Расширенный поиск

Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 11.01.2003 № 4-ПП

  
            КЪЭБЭРДЕЙ-БАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКЭМ И ПРАВИТЕЛЬСТВЭ 
            КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОСУ 
            ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                         ПОСТАНОВЛЕНЭ N 4-ПП
                             БЕГИМ N 4-ПП
                         ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 4-ПП

11 января 2003 г.                                           Налшык къ.
                                                            Нальчик ш.
                                                            г. Нальчик

                О проекте целевой программы "Развитие 
                здравоохранения в Кабардино-Балкарской 
                    Республике на 2003-2006 годы"

     В целях       реализации      мероприятий      по      укреплению
материально-технической  базы  учреждений  здравоохранения,  а   также
предотвращения  роста  заболеваемости,  в  первую  очередь социального
характера,    снижения    преждевременной    смертности,    увеличения
продолжительности     жизни     жителей    республики    Правительство
Кабардино-Балкарской Республики п о с т а н о в л я е т :

     1. Одобрить  прилагаемый  проект  целевой   программы   "Развитие
здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике на 2003-2006 годы" и
направить на рассмотрение Президенту Кабардино-Балкарской Республики.
     2. Просить   Президента  Кабардино-Балкарской  Республики  внести
указанный проект программы в Парламент Кабардино-Балкарской Республики
и      назначить      официальным     представителем     Правительства
Кабардино-Балкарской  Республики  при  рассмотрении  данного   вопроса
министра      здравоохранения      Кабардино-Балкарской     Республики
А.Б. Карданова.


     Председатель Правительства
     Кабардино-Балкарской Республики          X. Чеченов

                                * * *

                                                                Проект

                               Паспорт
            целевой программы "Развитие здравоохранения в 
         Кабардино-Балкарской Республике на 2003 - 2006 годы"



                          ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                     "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 
                   КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
                         на 2003 - 2006 годы"


                              г. Нальчик
                               2003 г.


Наименование       - целевая программа "Развитие здравоохранения
Программы            в Кабардино-Балкарской Республике на
                     2003 - 2006 годы"
                   - концепция развития здравоохранения Российской
                     Федерации, постановление Правительства
                     Российской Федерации от 13 ноября 2001 года
                     N 790 "О федеральной целевой программе
                     "Предупреждение и борьба с заболеваниями
                     социального характера (2002-2006 годы)"

Основание для      - поручение Президента Кабардино-Балкарской
разработки           Республики
Программы

Государственный    - Правительство Кабардино-Балкарской Республики
заказчик
Программы



Координатор        - Министерство здравоохранения
Программы            Кабардино-Балкарской Республики


Основной           - Министерство здравоохранения
разработчик          Кабардино-Балкарской Республики
Программы

Цели и основные    - улучшение показателей здоровья населения
задачи               Кабардино-Балкарской Республики;
Программы            снижение уровня преждевременной смертности
                     от заболеваний, несчастных случаев, травм;
                     усиление профилактических мероприятий по
                     предотвращению заболеваний социального
                     характера;
                     систематизация работы по подбору,
                     расстановке и повышению квалификации
                     кадрового состава

Основные           - усиление организационных мероприятий в
мероприятия          работе по приоритетным  направлениям
Программы            развития здравоохранения республики и
                     оптимизация системы управления
                     здравоохранением;
                   - совершенствование и внедрение передовых
                     методов организации медицинской помощи
                     населению;
                   - укрепление материально-технической
                     базы учреждений здравоохранения для
                     оказания населению бесплатной
                     медицинской помощи;
                   - совершенствование системы медицинского
                     страхования, развитие негосударственных
                     форм медицинского обеспечения населения;
                   - совершенствование инновационной
                     политики, развитие медицинской науки;
                   - строительство, реконструкция и
                     капитальный ремонт объектов здраво-
                     охранения;
                   - приобретение лечебно-диагностической
                     аппаратуры, санитарного транспорта;
                   - внедрение передовых медицинских
                     технологий и единой компьютерной
                     системы  управления здравоохранением

Основные           - "Сахарный диабет";
подпрограммы       - "Вакцинопрофилактика";
                   - "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в
                     Кабардино-Балкарской Республике";
                   - "Профилактика и лечение артериальной
                     гипертонии в КБР";
                   - "О мерах по развитию онкологической помощи
                     населению Кабардино-Балкарской Республики";
                   - "Неотложные меры по предупреждению
                     распространения в Кабардино-Балкарской
                     Республике заболевания, вызываемого вирусом
                     иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД) и
                     других специфических заболеваний";
                   - "О мерах по предупреждению распространения
                     наркомании, токсикомании и алкоголизма";
                   - "Безопасное материнство";
                   - "Здоровый ребенок";
                   - "Развитие трансфузионной помощи и обеспечение
                     компонентами и препаратами крови лечебно-
                     профилактических учреждений Кабардино-Балкарской
                     Республики";
                   - "Совершенствование службы медицины катастроф"

Сроки              - 2003 - 2006 годы
реализации
Программы

Объемы и           - всего                        - 1755,69 млн. руб.:
источники            федеральный бюджет           - 308,30 млн. руб.;
финансирования       республиканский бюджет КБР   - 978,21 млн. руб.;
Программы            местные бюджеты              - 207,93 млн. руб.;
                     Кабардино-Балкарский территориальный
                     фонд обязательного медицинского
                     страхования                  - 215,05 млн. руб.;
                     привлеченные средства        - 46,20 млн. руб.

Ожидаемые          - улучшение показателей здоровья населения;
конечные             снижение заболеваемости населения туберкулезом;
результаты           снижение случаев осложнений при сахарном диабете;
реализации           ввод в эксплуатацию диагностического центра;
Программы            снижение младенческой смертности и смертности
                     населения КБР от заболеваний социального
                     характера;
                     увеличение продолжительности жизни больных с
                     заболеваниями социального характера;
                     спасение жизни и сохранение здоровья населения
                     в чрезвычайных ситуациях;
                     снижение уровня преждевременной смертности;
                     снижение заболеваемости населения от инфекционных
                     болезней;
                     улучшение ресурсного обеспечения приоритетных
                     направлений развития здравоохранения;
                     обеспечение потребностей населения в
                     лекарственных средствах и медицинских изделиях;
                     снижение инвалидизации населения

Контроль за        - контроль за ходом реализации Программы
ходом                осуществляется Парламентом Кабардино-
реализации           Балкарской Республики, Правительством
Программы            Кабардино-Балкарской Республики,
                     Министерством экономического развития и
                     торговли Кабардино-Балкарской Республики.
                     Правительство Кабардино-Балкарской
                     Республики ежегодно представляет в
                     Парламент Кабардино-Балкарской
                     Республики в составе отчета об итогах
                     исполнения республиканского бюджета
                     Кабардино-Балкарской Республики раздел
                     "О ходе реализации государственных
                     (целевых) программ за прошедший год" в
                     соответствии с Законом Кабардино-
                     Балкарской Республики "О государственных
                     (целевых) программах"


                               Введение

     Целевая      программа      "Развитие      здравоохранения      в
Кабардино-Балкарской   Республике  на  2003  -  2006  годы"  (далее  -
Программа) разработана в целях укрепления материально-технической базы
учреждений  здравоохранения,  а  также стабилизации эпидемиологической
ситуации,  связанной с заболеваниями,  в первую  очередь,  социального
характера,   снижения   преждевременной   смертности,  заболеваемости,
инвалидизации населения и увеличения продолжительности  жизни  жителей
республики.

