Расширенный поиск

Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23.12.2000 № 543

             КЪЭБЭРДЕЙ-БАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКЭМ И ПРАВИТЕЛЬСТВЭ
            КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОСУ
            ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                          ПОСТАНОВЛЕНЭ N 543
                             БЕГИМ N 543
                         ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 543

23 декабря 2000 г.                                          Налшык къ.
                                                            Нальчик ш.
                                                            г. Нальчик

                                      Утратилo силу - Постановление
                                   Правительства Кабардино-Балкарской
                                               Республики
                                        от 19.04.2003 г. N 109-ПП

О проекте Программы развития воспитания в
системе образования КБР на 2001-2005 годы

     Правительство                 Кабардино-Балкарской     Республики
п о с т а н о в л я е т:
     1. Одобрить   разработанный  Министерством  образования  и  науки
Кабардино-Балкарской Республики проект Программы развития воспитания в
системе  образования Кабардино-Балкарской Республики на 2001-2005 годы
(прилагается)  и  направить   его   для   рассмотрения   в   Парламент
Кабардино-Балкарской Республики.
     2. Назначить     официальным     представителем     Правительства
Кабардино-Балкарской  Республики   при   рассмотрении   в   Парламенте
Кабардино-Балкарской   Республики   проекта   Программы    заместителя
Председателя     Правительства     Кабардино-Балкарской     Республики
Х.Х. Сохрокова.
     3. Министерству    образования   и   науки   Кабардино-Балкарской
Республики  (М.Х.  Балкизов)  ежегодно  до  15  декабря   представлять
Правительству   Кабардино-Балкарской  Республики   информацию  о  ходе
реализации Программы.


     Первый заместитель
     Председателя Правительства
     Кабардино-Балкарской Республики          Ю. Альтудов

                                 ***

                                                   Приложение
                                     к постановлению Правительства КБР
                                           от 23 декабря 2000 г. N 543

                          Программа развития

                   воспитания в системе образования
          Кабардино-Балкарской Республики на 2001-2005 годы

                          г. Нальчик 2000 г.

                         1. Паспорт программы

     Наименование Программы:  Программа  развития воспитания в системе
образования Кабардино-Балкарской Республики 2001-2005 годы.
     Назначение Программы:  Программа  развития  воспитания  в системе
образования Кабардино-Балкарской Республики на 2001-2005 гг.  является
важнейшим  направлением  государственной политики Кабардино-Балкарии в
сфере образования.  Программа ориентирована на повышение общественного
статуса образовательных учреждений,  обновление содержания и структуры
воспитания на основе национально-культурных  традиций  и  современного
опыта,   обеспечения  многомерности  и  интегрированности  учебного  и
воспитательного процессов,  баланса государственного,  общественного и
семейного   воспитания,   современных   механизмов  воспитания  и  его
приоритетов в образовательных учреждениях всех типов.  Программа имеет
ведомственный    статус,    предназначена   для   органов   управления
образованием  и  образовательных  учреждений  всех  типов  и  видов  и
является основой для разработки муниципальных программ.
     Основание для разработки Программы:  постановление  Правительства
КБР  от  19   февраля  2000  г.  N  47  "О  Комплексном плане действий
Правительства Кабардино-Балкарской Республики  по  реализации  в  2000
году Послания Президента Кабардино-Балкарской Республики Парламенту".
     Разработчики Программы:  Министерство образования  и  науки  КБР,
кафедра педагогики и психологии Кабардино-Балкарского государственного
университета.
     Исполнители и  соисполнители:  Министерство  образования  и науки
КБР,  Министерство финансов КБР,  Министерство КБР по делам  молодежи,
физической культуре и туризму. Министерство культуры КБР, Министерство
здравоохранения   КБР,   Министерство   печати   и   информации   КБР,
Министерство внутренних дел КБР,  Кабардино-Балкарский государственный
университет, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная
академия,   Северо-Кавказский   государственный   институт   искусств,
муниципальные   органы   управления   образованием,    образовательные
учреждения КБР.
     Сроки реализации Программы: 2001-2005 годы.
     Цель программы:   создание  концептуальных  основ  воспитания  на
основе   национальных   и   региональных   особенностей    республики,
обеспечение    необходимых    научно-методических,    организационных,
кадровых,  информационных и других условий для развития воспитательных
систем на всех уровнях образования, включая конкретные образовательные
учреждения  всех  типов  и  видов,   упорядочение   их   деятельности,
способствующей   развитию   личности,   ее   социальной   адаптации  и
духовно-нравственному формированию.
     Задачи Программы:
     - восстановление в  полной  мере  статуса  воспитания  в  системе
образования  Кабардино-Балкарской  Республики  как  важного  института
социализации личности;
     - интеграция  и  преемственность  воспитательной практики во всех
типах  и   видах   образовательных   учреждений   Кабардино-Балкарской
Республики;
     - формирование системы управления воспитанием детей  и  молодежи,
способствующей взаимодействию государственных органов власти, местного
самоуправления,    общественных    организаций     в     осуществлении
воспитательного процесса;
     - укрепление  и  повышение  роли  вертикальных  и  горизонтальных
управленческих   структур   в   системе   образования   на  основе  ее
реорганизации   с   учетом   современных   тенденций   и    актуальных
воспитательных задач;
     - разработка и реализация скоординированной региональной политики
в  области  воспитания и дополнительного образования детей и молодежи;
создание  благоприятного  нормативно-правового  поля,  способствующего
обеспечению   единства   воспитательного   процесса  на  всех  уровнях
образования;
     - использование   в   воспитательном   процессе   богатого  опыта
национальных   культур   и    традиций    народов,    проживающих    в
Кабардино-Балкарской Республике;
     - активная  поддержка  и   внедрение   передовых   педагогических
технологий в области воспитания;
     - развитие личностноориентированных,  гуманистических  принципов,
содержания и механизмов нравственною и гражданского воспитания;
     - повышение роли семьи в воспитании детей и молодежи, обеспечение
психолого-педагогического просвещения родителей;
     - построение воспитательной деятельности  на  основе  мониторинга
состояния воспитания, создание системы воспитательной статистики;
     - организационное   и   методическое   обеспечение   деятельности
общественных детских и молодежных организаций;
     - создание системы психолого-педагогической и методико-социальной
реабилитации детей;
     - создание благоприятного информационного  поля,  способствующего
решению   проблем   воспитания  детей  и  молодежи,  через  работу  со
средствами массовой информации и печати;
     - повышение   профессионального   уровня   управления   процессом
воспитания,   обеспечение   взаимодействия   со   всеми    институтами
социализации.
     Источники финансирования:  госбюджетные средства,  выделяемые  на
реализацию   Программы  развития  образования  в  Кабардино-Балкарской
Республике, централизованные средства Министерства образования и науки
КБР,  долевое  участие различных министерств и ведомств,  госбюджетные
средства муниципальных образований, привлечение внебюджетных средств.
     Ожидаемые результаты реализации:
     - обеспечение  повышения  статуса  воспитания  в  образовательных
учреждениях республики всех типов и видов;
     - создание  в  республике  условий  приоритетности  воспитания  в
процессе образования;
     - формирование воспитательных  систем  всех  уровней  образования
республиканском,     муниципальном,     в     условиях     конкретного
образовательного учреждения;
     - создание    нормативных,    управленческих,    организационных,
информационных,  кадровых,  научно-методических условий для реализации
основных целей воспитания подрастающего поколения на современном этапе
в соответствии с  Конституцией  Российской  Федерации  и  Конституцией
Кабардино-Балкарской Республики, Законами РФ и КБР "Об образовании".
     Организация и контроль выполнения Программы:  ответственность  за
организацию  и  контроль  выполнения  Программы  развития воспитания в
системе образования Кабардино-Балкарской Республики на 2001-2005  годы
возложены  на  Министерство  образования и науки КБР,  Республиканскую
межведомственную  общественно-государственную  комиссию  воспитания  и
Республиканский научно-методический совет по вопросам воспитания детей
и молодежи при Министерстве образования и науки КБР.
     Механизм реализации     Программы    предусматривает    ежегодное
формирование рабочих документов:
     - координационный  план  совместных  действий  всех  исполнителей
Программы;
     - перечень первоочередных мер,  вытекающих из системы мероприятий
Программы,  с  разграничением  функций  исполнителей  и   определением
источников и объемов финансирования.
     Ежегодное заслушивание  хода  выполнения  Программы  на  коллегии
Министерства образования и науки КБР.

