Расширенный поиск
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28.09.2002 № 439КЪЭБЭРДЕЙ-БАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКЭМ И ПРАВИТЕЛЬСТВЭ КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОСУ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНЭ N 439 БЕГИМ N 439 ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 439 28 сентября 2002 г. Налшык къ. Нальчик ш. г. Нальчик О проекте целевой программы "Развитие культуры в Кабардино-Балкарской Республике на 2002-2006 годы" Правительство Кабардино-Балкарской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить проект целевой программы "Развитие культуры в Кабардино-Балкарской Республике на 2002-2006 годы" (далее - Программа) и внести на рассмотрение Президента Кабардино-Балкарской Республики. 2. Просить Президента Кабардино-Балкарской Республики направить указанный проект программы на утверждение в Парламент Кабардино-Балкарской Республики и назначить официальным представителем Правительства Кабардино-Балкарской Республики при рассмотрении данного вопроса министра культуры Кабардино-Балкарской Республики Ю.М. Тхагазитова. Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики X. Чеченов * * * ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2002-2006 годы" Нальчик,2002 ПАСПОРТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2002-2006 годы" Наименование Целевая программа "Развитие культуры Программы в Кабардино-Балкарской Республике на 2002-2006 годы" Основание для Послание Президента Кабардино-Балкарской разработки Республики Парламенту Программы Разработчики Министерство культуры КБР при участии экспертов МК РФ Исполнители Министерства и ведомства, органы местного самоуправления, творческие союзы, учебные заведения культуры и другие организации по профилю предусматриваемых мероприятий Объемы и источники всего - 1791,755 млн. руб., финансирования в том числе из: федерального бюджета - 180,0 млн. руб.; республиканского бюджета КБР - 1544,015 млн. руб.; внебюджетных источников - 67,76 млн. руб. Цели и задачи Целями Программы являются: - содействие социальному прогрессу республики; - повышение качества жизни населения; - формирование комфортной среды проживания; Задачами Программы являются: - рациональное использование потенциала профессиональных творческих коллективов республики; - максимальное использование культурного наследия, его сохранение и возрождение; - сохранение культурных традиций с учетом исторических особенностей республики, их изучение и пропаганда; - создание условий для развития народных промыслов и ремесел; - поддержка национальных культурных центров; - сохранение и укрепление материально-технической базы для культурно-досуговой работы в республике; - развитие кадрового потенциала учреждений культуры; - поддержка инновационной культурной деятельности; - информатизация культурной деятельности, формирование системы информационных центров; - обеспечение равного доступа всех слоев населения КБР к культурным ценностям, создание условий для диалога культур в многонациональной республике; - создание условий для совершенствования учебного процесса в образовательных учреждениях культуры и искусства; - развитие новых форм музейной деятельности, использование новых технологий в работе музеев Сроки реализации 2002-2006 годы Ожидаемые конечные - повышение эффективности использования результаты культурного наследия; - создание новых форм приобщения населения к культурным традициям республики; - обеспечение вхождения республики в мировое культурное пространство; - развитие инициатив в сфере культуры; - сохранение музейных и библиотечных фондов; - обеспечение технической оснащенности объектов культуры и досуга Система организации Отчеты Министерства культуры КБР о контроля за ходе реализации Программы обсуждаются исполнением на заседаниях Правительства КБР Программы ВВЕДЕНИЕ В основу Программы развития культуры Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы (далее - Программа) заложена концепция, согласно которой культурная деятельность признается одним из базовых факторов развития Кабардино-Балкарской Республики. Программа призвана определить приоритеты государственной культурной политики с целью обеспечения доступности культурных ценностей для граждан Кабардино-Балкарской Республики, сохранения и пропаганды культурных традиций с учетом исторических особенностей республики, поддержки инновационной культурной деятельности. Целесообразность разработки Программы определяется рядом факторов экономического, юридического и социокультурного характера, в том числе слабой материально-технической базой учреждений культуры, являющейся следствием недостаточного финансирования. Задачи, стоящие сегодня перед отраслью культуры, обуславливают необходимость включения в Программу ее развития специальной системы мер по организационному и экономическому обеспечению предстоящих модернизационных мероприятий и проектов. Главным содержанием такого обеспечения становится на современном этапе поиск путей оптимизации системы управления и организации работы учреждений культуры, а также освоение ими дополнительных источников финансирования. Программа предусматривает более эффективное использование имеющихся в отрасли финансовых и материальных ресурсов, концентрацию их на наиболее приоритетных направлениях сохранения и использования культурного наследия, поддержки культурной деятельности и на запуске и реализации проектов, позволяющих привлечь внебюджетные средства, расширить источники ресурсов, масштабы и формы их воспроизводства. Сложившиеся условия работы требуют новых подходов к управлению сферой культуры. Программа определяет современную схему культурной политики, направлена на координацию действий всех субъектов культурной деятельности в условиях рыночной экономики, предусматривает активизацию межведомственного социокультурного программирования с учетом экономических условий и культурного потенциала Кабардино-Балкарской Республики. РАЗДЕЛ 1. СОСТОЯНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ 1. Анализ состояния культурно-досуговой деятельности и народного творчества Значительную работу по возрождению и сохранению традиционных жанров народного искусства, созданию оптимальных условий для развития массового художественного творчества и организации досуга населения проводит 161 учреждение культурно-досугового типа, в том числе: 9 районных домов культуры, 10 городских домов культуры, 131 сельский дом культуры. Являясь одним из видов связи социальных систем, они выступают важными очагами духовного общения населения, нравственного воспитания молодежи, возможности единения людей различных поколений, развития творческого потенциала каждого человека. Позитивной тенденцией в деятельности культурно-досуговых учреждений является рост количества клубных формирований и числа участников в них. По количеству любительских объединений и коллективов народного творчества республика занимает 6 место среди субъектов Российской Федерации. Растет число участников этих формирований, составляя в среднем 22 человека ни одно клубное формирование (4 место среди субъектов Российской Федерации) Более 60 коллективов народного творчества имеют звание "народный". Наряду с этим можно отметить ряд общих для всех районов республики ключевых проблем. Крайне слаба материально-техническая база клубных учреждений. По-прежнему многие населенные пункты республики не имеют типовых домов культуры. 32 сельских дома культуры располагаются в ветхих зданиях, 60% требуют капитального и текущего ремонта. В целом техническое оснащение организации досуга в государственных и муниципальных учреждениях значительно отстает от среды "домашнего" потребления культуры, что сказывается и на содержании культурно-досуговой деятельности. В республике недостаточно развиты отдельные жанры художественной самодеятельности. Фактически разрушилась система обслуживания жителей периферийных сел передвижными средствами культуры (автоклубами). Недостаточно активно ведется работа по созданию новых форм и типов учреждений культуры (социально-культурных комплексов, образовательно-культурных центров, центров досуга, домов фольклора, центров ремесел и т.д.) Слабо развивается арсенал новых форм и методов клубной работы, имеется большой дефицит методической литературы по вопросам клубной и парковой работы, проблемам народного творчества. Не стала всеобщим принципом адресность работы клубных учреждений, Особенно нуждаются в более широком привлечении к клубной деятельности подростки и пенсионеры, создающие собственные самоорганизуемые досуговые объединения. Недостаточно налажены партнерские отношения культурно-досуговых учреждений с органами образования, другими параллельными организациями социальной сферы. Необходимо оказание всесторонней помощи специалистам, развивающим народные художественные промыслы и ремесла. 