Расширенный поиск
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21.09.2002 № 420КЪЭБЭРДЕЙ-БАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКЭМ И ПРАВИТЕЛЬСТВЭ КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОСУ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНЭ N 420 БЕГИМ N 420 ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 420 21 сентября 2002 г. Налшык къ. Нальчик ш. г. Нальчик О Концепции развития горно-рекреационного комплекса "Приэльбрусье" В целях развития района Приэльбрусья Кабардино-Балкарской Республики и повышения уровня занятости в республике Правительство Кабардино-Балкарской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития горно-рекреационного комплекса "Приэльбрусье". 2. Министерству экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики (Х.В. Шеожев), Администрации специальных программ Кабардино-Балкарской Республики в срок до 1 октября 2002 года завершить согласование данной Концепции в федеральных министерствах, ведомствах и обеспечить представление в Правительство Российской Федерации. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики Ю.К. Альтудова. Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики X. Чеченов * * * Концепция развития Горно-рекреационного комплекса "Приэльбрусье" Нальчик, 2002 Содержание 1. Краткая характеристика туристско-рекреационных ресурсов, социально-экономических условий и инфраструктуры района Приэльбрусья. 2. Тенденции развития туристской деятельности. 3. Оценка возможных вариантов развития горно-рекреационного комплекса Приэльбрусье. 4. Анализ федеральных целевых программ и предложения по приоритетному варианту финансирования и развития комплекса. 5. Выводы по ожидаемому социально-экономическому эффекту от реализации программы развития комплекса. 1. Краткая характеристика туристско-рекреационных ресурсов, социально-экономических условий и инфраструктуры района Приэльбрусья Кабардино-Балкарская Республика располагает достаточно большими туристскими ресурсами, значительность которых, обусловила превращение республики в один из ведущих центров туризма страны еще в 60-х годах. Без сомнения, главной достопримечательностью курортно-рекреационного комплекса республики является центр горнолыжного спорта и туризма - район Приэльбрусье, которое при должном развитии может превратиться в курорт не только федерального значения, но и в центр проведения соревнований по горнолыжному спорту олимпийского уровня и международного масштаба. Даже в настоящий момент несмотря на плохое состояние инфраструктуры в Приэльбрусье приезжают туристы со всех концов мира ради неповторимости девственной природы, прекрасных ландшафтов и горных склонов, чистого горного воздуха. Особые условия предгорий (1000-2000 м над уровнем моря) позволяют создать благоприятные условия для лечения и профилактики многих заболеваний и организации социального туризма. Климатические отличия региона заключаются в снижении атмосферного давления и парциального давления кислорода по мере подъема в горы, изменении спектрального состава солнечной радиации, что предполагает уникальную возможность повышения эффективности тренировок спортсменов. Природно-климатические условия высокогорий позволяют организовать круглогодичное эксплуатирование горнолыжных трасс, что существенно повышает конкурентоспособность горнолыжного комплекса Приэльбрусья. Нетронутая природа, красота ландшафтов, разнообразная флора и фауна привлекает любителей природы и туристов своей неповторимостью. Покорение горы Эльбрус - заветная мечта любого альпиниста, а горные склоны Чегета идеально подходят для организации горнолыжных трасс международного класса, для проведения соревнований олимпийского уровня. Культурные и этнографические достопримечательности республики представляют интерес для отдыхающих и населения КБР. Уникальность природно-рекреационного комплекса Приэльбрусья предъявляет особые требования к организации экологического мониторинга, соблюдению предельной нормы антропогенной нагрузки на экосистему. По оценкам специалистов максимально допустимое значение по загрузке комплекса Приэльбрусья с учетом воспроизводственных работ экологического характера и жестких природоохранных мероприятий составляет около 25000 рекреантов одновременного пребывания на данной территории. Социально-экономическая ситуация в районе Приэльбрусья, который административно располагается в Эльбрусском районе КБР, сложная. Узкая специализация района и стагнация в двух основных доходообразующих источниках района - горнодобывающей (ТВМК) и рекреационной (комплекс Приэльбрусье) привела к ухудшению социально-экономических показателей в районе. Полное отсутствие рабочих мест, низкий уровень доходов заставляют людей покидать этот район и численность населения из года в год уменьшается. Несмотря на это современное состояние гостиничного комплекса Приэльбрусья можно охарактеризовать как удовлетворительное. В настоящее время в районе существует 33 рекреационных объекта на 3700 мест: 5 тургостиниц (2 в стадии строительства) 4 базы отдыха, 4 пансионата, 6 альпбаз, 4 турбазы, приюты, исследовательские и медицинские станции. Кроме этого на территории республики расположены туристские объекты, которые являются дополнением гостиничного комплекса "Приэльбрусье". Они представлены тремя оздоровительными лагерями и одним туристическим комплексом, расположенным в г. Нальчике, общей вместимостью 90 мест. Эти туристические объекты предназначены для прохождения адаптации к условиям высокогорья, а также проведения лечебно-оздоровительного отдыха. Инфраструктура рекреационных объектов Приэльбрусья по предоставлению услуг (кроме проживания) практически не развита. Отдых и развлечение туристов в основном ограничены посещением летних спортплощадок, баров и кафе. Комплексному развитию мешает факт