Расширенный поиск
Постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 13.04.2000 № 211-П-ПКъэбэрдей-Балъкъэр Республикэм и Парламентым и УНАФЭ ---------- Къабарты-Малкъар Республиканы Парламентини БЕГИМИ ---------- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Парламента Кабардино-Балкарской Республики ---------- О новой редакции Программы социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на период по 2001 год Парламент Кабардино-Балкарской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить представленную Правительством Кабардино-Балкарской Республики новую редакцию Программы социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на период по 2001 год с учетом высказанных замечаний и предложений на заседании Парламента Кабардино-Балкарской Республики. 2. Правительству Кабардино-Балкарской Республики принять соответствующие меры по реализации Программы социально-экономического развития на период по 2001 год. Председатель Совета Председатель Совета Республики Парламента Представителей Парламента Кабардино-Балкарской Кабардино-Балкарской Республики З. Нахушев Республики И. Бечелов город Нальчик, 13 апреля 2000 года N 211-П-П *** Приложение к постановлению Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 13 апреля 2000 года N 211-П-П ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ПЕРИОД ПО 2001 ГОД (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ) Нальчик - 2000 год ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 1. Современное состояние экономики и основные проблемы социально-экономического развития республики 3 2. Цели и приоритеты социально-экономической политики в 6 новых условиях 2.1 Основные направления реформы предприятий и 7 приоритеты промышленной политики 2.2 Энергетическая политика 8 2.3 Меры государственной поддержки инвестиционной 9 активности 2.4 Государственная политика в агропромышленном 10 комплексе 2.5 Регулирование торговой и внешнеэкономический 10 деятельности 2.6 Стимулирование развития малого предпринимательства 11 2.7 Совершенствование бюджетной системы и развитие 12 финансово-кредитных институтов 2.8 Основные направления социальной политики 13 3. Основные параметры социально-экономического развития 18 республики на период 2000-2001 гг. 4. Ожидаемые социально-экономические результаты от 29 реализации Программы Приложения 1. Основные социально-экономические показатели развития Кабардино-Балкарской Республики по 2001 год 2. Перечень республиканских целевых программ На фоне ухудшения общеэкономической ситуации в РФ в КБР отмечается устойчивый рост основных макроэкономических показателей, хотя темпы могли быть выше, что свидетельствует о наличии неиспользованных резервов. В этих условиях наиболее актуальным становится поиск и увеличение собственных доходных источников для роста социальных расходов и достижения финансовой самодостаточности, что позволит более эффективно решать задачи повышения уровня жизни населения и развития производственного потенциала. Исходное состояние экономики республики к моменту разработки новой редакции Программы характеризуется рядом параметров. Впервые за последние годы удалось преодолеть негативную тенденцию спада в реальном секторе экономики. Рост валового регионального продукта (ВРП) в 1998-1999 годах составил соответственно 105,6 процента и 109,3 процента. В 1999 году темпы роста валового регионального продукта и производства в основных отраслях экономики оказались выше, чем в 1998 году. В промышленности удалось увеличить объем выпускаемой продукции и довести индекс физического объема до 123,3 процента. Этому способствовали своевременное принятие нормативных документов по улучшению финансового состояния предприятий и своевременная государственная поддержка, оказанная основным объемообразующим предприятиям. В области строительства позитивными достижениями предыдущего периода можно считать начало реформирования строительного комплекса. Принятые меры по концентрации ресурсов у единого государственного заказчика и создание проектного центра из высококвалифицированных специалистов позволят эффективнее управлять отраслью, контролировать ход выполнения инвестиционных программ и качество выполняемых работ, сократить сроки сооружения объектов. Важной особенностью инвестиционной политики стало расширение границ республиканской инвестиционной программы за счет включения в нее всех источников финансирования, в том числе инвестиционных ресурсов федерального и республиканского бюджетов, иностранных кредитных линий, инвестиционных фондов и других внебюджетных средств. Преодолена тенденция к снижению объемов розничного товарооборота и платных услуг населению. Объем розничного товарооборота составил 108 процентов от уровня 1998 года, объем платных услуг населению соответственно - 106,1 процента. Правительством КБР осуществлялся комплекс мер по укреплению финансовой системы, повышению эффективности и экономии бюджетных средств, в результате к концу 1999 года удалось сократить задолженность в бюджетной сфере по заработной плате и социальным выплатам, привести уровень бюджетного финансирования коммунального хозяйства в соответствие с нормативами новой системы оплаты жилья и коммунальных услуг. Однако обострение финансового и общеэкономического кризиса негативно сказалось как на положении в реальном секторе, так и на уровне жизни населения. Ухудшились результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Дефицит внешних и внутренних инвестиционных ресурсов оказал негативное влияние на полномасштабную структурную перестройку экономики и оживление инвестиционно-технологических факторов развития республики. Большинство инвестиционных проектов не удалось реализовать, ощутимо сократилось финансирование по линии федеральных целевых программ. Существенно сократились объемы финансирования в рамках Программы "Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики", рассматривавшейся в качестве основного фактора экономического роста в республике. В сложившихся условиях на первый план выступают следующие наиболее острые проблемы, требующие первоочередного решения: тяжелое финансовое положение предприятий, вызванное хронической нехваткой собственных оборотных средств, недоступностью кредитных ресурсов, ростом издержек производства; обострение кризиса платежей в связи с недостатком финансовых средств и нарушением платежной дисциплины; резкое сокращение платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды и, как следствие, нарастание бюджетного дефицита; рост задолженности по выплате заработной платы, снижение уровня жизни основной части населения; слабое развитие частного предпринимательства. 2. Цели и приоритеты социально-экономической политики на среднесрочный период Новая редакция Программы основана на главных ориентирах социально-экономического развития республики и принципиальных идеях, изложенных Президентом Кабардино-Балкарской Республики в предвыборной программе и ежегодных посланиях Парламенту КБР, корректирует тактику достижения намеченных целей в связи с изменившимися экономическими условиями. Главной стратегической целью социально-экономической политики остается бюджетная самодостаточность республики с опорой преимущественно на комплексное и целенаправленное использование собственного интеллектуального, производственного, сырьевого, финансового и кадрового потенциала и на этой основе достижение ощутимого улучшения условий жизни населения. Исходя из целей Программы предполагается решить следующие задачи: системно оздоровить реальный сектор экономики и обеспечить на этой основе ежегодный прирост объемов производства не менее 10-12 процентов; выполнить необходимый объем работ по формированию собственной топливно-энергетической базы, реализовать комплекс мер по энергосбережению; осуществить меры по преодолению кризисных процессов в АПК, восстановить производство сельхозпродукции и продовольствия, повысить роль республики на федеральном продовольственном рынке; сохранить и создать новые рабочие места, создать условия для развития частного предпринимательства и различных форм самозанятости населения; повысить благосостояние населения на основе роста реальных доходов. 