2. Анализ состояния театрально-концертной деятельности В республике функционируют 10 театрально-зрелищных предприятий, в том числе 3 драмтеатра, 3 танцевальных ансамбля, Музыкальный театр, республиканский театр кукол, Госфилармония и Государственный концертный зал. Театрально-концертная жизнь республики отличается разнообразием. С театральным искусством республики знакомы народы Северного Кавказа и России. Особое место в культуре народов КБР занимает танцевальное искусство. Государственный академический ансамбль танца "Кабардинка" и Государственный фольклорно-этнографический ансамбль танца "Балкария" имеют мировую известность. В основе танцев, исполняемых этими ансамблями, лежит богатый фольклорный материал, который стал сценическим воплощением традиционной культуры народов республики. Однако серьезной проблемой для республики, как и для всех регионов России, является неоформленность инфраструктуры театрально-концертного предложения. Дальнейший рост посещаемости концертных программ во многом будет зависеть от интенсивности гастрольной деятельности коллективов в республике и спонсорской поддержки. Требуются целенаправленные усилия по обеспечению нового уровня жанрово-видового и стилистического разнообразия театрально-концертной деятельности на территории республики. Имеется необходимость в подготовке профессиональных режиссеров, квалифицированных технических работников. Важно повышение престижности творческих профессий среди молодежи, совершенствование уровня художественного образования и КБР. Значимым для решения стоящих перед профессиональным искусством задач является совершенствование координации и взаимодействия деятельности профессионально-творческих объединений и органов управления отраслью. 3. Анализ состояния библиотечного дела Одним из главных положительных факторов, характеризующих современное состояние библиотечного дела в Кабардино-Балкарской Республике, является сохранение оптимально размещенной сети библиотек. Разветвленная сеть Министерства культуры КБР насчитывает 174 библиотеки, включает в себя Государственную национальную библиотеку, Республиканскую юношескую библиотеку им. К.Мечиева, Республиканскую детскую библиотеку им. Б.Пачева, Библиотеку для слепых и 170 муниципальных общедоступных библиотек, в т.ч. 14 детских. Из общего их числа в сельской местности расположено 123 библиотеки. Ежегодно услугами государственных библиотек республики пользуются 270 тыс. человек. Библиотечный фонд системы Министерства культуры КБР составляет 5 млн. 129 тыс. книг и периодических изданий. Среди новых форм, которые внедряются в библиотечную практику - библиотека семейного чтения, библиотека - музыкальная гостиная, библиотека - клуб творческих встреч, библиотека - клуб общения деловых людей и др. Традиционными стали в библиотеках республики встречи с писателями, учеными, выставки-ярмарки, выставки местных художников, "Неделя детской книги", конкурс с участием детских библиотек "Лето с книгой". Однако в настоящее время 25% библиотечных фондов КБР составляют книги морально устаревшие и практически невостребованные. Из-за слабою притока новых изданий значительно возросла доля физически изношенных книжных фондов. Пополнение фондов Государственной национальной и республиканских библиотек поддерживается на минимально допустимом уровне. По ряду показателей материально-техническая база библиотек не соответствует современным требованиям: в аварийных помещениях находится 8 из 174 библиотек Министерства культуры КБР, капитальный ремонт требуется 46 зданиям, копировально-множительную технику (ксероксы) имеют только 2 библиотеки, компьютерную технику - 4, аудио - и видеотехнику - 47, транспорт - 3 централизованные библиотечные системы. Анализ ситуации, сложившейся на современном этане в библиотечной сети республики, свидетельствует о необходимости перестройки ее работы. 4. Анализ состояния музейного дела Музейная сеть Кабардино-Балкарской Республики составляет 12 единиц, куда входят Национальный музей КБР (с 9 филиалами), Музей изобразительных искусств. Фонды музеев насчитывают свыше 150 тыс. единиц хранения. Многие музейные предметы являются уникальными и представляют большую историческую и художественную ценность. В то же время, современное состояние музеев характеризуется целым рядом негативных явлений. Одной из их причин является общественно-воспитательная установка, которая долгое время определяла приоритетные направления работы музеев, придавая их деятельности пропагандистскую направленность, одновременно нивелируя научную работу, и игнорируя специфику и важность учетно-хранительской деятельности музеев. Недостаточный уровень технического обеспечения сохранности музейных ценностей ведет к ускоренному их старению, биологическим и физическим повреждениям и утратам фондов. Предметы многих музейных коллекций нуждаются в проведении постоянных профилактических консервационных и реставрационных мероприятий. 5.Анализ состояния культурного наследия Культурный потенциал Кабардино-Балкарской Республики уникален. Исторически республика сложилась как многонациональная, с глубокими традициями народной культуры, формировавшимися на протяжении столетий, поэтому историко-культурное наследие республики разнообразно по своему содержанию. По богатству и значимости памятников истории, культуры и археологии Кабардино-Балкарская Республика является одной из интереснейших территорий России, под государственной охраной состоит 520 памятников. Отличительной особенностью культурного наследия республики является также и высокая степень сохранности культурно-исторической среды. При этом средовые структуры в значительной степени совпадают с современной схемой расселения. Республиканский уровень памятникоохранной деятельности связан преимущественно с решением вопросов управления, юридического обеспечения, реставрации и др., то есть с "сохранением" в широком смысле слова. Вопросы обеспечения сохранности, использования памятников истории и культуры имеют государственные масштабы и требует принятия решений соответствующего уровня. Здесь важно привлечение средств из разных источников и расширение круга субъектов, выступающих в качестве партнеров в деле сохранения и освоения культурного наследия. Между тем, отличительной чертой современной ситуации стали противоречия, порожденные отсутствием достаточно четкого разграничения между региональным, субрегиональным и локальным уровнями культурной политики. Возникает необходимость более четкой регламентации отношений, поскольку порознь ни республиканские, ни муниципальные власти не могут обеспечить охрану и использование культурного наследия. Цепочка договоров, разграничивающих функции, права и обязанности в сфере наследия, должна связывать не только федеральные органы охраны памятников с республиканскими, но и республиканские с районными и муниципальными. РАЗДЕЛ 2. ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ Предлагаемая Программа строится на прогнозировании ведущих тенденций, определении задач и планировании их решения в ходе составления и реализации конкретных проектов. В конечном счете сфера культуры республики должна претерпеть системную трансформацию, при которой модернизационными изменениями будут затронуты все составляющие отрасли: от внешних связей и организации управления до материально-технического обеспечения. Системная трансформация означает прежде всего переход от культуры, воспроизводящей нормы и образцы, к культуре, производящей значимые творческие произведения и новые формы работы. Программа строится на понимании изменений, происходящих в культуре и образе жизни населения. Эти изменения, обусловленные социально-политическими и экономическими факторами, приводят к формированию новых традиций. К числу ведущих процессов, влияющих сегодня на развитие культуры, относятся: - развитие связей с рынком; - расширение сферы шоу-бизнеса; - распространение новых, в том числе информационных, технологий; - распространение программно-проектных методов управления; - возрастание культурной роли территорий и др. Опираясь на имеющиеся сегодня культурные ресурсы в республике, сфера культуры сможет завершить переход от стратегии сохранения потенциала к наступательной стратегии устойчивого развития. Устойчивое движение вперед должно сочетаться с последовательными шагами по формированию материально-технической базы, соответствующей требованиям времени. Основополагающими принципами политики в сфере культуры являются: - обеспечение государственных гарантий сохранения и развития сферы культуры; - содействие сохранению и развитию некоммерческого сектора в сфере культуры; - содействие