     1. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения
                        программными методами

     Система здравоохранения республики имеет развитую инфраструктуру.
     По показателям      обеспеченности      лечебно-профилактическими
учреждениями,  медицинскими кадрами  республика  находится  на  уровне
среднероссийских   и   несколько  превышает  показатели  по  Северному
Кавказу.
     Сеть лечебно-профилактических учреждений республики насчитывает:
     16 учреждений республиканского подчинения,
     13 учреждений в г. Нальчике,
     153 учреждения районного подчинения,  из которых 9 -  центральные
районные больницы,  4 - районные больницы, 11- участковые больницы, 94
- врачебные амбулатории, 35 - терапевтические  участки.  Коечная  сеть
лечебно-профилактических учреждений в общей сложности насчитывает 8848
мест.
     Вместе с    тем    состояние    материальной    базы   учреждений
здравоохранения,  их оснащенность современным  лечебно-диагностическим
оборудованием остается на крайне низком уровне.
     Здоровье нации определяется сложнейшим взаимодействием  различных
факторов - социальных,  экономических,  политических,  экологических и
прочих.
     Глубокие изменения    в    социально-экономической    обстановке,
происходящие    в    России,    определяют     современную     сложную
медико-демографическую   ситуацию   в   стране,   в   том  числе  и  в
Кабардино-Балкарской Республике.

                1.1. Медико-демографическая ситуация.
               Смертность, рождаемость, причины смерти

     Медико-демографические показатели     здоровья     населения    в
Кабардино-Балкарии,  как и в целом по Российской  Федерации,  остаются
напряженными.  В  то  же  время Кабардино-Балкария  входит  в число 15
регионов Российской Федерации,  где сохраняется  естественный  прирост
населения.    Анализ   причин   смерти   за   предшествующие   5   лет
свидетельствует,  что  наиболее  распространенными  являются   болезни
систем кровообращения,  пищеварения,  дыхания, а также злокачественные
новообразования.
     Наибольший удельный вес в структуре смертности населения занимают
болезни органов кровообращения,  которые составляют в  среднем  57,5%.
Среди  умерших  доля лиц трудоспособного возраста составляет 25,5%,  а
пенсионного - 71,3%.
     В структуре  смертности  лиц  трудоспособного  возраста  ощутимые
потери   несет   население   республики   в   результате   гибели   от
неестественных причин и занимают второе место, что составляет 27,2% от
общего  числа  умерших  трудоспособного   возраста.   На   третьем   -
злокачественные  новообразования.  Сохраняется стабильность показателя
младенческой смертности, который составляет 15,2%.

               1.2.Заболеваемость и распространенность

     За последнее пятилетие отмечен рост заболеваемости у  всех  групп
населения  практически  по  всем  классам  болезней.  Обращает на себя
внимание поздняя обращаемость населения за медицинской помощью во всех
возрастных группах.
     Особую озабоченность  вызывает   состояние   здоровья   детей   и
подростков республики.
     Основное место  в  структуре  заболеваемости   занимают   болезни
органов дыхания у детей (41,3%),  подростков (75,4%);  болезни органов
пищеварения у детей (10,4%),  подростков  (19%);  болезни  эндокринной
системы  у детей (6%),  подростков (15%);  травмы и отравления у детей
(6,3%),  подростков (12,9%);  болезни нервной системы у детей  (4,6%),
подростков (8,4%).
     Ухудшение состояния   здоровья   детей   и   подростков    служит
предпосылкой  к  ухудшению  состояния  здоровья  следующих  поколений,
отражается на показателях  годности  к  военной  службе,  а  ухудшение
состояния   здоровья   девочек   и   девушек  приводит  к  генетически
ослабленным поколениям.
     Заболевания органов  системы  кровообращения по-прежнему занимают
одно из ведущих мест по распространенности как в структуре  первичной,
так и в  структуре  общей  заболеваемости  взрослого населения - 13,1%
(РФ - 15,3%).
     За последние  годы  в  структуре  заболеваний эндокринной системы
возрос  удельный  вес  больных  сахарным  диабетом  и  составил  28,6%
(РФ - 47,0%).
     Заболеваемость злокачественными  новообразованиями  на  100  тыс.
человек   населения   -   221,1,  что  соответствует  общей  тенденции
увеличения   данного   показателя   в  большинстве   регионов   России
(РФ - 312,9).
     Уровень заболеваемости туберкулёзом жителей  республики  составил
49,9 на 100 тыс.  человек населения (РФ - 88,2), показатель смертности
от туберкулеза составил 12,6 (РФ - 20,6).
     Распространенность алкоголизма,   наркомании   и  токсикомании  в
республике не столь напряжённая,  как в других регионах России, но тем
не  менее  вызывает озабоченность.  Уровень заболеваемости хроническим
алкоголизмом - 124,6 на 100 тыс.  человек населения (РФ - 140,1 в 2000
году).

       1.3. Основные проблемы республиканского здравоохранения

     Недостатки сложившейся  организационной модели медицинской службы
заключаются в том, что в ней значительное место занимает дорогостоящая
стационарная  помощь и необоснованно мало внимания уделяется первичной
медико-санитарной помощи,  различным формам организации добольничной и
полубольничной медицинской помощи населению.
     В то же время амбулаторная медицинская  помощь  имеет  целый  ряд
преимуществ, так как обеспечивает предупреждение, раннее обнаружение и
своевременное  лечение  заболевания,   а   также,   что   немаловажно,
экономичнее    стационарной.    Однако   совершенствование   первичной
медико-санитарной  помощи  сопряжено   с   целым   рядом   объективных
трудностей  и  может осуществляться только поэтапно путем внедрения ее
новых   организационных   форм   и   параллельным    функционированием
существующей системы медицинского обслуживания населения.
     Сохраняет свою  актуальность  проблема  повышения   эффективности
стационарной   и   специализированной   медицинской   помощи  за  счет
оптимизации и унификации лечебно-диагностического процесса.
     К нерешенным  вопросам  следует отнести и отсутствие регламента и
взаимодействия   республиканского   здравоохранения   с   медицинскими
учреждениями    другой   ведомственной   подчиненности   в   интересах
административной территории.
     В целом   анализ  сложившейся  системы  медицинского  обеспечения
свидетельствует о недостаточной ее продуктивности (особенно на  уровне
амбулаторного звена) и экстенсивном пути развития.