2.1. Основные направления реформы предприятий и приоритеты промышленной политики Основные направления реформирования предприятий заключаются в реструктуризации производства, повышении его эффективности, росте производительности труда, снижении издержек производства, улучшении финансово-экономического состояния предприятий. Обязательными условиями реформирования предприятий будут: передача имущества в руки эффективных собственников, заинтересованных в долгосрочном развитии производства; четкое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления; повышение инвестиционной привлекательности предприятий; достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников, инвесторов, кредиторов; реструктуризация производственных активов посредством ликвидации неэффективных предприятий через механизм банкротства. Основной целью промышленной политики на среднесрочную перспективу является создание условий для стабилизации, повышения эффективности производства и конкурентоспособности, наращивание объемов промышленного производства. Государственная политика в области промышленности будет основываться на следующих принципах: формирование новой отраслевой структуры производства, приспособленной к спросу на внешнем и внутреннем рынках, реальным потребностям и условиям конкурентоспособности; создание благоприятного инвестиционного климата; содействие широкому применению эффективных технологий как основы осуществления политики ресурсосбережения. На среднесрочную перспективу выделяются следующие приоритетные производства, на которые будут распространяться меры государственной поддержки: отрасли и производства, имеющие перспективы спроса на производимую продукцию на внутреннем и внешнем рынках и функционирующие на основе внутриреспубликанской кооперации; высокотехнологичные экспортозамещающие и экспортоориентированные производства; производства, базирующиеся на использовании местных сырьевых ресурсов и обеспечивающие экологическую безопасность; производства с высокой бюджетной эффективностью, а также обеспечивающие товарное наполнение внутреннего потребительского рынка. 2.2 Энергетическая политика Основными задачами энергетической политики Кабардино-Балкарии являются: создание собственной электроэнергетической, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей индустрии и ее развитие до уровня, обеспечивающего энергетическую безопасность и суверенитет республики; реализация стратегии энергосбережения, максимально эффективное использование местных и поставляемых в республику топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающее повышение эффективности отраслей и предприятий народного хозяйства, и, как следствие, подъем жизненного уровня населения; четкое разделение обязанностей, прав и ответственности по управлению энергетикой между федеральным центром и Кабардино-Балкарией, передача из центра в КБР полномочий, необходимых для организации надежного и эффективного энерго- и топливообеспечения. Важнейшими средствами реализации политики Правительства КБР в области топливно-энергетического комплекса будут две подпрограммы федеральной целевой программы "Топливо и энергия" - "Развитие электроэнергетики Кабардино-Балкарии на период 1995-2010 гг." и "Развитие нефтяной промышленности Кабардино-Балкарской Республики", а также республиканская целевая программа "Энергосбережение в Кабардино-Балкарии". 2.3. Меры государственной поддержки инвестиционной активности Стабилизация экономической ситуации и возобновление экономического роста должны опираться прежде всего на рост инвестиций, обеспечиваемый мерами по следующим направлениям: создание долговременных, стабильных условий для привлечения в экономику республики отечественных и зарубежных инвестиций; осуществление мероприятий по повышению инвестиционного рейтинга республики; финансирование наиболее значимых проектов в рамках федеральных и республиканских целевых программ; восстановление внутренних финансовых источников предприятий для накопления и инвестирования; обеспечение устойчивого финансирования жилищного строительства путем развития системы ипотечного кредитования; создание благоприятных условий для привлечения сбережений населения и других внебюджетных средств в инвестиционный процесс. Для преодоления влияния отрицательных факторов, действующих в инвестиционной сфере, предусматривается дальнейшее формирование нормативно-правовых основ благоприятного режима инвестиционной деятельности, что предопределяет необходимость принятия следующих законов: "Об инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике, осуществляемой в форме капитальных вложений", "Об инвестиционном налоговом кредите", "Об ипотеке". 2.4. Государственная политика в агропромышленном комплексе Основной задачей развития агропромышленного комплекса является достижение продовольственного самообеспечения республики и повышение эффективности агропромышленного комплекса на основе эффективных направлений специализации отрасли. Государственная политика развития агропромышленного комплекса предусматривает: финансовое оздоровление и реформирование сельскохозяйственных предприятий; совершенствование земельных отношений; поддержка развития крестьянских (фермерских) хозяйств и домашних подворий; поддержка элитного семеноводства, племенного животноводства и птицеводства; создание системы торгово-закупочных предприятий с современными технологиями хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. В целях нормативно-правового обеспечения развития агропромышленного комплекса предполагается принятие следующих законов: Земельный кодекс, "О едином сельскохозяйственном налоге", "Об аренде и залоге земли". 2.5. Регулирование торговой и внешнеэкономической деятельности Государственная политика в сфере торговой деятельности будет направлена на обеспечение более полного удовлетворения потребностей населения республики в товарах. В среднесрочной перспективе меры по развитию торговой деятельности будут сосредоточены на следующих основных направлениях: реализация монополии на торговлю отдельными видами товаров и введение ограничений на отдельные виды торговой деятельности; упорядочение сети неорганизованной торговли; лицензирование отдельных видов торговой деятельности; организация республиканских и межрегиональных ярмарок, выставок-продаж товаров, производимых в республике; введение дополнительных мер контроля за качеством ввозимых в республику товаров потребительского назначения; организация информационного обеспечения потребительского рынка, развитие ценового мониторинга и маркетинговых исследований на потребительском рынке. В целях упорядочения и дальнейшего развития торговой и внешнеэкономической деятельности предполагается принятие законов: "О торговой деятельности в Кабардино-Балкарской Республике", "О внесении изменений и дополнений в Закон Кабардино-Балкарской Республики "О внешнеэкономической деятельности". 2.6. Стимулирование развития малого предпринимательства Усиливающаяся общественная значимость малого предпринимательства предполагает целенаправленные действия органов государственной власти по решению характерных для субъектов малого бизнеса финансовых, имущественных, организационных и информационных проблем. Государственная поддержка малого предпринимательства будет осуществляться по следующим направлениям: создание благоприятной законодательной и нормативной базы и устранение множества административных барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий, а именно либерализация процедуры регистрации малых предприятий и переход (в рамках республиканской компетенции) от практики взимания налогов у отдельных предприятий к практике продажи лицензий на деятельность; совершенствование финансовой поддержки предпринимательства, предусматривающее частичное бюджетное финансирование эффективных инвестиционных проектов, направленных на развитие реального сектора экономики; стимулирование финансово-кредитных учреждений, кредитующих малый бизнес; привлечение предпринимателей к выполнению республиканских целевых программ и государственных заказов; предоставление малым предприятиям производственных площадей и имущества, высвобождаемых в ходе реструктуризации и перепрофилирования крупных и средних предприятий. В целях создания благоприятного климата для развития малого предпринимательства предусматривается разработка нормативных правовых актов о защите прав предпринимателей; об обществах взаимного страхования; о тарифах на платные услуги органов и служб, осуществляющих контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов. 2.7. Совершенствование бюджетной системы и развитие финансово-кредитных институтов Важным