Расширенный поиск
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 08.12.2001 № 422КЪЭБЭРДЕЙ-БАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКЭМ И ПРАВИТЕЛЬСТВЭ КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОСУ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНЭ N 422 БЕГИМ N 422 ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 422 8 декабря 2001 г. Налшык къ. Нальчик ш. г. Нальчик О проекте программы развития культуры Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 года В целях сохранения и дальнейшего развития культурного потенциала Кабардино-Балкарской Республики Правительство Кабардино-Балкарской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить представленный Министерством культуры Кабардино-Балкарской Республики проект программы развития культуры Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы и направить его Президенту Кабардино-Балкарской Республики на рассмотрение. 2. Просить Президента Кабардино-Балкарской Республики направить указанный проект программы на утверждение в Парламент Кабардино-Балкарской Республики. 3.Министерству экономики и торговли Кабардино-Балкарской Республики (Б.М. Рахаев), Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики (Х.В. Шеожев) (после утверждения Программы) предусматривать при разработке проектов прогноза социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы средства на реализацию указанной Программы. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики Х.Х. Сохрокова. Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики Х. Чеченов *** Приложение к постановлению Правительства КБР от 8 декабря 2001 г. N 422 Проект ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2002-2006 годы Наименование Программы - Программа развития культуры Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы Основание для разработки - Послание Президента Программы Кабардино-Балкарской Республики Парламенту Разработчики - Министерство культуры КБР Исполнители - Министерства и ведомства, творческие союзы, учебные заведения культуры и другие организации по профилю предусматриваемых мероприятий Объемы и источники - всего - 1587,3 млн. руб., финансирования в том числе из: федерального бюджета - 218,5 млн. руб.; республиканского бюджета КБР - 1318,6 млн. руб.; внебюджетных источников - 50,2 млн. руб. Цели и задачи - максимальное использование культурного наследия, его сохранение и возрождение; - рациональное использование потенциала профессиональных творческих коллективов республики; - сохранение культурных традиций с учетом исторических особенностей республики, их изучение и пропаганда; - создание условий для развития народных промыслов и ремесел; - поддержка национальных культурных центров; - сохранение и укрепление материально-технической базы для культурно-досуговой работы в республике; - развитие кадрового потенциала учреждений культуры; - поддержка инновационной культурной деятельности; - информатизация культурной деятельности, формирование системы информационных центров; - обеспечение равного доступа всех слоев населения КБР к культурным ценностям, создание условий для диалога культур в многонациональной республике; - создание условий для совершенствования учебного процесса в образовательных учреждениях культуры и искусства; - развитие новых форм музейной деятельности, использование новых технологий в работе музеев Сроки реализации - 2002-2006 годы Ожидаемые конечные - повышение эффективности использования результаты культурного наследия, создание новых форм приобщения населения к культурным традициям республики, обеспечение вхождения республики в мировое культурное пространство, развитие инициатив в сфере культуры, сохранение музейных и библиотечных фондов, обеспечение технической оснащенности объектов культуры и досуга Система организации - Контроль за исполнением Программы контроля за исполнением осуществляет Министерство культуры Программы КБР. Отчеты об исполнении Программы представляются в Правительство Кабардино-Балкарской Республики и в Министерство культуры Российской Федерации один раз в полгода ВВЕДЕНИЕ В основу Программы развития культуры Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы (далее - Программа) заложена концепция, согласно которой культурная деятельность признается одним из базовых факторов развития Кабардино-Балкарской Республики. Программа призвана определить приоритеты государственной культурной политики с целью обеспечения доступности культурных ценностей для граждан Кабардино-Балкарской Республики. Целесообразность разработки Программы определяется рядом факторов экономического, юридического и социокультурного характера, в том числе слабой материально-технической базой учреждений культуры как следствие недостаточного финансирования. В сфере культуры происходит постепенная трансформация структуры управления в связи с реализацией Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления". Единая ранее вертикаль государственного управления - от республики к району и городу в настоящее время является разделенной на две структуры, формально независимые. Согласно федеральному закону существует необходимость формирования новых взаимоотношений в области культуры по прежней вертикали. Сложившиеся условия работы, смена политических воззрений аудитории, произошедшая за последние несколько лет, требуют новых подходов к управлению сферой культуры. Программа определяет современную схему культурной политики, сочетающую интересы и цели деятельности двух структур - государственной и муниципальной. Программа направлена на координацию действий всех субъектов культурной деятельности в условиях рыночной экономики, предусматривает активизацию межведомственного социокультурного программирования с учетом экономических условий и культурного потенциала Кабардино-Балкарской Республики. РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ Главной целью государственной культурной политики является создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала сферы культуры, сохранение самобытной многонациональной культуры, возрождение и сохранение духовных традиций, стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, вхождение культуры КБР в мировую культуру. Задачами Программы являются: - выработка новых схем взаимоотношений и согласование интересов республиканских и муниципальных структур управления сферой культуры с целью формирования и развития единого культурного пространства республики; - разработка социальных нормативов обеспеченности жителей республики услугами сферы культуры; - развитие и поддержка социально-культурных инициатив, стимулирование творческой активности населения, поддержка общественных проектов и новых форм культурно-досуговой деятельности; - привлечение материальных и кадровых ресурсов на поддержку деятельности ведущих учреждений и коллективов (с целью создания их лучших образцов); - сохранение и развитие культуры национальных этнических групп, включая сохранение исторических памятников, языка, литературы, религии, народного творчества во всех его формах; - создание условий для межрегиональных и международных культурных контактов. В сфере культурно-досуговой деятельности важными задачами для домов и дворцов культуры являются: - совершенствование форм и методов проведения традиционных видов деятельности; - сохранение и развитие деятельности любительских объединений, коллективов народного творчества; - поддержка инновационных проектов в области культурно-досуговой деятельности; - изучение и сохранение фольклора и фольклорных традиций народов КБР; - сохранение и развитие художественных промыслов и ремесел, национальных культурных центров. На республиканском уровне необходимо решение проблемы технической оснащенности индустрии досуга, поддержки современных моделей культурно-досугового учреждения. Сегодня сфера организованного досуга уступает по техническому оснащению домашнему времяпрепровождению. Данная проблема имеет не только технический характер. Возможно и целесообразно привлечение средств населения для технического переоснащения этих учреждений. Возможно экспериментальное апробирование схем их эксплуатации и распространение полученного опыта в широких масштабах. На сегодняшний день кинозалы республики загружены на несколько процентов от их производственных мощностей. Залы некоторых домов культуры оснащены киноустановками, но не используются по этому профилю в достаточной степени. Необходимо шире использовать формы переориентации деятельности кинотеатров в многофункциональные культурные центры. В сфере библиотечной работы функции республиканских структур осуществляются через Государственную национальную библиотеку КБР. Однако ее позиция в формировании портфеля заказов и оказании помощи в снабжении литературой районных библиотек должна стать более активной. Сегодня для библиотечной работы самой серьезной проблемой является дефицит литературы (учебной, справочной и т.п.) Решение ее может быть эффективным только с привлечением республиканских структур и созданием специального фонда. Именно здесь возможно создание целевой республиканской структуры для контактов с коллектором литературы и отдельными издательствами. В сфере профессионального искусства главными целями являются повышение творческого уровня профессиональных коллективов, улучшение условий приобщения населения республики к искусству. Основные задачи в сфере профессионального искусства: - формирование у населения республики потребности в приобщении к искусству; - расширение аудитории, подготовленной к восприятию театра и музыки; - повышение престижности поддержки профессионального искусства со стороны спонсоров и органов местного самоуправления. Организация работы по данным направлениям предполагает тесный контакт с заинтересованными организациями и ведомствами, концентрацию средств, анализ эффективности работы творческих коллективов республики, степени охвата населения профессиональным искусством и т.д. РАЗДЕЛ 2. СОХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 1. Охрана и использование памятников истории и культуры Опыт последних лет наглядно показывает, что изменить ситуацию в сфере охраны памятников Кабардино-Балкарской Республики невозможно без существенной реорганизации системы сохранения культурного наследия. В качестве приоритетных задач выделяются: - развитие межрегионального сотрудничества; - регулирование системы использования памятников и их функционирования в качестве культурных объектов; - сотрудничество со сферой туризма по вопросам разработки проектов включения памятников в схему туристических маршрутов Кабардино-Балкарской Республики; - разработка и реализация программ ремонтно-восстановительных работ памятников в республике; - дальнейшая разработка нормативной правовой базы обеспечения сохранности и использования памятников истории и культуры (2002-2003 гг.); - сотрудничество с органами местного самоуправления и МВД КБР в обеспечении безопасности объектов историко-культурного наследия от криминальных посягательств (2002 г.); - создание Фонда поддержки деятельности по сохранению культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики (2004 г.); - формирование системы страхования памятников (2002-2004 гг.); - создание банка данных о памятниках истории и культуры Кабардино-Балкарии (2003 г.); - подготовка и издание Свода памятников истории и культуры Кабардино-Балкарской Республики (2003-2004 гг.); - проведение реставрационных работ памятников архитектуры, истории и культуры. 