                  1.3.1. Скорая и неотложная помощь

     В последние  годы  наблюдается  устойчивый  рост объемов работ по
оказанию скорой и неотложной медицинской помощи населению  республики.
Это,   в   первую   очередь,   связано   со   сложившейся   в   стране
социально-экономической обстановкой,  характеризующей снижение  уровня
жизни  граждан  и  социальную  незащищенность широких слоев населения,
миграцию значительных контингентов населения,  повышение стрессорности
социальной  среды,  обуславливающей рост заболеваемости,  травматизма,
алкоголизма, наркомании и преступности.
     Непосредственное управление   выездными   бригадами   в  процессе
оказания скорой  и  неотложной  медицинской  помощи  населению  города
осуществляют      оперативные      (диспетчерские)      подразделения,
располагающиеся на Станции  скорой  и  неотложной  медицинской  помощи
(ССиНМП).
     В настоящее  время  диспетчерские  службы,  реализующие   функции
приема-передачи  вызовов  и управления бригадами не автоматизированы и
работают в режиме речевой передачи  сообщений  по  телефонным  каналам
связи общего пользования.  Все это существенно снижает оперативность и
качество работы службы по следующим причинам:
     - значительные  затраты  времени  для  обслуживания  при "ручной"
технологии передачи вызова выездной бригаде (в  среднем  от  5  до  10
минут   с   момента   поступления  вызова);  искажение  информации  по
параметрам вызова при последовательной её передаче  в  речевом  режиме
между различными диспетчерскими службами;
     - отсутствие у диспетчерского персонала объективной информации по
количеству и типу свободных выездных бригад, что исключает возможность
выбора  рациональных  вариантов  обслуживания  вызовов  и  приводит  к
ошибкам в их маршрутизации;
     - отсутствие возможности  оперативного  получения  информации  по
результатам  обслуживания  вызовов для контроля и управления процессом
оказания     экстренной     медицинской      помощи,      а      также
информационно-справочного  обслуживания  населения  и заинтересованных
служб.
     Актуальной проблемой   повышения  оперативности  и  эффективности
службы  скорой  медицинской  помощи  является   освобождение   её   от
выполнения несвойственных данной службе функций - выезды к хроническим
больным  и  больным  с   острыми,   но   не   требующими   экстренного
обслуживания,  состояниями.  Способом решения данной проблемы является
создание системы неотложной круглосуточной медицинской помощи на  дому
в амбулаторно-поликлинической сети.

         1.3.2. Состояние ряда параклинических служб и парка
                             оборудования

     Имеется значительное   несоответствие   между   потребностью    в
различных   видах   диагностического  и  лечебного  оборудования,  его
реальным наличием в лечебно-поликлинических учреждениях,  численностью
квалифицированных   профильных   кадров   как   медицинских,   так   и
инженерно-технических.
     Такое положение  типично  для  всех  параклинических  служб  и не
способствует    улучшению    медицинского    обеспечения    населения,
рациональному   использованию   имеющихся   ресурсов  здравоохранения.
Примером могут служить данные  по  функциональной,  эндоскопической  и
лучевой  диагностической  службам.  В  КБР  имеется  45 ультразвуковых
установок.
     Эффективность использования составляет 84,4%.
     Эффективность использования  эндоскопической   аппаратуры,   т.е.
соотношение фактического использования прибора к должному по нормативу
колебалась по различным медицинским учреждениям от 104,3%  до 72,8%  в
районных учреждениях.
     Крайне негативное влияние на ресурсосбережение в области  лучевой
диагностики  оказывает  децентрализация  финансовых  решений,  инерция
корпоративных интересов на местах в решении вопросов оснащения  службы
(приобретение   не   всегда   лучших  и  соответствующих  потребностям
образцов).
     В республиканском   здравоохранении   имеется  162  рентгеновские
установки стационарного типа, из которых 65% работают в одну смену. На
уровне  стационаров отмечается 70 - процентный показатель дублирования
рентгеновских   исследований   и   "нулевого"   исследования.   Замена
устаревшей    технологии    архивирования    рентген-документации   на
современную,  помимо рационального и удобного формирования и  хранения
архива,  обеспечила  бы возврат в народное хозяйство серебра,  тоннами
законсервированного в примитивных и дорогостоящих хранилищах.

                   1.3.3. Лекарственное обеспечение

     Система лекарственного  обеспечения  населения  в  КБР   является
многоуровневой и многофакторной.
     Основные направления  лекарственного  обеспечения  условно  можно
разделить на группы:
     обеспечение и контроль  доступности  лекарственной  помощи  через
оптимизацию деятельности субъектов фармацевтического рынка, применение
рациональной  системы  ценообразования,  формирование   ассортиментной
политики;
     фармацевтический надзор за субъектами фармацевтического  рынка  и
контроль за безопасностью лекарств;
     рациональное использование финансовых  ресурсов  и  лекарственных
средств через внедрение формулярной системы и оптимальных схем лечения
в соответствии со стандартами,  реструктуризацию систем лекарственного
обеспечения,  организацию  конкурсных  закупок лекарственных средств с
ориентацией    на    конкурентоспособную    продукцию    отечественных
предприятий;
     развитие механизмов        государственного         регулирования
фармацевтической    деятельности,    таких    как   стандартизация   и
лицензирование     фармацевтической     деятельности,     сертификация
лекарственных     средств,     государственный     заказ,    программы
государственных   гарантий,    ценовая    и    финансовая    политика,
организационно-методическое      обеспечение     управления     сферой
лекарственного обращения,  формирование единого  информационного  поля
для производителей,  поставщиков и потребителей лекарственных средств,
поддержка отечественных производителей лекарств.
     В условиях   устойчивого   роста   физиологического   спроса   на
лекарственные средства и ограниченности покупательной  способности  на
эту   группу   товаров  все  более  возрастает  роль  государственного
регулирования  фармацевтического   рынка   и   управления   обращением
лекарственных средств. Тем более, что система лекарственного обращения
на региональном уровне четко разделилась на государственный и  частный
сектор.
     В КБР  показатель  количества  субъектов,  занимающихся   частной
фармдеятельностью, возрос с 10% до 83%.
     В определенной  степени  положительное  влияние  на   доступность
лекарственной  помощи  оказывали процессы реформирования аптечной сети
республики,  что позволило за последние 5  лет  увеличить  ассортимент
лекарственных средств до 4,5 тыс. наименований.
     В целях  рационального   использования   финансовых   средств   и
обеспечения   более   доступной   лекарственной  помощи  в  республике
готовится формулярный перечень. Формулярный перечень будет насчитывать
около   714  наименований  лекарственных  препаратов,  в  т.ч.  46%  -
отечественного и 54% иностранного производства.
     Проблема лекарственного  обеспечения населения не может считаться
решенной.  Представляется необходимой разработка и внедрение механизма
социальной   защиты   жителей   республики  от  материального  ущерба,
вызываемого затратами па приобретение  лекарств,  и  снижение  потерь,
вызванных  временной нетрудоспособностью работающего населения.  Таким
механизмом является механизм страхования лекарственного обеспечения.

         1.3.4 Система обязательного медицинского страхования

     Система обязательного  медицинского  страхования  заняла  прочное
место  и  является  важнейшей  составляющей  системы  здравоохранения.
Однако продуктивность её  использования  снижена  из-за  сложностей  в
контролировании     Кабардино-Балкарским     территориальным    фондом
обязательного   медицинского   страхования   финансовых   потоков    в
медицинские   учреждения,  направляемых  на  проведение  обязательного
медицинского страхования.
     Конкуренция между   поставщиками  медицинских  услуг  -  один  из
центральных механизмов рыночной  экономики,  способствующий  повышению
общего уровня качества медицинской помощи, внедрению передовых методов
и  технологий.  В  связи  с  этим  необходимо  обеспечивать   развитие
добровольного   медицинского   страхования   и  поддержку  медицинских
предпринимательских     структур,     способствовать      формированию
сбалансированного рынка медицинских услуг.