формированию рынка культурно-досуговых услуг. В соответствии с названными принципами выделяются приоритетные направления развития сферы культуры: - техническое переоснащение отрасли; - создание комплексной системы освоения и актуализации культурного наследия; - формирование системы общее! венной поддержки сферы культуры; - развитие отношений "культура - производство", "культура - образование", "культура - бизнес" и др.; - освоение новых аудиторий, прежде всего молодежной, за счет расширения профильного спектра учреждений культуры; - взаимодействие с творческой интеллигенцией республики; - развитие художественного рынка; - обеспечение доступности развлекательных услуг для малообеспеченных слоев населения; - модернизация инфраструктуры сети учреждений культуры; - регулирование отношений с коммерческим сектором культуры и стимулирование культурного многообразия. В результате реализации указанных направлений достигается усиление позитивного воздействия культуры на духовное развитие общества, включая все слои населения республики, осуществляется вклад культуры в повышение уровня и качества жизни населения КБР. Условием успешной реализации основополагающих принципов и направлений развития сферы культуры являются масштабность и высокое качество как отдельных проектов и акций, так и культурной деятельности в целом. Для этого необходимо внутреннее единство отрасли, обеспечиваемое взаимосвязью и координацией на всех уровнях, единой концепцией и программой развития на перспективу. РАЗДЕЛ 3. СТИМУЛИРОВАНИЕ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основными задачами в данной области культуры являются процесс укрепления материальной базы культурно-досуговых учреждений, расширение сферы услуг, увеличение финансирования за счет средств бюджета и привлечения прочих видов ассигнований. Проект "Организация досуга" Цели проекта: - проведение социологического исследования "Досуг в вашей жизни" и разработка перспективных моделей учреждений клубного типа на республиканском, городском, районном и сельском уровнях. Разработка и утверждение Положения о культурно-досуговом учреждении по результатам данного исследования с привлечением соответствующих специалистов; - возрождение работы автоклубов по обслуживанию населения в отдаленных населенных пунктах; - организация в сфере культурно-досуговой деятельности маркетинговых служб по изучению рынка досуговых услуг населению с учетом современной социально-экономической ситуации, утверждение перечня таких услуг; - разработка и реализация подпрограммы организации культурно-досуговых услуг для социально незащищенных слоев населения (инвалидов, малообеспеченных групп населения, пенсионеров, социально неблагополучных групп подростков молодежи); - реализация имеющейся федеральной концепции социально-культурной реабилитации инвалидов. Проведение (не менее трех) республиканских научно-практических конференций по проблемам организации культурно-досуговой деятельности различных социально незащищенных групп населения. Активное привлечение детей-инвалидов к сфере промыслов и ремесел в соответствии с федеральной программой "Дети - инвалиды"; - продолжение реорганизации сети культурно-досуговых учреждений республики, проведение работ по созданию новых форм и типов учреждений культуры (социально-культурные комплексы, образовательно-культурные центры), повсеместное создание народных домов, центров досуга, домов фольклора, центров ремесел, организация многопрофильных структур (клуб-библиотека, кино-досуговый центр, клуб-музей, библиотека-музей и пр.); - организационная и финансовая поддержка национальных культурных центров и проектов (2002-2004 годы). Проект "Народное творчество" Целями проекта являются: - сохранение и дальнейшее развитие потенциала самодеятельного художественного творчества; - оказание методической, организационной, консультационной, правовой и практической помощи государственным, ведомственным, общественным и иным учреждениям культуры. Для реализации проекта необходимо: - формирование общественного мнения о необходимости сохранения инфраструктуры сферы культуры, объема и качества создаваемых культурных благ и услуг; - изучение развития народного творчества; - использование подлинно исторического народного костюма в деятельности коллективов народного творчества; - подготовка научно-практической конференции и художественной выставки работ мастеров народных промыслов и ремесел КБР; - собирание и систематизация фольклора, описаний обычаев, праздников, обрядов народов КБР с последующим изданием этнографических сборников; - с целью взаимодействия в сфере культуры с республиками, краями и областями юга России проведение регионального фестиваля-конкурса молодых исполнителей эстрадной песни "Нальчик-2003" (2003 г.), регионального фестиваля-праздника "Весна Победы" (2003 г.), регионального конкурса исполнителей на народных инструментах (2004 г.), регионального фестиваля "Созвездие Эльбруса" (2003, 2005 годы), фестиваля народного искусства "Дружба без границ" (2003 г.); - формирование банка данных по всем вопросам народного творчества с перспективой компьютеризации, создание фонотеки и видеотеки (2002-2004 годы); - создание в Республиканском центре промыслов и ремесел выставочного зала, кабинета технических средств, фотолаборатории, съемочного павильона студии учебных и документальных видеофильмов, мастерских по различным видам ремесел и рукоделия для работы народных мастеров (2002-2003 годы); - внедрение в практику работы регулярного проведения Дней культуры районов в столице республики. Проект "Техника культуры и досуга" Цель проекта - определить объекты культуры и провести эксперимент по их комплексному переоснащению техникой с последующим распространением полученного опыта на все объекты досугового типа для внедрения и распространения современных технологий, научных достижений, современных информационных носителей в практику деятельности культурно-досуговых учреждений (2002-2004 годы). Проект "Молодые дарования" В целях выявления юных талантливых художников, музыкантов, сохранения и развития традиций исполнительского, художественного творчества, расширения контактов юных дарований, повышения интереса учащихся и преподавателей к совместному творчеству необходимо провес! и работу по следующим направлениям: - содействие профессиональному становлению одаренных детей, организация стажировок, консультаций у ведущих профессиональных исполнителей России, содействие в участии одаренных детей в республиканских, региональных и международных конкурсах, организация их концертно-исполнительской деятельности; - моральная и материальная поддержка одаренных детей, обеспечение их качественными инструментами, художественными материалами и пр. Привлечение к этой работе спонсоров и меценатов (организация адресной помощи с их стороны); - развитие детского литературного творчества. Создание студий, клубов и кружков детского литературного творчества. Издание альманахов, сборников, журналов творчества детей. Организация межрегиональных детских творческих конкурсов-фестивалей и литературных чтений, посвященных творчеству писателей, поэтов-земляков и писателей-классиков; - создание в г. Нальчике Молодежного экспериментального центра современного искусства и кино. В рамках его деятельности провести конкурсы на реализацию следующих проектов: "Детский фольклорный театр", "Детский литературный театр", "Новые технологии обучения детей изобразительному искусству", "Декоративно-прикладное искусство детей", "Союз юных литераторов", "Союз юных художников", "Союз юных композиторов". Проект "Культура и досуг детей" Проект направлен на активное привлечение детей к досуговой и эстетической деятельности. Он также включает разработку методик индивидуального и группового обучения детей-инвалидов различным видам искусства и прикладного творчества в зависимости от характера их заболевания, диагностику уровня их одаренности, проработку специальных рекреационных программ. Необходимо провести следующие мероприятия: - анализ и распространение опыта работы с детьми при музеях, выставочных залах и библиотеках, формирующего круг любителей истории (клубы "Юный историк", "Юный краевед") и знатоков изобразительного искусства (клубы "Юный художник", "Юный искусствовед") (2002-2003 годы); - разработка совместно с органами образования системы проката фильмов по произведениям и темам, входящим в программу обучения в школах, колледжах и пр. (2002- 2003 годы); - организация проката фильмов (включая видеофильмы) по развивающей тематике (природа, животный мир и пр.), но произведениям писателей-земляков и классиков для системы дошкольного воспитания (детских садов и т.