условием роста экономики и обеспечения социальной стабильности является оздоровление финансовой системы. Необходимо принятие решительных мер по нормализации платежных отношений, формированию условий роста налоговой базы и доходов бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Среди основных мероприятий по совершенствованию бюджетной системы можно выделить следующие: завершение полномасштабного перехода на казначейскую систему исполнения бюджета; совершенствование налогового администрирования, системы контроля за исполнением налоговой дисциплины; улучшение собираемости налогов за счет мер по легализации теневых доходов; усиление режима экономии бюджетных средств и ужесточение санкций за нецелевое их использование; увеличение доходов за счет более эффективного использования государственной собственности, ликвидации необоснованных налоговых льгот; обращение в государственную собственность с последующей санацией или продажей в частную собственность предприятий-должников, использование процедур ускоренного банкротства. Исключительное значение для развития экономики с точки зрения мобилизации финансовых средств и их эффективного распределения на современном этапе приобретают финансово-кредитные институты. В целях дальнейшего развития банковской системы КБР предусматривается: создание в республике регионального опорного банка; предоставление гарантий и льгот банкам, кредитующим экономику республики; обеспечение большей открытости информации о состоянии банков и финансовых рынков. 2.8. Основные направления социальной политики С учетом реализации намеченных преобразований в сфере экономики предполагается приступить к решению наиболее острых социальных проблем, сформировать реальные источники для повышения жизненного уровня населения. Важнейшими приоритетами социальной политики являются: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения республики; обеспечение социальных гарантий в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; создание условий, обеспечивающих заинтересованность работников в производительном труде как основе материального благополучия; обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; усиление социальной защиты нетрудоспособных и социально уязвимых групп населения, повышение качества предоставляемых им услуг. Для преодоления негативных явлений в сфере занятости населения предусматривается: создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест; совершенствование систем обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров; расширение структуры и видов общественных работ с учетом качественного состава безработных и социально-экономических потребностей республики; введение системы стимулирования развития частного предпринимательства, малого бизнеса, различных форм самозанятости. В сфере регулирования оплаты труда намечается: восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников; создание условий для повышения реальной заработной платы на основе роста объемов и эффективности производства; установление экономической и административной ответственности должностных лиц за нарушение прав трудящихся на полную, своевременную оплату выполненной работы; сокращение необоснованно высокой дифференциации размеров оплаты труда и повышение уровня оплаты труда в депрессивных отраслях; повышение заработной платы работников бюджетной сферы в зависимости от темпов роста потребительских цен и с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики. Основными направлениями политики в области доходов и социальной защиты населения являются: снижение дифференциации в доходах населения на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, осуществление эффективного контроля за реальными доходами; стимулирование роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности; упорядочение действующей системы льгот и компенсаций; улучшение социального обеспечения нетрудоспособных, усиление адресной социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительного принципа назначения пособий; расширение сети и укрепление материальной базы учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов, развитие новых форм обслуживания этой категории граждан. Приоритетными направлениями развития отраслей социальной сферы на среднесрочную перспективу являются: создание условий для удовлетворения потребностей всех групп населения при формировании оптимального соотношения платности и бесплатности услуг социально-культурной сферы; осуществление структурных преобразований в отраслях; формирование рынка социальных услуг путем повышения их качества и снижения издержек. Главной целью дальнейшего развития образования и науки является удовлетворение потребности граждан республики в образовании, гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение на этой основе интеллектуального потенциала республики. Для достижении этой цели предстоит решить следующие задачи: обеспечение общедоступности, бесплатности получения образования в пределах государственных образовательных стандартов на всех ступенях и уровнях системы образования; формирование единой системы образования республики; развитие национально-региональных компонентов образования, ориентированных на изучение языков, истории и культуры народов, населяющих республику; структурная перестройка среднего и высшего профессионального образования по профилям подготовки в соответствии с потребностями рынка труда; развитие приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований с учетом экономических и социальных интересов республики. В области здравоохранения будет продолжена работа по повышению качества медицинского обслуживания на основе совершенствования системы профилактической, реабилитационной и специализированной медицинской помощи, повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения. Для этого предусматривается выполнение следующего комплекса мер: перераспределение части объемов медицинской помощи из дорогостоящего стационарного сектора в амбулаторный, сокращение и перепрофилирование неэффективно используемого коечного фонда; развитие новых организационных форм оказания медицинской помощи: консультативно-диагностических служб, отделений социальной реабилитации и терапии, дневных стационаров, центров медико-социальной помощи; расширение сети специализированных медицинских центров; повышение экономической эффективности функционирования медицинских учреждений; создание рынка медицинских услуг с обязательным сохранением и развитием общедоступной медицинской и лекарственной помощи. Важнейшими направлениями политики в области культуры являются: поддержка национальных культур, создание условий, способствующих их взаимообогащению; создание условий для эстетического воспитания и художественного образования детей и юношества, поддержка молодых талантов; стимулирование создания и деятельности государственных и негосударственных организаций культуры; создание условий для развития благотворительности, меценатства и спонсорства в сфере культуры. Одним из стратегических направлений развития республики будет создание конкурентоспособного курортно-рекреационного комплекса, соответствующего международным стандартам. В перспективе намечается провести коренную реконструкцию материальной базы отрасли, вывести ее на современный уровень, обеспечивающий потребности российских и иностранных граждан в курортных и туристских услугах и способствующий развитию всего народнохозяйственного комплекса КБР. Особое внимание будет уделено реализации федеральной программы "Развитие района Приэльбрусья КБР как международного центра туризма, альпинизма и горнолыжного спорта". В рамках программы "Развитие федерального курорта Нальчик на период до 2005 года" предусматривается сохранение и развитие данного курорта, улучшение экологического состояния его территории, сохранение и использование ценных природных лечебных ресурсов, укрепление гидроминеральной базы, развитие курортной инфраструктуры. Важнейшим приоритетом социальной политики на весь рассматриваемый период является решение жилищной проблемы и проведение реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве. Основным механизмом решения жилищной проблемы будет создание условий для привлечения в жилищное строительство средств населения путем развития различных форм долгосрочного кредитования. Необходимо также продолжить предоставление жилья малоимущим гражданам и некоторым другим группам