          2. Основные тенденции и проблемы воспитания детей
        и учащейся молодежи в Кабардино-Балкарской Республике

     На современном этапе реформирования российского общества одним из
основных направлений системы образования является духовно-нравственное
становление  и  жизненное  самоопределение  подрастающего   поколения,
формирование гуманистических,  социально значимых ценностей и образцов
гражданского поведения, национального самосознания.
     В Кабардино-Балкарской   Республике   создаются  предпосылки  для
обновления содержания воспитания.
     Система воспитания  в  республике  строится  на законодательной и
нормативной основе,  осмыслении инновационных процессов,  как в теории
воспитания,   так   и   в  практической  деятельности  образовательных
учреждений Российской Федерации и республики.
     Наметилась позитивная  тенденция,  восстановления  воспитательной
функции образовательных учреждений.
     В республике    сохраняется   и   развивается   сеть   учреждений
дополнительного образования. В 54 учреждениях этой системы обучается и
воспитывается  в  соответствии со своими интересами более 46000 детей,
что составляет 31%  от общего числа детей школьного возраста.  Система
дополнительною   образования  сохраняет  позитивный  опыт  внеурочной,
внеклассной,   внешкольной    клубно-кружковой,    культурно-досуговой
деятельности.    Дополнительное   образование   осуществляется   и   в
профессиональных образовательных учреждениях.
Наряду с позитивными тенденциями в республике появился и ряд серьезных
проблем в области воспитания.
     Прежде всего,  наблюдается  снижение  воспитательного воздействия
семьи,  ее роли в социализации  детей.  Неблагополучие  многих  семей,
высокий  уровень  безработицы,  а  с  другой  -  чрезмерная  занятость
родителей во многих семьях,  напряженнее семейные отношения  негативно
влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие.
     Вызывает обеспокоенность  и  здоровье  подрастающего   поколения.
Получают распространенные болезни, имеющие социальную обусловленность:
туберкулез, сифилис, неврозы, проявления агрессивности.
Особую тревогу вызывает распространение наркомании и алкоголизма в
молодежной среде.
     Серьезную проблему  представляют  правонарушения  и преступления,
совершаемые учащимися и студентами.
     В условиях расширения информационного поля духовное и психическое
развитие детей и молодежи деформируется информацией о сексе,  насилии,
преступности, наркомании, проституции.
     Сформировалась новая религиозная ситуация:  произошла  переоценка
роли  религии  в  культуре и истории,  в духовно-нравственном развитии
человека.  В этих условиях важно определить соотношение религиозного и
светского воспитания.
     Новые черты приобрело я участие молодежных я детских общественных
объединений  в  воспитательном  процессе.  В  республике  в  детском и
подростковом  общественном  движении  свыше  30  тысяч  детей.  Спектр
детского  интереса,  реализуемый в рамках детских организаций,  широк.
Наиболее массовой организацией является  Союз  детских  организаций  и
объединений  Кабардино-Балкарской Республики (СДО КБР) и Движения юных
патриотов  (ДЮН).  Детские,  подростковые  и  молодежные   организации
являются    важнейшими    факторами   социализации   ребенка,   мощным
инструментом,  позволяющим эффективно  решать  сложные  педагогические
задачи.
     В этих  сложных  условиях  образовательное  учреждение   было   и
остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный
процесс, особенно в сельской местности.
     Анализ сложившейся   ситуации   позволяет   сделать   вывод,  что
основными    проблемами    воспитания    в     системе     образования
Кабардино-Балкарской Республики остаются:
     недостаточная обеспеченность учреждений всех уровней  образования
специалистами, ориентированными на воспитательную работу с детьми;
     отсутствие регулярного             социологического             и
социально-психологического анализа проблем в области воспитания;
     слабое использование воспитательного потенциала семьи;
     неполное использование    возможностей   детских   и   молодежных
     общественных движений,  резервов  ученического  и   студенческого
самоуправления;
     недостаточное развитие дополнительного образования во всех  типах
и видах образовательных учреждений.
     В этих условиях очевидна необходимость выбора  новых  подходов  к
определению приоритетов и основополагающих принципов воспитания.

                  3. Принципы организации воспитания

     В соответствии  с Федеральным законом "Об образовании" воспитание
рассматривается как целенаправленная  деятельность,  осуществляемая  в
системе образования,  ориентированная на создание условий для развития
духовности обучающихся  на  основе  общечеловеческих  и  отечественных
ценностей,   оказание   им   помощи   в   жизненном   самоопределении,
нравственном,  гражданском и  профессиональном  становлении,  создание
условий для самореализации личности.
     Основные принципы организации воспитания:
     - стратегия   и   тактика   в   области  воспитания  определяются
законодательством,    признающим    вариативность    и    разнообразие
воспитательных систем, форм и методов;
     - государственные   органы   являются    важнейшими    субъектами
воспитания детей и молодежи, осуществляющими воспитательные функции во
всех   сферах   их   жизнедеятельности,   создающими    условия    для
функционирования негосударственных воспитательных организаций;
     - целостность,  последовательность и преемственность содержания и
организационных  форм воспитания с учетом местных традиций,  специфики
образовательных учреждений, кадрового потенциала;
     - содержание  и  организационные формы воспитания разрабатываются
на     основе     принципов     гуманизации,      природосообразности,
культуросообразности,  концентрации воспитания на развитии личности, с
учетом изменяющихся потребностей и актуальных интересов общества;
     - общее   образование,   освоение   основ  и  ценностей  культуры
составляют  фундаментальную  базу  содержания   воспитания.   Стержнем
воспитания является формирование нравственных качеств,  патриотических
чувств, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся;
     - социально-психологическая   и  педагогическая  помощь  учащейся
молодежи в  процессе  вхождения  ее  в  активную  жизнь,  адаптации  к
социуму, формирование социальной ответственности;
     - инновационным ресурсом  развития  системы  воспитания  является
современное социальное знание.