п.), по тематике дополнительного образования; - разработка и внедрение долгосрочной программы взаимодействия и партнерства органов, учреждений культуры образования и медицины по организации досуга подрастающего поколения. РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА В данной сфере основными направлениями работы являются: - повышение творческого уровня и эффективности использования творческого потенциала профессиональных коллективов; - создание равных условий деятельности для всех коллективов; - расширение аудитории, способной понимать специфику искусства; - устранение неравенства в степени приобщенности городского и сельского населения к искусству; - поиск новых источников финансирования профессионального искусства. Проект "Творчество и деньги" Проект предполагает создание системы спонсорско-попечительских советов в сфере профессионального искусства, сформированных из представителей государственных и коммерческих структур, заинтересованных в экономическом и культурном развитии республики, повышении ее престижа в стране и за рубежом. Меры, которые необходимо осуществить в рамках проекта: - выработка и реализация комплекса организационных и нормотворческих мер, стимулирующих формирование системы авторитетных общественных институтов в сфере искусства, принимающих участие в выработке предложений по формированию общественно-государственной политики в области профессионального искусства, в деле регулирования и воспроизводства процессов развития современного искусства и профессионального творчества; - привлечение средств российских и международных (фондов и проектов; - совершенствование многоканальной модели финансирования учреждений искусства, социально значимых видов культурной активности; - широкое использование меценатства и спонсорства в сфере искусства за счет налоговых льгот тем, кто финансирует отдельные мероприятия, виды культурной профессиональной деятельности; - обеспечение развития эффективной системы платных услуг культурного и информационного назначения. Проект "Творческий потенциал" Цели проекта: - разработка совместно с министерствами и ведомствами, занимающимися вопросами культуры в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, проекта регионального театрального фестиваля (поочередно для каждой территории) "Театры Юга России" по ряду номинаций (лучшие спектакли нескольких жанров, лучший актер, театральный художник и т.д.) - поощрение практики проката спектаклей и концертов камерных форм силами актеров театров республики, недостаточно занятых в репертуаре; - оказание помощи исполнительским коллективам в организации рекламного дела; - оказание Министерством культуры КБР организационной, творческой и финансовой помощи любительским театральным и концертным коллективам городов и районов; - привлечение к систематическим занятиям с актерами ведущих педагогов театральных вузов России по актерскому мастерству, сценической речи, сценическому движению; - расширение репертуара концертов за счет привлечения наиболее одаренных непрофессиональных исполнителей (одаренных детей - дипломантов и лауреатов конкурсов из школ и училища республики, исполнителей из числа любителей высокого класса и пр.). Проект "Северо-Кавказская межрегиональная творческая школа искусств" Цель проекта - ежегодное проведение "Северо-Кавказской межрегиональной творческой школы искусств" для учащихся и преподавателей детских музыкальных и художественных школ, детских школ искусств из регионов Российской Федерации. В программе работы школы предусматриваются: - уроки мастер-класса по направлениям (музыкальное, художественное, хореографическое и теоретическое); - открытие выставок детского рисунка; - конкурсы и фестивали участников школы; - предоставление участникам школы возможности для активного отдыха. Проект "Исполнительское искусство и клуб" В разработке данного проекта участвуют районные (городские) структуры, театрально-зрелищные предприятия, образовательные учрежде- ния культуры. Цели проекта: - создание при учреждениях культуры клубов любителей искусства и привлечение их членов к обсуждению вопросов, касающихся определения репертуара творческих коллективов, обеспечения жанрово-видового и стилистического его многообразия; - привлечение актеров театров республики, педагогов-музыкантов и любителей для использования их в коллективах типа "антреприза"; - субсидирование концертной деятельности из районных и городских бюджетов; - организация проката репертуара малого жанра в нетрадиционных формах (вечера оперы, оперетты и пр.) Проект "Содействие деятельности творческих союзов и общественных организаций" Цели проекта: - оказание поддержки творческим союзам и общественным организациям в сфере культуры республики путем финансирования отдельных программ и размещения государственных заказов на конкурсной основе; - оказание поддержки культурным программам общественных организаций, действующих на территории республики и объединяющих различные национальности; - организация сбора и распространения информации о работе общественных объединений и культурных центров на базе учреждений культуры и вне их. Привлечение средств ведомств, благотворительных фондов для поощрения такой работы. РАЗДЕЛ 5. СОХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 1. Охрана и использование памятников истории и культуры Опыт последних лет наглядно показывает, что изменить ситуацию в сфере охраны памятников Кабардино-Балкарской Республики невозможно без существенной реорганизации системы сохранения культурного наследия. В качестве приоритетных задач выделяются: - развитие сотрудничества на всех уровнях охраны памятников - от федерального и республиканского до муниципального; - регулирование системы использования памятников и их функционирования в качестве культурных объектов; - сотрудничество со сферой туризма по вопросам разработки проектов включения памятников в схему туристических маршрутов Кабардино-Балкарской Республики; - разработка и реализация программ ремонтно-восстановительных работ памятников в республике; - дальнейшая разработка нормативной правовой базы обеспечения сохранности и использования памятников истории и культуры (2002-2003 годы); - сотрудничество с органами местного самоуправления и Министерством внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики в обеспечении безопасности объектов историко-культурного наследия от криминальных посягательств (2002 г.); - создание Фонда поддержки деятельности по сохранению культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики (2004 г.); - создание банка данных о памятниках истории и культуры Кабардино-Балкарии (2003 г.); - подготовка и издание Свода памятников истории и культуры Кабардино-Балкарской Республики (2003-2004 годы); - проведение реставрационных работ по памятникам архитектуры, истории и культуры. 2. Развитие музейною дела Среди направлений модернизации музейной практики приоритетными являются: - принятие республиканской подпрограммы развития музейного дела в КБР (2002 г.); - развитие музейного маркетинга (2002-2006 годы); - модернизация экспозиций Национального музея КБР и его филиалов (2002- 2005 годы); - модернизация научно-фондовой работы, включающая переоборудование фондохранилищ и перевод учетной документации на электронные носители (2003-2005 годы); - создание региональной музейной компьютерной сети (2002-2005 годы); - совершенствование музейной издательской деятельности (2002 - 2005 годы). Решение стоящих перед музеями задач предполагает осуществление следующих мероприятий: - ориентация музейной практики на создание новых экспозиций, расширение и модернизацию уже существующих; - предоставление Музею изобразительных искусств КБР нового помещения; - расширение партнерских связей музеев КБР и сотрудничества с другими учреждениями культуры, предприятиями и коммерческими структурами, заинтересованными в развитии музейной сферы (2002-2005 годы); - разработка новой системы комплектования музейных фондов, способной обеспечить пополнение музейного собрания в условиях дефицита финансирования и развития антикварного рынка; - использование новых форм и методов публичного показа музейных предметов и коллекций; - проведение реэкспозиции в музее обороны Приэльбрусья, в музее боевой и трудовой славы г. Майского, в мемориальном доме-музее Марко Вовчок, в историческом музее г. Прохладного, в мемориальном доме-музее К. Кулиева, в мемориальном музее-квартире А. Шогенцукова, в историко-революционном музее с. В.