Расширенный поиск

Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 03.04.1999 № 152

             КЪЭБЭРДЕЙ-БАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКЭМ И ПРАВИТЕЛЬСТВЭ
            КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОСУ
            ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                          ПОСТАНОВЛЕНЭ N 152
                             БЕГИМ N 152
                         ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 152

3 апреля 1999 г.                                            Налшык къ.
                                                            Нальчик ш.
                                                            г. Нальчик

О состоянии и мерах по повышению
эффективности работы туристского,
курортно-рекреационного комплекса
Кабардино-Балкарской Республики

     В целях  повышения эффективности работы туристско-альпинистских и
санаторно-курортных   предприятий   Кабардино-Балкарской    Республики
Правительство Кабардино-Балкарской Республики п о с т а н о в л я е т:

     1. Информацию  Министерства  Кабардино-Балкарской  Республики  по
делам молодежи, физической культуре и туризму (Фиров Р.Б.) о состоянии
туристско-курортного комплекса Кабардино-Балкарской Республики принять
к сведению.

     2. Министерству   Кабардино-Балкарской   Республики   по    делам
молодежи, физической культуре и туризму:
     усилить работу по  привлечению  на  отдых  и  санаторно-курортное
лечение  жителей  субъектов  Российской  Федерации;  до  1.06.1999  г.
разработать    совместно    с     Министерством     внешних     связей
Кабардино-Балкарской    Республики   Положение   о   Представительстве
Кабардино-Балкарской Республики в региональных и крупных  промышленных
центрах  Российской Федерации по практической реализации двухсторонних
Соглашений  и  Договоров  о   совместной   туристско-экскурсионной   и
санаторно-курортной деятельности;
     до 1.07.1999 г.  создать  некоммерческий  рекламно-информационный
отдел,  предусмотрев  его финансирование за счет взносов хозяйствующих
субъектов КБР и средств бюджета республики и возложить на него функции
коллективного  заказчика по рекламе и продвижению туристского продукта
республики  на   российский   и   зарубежные   рынки,   туристских   и
санаторно-курортных услуг;
     разработать совместно с Министерством природных ресурсов и охраны
окружающей  среды  Кабардино-Балкарской  Республики  и  представить на
утверждение в Правительство Кабардино-Балкарской Республики  Положение
о порядке определения и использования туристских ресурсов республики и
Генеральных правил продажи туристского продукта КБР.

     3. Министерству   Кабардино-Балкарской   Республики   по    делам
молодежи,  физической  культуре  и  туризму  (Фиров  Р.Б.) совместно с
руководителями  акционерных  обществ  "Каббалктурист"  (Калов   В.3.),
"Эльбрустурист"  (Соттаев  К.С.),  "Каббалкальпинист"  (Муллаев С.М.),
"Курорт "Нальчик" (Ибрагимов  Б.М.),  "Эльбрусинтур"  (Кодзоков  М.М.)
принять  конкретные  меры  по  повышению  эффективности  использования
туристских ресурсов республики,  активизировать работу по разработке и
реализации инвестиционных проектов.

     4. Министерству   экономики   и   торговли   Кабардино-Балкарской
Республики  (Рахаев  Б.М.)  совместно  с   Государственной   налоговой
инспекцией   по  КБР  (Шандиров  О.Л.)  разработать  для  туристского,
санаторно-курортного   комплекса    Кабардино-Балкарской    Республики
методические  рекомендации  по  калькулированию  себестоимости  услуг,
учитывающих особенности состава затрат.

     5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя Председателя Правительства КБР Сохрокова Х.Х.


     Председатель Правительства
     Кабардино-Балкарской Республики          Х. Чеченов

                                 ***

                               СПРАВКА
             о состоянии и мерах повышения эффективности
            туристского, курортно-рекреационного комплекса
                   Кабардино-Балкарской Республики

     Туристский, санаторно-курортный   комплекс   Кабардино-Балкарской
Республики  на  сегодняшний  день  состоит  из  30 баз,  пансионатов и
санаториев на 8056 мест:

+----------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
                | Всего   |        Обычных             |         Полу люксы         |            Люксы           |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
 кол-во мест    | 8056    | 1      2      3      4     | 1      2      3      4     | 1      2      3      4     |
 кол-во номеров | 3105    | 787    1145   1005   93    | 19     46     4      1     | 15     50     2      -     |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------+