2. Развитие музейного дела Музейная сфера нуждается в значительных инвестициях и поиске дополнительных источников финансирования. Сокращение бюджетного финансирования музеев, сохранение ориентации на прежние ресурсы, размывание традиционных способов формирования и использования музейного собрания требуют от музеев компетенции в области маркетинга. Среди направлений модернизации музейной практики приоритетными являются: - принятие республиканской Программы развития музейного дела в КБР (2002 г.); - развитие музейного маркетинга (2002-2006 гг.); - модернизация экспозиций Национального музея КБР и его филиалов (2002-2005 гг.); - модернизация научно-фондовой работы, включающая переоборудование фондохранилищ и перевод учетной документации на электронные носители (2003-2005 гг.); - создание региональной музейной компьютерной сети (2002-2005 гг.); - совершенствование музейной издательской деятельности (2002-2005 гг.). Решение стоящих перед музеями задач предполагает осуществление следующих мероприятий: - ориентация музейной практики на создание новых экспозиций, расширение и модернизацию уже существующих; - изменение структуры музеев и создание подразделений, способных повысить эффективность всех направлений работы (2002 г.); - расширение партнерских связей музеев КБР и сотрудничества с другими учреждениями культуры, предприятиями и коммерческими структурами, заинтересованными в развитии музейной сферы (2002-2005 гг.); - разработка новой системы комплектования музейных фондов, способной обеспечить пополнение музейного собрания в условиях дефицита финансирования и развития антикварного рынка; - использование новых форм и методов публичного показа музейных предметов и коллекций; - проведение реэкспозиции в музее обороны Приэльбрусья, в музее боевой и трудовой славы г. Майского, в мемориальном доме-музее Марко Вовчок, в историческом музее г. Прохладного, в мемориальном доме-музее К. Кулиева, в мемориальном музее-квартире А. Шогенцукова, в историко-революционном музее с. В. Акбаш; - создание постоянных экспозиций в Музее изобразительных искусств КБР по следующим разделам: "Русское, западноевропейское и восточное искусство XVI-XIX веков (из фондов Музея изобразительных искусств КБР)", "Искусство России конца XIX - начала XX веков (из фондов музея)", "Изобразительное искусство КБР: традиции и современность"; - разработка и реализация проектов создания историко-краеведческого музея в Зольском районе, музея природы в городе Нальчике, архитектурно-этнографического музея под открытым небом в г. Нальчике, республиканского реставрационного центра, фотолаборатории в Национальном музее КБР; - предоставление Музею изобразительных искусств КБР нового помещения; - издание альбомов, проспектов, буклетов "Наше достояние", "Сокровищница фонда Национального музея КБР"; - приобретение компьютерной техники и программного обеспечения для музеев республики с целью налаживания устойчивых каналов связи для регулярной передачи информации в Интернет-центр и пополнения электронного банка данных по культурному наследию (2002-2005 гг.) РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА В данной сфере основными направлениями работы являются: - повышение творческого уровня и эффективности использования творческого потенциала профессиональных коллективов; - создание равных условий деятельности для всех коллективов; - расширение аудитории, способной понимать специфику искусства; - устранение неравенства в степени приобщенности городского и сельского населения к искусству; - поиск новых источников финансирования профессионального искусства. Проект "Творчество и деньги" (2002-2003 гг.) Проект предполагает создание системы спонсорско-попечительских советов в сфере профессионального искусства, сформированных из представителей государственных и коммерческих структур, заинтересованных в экономическом и культурном развитии республики, повышении ее престижа в стране и за рубежом. Проект "Творческий потенциал" (2002-2003 гг.) Цели проекта: - разработка совместно с министерствами и ведомствами, занимающимися вопросами культуры в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, проекта ежегодного (поочередно для каждой территории) проведения регионального театрального фестиваля "Театры Юга России" по ряду номинаций (лучшие спектакли нескольких жанров, лучший актер, театральный художник и т.д.) Обязательным условием его проведения должны стать гастроли дипломантов, а также участие победителей в фестивалях, проводимых на федеральном уровне; - расширение репертуара концертов за счет привлечения наиболее одаренных непрофессиональных исполнителей (одаренных детей-дипломантов и лауреатов конкурсов из школ и училища республики, исполнителей из числа любителей высокого класса и пр.). Проект "Северо-Кавказская межрегиональная творческая школа искусств" (2002-2005 гг.) Цель проекта - ежегодное проведение "Северо-Кавказской межрегиональной творческой школы искусств" для учащихся и преподавателей детских музыкальных и художественных школ, детских школ искусств из регионов Российской Федерации. В программе работы школы предусматриваются: - уроки мастер-класса по направлениям (музыкальное, художественное, хореографическое и теоретическое); - открытие выставок детского рисунка; - конкурсы и фестивали участников школы; - предоставление участникам школы возможности для активного отдыха. Проект "Исполнительское искусство и клуб" (2002-2004 гг.) В разработке данного проекта участвуют районные (городские) структуры, театрально-зрелищные предприятия, образовательные учреждения культуры. Цели проекта: - создание при учреждениях культуры клубов любителей искусства и привлечение их членов к обсуждению вопросов, касающихся определения репертуара творческих коллективов, обеспечения жанрово-видового и стилистического его многообразия; - привлечение актеров театров республики, педагогов-музыкантов и любителей для использования их в коллективах типа "антреприза"; - организация проката репертуара малого жанра в нетрадиционных формах (вечера оперы, оперетты, анекдота и пр.). Проект "Содействие деятельности творческих союзов и общественных организаций" (2002-2006 гг.) Цели проекта: - оказание поддержки творческим союзам и общественным организациям в сфере культуры республики путем финансирования отдельных программ и