населения бесплатно с учетом времени ожидания в очереди. Главной задачей по-прежнему остается выполнение программы "Жилье-2000" и ее составной части - "Общежитие". Основными направлениями реформы жилищно-коммунального хозяйства являются: обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда; совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве; демонополизация жилищно-коммунального хозяйства, переход на договорные отношения, формирование органов самоуправления жилищным фондом - товариществ собственников жилья; совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное, потребление коммунальных услуг, а также дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от качества и местоположения жилья; совершенствование системы социальной защиты населения, упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств. 3. Основные параметры социально-экономического развития республики на период 2000-2001 гг. Макроэкономика. Рост валового регионального продукта за 1998-2001 гг. составит 140,8 процента. В структуре ВРП будет доминировать сектор производства товаров, его доля в общем объеме производства ВРП составит около 60 процентов. Возрастут налоговые платежи производственных отраслей, а также торговли и общественного питания. Объем промышленного производства за этот период возрастет в 2,2 раза. Производство сельскохозяйственной продукции возрастет на 33,1 процента, а объемы строительных работ - на 30,2 процента. Прогнозная оценка основных макроэкономических показателей на период по 2001 год представлена в следующей таблице: Динамика основных макроэкономических показателей в 1997-2001 годах (в % к предыдущему году, в сопоставимых ценах 1998 г.) +------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Показатели | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2001 в % к | | | | | | 1998 +------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Валовой региональный продукт 97,6 105,6 109,3 113 114 140,8 Промышленность 99,7 103,1 123,3 134 135,5 223,9 Сельское хозяйство 101 100,7 109,0 110 111 133,1 Капитальное строительство (подрядная 86,9 103,1 100,3 110 118 130,2 деятельность) Розничный товарооборот 102,1 108,3 108,0 109 110 129,5 Платные услуги населению 87,5 108,4 106,1 110 111 129,6 +------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Промышленность. Прогноз развития промышленного комплекса основывается на экономическом потенциале предприятий, учитывает наличие и размеры платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию, положение дел на внутреннем и внешнем рынках, а также ее соответствие текущим и перспективным потребностям развития экономики. Увеличение объема промышленного производства к уровню 1998 г. составит 223,9 процента. Предполагается развитие основных подотраслей промышленности. Цветная металлургия. Работу металлургического комплекса будут обеспечивать ОАО "Тырныаузский горно-обогатительный комбинат" и ОАО "Гидрометаллург". Ставится задача существенного увеличения добычи вольфрама и молибдена. Новое предприятие - ОАО "Тырныаузский горно-обогатительный комбинат" должно выйти на нулевую рентабельность. По разведанным запасам сырьевая база обеспечит длительный срок промышленной эксплуатации месторождений. Машиностроительный комплекс республики сохранит свое доминирующее положение и будет оставаться основной отраслью специализации, на его долю будет приходиться около трети объема промышленной продукции. В целях устойчивого функционирования данной отрасли и ее динамичного развития в перспективе будет расширяться производство: современного технологического оборудования для добывающих и обрабатывающих отраслей; средств автоматизации технологических процессов, телекоммуникационных систем и средств связи; технически сложных потребительских товаров, в том числе товаров длительного пользования. На одном из ведущих предприятий машиностроительного комплекса - ОАО "Нальчикский завод полупроводниковых приборов" начнет развиваться новая отрасль - медицинская промышленность. Промышленность строительных материалов. Масштабы развития производства будут определяться исходя из потребностей республики и возможностей расширения сырьевой базы. Развитие отрасли будет ориентировано на использование распространенных повсеместно в республике следующих материалов: легкоплавких глин и суглинков, пригодных для изготовления кирпича и черепицы; песчано-гравийной смеси, строительных песков, известняков, пригодных для производства строительной извести, гипса, рыхлых продуктов вулканических извержений (пепел и пумицит, в дальнейшем используемых для производства пеплоблоков и теплоизоляционных засыпок); мощных месторождений туфа, протянувшихся полосой более чем в 30 км, пригодного благодаря своим качествам (прочности, легкости, пористости и красивому внешнему виду) для изготовления пильного стенового и бутового камня; крупных массивов гранитов самой различной окраски. Разработка перечисленных видов сырья позволит удовлетворить перспективные потребности республики и обеспечит ей соответствующее место в территориальном разделении труда в Российской Федерации. Деревообрабатывающая промышленность республики включает в себя всего б предприятий и формирует не более 1 процента от общего объема промышленной продукции. Рост производства, повышение его эффективности и формирование устойчивого рынка сбыта в прогнозируемый период будут связаны с переходом на производство мебели из натуральной древесины. Легкая промышленность. Главной задачей развития отрасли в прогнозируемый период будет являться достижение необходимых условий для реализации ее высокой потенциальной эффективности, складывающейся под влиянием ряда факторов: наличие емкого и стабильного рынка; низкая фондоемкость и высокая фондоотдача производства; быстрая по сравнению с другими отраслями оборачиваемость оборотных средств; наличие на большей части предприятий современного оборудования. В обеспечении позитивного развития отрасли важное значение будет иметь создание должной базы конструкторских разработок, отвечающих требованиям и вкусам конечных потребителей, необходимость снижения издержек производства и расширение ассортимента выпускаемой продукции. Топливно-энергетический комплекс. Создание собственной топливно-энергетической базы будет осуществляться в соответствии с федеральной программой "Топливо и энергия" и двумя подпрограммами: "Развитие электроэнергетики КБР на период 1995-2010 гг.", "Развитие нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности КБР на период 1994-2018 гг.". Будут введены в строй первая очередь Аушигерской ГЭС в составе Нижне-Черекского каскада ГЭС мощностью 60 МВт и ГЭС N 3 на канале Баксан-Малка мощностью 10,5 Мвт. Ввод в действие всех агрегатов указанных ГЭС позволит довести долю собственной выработки в общем объеме потребляемой электроэнергии до 25 процентов. Продолжится освоение месторождений нефти. На сегодняшний день расконсервированы и пущены в эксплуатацию три скважины Ахловского и одна Харбижинского месторождений, которые работают с суммарным дебитом 75 тонн нефти в сутки. С вводом нефтеперерабатывающего завода начнется производство светлых нефтепродуктов. Это также снизит зависимость республики от поставок горюче-смазочных материалов из других регионов. Механизмами реализации целей и задач энергетической политики КБР являются прежде всего ценовая и налоговая политика, формирование конкурентной среды и государственное регулирование в сфере энергетики, создание системы стимулов и условий для энергосбережения. Важнейшим средством реализации энергетической политики КБР является целевая программа "Энергосбережение Кабардино-Балкарии" (1999-2005 гг.), разработанная в соответствии с политикой в области энергосбережения, продекларированной в Законе КБР "Об энергосбережении" и основанной на принципах: приоритета эффективного использования энергетических ресурсов; осуществления государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов; обеспечения безопасности и охраны здоровья населения, защиты среды обитания и жизнедеятельности человека при добыче, производстве, переработке, транспортировке и использовании энергетических ресурсов; удовлетворения потребностей населения в топливе и энергии; обеспечения государственной финансовой поддержки программ и проектов сбережения и повышения эффективности использования энергетических ресурсов. По уровню газификации КБР занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации. К настоящему времени в общей сложности газифицировано 81,4 процента жилого фонда, в том числе в городах и поселках городского типа - 97,1 процента, в сельской местности - 59,1 процента. Программу газификации республики планируется в основном завершить в 2000 году, при этом негазифицированными останутся только те села, прокладка газовых магистралей к которым признана нецелесообразной по технико-экономическим соображениям. Агропромышленный комплекс. Рост объемов производства валовой продукции сельского хозяйства к концу 2001 года достигнет 133,1 процента к уровню 1998 года. Работе с индивидуальным сектором будет уделено особое внимание. Производство сельскохозяйственной продукции за рассматриваемый период возрастет в хозяйствах населения на 28,9 процента, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - в 2,1 раза. Доля фермерских и личных подсобных хозяйств населения достигнет 80 процентов в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции. Всемерную поддержку получит формирование крупных агрообъединений с законченным циклом (производство-переработка-реализация) на основе смешанных или специализированных отраслей, образование республиканских отраслевых объединений по производству и реализации молока, мяса, птицы и т.д. Эти объединения должны стать основными субъектами регулирования продовольственного рынка, обеспечивающими гарантированные каналы сбыта сельскохозяйственной продукции. Растениеводство. Достижение стабилизации и наращивания объемов производства намечено осуществить за счет преимущественного использования интенсивных ресурсосберегающих технологий, применения высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, использования достижений науки, повышения плодородия почв. Приоритетным направлением является развитие зернового хозяйства как основы подъёма сельскохозяйственного производства. Валовое производство зерновых и зернобобовых культур предусмотрено довести до 450 тыс. тонн, что в 2,1 раза больше, чем было произведено в 1998 году. В общем объеме производства зерна возрастет удельный вес кукурузы. Основными производителями зерна остаются сельскохозяйственные предприятия, на долю которых приходится 94 процента от общего объема производства. Сбор маслосемян подсолнечника достигнет 27 тыс. тонн и составит 160,7 процента к уровню 1998 года. Намеченный рост производства картофеля и овощей позволит обеспечить потребности республики. Животноводство. Задачей первостепенной важности является сохранение и в последующем наращивание численности скота в сельскохозяйственных предприятиях, увеличение его продуктивности, обеспечение полнокровного функционирования птицефабрик, восстановление свиноферм в наиболее крупных хозяйствах, имеющих надежную кормовую базу. Валовое производство молока в 2001 году возрастет на 5,2 процента к уровню 1998 года, производство мяса - на 13,6 процента, яиц - на 14,7 процента. В структуре производства мяса наибольшая доля будет приходиться на мясо крупного рогатого скота. Преодоление негативных процессов в животноводстве напрямую связано с созданием прочной кормовой базы. Поэтому наряду с задачей увеличения объемов заготовок кормов ставится задача улучшения их качества за счет расширения посевов белковых культур. Перерабатывающая промышленность. Производство продукции перерабатывающих предприятий АПК в большей степени будет определяться состоянием сельскохозяйственного производства. Особое внимание будет уделено работе с индивидуальным сектором, привлечению возможностей населения для пополнения республиканского продовольственного фонда за счет создания системы закупок излишков сельскохозяйственной продукции. Перерабатывающими предприятиями прогнозируется увеличение выпуска пищевой продукции по всем видам. Значительная прибавка производства предполагается по выпуску мяса, включая субпродукты 1 категории, масла животного, сыра, плодоовощных консервов, кондитерских изделий, минеральной воды и безалкогольных напитков. Объемы производимой продовольственной пшеницы и маслосемян подсолнечника позволяют удовлетворить потребности республики в продуктах их переработки - масле растительном, хлебе и хлебобулочных изделиях. Инвестиционная деятельность. Относительно высокие инвестиционные расходы будут поддерживаться в отраслях топливно-энергетического комплекса, на долю которых в 1995 году приходилось 32 процента капитальных вложений в производственную сферу, а в 2001 году должны составить около 65 процентов производственных инвестиционных ресурсов. Перспективные проекты также определены в перерабатывающей и пищевой промышленности, в машиностроении и легкой промышленности, на предприятиях строительной индустрии и объектах рекреационного комплекса. Для масштабной реконструкции и структурной перестройки, преодоления экономического спада объем инвестиций в производственный сектор должен быть увеличен примерно в 1,2 раза по сравнению с 1998 годом. Важным источником финансирования должны стать средства предприятий, прежде всего амортизационные фонды, общая величина которых оценивается на уровне 450-500 млн. рублей. Из них на инвестиции сейчас используется лишь 20-25 процентов. Примерно 75-100 млн. рублей могут быть инвестированы из прибыли. В настоящее время направляется вполовину меньше. Ставится задача повышения доли использования собственных средств предприятий и населения до 50 процентов, что потребует существенного улучшения инвестиционного климата. Важным источником инвестиций в реальный сектор экономики должны стать амортизационные отчисления предприятий. Усиление роли амортизации, как источника инвестиций, может быть достигнуто за счет совершенствования методики переоценки основных фондов. При распределении централизованных капитальных вложений предпочтение будет отдано тем предприятиям, которые более полно используют собственные средства на воспроизводство и обновление основных фондов. В целях стимулирования вложения средств населения в жилищную сферу необходимо определить порядок открытия целевых накопительных жилищных вкладов и предоставление кредитов под залог имущества. Для проведения эффективной социальной политики объем инвестиций в непроизводственной сфере необходимо увеличить к концу 2001 года примерно в 2 раза против 1995 года. Транспорт. Задачи в области автомобильного транспорта направлены на преодоление негативных тенденций в его развитии, обеспечение стабилизации и устойчивого функционирования транспортной системы, удовлетворение платежеспособного спроса на перевозки пассажиров и грузов, повышение безопасности и качества перевозок, создание условий для финансового оздоровления предприятий и оживление их инвестиционной активности, повышение конкурентоспособности предприятий автомобильного транспорта общего пользования. Объем перевозок грузов автомобильным транспортом общего пользования прогнозируется в размере 3,1 млн. тонн, грузооборот - 43,2 млн. тонно-километров, что превышает соответственно уровень 1998 года на 34,8 процента и 32,5 процента. Пассажирооборот автомобильного транспорта общего пользования увеличится почти на 19 процентов и составит 943,4 млн. пассажиро-километров. Более ускоренное развитие в рассматриваемой перспективе получит городской электрический транспорт. Относительная дешевизна этого вида транспорта, увеличение протяженности и разветвленности маршрутной сети позволят увеличить пассажирооборот на 27,9 процента и довести его объем до 252,0 млн. пассажиро-километров. Потребительский рынок. В условиях прогнозируемого увеличения реальных доходов населения республики предполагается формирование более рациональной структуры потребительского спроса на товары и услуги, предполагающей более высокий удельный вес непродовольственной группы товаров в объеме розничного товарооборота. Этому будет способствовать рост платежеспособного спроса на инвестиционные товары, доля которых составит около 30 процентов от объема непродовольственных товаров. За счет высокодоходных групп населения будет поддерживаться спрос на дорогостоящие товары и услуги. На потребительском рынке платных услуг предполагается преодолеть тенденцию снижения объема по основным видам. К 2001 году общий объем платных услуг населению превысит уровень 1998 года почти на 30 процентов. При этом не претерпит существенных изменений структура предоставляемых населению услуг. По-прежнему основной удельный вес в общем объеме будут