     Динамика туристско-рекреационной                     деятельности
туристско-альпинистских    и    курортных    предприятий    республики
представлена в таблице:

+--------------------------------------------------------------------------------------------+
  Показатели                  |  1988  |  1990  |  1994  |  1995  |  1996  |  1997  |  1998  |
+--------------------------------------------------------------------------------------------+
  Объем реализации услуг        23825    26175    27000    25705    38385    29848    35565
  туристскими предприятиями
  - санаторно-курортными                                            35397    26691    9275
    предприятиями
  Размер налоговых                                150      769      10299    7206     7290
  поступлений в бюджет
+---------------------------------------------------------------------------------------------

     Благодаря постоянному вниманию Правительства к проблемам  отрасли
проделана    определенная    работа    по   формированию   современной
нормативно-правовой  базы  государственного  регулирования  туристской
деятельности   в   Кабардино-Балкарии.  Для  координации  деятельности
органов исполнительной власти и  органов  местного  самоуправления,  а
также   юридических   и   физических  лиц,  осуществляющих  туристскую
деятельность.  Правительством республики создан Координационный совет,
владеющий  большими  полномочиями в определении долгосрочной стратегии
по развитию туризма, обеспечении реализации государственных программ в
области   туризма.   Принят   Закон   "О   туристской  деятельности  в
Кабардино-Балкарской  Республике",  продолжается  процесс   заключения
двусторонних   Соглашений   с   регионами   Российской   Федерации   о
сотрудничестве в области туризма и санаторно-курортного лечения.
     Наряду с      благоприятными,      организационно-правовыми     и
природно-климатическими   условиями,    туристско-курортная    отрасль
испытывает давление и негативных факторов, из-за чего уровень развития
туризма в  республике  отстает  пока  от  уровня  регионов  Российской
Федерации,  развитых в туристском отношении. Существующая материальная
база   на   70-80   %   нуждается   в   реконструкции,   слаборазвитая
инфраструктура  не предоставляет возможности для активизации въездного
иностранного туризма,  из-за чего  все  еще  сохраняется  значительное
отрицательное   сальдо   в  сфере  въездного  и  выездного  туризма  в
Кабардино-Балкарии.
     Из-за отсутствия  средств  ввод в действие гостиничного комплекса
АО  "Эльбрусинтур"  затягивается  (для  завершения  работ  и  сдачи  в
эксплуатацию  гостиничной  части потребуется 10642400 руб.  и 249000 $
США).
     В настоящее  время  из 3120 мест курорта "Нальчик" более половины
(1700 мест) заняты вынужденными мигрантами,  более 10 тыс.  кв. метров
жилой   площади  передано  в  пользование  государственным  структурам
(пограничные войска,  МВД КБР,  МЗ КБР  и  др.).  Простой  здравниц  и
использование   их   не  по  назначению  отрицательно  сказывается  на
состояние материально-технической базы курорта и  его  инфраструктуры.
Многочисленные   ведомственные   базы,   пансионаты  и  санатории  (15
ведомственных санаториев и пансионатов на территории курорта "Нальчик"
и  более  60%  койко-мест в районе Приэльбрусья),  пользуясь созданной
туристско-курортной   инфраструктурой   республики   практически    не
принимают  участия  в  ее содержании и финансировании,  большинство из
них, отражая свою финансово-хозяйственную деятельность в общем балансе
предприятий  и организаций,  умело обходят налоговое законодательство.
Финансово-хозяйственное состояние курорта  "Нальчик"  на  01.01.99  г.
характеризуется следующими показателями:

+-------------------------------------------------------------------+
               Наименование                      |      Сумма       |
+-------------------------------------------------------------------+
  Остаточная стоимость осн. средств                182791464
  Запасы (в т.ч. МБП)                              7326341
  Уставный капитал                                 17224482
  Добавочный капитал                               109739291
  Незавершенное строительство                      4829976
  Бюджет: оплачено                                 4881719
          задолженность на 1.01.99 г.              1117771
  Внебюджетные фонды:
          оплачено                                 2247056
          задолженность на 1.01.99 г.              1113478
  Ком.усл.: электричество
            оплачено                               6551556
            задолженность на 1.01.99 г.            631558
            вода и канализация
            оплачено                               1865010
            задолженность на 1.01.99 г.            681553
            отопление и газ
            оплачено                               14434749
            задолженность на 1.01.99 г.            3177167
  Дебиторская задолженность                        63112294
  Кредиторская задолженность                       48595306
  Убытки прошлых лет                               -6203499
  Фин. результат отчетного периода                 -3751103
--------------------------------------------------------------------

