установлено (раздел 2 пункт 2.3.7 Программы приватизации в КБР на 1993-1994 гг.). Один из основополагающих принципов конституционного строя заключается в том, что любой государственный орган может принимать только такие решения и осуществлять только такие действия, которые входят в его компетенцию в соответствии с Конституцией и законами. В соответствии с Законом о приватизации в КБР право утверждения Программы приватизации, внесения в нее изменений, установления ограничений на объекты приватизации принадлежит только законодательным (представительным) органам. Исполнительная же власть наделяется лишь правом устанавливать для отдельных предприятий и видов государственного имущества особенности их приватизации, заключающиеся в оперативном регулировании этих процессов, либо изменять перечень нормативов и других условий, установленных Программой приватизации (статьи 2 и 3 Закона о приватизации). 4. Кабинет Министров (Правительство) КБР, принимая Постановление N 146 от 21.06.94 г., намеревался ввести особенности при приватизации проектных, конструкторских и иных аналогичных организаций, о чем свидетельствует само название утвержденного этим постановлением Положения. Однако, установив в пункте "а" статьи 5 Положения правовую норму, согласно которой при приватизации проектно-конструкторских организаций из стоимости их имущества исключается стоимость здания, находящегося на их балансе, ввел не особенности, а конкретные, не предусмотренные Законом и Программой приватизации строгие ограничения. Введение такой нормы по существу является внесением изменений в пункт 2.3.7 Программы приватизации, в которой для указанных организаций не содержатся такого рода ограничения, как исключение части имущества, в том числе и стоимость здания из стоимости приватизируемого объекта. Между тем, как указано выше, установление каких-либо ограничений, не предусмотренных законом и программой, не допускаются. Решение Правительства КБР, не отвечая предусмотренным законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики таким принципам приватизации, как: обеспечение социальной справедливости, преимущественное право трудового коллектива, создание рыночного хозяйства, основанного на экономической самостоятельности, закрывает доступ определенной категории граждан (работники этих организаций) к приобретению в собственность имущества, разрешенного законом и программой, ставит их в неравное экономическое и социальное положение и тем самым ущемляет их конституционные права и интересы. Одним из важнейших критериев для определения законности нормативного акта является его соответствие духу и букве Конституции. Принятое же Кабинетом Министров (Правительством) КБР Постановление N 146 от 21 июня 1994 г. (пункт "а" статьи 5 Положения) нарушает ряд норм Конституции КБР, признающих и гарантирующих в КБР права и свободы человека и гражданина (статья 28); провозглашающих, что права и свободы человека и гражданина, являясь непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти (статья 29), а также нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом и судом (статья 30) и гарантированное каждому право иметь имущество в собственности (статья 46). Кроме того, Кабинет Министров (Правительство ) КБР, утвердив Положение, противоречащее действующему законодательству о приватизации, вышел за пределы своих полномочий, предусмотренных статьей 114 Конституции КБР, в соответствии с которой ему предоставлено право принимать решения лишь на основе и во исполнение законов Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации, решений Парламента Кабардино-Балкарской Республики, указов Президента РФ и КБР и решений Правительства Российской Федерации. 5. Правительство КБР Постановлением N 235 от 26.09.95 г. "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров КБР N 146 от 21 июня 1994 года" изменило преамбулу рассматриваемого правового акта, полагая, что тем самым ранее принятое решение приведено в соответствие с законом. Однако эта позиция Правительства является ошибочной, так как она не имеет правового обоснования и существа дела не меняет. 6. Согласно части 6 статьи 14 Конституции КБР любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Постановление Кабинета Министров (Правительства) КБР N 146 официально опубликовано не было. Правительство КБР обосновывает это тем, что данное постановление не затрагивает прав и свобод, не ущемляет интересов граждан, а касается только юридических лиц (проектно-конструкторских организаций) и потому не подлежит официальному опубликованию. Между тем анализ материалов, исследованных судом и приведенных в настоящем постановлении, свидетельствует о неправомерности этого довода. Не опубликовав официально это постановление для всеобщего сведения, Кабинет Министров (Правительство) КБР не выполнил требования статьи 14 (часть 6) Конституции Кабардино-Балкарской Республики. На основании изложенного и руководствуясь статьями 31, 36, 37, 40, 63 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики", Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики п о с т а н о в и л: 1. Признать Постановление Кабинета Министров (Правительства) КБР N 146 от 21 июня 1994 г. "Об утверждении Положения об особенностях приватизации проектных, конструкторских и иных аналогичных организаций" в части утверждения содержания пункта "а" статьи 5 этого Положения, предписывающего Государственному комитету КБР по управлению Госимуществом при определении стоимости выкупаемого имущества исключать из нее стоимость здания или его части, находящихся на балансе научно-исследовательских, конструкторских и проектно-конструкторских институтов и других аналогичных организаций, не соответствующим Конституции Кабардино-Балкарской Республики, а именно: статьям 28, 29, 30, 46, провозглашающим права и свободы человека и гражданина; 9, 14, 114, устанавливающим в КБР принцип разделения государственной власти, разграничивающим компетенцию между органами государственной власти и закрепляющим обязанность органов государственной власти соблюдать Конституцию и законы КБР. 2. Признать Постановление Кабинета Министров (Правительства) КБР N 146 от 21 июня 1994 г., в целом не отвечающим по порядку введения его в действие требованиям статьи 14 (часть 6) Конституции КБР, устанавливающей, что не подлежат применению нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, официально не опубликованные для всеобщего сведения. 3. В соответствии со статьями 41 и 42 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" настоящее постановление Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит. Согласно части 2 статьи 57 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" с момента провозглашения данного постановления положения акта, признанные неконституционными, считаются недействующими. 4. Согласно статье 65 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" жалоба граждан Авилова В. И., Борисовой Л. М., Долова А. А., Керштейна И. М., Кирющенко К. С. подлежит разрешению соответствующими государственными органами с учетом настоящего постановления. 5. Согласно части 2 статьи 57 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" настоящее постановление является основанием для отмены в установленном порядке нормативных актов, принятых в соответствии с Постановлением Кабинета Министров (Правительства) Кабардино-Балкарской Республики N 146 от 21.06.94 г., признанного не соответствующим Конституции Кабардино-Балкарской Республики. Такие нормативные акты не подлежат применению судами, другими государственными органами и должностными лицами. 6. Согласно статье 74 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" настоящее постановление подлежит опубликованию в газетах "Кабардино-Балкарская правда", "Адыгэ псалъэ", "Заман" не позднее, чем в семидневный срок после его провозглашения. Председатель Секретарь Конституционного Суда Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Кабардино-Балкарской Республики Ю.X. Маиров Республики Г.Н. Адамов -------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|