                      1.3.5. Система управления

     К проблемам  системы  управления,  в  первую  очередь,  относится
возникшая несогласованность действий  структур,  занимающихся  охраной
здоровья.  Такая  несогласованность  приводит к снижению эффективности
медицинского обслуживания,  нерациональному  использованию  выделяемых
ассигнований и имеющихся ресурсов.
     Необходимое сочетание  централизованного  и   децентрализованного
управления  республиканским  здравоохранением  нуждается  в разработке
четких  механизмов   разделения   функций   по   уровням   управления,
исключающих как бесконтрольность, так и дублирование.
     Следует также  подчеркнуть  недопустимость  утраты  экономических
рычагов   управления   отраслью  и  необходимость  активизации  работы
общереспубликанской системы управления качеством  медицинской  помощи,
оказываемой на территории Кабардино-Балкарской Республики.
     Управление качеством медицинской  помощи  -  это  запланированное
воздействие  на  существующую  систему  оказания  медицинской помощи с
целью ее позитивных изменений по трём направлениям:
     ассортименту предлагаемых услуг;
     объему услуг и ресурсов каждого вида  (кадровых,  материальных  и
др.);
     уровню медицинских технологий.

             1.3.6. Система финансирования и планирования

     Совершенствование системы финансирования и планирования относится
к  числу  первоочередных  задач  здравоохранения.  В  настоящее  время
наметилось отчуждение  финансирования  от  органа,  ответственного  за
политику  в  сфере  медицинского  обеспечения,  в  частности на уровне
местного самоуправления, что неминуемо приводит к утрате экономических
рычагов управления.
     Концепция экономической реформы в здравоохранении основывается на
бюджетно-страховом финансировании,  сочетании бюджетных и внебюджетных
средств.
     Бюджетное финансирование  предусматривает  выделение ассигнований
на  медицинские  целевые   программы,   социально   значимые   службы,
подготовку      медицинских      кадров,     научные     исследования,
материально-техническое   обеспечение   медицинских    учреждений    и
управление.
     В последние  годы   наблюдается   существенное   повышение   доли
ассигнований,  направляемых  на  здравоохранение  из  республиканского
бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
     Расходы бюджета   на  здравоохранение  составили  3,3%  к  объему
валового регионального продукта.  Для сравнения:  в целом по  РФ  доля
расходов на здравоохранение составила 1,6% к общей сумме расходов, или
0,2% к объему валового внутреннего продукта.
     Введение в   экономическую   практику  здравоохранения  механизма
медицинского страхования  предусматривает  оплату  медицинских  услуг,
кроме   бюджетных,  за  счёт  средств  обязательного  и  добровольного
медицинского страхования.  Кроме того,  медицинские  услуги  оказывают
созданные предпринимательские структуры и частнопрактикующие врачи.
     Учитывая тот факт,  что  несмотря  на  появление  дополнительного
внебюджетного   источника   финансирования   -   Фонда   обязательного
медицинского страхования и других источников  финансовых  поступлений,
уровень  суммарных  расходов  на здравоохранение по-прежнему не достиг
рекомендуемого Всемирной организацией здоровья минимума - 5% от объема
внутреннего    валового    продукта,   особое   значение   приобретает
рациональное планирование и распределение  бюджетных  ассигнований  по
службам и отдельным учреждениям здравоохранения.
     Необходимо строго  учитывать   все   финансовые   поступления   в
муниципальное   здравоохранение   независимо   от   их   источника   и
контролировать прохождение финансовых потоков.
     Эффективное планирование   в   отрасли   может   быть  обеспечено
концентрацией усилий и  ресурсов  (материально-технических,  кадровых,
финансовых) на решении первоочередных задач и созданием равных условий
для учреждений одного  типа.  Долгосрочное  планирование  способствует
последовательному  распределению ресурсов здравоохранения для этапного
решения крупных задач медицинского обеспечения.
     К настоящему  времени в КБР не получила должного развития система
добровольного медицинского страхования.

                       1.3.7. Кадровая политика

     Обеспечение медицинской службы КБР кадрами приобрело в  последнее
время   особую  актуальность.  В  настоящее  время  укомплектованность
районного  звена   учреждений   здравоохранения   врачебными   кадрами
составляет   83,4%,   средним  медицинским  персоналом  -  99,8%,  что
предопределяет  необходимость  пополнения  и  закрепления  на  рабочих
местах медицинских работников.
     Прекращение обязательного  распределения  выпускников  высших   и
средних  медицинских  учебных  заведений  (п.  2  ст.  37  Конституции
Российской  Федерации,  ч.  2  ст.  2  КЗОТ   РФ)   и   несовершенство
существующей   контрактной  системы  их  подготовки  и  распределения,
исключающее ответственность подготовленных по контракту работников  за
неисполнение  обязательств,  не позволяют и в перспективе рассчитывать
на механический прирост медицинских  кадров.  Положение  с  кадрами  в
стационарных     учреждениях     более     благополучное,     чем    в
амбулаторно-поликлинической сети на селе.

                 1.3.8. Лицензирование и сертификация

     В условиях      внедрения      принципов      бюджетно-страхового
здравоохранения,   а   также   в   связи  с  образованием  медицинских
коммерческих структур  особое  значение  приобрела  проблема  создания
системы   лицензирования   и  сертификации  медицинских  учреждений  и
медицинских кадров.
     Созданная в  КБР  система лицензирования медицинской деятельности
показала   свою    эффективность.    Вместе    с    тем    большинство
лечебно-профилактических учреждений КБР до настоящего времени не имеют
лицензии, в связи с чем необходимо выделение дополнительных средств по
этому разделу.
     Но если лицензирование  медицинской  деятельности  в  достаточной
степени  отработано,  то  вопросы  сертификации  субъектов медицинской
деятельности с выдачей государственного удостоверения на  соответствие
осуществляемых   медицинских   услуг   установленным   стандартам   до
настоящего  момента  полностью  не  решены.   Отставание   связано   с
отсутствием федеральных стандартов сертификации в здравоохранении.

                     1.3.9. Научные исследования

     Научно-исследовательская работа    в   системе   республиканского
здравоохранения   проводится   в    рамках    специальной    программы
Кабардино-Балкарского государственного университета им Х.М. Бербекова.
Представляемые научно-технические  проекты  отбираются  на  конкурсной
основе совместно с учёным советом и главными профильными специалистами
Министерства  здравоохранения  КБР  с  учетом  актуальности,   научной
новизны  и практической ценности.  Приоритетными направлениями научных
разработок являются:  новые формы организации и  управления  по  видам
специализированной   медицинской   помощи,   диагностика   и   лечение
неотложных состояний, сердечно-сосудистых заболеваний, охраны здоровья
беременных,   детей   и   подростков.   Широко   используется  научное
сотрудничество  с   ведущими   научно-исследовательскими   институтами
Российской  академии  медицинских  наук и Министерства здравоохранения
Российской Федерации.  Вместе с тем не в  полном  объёме  используется
выполнение   научных   разработок   совместно   коллективами   кафедр,
функционирующих   в   республиканских   и   городских   больницах,   и
практическими врачами этих больниц.
     В целом установленный  порядок  научной  поддержки  практического
здравоохранения  представляется  малоэффективным.  Однако в дальнейшем
следует в большей  степени  сконцентрировать  усилия  на  разработках,
имеющих  конкретизированную  цель  и  безусловный медико-экономический
эффект от адресного внедрения полученных результатов.
     Таким образом,  оценка  состояния  здоровья  жителей  республики,
комплексный анализ  положения  дел  в  здравоохранении,  лекарственном
обеспечении  населения  являются  обоснованием  необходимости принятия
Программы.