         4. Основные направления и особенности воспитания на
         различных ступенях непрерывной системы образования в
                              республике

     4.1. Воспитание в дошкольных образовательных учреждениях

     Дошкольное  образование  в КБР строится с учетом новых подходов к
развитию  дополнительного  образования.  Последние  годы  в республике
характеризуются      возникновением     новых     типов     учреждений
воспитательно-образовательного         характера,        разнообразием
педагогических  услуг,  которые  предлагаются  детям и их родителям. В
республике  функционируют  интегрированные  образовательные учреждения
"Детский  сад-начальная  школа", учебно-воспитательные оздоровительные
комплексы   "Детский  сад-прогимназия",  учебно-воспитательный  "Центр
развития"    (для    детей    3-10    лет),    Республиканский   центр
психолого-педагогической  и  медико-социальной  помощи  детям,  "Центр
обучения  и  воспитания" (для детей с задержкой умственного развития),
а   также  дошкольные  учреждения  с  этнопедагогическим  направлением
деятельности,     внедряющие    национально-региональные    компоненты
воспитания.
     Задачи и  функции  дошкольного образования отражают региональные,
национальные,  экономические  и  культурные  особенности   республики.
Дошкольные  учреждения  самостоятельны  как  в  выборе образовательной
программы,  так  и  в  разработке   собственной   в   соответствии   с
требованиями государственного образовательного стандарта.
     Основные задачи  развития  воспитания   в   системе   дошкольного
образования заключаются в следующем:
     - сохранение   сети   дошкольных   образовательных    учреждений,
формирование их новых видов;
     - совершенствование системы подготовки воспитателей с ориентацией
на  сочетание  социально-нормативного  и  индивидуального  подходов  к
воспитанию детей, овладение современными программами и технологиями;
     - стимулирование  оснащения  учреждений  дошкольного  образования
современной методической литературой;
     - разработка  и  внедрение  в  практику  деятельности  дошкольных
учреждений новейших образовательных программ и технологий по  развитию
социальной  и  культурной  компетентности  ребенка,  предусматривающих
формирование у него коммуникативных навыков,  поведенческих  структур,
соответствующих целям дошкольного воспитания.
     Решение указанных задач обуславливает  деятельность  в  следующих
направлениях:
     - сохранение  и  развитие   общедоступной   системы   дошкольного
воспитания и образования детей с 3 до 7 лет;
     -  предоставление возможности обучения за курс начальной школы на
базе  учебно-воспитательных комплексов "Начальная школа-детский сад" в
соответствии с потребностями населения;
     - развитие    системы   дошкольных   образовательных   учреждений
различных форм, типов и видов;
     - поддержка   и   развитие  разнообразных  форм  коррекционной  и
оздоровительной работы в ДОУ;
     - обеспечение    преемственности    дошкольного    и   начального
образования,    создание    условий    для    интеграции     ДОУ     с
общеобразовательными     школами,     учреждениями     дополнительного
образования;
     - создание  условий  для  наиболее  полного  интеллектуального  и
физического развития детей,  подготовки их к обучению в школе, включая
детей с ограниченными возможностями здоровья;
     - совершенствование    экономических    механизмов    обеспечения
учреждений  дошкольного  образования  в  соответствии  с существующими
нормами;
     - разработка   и   внедрение   актуальных   программ   с   учетом
национально-регионального компонента но развитию у детей представлений
о  человеке,  обществе  и  культуре,  по  экологическому образованию и
воспитанию, приобщению детей к родной культуре; формированию здорового
образа жизни;
     - организация  разработки  и  широкой  пропаганды   педагогически
ценных   игр  и  игрушек  как  важнейшего  средства  воспитания  детей
дошкольного возраста;
     - расширение  форм  участия  в  дошкольном образовании учреждений
культуры,  общественных самодеятельных организаций,  средств  массовой
информации, других социальных институтов;
     - разработка системы мероприятий по  оказанию  помощи  семьям,  в
которых дети не охвачены дошкольным образованием.

     4.2. Воспитание в общеобразовательных учреждениях

     Общеобразовательные учреждения  являются  основным  звеном   всей
системы    образования,    фундаментальной   мировоззренческой   базой
воспитания и развития детей.
     Обновление процесса      воспитания     в     различных     типах
общеобразовательных  учреждений  происходит  с  учетом   отечественных
традиций  и  достижений  современного  опыта,  внедрения разнообразных
воспитательных систем,  в единстве учебной и  внеучебной  деятельности
учащегося.
     Развитие воспитания     в     общеобразовательных     учреждениях
предполагает решение следующих задач:
     - определение содержания воспитания, его форм и методов на основе
возрастных,   индивидуально-психологических  особенностей  учащихся  с
учетом конкретных возможностей и специфики образовательных  учреждений
разных видов в КБР:
     - формирование   воспитательной   системы   (путем    обеспечения
интегрированности его важнейших составляющих - воспитания и обучения),
повышение воспитательного потенциала обучения;
     - усиление  гуманитарной  и  практической  направленности учебных
дисциплин,  включение в их содержание материалов,  помогающих учащимся
освоить ценности общества и культуры, способы самоопределения в них;
     - воспитание  учащихся  в  духе  демократии,   свободы,   личного
достоинства    и    законопослушания,   предоставление   им   реальных
возможностей  участия  в  управлении  образовательным  учреждением   в
деятельности различных творческих и общественных объединений;
     - укрепление здоровья ребенка средствами  физкультуры  и  спорта;
использования валеологических методов;
     - повышение роли психолого-педагогической службы  в  формировании
школьных  и классных коллективов,  индивидуальных занятий с учащимися,
обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;
     - реализация   методов   народной  педагогики,  участие  семей  в
воспитательном   процессе,    развитие    родительских    общественных
объединений,    привлечение   родителей   к   участию   в   управлении
общеобразовательным учреждением;
     - включение   в   штатное   расписание  всех  общеобразовательных
учреждений    (в    том    числе    детских     домов)      должностей
педагогов-психологов,  социальных педагогов, педагогов дополнительного
образования,    педагогов-организаторов,    классных     воспитателей,
активизация деятельности классных руководителей и воспитателей;
     - создание   в   КБР    дифференцированной    сети    специальных
учебно-воспитательных учреждений  для  детей и подростков с девиантным
поведением, особых образовательных учреждений для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
     Решение поставленных задач обеспечивает деятельность в  следующих
направлениях:
     - сочетание    в     системе     воспитания     общечеловеческих,
национально-культурных и этноспецифических ценностей;
     - воспитание  гражданственности  и  патриотизма  через   изучение
правовой   и  государственной  систем,  символики,  истории,  жизни  и
деятельности выдающихся личностей;
     - организация   всестороннего  изучения  социальных,  культурных,
психологических особенностей детского возраста,  ценностных ориентации
детей, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых
методик;
     - обеспечение вариативности воспитательных систем;
     - планомерное и сбалансированное  включение  в  общее  содержание
образования регионального и этно-кулътурного компонента;
     - развитие системы дополнительного  образования  и  многообразной
внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;
     - усиление  значимости  досугового   компонента   образовательных
учреждений,   создание  условий  для  самовыражения  детей  в  системе
дополнительного образования.

     4.3. Развитие воспитания в учреждениях дополнительного
          образования

     В условиях   реформирования   системы  образования  принципиально
изменился статус и функции учреждений дополнительного образования КБР.
Эта  сфера рассматривается в республике как инновационная,  выявляющая
ближайшие перспективы  развития  вариативного  образования  на  основе
разработки и внедрения комплексных образовательных программ.
     Учреждения дополнительного   образования   становятся    центрами
мотивационного    развития   личности,   создания   условий   для   ее
самореализации и профессионального самоопределения.
     Происходящее реформирование     системы    образования    требует
дальнейшего   развития    воспитательных    функций    дополнительного
образования,  придает ему особую актуальность и ставит перед ним новые
приоритетные задачи, в числе которых:
     - сохранение  и рост сети учреждений дополнительного образования,
отвечающих  интересам  и  запросам  детей,  их  родителей,  социальным
потребностям;
     - обоснованное принятие  управленческих  решений,  обеспечивающих
сбалансированное   и   устойчивое   развитие   сферы   дополнительного
образования детей;
     - обновление программно-методического содержания образования;
     - создание  республиканской  системы   подготовки   и   повышения
квалификации специалистов системы дополнительного образования;
     - обобщение опыта  педагогической  и  экономической  деятельности
учреждений;
     - научное   обоснование   выдвигаемых    практикой    показателей
эффективности дополнительного образования и проверка их значимости для
развития личности каждого ребенка;
     - расширение   числа   субъектов   дополнительного   образования,
персонификация    их    ответственности,    определение    полномочий,
предоставление необходимых льгот.
     Основные направления  деятельности  для  реализации  поставленных
задач:
     - обеспечение учреждений дополнительного образования нормативными
документами по вопросам дополнительного образования;
     - организация  курсов  подготовки  и   переподготовки   педагогов
дополнительного образования;
     - разработка вариативных программ дополнительного  образования  и
методического обеспечения к ним;
     - разработка   программ   и   учебных   планов    подготовки    и
переподготовки разных категорий и педагогических кадров;
     - подготовка  научных  кадров   в   учреждениях   дополнительного
образования  и проведение научных исследований по проблемам воспитания
в системе дополнительного образования;
     - освещение   вопросов   воспитания   в  системе  дополнительного
образования в средствах массовой информации республики.

