Расширенный поиск

Постановление Конституционного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.10.1995 № П-2-10

          КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                        ПОСТАНОВЛЕНИЕ N П-2-10

4 октября 1995 г.                                           Налшык къ.
                                                            Нальчик ш.
                                                            г. Нальчик

По делу о проверке конституционности
постановления Кабинета Министров (Правительства) КБР
N 146 от 21.06.94 "Об утверждении положения об
особенностях приватизации проектных, конструкторских
и иных аналогичных организаций" (с изменениями,
внесенными постановлением Кабинета Министров
(Правительства) КБР N 235 от 26.09.95)

     Конституционный Суд  Кабардино-Балкарской  Республики  в  составе
председателя Маирова Ю.Х., судей Адамова Г.Н., Багова Ю.А., Бликановой
В.В.,  Кумыкова Б.Х.,  Созаевой С.А.  с участием граждан Алилова В.И.,
Борисовой   Л.М.,   Долова   А.А.,  Керштейна  И.М.,  Кирющенко  К.С.,
обратившихся с  жалобой  в  Конституционный  Суд  Кабардино-Балкарской
Республики,   представителя  Кабинета  Министров  (Правительства)  КБР
Браевой Э.X.  - начальника отдела по правовой работе  и  экономической
безопасности Госкомимущества КБР, прокурора КБР Абазова Р.И., министра
юстиции  КБР  Батырбекова  А.М.,  заместителя   председателя   Высшего
Арбитражного  Суда  КБР  Пономарева  С.М.,  руководствуясь статьей 145
Конституции КБР и статьями 49,  58 Закона КБР "О Конституционном  Суде
Кабардино-Балкарской   Республики",  рассмотрел  в  открытом  судебном
заседании дело о  проверке  конституционности  Постановления  Кабинета
Министров  (Правительства)  КБР  N 146 от 21.06.94 г.  "Об утверждении
Положения об особенностях приватизации  проектных,  конструкторских  и
иных аналогичных организаций" с изменениями, внесенными Постановлением
Кабинета Министров (Правительства) КБР N 235 от 26.09.95 г.
     Поводом к  рассмотрению  дела,  согласно  статье 59 Закона КБР "О
Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики",  явилась жалоба
граждан  Авилова В.И.,  Борисовой Л.М.,  Долова А.А.,  Керштейна И.М.,
Кирющенко К.С.  на нарушение их  конституционных  прав  Постановлением
Кабинета  Министров  (Правительства)  КБР  N  146  от 21.06.94 г.  "Об
утверждении  Положения   об   особенностях   приватизации   проектных,
конструкторских и иных аналогичных организаций".
     Основанием к рассмотрению дела,  согласно статье 50 Закона КБР "О
Конституционном   Суде   Кабардино-Балкарской   Республики",   явилась
обнаружившаяся неопределенность в вопросе о  соответствии  Конституции
Кабардино-Балкарской  Республики  пункта  "а"  статьи  5  Положения об
особенностях   приватизации   проектных,   конструкторских   и    иных
аналогичных   организаций,   утвержденного   Постановлением   Кабинета
Министров (Правительства) КБР N 146 от 21.06.94  г.,  с  точки  зрения
закрепленных  в  Конституции  КБР  прав и свобод человека и гражданина
(статьи  28,  29,  40,  46),  разделения   властей   и   разграничения
компетенции  между  органами  государственной  власти  КБР (статьи 9 и
114),  а  также  самого  постановления  в   целом   по   порядку   его
опубликования и введения в действие (часть 6 статьи 14).
     Заслушав сообщение судьи-докладчика  Адамова  Г.  Н.,  объяснения
сторон,  выступления  участников  процесса,  исследовав представленные
материалы,   Конституционный   Суд   Кабардино-Балкарской   Республики
у с т а н о в и л:
     1. Коллектив  проектного  института   "Каббалкгражданпроект"   28
ноября  1992 года на своей конференции принял решение о преобразовании
института в акционерное общество открытого типа.
     До окончательного  разрешения  данного  вопроса  21  июня 1994 г.
Кабинет Министров (Правительство)  КБР  принял  Постановление  N  146,
которым  утвердил  Положение  об  особенностях приватизации проектных,