Акбаш; - создание постоянных экспозиций в Музее изобразительных искусств КБР по следующим разделам: "Русское, западноевропейское и восточное искусство ХVI-XIX веков (из фондов Музея изобразительных искусств КБР)", "Искусство России конца ХIХ-начала XX веков (из Фондов музея)", "Изобразительное искусство КБР: традиции и современность"; - издание альбомов, проспектов, буклетов "Наше достояние", "Сокровищница фонда Национального музея КБР"; - приобретение компьютерной техники и программного обеспечения для музеев республики с целью налаживания устойчивых каналов связи для регулярной передачи информации в Интернет-центр и пополнения электронного банка данных по культурному наследию (2002-2005 годы). РАЗДЕЛ 6. СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК Для реализации задач необходимо: - установление индексированного, регулярного, гарантированного финансирования комплектования и обеспечения сохранности фондов библиотек республики (2002-2006 годы); создание республиканской библиотечной информационно-телекоммуникационной сети (2006 г.); создание условий для реализации программы "Реформирование библиотечного дела в КБР до 2005 г.", постановления Правительства КБР от 22 июля 2002 года N 262 "О мерах по модернизации библиотечной сети КБР на период 2002-2006 годы"; - организация работы публичных центров правовой информации в районных (городских) библиотеках КБР; - создание страхового фонда краеведческой литературы Государственной национальной библиотеки КБР путем перевода на микроносители редких изданий с целью их сохранения (2005 г.); - создание специального хранилища для страхового фонда микрофильмов на территории г. Нальчика (2006 г.); - внедрение современных систем безопасности библиотек и библиотечных фондов, и том числе обеспечение противопожарной защиты (2002-2006 годы); - создание сводного республиканского электронного каталога библиотечных фондов КБР (2002-2006 годы) Библиотечное обслуживание населения предусматривает реализацию комплекса целевых программ: - библиотека - центр правовой информации; - библиотека и милосердие; - библиотека в помощь социализации молодежи; - экологическое просвещение населения; - библиотечное обслуживание людей с ограниченными физическими возможностями и создание им равного доступа к современным средствам информации; - летние программы чтения для детей; - развитие краеведческой деятельности библиотек; - информационное обслуживание органов местного самоуправления. Проект "Библиотеки как информационная система" В целях обеспечения населения республики правовой и законодательной информацией проект предусматривает: - создание в Государственной национальной библиотеке КБР и районных (городских) библиотеках публичных центров правовой информации (2002-2003 годы); - внедрение базового программно-технического комплекса автоматизированной системы "Библиотека", определение этапности внедрения этого проекта в систему библиотек республики (2002-2006 годы); - анализ степени активности централизованных библиотечных систем городов и районов как центров информации о культурных и досуговых мероприятиях, распространение положительного опыта (2003 г.). Проект "Материальная база библиотек" Проект предусматривает: - обеспечение Государственной национальной библиотеки КБР, республиканских и районных библиотек информационными и программными материалами (2004- 2005 годы); - совершенствование технической базы подготовки и тиражирования методической литературы, готовящейся библиотеками, с перспективой создания издательского миникомплекса в Государственной национальной библиотеке КБР для повышения квалификации библиотечных работников; - создание на базе специализированной библиотеки для слепых и слабовидящих совместно с заинтересованными ведомствами и обществами экспериментальной лаборатории по проблемам работы с таким контингентом (2003-2006 годы); - оснащение детских библиотек республики компьютерами, обучение детей компьютерной грамоте и информационным технологиям (2002-2006 годы). РАЗДЕЛ 7. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ КИНОВИДЕОТРАСЛИ КБР Для сохранения и развития кинематографии республики предусматривается: - создание условий для реализации постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 ноября 1998 г. N 612 "О мероприятиях по развитию и совершенствованию киновидеоотрасли КБР на период до 2005 года"; - поэтапная реконструкция и техническое перевооружение крупных сельских кинотеатров видеопроекционными системами, обновление спецавтотранспорта для доставки фильмокопий; - сохранение и пополнение фильмофонда республики, приобретение лучших фильмов мирового и отечественного кинематографа, восстановленных кинофильмов прошлых лет, постоянное пополнение республиканского фонда видеокассет, особенно экранизациями произведений, входящих в школьную программу, создание хроникально-документальных фильмов, возобновление работы киноремонтной мастерской; - повышение уровня кинообслуживания населения, расширение сервисных услуг для зрителей в кинотеатрах и сельских домах культуры, льготное обслуживание участников Великой Отечественной войны и малоимущего населения; - подготовка и переподготовка специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации руководителей киноорганизаций; - улучшение кинообслуживания детей и молодежи, пополнение фонда детских кинофильмов. РАЗДЕЛ 8. ПОДГОТОВКА КАДРОВ За последние годы кадровый потенциал республики в целом удалось сохранить. В республике осуществляется комплексная система работы с кадрами, а также по профессиональной ориентации и отбору па учебу молодежи, участников художественной самодеятельности, проявивших интерес и способности к ведению культурно-досуговой деятельности. При подготовке будущих специалистов большое внимание уделяется местной молодежи, что обеспечивает закрепление кадров в сельской местности. Кадры работников культуры и искусства республики готовят Северо-Кавказский государственный институт искусств. Колледж культуры и искусств при СКГИИ. В учреждениях культуры республики в настоящее время занято 2400 специалистов различных профилей, из них высшее и среднее образование имеют 1860 человек, почетные звания имеют 148 человек. Вместе с тем, необходимо отметить, что система подготовки и закрепления кадров требует дальнейшего совершенствования. Непрестижность профессии, низкая заработная плата приводит к оттоку дипломированных специалистов в другие отрасли и коммерческие структуры. Важной причиной дефицита квалифицированных кадров в сфере культуры также являются необеспеченность жильем, отсутствие юридических и экономических механизмов, гарантирующих решение этих вопросов. Подготовка кадров культуры и искусства предполагает: - выявление и освоение дополнительных ресурсов, скрытых резервов и нетрадиционных механизмов решения кадровых вопросов; - обеспечение доступности дополнительного образования в сфере культуры; - модернизацию деятельности образовательных учреждений культуры и искусства республики; - поддержку наиболее одаренных детей и молодежи, обучающихся в высших и средних профессиональных учебных заведениях, детских школах искусств; - создание опережающих систем обучения начального, среднего и высшего звена в сфере культуры и искусства; - техническое перевооружение учебных заведений по подготовке и переподготовке кадров. Приоритетными направлениями развития кадрового потенциала и формирования высоких стандартов в сфере подготовки кадров являются: - совершенствование системы подготовки кадров; - обучение новым специальностям; - использование современных технологий и методов обучения; - внедрение гибких организационных структур в учебных заведениях культуры; - организация стажировок за пределами республики; - создание эффективной системы переподготовки кадров; - организация профессиональных конкурсов, (фестивалей, выставок, творческого обмена опытом; - организация и поддержка научных исследований в области культурологического образования; - улучшение условий труда работников культуры, обеспечение их социальной защиты, повышение престижа профессии, закрепление кадров на селе. Предусматривается осуществление следующих мероприятий: - разработка прогноза потребности сферы культуры в подготовке, обучении, переподготовке и закреплении кадров (2003-2006 годы); - проведение серии районных семинаров для специалистов культурно-досуговых учреждений "Социальная сущность досуга и задачи учреждений культуры в современных условиях" (2003-2004 годы); - индивидуализация учебного процесса в Северо-Кавказском государственном институте искусств. Колледже культуры и искусства при СКГИИ с целью подготовки специалистов широкого профиля (менеджер культуры и туризма, лектор, дизайнер, руководитель фольклорного коллектива и т.