занимать коммунальные услуги и услуги транспорта и связи. Внешнеэкономическая деятельность. Прогноз рассчитан из условий проведения структурных преобразований реального сектора в направлении развития внешнеэкономических отношений за счет развития цветной металлургии, рекреационных отраслей, промышленности строительных материалов, перерабатывающих отраслей, а также модернизации транспорта и связи. Отсюда в 2001 году предполагается сократить до 9 млн. долларов США соотношение между экспортом и импортом, против 13,3 млн. долларов США в 1995 году. Такого результата предполагается достичь за счет наибольшего роста экспорта. При этом приоритет во внешнеэкономической деятельности отдается странам дальнего зарубежья. На их долю в 2001 году будет приходиться до 72 процентов внешнеторгового оборота республики. Демография, занятость и доходы населения. В соответствии с прогнозными расчетами численность наличного населения КБР составит на конец 2001 года 792,5 тыс. человек. При незначительном росте населения республики произойдут довольно ощутимые изменения в его возрастной структуре, обусловленные процессами в естественном движении населения последних лет. Численность населения младше трудоспособного возраста сократится в сравнении с 1998 годом на 16,8 тыс. человек, число лиц пенсионного возраста уменьшится на 1,5 тыс. человек. При этом произойдет довольно существенное увеличение численности населения в трудоспособном возрасте - на 18,4 тыс. человек. Таким образом, соотношение численности иждивенцев и трудоспособной части населения будет меняться в пользу последней, что в свою очередь приведет к увеличению трудовых ресурсов и росту спроса на рабочие места. В перспективе практически весь прирост трудовых ресурсов в республике придется на сельскую местность. Поэтому одной из приоритетных проблем социального и экономического развития республики на ближайшую перспективу будет решение проблемы дефицита рабочих мест на селе и развитие инфраструктуры в сельской местности. Политика на рынке труда в предстоящий период будет направлена на обеспечение рациональной структуры занятости населения, достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, развитие кадрового потенциала. Реализация целевых программ и инвестиционных проектов позволит создать к концу 2001 года около 5 тысяч новых рабочих мест на крупных и средних предприятиях перспективных отраслей экономики, а также улучшить использование кадрового потенциала предприятий за счет сокращения скрытой безработицы. Большую роль в увеличении занятости населения должны сыграть меры по поддержке малого предпринимательства, на долю которого придется до 80 процентов прироста занятых в экономике. За счет развития индивидуального предпринимательства, фермерства, различных форм самозанятости населения предполагается создание около 17 тыс. новых рабочих мест. Наряду с этим прогнозируется сокращение занятых в бюджетной сфере за счет оптимизации сети бюджетных организаций, развития платного сектора в здравоохранении, образовании, культуре, сокращения численности управленческих структур. С учетом повышения эффективности производства, роста производительности труда в реальном секторе экономики, сокращения избыточной численности работников к концу 2001 года численность населения, занятого в экономике, увеличится на 7 процентов и достигнет 261 тыс. человек. Численность незанятого населения (безработных по методологии МОТ) сократится и составит 52 тыс. человек или 16,6 процента экономически активного населения республики. При этом официальная безработица сохранится на уровне 3-3,2 процента от численности экономически активного населения. В прогнозируемом периоде ставится задача восстановления роли заработной платы как основного источника доходов населения и усиления ее роли как катализатора развития экономики. Прогнозируемый экономический рост будет способствовать росту реальной заработной платы, прежде всего в отраслях материального производства, где рост реальной зарплаты составит 159,5 процента. В результате будет обеспечено более рациональное соотношение между заработками работников производственной и непроизводственной сферы. Предполагается, что намеченный рост средней зарплаты по республике позволит приблизиться к среднероссийскому показателю, а также повысить удельный вес фонда зарплаты в валовом региональном продукте. Разработанные в данной Программе прогнозные показатели доходов и расходов населения исходят из недопущения дальнейшего снижения уровня жизни основной массы населения, сокращения дифференциации в доходах и имуществе, а в перспективе - обеспечения роста реальных доходов населения на основе экономического роста и развития частной инициативы и предпринимательства. С учетом прогнозируемого экономического роста предполагаются позитивные изменения в области денежных доходов населения. Рост реальных доходов составит почти 70 процентов, в результате чего более чем втрое сократится численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. 4. Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы: рост доходов бюджета Кабардино-Балкарской Республики с целью максимального приближения к уровню бюджетной самодостаточности; увеличение производства ВРП в 1,4 раза к уровню 1998 года; обеспечение роста основных параметров развития экономики к уровню 1998 года; объем промышленного производства - в 2,2 раза; производство сельскохозяйственной продукции - в 1,3 раза; объем инвестиций (основного капитала) за счет всех источников финансирования - в 1,2 раза; стабилизация ситуации с денежными доходами населения, увеличение реальной заработной платы в 1,4 раза; снижение дифференциации населения по доходам; улучшение качества и условий жизни; повышение уровня предоставляемых населению медицинских и образовательных услуг; создание необходимых условий для развития предпринимательства; обеспечение занятости населения. *** Приложение N 1 к Программе социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на период по 2001 год Основные показатели социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики по 2001 год (стоимостные показатели - в ценах 1998 года) +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Показатели | Единица | Отчет Прогноз | 2001 к | измерения | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 1998, % +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Валовый региональный продукт - всего млн. руб. 5920,9 5855,8 5715,3 6035,4 6596,7 7454,3 8498,0 140,8 в % к пред. году 96,4 98,9 97,6 105,6 109,3 113,0 114,0 из общего объема: промышленность млн. руб. 1211,3 969,0 966,1 996,0 1228,1 1645,7 2230,0 223,9 в % к пред. году 100,6 80,0 99,7 103,1 123,3 134,0 135,5 сельское хозяйство млн. руб. 1651,5 1530,9 1546,2 1557,0 1697,1 1866,8 2072,1 133,1 в % к пред. году 103,0 92,7 101,0 100,7 109,0 110,0 111,0 строительство млн. руб. 644,8 606,1 526,7 543,0 544,6 599,6 706,9 130,2 в % к пред. году 92,0 94,0 86,9 103,1 100,3 110,0 118,0 транспорт и связь млн. руб. 276,9 255,9 235,4 252,4 265 286,2 316,3 125,3 в % к пред. году 92,5 92,4 92,0 107,2 105,0 108,0 110,5 торговля и общественное питание млн. руб. 781,4 647,8 661,4 716,3 773,6 843,2 927,5 129,5 в % к пред. году 87,4 82,9 102,1 108,3 108,0 109,0 110,0 Валовый региональный продукт рублей 7496 7408 7217 7617 8333 9412 10723 140,8 на душу населения Промышленность Продукция промышленности (работ и услуг) млн. руб. 2936,5 2349,2 2342,2 2414,8 2977,4 3990,0 5406,5 223,9 в оптовых ценах предприятий - в целом в % к пред. году 100,6 80 99,7 103,1 123,3 134,0 135,5 из общего объема: Электроэнергетика (собственное производство) млн. руб. 5,9 6,0 6,3 5,2 6,9 10,3 19,3 371,1 в % к пред. году 106,6 101,6 104,9 82,0 132,6 156,5 194,4 Цветная металлургия млн. руб. 376,6 70,8 81,8 98,2 178,3 212,2 254,6 259,3 в% к пред. году 112,4 18,8 115,6 120,1 181,6 119,0 120,0 Машиностроение млн. руб. 661,3 575,3 512,6 545,9 684,0 718,2 768,5 140,8 в % к пред. году 98,9 87,0 89,1 106,5 125,3 105,0 107,0 Стройиндустрия млн. руб. 140,4 112,8 130,1 110,1 120,3 138,3 162,0 147,1 в % к пред. году 70,1 80,3 115,4 84,6 109,3 115,0 117,0 Медицинская промышленность млн. руб. 236,0 840,0 в % к пред. году 100,0 355,9 Деревообработка млн. руб. 25,9 17,4 8,0 8,9 8,2 8,4 9,2 103,4 в % к пред. году 332,0 67,1 46,2 110,9 92,2 103,0 110,0 Легкая млн. руб. 108,3 109,6 53,9 54,3 50,9 58,7 70,4 130,0 в % к пред. году 101,2 43,7 49,2 100,8 93,7 