высокой децентрализации управления комплексом. Собственниками тургостиниц, баз отдыха, пансионатов, наряду с основными поставщиками рекреационного продукта республики ОАО "Эльбрустурист" и ОАО "Каббалкальпинист", являются множество ведомств (ХОЗУ при Президенте РФ, ФСБ, Министерство обороны РФ, Минздрав РФ, МВД КБР, Госкомспорт КБР, Российская академия наук, Кабардино-Балкарский государственный университет и др.). Чрезвычайно слабо развита общая инфраструктура курорта, практически полностью зависящая от работы его владельца ОАО "Эльбрустурист", среднегодовая загруженность гостиничного комплекса которого не превышает 50%. В такой ситуации предприятие не может справиться с обслуживанием двух существующих канатных комплексов, которые морально и физически устарели, эксплуатируются в сложных климатических условиях, имеют пропускную способность всего 800 чел./час. От резких температурных и ветровых перепадов некоторые узлы и конструкции канатных дорог находятся в предельном для эксплуатации состоянии. Горнолыжные трассы не соответствуют требованиям международной федерации горнолыжного спорта. Отсутствуют снегоуплотнительные машины для подготовки горнолыжных трасс, что не позволяет использовать природный потенциал горнолыжных трасс Приэльбрусья круглогодично. Сложность рельефа, сход селевых потоков и лавин, слабое техническое оснащение, недостаточное финансирование обслуживающих дорожных организаций привели к тому, что сеть дорог в Приэльбрусье не отвечает современным требованиям. В капитальном ремонте нуждаются и мосты. Не обустроены подъезды к туристическим и спортивным комплексам, альплагерям. Эксплуатация электрических сетей в районе курорта проводилась в течение 39 лет в жестких климатических условиях, без капитального ремонта электросетей по всему комплексу. Телефонная связь не отвечает современным требованиям из-за морального и физического износа, а также низкой надежности. На очень низком уровне находится медицинское обслуживание. Имеющиеся в поселке Терскол врачебный здравпункт и больница слабо укомплектованы медтехникой, оборудованием. Горноспасательная служба рекреационного комплекса работает исправно и имеет достаточно профессиональную подготовку, но необходимо существенно улучшить ее техническое оснащение. 2. Тенденции развития туристской деятельности Мировые тенденции развития экономики показывают парадоксальный на первый взгляд рост числа посещений рекреационных комплексов несмотря на кризисное состояние других отраслей. Это приводит к увеличению рентабельности туризма и приравниванию его по доходности, например к отрасли нефтедобычи и переработки. Особенно это касается горнолыжного спорта и рекреации, развитие которых идет более динамичными темпами. Некоторые южные страны, даже не имея благоприятных природных условий, создают комплексы имитирующие горнолыжные трассы для удовлетворения спроса со стороны туристов. Сегодняшний уровень развития рекреационного комплекса "Приэльбрусье" не позволяет на первом этапе ориентироваться на зарубежных туристов, но повышение уровня жизни населения РФ, переориентация на отдых в пределах РФ делают Приэльбрусье более привлекательным для россиян. С 1999 года отмечается рост числа туристов и альпинистов, что связано, с повышением жизненного уровня населения РФ. Малая активность туристов связана с наличием фактора "горячей точки", или скорее неправильного представления населения о наличии таковой, сформированного средствами массовой информации, хотя полная безопасность и охрана туристов в Приэльбрусье гарантирована. Следующий фактор, не способствующий росту посещаемости - низкий уровень сервиса и развития инфраструктуры. Без создания высококлассной инфраструктуры и поддержания качества сервиса на уровне мировых стандартов создание курорта мирового масштаба невозможно. Если даже на начальном этапе потребителем турпродукта Приэльбрусья будет население РФ, это позволит обеспечить полную заполняемость предполагаемых к строительству новых гостиниц, баз отдыха и альпинистских лагерей. Уверенный подъем жизненного уровня населения страны, большая ценовая привлекательность отдыха в Приэльбрусье по сравнению с зарубежными горнолыжными курортами, наряду с реконструкцией хозяйственной базы и инфраструктуры комплекса - все это залог успешной реализации стратегии развития Приэльбрусья. 3. Оценка возможных вариантов развития горно-рекреационного комплекса Приэльбрусье Дальнейшее развитие горно-рекреационного комплекса "Приэльбрусье" может происходить по нескольким вариантам. Вариант 1. Отсутствие государственного регулирования и финансирования. Туризм не развивается. Район не привлекателен для инвестирования частным капиталом. В результате развития этого варианта произойдет дальнейшее ухудшение инфраструктуры и хозяйственной базы комплекса. Отсутствие доходов и дальнейшее снижение жизненного уровня приведут к эмиграции из Эльбрусского района большинства населения и обнищанию оставшейся части. Идеальный вариант для сохранения природы, но потенциал комплекса не используется. Вариант 2. Частичное государственное регулирование и финансирование. Основной упор на частное финансирование. Развитие туризма без определенного плана. Реализация этого варианта предполагает, что финансирование и государственное регулирование осуществляются бессистемно. Частное финансирование и развитие комплекса осуществляется без определенной программы. Такой вариант развития событий, прежде всего, приведет к нерациональному использованию рекреационных возможностей района. Стихийные посещения туристов приведут к резкому обострению проблемы охраны окружающей среды и экологической катастрофе. Потенциал комплекса используется частично и с малой отдачей для общества в целом. Вариант 3. Комплексное развитие района под контролем и с участием государства, наряду с привлечением