           2. Программные мероприятия и пути их реализации

     Предлагаемые мероприятия заключаются в переориентации сложившейся
системы  здравоохранения на интенсивный путь развития на основе оценки
территориальных  приоритетов  и  уязвимых  мест   и   создания   новой
организационной модели медицинской службы республики,  ориентированной
па   гарантированное   удовлетворение    потребности    населения    в
медикосанитарной   помощи   установленного   качества  и  рациональное
использование ресурсов отрасли.
     Цель мероприятий  - обеспечение всеобщей доступности медицинского
обслуживания населения  и  действенного  контроля  за  его  качеством,
повышение    эффективности    здравоохранения    за    счет    целевых
организационных    преобразований    медицинской    сети,    типизации
лечебно-профилактических    учреждений    с   учетом   функционального
предназначения  и  внедрения  унифицированных  медицинских  технологий
дифференцированных       стандартов       объемов      и      качества
лечебно-диагностического процесса.
     Основные направления развития республиканского здравоохранения
     - осуществление  комплекса  мер,  направленных  на  сохранение  и
развитие   государственной  и  муниципальной  систем  здравоохранения,
поддержку  развития  частного  здравоохранения  и  формирование  рынка
медицинских услуг;
     - сохранение   общественного   характера   здравоохранения    как
источника бесплатной и доступной медицинской помощи для всех категорий
населения;
     - недопущение  формирования  частной  системы  здравоохранения за
счёт и в ущерб государственной и муниципальной систем;
     - обеспечение  контроля  за качеством медицинской деятельности на
территории КБР,  осуществляемой государственными и  негосударственными
медицинскими учреждениями, частнопрактикующими врачами;
     - укрепление социальной базы  здравоохранения  за  счет  широкого
привлечения   общественности  республики,  религиозных  организаций  и
населения   к   проблемам   охраны   здоровья   с   целью   пропаганды
медико-профилактических знаний и здорового образа жизни.

        2.1. Совершенствование организации медицинской помощи

     Организационная модель  предусматривает построение разноуровневой
общедоступной  лечебно-диагностической  и  профилактической  медицины.
Данное приоритетное направление предполагает:
     - осуществление комплекса  мер  по  совершенствованию действующей
организационной  модели  медицинской  помощи в целях упорядочения сети
лечебно-профилактических учреждений по мощности,  объемам, структуре и
внедрению   эффективных,   экономически   обоснованных,   вертикальных
технологий организации и оказания  всех  видов  медицинской  помощи  в
соответствии с потребностью граждан;
     - изменение инфраструктуры медицинской помощи  с  переориентацией
от  преобладания дорогостоящей стационарной помощи к более экономичной
и предпочтительной,  в том числе и с точки зрения профилактического  и
превентивного обслуживания населения, амбулаторной медицинской помощи;
     - удовлетворение   потребностей   населения   в    доступной    и
качественной  медицинской  помощи  на  уровне первого контакта врача и
пациента    за    счет    обязательного    сохранения    и    развития
участково-территориальной службы.
     Основная задача  -  оптимизация  амбулаторной  помощи   за   счет
повышения  ее  доступности в территориальном и временном отношении как
на уровне первичного медико-санитарного обслуживания,  так и на уровне
внебольничной   квалифицированной   и  специализированной  медицинском
помощи, а также восстановление службы неотложной помощи.
     Предлагается развитие  более  дешевых,  но  не  менее эффективных
видов помощи, таких, как полустационарная (стационары на дому, дневные
стационары,   стационары   одного   дня),   развертывание   сети  коек
сестринского ухода и других медико-санитарных учреждений.
     С целью    совершенствования    больничной   медицинской   помощи
предполагается интеграция  специализированных  центров,  что  позволит
более   рационально  распределять  материальные  и  кадровые  ресурсы,
достичь более высокой эффективности в лечебно-диагностическом процессе
(открытие диагностического центра).
     Всесторонней разработке  подлежит  проблема   дифференцированного
стационарного обслуживания,  включающая перепрофилирование больниц или
отделений для краткого  или  долговременного  пребывания  больных  или
различной   степени   интенсивности   лечения   (интенсивная  терапия,
долечивание, восстановительное лечение, реабилитация и т.д.).
     В целом республиканское здравоохранение нуждается в осуществлении
комплексной работы по приведению нагрузки подведомственных  учреждений
в  соответствие  с  потребностями населения,  сокращении незагруженных
стационарных отделений  (при  сохранении  резерва  коечного  фонда  на
случаи  чрезвычайных ситуаций)  и мощности амбулаторно-поликлинических
учреждений.
     Суть предлагаемой   базовой   модели  сводится  к  реформированию
существующей    сети    лечебно-профилактических    учреждений,    что
предполагает:
     - создание разноуровневой системы  медицинской  службы  с  четким
функциональным  предназначением  и  ресурсным  обеспечением учреждений
каждого уровня;
     - оптимизацию первичной медико-санитарной помощи;
     - развитие внебольничной и полустационарной медицинской помощи;
     - уменьшение потребности в стационарной медицинской помощи;
     - интенсификацию стационарной медицинской помощи;
     - совершенствование специализированной медицинской помощи;
     - рациональное использование ресурсов отрасли.
     Основным принципом    модели   станет   медицинское   обеспечение
индивидуума   в   амбулаторно-поликлинической   сети,   на   дому,   в
клинико-диагностическом   центре,   специализированном   диспансере, в
полустационаре,  стационаре и в санатории.  Это -  единый  комплексный
лечебно-профилактический  процесс,  в  котором  каждое технологическое
звено имеет свои функции,  исключающие дублирование на других  уровнях
здравоохранения,     и     пределы,     ограниченные    функциональным
предназначением и экономической сообразностью. При этом все сведения о
состоянии  здоровья  конкретного  жителя  республики и его медицинском
обслуживании аккумулируются в одном месте - на первом уровне первичной
медико-санитарной помощи территории проживания.
     I уровень  -  участковый  комплекс  первичной   медико-санитарной
помощи (сельская врачебная амбулатория, участковая больница)
     Оказание основного объема общепрофильной врачебной и  сестринской
медицинской  помощи  прикрепленному населению как на приеме,  так и на
дому. Диспансерная работа установленного объема.
     Проведение простейших диагностических исследований установленного
объема с  использованием  портативных  и  экспрессных  диагностических
средств.
     II уровень - районные,  территориальные,  городские  поликлиники,
стационарные городские и районные учреждения,  учреждения сестринского
ухода
     Обеспечение первичной  диагностики  с  использованием  минимально
достаточного набора лабораторно-инструментальных исследований.
     Оказание специализированной  медицинской  помощи  по  направлению
врачей учреждений первого уровня по основным  специальностям  (хирург,
офтальмолог,  отоларинголог, невропатолог, педиатр, акушер-гинеколог и
пр.).
     III  уровень     -     республиканские     узкоспециализированные
консультативно-диагностические  центры,   диспансеры,   стационары   и
санаторно-курортные учреждения
     Осуществление узкоспециализированной  и   высококвалифицированной
клинико-диагностической    и   стационарной   медицинской   помощи   с
использованием   наиболее   современных   технологий   и   уникального
высокоинформативного  оборудования по направлениям учреждений II,  III
уровней.   Рекомендации   по   вариантам   дальнейшего    медицинского
обеспечения.
     Первоочередными задачами при этом являются:
     а) распределение   медицинских  учреждений  по  уровням  с  четко
установленными функциональным  предназначением,  объемами  медицинских
услуг, ресурсами;
     б) создание            общереспубликанских             технологий
(лечебно-диагностических алгоритмов) по видам медицинской помощи, т.е.
стандартизация медицинского обслуживания в разноуровневой системе;
     в) оценка потребности населения в видах медицинской помощи;
     г) расчет  рациональной  сети   медицинских   учреждений   и   ее
территориального размещения для удовлетворения имеющихся потребностей.

