Расширенный поиск
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 16.12.2000 № 532КЪЭБЭРДЕЙ-БАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКЭМ И ПРАВИТЕЛЬСТВЭ КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОСУ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНЭ N 532 БЕГИМ N 532 ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 532 16 декабря 2000 г. Налшык къ. Нальчик ш. г. Нальчик О Концепции управления государственным имуществом в КБР Правительство Кабардино-Балкарской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемые Концепцию управления государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике и План основных мероприятий по ее реализации на 2000-2001 год. 2. Министерству государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики, отраслевым министерствам и ведомствам Кабардино-Балкарской Республики организовать работу по реализации Концепции управления государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике. 3. Министерству государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики (Ю.Ф. Беднев) ежегодно в срок до 1 февраля информировать Правительство Кабардино-Балкарской Республики о ходе выполнения Концепции, вносить в нее необходимые уточнения, формировать и вносить на рассмотрение Правительства Кабардино-Балкарской Республики ежегодный план ее реализации. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой. Первый заместитель Председателя Правительств Кабардино-Балкарской Республики Ю. Альтудов *** Утверждена постановлением Правительства КБР от 16 декабря 2000 г. N 532 Концепция управления Государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике Введение К началу процесса приватизации (1992 г.) основные фонды хозяйственного комплекса республики составляли 5,5 млрд. рублей и характеризовались: - неравномерностью распределения основных фондов в разрезе районов и городов республики; - обеспеченностью в расчете на одного жителя республики основными фондами в среднем 4,0 тыс. руб., тогда как в целом по России - 10 тыс. руб. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в республике, проводимая по определенной Законом КБР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в КБР" и Программами приватизации, стратегии, обеспечила "мягкий" переход формирования социально-ориентированной многоукладной экономики с учетом интересов населения республики. Тактика приватизации в КБР, в отличие от российской модели, носила сдерживающий характер, что позволило сохранить достаточно сильное влияние органов исполнительной власти на хозяйственную деятельность вновь созданных акционерных обществ посредством закрепления за государством контрольных пакетов акций и введения специального права государства на участие в управлении - "Золотой акции". Кроме того, она предусматривала предоставление дополнительных льгот трудовым коллективам, а также дополнительные ограничения на приватизацию в ряде отраслей. В результате проведенной приватизации, с учетом особенностей экономики КБР, сформировалась структура собственности в следующем соотношении: - 64,9% - государственная собственность, из которых: 20,6% - федеральная, 44,3% - республиканская (включая муниципальную); - 35,1% - частная, смешанная, общественная, из которых: 23,9% - смешанная, 10,8% - частная, 0,3% - собственность общественных организаций. Политика, проводимая республикой при приватизации государственной и муниципальной собственности, позволила: - сохранить государственное регулирование в стратегических областях народного хозяйства республики; - расширить перечень отраслей экономики, характеризующих социальную сферу республики, приватизация которых была запрещена: наука, образование, культура, здравоохранение, жилищно-коммунального хозяйства, рекреационный комплекс и др. объекты; - сохранить стабильность общественно-политической обстановки при реформировании народнохозяйственного комплекса республики. В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики. В настоящее время в республике насчитывается 263 государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Республика является участником (акционером) в 142 акционерных обществах. Кроме того, в отношении 16 обществ используется специальное право на участие республики в их управлении ("Золотая акция"). При этом в зависимости от степени участия государства в уставных капиталах акционерные общества можно классифицировать следующим образом: - контрольный пакет акций находится в собственности республики - 59,5% обществ; - блокирующий пакет акций находится в собственности республики - 31,7% обществ; - менее 25% акций находится в собственности республики - 8,7% обществ. Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью. Концепция управления государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее по тексту - Концепция) содержит четыре раздела. В первом разделе рассматриваются цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления государственным имуществом. Во втором разделе рассмотрены вопросы осуществления государственной политики в сфере приватизации государственного имущества, включая систему взаимосвязанных целей, задач, принципов и мер в области приватизации государственного имущества, направленных на создание благоприятной экономической среды и повышение эффективности работы отечественных производителей товаров и услуг. В третьем разделе рассматриваются вопросы государственной политики в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций. В четвертом разделе рассмотрены вопросы развития рынка корпоративных ценных бумаг, включая основные цели, задачи и принципы в сфере развития фондового рынка в республике. Общие положения 1. Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере управления государственным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за республиканскими государственными унитарными предприятиями (далее именуются - унитарные предприятия), государственными учреждениями (далее именуются - учреждения), а также имущественных прав Кабардино-Балкарской Республики, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях. Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции земля, природные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты. 2. Приоритетными направлениями в осуществлении управления государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике являются: привлечение инвестиций; сохранение государственного контроля на отдельные стратегические виды производства, обеспечивающие экономические интересы республики; осуществление протекционизма по отношению к местным товаропроизводителям; производственное, технологическое и социальное развитие приватизированных предприятий; обеспечение поступлений в республиканский бюджет средств от управления государственным имуществом и приватизации; уменьшение бюджетных расходов на управление экономикой и поддержку нерентабельных предприятий без нанесения ущерба экономическим интересам республики, повышение эффективности управления государственной собственностью; совершенствование системы управления имуществом, находящимся в общей долевой собственности с негосударственными структурами, в том числе профсоюзами и потребительской кооперации; развитие фондового рынка и рынка недвижимости; государственная защита прав и интересов собственников; оказание поддержки малому предпринимательству; проведение реструктуризации предприятий с учетом необходимости сохранения единства технологического процесса. 3. Решения, органов местного самоуправления по вопросам управления муниципальным имуществом принимаются на основе законодательства Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, включая ограничения и принципы, определенные настоящей Концепцией. I. Управление государственным имуществом 1. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом Государственная политика, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели: увеличение доходов республиканского бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью; оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста; вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления; использование государственного имущества в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики; повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем реструктуризации и структурных преобразований, в том числе путем создания холдинговых компаний. Для реализации указанных целей необходимо решить следующие задачи: полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них; повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления; создание территориальных экономических автономий - зон экономического развития - как средства трансформации отношений собственности; классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления; оптимизация количества объектов управления и переход к по объектному управлению; обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций; обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих (руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании). Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для всех республиканских органов исполнительной власти. В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом: использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления; эффективность управления, которая заключается в достижении цели управления ценой максимальной экономии ресурсов; профессионализм управления. 2. Управление унитарными предприятиями и учреждениями 2.1. Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями заключаются в: а) повышении эффективности деятельности унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества; б) оптимизации количества унитарных предприятий и учреждений; в) создании системы экономического мониторинга и ужесточении контроля за деятельностью унитарных предприятий и учреждений; г) погашении унитарными предприятиями и учреждениями кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам и по заработной плате, и, как следствие, - в увеличении поступлений в республиканский бюджет от использования государственного имущества, закрепленного за унитарными предприятиями; д) снижении расходов республиканского бюджета на содержание унитарных предприятий и учреждений. 2.2. Механизм управления унитарными предприятиями и учреждениями Достижение поставленных целей и решение задач управления унитарными предприятиями и учреждениями связаны как о построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и с непосредственным управлением государственными органами соответствующим государственным имуществом. Для этого могут приниматься решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям государства, приватизации государственного имущества, согласовании предложений по распоряжению государственным имуществом, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, а также иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством. Реализация системы управления предполагает: а) определение круга и количества унитарных предприятий, необходимых для выполнения государственных функций. Для оптимизации количества унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы. Необходимо провести оценку деятельности всех унитарных предприятий исходя из того, что использование указанной организационно - правовой формы обосновано исключительно в следующих случаях: использование имущества, приватизация которого запрещена; осуществление деятельности, направленной на решение социальных задач; разработка и изготовление отдельных видов продукции, находящихся в сфере экономических интересов Кабардино-Балкарской Республики; осуществление отдельных дотируемых видов деятельности, ведение убыточных производств; осуществление деятельности, направленной на организацию и проведение закупочных и товарных интервенций с целью обеспечения продовольственной безопасности республики. В случае принятия решений о несоответствии деятельности унитарных предприятий и учреждений определенным задачам осуществляется: преобразование унитарных предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом, в том числе с использованием механизма аренды имущества с правом его последующего выкупа; реструктуризация унитарных предприятий; передача унитарных предприятий и учреждений в муниципальную собственность; ликвидация унитарных предприятий и учреждений; б) проведение отраслевыми органами исполнительной власти аттестации руководителей унитарных предприятий с использованием современных методов оценки качества менеджмента. При этом в состав аттестационных комиссий в обязательном порядке включаются с правом решающего голоса представители муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики, на территории которых находятся соответствующие унитарные предприятия; в) установление отраслевыми органами исполнительной власти по согласованию с Мингосимуществом КБР порядка принятия решений о применении мер ответственности к руководителям предприятий (вплоть до расторжения контракта) за несоответствие результатов деятельности предприятий утвержденным в установленном порядке основным экономическим показателям; г) утверждение государственным органом цели деятельности унитарного предприятия (учреждения), программы (плана, бизнес - плана) его деятельности, конкретизирующей способ достижения цели, что является основой взаимодействия между государством и руководителем. Невыполнение такой программы (плана, бизнес - плана) является основанием для привлечения к ответственности руководителя; д) установление порядка отчетности руководителей унитарных предприятий и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес-плана), который предусматривает требования к форме, полноте отчетов, порядку их рассмотрения и утверждения. Непредставление отчетов влечет те же последствия, что и непредставление программы (плана, бизнес - плана); е) установление порядка принятия управленческих решений при недостижении цели государства, невыполнении программы (плана, бизнес - плана). При обосновании невозможности достижения цели, выполнения программы (плана, бизнес - плана) могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации унитарного предприятия или учреждения, о приватизации государственного имущества, об изменении программы (плана, бизнес - плана). В противном случае отраслевыми республиканскими органами исполнительной власти применяются меры ответственности к руководителям унитарных предприятий и учреждений. ж) ужесточение контроля за деятельностью руководителей унитарных предприятий и учреждений и самих унитарных предприятий и учреждений, для чего необходимо: установить порядок утверждения уставов унитарных предприятий и учреждений, а также заключения контрактов с их руководителями отраслевыми республиканскими органами исполнительной власти по согласованию с Мингосимуществом КБР; осуществлять учет уставов унитарных предприятий и учреждений, а также контрактов с руководителями предприятий в Мингосимуществе КБР в рамках ведения реестра республиканского имущества; провести проверки учредительных документов унитарных предприятий и привести их в соответствие примерным уставом и действующим законодательством; привести организационно - правовую форму всех унитарных предприятий и учреждений в соответствие с требованиями законодательства; привести контракты с руководителями унитарных предприятий в соответствие с примерным контрактом; отраслевым республиканским министерствам и ведомствам устанавливать по согласованию с Минэкономики КБР основные экономические и иные качественные показатели работы унитарных предприятий и учреждений, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности; проводить периодический анализ финансово - хозяйственной деятельности унитарных предприятий и учреждений, достигнутых ими основных экономических показателей по результатам отчетов и данным проверок контролирующих органов; отраслевым республиканским органам исполнительной власти проводить обязательные ежегодные аудиторские проверки унитарных предприятий с привлечением уполномоченных аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, отобранных на конкурсной основе. з) установление принципов определения части прибыли унитарного предприятия, подлежащей перечислению в республиканский бюджет в виде дохода собственника от использования имущества, и порядка такого перечисления. 3. Управление акциями, долями Кабардино-Балкарской Республики в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ 3.1. Цели управления акциями (долями) Целями управления акциями (долями) являются: увеличение неналоговых доходов республиканского бюджета; стимулирование развития производства, улучшение финансово - экономических показателей деятельности хозяйственных товариществ и обществ, привлечение инвестиций; оптимизация управленческих затрат (сокращение количества хозяйственных товариществ и обществ, в уставном капитале которых имеется доля государства, сокращение расходов, связанных с управлением); обеспечение выполнения хозяйственными товариществами и обществами общегосударственных функций (социальные программы, регулирование естественных монополий), а также достижения иных целей, определенных в соответствии с настоящей Концепцией; осуществление институциональных преобразований в экономике (реструктуризация предприятий, отраслей, создание вертикально интегрированных структур) 3.2. Механизм управления акциями (долям) Принципы и подходы к управлению акциями (долями), принадлежащими Кабардино-Балкарской Республике, аналогичны механизму, описанному в настоящей Концепции применительно к унитарным предприятиям и учреждениям. Наряду с построением взаимоотношений с управляющими необходима реализация системы управления государственным имуществом, заключающейся в непосредственном принятии государственными органами решений о распоряжении акциями и имущественными правами, принятии решений об участии в хозяйственных товариществах и обществах. Применительно к каждому случаю участия государства в хозяйственных товариществах и обществах должна быть определена и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве управляющих. Утвержденные государственным органом предложения (программы деятельности управляющего) становятся неотъемлемой частью договора, заключаемого с управляющим и предусматривающего порядок отчетности, требования к отчетности, формы контроля, ответственность управляющего. Необходимо определить: области эффективного использования механизма передачи полномочий исполнительных органов обществ профессиональным управляющим организациям - управляющим компаниям; пределы полномочий управляющих в зависимости от категории управляющих и характера объекта управления, порядок взаимодействия управляющих и государственных органов при принятии последними решений, выходящих за пределы полномочий управляющего; порядок получения информации о деятельности управляющих и состоянии дел соответствующих хозяйственных товариществ и обществ, ведения соответствующих баз данных, обработки информации; форму отчетов. Цели и задачи управления акциями (долями), находящимися в государственной собственности, предполагают осуществление следующих мероприятий: 1) классификация хозяйственных товариществ и обществ по количественным и качественным показателям. Целью классификации является определение основных групп, находящихся в государственной собственности акций, долей Кабардино-Балкарской Республики, по отношению к которым необходимо применять различные механизмы управления. 