внебюджетных источников финансирования. В рамках данного варианта как наиболее адекватного существующей ситуации и приемлемого для реализации предполагается на основе разработанного генерального плана осуществить поэтапный переход существующего комплекса в новое качество на основе мирового опыта с учетом местной специфики. Предполагается реконструировать существующие объекты рекреации, ввести в эксплуатацию новые, соответствующие мировым стандартам, с постепенным замещением старых. Только строго придерживаясь ограничений по максимуму антропогенной нагрузки на комплекс, проводя мероприятия по охране окружающей среды и мониторингу ее состояния, можно сохранить природный потенциал Приэльбрусья для будущих поколений. Программный подход с участием государства позволит, сохранив уникальные природные характеристики района, с максимальным социально-экономическим эффектом использовать его потенциал. Развитие должно осуществляться на базе комплексных действий всех уровней власти. Федеральный уровень - финансирование мероприятий по поддержке и развитию инфраструктуры и хозяйственной базы, поддержание спокойной геополитической обстановки, контроль. Республиканский - финансирование мероприятий по мониторингу и поддержанию состояния окружающей среды в норме, контроль и координация действий, создание благоприятного предпринимательского климата. Местный - осуществление оперативных мероприятий по программе, работа с предпринимателями, средствами массовой информации, поддержание правопорядка и эффективной работы всех государственных служб в районе. 4. Анализ федеральных целевых программ и предложения по приоритетному варианту развития и финансирования комплекса Понимая государственную важность развития района. Правительство Российской Федерации приняло постановление от 21 июня 1996 года N 721 которым утверждена федеральная целевая программа "Развитие Приэльбрусья Кабардино-Балкарской Республики как международного центра туризма, альпинизма и горнолыжного спорта". Основной целью Программы является создание в Приэльбрусье современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского, альпинистского и горнолыжного комплекса, предоставляющего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в разнообразных услугах. Строительство комплекса будет способствовать формированию условий для подготовки района Приэльбрусья к проведению чемпионатов Европы, мира, зимних олимпийских игр и обеспечит значительный вклад в развитие народного хозяйства КБР, в том числе за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия. Реализация программы предусматривалась в два этапа, с финансированием первого этапа из федерального бюджета в объеме - 54,7 миллионов рублей, из республиканского бюджета - 20 миллионов рублей, внебюджетных источников - 138,4 миллионов рублей (в ценах 2001 года соответственно: всего на реализацию 1-го этапа - 800 миллионов руб., бюджет РФ - 205 миллионов руб., бюджет КБР - 75 миллионов рублей, 520 миллионов рублей - внебюджетные источники). Всего на реализацию федеральной целевой программы предусматривалось привлечь 1 миллиард 113 миллионов рублей (4 миллиарда 181 миллионов рублей в ценах 2001 года, или 137 миллионов долларов США). Отсутствие финансирования со стороны государства привело к снижению инвестиционной привлекательности горно-рекреационного комплекса и полному отсутствию интереса к финансированию мероприятий федеральной целевой программы со стороны частных и корпоративных инвесторов и как следствие - началу реализации первого варианта развития комплекса по неблагоприятному пути. В данной ситуации основная задача государства состоит, прежде всего, в развитии инфраструктуры курорта и улучшению инвестиционного климата с целью придания импульса инвестиционному процессу со стороны внебюджетных источников финансирования. Ряд инвестиционных проектов по развитию рекреационного комплекса общей сметной стоимостью 1630 миллионов рублей (52,5 миллиона $) включен в федеральную целевую программу "Юг России". Из них 15 миллионов долларов гарантированно будут профинансированы государством до 2006 года. Это в основном мероприятия по развитию инфраструктуры курорта. Финансовый план проекта по развитию горно-рекреационного комплекса "Приэльбрусье" Предполагаемые временные рамки реализации концепции 10 лет. Нулевой этап проекта по формированию управляющей системы находится в стадии реализации. В структуре органов власти республики создано Министерство курортов и туризма, в функциональные обязанности которого входит координация работ по развитию комплекса, общему контролю за реализацией мероприятий Концепции. Правительство КБР учредило государственное унитарное предприятие "Эльбрусинфра", которое будет генеральным заказчиком всех мероприятий, финансируемых из бюджета. Проводятся мероприятия по привлечению инвестиций и обоснованию эффективности реализации проекта развития комплекса. Нулевой этап проекта завершается в 2002 году. Освоение инвестиций осуществляется в соответствии с временными рамками этапов реализации проекта. 