     4.4. Воспитание в учреждениях профессионального образования

     Профессиональное образование  на  современном  этапе  выходит  за
рамки  простого  овладения  профессией  и требует создания оптимальных
условий для развития личности  обучающегося,  оказания  ему  помощи  в
самовоспитании,      жизненном      самоопределении,      нравственном
самосовершенствовании.
     Основные направления:
     - оптимизация               правовой,               методической,
организационно-экономической    базы    воспитания    в    учреждениях
профессионального образования;
     - утверждение  отношений сотрудничества учащихся и преподавателей
в управлении учреждениями профобразования;
     - развитие студенческого самоуправления,  институтов коллективной
студенческой самоорганизации (общественных организаций  и  объединений
студентов);
     - использование   возможностей    дополнительного    образования,
факультетов  общественных  профессий для преодоления расхождений между
качеством подготовки специалистов и требованиями рынка труда;
     - создание   необходимых   условий  для  самореализации  личности
учащегося в различных сферах (клубная деятельность,  спорт,  туризм, и
т.д.);
     - создание межвузовских центров развития внеучебной  деятельности
студентов,   а  также  республиканских  молодежных  научно-технических
производственных   центров   информации,   призванных    содействовать
реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;
     - создание и  совершенствование  служб  социально-психологической
помощи учащимся учреждений профессионального образования;
     - использование         в         воспитательном         процессе
научно-профессионального    потенциала,    возможностей    социальных,
культурных, исторических традиций республики;
     - развитие   досуговой  клубной  деятельности  как  особой  среды
жизнедеятельности студенческой молодежи и функционирование  молодежной
субкультуры.

                 5. Обеспечение реализации программы

     Реализация Программы  развития  воспитания  в системе образования
Кабардино-Балкарской       Республики       осуществляется        через
нормативно-правовое,   кадровое,   научное  и  программно-методическое
обеспечение.  Предусмотрены  также  механизм  управления   реализацией
Программы и координация деятельности субъектов ее выполнения.

     5.1. Развитие нормативно-правовой базы

     В Кабардино-Балкарской       Республике      создана      прочная
нормативно-правовая база развития  образования,  которая  представлена
целым  блоком  республиканских  законов;  "Об образовании",  "О языках
народов КБР", "О детских и молодежных организациях", "Об охране семьи,
материнства,  отцовства и детства", "О средствах массовой информации и
издательской деятельности",  "О республиканском комплекте  учебников",
"Об охране памятников истории и культуры", "О гарантиях прав ребенка в
Кабардино-Балкарской Республике", "О молодежной политике в КБР".
     Реализуются республиканские государственные программы:  "Развитие
образования в Кабардино-Балкарской Республике",  "Дети КБР", "Молодежь
КБР", "Дети XXI века".
     Вместе с  тем,  требуется  разработка   механизмов   практической
реализации существующих законов.
     Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы  в  области
воспитания предусматривает:
     - значительное расширение ее предметного,  содержательного  поля,
правового   обеспечения   воспитания   как   полноценного  социального
института и относительно самостоятельной функцией в обществе;
     - определение  правового  пространства в сфере воспитания детей и
молодежи в республике,  определение  стратегии,  принципов  и  системы
воспитания,  границы воспитательного пространства,  баланс семейного и
общественного  воспитания,  баланс  индивидуального  и   коллективного
воспитания,   соотношение   религиозного   и   светского   воспитания;
экспертизу и контроль процессов воспитания, разграничение полномочий в
разработке и реализации программ воспитания подрастающего поколения;
     - выделение приоритетов воспитательной  деятельности  и  развития
личности  применительно к образовательным учреждениям различных типов,
обеспечение широкого распространения правовых знаний в этой области.

+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
 N      | Мероприятие                                                 | Сроки             | Исполнитель
 п/п    |                                                             | выполнения        |
+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
 5.1.1.   Проведение мониторинга республиканских и                      в течение всего     Министерство
          местных правовых и нормативных актов но вопросам              года                образования и науки
          воспитания детей и учащейся молодежи.                                             КБР
 5.1.2.   Разработка законопроекта "О системе профилактики              2000 г.             Министерство
          безнадзорности и правонарушений среди                                             образования и науки
          несовершеннолетних в КБР".                                                        КБР
 5.1.3.   Подготовка предложений об изменениях и                        2001 г.             Министерство
          дополнениях в действующее законодательство КБР:                                   образования и науки
          - "О молодежной политике";                                                        КБР,
          - "О государственной поддержке деятельности детских и                             Министерство КБР
            молодежных общественных объединений и организаций".                             по делам молодежи,
                                                                                            физической культуре
                                                                                            и туризму
 5.1.4.   Разработка механизма поддержки деятельности                   2 квартал 2001 г.   Министерство
          детских и молодежных общественных организаций в                                   образования и науки
          республике.                                                                       КБР,
                                                                                            Министерство КБР
                                                                                            по делам молодежи,
                                                                                            физической культуре
                                                                                            и туризму
 5.1.5.   Разработка законопроекта "0 поддержке развития                3 квартал 2001 г.   Министерство
          системы дополнительного образования в КБР"                                        образования и науки
                                                                                            КБР
 5.1.6.   Обеспечение правового закрепления за образовательными         2001-2002 гг.       Министерство
          учреждениями и организациями системы образования на                               Образования и науки
          условиях долгосрочной аренды земли и других видов                                 КБР, муниципальные
          собственности.                                                                    органы управления
                                                                                            образованием
 5.1.7.   Подготовка сборника правовых актов и нормативных              2002 г.             Министерство
          документов по вопросам воспитания и дополнительного                               образования и науки
          образования обучающихся в образовательных учреждениях.                            КБР
 5.1.8.   Участие в разработке минимальных стандартов, включающих       2001 г.             Министерство
          услуги по воспитанию в образовательных учреждениях.                               образования и науки
                                                                                            КБР
 5.1.9.   Разработка и внедрение муниципальных программ развития        2002 г.             Муниципальные органы
          воспитания в системе образования.                                                 управления образования
 5.1.10   Разработка документов рекомендательного характера о           2001 г.             Министерство
          функционировании, организационном и методическом                                  образования и науки
          обеспечении взаимодействия образовательных учреждений                             КБР
          с детскими и молодежными общественными организациями и
          объединениями.
 5.1.11.  Внедрение в практику работы образовательных учреждений        2001 - 2002 гг.     Министерство
          республики рекомендаций Министерства образования РФ                               образования и науки
          о порядке введения в образовательные учреждения должностей                        КБР, Министерство
          "классный воспитатель", "социальный педагог", "педагог -                          финансов КБР,
          организатор", "педагог дополнительного образования",                              администрации
          "педагог-психолог", восстановление института старших вожатых.                     местного
                                                                                            самоуправления,
                                                                                            муниципальные
                                                                                            органы управления
                                                                                            образования
 5.1.12.  Разработка и внедрение программы профилактики комплексной     2001 г.,            Министерство КБР
          безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,           весь период         по делам молодежи,
          злоупотребление наркотиками и другими психоактивными                              физической
          веществами.                                                                       культуре и туризму,
                                                                                            Министерство
                                                                                            внутренних дел КБР,
                                                                                            Республиканская
                                                                                            межведомственная
                                                                                            комиссия по делам
                                                                                            несовершеннолетних.
+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+