2) полная инвентаризации дочерних хозяйственных товариществ и обществ, учрежденных хозяйствующими субъектами, у которых в уставном капитале имеются акции (доли), принадлежащие Кабардино-Балкарской Республике. Хозяйственные товарищества и общества классифицируются: а) в зависимости от степени ликвидности акций, в том числе: реализуемых с быстрым значительным поступлением средств в бюджет; продажа которых не принесет значительных поступлений в бюджет; реализация которых в порядке, предусмотренном действующими законодательством, невозможна или экономически нецелесообразна; б) в зависимости от отраслевой принадлежности организаций; в) в зависимости от целей, которые преследует государство в деятельности хозяйственных товариществ и обществ, в том числе имеющих стратегическое значение для обеспечения определенных государственных задач, включенных в социальные программы, реализующих перспективные проекты, являющихся естественными монополиями; г) в зависимости от возможности влияния на деятельность хозяйственных товариществ и обществ, обусловленной количеством акций, размером долей (количеством голосов в органах управления организацией); д) в зависимости от финансового состояния организации, в которой участвует государство имеющие стабильное финансовое состояние с риском банкротства (имеется просроченная более 3 месяцев задолженность, имеется задолженность перед бюджетами различного уровня и внебюджетными фондами или по заработной плате), в отношении которых возбуждено дело о банкротстве; е) в зависимости от численности работников и величины основных фондов организации. 3) осуществление общегосударственных функций при управлении акциями, закрепленными в государственной собственности, в том числе: координация работы министерств и ведомств в процессе управления пакетами акций Мингосимуществом КБР; установление порядка и проведение аттестации специалистов в области управления хозяйственными товариществами и обществами; назначение представителей государства в органы управления организаций, акции (доли) которых находятся в государственной собственности, из числа специалистов отраслевых республиканских органов исполнительной власти, Мингосимущества КБР, а также муниципальных органов исполнительной власти, на территории которых находятся открытые акционерные общества; назначение представителей государства в органы управления дочерних хозяйственных обществ, учрежденных организациями, у которых в уставном капитале есть акции (доли), находящиеся в государственной собственности; выдача Мингосимуществом КБР письменных указаний для голосования представителям государства в органах управления организаций, акции (доли) которых находятся в государственной собственности, по согласованию с отраслевыми министерствами и ведомствами; направление в Мингосимущество КБР 10 процентов начисленных дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности, на финансирование расходов, связанных с управлением акциями; уточнение порядка использования пакетов акций (долей участия) в качестве гарантий от имени Кабардино-Балкарской Республики с отнесением этих гарантий на государственный долг, обеспеченный имуществом, а не доходами республиканского бюджета; консолидация пакетов акций акционерных обществ, осуществляющих однородную деятельность или деятельность по достижению аналогичных целей; приобретение акций акционерных обществ для усиления государственного участия в этих обществах, если это необходимо для выполнения общегосударственных задач путем погашения задолженности общества перед республиканским бюджетом; установление механизма сохранения размера пакета акций (доли участия государства в уставном капитале) при осуществлении дополнительных эмиссий; замена закрепленного в государственной собственности пакета акций на специальное право ("золотую акцию"); принятие мер по пересмотру уставов хозяйственных товариществ и обществ для обеспечения интересов государства. 4) привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и поддержка местных товаропроизводителей, в том числе: использование акций, находящихся в государственной собственности, в качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию целевых проектов; использование акций для привлечения инвестиций в вертикально интегрированные структуры (в качестве обеспечения выступают акции, внесенные в уставный капитал интегрированной структуры); привлечение эффективного собственника, приобретающего акции в процессе приватизации с условием инвестирования в предприятие; повышение инвестиционной привлекательности предприятий для инвесторов за счет сокращения доли участия государства в уставном капитале; приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и последующая продажа или передача в доверительное управление этих акций; 5) оптимизация управленческих затрат, в том числе: сокращение количества и размеров находящихся в государственной собственности пакетов акций до уровня, позволяющего государству реализовать регулирующую и контролирующую функции; внесение в уставный капитал компании, создаваемой по типу "портфельных фондов", мелких пакетов акций, решение о продаже которых было принято, но продажа не состоялась, и пакетов акций, продажа которых не принесет значительных поступлений в бюджет; продажа мелких пакетов акций в случае невозможности реализации их на аукционе работникам или самому акционерному обществу по рыночной стоимости, определяемой в соответствии с Федеральными законами "Об акционерных обществах" и "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; 6) осуществление институциональных преобразований в экономике, которые должны быть направлены на постепенное вытеснение неэффективных собственников за счет механизма купли - продажи акций, на формирование вертикально интегрированных структур. Предлагается содействовать принятию решений о реорганизации или банкротстве организаций имеющих значительную задолженность перед республиканским бюджетом, по инициативе собственников, с тем чтобы капитализировать задолженность в ликвидные акции вновь образованных в результате реорганизации "чистых" эффективных компаний. В отношении акционерных обществ, имеющих громоздкую структуру, используемую для производства разных видов продукции, должна осуществляться реструктуризация с выделением имущественного комплекса, необходимого государству для решения общегосударственных задач, с созданием на базе этого имущественного комплекса 100-процентного государственного акционерного общества и продажей остального имущества для развития нового производства либо проводиться диверсификация производства, обеспечивающая повышение эффективности функционирования указанного общества. Помимо этого целесообразно осуществлять приобретение и последующую продажу акций за счет внесения земельных участков в уставный капитал акционерных обществ. 4. Управление недвижимостью 4.1. Цели и задачи управления объектами недвижимости Совершенствование системы управления недвижимостью должно обеспечить достижение следующих целей: максимально возможное повышение доходности объектов недвижимости; наиболее эффективное выполнение государством своих социальных функций в процессе использования объектов недвижимости; стимулирование за счет недвижимости развития реального сектора экономики, обеспечение максимально простого и удобного доступа предпринимателей к объектам недвижимости; вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства. Для достижения указанных целей необходимо: а) сформировать полный реестр государственной недвижимости (баланс недвижимости), содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающий объекты незавершенного строительства; б) четко разграничить и скоординировать полномочия всех государственных органов власти, участвующих в процессе управления недвижимостью; в) сформировать объекты управления, исключив возможность распоряжения одной частью объекта без другой в случаях, когда они составляют единое целое (земельные участки и расположенные на них здания и сооружения); г) обеспечить безусловное применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости; д) создать условия для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения недвижимости в гражданский оборот, в том числе путем предоставления на максимально льготных условиях инвесторам объектов незавершенного строительства; е) установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; ж) выявить и изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество государственных учреждений. 