конструкторских и иных аналогичных  организаций  в  КБР.  Пунктом  "а"
статьи  5  этого Положения Государственному комитету КБР по управлению
госимуществом  предписано  при   определении   стоимости   выкупаемого
имущества исключать из нее стоимость здания или его части, находящихся
на     балансе     научно-исследовательских,     конструкторских     и
проектно-конструкторских институтов и других аналогичных организаций.
     30 июня  1994  г.   проектный   институт   "Каббалкгражданпроект"
преобразован  в  акционерное  общество  открытого  типа,  но  согласно
принятому  Правительством  постановлению  N  146  из  приватизируемого
имущества исключено здание, в котором располагается институт.
     Акционерное общество  "Каббалкгражданпроект",  полагая,   что   в
приватизации  здания  ему  отказано  незаконно,  обратилось  в  Высший
Арбитражный Суд КБР с иском о признании недействительным Постановления
Кабинета Министров (Правительства) КБР N 146 от 21 июня 1994 г.
     Высший Арбитражный Суд КБР отказал в принятии искового  заявления
в связи с неподведомственностью спора,  мотивируя это тем,  что данное
Постановление Кабинета Министров  КБР  носит  нормативный  характер  и
содержит общеобязательные правила.
     Граждане КБР Авилов В.  И., Борисова Л. М., Долов А. А., Керштейн
И.  М., Кирющенко К. С. - акционеры АО "Каббалкгражданпроект", считая,
что Постановление Кабинета Министров N 146 от 21.06.94 г.  нарушает их
конституционные права,  предусмотренные статьями 28,  29,  30,  45, 46
Конституции КБР,  и применено оно с нарушением статьи  14  Конституции
КБР,   обратились   в   Конституционный   Суд  с  жалобой  о  проверке
конституционности названного постановления.
     2. В  соответствии  со  статьей  58 Закона КБР "О Конституционном
Суде Кабардино-Балкарской  Республики"  жалоба  граждан  на  нарушения
конституционных прав и свобод допустима,  если обжалуемый правовой акт
затрагивает их конституционные права в конкретном  деле  и  по  своему
характеру  и значению способен создать обыкновение правоприменительной
практики.
     Исходя из этих требований закона, жалоба Авилова В. Н., Борисовой
Л.  М.,  Долова А.  А.,  Керштейна И.  М.,  Кирющенко К.  С.  является
допустимой,  и  разрешение поставленных в ней вопросов подведомственно
Конституционному Суду КБР.
     Конституционный Суд  Кабардино-Балкарской  Республики  не  связан
основаниями и доводами,  изложенными в  жалобе,  решает  исключительно
вопросы   права,   воздерживаясь   от   установления   и  исследования
фактических обстоятельств конкретного дела.
     3. Вопросы    приватизации    государственных   и   муниципальных
предприятий до 1 июля 1994 года регламентировались Законом  Российской
Федерации  "О приватизации государственных и муниципальных предприятий
в Российской Федерации" от 03.07.91 г.  в  редакции  от  24.06.92  г.,
Законом   Кабардино-Балкарской   Республики  от  20  мая  1992  г.  "О
приватизации   государственных   и   муниципальных    предприятий    в
Кабардино-Балкарской    Республике",    "Государственной    программой
приватизации государственных и муниципальных предприятий в  Российской
Федерации", утвержденной Указом Президента РФ N 2284 от 24.12.93 г., а
также  "Программой  приватизации  государственного  и   муниципального
имущества в КБР",  утвержденной Постановлением Верховного Совета КБР N
1409-ХII-З от 27.04.93  г.,  действие  которой  Постановлением  Совета
Республики Парламента КБР N 17-П-П от 06.04.94 г.  было распространено
на 1994 год.
     Эти нормативные  акты  определяют  приватизацию государственных и
муниципальных предприятий как преобразование  отношений  собственности
на  средства производства путем приобретения гражданами,  акционерными
обществами (товариществами)  у  государства  в  частную  собственность
предприятий,   цехов,   производств,   участков,  иных  подразделений,