           2.2. Активное развитие различных организационных
               форм полустационарной медицинской помощи

     - определение  на   административных   территориях   контингентов
населения  для  лечения  на  дому,  в  стационаре одного дня,  дневном
стационаре;
     - открытие   с   учетом   потребностей   населения   и   реальных
возможностей  полустационаров  на   базе   амбулаторно-поликлинических
учреждений и больниц;
- организация лечения на дому силами учреждений I, II и III уровней.

        2.3. Совершенствование стационарной медицинской помощи

     Анализ показал,  что 20-25%  больных, находящихся на стационарном
лечении в отделениях терапевтического профиля, без ущерба для здоровья
могут быть переведены на режим полустационарного лечения, что позволит
уменьшить расходы на содержание стационаров данного типа на 20%.
     Совершенствование стационарной медицинской помощи потребует:
     - интенсификации лечебного процесса;
     - перепрофилирования  больниц (отделений)  для  краткосрочного  и
долгосрочного        пребывания,        различной        интенсивности
лечебно-диагностического процесса;
     - сохранения незагруженных отделений больниц (с учетом заданий на
чрезвычайные ситуации).

          2.4. Совершенствование организационных форм служб
           скорой и неотложной медицинской помощи (ССиНМП)

     В рамках данного направления предусматриваются следующие меры:
     - реорганизация  административной  структуры  станции  скорой   и
неотложной  медицинской  помощи  с передачей части полномочий головным
подстанциям районов,  выполняющим функции среднего  звена  управления,
при  сохранении  за  станцией  скорой  и неотложной медицинской помощи
административно-оперативного управления службой в целом;
     - разработка  и  внедрение комплексной автоматизированной системы
управления  деятельностью  станций  скорой  и  неотложной  медицинской
помощи  (КАСУ  ССиНМП),  которая позволит в значительной мере повысить
эффективность работы станций на базе использования современных средств
информатизации и телекоммуникаций;
     - внедрение  в  практику  работы  станции  скорой  и   неотложной
медицинской  помощи  системы  дифференцирования поступающих вызовов по
категории  срочности  с  разделением  на  безотлагательные  (вызванные
жизнеугрожающими   состояниями  или  местом  происшествия)  и  условно
отсроченные (по медицинским показаниям) с  отработкой  соответствующих
временных  нормативов  прибытия  выездных  бригад  на  место  вызова в
зависимости от категории "повода к вызову";
     - осуществление  этапных  работ по передаче "отсроченных вызовов"
для обслуживания на 1-11 уровнях медицинской службы  города  (по  мере
организации отделений неотложной помощи);
     - дальнейшее  развитие  и  активизация  работы   республиканского
врачебно-консультативного   центра   станции   скорой   и   неотложной
медицинской помощи;
     - повышение социальной защищенности работников станций;
     - организация  системы   перманентного   повышения   квалификации
персонала станций скорой и неотложной медицинской помощи.

      2.5. Медицинское страхование и развитие негосударственных
               форм медицинского обеспечения населения

     Для решения   проблем   медицинского   страхования   и   развития
негосударственных  форм  медицинского обеспечения населения республики
необходимо:
     - повышение  эффективности  республиканской системы обязательного
медицинского страхования  за  счет  совершенствования  порядка  оплаты
медицинских услуг, совершенствование Министерством здравоохранения КБР
совместно с Кабардино-Балкарским территориальным фондом  обязательного
медицинского страхования,  стандартов медицинской помощи для различных
уровней системы здравоохранения и тарифов на услуги;
     - усиление   контроля   за  расходованием  средств  обязательного
медицинского  страхования,  поступающих   в   лечебно-профилактические
учреждения  и  страховые  медицинские  организации,  с целью повышения
эффективности использования финансовых ресурсов;
     - обеспечение защиты прав застрахованных на получение медицинской
помощи адекватного объема и качества;
     - оценка   возможностей   Кабардино-Балкарского  территориального
фонда обязательного медицинского страхования на ближайшую и отдаленную
перспективу  обеспечивать финансирование мероприятий по профилактике и
укреплению    здоровья    населения    в    рамках    оптимизированной
организационной  структуры медицинской службы;  пересмотр сложившегося
порядка взаиморасчетов между страховыми организациями  и  учреждениями
здравоохранения  с учетом различий лечебно-профилактических учреждений
в лечебно-диагностических возможностях и интенсивности лечения;
     - содействие   развитию   негосударственных   форм   медицинского
обеспечения граждан - системы добровольного медицинского страхования и
предпринимательских       структур,       дальнейшее      формирование
сбалансированного и регулируемого рынка медицинских услуг;
     - сохранение   в   процессе   реформирования   республиканских  и
муниципальных  учреждений  здравоохранения   преимуществ   сложившейся
системы  наряду  с  внедрением  различных  видов  частного  сектора  и
созданием механизмов  управления  конкуренцией  на  рынке  медицинских
услуг.
     Оптимизация использования  средств   обязательного   медицинского
страхования  будет  осуществляться  за  счет совершенствования порядка
оплаты  медицинских  услуг,  оказываемых  в   рамках   Территориальной
программы обязательного медицинского страхования.
     Предполагаются следующие  пути  защиты  прав  застрахованных   на
получение медицинской помощи адекватного объема и качества:
     - организация единой системы  ведомственного  контроля  качества,
включающей разработку единых критериев;
     - оценка эффективности  предлагаемых  в  лечебно-профилактических
учреждениях медицинских технологий;
     - оценка квалификации медицинских работников;
     - персонифицированная   оценка   качества   медицинской   помощи,
оказанной застрахованному;
     - разработка   унифицированного   подхода   к   оценке   качества
медицинской  помощи,  оказанной  конкретному   пациенту,   на   основе
автоматизированных информационных систем;
     - дальнейшее  развитие   систем   обеспечения   и   защиты   прав
застрахованных  во  взаимодействии с заинтересованными организациями и
учреждениями;
     - создание системы регрессионных исков к физическим и юридическим
лицам,  ответственным за причиненный вред здоровью застрахованных,  по
возврату   затраченных   на  оказание  медицинской  помощи  средств  в
здравоохранение;
     - совершенствование   Реестра   медицинских   услуг   (устранение
излишней детализации, укрупнение отдельных позиций).
     Внедрение реальной          экономической         ответственности
лечебно-профилактических учреждений за объемы и  качество  медицинской
помощи,    преодоление    неопределенности   их   правового   статуса,
совершенствование   структуры    сети    обязательного    медицинского
страхования.
     В первую очередь планируется решение следующих задач:
     - оптимизация финансового механизма сбора и расходования денежных
средств  Кабардино-Балкарским  территориальным  фондом   обязательного
медицинскою   страхования;   повышение   эффективности   контроля   за
рациональностью использования средств;
     - защита прав застрахованных.