     В связи  с распадом советского туризма в корне изменился и подход
к  созданию  и  реализации  турпродукта,  основными   характеристиками
которого выступают качество и конкурентноспособность. Однако, практика
последних лет показывает,  что  нашими  хозяйствующими  субъектами  не
только не создаются новые,  с учетом современных требований, маршруты,
но  фактически  ликвидированы  ранее  эффективно   действовавшие.   От
констатации    факта    порочности    переориентации    почти    всего
туристско-альпинистского комплекса республики  на  обслуживание  детей
необходимо  перейти  к  жесткому  регламентированию видов деятельности
хозяйств,   учитывающих    особенности    их    дислокации,    уровень
организационной,       материально-технической,       кадровой       и
санитарно-гигиенической обеспеченности.
     Ухудшение социально-экономической  ситуации  в  стране  и регионе
привело к тому,  что туристское и экскурсионное обслуживание  местного
населения  практически  свелось  к  нулю,  исключило  из сферы влияния
туризма такие социальные группы как молодежь,  люди пожилого возраста,
малообеспеченные семьи.
     Говоря о стабильном росте такого  показателя,  как  объем  услуг,
нельзя  не  отметить  не  менее  устойчивый  характер  снижения уровня
рентабельности.  Этот,  по  сути  определяющий   показатель,   по   АО
"Каббалктурист" составляет:  в 1995 году - 29 %; 1996 - 8 %; 1997 - 16
%. По ТЭФ "Эльбрустурист": 1995 - 3 %; 1996 - 0,1 %; 1997 - 0,07 %. По
КБР "Каббалкальпинист": 1995 - 22 %; 1996 - 13 % ; 1997 - 12 %. Если в
1995 году в целом по  отрасли  было  оказано  услуг  на  25,616  млрд.
неденоминированных  рублей  и  получена  прибыль в сумме - 4,533 млрд.
руб., то в 1996 году - 38,733 млрд. руб. и 2,265 млрд. руб. и в 1997 -
28,664 млрд. руб. и 2,2 млрд. руб. соответственно.
     Объяснение столь тревожной картины неполной  загрузкой,  большими
ставками  коммунальных платежей и слабой материально-технической базой
хозяйств  недостаточно.  Во   многом   сложившееся   положение   вещей
предопределено   несовершенством   нормативной   базы,   при   котором
большинство субъектов туристской деятельности имеет возможность работы
с  многочисленными нарушениями,  а органы исполнительной власти лишены
возможности эффективного контроля в первую очередь из-за отсутствия  в
настоящее   время   единой   для   туристских   организаций   методики
калькулирования себестоимости продукции (работ,  услуг) и учета затрат
на производстве.  С учетом того, что туристская отрасль обладает своей
спецификой необходим документ,  содержащий особенности состава затрат,
включаемых  в  себестоимость,  а  также  методику  учета этих затрат и
калькулирования себестоимости продукции (работ,  услуг).  Поскольку на
федеральном  уровне проект такого документа находится только на стадии
рассмотрения в Минфине РФ к ГКФТ,  считаем  целесообразным  разработку
Минфином   и   Госналогслужбой   КБР   методических  рекомендаций  для
туристских.
     Созданию эффективной  системы  контроля мешает и то,  что вопросы
государственного регулирования и управления  туристский  деятельностью
рассредоточены   по   двум   министерствам,  когда  принимаемые  нашим
Министерством  по  делам  молодежи,  физической  культуре  и   туризму
нормативно-правовые  акты   не   находят   адекватного   кадрового   и
финансово-хозяйственного   решения,   которые   отнесены   к   ведению
Мингосимущества  республики.  В  связи  с  этим  становится неотложной
необходимостью разработка и введение  единой  методики  бухгалтерского
учета и отчетности, нормативных актов, вводящих путевки для выездного,
въездного и внутреннего туризма в действие и  регламентирующих  работу
турхозяйств   с  ними,  целесообразного  разделения  полномочий  между
министерством  по делам молодежи,  физической  культуре  и  туризму  и
Мингосимуществом   КБР.   Финансово-хозяйственные   организационные  и
кадровые вопросы,  сосредоточенные в одном министерстве  позволили  бы
оперативно    и    более    эффективно    решать   проблемы   развития
туристскорекреационного комплекса республики.
     Накопленный опыт,    пусть   и   непродолжительный,   радикальной