оборудования,  зданий,  сооружений,  лицензий,   патентов   и   других
материальных  и  нематериальных  активов.  Признают основными целями и
приоритетами  приватизации  создание  и  развитие  многообразия   форм
собственности;    реальное    превращение   работников   (граждан)   в
собственников   средств   и   производимых   продуктов   общественного
производства;    создание    рыночного   хозяйства,   основанного   на
экономической самостоятельности  и  ответственности  предпринимателей.
Определяют   круг  государственных  органов,  участвующих  в  процессе
приватизации,  и их полномочия,  устанавливают ограничения,  условия и
нормативы при проведении приватизации.
     Программа приватизации в Кабардино-Балкарской Республике на  1993
год  в  разделе  "Классификация  объектов и предприятий по возможности
приватизации"   устанавливает   перечень   объектов   и   предприятий,
приватизация которых запрещена;  приватизация которых осуществляется с
разрешения Правительства КБР, либо Правительства Российской Федерации;
приватизация  которых  осуществляется по согласованию с Правительством
КБР,   либо   Госкомимуществом   России   (в   зависимости   от   вида
государственной  собственности).  Тем  самым  в Программе предусмотрен
полный  перечень  объектов  и  предприятий,  на  которые   установлены
ограничения,   и   предписано,   что   "ограничения  на  приватизацию,
устанавливаемые Программой,  являются обязательными для  всех  органов
государственной власти и управления и органов местного самоуправления.
Введение   указанными   органами   дополнительных    ограничений    на
приватизацию  государственного  и  муниципального  имущества и продажу
акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, не
допускается" (раздел 2 Программы приватизации в КБР на 1993-1994 гг.).
     Научно-исследовательские,               проектно-конструкторские,
проектно-изыскательские  объекты  и учреждения Российской и отраслевых
академий наук,  отраслевых министерств и ведомств Российской Федерации
и  КБР  этой  Программой  отнесены  к  объектам,  приватизация которых
проводится по согласованию  с  Правительством.  Других  видов  и  форм
ограничений  на  эти  объекты  не  установлено  (раздел  2 пункт 2.3.7
Программы приватизации в КБР на 1993-1994 гг.).
     Один из   основополагающих   принципов   конституционного   строя
заключается в том,  что любой государственный  орган  может  принимать
только  такие  решения  и осуществлять только такие действия,  которые
входят в его компетенцию в соответствии с Конституцией и законами.
     В соответствии  с  Законом о приватизации в КБР право утверждения
Программы  приватизации,  внесения  в  нее   изменений,   установления
ограничений на объекты приватизации принадлежит только законодательным
(представительным) органам.
     Исполнительная же власть наделяется лишь правом устанавливать для
отдельных предприятий и видов государственного  имущества  особенности
их   приватизации,  заключающиеся  в  оперативном  регулировании  этих
процессов,  либо  изменять  перечень  нормативов  и  других   условий,
установленных   Программой   приватизации  (статьи  2  и  3  Закона  о
приватизации).
     4. Кабинет Министров (Правительство) КБР,  принимая Постановление
N 146 от 21.06.94 г.,  намеревался ввести особенности при приватизации
проектных,  конструкторских  и  иных  аналогичных  организаций,  о чем
свидетельствует  само  название  утвержденного   этим   постановлением
Положения.  Однако, установив в пункте "а" статьи 5 Положения правовую
норму,  согласно  которой  при  приватизации  проектно-конструкторских
организаций  из  стоимости  их имущества исключается стоимость здания,
находящегося на их балансе,  ввел не  особенности,  а  конкретные,  не
предусмотренные Законом и Программой приватизации строгие ограничения.
Введение такой нормы по существу является внесением изменений в  пункт
2.3.7  Программы приватизации,  в которой для указанных организаций не