              2.6.Основные этапы реализации страхования
                      лекарственного обеспечения

     При принятии  решения  о   реализации   программы   добровольного
страхования   лекарственного   обеспечения   неработающего  населения,
получающего пенсию по возрасту или по другим  основаниям,  не  имеющих
права  на  льготное  лекарственное  обеспечение,  требуется выполнение
следующих мероприятий:
     - подготовка  постановления  Правительства  КБР,  о  включении  в
программу льготного лекарственного обеспечения населения "Неработающие
пенсионеры";
     - формирование реестра застрахованных;
     - внесение дополнений в Классификатор групп населения и категорий
заболеваний,  при амбулаторном лечении  которых  лекарственная  помощь
предоставляется по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

          2.7. Развитие негосударственных форм медицинского
                        обеспечения населения

     Создающимся в    республике    медицинским    предпринимательским
структурам требуется следующая государственная поддержка:
     - оказание всех видов организационно-методической помощи;
     - передача    в    аренду    предпринимательским   структурам   в
установленном   порядке    помещений    государственных    медицинских
учреждений,   не   используемых   бюджетной  медициной,  для  оказания
медицинских услуг населению;
     - предоставление  в  форме  лизинга  медицинского  оборудования и
аппаратуры;
     - информационное обеспечение поставщиков медицинских услуг;
     - лицензирование и сертификация поставщиков медицинских услуг.  В
настоящее  время  коммерческая  медицина  находится на начальном этапе
своего  развития.   Рынок   предлагаемых   услуг   несбалансирован   и
отсутствует  действенный  механизм  его регулирования.  Особую тревогу
вызывает  бесконтрольность   деятельности   поставщиков   коммерческих
медицинских услуг.
     Для преодоления  имеющихся  негативных  явлений   и   дальнейшего
внедрения  частной практики в систему территориального здравоохранения
абсолютно обязательными представляются следующие меры:
     - запрет на приватизацию учреждений и организаций здравоохранения
(во всяком случае,  на ближайший период);
     - развитие в государственных лечебно-профилактических учреждениях
системы  добровольного  медицинского  страхования,   создание   единой
системы   учета   оказания   медицинских   услуг   государственными  и
коммерческими медицинскими учреждениями;
     - формирование   единого  территориального  каталога  медицинских
услуг с тарифами;
     - привлечение   негосударственных   медицинских   организаций   и
частнопрактикующих  врачей  к  оказанию  медицинской  помощи   жителям
республики   в   рамках   государственных  гарантий  (государственного
заказа);
     - создание действенной системы контроля деятельности коммерческих
структур и качества оказываемых  ими  медицинских  услуг.  Контрольные
функции   будут   возложены  на  Министерство  здравоохранения  КБР  с
образованием при нем комиссии по  экспертизе  качества  и  медицинской
инспекции;
     - осуществление мер воздействия на поставщиков медицинских  услуг
за некачественное медицинское обслуживание.
     Реализация перечисленных условий  предполагает  совершенствование
нормативно-правовой  базы  здравоохранения и принятие ряда документов,
регламентирующих деятельность  коммерческих  структур  в  медицине  на
территориальном уровне.

              2.8. Совершенствование системы управления

     Для решения данной задачи необходимо:
     создание системы  управления,   сочетающей   централизованные   и
децентрализованные  уровни  с  четким  закреплением сфер компетенции и
ответственности,   обеспечение   Министерством   здравоохранения   КБР
государственной   политики  в  области  охраны  здоровья  населения  и
контроля  за  деятельностью  медицинских  учреждений,   в   частности,
касающейся выполнения медико-санитарных стандартов;
     обеспечение единого информационного пространства республиканского
здравоохранения;
     установление дифференцированной   системы   критериев    качества
организации  и  оказания медицинской помощи для всех типов медицинских
учреждений;
     создание правового    механизма,    позволяющего   контролировать
медицинскую   деятельность   коммерческих   медицинских   структур   и
частнопрактикующих  врачей,  оказывающих  медицинские услуги населению
городов и районов республики.
     Совершенствование системы   управления   здравоохранением   будет
осуществляться в следующих направлениях:
     - разработка  и  утверждение системы управления здравоохранением,
приведенной  в  соответствие  с   новой   организационной   структурой
медицинской  службы  и  ориентированной  на обоснованное распределение
управленческих функций по иерархическим уровням;
     - подготовка   правовой  нормативной  и  инвестиционной  баз  для
формирования контрактной основы по работе Министерства здравоохранения
с медицинскими учреждениями;
     - стандартизация объемов и качества видов медицинской помощи  для
каждого  уровня  медицинской  службы,  для  каждого  типа медицинского
учреждения;
     - создание единой информационной системы здравоохранения КБР;
     - сохранение  отраслевого  принципа  лицензирования  и   введение
сертификации учреждений и кадров по категориям;
     - подготовка  проекта  решения  о  подконтрольности   медицинской
деятельности   коммерческих   структур   и  частнопрактикующих  врачей
Министерству здравоохранения КБР;
     - обеспечение  постоянного  контроля  качества медицинских услуг,
предоставляемых  населению  медицинскими   учреждениями   любых   форм
собственности и частнопрактикующими врачами;
     - создание   республиканской   медицинской    инспекции,    групп
медицинских экспертов и др.

       2.9. Укрепление материально-технической базы учреждений
          здравоохранении для оказания населению бесплатной
                          медицинской помощи

     Решение данной проблемы предполагает:
     создание     единой     системы     экономики    республиканского
здравоохранения,   предусматривающей   строжайший  контроль  за  всеми
поступающими финансовыми средствами и их расходованием, что может быть
достигнуто только при взаимодействии Министерства здравоохранения КБР,
отделов  по   охране   здоровья   населения   администраций   местного
самоуправления,     Кабардино-Балкарского    территориального    фонда
обязательного   медицинского    страхования,    определение    условий
использования   средств   бюджетов  и  внебюджетных  средств,  включая
средства  обязательного  и   добровольного   страхования   и   порядок
осуществления контроля;
     наращивание финансового потенциала отрасли,  в  том  числе  путем
введения    режима    экономии    средств,    их   дифференцированного
распределения, установления государственного регулирования системы цен
(тарифов) на медицинскую и лекарственную помощь;
     осуществление Министерством  здравоохранения  КБР   совместно   с
государственным унитарным предприятием " Республиканская аптечная база
Министерства    здравоохранения    КБР"     и     Кабардино-Балкарским
территориальным  (фондом обязательного медицинского страхования мер по
упорядочению в республике лекарственного обеспечения;
     создание унифицированных   технологий   организации   и  оказания
медико-санитарной помощи для всех контингентов жителей республики.
     В предстоящий период экономика здравоохранения будет укреплена за
счет:
     - введения  механизма  строгого  учета  средств  республиканского
бюджета  КБР  по  разделу   "Здравоохранение"   и   контроля   за   их
распределением   и   расходованием  в  соответствии  с  функциональным
предназначением лечебных учреждений;
     - централизованного  (из  средств  республиканского  бюджета КБР)
лекарственного обеспечения всех видов медицинской помощи, включенных в
республиканские медицинские приоритеты (целевые подпрограммы);
     - финансирования учреждений в строгом соответствии с их рангом  и
стандартами объема и качества оказываемой медицинской помощи.