размещения государственных заказов на конкурсной основе; - оказание поддержки культурным программам общественных организаций, действующих на территории республики и объединяющих различные национальности. РАЗДЕЛ 4. СТИМУЛИРОВАНИЕ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основными задачами в данной области культуры являются процесс укрепления материальной базы культурно-досуговых учреждений, расширение сферы услуг, увеличение финансирования за счет средств бюджета и привлечения прочих видов ассигнований. Проект "Организация досуга" (2002-2005 гг.) Цели проекта: - продолжение реорганизации сети культурно-досуговых учреждений республики, развитие их новых типов (Дом ремесел. Дом фольклора и пр.) и организация многопрофильных структур (клуб-библиотека, кино-досуговый центр, клуб-музей и пр.); - организационная и финансовая поддержка национальных культурных центров и проектов (2002-2004 гг.). Проект "Народное творчество" (2002-2006 гг.) Целями проекта являются: - сохранение и дальнейшее развитие потенциала самодеятельного художественного творчества; - оказание методической, организационной, консультационной, правовой и практической помощи государственным, ведомственным, общественным и иным учреждениям культуры. Для реализации проекта необходимо: - формирование общественного мнения о необходимости сохранения инфраструктуры сферы культуры, объема и качества создаваемых культурных благ и услуг; - совершенствование изучения развития народного творчества; - использование подлинно исторического народного костюма в деятельности коллективов народного творчества; - подготовка научно-практической конференции и художественной выставки работ мастеров народных промыслов и ремесел КБР; - собирание и систематизация фольклора, описаний обычаев, праздников, обрядов народов КБР с последующим изданием этнографических сборников; - проведение в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)" второго Международного фольклорного фестиваля "Танцы над Эльбрусом" (2002 г.), создание молодежного экспериментального центра народного творчества, центра казачьего фольклора в ст. Котляревской Майского района, центра адыгского фольклора в с. Псынабо Урванского района, центра балкарского фольклора в с. В. Балкария Черекского района; - проведение в рамках Программы с целью взаимодействия в деятельности в сфере культуры с республиками, краями и областями юга России регионального фестиваля-конкурса молодых исполнителей эстрадной песни "Пальчик-2002" (2002 г.), регионального фестиваля-праздника "Весна Победы" (2002 г.), регионального конкурса-фестиваля исполнителей на народных инструментах (2002 г.), регионального фестиваля "Созвездие Эльбруса" (2002, 2004, 2006 гг.), фестиваля народного искусства "Дружба без границ" (2003 г.); - формирование банка данных по всем вопросам народного творчества с перспективой компьютеризации, создание фонотеки и видеотеки (2002-2004 гг.); - создание в Республиканском центре промыслов и ремесел выставочного зала, кабинета технических средств, фотолаборатории, съемочного павильона студии учебных и документальных видеофильмов, мастерских но различным видам ремесел и рукоделия для работы народных мастеров (2002-2003 гг.); - внедрение в практику работы регулярного проведения Дней культуры районов в столице республики. Проект "Досуг" (2002-2004 гг.) В целях совершенствования деятельности культурно-досуговых объектов, изучения запросов производителей и потребителей культурных ценностей необходимо решить следующие задачи: - организация сбора и распространения информации о работе общественных объединений и культурных центров на базе учреждений культуры и вне их. Привлечение средств ведомств, благотворительных фондов для поощрения такой работы; - работа с категориями населения, имеющими творческие интересы, в том числе по возрастным, образовательным характеристикам и пр. Поощрение развития клубного движения (любителей отдельных видов искусств, народного творчества, тематического досугового общения и пр.). Проект "Техника культуры и досуга" (2002-2006 гг.) Цель проекта - определить объекты культуры и провести эксперимент по их комплексному переоснащению техникой с последующим распространением полученного опыта на все объекты досугового типа для внедрения и распространения современных технологий, научных достижений, современных информационных носителей в практику деятельности культурно-досуговых учреждений (2002-2004 гг.) Проект "Молодые дарования" (2002-2006 гг.) В целях выявления юных талантливых художников, музыкантов, сохранения и развития традиций исполнительского, художественного творчества, расширения контактов юных дарований, повышения интереса учащихся и преподавателей к совместному творчеству необходимо провести работу по следующим направлениям: - содействие профессиональному становлению одаренных детей, организация стажировок, консультаций у ведущих профессиональных исполнителей России, содействие в участии одаренных детей в республиканских, региональных и международных конкурсах, организация их концертно-исполнительской деятельности; - моральная и материальная поддержка одаренных детей, обеспечение их качественными инструментами, художественными материалами и пр. Привлечение к этой работе спонсоров и меценатов (организация адресной помощи с их стороны); - развитие детского литературного творчества. Создание студий, клубов и кружков детского литературного творчества. Издание альманахов, сборников, журналов творчества детей. Организация межрегиональных детских творческих конкурсов-фестивалей и литературных чтений, посвященных творчеству писателей, поэтов-земляков и писателей-классиков. Организация посещения библиотек, памятных литературных мест детьми и подростками, читателями. Проект "Культура и досуг детей" (2002-2003 гг.) Проект "Культура и досуг детей" как новое направление в культурной политике республики должен получить логическое завершение при включении в качестве