     5.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами

     Реализация воспитательной    функции    содержания    образования
невозможна без решения  проблем  подготовки  и  переподготовки  кадров
системы  образования в новых условиях общественного развития.  Поэтому
основные меры должны быть направлены на повышение  роли  воспитания  и
статуса воспитателя-профессионала.
     Подготовка руководящих  и  педагогических  кадров  к  организации
воспитательной  работы  требует  существенных  изменений  в нескольких
направлениях:
     - качественном      улучшении     подготовки     студентов     по
психолого-педагогическим  дисциплинам,  обучение   их   умению   вести
воспитательную работу в образовательном учреждении;
     - разработке  программ  и комплектов пособий нового поколения для
специалистов-организаторов внеурочной  и  внеучебной  деятельности  во
всех типах и видах образовательных учреждений;
     - восстановлению  кадровой  инфраструктуры воспитателей в системе
образования Кабардино-Балкарской Республики;
     - усовершенствования  системы  подготовки,  переподготовки кадров
руководящих   и   педагогических   работников   в   области    ведения
воспитательной    работы;    совершенствования    системы   аттестации
профессиональных воспитателей образовательных учреждений.

+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
 N      | Мероприятие                                                 | Сроки             | Исполнитель
 п/п    |                                                             | выполнения        |
+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
 5.2.1.   Осуществление комплексного анализа состояния подготовки и     1 полугодие         Министерство
          переподготовки руководящих и педагогических кадров по         2001 г.             образования и науки,
          проблемам воспитания.                                                             Институт повышения
                                                                                            квалификации КБГУ
                                                                                            (ИПК КБГУ)
 5.2.2    Проведение полной ревизии кадрового состава педагогов,        1-2 полугодие       Министерство
          занимающихся воспитанием во всех типах образовательных        2001 г.             образования и науки
          учреждений КБР.                                                                   КБР, вузы КБР
 5.2.3    Разработка вариативных программ и комплектов пособий для      1-2 полугодие       Министерство
          специалистов во внеурочной и внеучебной деятельности.         2001 г.             образования и
                                                                                            науки КБР,
                                                                                            Кабардино-Балкарский
                                                                                            государственный
                                                                                            университет
 5.2.4    Подведение итогов и награждение победителей Республиканского  март 2001 г.        Министерство
          конкурса программ воспитательных систем образовательных                           образования и
          учреждений КБР.                                                                   науки КБР,
                                                                                            Министерство КБР
                                                                                            по делам молодежи,
                                                                                            физической культуры
                                                                                            и туризму,
                                                                                            Кабардино-Балкарский
                                                                                            государственный
                                                                                            университет.
 5.2.5    Проведение конкурса программ воспитательных систем            Ежегодно            Министерство
          профессиональных образовательных учреждений                                       образования и
                                                                                            науки КБР,
                                                                                            Министерство по
                                                                                            делам молодежи,
                                                                                            физической кулыуры
                                                                                            и туризму, вузы КБР
 5.2.6    Проведение республиканского семинара по проблеме воспитания   2003 г.             Министерство
          в условиях модели культуротворческой школы.                                       образования и
                                                                                            науки КБР,
                                                                                            Министерство
                                                                                            культуры КБР,
                                                                                            Министерство КБР
                                                                                            по делам молодежи,
                                                                                            физической культуре
                                                                                            и туризму,
                                                                                            Кабардино-Балкарский
                                                                                            госуниверситет,
 5.2.7    Целевая подготовка специалистов широкого профиля              весь период         Министерство
          (по квалификации "воспитатель, учитель начальных классов"                         образования и
          для дошкольных учреждений с классами начального обучения)                         науки КБР,
                                                                                            Кабардино-Балкарский
                                                                                            государственный
                                                                                            университет.
 5.2.8    Включение в программы повышения квалификации педагогов        сентябрь 2001г.     Министерство
          вопросов воспитания детей и подростков.                                           образования и
                                                                                            науки КБР,
                                                                                            Институт повышения
                                                                                            квалификации
                                                                                            Кабардино-Балкарского
                                                                                            государственного
                                                                                            университета
 5.2.9.   Повышение квалификации работников общего, среднего и          весь период         Министерство
          высшего образования по проблемам воспитания в Академии                            образования и
          повышения квалификации и переподготовки работников                                науки КБР,
          образования                                                                       вузы КБР
 5.2.10   Организация и проведение конкурсов профессионально-           ежегодно            Министерство
          педагогического мастерства (воспитательная, внеклассная и                         образования и
          внеучебная деятельность)                                                          науки КБР
 5.2.11   Предусмотреть в целевой программе "Подготовка и               2001-2005 гг.       Министерство
          переподготовка кадров для системы образования                                     образования и
          Кабардино-Балкарии" подготовку кадров по специальностям:                          науки КБР,
          - старший вожатый;                                                                Кабардино-Балкарский
          - классный воспитатель;                                                           государственный
          - педагог дополнительного образования;                                            университет.
          - педагог-психолог
 5.2.12   Издание научно-методического сборника по организации          3 квартал 2003 г.   Министерство
          работы специалистов в области воспитания и дополнительного                        образования и
          образования детей и молодежи в образовательных                                    науки КБР,
          учреждениях КБР.                                                                  Кабардино-Балкарский
                                                                                            государственный
                                                                                            университет.
 5.2.13   Подготовка и проведение республиканского совещания по         4 квартал 2001 г.,  Министерство
          проблемам воспитания учащихся школ, учреждений начального,    1 квартал 2003 г.   образования и
          среднего и высшего образования                                                    науки КБР,
                                                                                            вузы КБР
 5.2 14   Внедрение вариативных программ и комплектов пособий,          2001-2002 гг.       Министерство
          разработанных Министерством образования РФ, по подготовке                         образования и
          специалистов для внеурочной и внеучебной деятельности                             науки КБР, ИПК КБГУ,
          образовательных учреждений разных типов и видов.                                  Муниципальные органы
                                                                                            управления
                                                                                            образованием.
 5.2.15   Обобщение опыта работы КБГУ по подготовке специалистов        2003 г.             Министерство
          в области воспитания и дополнительного образования                                образования и
          детей и молодежи.                                                                 науки КБР, КБГУ
 5.2.16   Развитие творческих самоуправляемых организаций               весь период         Министерство
          (объединений, клубов, ассоциаций) педагогов.                                      образования и
                                                                                            науки КБР
 5.2.17   Подготовка специалистов в области воспитания в                весь период,        Министерство
          аспирантуре и докторантуре.                                                       образования и
                                                                                            науки КБР,
                                                                                            Кабардино-Балкарский
                                                                                            государственный
                                                                                            университет.
+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+

     5.3. Научное, программно-методическое и информационное
          обеспечение выполнения программы