4.2. Механизм управления объектами недвижимости Основным объектом управления становится комплексный объект, состоящий из земельного участка (или его доли) и всех связанных с ним зданий, сооружений (или их частей). Первым шагом должна стать сплошная инвентаризация объектов недвижимости, результатом которой станет получение информации, позволяющей оперативно провести рыночную оценку объектов недвижимости на основе учета их основных характеристик и использования методов статистической обработки информации о рыночных стоимостных характеристиках реальных объектов недвижимости. С учетом данных реестра государственной собственности государство должно регистрировать свои права на проинвентаризированные и оцененные объекты недвижимости. Следующим шагом должна стать выработка единых правил и процедур принятия решения по распоряжению объектами недвижимости. Они должны основываться на следующих принципах: безусловный приоритет возмездного вида пользования с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе; использование высокодоходной недвижимости в коммерческих целях; сокращение льгот при использовании объектов недвижимости; прозрачность действий по предоставлению в пользование объектов недвижимого имущества. При наличии двух и более заявителей необходимо предоставлять в пользование объекты путем проведения аукциона (конкурса); упрощение процедуры оформления прав пользования объектами недвижимого имущества и сокращение ее сроков. Арендаторам, выполняющим все условия договора, заключенного в установленном порядке, может разрешаться субаренда по согласованию с Мингосимуществом КБР; продажа объектов незавершенного строительства на инвестиционных условиях исходя из их рыночной стоимости. Объекты, не имеющие рыночной стоимости, могут предоставляться инвесторам в безвозмездное пользование под соответствующие государственным интересам инвестиционные проекты; создание на базе объектов незавершенного строительства совместных с инвестором предприятий зачетом в качестве государственной доли в уставном капитале произведенных ранее затрат. II. Приватизация государственного имущества 1. Цели, задачи и принципы государственной политики приватизации Целью государственной политики в области приватизации в соответствии с настоящей Концепцией является кардинальное повышение эффективности функционирования отдельных предприятий и хозяйственного комплекса республики в целом. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе экономики; вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизация структуры государственной собственности, включая структуру участия государства в хозяйственных товариществах и обществах, уменьшение расходов республиканского бюджета на управление государственным имуществом; привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятий, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и безусловно их выполнять; создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, расширение производства и создание новых рабочих мест; обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества; существенное повышение качества менеджмента и эффективности управления за счет усиления ответственности собственников приватизированных предприятий и заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности; рациональное пополнение доходной части бюджета; усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества; Настоящая Концепция основывается на следующих основных принципах в области приватизации: а) решение о целесообразности приватизации государственного имущества разрабатывает Мингосимущество КБР совместно с заинтересованными органами исполнительной власти с позиций повышений эффективности его использования. Окончательное решение о приватизации каждого предприятия, производящего продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для экономики республики, принимает Правительство КБР на основе Программы приватизации государственного имущества. В необходимых случаях государство должно сохранять свое участив в управлении предприятиями путем закрепления контрольных или блокирующих пакетов акций либо путем использования специального права ("золотой акции"); б) способ приватизации каждого объекта государственной собственности определяется Мингосимуществом КБР с учетом действующего законодательства РФ и КБР Программы приватизации государственного имущества на основании анализа предложений независимых оценщиков, аудиторов, финансовых и юридических консультантов. 2. Основные меры по реализации государственной политики приватизации Основными мерами, призванными обеспечить достижение цели государственной политики в области приватизации, должны стать: 1) дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от степени их ликвидности. Высоколиквидные предприятия приватизируются исходя из необходимости соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на развитие предприятий, и размером средств, поступающих в государственный бюджет от продажи предприятий, с учетом их реальной стоимостной оценки. Приватизация низколиквидных предприятий осуществляется в основном путем привлечения эффективных собственников, подтвердивших свою готовность и умение осуществлять реальные инвестиции и в полном объеме выполнять инвестиционные и социальные обязательства перед предприятием и государством (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач). Продажа ниэколиквидных предприятий таким собственникам может осуществляться по минимальной цене при условии тщательного анализа представленного бизнес - плана и реализации мер контроля за системой показателей деятельности приватизированного предприятия. 2) расширение инструментария приватизации: а) выпуск производных ценных бумаг, обеспеченных государственным имуществом; б) купля - продажа акций в целях оптимизации участия государства в хозяйственных товариществах и обществах; в) продажа государственного имущества по результатам прямых переговоров с инвесторами, в том числе в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся. Цена этого имущества при проведении прямой продажи должна быть определена исходя из рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком; г) продажа государственного имущества с рассрочкой оплаты под гарантии банков; д) передача предприятия его работникам в аренду с правом выкупа. 3) принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения приватизационных договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства. 4) ориентация на интересы потенциальных инвесторов при безусловном непротиворечии этих интересов экономическим интересам республики. Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой государственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, повышения эффективности функционирования всего хозяйственного комплекса республики; 5) усиление социальной направленности приватизации. Способы, методы и инструментарий приватизации должны обеспечивать равные права и возможности для всех слоев общества, включая социально не защищенные слои населения. При принятии решений о приватизации государственного имущества необходимо учитывать социальные последствия приватизации, включая вопросы социального развития приватизируемых предприятий, охраны окружающей среды и здоровья граждан. Необходимо шире практиковать приватизацию государственного имущества путем проведения коммерческих конкурсов с социальными условиями. 