         2.10. Систематизация работы по подбору, расстановке
              и повышению квалификации кадрового состава

     Предусматривается следующий комплекс мер:
     изменение кадровой     политики,    учитывающей    реформирование
республиканского   здравоохранения   и   включающей   планирование   и
прогнозирование потребности здравоохранения в профильных кадрах;
     повышение кадровой обеспеченности  медицинских  учреждений  путем
модернизации  контрактных отношений между работниками и работодателями
при  целевой  подготовке  специалистов  (интернатура   и   клиническая
ординатура),  перераспределения  кадров  в  отрасли за счет ликвидации
дублирования и необоснованного  объема  медицинских  услуг  на  этапах
оказания медицинской помощи;
     подготовка пакета   законодательных    инициатив,    регулирующих
отношения  между  Кабардино-Балкарским  государственным  университетом
имени  Х.М. Бербекова и Министерством здравоохранения  КБР  в  области
целевой подготовки кадров.
     Подготовка врачебных кадров для I уровня медико-санитарной помощи
системы   здравоохранения   в   условиях  отсутствия  государственного
распределения  выпускников  представляется  чрезвычайно  сложной.  Для
решения   проблемы   необходимо   на   базе   медицинского  факультета
Кабардино-Балкарского     государственного     университета      имени
Х.М. Бербекова организовать  обучение  на  контрактной  основе за счет
бюджетов   местного   самоуправления,   предусмотрев    в    контракте
обязательность  отработки  выпускниками  не  менее 3 лет в учреждениях
амбулаторно-поликлинической сети, с предоставлением им жилплощади.
     Обеспеченность кадрами  II и III уровней медико-санитарной помощи
на  сегодня  составляет  100%,  требуется  систематическое   повышение
квалификации кадров и их оптимизация.
     Регулируемый набор   и   выпуск   указанных    групп    студентов
медицинского    факультета    Кабардино-Балкарского   государственного
университета имени Х.М.  Бербекова позволит укомплектовать  учреждения
первичного звена здравоохранения в соответствии с потребностью.
     В целях  совершенствования  кадровой  политики  также  необходимо
проводить   аттестацию   и   сертификацию  медицинского  персонала  по
категориям  с  дифференцированной   оплатой   труда,   что   потребует
активизации работ по созданию сертификационных стандартов.
     Требуется также расширение перманентной  системы  последипломного
образования.

                   2.11. Развитие медицинской науки

     Решение данной проблемы предполагает:
     научную поддержку  здравоохранения   на   основе   разработки   и
внедрения   эффективных  форм  организации,  управления,  диагностики,
профилактики и лечения,  способствующих повышению качества медицинской
помощи населению;
     проведение приоритетных для республики научных исследований;
     формирование научной программы,  ориентированной на исследования,
учитывающие региональные особенности здоровья населения и  медицинские
приоритеты,    представленные   целевыми   подпрограммами   по   видам
медицинской помощи;
     проведение научно-исследовательских     работ    по    разработке
унифицированных   организационно-лечебно-диагностических   технологий,
учитывающих  создаваемую  многоуровневую  систему медицинской помощи и
приоритетность профилактики заболеваний.

          3. Профилактические мероприятия по предотвращению
                  заболеваний социального характера

                 3.1. Подпрограмма "Сахарный диабет"

     Целями подпрограммы    "Сахарный    диабет"   являются   снижение
заболеваемости,  инвалидизации и смертности населения КБР от сахарного
диабета  и  его  осложнений,  повышение   продолжительности   жизни  и
улучшение здоровья больных сахарным диабетом.
     В рамках ее реализации запланировано:
     развитие диабетологической службы;
     обеспечение указанных   больных   лекарственными   средствами   и
средствами  индивидуального   контроля   (тест-системами),   а   также
лекарственными      препаратами      регенерации      (таблетированные
сахароснижающие), человеческим инсулином генно-инженерной технологии;
     создание системы    медико-психологической    поддержки   больных
диабетом и членов их семей;
     организация школ  по  обучению  лиц,  больных  сахарным диабетом,
самостоятельному  контролю  содержания  сахара  в  крови,   применению
сахароснижающих лекарственных средств и рациональному питанию;
     предоставление санаторно-реабилитационной помощи больным;
     повышение квалификации   медицинских   кадров   для   обеспечения
эффективной профилактики,  диагностики, лечения и реабилитации больных
сахарным диабетом;
     улучшение     материально-технической    базы    амбулаторной   и
стационарной служб.

                                * * *

                                                            Приложение
                                                        к подпрограмме
                                                     "Сахарный диабет"

                                      (млн. рублей, в ценах 2002 года)
+--------------------------+----------------+-----------+---------------------------+
| Наименование мероприятий |   Источники    | 2003-2006 |         В том числе       |
|                          | финансирования | годы,     +------+------+------+------+
|                          |                | всего     | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
|                          |                |           |  год |  год |  год |  год |
+--------------------------+----------------+-----------+------+------+------+------+
| Раздел 1. Профилактика, диагностика, лечение сахарного диабета                    |
+--------------------------+----------------+-----------+------+------+------+------+
| 1. Диагностика и лечение | общий объем    |    112,5  | 21,2 | 24,6 | 30,3 | 36,4 |
| сахарного диабета,       | средств        |           |      |      |      |      |
| приобретение глюкометров,|                |           |      |      |      |      |
| тест-полосок, биостатора,| республиканский|     74,0  | 14,0 | 16,0 | 20,0 | 24,0 |
| сахароснижающих средств, | бюджет КБР     |           |      |      |      |      |
| прочих медикаментов      |                |           |      |      |      |      |
|                          | федеральный    |     38,5  |  7,2 |  8,6 | 10,3 | 12,4 |
|                          | бюджет         |           |      |      |      |      |
+--------------------------+----------------+-----------+------+------+------+------+
| Раздел 2. Повышение квалификации кадров                                           |
+--------------------------+----------------+-----------+------+------+------+------+
| 2.Подготовка кадров по   | республиканский|     0,12  | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,03 |
| вопросам диагностики,    | бюджет КБР     |           |      |      |      |      |
| клиники, лечения,        |                |           |      |      |      |      |
| профилактики сахарного   |                |           |      |      |      |      |
| диабета                  |                |           |      |      |      |      |
+--------------------------+----------------+-----------+------+------+------+------+
| 3.Развитие системы       | республиканский|     0,02  | 0,005| 0,005| 0,005| 0,005|
| информации населения о   | бюджет КБР     |           |      |      |      |      |
| достигнутых мерах        |                |           |      |      |      |      |
| профилактики сахарного   |                |           |      |      |      |      |
| диабета (радио,          |                |           |      |      |      |      |
| телевидение, наглядные   |                |           |      |      |      |      |
| пособия)                 |                |           |      |      |      |      |
+--------------------------+----------------+-----------+------+------+------+------+
| 4.Приобретение оборудо-  | республиканский|      0,2  |  0,2 |      |      |      |
| вания холодильной комнаты| бюджет КБР     |           |      |      |      |      |
| (камеры) хранения        |                |           |      |      |      |      |
| инсулина                 |                |           |      |      |      |      |
+--------------------------+----------------+-----------+------+------+------+------+
| 5.Приобретение иммуно-   | республиканский|      0,1  |  0,1 |      |      |      |
| ферментного анализатора  | бюджет КБР     |           |      |      |      |      |
| определения концентрации |                |           |      |      |      |      |
| гормонов                 |                |           |      |      |      |      |
+--------------------------+----------------+-----------+------+------+------+------+
| ИТОГО                    | общий объем    |   112,94  |21,535|24,635|30,335|36,435|
|                          | средств        |           |      |      |      |      |
|                          |                |           |      |      |      |      |
|                          | федеральный    |     38,5  |  7,2 |  8,6 | 10,3 | 12,4 |
|                          | бюджет         |           |      |      |      |      |
|                          |                |           |      |      |      |      |
|                          | республиканский|    74,44  |14,335|16,035|20,035|24,035|
|                          | бюджет КБР     |           |      |      |      |      |
+--------------------------+----------------+-----------+------+------+------+------+

                         --------------------

Информация по документу
Читайте также