     Необходимым условием  обеспечения выполнения Программы становится
последовательный,  всесторонний,  системный анализ воспитания детей  и
учащейся  молодежи  в  Кабардино-Балкарской  Республике,  разработка в
соответствии с этим концепции деятельности Министерства образования  и
науки КБР, Кабардино-Балкарского госуниверситета и Института повышения
квалификации КБГУ,  разработка  современного  комплекса  технологий  и
механизмов   воспитательных   процессов  на  различных  уровнях  и  их
осуществление, мониторинг развития воспитательных систем в республике,
анализ информационно-воспитательного пространства региона.
     Предполагается осуществление  исследований   фундаментального   и
прикладного   характера,   направленных   на  формирование  воспитания
учащихся с учетом национальных и региональных особенностей.
     Исследовательская работа  по  обеспечению  развития  воспитания в
системе образования в дальнейшем  будет  сориентирована  на  системный
анализ  практики  воспитания учащихся,  ее национальных и региональных
особенностей,  укрепление  теоретико-методических  основ   современной
воспитательной деятельности, улучшения ее методической базы.
     Научное обеспечение    выполнения    Программы     осуществляется
учреждениями  и  организациями  Министерства  образования и науки КБР,
Кабардино-Балкарским   государственным    университетом.    Институтом
повышения квалификации КБГУ,  городскими и региональными методическими
службами.
     Основными направлениями   исследований   в   области   воспитания
являются:
     - анализ  состояния  проблем  воспитания  в  Кабардино-Балкарской
Республике,  формирование мониторинга  воспитательной  деятельности  в
системе  образования,  подготовка  доклада  Министерства образования и
науки  КБР  и  Кабардино-Балкарского   государственного   университета
"Воспитание  детей  в  Кабардино-Балкарской  Республике:  состояние  и
перспективы";
     - концептуальное обоснование развития воспитательной деятельности
в образовательных учреждениях;
     - развитие  научных  исследований  в  области  воспитания детей и
учащейся молодежи в современных социальных и культурных условиях;
     - определение   методологических  основ  социально-педагогической
экспертизы состояния и развития личности в  условиях  образовательного
учреждения;
     - разработка и экспертиза современных  педагогических  технологий
воспитания и поддержки развития личности,  создание диагностического и
корреляционного комплекса средств  психолого-педагогической  поддержки
учащихся в процессе их самоопределения;
     - поддержка и  внедрение  инновационной  воспитательной  практики
образовательного учреждения.
     Для повышения      качества      воспитательной      деятельности
образовательных   учреждений   необходима   разработка   системы   мер
программно-методического   и   информационного   характера.   Основные
направления этой работы предусматривают:
     - разработку   программ,    учебно-методического    сопровождения
воспитательных    систем,    отдельных    направлений   воспитания   в
образовательных  учреждениях  всех  типов,  детских   и   подростковых
общественных организациях, учреждениях дополнительного образования;
     - создание           программно-методических           комплектов
психолого-педагогической поддержки  развития  личности,  процессов  ее
социальной адаптации;
     - подготовка  требований  к  осуществлению  экспертизы содержания
программ воспитания личности,  воспитательного потенциала учебников  и
проектов воспитательной модели образовательных учреждений;
     - создание  единого  информационного  пространства  по  проблемам
воспитания,   широкое   привлечение   средств  массовой  информации  и
издательских центров,  имеющихся в республике,  к  освещению  вопросов
воспитания;  формирование  информационно-аналитического  банка по всем
аспектам воспитания детей и молодежи;
     - расширение  издательской  деятельности  по  выпуску программных
материалов,   информационно-методической   литературы   по    вопросам
воспитания, дополнительного образования детей и молодежи;
     - регулярное  проведение   конференций,   семинаров,   совещаний,
проблемных обсуждений по вопросам воспитания учащихся.