раздела в президентскую программу. Проект направлен на активное привлечение детей к досуговой и эстетической деятельности и включает разработку методик индивидуального и группового обучения детей-инвалидов различным видам искусства и прикладного творчества в зависимости от характера их заболевания, диагностику уровня их одаренности, проработку специальных рекреационных программ. Необходимо провести следующие мероприятия: - анализ и распространение опыта работы с детьми при музеях, выставочных залах и библиотеках, формирующего круг любителей истории (клубы "Юный историк", "Юный краевед") и знатоков изобразительного искусства (клубы "Юный художник", "Юный искусствовед") (2002-2003 гг.); - разработка совместно с органами образования системы проката фильмов по произведениям и темам, входящим в программу обучения в школах, колледжах и пр. (2002-2003 гг.); - организация проката фильмов (включая видеофильмы) по развивающей тематике (природа, животный мир и пр.), по произведениям писателей-земляков и классиков для системы дошкольного воспитания (детских садов и т.п.), по тематике дополнительного образования; - конкурсы на реализацию следующих проектов: "Детский фольклорный театр", "Детская школа дизайна", "Детский литературный театр", "Новые технологии обучения детей изобразительному искусству", "Декоративно-прикладное искусство детей", "Школа юных звезд", "Союз юных литераторов", "Союз юных художников", "Союз юных композиторов". РАЗДЕЛ 5. СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК Для реализации задач необходимо: - установление индексированного, регулярного, гарантированного финансирования комплектования и обеспечения сохранности фондов библиотек республики (2002-2006 гг.); - создание республиканской библиотечной информационно-телекоммуникационной сети (2006 г.); - создание условий для реализации программы "Реформирование библиотечного дела в КБР до 2005 г."; - организация работы публичных центров правовой информации в районных (городских) библиотеках КБР; - создание страхового фонда краеведческой литературы Государственной национальной библиотеки КБР путем перевода на микроносители редких изданий с целью их сохранения (2005 г.); - создание специального хранилища для страхового фонда микрофильмов на территории г. Нальчика (2006 г.); - внедрение современных систем безопасности библиотек и библиотечных фондов, в том числе обеспечение противопожарной защиты (2002-2006 гг.); - создание сводного республиканского электронного каталога библиотечных фондов КБР (2002-2006 гг.). Библиотечное обслуживание населения предусматривает реализацию комплекса целевых программ: - библиотека - информационный центр; - библиотека в помощь социализации молодежи; - экологическое просвещение населения; - библиотечное обслуживание людей с ограниченными физическими возможностями и создание им равного доступа к современным средствам информации; - летние программы чтения для детей; - развитие краеведческой деятельности библиотек; - информационное обслуживание органов местного самоуправления. Программа "Реформирование библиотечного дела в КБР до 2005 года" предусматривает: - сохранение действующих централизованных библиотечных систем, открытие новых библиотек в соответствии с потребностями и особенностями населенных пунктов и городских микрорайонов; - изменение структуры библиотек в соответствии с развитием потребностей пользователей; - специализацию и профилирование библиотечного обслуживания на основе культурного и социально-экономического своеобразия городов и районов; - кооперирование и координацию деятельности библиотек всех систем и ведомств; - сохранение сети специализированных библиотек, обслуживающих детей и молодежь; - анализ деятельности библиотек с целью определения перспективы сохранения их в качестве монопрофильных или полипрофильных учреждений, разработку моделей таких учреждений; - рассмотрение перспективности создания межведомственных библиотечных систем (например: культура, образование и пр.). Проект "Библиотеки как информационная система" (2002-2006 гг.) В целях обеспечения населения республики правовой и законодательной информацией проект предусматривает: - создание в Государственной национальной библиотеке КБР и районных (городских) библиотеках публичных центров правовой информации (2002-2003 гг.); - внедрение базового программно-технического комплекса автоматизированной системы "Библиотека", определение этапности внедрения этого проекта в систему библиотек республики (2002-2006 гг.); - обращение в посольства англоязычных стран и их культурные центры с просьбой о помощи в комплектовании книжного фонда на английском языке с целью расширения отдела иностранной литературы в Государственной национальной библиотеке КБР (2002-2006 гг.); - анализ степени активности централизованных библиотечных систем городов и районов как центров информации о культурных и досуговых мероприятиях, распространение положительного опыта (2003 г.) Проект "Материальная база библиотек" Проект предусматривает: - обеспечение Государственной национальной библиотеки КБР, республиканских и районных библиотек информационными и программными материалами (2004-2005 гг.); - совершенствование технической базы подготовки и тиражирования методической литературы, готовящейся библиотеками, с перспективой создания издательского мини-комплекса в Государственной национальной библиотеке КБР для повышения квалификации библиотечных работников; - создание на базе специализированной библиотеки для слепых и слабовидящих совместно с заинтересованными ведомствами и обществами экспериментальной лаборатории по проблемам работы с таким контингентом (2003-2006 гг.); - оснащение детских библиотек республики компьютерами, обучение детей компьютерной грамоте и информационным технологиям (2002-2006 гг.) РАЗДЕЛ 6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ КИНОВИДЕООТРАСЛИ КБР Настоящий раздел Программы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 