экономической   трансформации   отрасли   заставляет    пересматривать
некоторые  положения,  которые еще недавно казались незыблемыми,  а их
оптимальность и  разумность  не  требовала  каких-либо  доказательств.
Глобальное  изменение  формы собственности,  не соотнесенное с уровнем
социально-экономической эффективности,  практически лишило государство
рычагов воздействия на экономику отрасли. Так, в существующих правовых
условиях влияние государственных органов  управления  на  действия  АО
"Каббалктурист" практически отсутствует,  т.к.  владея 51 % голосующих
акциз и управляя 25 % акций по доверенности ФНП КБР и РАСТа, Правление
АО  может  принимать любые решения без учета интересов государства,  а
т.к.  доля государства в имуществе АО пообъектно  не  указана,  то  об
эффективности    ее    работы   можно   судить   только   относительно
(государственная доля составляет всего 24 % , хотя по Соглашению между
Правительством  КБР  и  ФНП  республики  от  21.10.  1992  г.  объекты
профсоюзной собственности, переданные в республиканскую собственность,
должны  находиться  в совместном владении,  пользовании и распоряжении
между ФНП России,  ФНП КБР и Правительством республики  в  соотношении
10:15:75).   В   связи   с   этим   целесообразно  функцию  управления
государственным  имуществом   дополнить   практикой   государственного
предпринимательства,  выделив отдельные объекты из составов АО в форме
государственных предприятий,  внося необходимые изменения в  уставы  и
учредительные   договоры.   На   таких   предприятиях  можно  было  бы
отрабатывать  новые  формы  и  методы  организации  и  оплаты   труда,
разрабатывать  и  внедрять  новые  технологии  обслуживания  туристов,
которые  позднее  в  полном  объеме   или   частично   внедряются   на
предприятиях других форм собственности.  Через систему государственных
туристских  предприятий  можно  оказывать   воздействие   на   текущую
хозяйственную   ситуацию   в   отрасли:   увеличивать   или  уменьшать
инвестиционный спрос,  активно влиять на ценовую  политику,  развивать
социальный туризм, создавать дополнительные рабочие места.
     В акционерных обществах "Каббалкальпинист" и "Эльбрустурист", где
государственная доля в имущественных комплексах составляет 74,9 % и 65
% соответственно, форма руководства и осуществление функций управления
через институт представителей государства в Советах директоров, на наш
взгляд,  должна  быть  дополнена  правом   назначения   и   увольнения
должностных лиц и контроля за достоверностью балансовых отчетов.
     Противоречивость современного  положения  туризма  в   республике
заключается  в  том,  что  отрасль,  обладая колоссальным туристским и
рекреационным потенциалом и повышенной  экономической  значимостью,  в
сложившихся   условиях  экономической  реформы  не  имеет  достаточной
государственной  поддержки  и  не  вписывается  в  рамки  существующей
инвестиционной  политики.  Так,  например,  финансирование мероприятий
первого этапа федеральной программы "Приэльбрусье" (1996 -  1998  гг.)
еще не началось.  Необходимый объем капитальных вложений на реализацию
этого этапа составляет 138,4 млрд.  неденоминированных рублей за  счет
внебюджетных источников,  включая реинвестируемые средства предприятий
- участников программы.  Ситуация усложняется тем,  что до сих пор  не
определены    источники   внебюджетных   финансовых   поступлений,   о
реинвестиции средств предприятий - участников говорить на  сегодняшний
день  преждевременно,  а  руководителями  крупных  туристских ведомств
республики еще  не  выработана  концепция  и  механизм  финансирования
основных проектов программы. Эффективное развитие туризма предполагает
функционирование и совершенствование отраслевой системы  подготовки  и
повышения квалификации кадров с использованием базовых предприятий для
организации практики и стажировки работников  туриндустрии.  Одним  из
возможных   вариантов  решения  этой  проблемы  министерство  видит  в
создании  республиканского  учебно-методического  туристского  центра,
который  мог  бы  аккумулировать  передовые идеи,  положительный опыт,