+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
 N      | Мероприятие                                                           | Сроки             | Исполнитель
 п/п    |                                                                       | выполнения        |
+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
 5.3.1.   Формирование координационного плана  фундаментальных и                  1 квартал 2002 г.   Министерство
          прикладных исследований по проблемам воспитания детей и                                     образования и науки КБР,
          молодежи, проводимых в республике.                                                          вузы КБР
 5.3.2.   Издание сборника программ воспитательных систем                         1 квартал 2002 г.   Министерство
          образовательных учреждений КБ? (помощь организаторам                                        образования и науки,
          воспитательной работы).                                                                     Кабардино-Балкарский
                                                                                                      государственный
                                                                                                      университет.
 5.3.3.   Создание центра (лаборатории) по исследованию проблем                   1 квартал 2003 г.   Министерство
          воспитания детей и молодежи на базе Кабардино-Балкарского                                   образования и науки,
          государственного университета                                                               Кабардино-Балкарский
                                                                                                      государственный
                                                                                                      университет.
 5.3.4.   Обобщение опыта гражданского, патриотического, экологического,          2 квартал 2003 г.   Министерство
          трудового воспитания детей и молодежи в образовательных                                     образования и науки,
          учреждениях. Разработка программы гражданского и патриотического                            Кабардино-Балкарский
          воспитания детей и молодежи.                                                                государственный
                                                                                                      университет.
 5.3.5.   Обобщение регионального опыта художественного образования и             2 квартал 2002 г.   Министерство КБР по
          воспитания детей. Разработка программы художественного                                      делам молодежи,
          образования и эстетического воспитания детей в образовательных                              физической культуре и
          учреждениях республики.                                                                     туризму,
                                                                                                      Республиканский Дворец
                                                                                                      творчества детей и
                                                                                                      юношества.
 5.3.6.   Изучение и обобщение опыта работы учреждений дополнительного            2-4 квартал 2003 г. Министерство КБР по
          образования по воспитанию детей и молодежи республики. Разработка                           делам молодежи,
          программы развития системы дополнительного образования в КБР.                               физической культуре
                                                                                                      и туризму,
                                                                                                      Республиканский Дворец
                                                                                                      творчества детей и
                                                                                                      юношества,
                                                                                                      Республиканский
                                                                                                      эколого-биологический
                                                                                                      центр, Республиканский
                                                                                                      Центр научно-технического
                                                                                                      творчества учащихся и
                                                                                                      молодежи.
 5.3.7.   Проведение 2 научно-практической конференции "Актуальные проблемы       4 квартал 2001 г.   Министерство
          воспитания на современном этапе".                                       4 квартал 2004 г.   образования и науки
                                                                                                      КБР,
                                                                                                      Министерство КБР по
                                                                                                      делам молодежи,
                                                                                                      физической культуре и
                                                                                                      туризму.
 5.3.8.   Разработка моделей воспитательной деятельности различных уровней        2001-2002 гг.       Министерство
          образования и типов образовательных учреждений (цели, задачи,                               образования и науки КБР,
          содержание, механизм реализации, результаты).                                               Кабардино-Балкарский
                                                                                                      государственный
                                                                                                      университет.
 5.3.9.   Проведение научных исследований по проблемам воспитания в начальном,    2001-2005 гг.       Министерство
          среднем и высшем профессиональном образовании: - педагогические                             образования и науки КБР,
          условия, формы и методы оптимизации социально-профессионального                             учреждения высшего,
          становления учащихся и студентов;                                                           среднего и начального
          - психолого-педагогическая диагностика процесса социального                                 профессионального
          становления учащихся и студентов;                                                           образования
          - совершенствование содержания, форм, методов и технологий
          нравственного воспитания личности, развитие ее творческого потенциала.
 5.3.10.  Разработка и издание сборника научно-методических материалов по         4 квартал 2004 г.   Министерство
          обеспечению взаимодействия семьи и образовательного учреждения в                            образования и науки КБР,
          интересах развития личности обучающегося.                                                   Кабардино-Балкарский
                                                                                                      государственный
                                                                                                      университет
 5.3.11.  Разработка и реализация программы возрождения национальной культуры,    2001-2002 гг.       Министерство
          быта адыгов и балкарцев, прикладных ремесел и их отражение в общем,                         образования и науки
          среднем и профессиональном образовании                                                      КБР,
                                                                                                      Министерство культуры
                                                                                                      КБР.
 5.3.12.  Создание в сети кабельного телевидения культурно-образовательной        весь период         Министерство
          программы для детей и учащейся молодежи.                                                    образования и науки КБР,
                                                                                                      Министерство печати и
                                                                                                      информации КБР.
 5.3.13.  Создание на страницах журналов и газет республики постоянных рубрик:    весь период         Министерство
          "Национальная культура, традиции", "Проблемы воспитания современных                         образования и науки КБР,
          детей и молодежи".                                                                          Министерство печати и
                                                                                                      информации КБР
 5.3.14.  Создание авторских воспитательных программ, экспериментальных и                             Министерство
          альтернативных учреждений дополнительного образования.                                      образования и науки,
                                                                                                      муниципальные органы
                                                                                                      управления
                                                                                                      образованием.
 5.3.15.  Организация широкой сети специализированных образовательных и           2001-2004 гг.       Министерство
          культурно-образовательных учреждений, в т.ч. на альтернативной основе                       образования и науки КБР,
          для освоения экологического, экономического, религиозно-нравственного,                      Министерство культуры
          художественно-эстетического и др. направлений образования, формирование                     КБР, Министерство КБР
          здорового образа жизни.                                                                     по делам молодежи,
                                                                                                      физической культере и
                                                                                                      туризму.
 5.3.16.  Разработка и введение в массовую практику программ по оздоровлению и    2001-2003 гг.       Министерство
          физическому развитию детей и подростков.                                                    образования и науки КБР,
                                                                                                      Министерство
                                                                                                      здравоохранения КБР,
                                                                                                      Министерство КБР по
                                                                                                      делам молодежи,
                                                                                                      физической культуре и
                                                                                                      туризму.
 5.3.17.  Разработка рекомендаций по взаимодействию дошкольных образовательных    2001 г.             Министерство
          учреждений, школ и семьи в организации обучения и воспитания детей                          образования и науки КБР,
          6-7 лет на базе ДОУ.                                                                        ИПК КБГУ.
 5.3.18.  Реализация в полном объеме республиканской программы "Дети XXI века".   весь период         Министерство
                                                                                                      образования и науки КБР.
 5.3.19.  Открытие республиканской станции юных туристов.                         2002 г.             Министерство
                                                                                                      образования и науки КБР.
 5.3.20.  Диагностирование воспитательного потенциала учреждений специального     весь период         Министерство
          образования в целях повышения эффективности их коррекционно                                 образования и науки КБР
          воспитательной работы с соответствующими категориями детей с
          отклонениями в развитии.
 5.3.21.  Разработка и введение в практику работы инновационных образовательных   2001-2002 гг.       Министерство
          программ и пособий для учреждений дошкольного образования по                                образования и науки КБР,
          направлениям:                                                                               Кабардино-Балкарский
          - развитие личности средствами культуры;                                                    государственный
          - развитие экологической культуры детей;                                                    университет.
          - приобщение детей к истории и культуре.
 5.3.22.  Разработка и реализация программы развития досуговых центров по месту   2002 г.             Министерство
          жительства.                                                                                 образования и науки КБР,
                                                                                                      Министерство КБР по
                                                                                                      делам молодежи,
                                                                                                      физической культуре и
                                                                                                      туризму.
 5.3.23.  Участие в федеральном конкурсе авторских проектов воспитательных        ежегодно            Министерство
          систем образовательных учреждений.                                                          образования и науки КБР,
                                                                                                      муниципальные органы
                                                                                                      управления образованием.
 5.3.24.  Проведение исследования по проблемам ученического самоуправления в      2003 г.             Министерство
          образовательных учреждениях республики. Издание сборника "Ученическое                       образования и науки КБР,
          самоуправление: теория, опыт, проблемы".                                                    Кабардино-Балкарский
                                                                                                      государственный
                                                                                                      университет.
 5.3.25.  Подготовка и издание серии помощь организаторам внеучебной деятельности 2001-2003 гг.       Министерство КБР,
          образовательных учреждений всех типов.                                                      Кабардино-Балкарский
                                                                                                      государственный
                                                                                                      университет.
                                                                                                      муниципальные органы
                                                                                                      управления
                                                                                                      образованием
 5.3.26.  Ежегодное издание бюллетеня информационных программно-методических и    весь период         Министерство
          нормативных материалов по воспитанию и дополнительному образованию                          образования и науки КБР.
          детей и подростков.
 5.3.27.  Создание республиканского центра воспитательной работы.                 2002 г.             Министерство
                                                                                                      образования и науки КБР.
 5.3.28.  Создание республиканского органа статистики и сравнительного анализа    2003 г.             Министерство
          воспитательных систем.                                                                      образования и науки КБР.
 5.3.29.  Проведение республиканских конкурсов педагогического мастерства в       ежегодно            Министерство
          области воспитания.                                                                         образования и науки КБР,
                                                                                                      муниципальные органы
                                                                                                      управления
                                                                                                      образованием.
 5.3.30.  Проведение мероприятий программы развития детского движения в           весь период         Министерство
          Кабардино-Балкарской Республике (по особому плану).                                         образования и науки КБР,
                                                                                                      Министерство КБР по
                                                                                                      делам молодежи,
                                                                                                      физической культуры и
                                                                                                      туризму.
 5.3.31.  Расширение сети детских летних специализированных лагерей.              2001-2005 гг.       Министерство
          Разработка и внедрение современных технологий воспитания в условиях                         образования и науки КБР,
          летнего лагеря.                                                                             Министерство КБР
                                                                                                      по делам молодежи,
                                                                                                      физической культуре
                                                                                                      и туризму,
                                                                                                      Кабардино-Балкарский
                                                                                                      государственный
                                                                                                      университет.
 5.3.32.  Организация  и проведение исследований по психологическому              2001-2005 гг.       Министерство
          сопровождению организованного воспитательного процесса.                                     образования и науки КБР,
                                                                                                      Кабардино-Балкарский
                                                                                                      государственный
                                                                                                      университет.
 5.3.33.  Организация психологической лаборатории по вопросам развития личности   2004 г.             Министерство
          ребенка.                                                                                    образования и науки КБР.
 5.3.34.  Мониторинг и физического здоровья учащихся общеобразовательных          весь период         Министерство
          учреждений края.                                                                            образования и науки КБР,
                                                                                                      Министерство
                                                                                                      здравоохранения КБР.
                                                                                                      Кабардино-Балкарский
                                                                                                      госуниверситет.
 5.3.35   Разработка методических рекомендаций по использованию элементов         2001-2002 гг.       Министерство
          народной педагогики в воспитании подрастающего поколения                                    образования и науки КБР,
                                                                                                      Кабардино-Балкарский
                                                                                                      институт гуманитарных
                                                                                                      исследований
+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+

