Расширенный поиск
Постановление Конституционного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.12.1997 № П-2-12КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ N П-2-12 5 декабря 1997 г. Налшык къ. Нальчик ш. г. Нальчик По делу о проверке соответствия Конституции Кабардино-Балкарской Республики пункта "б" части первой статьи 14 закона "О государственной службе Кабардино-Балкарской Республики" Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе председательствующего Маирова Ю.Х., судей Адамова Г.Н., Багова Ю.А., Бликановой В.В., Кумыкова Б.Х., с участием обратившегося с запросом в Конституционный Суд депутата Парламента Кабардино-Балкарской Республики Налоева Д.А., представителя Совета Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики - стороны, принявшей оспариваемый закон, - Шогенова Х.Н., и.о. прокурора Кабардино-Балкарской Республики Кульбаева Р.М., первого заместителя министра юстиции Кабардино-Балкарской Республики Жигунова М.К., заместителя Председателя Арбитражного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бечелова А.Б., руководствуясь пунктом "а" части второй статьи 122 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, статьями 1, 36, 49, 50 Закона "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта "б" части 1 статьи 14 Закона "О государственной службе Кабардино-Балкарской Республики". Поводов к рассмотрению дела явился запрос депутата Парламента КБР Налоева Д.А. о проверке соответствия Конституции Кабардино-Балкарской Республики пункта "б" части первой статьи 14 названного Закона. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Кабардино-Балкарской Республики пункт "б" части первой статьи 14 Закона "О государственной службе Кабардино-Балкарской Республики". Заслушав сообщение судьи-докладчика Кумыкова Б.Х., объяснения сторон, мнения участников заседания, исследовав имеющиеся в деле документы и иные материалы, Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики у с т а н о в и л: Кабардино-Балкария согласно Конституции КБР (статья 67) обладает всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики. Эти положения закреплены также и Федеративным Договором (часть 1 статьи 3) и Договором Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики от 1 июля 1994 г. о разграничении предметов ведения. Названными договорами, Конституцией РФ (статьи 71, 72) и Конституцией КБР (статья 69) вопросы государственной службы Кабардино-Балкарской Республики отнесены к предметам ведения Кабардино-Балкарии. По вопросам своего ведения республика осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. При этом нормативные правовые акты КБР, принятые по вопросам своего ведения, обладают приоритетом над федеральными законами по аналогичным вопросам. (Конституция РФ, статья 76). Реализуя полномочие республики на правовое регулирование государственной службы КБР, Совет Республики Парламента КБР 13 марта 1997 г. принял Закон "О государственной службе Кабардино-Балкарской Республики". В статье 14 этого Закона, предусматривающей ограничения, связанные с государственной службой, в пункте "б" части 1 указано, что государственный служащий не вправе "быть депутатом Парламента Кабардино-Балкарской Республики и Советов местного самоуправления". Депутат Парламента КБР Налоев Д.А., полагая такие ограничения прав государственных служащих необоснованными, обратился с запросом в Конституционный Суд о проверке соответствия пункта "б" части 1 статьи 14 названного Закона Конституции Кабардино-Балкарской Республики, ее статьям 22 (часть 2) и 95 (часть 4). Глава пятая Конституции Кабардино-Балкарской Республики, регламентирующая вопросы формирования и деятельности Парламента, устанавливает, что Парламент состоит из двух палат - Совета Республики и Совета Представителей, с различным порядком их формирования и деятельности. Депутаты Совета Республики работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (часть 3 статьи 95). Это означает, что государственный служащий, как и любой другой работник, не может совмещать свою работу с депутатской деятельностью в Совете Республики Парламента КБР. Следовательно, Закон о государственной службе КБР (п. "б" части 1 статьи 14) в части, устанавливающей запрет госслужащим быть депутатами Совета Республики, согласуется с нормами Конституции и не противоречит ей. В отличие от депутатов Совета Республики депутаты Совета Представителей Парламента Кабардино-Балкарской Республики парламентскую деятельность совмещают со своей основной (постоянной) работой. Вместе с тем Конституция Кабардино-Балкарской Республики устанавливает определенное, строго ограниченное исключение из этого общего правила, запрещающее отдельным лицам в зависимости от их должностного положения быть депутатами Совета Представителей. Исчерпывающий перечень этих должностей дается в статье 95 (часть 4) Конституции Кабардино-Балкарской Республики. Это Президент Кабардино-Балкарской Республики, секретарь Совета общественной безопасности Кабардино-Балкарской Республики, Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики, его заместители, министры, председатели государственных