новые   технологии   обслуживания   и   организовать   подготовку    и
переквалификацию кадров для турпредприятий.
     Наша республика  характеризуется   специфическими   особенностями
туристских  возможностей.  Прежде  всего  -  это отсутствие каких-либо
значительных  пространственных  разрывов  между  районами  локализации
основных   отраслеформирующих   ресурсов.   Практически   все   районы
республики   обладают   достаточно   высоким   туристско-рекреационным
потенциалом,  который представлен предприятиями,  давно работающими на
рынке туристских услуг, из чего следует, что развитие отрасли не может
ограничиться    одной    программой    "Приэльбрусье".    Формирование
современного туристского рынка Кабардино-Балкарии должно опираться  на
Систему  программных  мероприятий,  охватывающую  основные направления
государственной  политики  в  области  туризма.   Подготовка   Системы
программных   мероприятий   (определенные  теоретические  наработки  в
министерстве уже имеются) и начало их реализации должны осуществляться
ежегодным    распределением   выделяемых   бюджетных   средств   среди
исполнителей на конкурсной  основе  путем  заключения  государственных
контрактов.
     Система программных   мероприятий   должна   охватить    основные
направления государственной политики в области туризма:
     - нормативно-правовое,  в   рамках   которого   предусматривается
определение  налоговых  льгот  для  туристских предприятии,  участие в
разработке Положения о порядке определения и использования  туристских
ресурсов республики, Генеральных правил продажи туристского продукта и
др.;
     - совершенствование   системы   управления   развитием   туризма,
предполагающее работу по созданию системы стандартов туристских услуг,
контролю   за   соблюдением  лицензионных  условий,  совершенствованию
имущественных  взаимоотношений  и  более  эффективному   использованию
государственной собственности в составе акционерных обществ и др.;
     - мероприятия,  связанные с развитием материальной базы  туризма,
содержащие  предложения  по  механизму  финансирования реконструкции и
строительства   объектов   преимущественно   за   счет    внебюджетных
источников, целевого условно-льготного кредитования;
     - научного обеспечения,  включающего разработку районных программ
развития   туристической   инфраструктуры,   оценку   состояния  рынка
туристских  услуг,  разработку  программ  развития  специализированных
видов туризма,  сбор и обобщение схем туристских маршрутов, разработку
программы  интеграции  отрасли  туризма  республики  в   международную
туристскую систему.
     Динамика внутреннего туризма  во  многом  зависит  от  реального,
правильного  и  взвешенного  показа  достоинств рекреационных зон КБР.
Между     тем,     практически     не     используются     возможности
рекламно-информационной   деятельности   по   продвижению  турпродукта
республики на рынке  услуг.  Достаточно  сказать,  что  в  среднем  по
отрасли  в  год на рекламу тратится только около 40 тыс.  рублей,  что
минимум на порядок меньше реальных потребностей.  Состояние дел в этой
области  диктует  необходимость  консолидации  усилий  всех  субъектов
туристического рынка республики.  Рекламно-информационное  обеспечение
развития туризма в республике должно осуществляться через единый орган
- министерство по  делам  молодежи,  физической  культуре  и  туризму,
которому  необходимо  реализовать  функции коллективного заказчика при
размещении рекламы в СМИ,  продвигать информацию и рекламу о субъектах
турбизнеса   республики  через  представительства  ГК  ФКТ  Российской
Федерации за  рубежом,  открывать  свои  представительства  в  крупных
промышленных    центрах   страны,   устанавливать   прямые   связи   с
министерствами туризма стран СНГ и дальнего зарубежья.
     Успешное решение существующих в отрасли проблем, учитывая большие
возможности  республики  в  этой  области,  помогло   бы   туризму   и
санаторно-курортному   делу   Кабардино-Балкарии   вырасти   в  мощную
индустрию и стать одним из основных источников развития экономики.

                         --------------------


Информация по документу
Читайте также