3. Методы реализации государственной политики в области приватизации Методы реализации государственной политики в области приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида государственного имущества. В отношении унитарных предприятий необходимо: а) определить их оптимальное количество, осуществить преобразование в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм; б) установить соответствующее распределение средств между бюджетом и унитарным предприятием при продаже государственного имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения; в) провести в сжатые сроки приватизацию объектов незавершенного строительства, зданий и сооружений, не используемых для государственных нужд, преимущественно в целях создания новых производств, а также изъять неиспользуемое оборудование. Продажа указанных объектов осуществляется по минимальной цене при условии принятия новым собственником обязательств в соответствии с разрабатываемой системой контролируемых показателей; г) определить целесообразность создания вертикально интегрированных структур, в том числе использующих государственное имущество на основе доверительного управления. При принятии приватизационных решений необходимо учитывать сроки и способы приватизации, соотношение между инвестиционной и бюджетной составляющими, пополнение бюджета и перспективное развитие приватизируемого предприятия. В отношении пакетов акций, находящихся в государственной собственности, необходимо: проводить приватизацию высоколиквидных пакетов акций с ориентацией на значительные поступления средств в бюджет, привлекая в обязательном порядке финансовых консультантов, вознаграждение которых должно зависеть от величины полученных при приватизации средств; приватизацию низколиквидных пакетов акций осуществлять путем их продажи по минимальной цене при условиях принятия новым собственником инвестиционных и (или) социальных обязательств (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач и др.) и проведения предварительного независимого анализа бизнес - плана претендента; проводить в целях повышения эффективности продажи акций, находящихся в государственной собственности, маркетинговые исследования для выявления потенциального спроса на них. Размеры пакетов акций, способы и сроки их приватизации определяются с ориентацией на интересы потенциальных инвесторов при безусловном не противоречии их экономическим интересам республики; в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся - проведение прямой продажи акций по результатам переговоров с инвестором. При этом цена объекта должна быть не ниже его стартовой цены на несостоявшемся аукционе; осуществлять выпуски ценных бумаг, обеспечивающих их владельцам отсроченное право на приобретение акций, находящихся в государственной собственности. В случае если в государственной собственности находятся пакеты акций размером менее 25 процентов от уставного капитала, предусматриваются следующие меры: внесение акций в уставный капитал другого акционерного общества по рыночной стоимости; увеличение государственного пакета акций до уровня не ниже блокирующего за счет внесения по рыночной стоимости государственного имущества в уставный капитал общества или приобретения акций этого общества на вторичном рынке с последующей продажей пакета акций стратегическому инвестору; передача государственного пакета акций эмитенту в счет бюджетного финансирования, обуславливая это погашением и в дальнейшем отсутствием задолженности по заработной плате, по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и по другим параметрам; продажа государственного пакета акций по льготной цене работникам предприятий, в том числе в процессе создания акционерных обществ работников (народных предприятий). В отношении земли и объектов недвижимости необходимо: осуществить законодательное урегулирование вопросов создания единых имущественных комплексов, состоящих из земельного участка и расположенных на нем зданий, сооружений и элементов производственной инфраструктуры; обеспечить организационные условия для приватизации объектов недвижимости, включая предприятия, вместе с земельными участками, а также возможность внесения земельных участков в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ при приватизации. Результатом этого должно стать повышение курсовой стоимости акций предприятий и, как следствие, возможность привлечения инвестиций в целях перспективного развития предприятий; провести там, где это целесообразно, приватизацию излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества унитарных предприятий и учреждений. 4. Государственный контроль за ходом проведения приватизации Целью государственного контроля за ходом проведения приватизации является уменьшение рисков в отношении использования государственного имущества, безусловная реализация новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированное получение средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки. Предусматривается проведение государственного контроля на всех этапах приватизации: а) при подготовке государственного имущества к приватизации; б) при непосредственной реализации приватизационных процедур; в) при выполнении новым собственником взятых обязательств. Государственный контроль на этапе подготовки государственного имущества к приватизации должен включать в себя: контроль конкурсной процедуры выбора финансовых консультантов и оценщиков государственного имущества; поэтапный контроль за действиями финансовых консультантов и оценщиков государственного имущества при выполнении ими процедур, связанных с приватизацией государственного имущества; контроль за обоснованностью выбора параметров, определяющих решения о приватизации государственного имущества (размер отчуждаемых пакетов акций, способы и сроки приватизации, цена приватизируемого имущества), контроль за обязательным учетом потенциального спроса на приватизируемое имущество. Государственный контроль на этапе непосредственной реализации приватизационных процедур должен предусматривать: анализ претендентов на право участия в аукционах и коммерческих конкурсах по продаже государственного имущества (деловая репутация, продолжительность деятельности, сведения об источниках средств, используемых при оплате); анализ бизнес - планов по выполнению инвестиционных или социальных обязательств, принимаемых новыми собственниками по условиям коммерческих конкурсов (возможность реализации принимаемых обязательств в установленные сроки, достаточность собственных средств для их реализации, обеспеченность бизнес - планов необходимыми ресурсами); соблюдение антимонопольного законодательства. Государственный контроль на этапе выполнения новым собственником взятых на себя обязательств должен включать в себя: разработку системы показателей постприватизационного развития предприятий с учетом отраслевых особенностей, специфики производимой продукции и других факторов; контроль за обязательным соблюдением системы показателей постприватизационного развития предприятий. 5. Информационная поддержка процесса приватизации Ключевыми задачами информационного обеспечения процесса приватизации являются повышение уровня полноты и достоверности информации о приватизируемом государственном имуществе в целях достижения прозрачности происходящих процессов, а также создания условий для контроля со стороны государства и принятия эффективных решений в отношении государственной собственности. Для решения указанных задач необходимо создать реестр государственного имущества с систематизированными данными обо всех элементах государственной собственности (унитарные предприятия, пакеты акций, недвижимость, находящаяся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики) для контроля за состоянием этого имущества и оптимизации принятия решений по его использованию с учетом народно-хозяйственных интересов. III. Государственная политика в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления предприятий 1. Цели, задачи и принципы государственной политики в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления предприятий С учетом сложной макроэкономической ситуации в стране и в республике необходимо проводить государственную политику, направленную на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий, реструктуризацию и финансовое оздоровление реального сектора экономики, защиту интересов государства при банкротстве предприятий - должников, а также мобилизацию доходов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, вести активную работу по реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетами всех уровней. На этапе осуществления процедур банкротства ориентация на фискальную составляющую этих процедур, то есть на скорейшее взыскание задолженности, не дает реальных результатов. В то же время грамотное применение процедур банкротства позволяет осуществлять структурные изменения обанкротившегося предприятия, что приводит в будущем к стабильному поступлению налогов, нормальной работе производства, увеличению числа рабочих мест и привлечению инвестиций. Именно при процедурах банкротства предприятий происходит высвобождение объектов социальной сферы, вовлечение в оборот объектов недвижимости с одновременным сохранением работающих комплексов, производящих продукцию, имеющую реальный спрос. Исходя из этого банкротство в первую очередь должно осуществляться в целях санации производства, создания новых структурных, элементов производства. Кроме того, банкротство - один из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным. Вопрос о банкротстве - это вопрос в большей степени инвестиционно-имущественный, чем фискальный. Процедуры банкротства позволяют создавать на базе ликвидного имущества предприятия - банкрота новые эффективно работающие предприятия, возможно, с долей участия государства. Исходя из изложенного, участие государства как кредитора в процедурах банкротства должно быть направлено на осуществление реструктуризации предприятий, привлечение эффективных собственников, достижение долгосрочных целей повышения эффективности предприятий в ущерб фискальным краткосрочным интересам. Это возможно осуществить путем капитализации долга государству, конвертации его в акции обществ и реализации их для решения обозначенных задач. Необходимо уделять особое внимание мониторингу финансового состояния предприятий (особенно крупных, экономически или социально значимых для республики), реализации государственной политики финансового оздоровления предприятий и групп предприятий с использованием досудебных процедур банкротства, методов реструктуризации. Необходимо также через представителей государства осуществлять выработку единой позиции государства при рассмотрении дел о банкротстве организаций - должников и надлежащее исполнение этой позиции в арбитражном суде. Через работу Межведомственной комиссии способствовать подготовке и реализации процедур реструктуризации неплатежеспособных организаций, а также уплате ими налогов и иных обязательных платежей. 2. Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере антикризисного управления Эффективность и качество антикризисного управления во многом связаны с необходимостью преодоления дефицита подготовленных кадров управляющих в республике. В решении задач обучения и повышения квалификации кадров антикризисных управляющих необходимо ориентироваться на вузы республики, обладающие достаточным потенциалом для разработки и реализации соответствующих программ. В рамках данного направления необходимо продолжить подготовку и лицензирование специалистов в области антикризисного управления. 3. Контроль за деятельностью арбитражных управляющих Целью государственного контроля за деятельностью арбитражных управляющих является повышение качества арбитражного управления на предприятиях - должниках. Создание системы непрерывного контроля за деятельностью арбитражных управляющих позволит своевременно и адекватно реагировать на противоправные действия или бездействие арбитражного управляющего, наносящие ущерб государству и иным кредиторам. 4. Информационная поддержка государственной политики в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления предприятий Главной задачей информационного обеспечения государственной политики в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления предприятий является повышение уровня полноты и достоверности информации на всех стадиях процесса банкротства организаций-должников в целях достижения прозрачности происходящих процессов, а также создания условий для контроля со стороны государства и принятия эффективных решений в отношении государственной собственности. IV. Развитие рынка корпоративных ценных бумаг 1. Основные цели и задачи Основной задачей рынка ценных бумаг в республике является, прежде всего, привлечение инвестиций в экономику республики, а также обеспечение их эффективного использования. Концепция ориентирована прежде всего на создание в республике развитой инфраструктуры рынка ценных бумаг, на поддержку инвестиционных институтов, зарегистрированных на территории республики, на создание системы подготовки кадров для рынка ценных бумаг республики. Для создания эффективных механизмов рынка ценных бумаг, обеспечивающих приток инвестиций в реальный сектор экономики, необходим комплекс мер нормативно-законодательного, организационного, экономического, политического, социально-психологического характера, направленный на создание динамично развивающейся устойчивой системы функционирования в республике рынка ценных бумаг. Прежде всего необходимо повышение мотивации вложений инвесторов в ценные бумаги. Громадный инвестиционный потенциал сосредоточен в руках индивидуальных инвесторов - населения. Именно на привлечение этих средств необходимо ориентировать предприятия-эмитенты. Для того, чтобы реализовать инвестиционный потенциал финансового рынка и использовать его для финансирования реального сектора экономики, помимо мер, направленных на защиту инвесторов, необходим комплекс мер, стимулирующих интерес предприятий-эмитентов к рынку ценных бумаг для изыскания финансовых ресурсов и привлечения средств инвесторов. При этом необходимо исходить из того, что инвесторов в гораздо большей степени, чем прежде, будут интересовать возможности получения дивидендов и прочих видов доходов от имеющихся у них корпоративных ценных бумаг, а следовательно, текущие и перспективные показатели работы предприятий-эмитентов. Развитие рынка ценных бумаг республики может значительно облегчить решение многих экономических и социальных проблем, стоящих перед республикой. В связи с этим, основные цели развития рынка ценных бумаг в республике можно сформулировать следующим образом: 1. Создание условий для вторичного обращения ценных бумаг. 2. Обеспечение защиты прав акционеров. 3. Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг. 4. Создание условий для привлечения в республику инвестиций из-за рубежа и из других регионов России. Меры, способствующие росту заинтересованности предприятий в выходе на рынок ценных бумаг, должны предусматривать: работу с эмитентами в целях создания благоприятных условий для привлечения ими средств инвесторов через финансовый рынок; реструктуризацию предприятий, основой проведения которой служит Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"; работу с инвесторами по улучшению понимания ими перспектив развития рынка ценных бумаг. Развитие рынка ценных бумаг республики необходимо начать с развития структур, обслуживающих данный рынок (депозитарная, клиринговая), а также с проведения широкой разъяснительной работы с населением. Для этого следует реализовать следующие мероприятия: 1. Определение текущего состояния рынка ценных бумаг и инвестиционных предпочтений предприятий и населения. В этих целях необходимо проведение маркетингового исследования по текущему состоянию данного рынка. 2. Создание условий для приоритетного развития внутреннего рынка республиканских государственных ценных бумаг. 3. Обеспечение технических и материальных условий для развития инфраструктуры рынка ценных бумаг. Создание специализированного регистратора как некоммерческой и независимой организации. 4. Создание системы и инфраструктуры раскрытия информации о деятельности акционерных обществ в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". 5. Создание ликвидного рынка ценных бумаг республики. 2. Основные направления решения поставленных задач 2.1. Обеспечение государственной поддержки деятельности республиканских предприятий - эмитентов Создание условий для вторичного обращения ценных бумаг, обеспечение защиты прав акционеров, развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг, создание условий для привлечения в республику инвестиций во многом зависит не только от инициативы предприятий и населения, но и от активности в решении этих вопросов республиканских и местных органов власти и управления. К принципам государственной политики на рынке ценных бумаг относятся: принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг с целью защиты граждан республики, их законных прав и интересов; единство республиканской нормативной базы с российской; восстановление процесса расширенного воспроизводства и повышение его эффективности на основе мобилизации внутренних и внешних инвестиционных ресурсов; обеспечение финансовой безопасности граждан путем формирования надежных республиканских долгосрочных финансовых инструментов для инвестирования сбережений населения; повышение капитализации республиканских предприятий; принцип равенства всех участников рынка и стимулирование конкуренции; принцип ориентации на мировой опыт, а также разработка взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам. Программа действий по выводу предприятий - эмитентов республики на рынок ценных бумаг должна включать: создание единого реестра предприятий - действующих и потенциальных эмитентов ценных бумаг; разработку единой методологии оценки финансово-экономического состояния предприятий-эмитентов для целей рынка ценных бумаг, включая анализ хозяйственной деятельности предприятий; разработку индивидуальных программ (бизнес-планов) по выводу предприятий-эмитентов на рынок ценных бумаг; выработку индивидуальных предложений по дальнейшей корпоративной политике предприятия, включая предложения по реструктуризации; переучет основных фондов предприятий реального сектора с помощью современных бухгалтерских методик в целях снижения размера их недооцененности; оказание консультационной помощи эмитентам; разработку и поддержку на правительственном уровне рейтинга качества корпоративного управления эмитентами при осуществлении им инвестиционных программ или оказании финансовой помощи эмитентам; содействие развитию рынка корпоративных облигаций, которые будут выпускаться как под инвестиционные проекты, так и для финансирования оборотных средств компаний в ликвидной, регулируемой и низкорисковой форме. Методика работы с предприятиями должна быть отработана на пилотных проектах. Выбор предприятий, на которых осуществляются пилотные проекты, должен проводиться, в первую очередь, с учетом их значимости для экономики республики. Необходимо определить источники финансирования деятельности экспертов, работающих с предприятиями в рамках программ вывода их на рынок ценных бумаг, а также затрат, связанных с подготовкой и реализацией пилотных проектов. Необходимо также разработать и утвердить условия конкурсов на право получения статуса уполномоченных структур для работы на рынке ценных бумаг. Уполномоченные организации будут получать приоритет на исполнение общереспубликанских инвестиционных и инновационных программ в виде государственного заказа, а также станут операторами пилотных проектов. Кроме того, необходимо создать на территории республики филиала крупной компании - Регистратора. 