г. N 1561 "О концепции развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года". В настоящее время на территории Кабардино-Балкарии в системе кинообслуживания находятся 189 киноустановок, 18 кинотеатров. Киновидеопредприятие КБР осуществляет закупку и прокат кинофильмов. Фильмофонд республики насчитывает более 20 тысяч кинолент. Необходимо его ежегодное восполнение в количестве 160 кинокопий. Поддержание фильмофонда в рабочем состоянии требует финансовых ресурсов и материальных средств. В киноорганизациях республики необходимо заменить устаревшее оборудование на новейшую, отвечающую современным требованиям кино- и видеоаппаратуру, реконструировать кинотеатр "Восток" в г. Нальчике и создать на его базе центр российского кинематографа. Для сохранения и развития кинематографии республики предусматривается: - поэтапная реконструкция и техническое перевооружение крупных сельских кинотеатров видеопроекционными системами, обновление спецавтотранспорта для доставки фильмокопий; - сохранение и пополнение фильмофонда республики, приобретение шедевров мирового и отечественного кинематографа, восстановленных кинофильмов прошлых лет, постоянное пополнение республиканского фонда видеокассет, особенно экранизациями произведений, входящих в школьную программу, создание хроникально-документальных фильмов, возобновление работы киноремонтной мастерской; - повышение уровня кинообслуживания населения, расширение сервисных услуг для зрителей в кинотеатрах и сельских домах культуры, льготное обслуживание участников Великой Отечественной войны и малоимущего населения; - подготовка и переподготовка специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации руководителей киноорганизаций; - улучшение кинообслуживания детей и молодежи, пополнение фонда детских кинофильмов; - приобретение новой кинопроекционной аппаратуры для центра российского кинематографа на базе кинотеатра "Восток", спецавтотранспорта для доставки кинофильмов, запчастей для киноаппаратуры типа 23 КПК, кресел для кинотеатров республики, проведение ремонта и оснащение киновидеопроекционной аппаратурой кинотеатров "Авангард" (г. Терек), "Горизонт" (г. Майский), "Планета" (г. Нарткала), "Восход" (г. Нарткала), "Горец" с. Кенделен), "Минги-Тау" (г. Тырныауз), "Кавказ" (с. Сармаково), "Къуанч" (п. Кашхатау), "Маяк" (г. Прохладный); - проведение капитального ремонта кинотеатров "Аврора", "Родина", реконструкции кинотеатра "Пищевик", здания кинопроката, фондохранилища в г. Нальчике. РАЗДЕЛ 7. ПОДГОТОВКА КАДРОВ В республике осуществляется комплексная система работы с кадрами, а также по профессиональной ориентации и отбору на учебу молодежи, участников художественной самодеятельности, проявивших интерес и способности к ведению культурно-досуговой деятельности. При подготовке будущих специалистов большое внимание уделяется местной молодежи, что обеспечивает закрепление кадров в сельской местности. Кадры работников культуры и искусства республики готовят Северо-Кавказский государственный институт искусств, Кабардино-Балкарское училище культуры и искусств. Министерство культуры КБР финансирует обучение талантливой молодежи в ведущих вузах культуры России. Систематически свое профессиональное мастерство работники данной сферы повышают на семинарах, конкурсах и выставках, проводимых Министерством культуры КБР. Все это позволило укомплектовать штаты учреждений культуры республики на 98,5%, снизить текучесть кадров. В учреждениях культуры республики в настоящее время заняты 3800 работников. Система подготовки и закрепления кадров требует дальнейшего совершенствования. Непрестижность профессии, низкая заработная плата приводит к оттоку дипломированных специалистов в другие отрасли и коммерческие структуры. В детских музыкальных, художественных школах и школах искусств (их в республике 41) недостаточно количество специалистов по классам духовых, ударных, струнных смычковых инструментов, хореографии, изобразительного искусства. Главными причинами дефицита квалифицированных кадров в сфере культуры являются: - низкий уровень оплаты труда по сравнению с другими отраслями; - необеспеченность жильем, отсутствие юридических и экономических механизмов, гарантирующих решение этих вопросов; - недостаточное внимание к проблеме укрепления материально-технической базы учреждений культуры. Подготовка кадров культуры и искусства предполагает: - выявление и освоение дополнительных ресурсов, скрытых резервов и нетрадиционных механизмов решения кадровых вопросов; - обеспечение доступности дополнительного образования в сфере культуры; - модернизация деятельности образовательных учреждений культуры и искусства республики; - поддержка наиболее одаренных детей и молодежи, обучающихся в высших и средних профессиональных учебных заведениях, детских школах искусств; - создание опережающих систем обучения начального, среднего и высшего звена в сфере культуры и искусства; - техническое перевооружение учебных заведений по подготовке и переподготовке кадров. Приоритетными направлениями развития кадрового потенциала и формирования высоких стандартов в сфере подготовки кадров являются: - совершенствование системы подготовки кадров; - обучение новым специальностям; - использование современных технологий и методов обучения; - внедрение гибких организационных структур в учебных заведениях культуры; - развитие дистанционного обучения; - организация стажировки за пределами республики; - создание эффективной системы переподготовки кадров; - организация профессиональных конкурсов, фестивалей, выставок, творческого обмена опытом; - организация и поддержка научных исследований в области культурологического образования; - улучшение условий труда работников культуры, обеспечение их социальной защиты, повышение престижа профессии, закрепление кадров на селе. Предусматривается осуществление следующих мероприятий: - мониторинг кадрового потенциала республики и