комитетов, председатель Национального банка Кабардино-Балкарской Республики, председатель, заместитель председателя, секретарь Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики, судьи и прокуроры. Закон же о государственной службе запрет быть депутатами Совета Представителей Парламента КБР распространяет не только на тех, кто конкретно указан в Конституции, но и на всех государственных служащих Кабардино-Балкарской Республики, тем самым значительно расширяет круг лиц, которые не могут быть депутатами Совета Представителей Парламента Кабардино-Балкарской Республики, и в этом случае вступает в противоречие с Конституцией КБР (часть 4, статья 95). Согласно части 2 раздела 2 (заключительные и переходные положения) Конституции Кабардино-Балкарской Республики законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Кабардино-Балкарии до вступления в силу новой Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции КБР. Следовательно, положения пункта "б" части первой статьи 14 Закона "О государственной службе Кабардино-Балкарской Республики", запрещающие государственным служащим, не указанным в части 4 статьи 95 Конституции быть депутатами Совета Представителей Парламента, как противоречащие Конституции Кабардино-Балкарской Республики, не могут применяться. Закон о государственной службе в оспариваемом пункте запрещает госслужащим быть депутатами также и Советов местного самоуправления. Такое положение соответствует Конституции КБР, и этот вывод основывается на следующем. Правовой основой организации местного самоуправления и порядка формирования его органов являются Конституция и законы. Если Конституция КБР, исходя из роли и места Парламента в системе органов государственной власти, более полно регламентирует порядок его формирования и деятельности, то в отношении Советов местного самоуправления она определяет лишь их место и роль в системе власти, закрепляет общие принципы организации и деятельности органов местного самоуправления, а установление порядка их формирования и деятельности относит в сферу республиканского законодательства (128-131 Конституции КБР). Одним из законов, регулирующих эти вопросы, является Закон "О государственной службе КБР", который в пункте "б" части 1 статьи 14 и запрещает государственным служащим быть депутатами Советов местного самоуправления. Ограничение законом отдельных прав и свобод человека и гражданина, в том числе для государственных служащих совмещать свою служебную деятельность с исполнением депутатских полномочий, не противоречит ст. 22 Конституции КБР. Норму этой статьи, гарантирующую равенство прав и свобод человека и гражданина, нельзя абсолютизировать и рассматривать в отрыве от других положений Конституции, ограничивающих отдельные права граждан в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, нормального функционирования органов власти. В данном случае такое ограничение направлено на обеспечение самостоятельности Парламента и местного самоуправления и согласуется с положениями статей 10, 12, 128 и 129 Конституции КБР. Конституционный Суд констатирует, что в соответствии с законом о Конституционном Суде ходатайства и запросы суд рассматривает с точки зрения соответствия оспариваемых нормативных актов исключительно Конституции КБР и не вникает в их соответствие другим правовым актам как Кабардино-Балкарии, так и Российской Федерации. На основании изложенного и руководствуясь пунктом "а" части второй статьи 122 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, статьями 1, 36, 37, 57 Закона "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики", Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики п о с т а н о в и л: 1. Признать положения пункта "б" части первой статьи 14 Закона "О государственной службе Кабардино-Балкарской Республики", запрещающие государственным служащим быть депутатами Совета Республики Парламента и депутатами Советов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики соответствующими Конституции Кабардино-Балкарской Республики, ее статьям 95 (часть 3), 128-131. 2. Признать положения пункта "б" части первой статьи 14 Закона "О государственной службе Кабардино-Балкарской Республики", запрещающие государственным служащим, не указанным в части четвертой статьи 95 Конституции, быть депутатами Совета Представителей Парламента Кабардино-Балкарской Республики, не соответствующими части четвертой статьи 95 Конституции Кабардино-Балкарской Республики и не подлежащими применению. 3. В соответствии со статьями 41, 42, Закона Кабардино-Балкарской Республики "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" постановление Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно. 4. Согласно статье 74 Закона "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" настоящее постановление подлежит опубликованию в газетах "Адыгэ псалъэ", "Заман", "Кабардино-Балкарская правда". Председатель Судья-секретарь Конституционного Суда Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Кабардино-Балкарской Республики Ю. Маиров Республики Г. Адамов -------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|