2.2. Повышение привлекательности рынка ценных бумаг для инвесторов Повышение привлекательности республиканского рынка ценных бумаг для инвесторов предполагает прежде всего проведение следующих мероприятий: организация совместно с профессиональными участниками рынка ценных бумаг республиканского фондового центра для операций с населением, позволяющего в режиме реального времени совершать сделки с ценными бумагами; поддержка внутреннего корпоративного спроса на ценные бумаги, связанные с инвестициями, в частности, установление обязательной минимальной доли вложений банков и кредитных организаций (например, 5% активов), страховых компаний, пенсионных фондов (3-5% активов) и других коллективных инвесторов в акции и корпоративные облигации, средства от размещения которых используются эмитентами на инвестиции в производство. 2.3. Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров Перспективы развития рынка ценных бумаг во многом связаны с необходимостью преодоления дефицита подготовленных кадров в республике. Развитие рынка ценных бумаг, его усложнение предполагают организацию процесса постоянного повышения квалификации основной массы его участников (эмитентов, дилеров, брокеров, аналитиков и пр.). В решении задач обучения и повышения квалификации кадров участников рынка ценных бумаг и руководителей предприятий-эмитентов должны принять участие вузы республики, обладающие достаточным потенциалом для разработки и реализации соответствующих программ. В рамках данного направления должны быть организованы: разработка концепции Учебного центра (включая проработку проблем обеспечения учебными программами, обеспечения оборудованием и каналами связи, методического и кадрового обеспечения) по подготовке и повышению квалификации кадров участников рынка ценных бумаг в республике; подготовка обучающего материала (программ обучения, литературы, информации) и адаптация его к республиканским особенностям; проведение семинаров и конференций. 2.4. Информационная поддержка рынка ценных бумаг Для обеспечения информационной поддержки республиканского рынка ценных бумаг необходимо: введение рейтинга республиканских ценных бумаг; создание системы государственной информационной поддержки рынка ценных бумаг, обеспечивающей раскрытие позитивных сведений о предприятиях, ведение постоянных информационных кампаний, направленных на стимулирование инвестиций в ценные бумаги хозяйствующих субъектов в республике; подготовка и реализация программы просветительской деятельности среди населения, включающей в себя организацию регулярных программ о фондовом рынке для населения по радио и телевидению; введение вопросов по фондовому рынку в учебные программы для среднего школьного, среднего профессионального, высшего и последипломного образования. Одной из ключевых задач в сфере развития рынка ценных бумаг является повышение уровня информационной прозрачности этого рынка. Реализация принципа информационной прозрачности будет достигнута за счет информирования всех заинтересованных лиц о деятельности участников рынка ценных бумаг. Для этого необходимо: четкое разграничение информации на являющуюся коммерческой тайной и не являющейся таковой; создание эффективной системы сбора и распространения информации, подлежащей раскрытию; создание системы информирования инвесторов обо всех фактах деятельности эмитентов, могущих повлиять на курс их ценных бумаг; формирование центра раскрытия информации; ужесточение ответственности в отношении организаций и лиц, нарушающих требования по раскрытию информации и за предоставление недостоверной информации. Представляется, что в местной печати должны регулярно публиковаться следующие сведения: - информация о зарегистрированных выпусках ценных бумаг; - сведения о лицензировании деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, - балансы, счета прибылей и убытков (ежеквартально), а также годовые отчеты Советов Директоров и результаты аудиторских проверок всех эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг; - сведения о выявленных нарушениях законодательства; - сведения о результатах проверок деятельности эмитентов и профессиональных участников; - отчеты об итогах выпуска ценных бумаг. 2.5. Защита прав инвесторов Основными целями Концепции в сфере защиты прав инвесторов являются: - обеспечение комплексной защиты прав инвесторов; - усиление координации деятельности различных органов исполнительной власти в деле защиты прав инвесторов; - создание системы постоянной поддержки сопровождения инвестиций. Для обеспечения прав инвесторов необходимо: а) усилить контроль за: ведением реестра акционеров обществ в соответствии с действующими стандартами; обеспечением открытости информации, в том числе финансовой отчетности, эмитентов ценных бумаг; деятельностью органов управления эмитентов по обеспечению выполнения обязательств перед инвесторами. б) республиканским органам исполнительной власти не рассматривать вопросы предоставления государственной финансовой поддержки (включая предоставление различных льгот) и инвестиций акционерным обществам, допускающим нарушения законодательства в части ведения реестра акционеров, проведения собраний акционеров, выборов советов директоров, предоставления бухгалтерской и иной отчетности о результатах финансово-хозяйственной деятельности. Защита прав участников рынка ценных бумаг республики должна осуществляться по следующим основным направлениям: повышение информационной прозрачности рынка и его открытости; создание компенсационных схем защиты прав инвесторов и развитие страхования; создание системы расследования и предотвращения преступлений на рынке ценных бумаг; усиление контроля со стороны государства за деятельностью и финансовой отчетностью участников рынка ценных бумаг; повышение роли государства в преодолении кризисных ситуаций на рынке ценных бумаг республики, в том числе путем создания механизма запрета деятельности коммерческих организаций и их филиалов, деятельность которых на рынке ценных бумаг осуществляется с нарушениями законодательства Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики; поддержка системы государственного добровольного страхования рисков профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также поддержка развития различных форм страхования инвестиций и формирования гарантийных фондов за счет различных инвесторов. Заключение Значение Концепции не сводится лишь к упорядочению осуществления республикой полномочий собственника государственного имущества или субъекта имущественных прав, повышению эффективности использования имущества, увеличению доходов и оптимизации расходов государства в государственном секторе экономики. Последовательная, планомерная и системная реализация Концепции является предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в республике и осуществления важнейших функций государства - развивающей и стимулирующей - в отношении экономики республики. Полная инвентаризация государственного имущества, вовлечение его в гражданский оборот позволят сформировать баланс имущества республики, что является непременным условием выполнения задачи привлечения инвестиций путем предоставления гарантий инвесторам не за счет доходов бюджета, а за счет реальных активов, характеризующихся определенными экономическими показателями - стоимостью и ликвидностью, а также правовым режимом, обеспечивающим адекватный экономическим потребностям порядок их использования. Инвентаризация и классификация государственного имущества, осуществление мероприятий по повышению его ликвидности позволят эффективно использовать указанное имущество в качестве обеспечения при привлечении инвестиционных ресурсов. Переход от массовой приватизации к использованию индивидуального подхода при принятии решений о приватизации государственного имущества повысит его оборотоспособность, позволит государству стать полноправным субъектом экономических отношений и оптимизировать структуру принадлежащих ему активов. Увеличение доходов от более эффективного использования государственного имущества и оптимизация расходов на управление им в интересах осуществления развивающей функции государства дадут возможность проведения политики снижения налогов на деятельность предприятий и должны быть увязаны с расходами бюджета таким образом, чтобы значительная часть полученных доходов от использования имущества реинвестировалась вновь в экономику республики, прежде всего в ее реальный сектор, а оставшаяся часть направлялась на поддержание и развитие государственного имущества. Создавая детальные правовые и организационные