содержатся такого рода ограничения,  как исключение части имущества, в
том  числе  и  стоимость здания из стоимости приватизируемого объекта.
Между тем,  как указано выше,  установление каких-либо ограничений, не
предусмотренных законом и программой, не допускаются.
     Решение Правительства    КБР,    не    отвечая    предусмотренным
законодательством    Российской   Федерации   и   Кабардино-Балкарской
Республики таким принципам приватизации,  как:  обеспечение социальной
справедливости,  преимущественное право трудового коллектива, создание
рыночного хозяйства,  основанного на экономической  самостоятельности,
закрывает   доступ  определенной  категории  граждан  (работники  этих
организаций) к приобретению в  собственность  имущества,  разрешенного
законом и программой,  ставит их в неравное экономическое и социальное
положение и тем самым ущемляет их конституционные права и интересы.
     Одним из   важнейших   критериев   для   определения   законности
нормативного акта является его соответствие духу и букве  Конституции.
Принятое  же  Кабинетом Министров (Правительством) КБР Постановление N
146 от 21 июня 1994 г.  (пункт "а" статьи 5  Положения)  нарушает  ряд
норм Конституции КБР, признающих и гарантирующих в КБР права и свободы
человека и  гражданина  (статья  28);  провозглашающих,  что  права  и
свободы  человека и гражданина,  являясь непосредственно действующими,
определяют  смысл,  содержание  и  применение  законов,   деятельность
органов   государственной   власти   (статья  29),  а  также  нарушает
конституционный принцип равенства всех перед законом и  судом  (статья
30)  и  гарантированное  каждому право иметь имущество в собственности
(статья 46).
     Кроме того,  Кабинет  Министров  (Правительство  ) КБР,  утвердив
Положение,    противоречащее    действующему    законодательству     о
приватизации,  вышел  за  пределы  своих  полномочий,  предусмотренных
статьей  114  Конституции  КБР,   в   соответствии   с   которой   ему
предоставлено  право  принимать решения лишь на основе и во исполнение
законов  Кабардино-Балкарской  Республики  и   Российской   Федерации,
решений Парламента Кабардино-Балкарской Республики,  указов Президента
РФ и КБР и решений Правительства Российской Федерации.
     5. Правительство  КБР  Постановлением  N  235  от 26.09.95 г.  "О
внесении изменений в Постановление Кабинета Министров КБР N 146 от  21
июня  1994  года"  изменило преамбулу рассматриваемого правового акта,
полагая, что тем самым ранее принятое решение приведено в соответствие
с  законом.  Однако эта позиция Правительства является ошибочной,  так
как она не имеет правового обоснования и существа дела не меняет.
     6. Согласно  части  6 статьи 14 Конституции КБР любые нормативные
акты,  затрагивающие  права,  свободы   и   обязанности   человека   и
гражданина,  не могут применяться, если они не опубликованы официально
для всеобщего сведения.
     Постановление Кабинета   Министров   (Правительства)  КБР  N  146
официально опубликовано не было.  Правительство КБР  обосновывает  это
тем,  что  данное  постановление  не  затрагивает  прав  и свобод,  не
ущемляет  интересов  граждан,  а  касается  только   юридических   лиц
(проектно-конструкторских    организаций)   и   потому   не   подлежит
официальному опубликованию.
     Между тем анализ материалов,  исследованных судом и приведенных в
настоящем  постановлении,  свидетельствует  о  неправомерности   этого
довода.
     Не опубликовав  официально  это   постановление   для   всеобщего
сведения, Кабинет Министров (Правительство) КБР не выполнил требования
статьи 14 (часть 6) Конституции Кабардино-Балкарской Республики.
     На основании  изложенного и руководствуясь статьями 31,  36,  37,
40,  63  Закона  КБР  "О  Конституционном  Суде   Кабардино-Балкарской
Республики",   Конституционный   Суд  Кабардино-Балкарской  Республики
п о с т а н о в и л:

     1. Признать Постановление Кабинета Министров (Правительства)  КБР
N  146  от  21 июня 1994 г.  "Об утверждении Положения об особенностях
приватизации   проектных,   конструкторских   и    иных    аналогичных
организаций"  в части утверждения содержания пункта "а" статьи 5 этого
Положения, предписывающего Государственному комитету КБР по управлению
Госимуществом   при   определении   стоимости   выкупаемого  имущества
исключать из нее  стоимость  здания  или  его  части,  находящихся  на
балансе        научно-исследовательских,       конструкторских       и
проектно-конструкторских институтов и других аналогичных  организаций,
не  соответствующим  Конституции  Кабардино-Балкарской  Республики,  а
именно:  статьям 28,  29,  30,  46,  провозглашающим права  и  свободы
человека  и  гражданина;  9,  14,  114,  устанавливающим в КБР принцип
разделения государственной власти,  разграничивающим компетенцию между
органами  государственной  власти  и  закрепляющим обязанность органов
государственной власти соблюдать Конституцию и законы КБР.
     2. Признать  Постановление Кабинета Министров (Правительства) КБР
N 146 от 21 июня 1994 г.,  в целом не отвечающим по  порядку  введения
его  в  действие  требованиям  статьи  14  (часть  6) Конституции КБР,
устанавливающей,  что не подлежат применению нормативно-правовые акты,
затрагивающие  права,  свободы  и  обязанности  человека и гражданина,
официально не опубликованные для всеобщего сведения.
     3. В   соответствии   со   статьями   41   и  42  Закона  КБР  "О
Конституционном  Суде   Кабардино-Балкарской   Республики"   настоящее
постановление  Конституционного  Суда  Кабардино-Балкарской Республики
вступает  в  силу  немедленно  после  его   провозглашения,   является
окончательным  и  обжалованию не подлежит.  Согласно части 2 статьи 57
Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики"  с
момента   провозглашения   данного   постановления   положения   акта,
признанные неконституционными, считаются недействующими.
     4. Согласно   статье   65  Закона  КБР  "О  Конституционном  Суде
Кабардино-Балкарской  Республики"  жалоба  граждан  Авилова   В.   И.,
Борисовой Л.  М.,  Долова А.  А.,  Керштейна И.  М.,  Кирющенко К.  С.
подлежит  разрешению  соответствующими  государственными  органами   с
учетом настоящего постановления.
     5. Согласно части 2 статьи 57 Закона КБР "О Конституционном  Суде
Кабардино-Балкарской   Республики"  настоящее  постановление  является
основанием для  отмены  в  установленном  порядке  нормативных  актов,
принятых   в   соответствии   с   Постановлением   Кабинета  Министров
(Правительства) Кабардино-Балкарской Республики N 146 от 21.06.94  г.,
признанного   не   соответствующим   Конституции  Кабардино-Балкарской
Республики.  Такие нормативные акты  не  подлежат  применению  судами,
другими государственными органами и должностными лицами.
     6. Согласно  статье  74  Закона  КБР  "О   Конституционном   Суде
Кабардино-Балкарской   Республики"  настоящее  постановление  подлежит
опубликованию в газетах "Кабардино-Балкарская правда", "Адыгэ псалъэ",
"Заман" не позднее, чем в семидневный срок после его провозглашения.


     Председатель                            Секретарь
     Конституционного Суда                   Конституционного Суда
     Кабардино-Балкарской                    Кабардино-Балкарской
     Республики     Ю.X. Маиров              Республики    Г.Н. Адамов

                         --------------------


Информация по документу
Читайте также