115,3 120,0 Пищевая млн. руб. 436,8 408,0 530,5 532,6 625,8 907,4 1361,1 255,6 в % к пред. году 104,0 93,4 130,0 100,4 117,5 145,0 150,0 Агропромышленный комплекс Площадь сельскохозяйственных угодий тыс. га 638,9 639,4 640,0 641,2 641,0 641,0 641,0 100,0 Валовая продукция сельского хозяйства млн. руб. 2845,6 2637,9 2664,3 2682,9 2924,4 3216,8 3570,6 133,1 в % к пред. году 103,0 92,7 101,0 100,7 109,0 110,0 111,0 из общего объема: крестьянские (фермерские) хозяйства млн. руб. 22,9 30,2 28,4 41,7 54,6 67,2 87,1 208,9 в % к пред. году 106,0 132,0 94,0 147,0 131,0 123,1 129,6 личные подсобные хозяйства населения млн. руб. 1900 1919 1976,6 2174,3 2283 2538 2802,9 128,9 в % к пред. году 125,0 101,0 103,0 110,0 105,0 111,2 110,4 Производство продукции перерабатывающей промышленности АПК Мясо, включая субпродукты 1 категории тонн 4600 3500 2639 2900 1757 3106 3600 124,1 Масло животное тонн 471 389 254 201 208,8 306 320 159,2 Сыры животные тонн 1257 1044 1053 1077 1094,0 1170 1200 111,4 Масло растительное тыс. тонн 4,8 2,6 1,1 1,8 2,4 2,3 3,0 166,6 Мука тыс. тонн 67,9 48,4 25,1 19,7 20,4 19 20 101,5 Макаронные изделия тонн 3389 3165 3225 4600 3700 5983 6000 130,4 Кондитерские изделия тыс. тонн 9,6 11,8 11,4 11,3 11,7 15,0 15,1 133,6 Хлеб и хлебобулочные изделия тыс. тонн 40,3 31,7 24,9 20,1 25,1 29,9 30,0 149,2 Майонез тонн 178 205 209 217 213 230 240 110,6 Консервы плодоовощные муб. 28,4 18,0 23,4 31,3 48,1 73,3 73,3 234,1 Крахмал тыс. тонн 8,2 7,4 4,3 6,9 7,2 9,1 9,1 131,8 Безалкогольные напитки тыс. дал. 174 107 86 502 332 680 700 139,4 Минеральная вода млн. полул. 6,3 7,0 60,4 54,1 81,2 200 200 369,6 Инвестиции* Объем инвестиций (основной капитал) млн. руб. 539,8 987,5 1085,8 1085,7 2618,5 2600 2600 122 за счет всех источников финансирования в % к пред. году 84 110 92 92,4 115 81,2 70 - всего Потребительский рынок млн. руб. 2536,8 2103,0 2147,2 2325,4 2511,4 2737,4 3011,1 129,5 Розничный товарооборот (во всех каналах в % к пред. году 87,4 82,9 102,1 108,3 108,0 109,0 110,0 реализации) Объем платных услуг населению млн. руб. 1122,6 968,8 847,7 918,9 975,0 1072,5 1190,5 129,6 в % к пред. году 86,4 86,3 87,5 108,4 106,1 110,0 111,0 Транспорт Объем перевозок грузов автомобильным млн. тонн 2,8 2,3 1,6 2,3 2,3 2,9 3,1 134,8 транспортом общего пользования Грузооборот автомобильного транспорта млн. т-км 31,9 27,8 23,0 32,6 34,4 32,5 43,2 132,5 общего пользования Пассажирооборот автомобильного транспорта млн. пасс.-км 1034,7 931,1 731,7 795,6 805,6 890,0 943,4 118,6 общего пользования Внешнеэкономическая деятельность Экспорт - всего млн. долл. США 31,6 19,9 19,2 11,4 8,0 8,1 9,6 84,2 в том числе по группам товаров: сырье, материалы, товары народного потребления млн. долл. США 25,9 15,6 169,0 9,6 7,6 7,6 8,9 92,7 машины и оборудование - 5,7 4,3 3,2 1,8 0,4 0,5 0,7 38,9 Импорт - всего млн. долл. США 44,9 50,6 25,8 14,0 80,3 16,7 18,6 132,9 в том числе по группам товаров: сырье, материалы, товары народного потребления - 28,8 21,7 12,1 8,8 8,4 9,1 10,1 114,8 машины и оборудование - 16,1 28,9 13,7 5,2 71,9 7,6 8,5 163,5 Финансы Налоговые поступления, всего млн. руб. 845,8 1110,0 1148,3 868,6 1129,0 1783,3 2128,5 245,0 в % к пред. году - 131,2 103,5 75,6 130,0 157,9 119,4 в том числе бюджет КБР млн. руб. 635,9 762,7 780,4 704,4 696,1 990,5 1367,5 194,1 в % к пред. году - 119,9 102,3 90,3 98,8 142,3 138,1 федеральный бюджет млн. руб. 209,9 347,3 367,9 164,2 432,9 792,8 761,0 463,5 в % к пред. году - 165,5 105,9 44,6 263,6 183,1 96,0 Доходы бюджета КБР млн. руб. 1355,2 1643,2 1994,3 1975,4 2053,3 2120,3 2432,4 123,1 в % к пред. году 41,4 121,3 121,4 99,0 103,9 103,3 114,7 в том числе: собственные доходы млн. руб. 715,5 794,3 897,1 805,5 859,6 1264,1 1712,6 212,6 в % к пред. году - 111,0 112,9 89,8 106,7 147,1 135,5 средства из федерального бюджета млн. руб. 639,7 848,9 1097,2 1169,9 1193,7 856,2 719,8 61,5 в % к пред. году - 132,7 129,2 106,6 102,0 71,7 84,1 Расходы бюджета КБР млн. руб. 1466,6 2004,0 2205,4 1930,4 2042,1 2312,2 2509,6 130,0 в % к пред. году 47,2 136,6 110,0 87,5 105,8 113,2 108,5 Дефицит (профицит) бюджета КБР млн. руб. -111,4 -367,3 -211,1 45,0 -11,2 -191,9 -77,2 Экология Капитальные вложения, предусматриваемые млн. руб. 6,1 4,8 7,0 6,3 6,0 6,0 6,1 96,8 на природоохранные мероприятия за счет всех источников финансирования Объем сброса загрязненных сточных вод млн. куб. м 62,29 59,21 59,16 57,15 58,0 68,5 72,0 126,0 Объем вредных веществ, выбрасываемы тыс. т 4,4 4,2 2,5 2,26 2,37 2,45 3,0 132,7 в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения Демография и рынок труда Численность населения - всего тыс. чел. 789,9 790,5 791,9 792,4 791,6 792,0 792,5 100,0 Трудовые ресурсы тыс. чел. 423,7 427,7 429,7 431,6 436,8 443,8 450,0 104,3 Численность занятых в экономике - всего тыс. чел. 258,0 256,2 248,9 243,8 237,2 241,8 261,0 107,0 в том числе: в материальном производстве тыс. чел. 170 166,3 157,9 153,3 146,0 149,6 165 107,6 в непроизводственной сфере тыс. чел. 88 89,8 91 90,5 91,2 92,2 96 106,1 Учащиеся (с отрывом от производства) тыс. чел. 28,6 30,4 34,9 37,0 38,0 39,0 42 113,5 Занятые в домашнем, личном подсобном хозяйстве тыс. чел. 90,4 88 91,1 90,8 92,6 94,0 95,0 104,6 Лица, не занятые трудовой деятельностью и учебой тыс. чел. 46,7 53,1 54,8 60,0 69,0 69,0 52,0 87 в том числе, имеющие статус безработного тыс. чел. 9,0 10,9 10,2 9,1 6,2 11,2 10 109,9 Численность работников - всего** тыс. чел. 236,7 226,4 218,4 203 197 199,3 203,8 100,4 в том числе: в материальном производстве тыс. чел. 152,7 141,8 132,7 113,6 106,2 108,3 112,8 99,3 в непроизводственной сфере тыс. чел. 84 84,6 85,7 89,4 90,8 91 91 101,8 Фонд заработной платы - всего млн. руб. 1365,5 1646,3 1657,7 1409,6 1160 1370 2048 145,3 в том числе: в материальном производстве млн. руб. 841,6 885,6 858,5 736,2 610 746 1166 158,4 в непроизводственной сфере млн. руб. 523,8 760,7 799,1 673,4 550 624 882 131 Среднемесячная заработная плата - всего руб. 480,7 606 632,6 579,0 491,0 572,0 837,4 144,6 в том числе: в материальной производстве руб. 459,3 520,4 539,1 540,1 478,7 574,0 861,4 159,5 в непроизводственной сфере руб. 519,7 749,3 777,1 627,7 504,8 571 807,7 128,7 Денежные доходы и расходы населения Денежные доходы населения млрд. руб. 5646,5 5431,9 5649,2 5259,4 5643,3 7449 8939 169,9 Денежные расходы и сбережения млрд. руб. 3974,7 3823,7 3976,6 3702,2 4030,9 5320,7 6385 172,5 Развитие отраслей социальной сферы Средняя обеспеченность населения общей кв. м на 15,4 15,7 16,0 16,5 16,7 16,9 17,0 103,0 площадью жилых домов человека Численность детей в учреждениях тыс. чел. 31,0 30,4 30,2 28,8 26,1 25,8 25,3 87,8 дошкольного образования Численность учащихся в учреждениях тыс. чел. 143,1 146,6 151,2 149,3 148,4 146,2 142,0 95,1 общего образования (на конец года) Обеспеченность: больничными койками коек на 10 тыс. 119,0 117,0 117,0 113 111 110 108 95,6 жителей амбулаторно-поликлиническими учреждениями посещений в 180,0 179,7 177,8 179 179 180,0 184,0 102,8 смену на 10 тыс. жителей дошкольными образовательными учреждениями мест на 1000 410 426 460 410 507 600 620 151,0 детей дошк. возраста учреждениями общего образования мест на 1000 769 775 781 790 790 835 860 108,9 учащихся * Объемы инвестиций показаны в текущих ценах каждого года темп роста - в сопоставимых ценах ** без занятых предпринимательской деятельностью +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ *** Приложение N 2 к Программе социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на период по 2001 год Перечень республиканских целевых программ Кабардино-Балкарской Республики по 2001 год +---------------------------------------------------------------------------------------------+ N | Наименование программы | Кем принята программа, номер п/п | | документа и дата утверждения +---------------------------------------------------------------------------------------------+ 1 Программа социально-экономического Постановление Парламента КБР развития КБР на период 1997-2001 гг. от 17 июня 1997 года N 159-П-П ----------------------------------------------------------------------------------------------- 2 Государственная программа языков Постановление Парламента КБР народов Кабардино-Балкарской Республики от 31 января 1996 г. N 139-П-СР ----------------------------------------------------------------------------------------------- 3 Республиканская целевая программа