1 этап - 2003 - 2007 годы Развитие инфраструктуры курортно-рекреационного комплекса, проведение мероприятий по привлечению дополнительных источников финансирования, создание благоприятного предпринимательского климата. Расширение существующей базы курорта, продвижение турпродукта на рынок в Российской Федерации. В результате реализации мероприятий 1 этапа проекта в конце 2007 года рекреационная емкость курорта должна составить 12500 койко-мест, включая реконструкцию существующего комплекса гостиниц, баз отдыха. Реконструкция существующей базы осуществляется с использованием средств государства. Дополнительное строительство может проводиться на основе использования смешанного капитала из различных источников финансирования, частично - из государственного бюджета. На реконструкцию существующих мест размещения предполагается использовать 25 миллионов долларов США. Предполагается провести реконструкцию гостиничного комплекса в Приэльбрусье, включая турбазы, альпбазы, приюты, а также дополнительные туробъекты по территории республики (оздоровительные лагеря и туристический комплекс в г. Нальчике на 90 мест). Для доведения начатого по объектам незавершенного строительства (повышение рекреационной емкости до 5400 мест) требуется 15,1 миллиона долларов США. Общая стоимость строительства на первом этапе (с учетом строительства для доведения рекреационной емкости в 2007 году до 12500 мест) составляет 91,2 миллиона долларов США. Планируется строительство и реконструкция объектов инфраструктуры и инженерного обеспечения на сумму 95 миллионов долларов США. Из них на первом этапе предполагается освоить 65 миллионов долларов США. Необходимо провести реконструкцию существующей сети канатных дорог на горах Чегет и Азау и провести строительство новых канатных дорог с большей пропускной способностью (подъем 6500 горнолыжников в час), соответствующих международным правилам безопасности, эстетики, на общую сумму 61 миллион долларов США. Схема канатных дорог на горе Чегет (общая стоимость 18 миллионов $) +----------------+ | гора Чегет | +-------+--------+ | +-----------------+------------------+ | | +--------------+---------------+ +----------------+---------------+ | существующая канатная дорога | | новая гондольная канатная | | пропускной способностью 1000 | | дорога пропускной способностью | | горнолыжников/час | | 1500 горнолыжников/час | | стоимость 3 млн. $ | | стоимость 8 млн. $ | +--------------+---------------+ +----------------+---------------+ | | +--------------+---------------+ +----------------+---------------+ | существующая кресельная | | новая кресельная канатная | | канатная дорога пропускной | | дорога пропускной способностью | | способностью 450 | | 1500 горнолыжников/час | | горнолыжников/час | | стоимость 3 млн. $ | | стоимость 1,5 млн. $ | | | +--------------+---------------+ +----------------+---------------+ | | +--------+--------+ +--------+--------+ | новые бугельные | | новые бугельные | | канатные дороги | | канатные дороги | | 2 шт. стоимость | | 3 шт. стоимость | | 1 млн. $ | | 1,5 млн. $ | +-----------------+ +-----------------+ Схема канатных дорог на горе Эльбрус общая стоимость 43 миллиона $ +-----------------------------------------+ | гора Эльбрус | +--+--------------------------------------+ | +---------------------------------------+ | | новая гондольная канатная дорога | | | пропускной способностью 2500 | +---+ горнолыжников/час стоимость | | | 6 миллионов $ | | +---+-----------------------------------+ | | +---------------------------------------+ | | | новая гондольная канатная дорога | | | | пропускной способностью 2000 | | +---+ горнолыжников/час стоимость | | | 18 миллионов $ | | +---+-----------------------------------+ | | +---------------------------------------+ | | | новая кресельная канатная дорога | | | | пропускной способностью 500 | | +---+ горнолыжников/час стоимость | | | | 1,5 миллиона $ | | | +---------------------------------------+ | | +---------------------------------------+ | | | новые бугельные канатные дороги | | +---+ 3 шт. стоимость | | | 1,5 миллиона $ | | +---------------------------------------+ | +------------------------------------------+ | | существующая маятниковая канатная дорога | | | увеличить пропускную способность до | +---+ 1500 горнолыжников/час | | стоимость 6 миллионов $ | +----+-------------------------------------+ | +------------------------------------------+ | | существующая маятниковая канатная дорога | | | пропускной способностью 250 | +---+ горнолыжников/час | | | стоимость 0,5 миллиона $ | | +----+-------------------------------------+ | | +---------------------------------------+ | | | новые бугельные канатные дороги | | +---+ 3 шт. стоимость | | | 1,5 миллиона $ | | +-----------+---------------------------+ | | | +--------------------+---------------------+ | | новая маятниковая канатная дорога | | | пропускной способностью 1000 | +---+ горнолыжников/час | | стоимость 8 миллионов $ | +------------------------------------------+ Для строительства горнолыжных трасс на первоначальном этапе будет привлечено 15 миллионов долларов. Для приведения и поддержания их в соответствии с международными горнолыжными стандартами будет приобретаться специальное оборудование (снежные пушки) на сумму 10 миллионов долларов США, будет сформирован парк снегоутрамбовочных машин на сумму 5 миллионов долларов США, а также будет организован прокат лыж (2,5 миллиона долларов США). Для организации системы питания, отдыха и развлечений (кафе, рестораны, клубы, дискотеки, боулинги, казино и другие) требуется в общей сумме 50 миллионов долларов США. Работа комплекса требует использования финансовых средств государства в сумме 12,2 миллиона долларов США. На первом этапе на эти мероприятия требуется 5,55 миллиона долларов США. Финансирование мероприятий по научному обоснованию и регулированию деятельности по развитию горно-рекреационного комплекса Приэльбрусье: +----------------------------------------------------+---------------+ | Наименование мероприятий | Инвестиции, | | | млн. $ | +----------------------------------------------------+---------------+ | разработка пакета нормативно-правовых актов и | | | методическое обеспечение развития комплекса | 0,1 | +----------------------------------------------------+---------------+ | исследование и детальное описание рекреационных | | | возможностей республики | 0,2 | +----------------------------------------------------+---------------+ | разработка генерального плана развития Приэльбрусье| 0,5 | +----------------------------------------------------+---------------+ | разработка бизнес-планов, проектов согласующихся с | | | Концепцией развития комплекса и генеральным планом | | | развития | 0,3 | +----------------------------------------------------+---------------+ | транспортировка и утилизация технических и бытовых | | | отходов с гор Эльбрус, Чегет, поляны "Зеленая | | | гостиница" и других мест Приэльбрусья | 0,5 | +----------------------------------------------------+---------------+ | проектирование объектов инфраструктуры и | | | инженерного обеспечения | 1,9 | +----------------------------------------------------+---------------+ | организация мониторинга состояния окружающей среды | | | и специальной службы утилизации отходов | 2,5 | +----------------------------------------------------+---------------+ | осуществление мероприятий по внедрению новых | | | экологически чистых источников энергии | 0,1 | +----------------------------------------------------+---------------+ | проектирование и строительство селелавинозащитных | | | сооружений, лесонасаждение | 6 | +----------------------------------------------------+---------------+ | оценка экологического состояния и разработка схем | | | защиты источников минеральной и питьевой пресной | | | воды | 0,2 | +----------------------------------------------------+---------------+ | разработка проекта и создание фитоэкологического | | | питомника для сохранения и воспроизводства ценных | | | пород деревьев и редких растений | 0,3 | +----------------------------------------------------+---------------+ | разработка и реализация комплекса мер по | | | продвижению турпродукта на внутренний и внешний | | | рынок, включая маркетинговые и рекламные | | | мероприятия | 0,1 | +----------------------------------------------------+---------------+ | кадровое и научное обеспечение | 0,05 | +----------------------------------------------------+---------------+ | Всего | 12,75 | +----------------------------------------------------+---------------+ Общая сумма инвестиций, требуемых для реализации первого этапа проекта, составляет 305,25 миллиона долларов. 2 этап: 2008-2012 годы Освоение привлеченных источников финансирования. Доведение рекреационной емкости курорта до максимума. Проведение мероприятий по рекламированию услуг комплекса за рубежом. На втором этапе реализации проекта планируется доведение количества мест до 12500 номеров, или 25000 койко-мест. Для строительства жилья требуется привлечение инвестиций в сумме 90 миллионов долларов США. Работы по инженерному обеспечению комплекса требуют инвестиционных вливаний в сумме 30 миллионов долларов США. Для организации двух новых ареалов катания на горных лыжах в районе пика Терскол и Юсеньги на сеть канатных дорог пропускной способностью 6500 человек в час требуется 66 миллионов долларов, 25 миллионов долларов - на горнолыжные трассы, 17,5 миллиона долларов - на обеспечение работы трасс. Схема канатных дорог на пике Терскол (общая стоимость 26,5 миллионов $) +---------------------------------+ | пик Терскол | +----------------+----------------+ | +-------------------+-------------------+ | новая кресельная канатная дорога | | пропускной способностью 1500 | + горнолыжников/час стоимость | | 17 миллионов $ | +-------------------+-------------------+ | +-------------------+-------------------+ | новая кресельная канатная дорога | | пропускной способностью 1000 | + горнолыжников/час стоимость | | 17 миллионов $ | +-------------------+-------------------+ | +--------+--------+ | новые бугельные | | канатные дороги | | 5 шт. стоимость | | 2,5 млн. $ | +-----------------+ Схема канатных дорог на горе Юсеньги (общая стоимость 39,5 миллионов $) +------------------+ | гора Юсеньги | +---------+--------+ | +-----------------+------------------+ | | +--------------+----------------+ +----------------+---------------+ | новая гондольная канатная | | новая гондольная канатная | | дорога пропускной способностью| | дорога пропускной способностью | | 2250 горнолыжников/час | | 2250 горнолыжников/час | | стоимость 17 млн. $ | | стоимость 14,5 млн. $ | +--------------+----------------+ +----------------+---------------+ | | +--------------+---------------+ +----------------+---------------+ | новые бугельные канатные | | новая кресельная канатная | | дороги 6 шт. | | дорога пропускной способностью | | стоимость 3 млн. $ | | 1500 горнолыжников/час | | | | стоимость 5 млн. $ | +--------------+---------------+ +----------------+---------------+ Организация пунктов питания, сети ресторанов и кафе, отдыха и развлекательных объектов потребует освоения капитальных вложений в сумме 50 млн. долл. США. Маркетинговые, экологические и управленческие мероприятия потребуют от государства на втором этапе инвестиций в сумме 7,2 млн. долл. США. Сумма капитальных вложений второго этапа составит 285,7 млн. долл. Общие капитальные вложения по проекту: +--------------------------------------+--------------------+-------+ | Мероприятия | Инвестиции, млн. $ | Всего | | +---------+----------+ | | | I этап | II этап | | +--------------------------------------+---------+----------+-------+ | Научное обоснование и регулирование | | | | | деятельности по развитию комплекса | 5,55 | 7,2 | 12,75 | +--------------------------------------+---------+----------+-------+ | Инфраструктура и инженерное | | | | | обеспечение (дороги, мосты, | | | | | газопровод, водопровод и другие | | | | | инженерные коммуникации) | 65 | 30 | 95 | +--------------------------------------+---------+----------+-------+ | Объекты туристического бизнеса, | 234,7 | 248,5 | 483,2 | | в том числе: | | | | +--------------------------------------+---------+----------+-------+ | - места размещения (гостиницы, | | | | | пансионаты, кемпинги) | 91,2 | 90 | 175,8 | +--------------------------------------+---------+----------+-------+ | - канатные дороги | 61 | 66 | 127 | +--------------------------------------+---------+----------+-------+ | - горнолыжные трассы, включая | | | | | оборудование для обслуживания | 32,5 | 42,5 | 75 | +--------------------------------------+---------+----------+-------+ | - питание (кафе, бары, рестораны) | 35 | 35 | 70 | +--------------------------------------+---------+----------+-------+ | - дополнительные развлекательные | | | | | объекты (дискотеки, боулинг-клубы, | | | | | бильярд, катки и т. д.) | 15 | 15 | 30 | +--------------------------------------+---------+----------+-------+ | Итого по всему проекту | 305,25 | 285,7 | 590,95| +--------------------------------------+---------+----------+-------+ Туризм является одной из самых высокодоходных сфер деятельности, и темпы роста мировой туристкой индустрии впечатляют. Оценка потенциальных доходов и поступлений от развития рекреационного комплекса республики в соответствии с данной Концепцией приведены в следующих таблицах: Потенциальные поступления от развития различных туристических услуг на территории комплекса "Приэльбрусье" +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Вид | Стоимость | Количество- | Посту- | Посту- | Посту- | Посту- | Посту- | Посту- | Посту- | | | | посетителей | пления | пления | пления | пления | пления | пления | пления | | | | в год (факт | (факт | (прог- | (прог- | (прог- | (прог- | (прог- | (прог- | | | | 2001 г.) | 2001) | ноз | ноз | ноз | ноз | ноз | ноз | | | | | USD | 2002) | 2003) | 2004) | 2005) | 2006) | 2007) | | | | | | USD | USD | USD | USD | USD | USD | +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | горнолыжный | | | | | | | | | | | туризм | От 15 $ | 198000 |$1277419|$1532903|$2970000|$3870000|$5670000|$8100000|$11250000| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Хелиски | От 20 | | | | | | | | | | | $/подъем | 600 | $12000| $14400| $15000| $15636| $22909| $32727| $45455| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Скитур | От 500 | | | | | | | | | | | руб./день | 100 | $1612| $1934| $2015| $2100| $3077| $4396| $6106| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Зимние горные | От 500 | | | | | | | | | | аттракционы | руб./день | - | - | - | $38710| $48387| $70893| $101275| $140660| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Ледолазание | От 1000 | | | | | | | | | | | руб./день | - | - | - | $12903| $16129| $23631| $33758| $46887| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Парапланеризм | От 500 | | | | | | | | | | | руб./день | - | - | - | $25806| $32258| $47262| $67517| $93773| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Сплавы по | От 200 | | | | | | | | | | горным рекам | руб./сплав | - | - | - | $103226| $129032| $189047| $270068| $375094| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Велотуризм | От 500 | | | | | | | | | | | руб./день | - | - | - | $6452| $8065| $11815| $16879| $23443| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Джипинг | От 1000 | | | | | | | | | | | руб./машина| - | - | - | $51613| $64516| $94524| $135034| $187547| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Скалолазание | От 300 | | | | | | | | | | | руб./день | - | - | - | $7742| $9677| $14179| $20255| $28132| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Пешеходный | От 500 | | | | | | | | | | туризм | руб./день | - | - | - | $19355| $24194| $35446| $50638| $70330| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | горный туризм | От 500 | | | | | | | | | | | руб./день | - | - | - | $19355| $24194| $35446| $50638| $70330| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Альпинизм | От 500 | | | | | | | | | | | руб./день | - | - | - | $19355| $24194| $35446| $50638| $70330| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Конный туризм | От 200 | | | | | | | | | | | руб./день | - | - | - | $3871| $4839| $7089| $10128| $14066| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Горные | От 50 руб./| | | | | | | | | | аттракционы | аттракцион | - | - | - | $645| $806| $1182| $1688| $2344| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Каньонинг | От 500 | | | | | | | | | | | руб./сплав | - | - | - | $6452| $8065| $11815| $16879| $23443| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Рыбалка | От 500 | | | | | | | | | | | руб./день | - | - | - | $6452| $8065| $11815| $16879| $23443| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Охота | От 1000 | | | | | | | | | | | руб./день +| | | | | | | | | | | стоимость | | | | | | | | | | | лицензии | - | - | - | $6452| $8065| $11815| $16879| $23443| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Экскурсии | От 50 | | | | | | | | | | |руб./день | - | - | - | $258065| $322581| $472618| $675169| $937734| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Созерцательный| От 500 | | | | | | | | | | туризм | руб./день | - | - | - | $903226|$1129032|$1654164|$2363091| $3282071| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Итого | | |$1291031|$1549238|$3581354|$4476692|$5749834|$8424175|$12034535| +---------------+------------+-------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+---------+ Денежный поток по гостиничному комплексу "Приэльбрусье" +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------+ | Заполняемость, % | OCCUPANSY, % | 53 | 53 | 53 | 53 | 53 | Проценты | +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+ | | Средняя | AARR, USD | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | | | фактическая | | | | | | | | | стоимость номера | | | | | | | | +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+ | | Количество | ROOMS NUMBER | 1650 | 2150 | 3150 | 4500 | 6250 | | | двухместных | | | | | | | | | номеров | | | | | | | | +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------+ | ПОСТУПЛЕНИЯ | GROSS REVENUE | $22944153 | $29896927 | $43802474 | $62574963 | $86909670 | 100% | +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------+ | Номера | Rooms | $15303750 | $19941250 | $29216250 | $41737500 | $57968750 | 66,70% | +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------+ | Питание | Food & Beverage| $5345988 | $6965984 | $10205976 | $14579966 | $20249953 | 23,30% | +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------+ | Аренда | Rentals | $757157 | $986599 | $1445482 | $2064974 | $2868019 | 3,30% | +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------+ | Прочее | Others | $1537258 | $2003094 | $2934766 | $4192522 | $5822948 | 6,70% | | +----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+ | | ОПЕРАЦИОННЫЕ | DEPARTAMENTAL | $8030454 | $10463924 | $15330866 | $21901237 | $30418385 | 35,00% | | РАСХОДЫ | EXPENSES | | | | | | | +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------+ | Номера | Rooms | $3900506 | $5082478 | $7446421 | $10637744 | $14774644 | 17,00% | +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------+ | Продукты и | Food & Beverage| $2982740 | $3886600 | $5694322 | $8134745 | $11298257 | 13,00% | | напитки | | | | | | | | +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------+ | Аренда | Rentals | $458883 | $597939 | $876049 | $1251499 | $1738193 | 2,00% | +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------+ | Прочее | Others | $688325 | $896908 | $1314074 | $1877249 | $2607290 | 3,00% | +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------+ | ОПЕРАЦИОННЫЙ | TOTAL OPERATED | $14913699 | $19433002 | $28471608 | $40673726 | $56491286 | 65,00% | | ДОХОД | DEPARTAMENTAL | | | | | | | | | INCOME | | | | | | | +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------+ | НЕРАСПРЕДЕЛЕННЫЕ | UNDISTRIBUTED | $4818272 | $6278355 | $9198519 | $13140742 | $18251031 | 21,00% | | (ОПЕРАЦИОННЫЕ | OPERATING | | | | | | | | РАСХОДЫ) | EXPENSES | | | | | | | +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------+ | Административные | Administrative | $1376649 | $1793816 | $2628148 | $3754498 | $5214580 | 6,00% | | | & General | | | | | | | +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------+ | Маркетинг | Marketing | $688325 | $896908 | $1314074 | $1877249 | $2607290 | 3,00% | +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------+ | Эксплуатация в | Property | $1606091 | $2092785 | $3066173 | $4380247 | $6083677 | 7,00% | | обслуживание | operations & | | | | | | | | | Maintenance | | | | | | | +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------+ | Коммунальные | Energy | $917766 | $1195877 | $1752099 | $2502999 | $3476387 | 4,00% | | расходы | | | | | | | | +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------+ | Прочее | Others | $229442 | $298969 | $438025 | $625750 | $869097 | 1,00% | +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------+ | ВАЛОВАЯ | INCOME BEFORE | $10095427 | $13154648 | $19273088 | $27532984 | $38240255 | 44,00% | | ОПЕРАЦИОННАЯ | FIXED CHARGES | | | | | | | | ПРИБЫЛЬ | (GOP) | | | | | | | +------------------+----------------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------+ Годовой доход от услуг горнолыжного курорта, напрямую не связанных с горнолыжной тематикой (фитнес-клубы ночные клубы, бильярдные, автостоянки, магазины, сувенирные киоски, бары, рестораны, кафе, казино), составит: +-------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ | Годы реализации проекта | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | +-------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ | Годовой доход | $9240000|$12040000|$17640000|$25200000|$35000000| +-------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ Совокупная величина годовой прибыли, генерируемая всеми подразделениями горно-рекреационного комплекса, составит по годам реализации проекта: +-------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ | Ежегодный доход | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | | подразделений комплекса | | | | | | +-------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ | гостиничный комплекс |$10095427|$13154648|$19273088|$27532984|$38240255| +-------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ | туристические услуги | $3581354| $4476692| $5749834| $8424175|$12034535| +-------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ | услуги развлекательных | | | | | | | комплексов, | | | | | | | дополнительных пунктов | | | | | | | питания и др. | $9240000|$12040000|$17640000|$25200000|$35000000| +-------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ | Итого |$22916781|$29671340|$42662922|$61157158|$85274790| +-------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ Совокупная прибыль за первые пять лет реализации проекта составит 241,7 миллиона долларов США. Требуемая сумма капиталовложений для развития комплекса объективно не может быть полностью профинансирована государством. В связи с этим необходимо провести мероприятия по привлечению частных инвестиций и использованию других внебюджетных источников для финансирования комплекса в следующих областях: - внесение законодательных инициатив на федеральном и республиканском уровнях с целью улучшения инвестиционного климата; - привлечение займов Всемирного Банка под гарантии Правительства РФ; - привлечение частных инвесторов под гарантии Правительства КБР; - использование залогово-страхового фонда Кабардино-Балкарской Республики для обеспечения инвестиций; - разработка законодательной базы по сдаче объектов рекреации в концессию. Из общей суммы капиталовложений по проекту государственные инвестиции должны составить не менее 208,45 миллиона