Расширенный поиск
Постановление Конституционного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.11.1997 № П-1-11КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ N П-1-11 17 ноября 1997 г. Налшык къ. Нальчик ш. г. Нальчик По делу о проверке соответствия Конституции Кабардино-Балкарской Республики статьи 16 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О статусе депутата Парламента Кабардино-Балкарской Республики" Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе председательствующего Маирова Ю.Х., судей Адамова Г.Н., Багова Ю.А., Бликановой В.В., Кумыкова Б.Х., с участием представителя прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики, направившей запрос в Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики - Созаевой С.А.,, Представителя Совета Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики - стороны, принявшей оспариваемый нормативный акт - Бечелова И.Б., вице-президента Кабардино-Балкарской Республики - Губина Г.С., заместителя министра юстиции Кабардино-Балкарской Республики - Жигунова М.К., заместителя председателя Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики - Бечелова А.Б., руководствуясь пунктом "а" части 2 статьи 122 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, статьями 2 (часть 1), 31, 49 (часть 2), 50 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Кабардино-Балкарской Республики положений статьи 16 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О статусе депутата Парламента Кабардино-Балкарской Республики". Поводом к рассмотрению дела явился запрос прокурора Кабардино-Балкарской Республики о проверке соответствия Конституции Кабардино-Балкарской Республики статьи 16 названного закона с точки зрения разграничения предметов ведения между Кабардино-Балкарской Республикой и Российской Федерацией в части регулирования уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли положения статьи 16 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О статусе депутата Парламента Кабардино-Балкарской Республики" Конституции Кабардино-Балкарской Республики. Заслушав сообщение судей-докладчиков Бликановой В.В. и Кумыкова Б.Х., объяснения представителя прокуратуры, дополнившего запрос ходатайством о проверке соответствия оспариваемого закона статье 96 Конституции КБР, представителя Парламента, мнения участников заседания, исследовав имеющиеся в деле документы и иные материалы, Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики у с т а н о в и л: Конституция Кабардино-Балкарской Республики, принятая 1 сентября 1997 года, провозглашает Кабардино-Балкарскую Республику суверенным демократическим, правовым государством в составе Российской Федерации, в котором государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, действующих самостоятельно (статьи 1, 10). Согласно статье 91 Конституции Кабардино-Балкарской Республики Парламент республики является представительным и законодательным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики. Депутаты Парламента в силу осуществления ими государственных функций требуют конституционной защиты их специального статуса, ограждения их от необоснованных преследований, обеспечения их беспрепятственной деятельности и тем самым самостоятельности и независимости всего Парламента. Следовательно, парламентарии должны обладать определенным иммунитетом. В этих целях Основной Закон Республики в статье 96 наделил депутатов Парламента неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. В статье 16 Закона Кабардино-Балкарской Республики " О статусе депутата Парламента Кабардино-Балкарской Республики", принятого 14 июля 1994 года, депутатский иммунитет трактуется иначе. В ней предусмотрено, что депутат Совета Республики и депутат Совета Представителей Парламента обладают неприкосновенностью в течение всего срока их депутатских полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты Парламента, кроме случаев задержания в момент совершения преступления, а также подвергнуты личному досмотру, кроме случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Таким образом, Закон устанавливает более широкий, чем указано в Конституции Кабардино-Балкарской Республики, перечень случаев, при которых парламентарий не может быть лишен неприкосновенности без согласия соответствующей палаты Парламента, в частности, особый порядок привлечения к уголовной и административной ответственности. Кроме того, согласно Конституции, депутатский иммунитет не распространяется на случаи задержания депутата на месте преступления. В соответствии же с оспариваемым Законом такое нераспространение иммунитета может иметь место лишь в случае задержания депутата не на месте преступления, а в момент его совершения, что значительно расширяет пределы депутатской неприкосновенности. Тем самым нормы рассматриваемого Закона оказались в противоречии с новой Конституцией Кабардино-Балкарской Республики. В соответствии с пунктом 2 Заключительных и переходных положений (раздел 2) Конституции Кабардино-Балкарской Республики законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Кабардино-Балкарской Республики до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Кабардино-Балкарской Республики. Следовательно, статья 16 и другие статьи Закона Кабардино-Балкарской Республики "О статусе депутата Парламента Кабардино-Балкарской Республики" действуют лишь в части, не противоречащей Конституции республики. Парламентский иммунитет предполагает наиболее полную защиту депутата именно при осуществлении депутатских полномочий, поэтому неприкосновенность парламентариев не является личной привилегией депутата, а призвана служить публичным интересам. Исходя из этого, часть 3 статьи 16 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О статусе депутата Парламента Кабардино-Балкарской Республики" предусматривает, что депутаты Парламента не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата могут быть допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена Федеральным законодательством. Закон тем самым подчеркивает, что иммунитет депутата не абсолютен, не допускает освобождения депутата от ответственности за совершенное уголовное или административное правонарушение, в том числе нарушение санитарных, противопожарных правил, правил дорожного движения и иное нарушение, за которое применяются меры административного взыскания в несудебном порядке. Таким образом, закон пресекает возможность расширительного толкования депутатской неприкосновенности, определяет ее пределы, связывая ее собственно с депутатской деятельностью. Иное понимание неприкосновенности привело бы к искажению сущности парламентского иммунитета и превращению его в личную привилегию, что означало бы, с одной стороны, неправомерное изъятие из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 22), а с другой - нарушение конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (статья 55). Согласно части 2 статьи 16 Закона неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Это не противоречит смыслу статьи 96 Конституции Кабардино-Балкарской Республики в соотнесении с ее статьями 26, 27, 28, 29, которыми закрепляются основные права и свободы человека и гражданина. Запрос прокурора Кабардино-Балкарской Республики о соответствии Конституции Российской Федерации статьи 16 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О статусе депутата Парламента Кабардино-Балкарской Республики" с точки зрения разграничения предметов ведения между Кабардино-Балкарской Республикой и Российской Федерацией по вопросам уголовного и уголовно-процессуального законодательства Конституционному Суду Кабардино-Балкарской Республики неподведомственен и в этой части суд оставляет его без рассмотрения. На основании изложенного и руководствуясь пунктом "а" части 2 статьи 122 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, статьями 1, 36, 37 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" Конституционный Суд п о с т а н о в и л: 1. Признать часть первую статьи 16 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О статусе депутата Парламента Кабардино-Балкарской Республики", в части установления особого порядка привлечения депутата к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержания его в момент совершения преступления, не соответствующими Конституции Кабардино-Балкарской Республики (ст. 96). 2. Признать части вторую и третью статьи 16 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О статусе депутата Парламента Кабардино-Балкарской Республики" соответствующими Конституции Кабардино-Балкарской Республики и не допускающими распространение их на действия, не связанные с осуществлением собственно депутатской деятельности. 3. В соответствии со статьями 41, 42 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" постановление Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно. 4. Согласно статье 74 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" настоящее постановление подлежит опубликованию в газетах "Адыгэ псалъэ", "Заман", "Кабардино-Балкарская правда". Председатель Судья-секретарь Конституционного суда Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Кабардино-Балкарской Республики Ю. Маиров Республики Г. Адамов -------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|