Постановление Парламента КБР "Создание автоматизированной системы ведения от 15 марта 1997 года N 50-П-П государственного земельного кадастра КБР" ----------------------------------------------------------------------------------------------- 4 Программа реформирования жилищно-коммунального Постановление Парламента КБР хозяйства КБР от 19 июля 1997 года N 245-П-П ----------------------------------------------------------------------------------------------- 5 Республиканская целевая программа "Общежитие" Постановление Парламента КБР от 31 января 1998 года N 25-П-П ----------------------------------------------------------------------------------------------- 6 Программа экономического (интеграционного) Постановление Парламента КБР взаимодействия республик Адыгея, от 4 апреля 1998 года N 128-П-П Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия на период до 2000 года ----------------------------------------------------------------------------------------------- 7 Государственная целевая программа "Развитие Постановление Парламента КБР виноградарства и виноделия в КБР на от 11 февраля 1999 года N 70-П-П 1999-2004 гг." ----------------------------------------------------------------------------------------------- 8 Государственная целевая программа Постановление Парламента КБР "Обеспечение населения Кабардино-Балкарской от 11 февраля 1999 года N 69-П-П Республики питьевой водой" ----------------------------------------------------------------------------------------------- 9 Республиканская целевая программа Постановление Парламента КБР "Энергосбережение Кабардино-Балкарии" от 3 июня 1999 года N 113-П-П (1999-2005 гг.) ----------------------------------------------------------------------------------------------- 10 Государственная программа приватизации Продлена Законом КБР от 28 государственного имущества в апреля 2000 года N 19-РЗ Кабардино-Балкарской Республике ----------------------------------------------------------------------------------------------- 11 Программа создания электроэнергетической Постановление Кабинета базы КБР на период до 2010 года Министров (Правительства) КБР от 28 декабря 1993 года N 307 ----------------------------------------------------------------------------------------------- 12 Программа развития нефтедобывающей и Постановление Кабинета нефтеперерабатывающей промышленности КБР Министров (Правительства) КБР от 20 июня 1995 года N 170. ----------------------------------------------------------------------------------------------- 13 Развитие сети автомобильных дорог в Постановление Кабинета КБР на 1994-2005 гг. Министров (Правительства) КБР от 24 ноября 1994 года N 284 ----------------------------------------------------------------------------------------------- 14 Программа "Повышение безопасности Постановление Правительства дорожного движения в КБР на 1997-2000 гг." КБР от 15 ноября 1997 года N 429 ----------------------------------------------------------------------------------------------- 15 Программа "Развитие транспортно-дорожного Постановление Правительства комплекса КБР на 1998-2001 гг." КБР от 27 июня 1998 года N 299 ----------------------------------------------------------------------------------------------- 16 Программа создания наложенной цифровой Постановление Кабинета телефонной сети в КБР на 1995-2005 годы Министров (Правительства) КБР от 26 января 1995 года N 11 ----------------------------------------------------------------------------------------------- 17 Программа развития электросвязи в Постановление Кабинета КБР в рамках Президентской программы Министров (Правительства) КБР "Российский народный телефон" от 17 августа 1995 года N 191. ----------------------------------------------------------------------------------------------- 18 Концепция стабилизации и программа Постановление Кабинета комплексного развития АПК КБР на Министров (Правительства) КБР 1995-2000 гг. от 22 июня 1995 года N 136 ----------------------------------------------------------------------------------------------- 19 Республиканская целевая программа Постановление Кабинета "Развитие производства минеральных вод Министров (Правительства) КБР Кабардино-Балкарии" от 17 февраля 1996 года N 54 ----------------------------------------------------------------------------------------------- 20 План мероприятий по лесовосстановлению Постановление Правительства и защитному лесоразведению в КБР на КБР от 26 сентября 1998 года N 485 1999-2001 гг." ----------------------------------------------------------------------------------------------- 21 Государственная целевая программа Постановление Кабинета "Жилье-2000" Министров (Правительства) КБР от 24 августа 1996 года N 234 ----------------------------------------------------------------------------------------------- 22 Программа газификации КБР на Постановление Кабинета 1996-2000 гг. Министров (Правительства) КБР от 28 сентября 1996 года N 283 ----------------------------------------------------------------------------------------------- 23 Концепция развития здравоохранения Постановление Кабинета в Кабардино-Балкарской Республике Министров (Правительства) КБР от 28 сентября 1996 года N 281 ----------------------------------------------------------------------------------------------- 24 Целевая программа Постановление Кабинета "Вакцинопрофилактика" на 1996-2000 гг. Министров (Правительства) КБР от 28 сентября 1996 года N 282 ----------------------------------------------------------------------------------------------- 25 Республиканская целевая программа Постановление Правительства компьютеризации школ КБР от 17 февраля 1998 года N 56 Кабардино-Балкарской Республики на период 1998-2000 гг. ----------------------------------------------------------------------------------------------- 26 Программа развития образования в КБР на Постановление Правительства 1997-2001 гг. КБР от 19 сентября 1998 года N 462 ----------------------------------------------------------------------------------------------- 27 Программа реформирования Постановление Правительства библиотечного дела в Кабардино-Балкарской КБР от 8 ноября 1997 года N 414 Республике на период до 2005 г. ----------------------------------------------------------------------------------------------- 28 Программа развития клубных учреждений Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики на период КБР от 15 ноября 1997 года N 427 до 2001 г. ----------------------------------------------------------------------------------------------- 29 Республиканская программа улучшения Постановление Правительства условий и охраны труда на 1998-2000 гг. КБР от 7 февраля 1998 года N 34 ----------------------------------------------------------------------------------------------- 30 Республиканская программа создания Постановление Правительства и сохранения рабочих мест на 1998-2000 гг. КБР от 18 апреля 1998 года N 153 ----------------------------------------------------------------------------------------------- 31 Республиканская целевая программа Постановление Правительства содействия развитию персонала на КБР от 18 апреля 1998 года N 152 производстве на 1998-2000 гг. и до 2005 года ----------------------------------------------------------------------------------------------- 32 Программа содействия занятости Постановление Правительства населения КБР на 1998-2000 гг. КБР от 21 мая 1998 года N 102 ----------------------------------------------------------------------------------------------- 33 Республиканская целевая программа Постановление Правительства "Молодежь Кабардино-Балкарии" КБР от 13 июня 1998 года N 272 (1998-2000 гг.). ----------------------------------------------------------------------------------------------- 34 Сохранение, возрождение и развитие Постановление Правительства народных художественных промыслов КБР от 28 ноября 1998 года N 611 и ремесел Кабардино-Балкарии на период до 2005 г. ----------------------------------------------------------------------------------------------- 35 Республиканская программа "Дети Постановление Правительства Кабардино-Балкарии" КБР от 6 февраля 1999 года N 49 ----------------------------------------------------------------------------------------------- 36 Республиканская программа "Дети XXI века" Постановление Правительства КБР от 22 января 2000 года N 13 ----------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|