механизмы реализации Концепции, необходимо ориентироваться на перспективные стратегические экономические интересы республики, которым должны служить результаты процесса превращения государства в эффективного собственника. *** Утвержден постановлением Правительства КБР от 16.12.2000 N 532 План основных мероприятии по реализации Концепции управления государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике на 2000 - 2001 годы +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ N | Содержание мероприятий | Срок исполнения | Исполнители п/п | | | +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Раздел 1. Управление унитарными предприятиями и учреждениями 1.1. Завершить создание реестра государственного имущества КБР, инвентаризацию 1 квартал 2001 г. Мингосимущество КБР недвижимого имущества и выдачу свидетельств о внесении в реестр 1.2 Определить круг унитарных предприятий, необходимых для выполнения государ- январь 2001 г. Мингосимущество КБР, ственных функций Отраслевые министерства, ведомства КБР 1.3 Провести оценку деятельности унитарных предприятий, исходя из январь 2001 г. Мингосимущество КБР, целесообразности их функционирования в действующей организационно-правовой Отраслевые министерства, форме ведомства КБР 1.4 Подготовить и направить в министерства и ведомства перечни находящихся в их январь 2001 г. Мингосимущество КБР ведении унитарных предприятий и учреждений, которые предлагается реорганизовать, ликвидировать или продать. 1.5 Провести анализ деятельности указанных в п. 1.4 предприятий и учреждений и январь 2001 г. Отраслевые министерства, представить в Мингосимущество КБР обоснованные предложения по их дальнейшему ведомства КБР функционированию. 1.6 В случае принятия решений о несоответствии деятельности унитарных предприятий весь период Мингосимущество КБР, и учреждений определенным задачам осуществлять преобразование, Отраслевые министерства, реструктуризацию, ликвидацию или передачу их в муниципальную собственность. ведомства КБР 1.7 Ужесточить контроль за деятельностью руководителей и самих унитарных предпри- Мингосимущество КБР, ятий и учреждений, для чего: Отраслевые министерства, - установить порядок отчетности руководителей унитарных предприятий и 1 квартал 2001 г. ведомства КБР учреждений о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес-плана): - провести проверки учредительных документов унитарных предприятий и привести 1 квартал 2001 г. их в соответствие с примерным уставом; - привести организационно-правовую форму всех унитарных предприятий и 1 полугодие 2001 г. учреждений в соответствие с требованиями законодательства; - провести аттестацию руководителей унитарных предприятий; 1 полугодие 2001 г. - привести контракты с руководителями унитарных предприятий в соответствие с 1 квартал 2001 г. примерным контрактом; - проводить периодически анализ финансово-хозяйственной деятельности унитарных весь период предприятий и учреждений; - проводить обязательные ежегодные аудиторские проверки унитарных предприятий весь период с привлечением аудиторов из числа уполномоченных Мингосимуществом КБР. Раздел 2. Управление акциями, долями КБР в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ 2.1 Провести классификацию хозяйственных товариществ и обществ с целью опреде- декабрь 2000 г. Мингосимущество КБР ления механизмов управления ими в зависимости от: - степени ликвидности акций; - количества акций, размеров долей, количества голосов в органах управления; - финансового состояния; - численности работников и величины основных фондов. 2.2 Подготовить и провести общие годовые собрания акционеров в ОАО с долей госу- 1 полугодие 2001 г. Мингосимущество КБР дарства в уставном капитале. 2.3 Проводить мероприятия, направленные на увеличение неналоговых доходов, в том весь период Мингосимущество КБР, числе: Отраслевые министерства, - покупку акций для формирования их в пакеты, последующая продажа которых ведомства КБР обеспечит наибольший доход в бюджет; - приватизацию акций с осуществлением предпродажной подготовки и санации акционерных обществ перед продажей. 2.4 С целью привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и поддержки своих весь период Мингосимущество КБР, товаропроизводителей: Отраслевые министерства, - использовать акции, находящиеся в государственной собственности, в качестве ведомства КБР обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию целевых проектов; - привлекать эффективного собственника, приобретающего акции в процессе приватизации, с условием инвестирования в предприятие; - использовать повышение инвестиционной привлекательности предприятий за счет сокращения доли участия государства в уставном капитале; - приобретать акции в результате капитализации просроченной налоговой задол- женности организаций с последующей их продажей или передачей в доверительное управление. 2.5 Проводить оптимизацию управленческих затрат, в том числе: весь период Мингосимущество КБР, - Сокращение количества находящихся в государственной собственности КБР пакетов Отраслевые министерства, акций до уровня, позволяющего реализовать регулирующую и контролирующую функции ведомства КБР государства; - продажу мелких неликвидных пакетов акций с последующим их выкупом акционерным обществом; - продажу мелких неликвидных пакетов акций работникам по номинальной стоимости в случае невозможности реализации этих пакетов на аукционе. 2.6 Осуществлять институциональные преобразования в экономике путем: весь период Мингосимущество КБР, - реструктуризации хозяйственных обществ и товариществ с выделением Отраслевые министерства, имущественного комплекса, необходимого государству для решения общегосудар- ведомства КБР ственных задач, и созданием на его базе 100-процентного государственного акционерного общества; - приобретения и последующей продажи акций за счет внесения земельных участков в уставный капитал акционерных обществ. Раздел 3. Управление объектами недвижимости 3.1 Сформировать полный реестр государственной недвижимости (баланс недвижимости), 1 квартал 2001 г. Мингосимущество КБР содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающий объекты незавершенного строительства. 3.2 Установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной весь период Мингосимущество КБР на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. 3.3 Выявлять и распоряжаться излишним, неиспользуемым либо используемым не по весь период Мингосимущество КБР назначению имуществом государственных учреждений. Раздел 4. Приватизация государственного имущества 4.1. В отношении унитарных предприятий провести приватизацию объектов весь период Мингосимущество КБР, незавершенного строительства, зданий и сооружений, не используемых для Отраслевые министерства, государственных нужд, преимущественно в целях создания новых производств, ведомства КБР а также изъять неиспользуемое оборудование. 4.2. В отношении пакетов акций, находящихся в государственной собственности: весь период Мингосимущество КБР, - провести приватизацию высоколиквидных пакетов акций с ориентацией на отраслевые министерства, значительное поступления средств в бюджет; ведомства КБР - приватизацию низколиквидных пакетов акций осуществлять путем их продажи по минимальной цене при условиях принятия новым собственником инвестиционных и (или) социальных обязательств (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач и др.) и проведения предварительного независимого анализа бизнес-плана претендента; 4.3. В отношении земли и объектов недвижимости: весь период Мингосимущество КБР, - обеспечить организационные условия для приватизации объектов недвижимости, отраслевые министерства, включая предприятия, вместе с земельными участками, а также возможность внесения ведомства КБР земельных участков в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ при приватизации; - провести там, где это целесообразно, приватизацию излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества унитарных предприятий и учреждений. Раздел 5. Государственная политика в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления предприятий 5.1. Утвердить перечень крупных экономически или социально значимых для республики IV квартал 2000 г. ТА ФСДН в КБР организаций 5.2. Проводить мониторинг финансового состояния крупных экономически или социально ежеквартально ТА ФСДН в КБР значимых для республики организаций Раздел 6. Развитие рынка корпоративных ценных бумаг 6.1. Учреждение информационного сборника, обеспечивающего раскрытие сведений об 1 полугодие 2001 г. Мингосимущество КБР эмитентах 6.2. Организация представительства Регионального отделения Федеральной комиссии 1 квартал 2001 г. Мингосимущество КБР по рынку ценных бумаг в Южном федеральном округе 6.3. Отбор и заключение договора с уполномоченным Минимуществом РФ IV квартал 2000 г. Мингосимущество КБР специализированным регистратором для организации работы по ведению реестров обществ с государственной долей акций в уставном капитале +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ -------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|