долларов США (35% от общей суммы требуемых инвестиций для реализации концепции развития). Из них: - реконструкция и доведение начатого строительства по объектам рекреации, существующим в настоящий момент, 40,1 миллиона долларов США (22% от общей суммы требуемых инвестиций по данному направлению); - управление проектом, экологические и маркетинговые мероприятия - 12,75 миллиона долларов США (100% государственные вложения); - инженерное обеспечение, инфраструктура - 95 миллионов долларов США (100% государственные вложения); - строительство канатных дорог - 38,1 миллиона долларов США (30% от общей суммы требуемых инвестиций по данному направлению); - горнолыжных трасс - 22,5 миллиона долларов США (30% от общей суммы инвестиций по данному направлению). Для повышения инвестиционной привлекательности региона возможно создание режима преференциального хозяйствования на территории Приэльбрусья, с предоставлением льгот по республиканским и местным налогам, что подчеркнет прежде всего отношение государства к необходимости развития комплекса. При принятии соответствующего федерального закона целесообразно создание на территории горно-рекреационного комплекса "Приэльбрусье" свободной экономической зоны, что существенно повысит инвестиционный рейтинг района и будет способствовать достижению целей Концепции развития комплекса. 5. Выводы по ожидаемому социально-экономическому эффекту от реализации программы развития комплекса В результате реализации программы развития комплекса будут введены в эксплуатацию следующие объекты рекреации: - горнолыжные трассы общей протяженностью 660 км, в том числе: 150 км - спортивные трассы, обустроенные и обслуживаемые трассы - 360 км, необустраиваемые природные трассы - 150 км; - 36 канатных дорог пропускной способностью 12500 человек на первой очереди подъема за один час; - прокат лыж для обеспечения от 10000 до 12500 лыжников. Будут проведены мероприятия по улучшению инфраструктуры курорта по следующим направлениям: - реконструкция и строительство дорог и мостов; - строительство жилья (220 тыс. кв. м); - приобретение снежных пушек и парка машин для утрамбовки снега (10 машин) для горнолыжных трасс; - реконструкция систем жизнеобеспечения комплекса (водопровод, канализация, электро- и газоснабжение). Реализация мероприятий по развитию горно-рекреационного комплекса, кроме получения высокодоходного источника бюджетных поступлений, позволит прежде всего разрешить острую социальную проблему хронической безработицы и трудоизбыточности Кабардино-Балкарской Республики. К концу 2001 года в органах занятости населения КБР официально зарегистрировано около 9000 безработных, что составляет около 1,1% от численности постоянного населения и 2,4% от численности экономически активного населения. В органы занятости в 2001 году обратилось около 18000 человек, желающих получить работу. Реальная безработица намного превышает эти показатели и по оценкам специалистов по методике МОТ число безработных составляет более 70 тысяч человек, или около 20% экономически активного населения. Реализация целевой программы позволит получить развитый высококлассный горно-рекреационный комплекс с возможностью обслуживания более 25 тысяч туристов одновременно. Это позволит создать до 8 тысяч новых рабочих мест, что снизит напряженность на рынке труда в Эльбрусском районе, где проживает около 16000 безработных граждан трудоспособного возраста. На 50% будет сокращена безработица только за счет основных мест обслуживающего персонала в комплексе. Кроме этого, развитие рекреационного комплекса республики позволит дополнительно создать в смежных отраслях около 15000 рабочих мест, что полностью разрешит проблему безработицы в Эльбрусском районе и частично покроет необходимость в создании рабочих мест по республике в целом. Рабочие места будут созданы в следующих отраслях: сельское хозяйство - 7300; транспорт - 1200; связь - 250; строительство - 1250; торговля - 350; пищевая и перерабатывающая промышленность - 1700; промышленность строительных материалов - 1000; научная деятельность - 50; банковская сфера - 50; здравоохранение - 100; и другие отрасли (традиционные ремесла, искусство, развлечения, система безопасности и т. д.) - 1500. Структура занятости при успешной реализации программы развития комплекса оптимально подходит к социально-экономическим условиям республики. В силу географического положения и сельскохозяйственной специализации республики, при малой обеспеченности землей (в РФ на одного сельского жителя приходится около 2,3 га посевных площадей, в Южном федеральном округе - около 1,3 га, в КБР - всего 0,9 га) и густонаселенности сельских районов, где острее всего стоит вопрос безработицы, развитие горно-рекреационного комплекса республики, способствующее использованию трудовых ресурсов сельского населения чрезвычайно выгодно для республики. Эльбрусский район также является сельским и одним из самых депрессивных районов республики. Ни одна из отраслей народного хозяйства республики неспособна обеспечить эффективную занятость так оптимально как рекреационная, и именно это преимущество определяет стратегическую направленность развития республики. Кроме рекреационного назначения горный комплекс Приэльбрусья одновременно будет использоваться как база для подготовки олимпийских спортсменов и проведения зимних Олимпийских игр и международных соревнований по зимним видам спорта. Приэльбрусье в силу высокогорного положения является также идеальным местом для проведения тренировочных сборов спортсменов различных видов спорта. Появление в Приэльбрусье современного центра туризма, рекреации и горнолыжного спорта будет, несомненно, способствовать культурному обмену и укреплению дружбы и мира на всем Северном Кавказе. -------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|