д.). Введение новых специализаций в учебные планы в соответствии с потребностями в специалистах необходимого профиля в городах, районах и селах республики, в том числе курса обучения по социальной технологии с привлечением преподавателей высших учебных заведений России; - подготовка специалистов на контрактной основе и по социальному заказу муниципальных образований для работы в культурно-досуговых учреждениях в сельской местности (2003-2006 годы); - развитие системы непрерывного образования и переподготовки кадров "школа искусств - среднее учебное заведение - вуз - курсы переподготовки кадров" (2002 г.); - создание при Колледже культуры и искусства при СКГИИ экспериментальной детской музыкальной школы для разработки и внедрения прогрессивных методов обучения и выявления юных дарований (2003 г.); - выделение республиканских целевых стипендий для особо одаренных учащихся музыкальных, художественных школ и школ искусств, студентов Северо-Кавказскою государе таенного института искусств и Колледже культуры и искусства при СКГИИ; - совершенствование программы повышения квалификации работников культуры, ее правового и экономического обеспечения, а также изучение истории и культуры республики ( 2002 г.); - расширение практики проведения районных семинаров по повышению квалификации работников культуры с привлечением преподавателей высших и средних учебных заведений, повышение юридической и экономической компетенции работников культуры (2002 -2006 годы); - организация обучения управленческого персонала и руководителей учреждений культуры новым социокультурным технологиям (2002 г.); - проведение научно-практических и методических семинаров по организации культурного досуга населения (ежегодно); - закрепление кадров в сельской местности и обеспечение жильем молодых специалистов (2002 - 2006 годы); - оказание финансовой поддержки творческим коллективам, выделение гратов на творческие проекты, на премии за лучшие спектакли и концертные программы (ежегодно). РАЗДЕЛ 9. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Создание студий на базе театров КБР для подготовки специалистов для работы в профессиональных и самодеятельных театральных коллективах. Подготовка специалистов па контрактной основе и по социальному заказу муниципальных образований для работы в культурно-досуговых учреждениях в сельской местности. Возрождение работы автоклубов по обслуживанию населения в отдаленных населенных пунктах. Создание при Колледже культуры и искусства при СКГИИ экспериментальной детской музыкальной школы для разработки и внедрения прогрессивных методов обучения и выявления юных дарований. Проведение международного фольклорного фестиваля "Танцы над Эльбрусом", регионального фестиваля "Созвездие Эльбруса", фестиваля народного искусства "Дружба без границ". Открытие в Республиканском центре промыслов и ремесел выставочного зала, кабинета технических средств, фотолаборатории, съемочного павильона студии учебных и документальных видеофильмов, мастерских по различным видам ремесел и рукоделия для народных мастеров. Создание Республиканской библиотечной информационно- телекоммуникационной сети. Создание специального хранилища для страхового фонда микрофильмов на территории г. Нальчика. Завершение реконструкции крупных сельских кинотеатров, оснащение их современными видеопроекционными системами, обновление спецавтотранспорта для доставки фильмокопий. Завершение капитального ремонта кинотеатров "Аврора", "Родина", реконструкции кинотеатра "Пищевик", здания кинопроката, фондохранилища в г. Нальчике. Модернизация экспозиции Национального музея КБР и его филиалов. Создание региональной музейной компьютерной сети. Проведение реэкспозиции в музее обороны Приэльбрусья, в музее боевой и трудовой славы г. Майского, в мемориальном доме-музее Марко Вовчок, в историческом музее г. Прохладного, в мемориальном доме-музее К. Кулиева, в мемориальном музее-квартире А. Шогенцукова, в историко-революционном музее с. В.Акбаш. Издание Свода памятников истории и культуры КБР. Проведение ремонтно-восстановительных работ памятников истории и культуры республики. Реализация данной программы позволит: - повысить эффективность и обеспечить сбалансированное развитие всех направлений культурной политики; - повысить эффективность использования бюджетных средств в сфере культуры; - расширить спектр и качество культурного предложения; - повысить рейтинг культуры Кабардино-Балкарской Республики в России и за рубежом; - обеспечить социальную поддержку и повышение профессионального уровня работников культуры и искусства. 24 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к Целевой программе "Развитие культуры в КБР на 2002-2006 годы" Показатели развития сферы культуры Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы +----------------------------+-------------------------------------------------+ | Наименование показателей | В том числе | | +-------------------------------------------------+ | |2002 год | 2003 год| 2004 год| 2005 год| 2006 год| +----------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ | Количество зрителей | | | | | | | театрально-зрелищных | | | | | | | мероприятий (тысяч | | | | | | | человек) | 219,6 | 254,5 | 331 | 463 |648,7 | +----------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ | Количество спектаклей | | | | | | | (единиц) | 1403 | 1627 | 1887 | 2453 | 3439 | +----------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ | Количество | | | | | | | культурно-досуговых | | | | | | | мероприятий (единиц) | 15600 | 15650 | 15700 | 15750 | 15800 | +----------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ | Количество клубных | | | | | | | формирований (единиц) | 1580 | 1600 | 1620 | 1635 | 1660 | +----------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ | В них участников | | | | | | | (тысяч единиц) | 34,4 | 35,0 | 36,0 | 37,6 | 38,5 | +----------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ | Количество читателей | | | | | | | библиотек (тысяч | | | | | | | человек) | 279,5 | 279,6 | 279,7 | 279,8 | 279,9 | +----------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ | Количество книговыдач | | | | | | | (тысяч экземпляров) | 5,8 | 5,84 | 5,87 | 5,90 | 6,0 | +----------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ | Книжный фонд | | | | | | | (миллион экземпляров) | 5,10 | 5,15 | 5,20 | 5,25 | 5,30 | +----------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ | Количество посетителей | | | | | | | музеев (тысяч человек) | 46,5 | 46,7 | 46,8 | 46,9 | 47,0 | +----------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ | Число экскурсий, выставок | | | | | | | в музеях (тысяч единиц) | 1.4 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,7 | +----------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ | Количество кинозрителей | | | | | | | (тысяч человек) | 128,0 | 128,1 | 129,0 | 129,2 | 129,3 | +----------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ | Количество киносеансов | | | | | | | (единиц) | 20,2 | 20,3 | 20,4 | 20,5 | 20.6 | +----------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+ Приложение 2 к Целевой программе "Развитие культуры в КБР на 2002-2006 годы" Развитие материально-технической базы (млн. руб.) +-----------------+----------------+-----------------+---------------------------------------+ | Наименование | Источники | Общий объем | В том числе | | объектов и виды | Финансирования | финансирования +-------+-------+-------+-------+-------+ | работ | | | 2002 г| 2003 г| 2004 г| 2005 г| 2006 г| +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Строительство | | | | | | | | | новых объектов | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Театральный | федеральный | | | | | | | | центр | бюджет | 150,0 | 10,0 | 12,5 | 58,0 | 35,0 | 34,5 | | | республиканский| | | | | | | | | бюджет КБР | 152,6 | 3,0 | 10,0 | 58,0 | 40,0 | 41,6 | | | местный бюджет | - | - | - | - | - | - | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Дворец культуры | федеральный | | | | | | | | в г. Прохладном | бюджет | - | - | - | - | - | - | | (на 800 | республиканский| 42,4 | - | 1,0 | 10,0 | 12,0 | 19,4 | | посадочных | бюджет КБР | | | | | | | | мест) | местный бюджет | | | | | | | | | | | | | | | | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Дом культуры | федеральный | | | | | | | | с. Куба | бюджет | - | - | - | - | - | - | | (400 посадочн. | республиканский| | | | | | | | мест) | бюджет КБР | 16,2 | - | 2,5 | 5 | 7 | 1,7 | | | местный бюджет | - | - | - | - | - | - | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Дом культуры | федеральный | | | | | | | | с. Жанхотеко | бюджет | - | - | - | - | - | - | | (200 посадочн. | республиканский| | | | | | | | мест) | бюджет КБР | 8,5 | - | 1,9 | 3,2 | 3,4 | - | | | местный бюджет | - | - | - | - | - | - | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Дом культуры | федеральный | | | | | | | | с. Ново- | бюджет | - | - | - | - | - | - | | Ивановское | республиканский| | | | | | | | | бюджет КБР | 6,0 | 6,0 | - | - | - | - | | | местный бюджет | - | - | - | - | - | - | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Дом культуры | федеральный | | | | | | | | с. Хасанья | бюджет | - | - | - | - | - | - | | | республиканский| | | | | | | | | бюджет КБР | 15,6 | 2,0 | 11,6 | 2,0 | - | - | | | местный бюджет | - | - | - | - | - | - | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Дом культуры | республиканский| | | | | | | | с. Шитхала | бюджет КБР | 6,1 | - | - | - | 3,1 | 3,0 | | (150 п/м) | | | | | | | | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Центр | федеральный | | | | | | | | психологической | бюджет | 0,0 | 2,0 | 3,0 | 3,0 | 2,0 | - | | реабилитации | республиканский| | | | | | | | с. Сармаково | бюджет КБР | 18,0 | 2,0 | 4,0 | 12,0 | - | - | | | местный бюджет | - | - | - | - | - | - | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Дом культуры в | федеральный | | | | | | | | с. Кенже | бюджет | - | - | - | - | - | - | | (600 п/м) | республиканский| | | | | | | | | бюджет КБР | 24,3 | - | - | 3,0 | 10,0 | 11,3 | | | местный бюджет | - | - | - | - | - | - | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Дом культуры | федеральный | | | | | | | | с. Хамидия | бюджет | - | - | - | - | - | - | | (200 п/м) | республиканский| | | | | | | | | бюджет КБР | 8,1 | - | - | - | 4,0 | 4,1 | | | местный бюджет | - | - | - | - | - | - | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Административно-| федеральный | | | | | | | | культурный центр| бюджет | - | - | - | - | - | - | | с. Золукодес | республиканский| | | | | | | | (150 п/м) | бюджет КБР | 6,1 | - | - | 2,0 | 2,0 | 2,1 | | | местный бюджет | - | - | - | - | - | - | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Итого: | федеральный | | | | | | | | | бюджет | 160,0 | 12,0 | 15,5 | 61,0 | 37,0 | 34,5 | | | республиканский| | | | | | | | | бюджет КБР | 303,9 | 13,0 | 31.0 | 95.2 | 81,5 | 81,2 | | | местный бюджет | - | - | - | - | - | - | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Реконструкция | | | | | | | | | объектов | | | | | | | | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Дом культуры | федеральный | | | | | | | | с. Дугулубгей | бюджет | - | - | - | - | - | - | | | республиканский| | | | | | | | | бюджет КБР | - | - | - | - | - | - | | | местный бюджет | 1,5 | - | 1,0 | 0,5 | - | - | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Дом культуры | республиканский| | | | | | | | с. Лашкута | бюджет КБР | 1,0 | - | - | - | 1,0 | - | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Дом культуры | федеральный | | | | | | | | с. Безенги | бюджет | - | - | - | - | - | - | | | республиканский| | | | | | | | | бюджет КБР | 0,4 | 0,4 | - | - | - | - | | | местный бюджет | - | - | - | - | - | - | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Дом культуры | федеральный | | | | | | | | п. Гвардейский | бюджет | - | - | - | - | - | - | | | республиканский| | | | | | | | | бюджет КБР | - | - | - | - | - | - | | | местный бюджет | 0,4 | - | 0,4 | - | - | - | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Дом культуры | федеральный | | | | | | | | с. Псыншоко | бюджет | - | - | - | - | - | - | | | республиканский| | | | | | | | | бюджет КБР | - | - | - | - | - | - | | | местный бюджет | 0,7 | - | 0,7 | - | - | - | +-----------------+----------------+------- ---------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Дом культуры | федеральный | | | | | | | | п. Малакановский| бюджет | - | - | - | - | - | - | | | республиканский| | | | | | | | | бюджет КБР | - | - | - | - | - | - | | | местный бюджет | 0,7 | - | 0,7 | - | - | - | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Дом культуры | федеральный | | | | | | | | с. Н.Курп | бюджет | - | - | - | - | - | - | | | республиканский| | | | | | | | | бюджет КБР | - | - | - | - | - | - | | | местный бюджет | 0,5 | - | 0,5 | - | - | - | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Дом культуры | федеральный | | | | | | | | с. Зарагиж | бюджет | - | - | - | - | - | - | | | республиканский| | | | | | | | | бюджет КБР | - | - | - | - | - | - | | | местный бюджет | 2,0 | - | 1,0 | 1,0 | - | - | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Мечеть в | федеральный | | | | | | | | с. Исламей | бюджет | - | - | - | - | - | - | | (памятник | республиканский| | | | | | | | архитектуры) | бюджет КБР | - | - | - | - | - | - | | | местный бюджет | 1,5 | - | 0,5 | 1,0 | - | - | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Мечеть в | федеральный | | | | | | | | с. Кенделен | бюджет | - | - | - | - | - | - | | (памятник | республиканский| | | | | | | | архитектуры) | бюджет КБР | - | - | - | - | - | - | | | местный бюджет | 1,5 | - | 0,8 | 0,7 | - | - | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Церковь в | федеральный | | | | | | | | г. Майский | бюджет | - | - | - | - | - | - | | (памятник | республиканский| | | | | | | | архитектуры) | бюджет КБР | - | - | - | - | - | - | | | местный бюджет | 1,5 | - | - | - | 0,8 | 0,7 | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Итого | федеральный | | | | | | | | | бюджет | - | - | - | - | - | - | | | республиканский| | | | | | | | | бюджет КБР | 1,0 | - | - | - | 1,0 | - | | | местный бюджет | 10,7 | 0,4 | 5,6 | 3,2 | 0,8 | 0,7 | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ | Всего | | 475,6 | 25,4 | 52,1 | 159,4 | 120,3 | 118,4 | | в том числе | федеральный | 160,0 | 12,0 | 15,5 | 61,0 | 37,0 | 34,5 | | | бюджет | 304,9 | 13,0 | 31,0 | 95,2 | 82,5 | 83,2 | | | республиканский| | | | | | | | | бюджет КБР | 304,9 | 13,0 | 31,0 | 95,2 | 82,5 | 83,2 | | | местный бюджет | 10,7 | 0,4 | 5,6 | 3,2 | 0,8 | 0,7 | | | внебюджетные | | | | | | | | | источники | - | - | - | - | - | - | +-----------------+----------------+-----------------+-------+-------+-------+-------+-------+ 28 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 к целевой программе "Развитие культуры КБР на 2002-2006 годы" Объем платных услуг учреждений культуры, искусства и кино Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы (тыс. руб.) +-------------------------+---------+--------------------------------------------+ | Наименование | Всего | в том числе | | учреждений | +--------+--------+--------+--------+--------+ | | |2002 год|2003 год|2004 год|2005 год|2006 год| +-------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+ | Клубные учреждения | 3300,0 | 400,0 | 500,0 | 600,0 | 800,0 | 1000,0 | | Парки культуры и отдыха | 24100,0 | 2700,0 | 3500,0 | 4200,0 | 5700,0 | 8000,0 | | Образовательные | | | | | | | | учреждения | 13330,0 | 1100,0 | 2430,0 | 2800,0 | 3000,0 | 4000,0 | +-------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+ | Итого по муниципальным | | | | | | | | учреждениям | 40730,0 | 4200,0 | 6430,0 | 7600,0 | 9500,0 |13000,0 | +-------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+ | Театрально-зрелищные | | | | | | | | предприятия | 22120,0 | 3100,0 | 3700,0 | 4200,0 | 5000,0 | 6120,0 | | Библиотеки | 1230,0 | 130,0 | 200,0 | 250,0 | 300,0 | 350,0 | | Музеи | 464,0 | 57,0 | 66,0 | 90,0 | 107,0 | 144,0 | | Киновидеопредприятия | 3220,0 | 320,0 | 450,0 | 550,0 | 700,0 | 1200,0 | +-------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+ | Итого по | | | | | | | | республиканским | | | | | | | | учреждениям | 27034,0 | 3607,0 | 4416,0 | 5090,0 | 6107,0 | 7814,0 | +-------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+ | ВСЕГО | 67764,0 | 7807,0 |10846,0 |12690,0 |15607,0 |20814,0 | +-------------------------+---------+--------+--------+--------+--------+--------+ ПРИЛОЖЕНИЕ 4 к целевой программе "Развитие культуры в КБР на 2002-2006 годы" Объемы и источники финансирования мероприятий программы (млн. руб.) +-----------------+------------------+---------------------------------------------+ | Источники | Общий объем | | | финансирования | финансирования, | В том числе | | | предусматриваемый+--------+--------+--------+--------+---------+ | | по программе на | | | | | | | | весь период | 2002 г.| 2003 г.| 2004 г.| 2005 г.