прогнозирование потребности в специалистах (ежегодно); - разработка прогноза потребности сферы культуры в подготовке, обучении, переподготовке и закреплении кадров (2003-2006 гг.); - развитие системы непрерывного образования и переподготовки кадров "школа искусств - среднее учебное заведение - вуз - курсы переподготовки кадров" (2002 г.); - создание при Кабардино-Балкарском училище культуры и искусств экспериментальной детской музыкальной школы для разработки и внедрения прогрессивных методов обучения и выявления юных дарований (2003 г.); - проведение летних творческих лагерей для одаренных детей - учащихся детских музыкальных, художественных школ и школ искусств (ежегодно); - выделение республиканских целевых стипендий для особо одаренных учащихся музыкальных, художественных школ и школ искусств, студентов Северо-Кавказского государственного института искусств и Кабардино-Балкарского училища культуры и искусств (ежегодно); - совершенствование программы повышения квалификации работников культуры, ее правового и экономического обеспечения, а также изучение истории и культуры республики (2002 г.); - расширение практики проведения районных семинаров по повышению квалификации работников культуры с привлечением преподавателей высших и средних учебных заведений, повышение юридической и экономической компетенции работников культуры (2002-2006 гг.); - организация обучения управленческого персонала и руководителей учреждений культуры новым социокультурным технологиям (2002 г.); - проведение научно-практических и методических семинаров по организации культурного досуга населения (ежегодно); - закрепление кадров в сельской местности и обеспечение жильем молодых специалистов (2002-2006 гг.); - обеспечение жильем работников культуры и искусства, студентов учебных заведений сферы культуры - местами в общежитиях (2002-2006 гг.); - оказание финансовой поддержки творческим коллективам, выделение грантов на творческие проекты, на премии за лучшие спектакли и концертные программы (ежегодно). *** Приложение N 1 к Программе развития культуры Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы Объемы и источники финансирования +----------------------------------------------------------------------------------------------------+ Источники финансирования | Общий объем | В том числе | финансирования, |-------------------------------------------------+ | предусматриваемый | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | по Программе на | | | | | | весь период | | | | | +----------------------------------------------------------------------------------------------------+ Всего 1587,3 202,3 242,4 300,0 370,5 472,1 в том числе: федеральный бюджет 218,5 393 46,0 55,2 52,0 26,0 республиканский бюджет КБР 1318,0 156 189,0 236,0 307,0 430,0 внебюджетные источники 50,2 6,4 7,4 8,8 11,5 16,1 Капитальные вложения всего 373,1 57,4 68,4 783 86,5 82,5 в том числе: федеральный бюджет 201,4 36,0 44,0 49,0 47,0 25,0 республиканский бюджет КБР 165,7 21,0 24,4 29,3 38,0 53,0 внебюджетные источники 6,0 - - - 1,5 4,5 Прочие нужды всего 1214,2 144,9 174,0 221,7 284,0 389,6 в том числе: федеральный бюджет 17,1 2,9 2,0 6,2 5,0 1,0 республиканский бюджет КБР 1197,1 142,0 172,0 215,5 279,0 388,6 внебюджетные источники - - - - - - +----------------------------------------------------------------------------------------------------+ *** Приложение N 2 к Программе развития культуры Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы План финансирования Программы +-----------------------------------------------------------------------------------------------+ N | Наименование разделов и финансирование | В том числе | |---------------------------------------------------+ | | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. +-----------------------------------------------------------------------------------------------+ 1 "Развитие профессионального искусства" всего 38,1 46,4 55,1 65,0 95,8 в том числе: федеральный бюджет - - - - - республиканский бюджет КБР 38,1 46,4 55,1 65,0 95,8 2 "Развитие музейного дела" всего 7,2 8,8 11,3 13,2 20,5 в том числе: федеральный бюджет - - - - - республиканский бюджет КБР 7,2 8,8 113 13,2 20,5 3 "Охрана и использование памятников истории и культуры" всего 2,9 2,4 2,2 4,0 5,7 в том числе: федеральный бюджет 1,5 1,0 1,0 - - республиканский бюджет КБР 1,4 1,4 1,2 4,0 5,7 4 "Сохранение и развитие общедоступных библиотек" всего 27,1 39,5 52,5 72,8 95,0 в том числе: федеральный бюджет 0,5 0,5 0,5 0,5 - республиканский бюджет КБР 26,6 39,0 50,5 70,8 95,0 5 "Стимулирование народного творчества и развитие культурно-досуговой деятельности" всего 63,2 69,5 91,8 119,0 161,0 в том числе: федеральный бюджет 0,9 0,5 3,2 3,0 1,0 республиканский бюджет КБР 62,3 69,0 88,6 116,0 160,0 6 "Материально-техническая база" всего 7,4 68,4 78,3 85,0 78,0 федеральный бюджет 36,4 44,0 49,0 47,0 25,0 республиканский бюджет КБР 21,0 24,4 29,3 38,0 53,0 7 Всего 195,9 235,0 291,2 359,0 456,0 федеральный бюджет 393 46,0 55,2 52,0 26,0 республиканский бюджет КБР 156,6 189,0 236,0 307,0 430,0 +-----------------------------------------------------------------------------------------------+ *** Приложение N 3 к Программе развития культуры Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы Развитие сети учреждений культуры, искусства и кино Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы +--------------------------------------------------------------------------------------+ Наименование учреждений | В том числе |---------------------------------------------------+ | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. +--------------------------------------------------------------------------------------+ Клубные учреждения 162 163 164 166 167 Библиотеки 174 174 174 174 174 Музеи 13 13 13 13 13 Парки культуры 6 6 6 6 6 Театры и концертные организации 10 10 10 10 10 Детские музыкальные школы 43 43 43 43 43 