| 2006 г. | +-----------------+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Всего | 1791,755 |191,874 | 264,31 | 424,69 | 440,7 | 470,201 | | в том числе: | | | | | | | | федеральный | | | | | | | | бюджет | 180,0 | 13,4 | 16,5 | 67,2 | 43,0 | 39,9 | | бюджет КБР | 1544,015 |170,664 | 236,97 | 344,8 | 382,1 | 409,481 | | в том числе: | | | | | | | | республиканский | | | | | | | | бюджет КБР | 871,153 | 83,403 | 125,7 | 211,4 | 218,0 | 232,65 | | местный бюджет | 672,862 | 87,261 | 111,27 | 133,4 | 164,1 | 176,831 | | внебюджетные | | | | | | | | источники | | | | | | | | всего | 67,76 | 7,81 | 10,84 | 12,69 | 15,6 | 20,82 | +-----------------+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Капитальные | | | | | | | | вложения | | | | | | | | всего | 475,6 | 25,4 | 52,1 | 159,4 | 120,3 | 118,4 | | в том числе: | | | | | | | | федеральный | | | | | | | | бюджет | 160,0 | 12,0 | 15,5 | 61,0 | 37,0 | 34,5 | | бюджет КБР | 304,9 | 13,0 | 31,0 | 95,2 | 82,5 | 83,2 | | в том числе: | | | | | | | | республиканский | | | | | | | | бюджет КБР | 304,9 | 13,0 | 31,0 | 95,2 | 82,5 | 83,2 | | местный бюджет | 10,7 | 0,4 | 5,6 | 3,2 | 0,8 | 0,7 | | внебюджетные | | | | | | | | источники | - | - | - | - | - | - | +-----------------+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+ | Прочие нужды | | | | | | | | всего | 1316,175 | 166,474| 212,21 | 265,29 | 320,4 | 351,801| | в том числе: | | | | | | | | федеральный | | | | | | | | бюджет | 20,0 | 1,4 | 1,0 | 6,2 | 6,0 | 5,4 | | бюджет КБР | 1228,415 | 157,264| 200,37 | 246,4 | 298,8 | 325,581| | в том числе: | | | | | | | | республиканский | | | | | | | | бюджет КБР | 566,253 | 70,403| 94,7 | 116,2 | 135,5 | 149,45 | | местный бюджет | 662,162 | 86,861| 105,67 | 130,2 | 163,3 | 176,131| | внебюджетные | 67,76 | 7,81 | 10,84 | 12,69 | 15,6 | 20,82 | | источники | | | | | | | +-----------------+------------------+--------+--------+--------+--------+---------+ ПРИЛОЖЕНИЕ 5 к целевой программе "Развитие культуры в КБР на 2002-2006 годы" Объемы финансирования мероприятий Программы по основным направлениям (млн. руб.) +---+-------------------+--------+-------------------------------------------------+ | | наименование | всего | в том числе: | | N | разделов и | +---------+---------+---------+---------+---------+ | | финансирование | | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | +---+-------------------+--------+---------+---------+---------+---------+---------+ | 1.| "Развитие | | | | | | | | | профессионального | | | | | | | | | искусства" | | | | | | | | | всего | 237,02 | 32,6 | 40,1 | 48,2 | 55,0 | 61,12 | | | в том числе: | | | | | | | | | федеральный | - | - | - | - | - | - | | | бюджет | | | | | | | | | всего | 214,9 | 29,5 | 36,4 | 44,0 | 50,0 | 55,0 | | | бюджет КБР | - | - | - | - | - | - | | | в том числе: | | | | | | | | | республиканский | | | | | | | | | бюджет КБР | 214,9 | 29,5 | 36,4 | 44,0 | 50,0 | 55,0 | | | местный бюджет | - | - | - | - | - | - | | | внебюджетные | | | | | | | | | источники | - | - | - | - | - | - | | | всего | 22,12 | 3,1 | 3,7 | 4,2 | 5,0 | 6,12 | | | в том числе : | | | | | | | | | республиканские | 22,12 | 3,1 | 3,7 | 4,2 | 5,0 | 6,12 | | | местные | - | - | - | - | - | - | +---+-------------------+--------+---------+---------+---------+---------+---------+ | 2.| "Развитие | | | | | | | | | музейного | | | | | | | | | дела" | | | | | | | | | всего | 61,11 | 8,26 | 8,96 | 12,89 | 14,8 | 16,2 | | | в том числе: | | | | | | | | | федеральный | | | | | | | | | бюджет | | | | | | | | | всего | 59,65 | 8,2 | 8,9 | 12,3 | 14,2 | 16,05 | | | бюджет КБР | - | - | - | - | - | - | | | в том числе: | | | | | | | | | республиканский | | | | | | | | | бюджет КБР | 48,05 | 7,2 | 7,7 | 9,8 | 11,1 | 12,25 | | | местный бюджет | 11,6 | 1,0 | 1,2 | 2,5 | 3,1 | 3,8 | | | внебюджетные | | | | | | | | | источники | - | - | - | - | - | - | | | всего | 0,46 | 0,06 | 0,06 | 0,09 | 0,1 | 0,15 | | | республиканские | 0,46 | 0,06 | 0,06 | 0,09 | 0,1 | 0,15 | | | местные | - | - | - | - | - | - | +---+-------------------+--------+---------+---------+---------+---------+---------+ | 3.| "Охрана и | | | | | | | | | использование | | | | | | | | | памятников | | | | | | | | | истории и | | | | | | | | | культуры" | | | | | | | | | всего | 20,7 | 1,4 | 3,0 | 4,1 | 5,3 | 6,9 | | | в том числе: | | | | | | | | | федеральный | | | | | | | | | бюджет | 1,5 | - | - | 0,5 | 0,5 | 0,5 | | | бюджет КБР | 19,2 | 1,4 | 3,0 | 3,6 | 4,8 | 6,4 | | | всего | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | республиканский | | | | | | | | | бюджет КБР | 19,2 | 1,4 | 3,0 | 3,6 | 4,8 | 6,4 | | | местный бюджет | - | - | - | - | - | - | | | внебюджетные | | | | | | | | | источники | - | - | - | - | - | - | | | всего | | | | | | | | | в том числе : | | | | | | | | | республиканские | - | - | - | - | - | - | | | местные | - | - | - | - | - | - | +---+-------------------+--------+---------+---------+---------+---------+---------+ | 4.| "Сохранение и | | | | | | | | | развитие обще- | | | | | | | | | доступных | | | | | | | | | библиотек" | | | | | | | | | всего | 235,93 | 28,33 | 39.5 | 45,75 | 56,7 | 65,65 | | | в том числе: | | | | | | | | | федеральный | | | | | | | | | бюджет | 5,0 | 0,5 | 0,5 | 2,0 | 2,0 | - | | | всего | 229,7 | 27,7 | 38,8 | 43,5 | 54,4 | 65,3| | | | бюджет КБР | - | - | - | - | - | - | | | в том числе: | | | | | | | | | республиканский | | | | | | | | | бюджет КБР | 70,7 | 8,4 | 11,7 | 13,3 | 16,6 | 20,7 | | | местный бюджет | 159,0 | 19,3 | 27,1 | 30,2 | 37,8 | 44,6 | | | внебюджетные | | | | | | | | | источники | | | | | | | | | всего | 1,23 | 0,13 | 0,2 | 0,25 | 0,3 | 0,35 | | | в том числе : | | | | | | | | | республиканские | 1,23 | 0,13 | 0,2 | 0,25 | 0,3 | 0,35 | | | местные | - | - | - | - | - | - | +---+-------------------+--------+---------+---------+---------+---------+---------+ | 5.| "Стимулирование | | | | | | | | | народного | | | | | | | | | творчества и | | | | | | | | | развития | | | | | | | | | культурно- | | | | | | | | | досуговой | | | | | | | | | деятельности" | | | | | | | | | всего | 701,19 | 89,759 | 110,9 | 141,8 | 173,0 | 185,731 | | | в том числе: | | | | | | | | | федеральный | | | | | | | | | бюджет | 12,5 | 0,9 | 0,5 | 3,2 | 3,0 | 4,9 | | | бюджет КБР | | | | | | | | | всего | 647,96 | 84,659 | 103,97 | 131,0 | 160,5 | 167,831 | | | в том числе: | | | | | | | | | республиканский | 189,534| 22,234 | 32,6 | 40,4 | 45,2 | 49,1 | | | бюджет КБР | | | | | | | | | местный бюджет | 458,426| 62,425 | 71,37 | 90,6 | 115.3 | 118,731 | | | внебюджетные | | | | | | | | | источники | | | | | | | | | всего | 40,73 | 4,2 | 6,43 | 7,6 | 9,5 | 13,0 | | | в том числе : | | | | | | | | | республиканские | - | - | - | - | - | - | | | местные | 40,73 | 4,2 | 6,43 | 7,6 | 9.5 | 13.0 | +---+-------------------+--------+---------+---------+---------+---------+---------+ | 6.| "Материально | | | | | | | | | техническая база" | | | | | | | | | всего | 475,6 | 25,4 | 52,1 | 159,4 | 120,3 | 118,4 | | | федеральный | | | | | | | | | бюджет | 160,0 | 12,0 | 15,5 | 61,0 | 37,0 | 34,5 | | | бюджет КБР | | | | | | | | | всего | 304,9 | 13.0 | 31,0 | 95,2 | 82,5 | 83.2 | | | в том числе: | | | | | | | | | республиканский | | | | | | | | | бюджет КБР | 304,9 | 13.0 | 31,0 | 95,2 | 82,5 | 83.2 | | | местный бюджет | 10,7 | 0,4 | 5,6 | 3,2 | 0,8 | 0,7 | | | внебюджетные | | | | | | | | | источники | - | - | - | - | - | - | | | в том числе : | | | | | | | | | республиканские | - | - | - | - | - | - | | | местные | - | - | - | - | - | - | +---+-------------------+--------+---------+---------+---------+---------+---------+ | 7.| "Развитие | | | | | | | | | кинофикации" | | | | | | | | | всего | 60,225 | 6,125 | 9,75 | 12,55 | 15,6 | 16,2 | | | в том числе | | | | | | | | | федеральный | | | | | | | | | бюджет | - | - | - | - | - | - | | | бюджет КБР | 57,005 | 5,805 | 9,3 | 12,0 | 14,9 | 15,0 | | | всего | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | республиканский | | | | | | | | | бюджет КБР | 23,869 | 1,669 | 3,3 | 5,1 | 7,8 | 6,0 | | | местный бюджет | 33,136 | 4,136 | 6,0 | 6,9 | 7,1 | 9,0 | | | внебюджетные | | | | | | | | | источники | 3,22 | 0,32 | 0.45 | 0,55 | 0,7 | 1,2 | | | в том числе : | | | | | | | | | республиканские | 2,22 | 0,22 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,8 | | | местные | 1,0 | 0,1 | 0,15 | 0,15 | 0,2 | 0,4 | +---+-------------------+--------+---------+---------+---------+---------+---------+ | | ВСЕГО |791,775 | 191,874 | 264,31 | 424,69 | 440,7 | 470,201 | | | в том числе | | | | | | | | | федеральный | | | | | | | | | бюджет |180,0 | 13,4 | 16,5 | 67,2 | 43,0 | 39,9 | | | бюджет КБР | | | | | | | | | всего |544,015 | 170,664 | 236,97 | 344,8 | 382,1 | 409,481 | | | в том числе: | | | | | | | | | республиканский | | | | | | | | | бюджет КБР |871,153 | 80,259 | 125,7 | 211,4 | 218,0 | 232,65 | | | местный бюджет |672,862 | 79,339 | 111,27 | 133,4 | 164,1 | 176,831 | | | внебюджетные | | | | | | | | | источники | 67,76 | 7,807 | 10,84 | 2,69 | 15,6 | 20,82 | | | в том числе : | | | | | | | | | республиканские | 26,03 | 3,51 | 4,26 | 4,94 | 5,9 | 7,42 | | | местные | 41,73 | 4.3 | 6,58 | 7,75 | 9,7 | 13,4 | +---+-------------------+--------+---------+---------+---------+---------+---------+ -------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|