Киноорганизации 18 18 18 18 18 Институт 1 1 1 1 1 Училище 1 1 1 1 1 Итого 428 429 430 432 433 +--------------------------------------------------------------------------------------+ *** Приложение N 4 к Программе развития культуры Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы Развитие платных услуг учреждений культуры, искусства и кино Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы (тысяч рублей) +--------------------------------------------------------------------------------------+ Наименование учреждений | В том числе |---------------------------------------------------+ | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. +--------------------------------------------------------------------------------------+ Клубные учреждения 400,0 410,0 500,0 600,0 840,0 Библиотеки 130,0 150,0 200,0 250,0 350,0 Музеи 57,0 66,0 90,0 107,0 144,0 Парки культуры и отдыха 2700,0 2950,0 3410,0 4593,0 6400,0 Театрально-зрелищные предприятия 1990,0 2588,0 3100,0 4000,0 5600,0 Образовательные учреждения 763,0 866,0 1100,0 1430,0 2046,0 Кино 320,0 370,0 400,0 520,0 720,0 Итого 6360,0 7400,0 8800,0 11500,0 16100,0 +--------------------------------------------------------------------------------------+ *** Приложение N 5 к Программе развития культуры Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы Статистические показатели развития сферы культуры Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы +--------------------------------------------------------------------------------------+ Наименование показателей | В том числе |---------------------------------------------------+ | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. +--------------------------------------------------------------------------------------+ Количество зрителей 219,6 254,5 331 463 648,7 театрально-зрелищных мероприятий (тысяч человек) Количество спектаклей (единиц) 1403 1627 1887 2453 3439 Количество культурно-досуговых 15300 15350 15400 15450 15500 мероприятий (единиц) Количество клубных формирований 1535 1545 1550 1550 1660 (единиц) В них участников (тысяч единиц) 32,8 32,9 33,0 33,1 33,2 Количество читателей 279,5 279,6 279,7 279,8 279,9 библиотек (тысяч человек) Количество книговыдач (тысяч 5,8 5,84 5,87 5,90 6,0 экземпляров) Книжный фонд (миллион 5,10 5,15 5,20 5,25 5,30 экземпляров) Количество посетителей музеев 46,5 46,7 46,8 46,9 47,0 (тысяч человек) Число экскурсий, выставок в 1,4 1,5 1,6 1,7 1,7 музеях (тысяч единиц) Количество кинозрителей 128,0 128,1 129,0 129,2 129,3 (тысяч человек) Количество киносеансов 20,2 20,3 20,4 20,5 20,6 (единиц) +--------------------------------------------------------------------------------------+ *** Приложение N 6 к Программе развития культуры Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы Развитие материально-технической базы (миллион руб.) +--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Наименование | Источники | Общий объем | В том числе объектов и виды | финансирования | финансирования |---------------------------------------------------+ работ | | | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. +--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Строительство и реставрация памятников в том числе: Жертвам Кавказской войны федеральный бюджет 1,5 0,7 0,4 0,4 - - республиканский бюджет 5,1 0,3 0,3 0,6 2,2 1,7 Кайсыну Кулиеву федеральный бюджет 1,0 0,4 0,3 0,3 - - республиканский бюджет 3,8 0,3 0,3 0,3 0,9 2,0 Алиму Кешокову федеральный бюджет 1,0 0,4 0,3 0,3 - - республиканский бюджет 3,8 0,3 0,3 0,3 0,9 2,0 Памятник в с. В. Балкария федеральный бюджет - - - - - - погибшим в Великой Отечественной республиканский бюджет 1,0 0,5 0,5 - - - войне односельчанам Итого федеральный бюджет 3,5 1,5 1,0 1,0 - - республиканский бюджет 13,7 1,4 1,4 1,2 4,0 5,7 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Строительство новых объектов в том числе: Театральный центр федеральный бюджет 195,9 33,9 42,0 48,0 47,0 25,0 республиканский бюджет 40,0 - 2,0 8,0 12,0 18,0 Дом культуры с. Куба федеральный бюджет - - - - - - республиканский бюджет 23,3 1,5 2,5 5,0 7,0 8,3 Дом культуры с. Жанхотеко федеральный бюджет - - - - - - республиканский бюджет 17,1 1,0 0,9 3,2 5,0 7,0 Дом культуры с. Ново-Ивановское федеральный бюджет - - - - - - республиканский бюджет 6,0 6,0 - - - - Дом культуры с. Хасанья федеральный бюджет - - - - - - республиканский бюджет 15,6 4,0 11,6 - - - Дом культуры с. Сармаково федеральный бюджет - - - - - - республиканский бюджет 31,0 1,5 2,0 6,5 7,0 14,0 Итого федеральный бюджет 195,9 33,9 42,0 48,0 47,0 25,0 республиканский бюджет 133,0 14,0 18,0 22,7 31,0 47,3 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Реконструкция объектов в том числе: Кинотеатр "Победа" федеральный бюджет 2,0 1,0 1,0 - - - республиканский бюджет 2,0 - 1,0 1,0 - - Здание Союза писателей федеральный бюджет - - - - - - республиканский бюджет 5,0 1,5 1,5 2,0 - - внебюджетные источники 1,5 - - - 1,5 - Дом культуры с. Псынадаха федеральный бюджет - - - - - - республиканский бюджет 1,0 0,3 0,7 - - - Дом культуры с. Кичмалка федеральный бюджет - - - - - - республиканский бюджет 1,0 1,0 - - - - Дом культуры с. Шордаково федеральный бюджет - - - - - - республиканский бюджет 1,2 - 0,3 0,9 - - Дом культуры с. Дугулубгей федеральный бюджет - - - - - - республиканский бюджет 1,5 - 1,0 0,5 - - Музей в с. Кенделен федеральный бюджет - - - - - - республиканский бюджет 0,8 0,8 - - - - Дом культуры ст. Котляревская федеральный бюджет - - - - - - республиканский бюджет 1,5 1,5 - - - - Дом-сакля Кайсына Кулиева федеральный бюджет - - - - - - республиканский бюджет 5,0 0,5 0,5 1,0 3,0 - внебюджетные источники 4,5 - - - - 4,5 Итого федеральный бюджет 2,0 1,0 1,0 - - - республиканский бюджет 19,0 5,6 5,0 5,4 3,0 - внебюджетные источники 6,0 - - - 1,5 4,5 +--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ -------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|