     5.4. Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями

     Успешная реализация  поставленных  задач  в  области   воспитания
подрастающего   поколения  невозможна  без  концентрации  усилий  всех
социальных   институтов    общества.    Обеспечение    взаимодействия,
координация   деятельности   ведомств  и  общественных  организаций  в
вопросах воспитания учащейся молодежи -  одно  из  условий  выполнения
Программы,    повышения    эффективности    воспитательной    практики
общеобразовательных учреждений, управления воспитательным процессом.
     Решение задач укрепления взаимодействия будет способствовать:
     - создание  республиканского   научно-методического   совета   по
вопросам  воспитания  детей  и молодежи при Министерстве образования и
науки  КБР  с  участием   представителей   ведомств   и   общественных
организаций республики;
     - объединение   усилий   и   координация   деятельности   органов
управления   образованием   и   общественных  организаций  в  вопросах
воспитания детей и молодежи;
     - поддержка инициатив негосударственных организаций, общественных
детских и молодежных объединений в области воспитания;
     - распространение  опыта  и  совместное  проведение  конференций,
семинаров по различным направлениям воспитания;

+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
 N      | Мероприятие                                                           | Сроки             | Исполнитель
 п/п    |                                                                       | выполнения        |
+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
 5.4.1.   Создание межведомственных общественно-государственных комиссий как      2002 г.             Министерство
          средства становления государственной системы воспитания юных граждан.                       образования и науки КБР,
                                                                                                      Министерство культуры
                                                                                                      КБР,
                                                                                                      Министерство печати
                                                                                                      и информации КБР,
                                                                                                      Министерство КБР
                                                                                                      по делам молодежи,
                                                                                                      физической культуре
                                                                                                      и туризму.
 5.4.2.   Создание республиканского научно-методического совета по вопросам       2001 г.             Министерство
          воспитания детей и молодежи.                                                                образования и науки КБР
 5.4.3.   Изучение опыта работы Советов образовательных учреждений по реализации  весь период         Министерство
          воспитательных целей.                                                                       образования и науки КБР,
                                                                                                      муниципальные органы
                                                                                                      управления
                                                                                                      образованием.
 5.4.4    Организация на телевидении КБР цикла передач по проблемам воспитания    весь период         Министкрство печати
          детей, подростков и молодежи.                                                               и информации КБР,
                                                                                                      КБГТРК
 5.4.5.   Разработка и утверждение Плана совместных действий Министерств и        ежегодно            Министерство
          ведомств, общественных организаций и объединений КБР по воспитанию                          образования и науки КБР.
          детей и подростков.
 5.4.6.   Разработка системы показателей и методического обеспечения проведения   2002 г.             Министерство
          мониторинга практической ситуации в детско-молодежной среде.                                образования и науки КБР,
                                                                                                      Министерство культуры
                                                                                                      КБР
 5.4.7.   Регулярные выступления в средствах массовой информации по вопросам      весь период         Министерство печати
          профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди                                и информации КБР,
          несовершеннолетних и молодежи.                                                              Республиканская
                                                                                                      комиссия по делам
                                                                                                      несовершеннолетних.
 5.4.8.   Создание Интернет-информационной системы по вопросам профилактики       2003 г.             Министерство
          злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и                        образования и науки КБР,
          молодежи.                                                                                   Министерство
                                                                                                      здравоохранения КБР
 5.4.9.   Создание территориальных психолого-педагогических, медико-социальных    2001-2003 гг.       Министерство
          центров.                                                                                    образования и науки КБР,
                                                                                                      Министерство
                                                                                                      здравоохранения КБР,
                                                                                                      Министерство труда и
                                                                                                      социального развития
                                                                                                      КБР, муниципальные
                                                                                                      органы управления
                                                                                                      образованием.
 5.4.10.  Создание межвузовского центра воспитания студенческой молодежи.         2002 г.             Министерство
                                                                                                      образования и науки КБР.
                                                                                                      Министерство культуры
                                                                                                      КБР.
                                                                                                      Министерство КБР
                                                                                                      по делам молодежи,
                                                                                                      физической культуре и
                                                                                                      туризму, вузы КБР.
 5.4.11.  Проведение мероприятий Движения юных патриотов КБР (по особому плану).  ежегодно            Министерство
                                                                                                      образования и науки КБР.
 5.4.12.  Проведение республиканского конкурса-смотра учреждений                  ежегодно            Министерство
          дополнительного образования КБР.                                                            образования и науки КБР,
                                                                                                      Республиканские
                                                                                                      учреждения
                                                                                                      дополнительного
                                                                                                      образования.
 5.4.13.  Проведение семинаров, круглых столов по вопросам совершенствования      весь период         Министерство
          военно-патриотического воспитания детей и молодежи.                                         образования и науки КБР,
                                                                                                      Министерство КБР
                                                                                                      по делам молодежи,
                                                                                                      физической культуре
                                                                                                      и туризму, РОСТО КБР
 5.4.14.  Организация летних спортивно-оздоровительных лагерей для детей и        ежегодно            Министерство
          подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних                        образования и науки КБР,
          дел, а также для детей и подростков, попавших в сложные жизненные                           Министерство КБР
          ситуации.                                                                                   по делам молодежи,
                                                                                                      физической культуре
                                                                                                      и туризму,
                                                                                                      Министерство
                                                                                                      внутренних дел КБР,
                                                                                                      Республиканская
                                                                                                      комиссия по делам
                                                                                                      несовершеннолетних.
 5.4.15.  Создание муниципальных центров воспитания детей.                        2002 г.             Муниципальные органы
                                                                                                      управления образованием.
 5.4.16.  Организация и проведение финала республиканских соревнований "Школа     ежегодно            Министерство
          безопасности", "Юный спасатель".                                                            образования и науки КБР,
                                                                                                      МЧС КБР, МВД КБР,
                                                                                                      ГИБДД КБР.
 5.4.17.  Проведение организационной работы по созданию "Движения юных            2001.2002 г.        Министерство
          пожарников", "Движения юных спасателей" и др.                                               образования и науки КБР,
                                                                                                      МЧС КБР.
 5.4.18.  Проведение республиканского совещания "0 перспективах и мерах по        2001 г.             Министерство
          расширению сети ЛТО и ученических производственных бригад в 2001 году".                     образования и науки
                                                                                                      КБР, Министерство КБР
                                                                                                      по делам молодежи,
                                                                                                      физической культуре
                                                                                                      и туризму
 5.4.19.  Развитие движения студ. отрядов в средних и высших учебных заведениях   2001-2003 гг.       Вузы республики
          республики.
 5.4.20.  Реализация в полном объеме Программы "Дети КБР", "Молодежь КБР".        весь период         Министерство КБР
                                                                                                      по делам молодежи,
                                                                                                      физической культуре
                                                                                                      и туризму.
                                                                                                      Министерство
                                                                                                      образования КБР,
                                                                                                      Министерство культуры
                                                                                                      КБР
 5.4.21.  Развитие сети республиканских профильных лагерей.                       2001 г.             Министерство
                                                                                                      образования и науки КБР
 5.4.22.  Пропаганда и поддержка деятельности СДО КБР (Союза детских              весь период         Министерство КБР
          организаций КБР) и  Союза молодежи КБР.                                                     по делам молодежи,
                                                                                                      физической культуре
                                                                                                      и туризму.
                                                                                                      Министерство
                                                                                                      образования и науки КБР
 5.4.23.  Проведение семинаров, конференций, форумов представителей детских и     ежегодно            Министерства КБР
          подростковых организаций республики.                                                        по делам молодежи,
                                                                                                      физической культуре
                                                                                                      и туризму
+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+

     6. Финансово-экономическое обеспечение Программы

     Финансирование Программы планируется за счет средств,  выделяемых
на  реализацию  Программы  развития  образования  Кабардино-Балкарской
Республики    и   бюджетных   средств   запланированных   по   отрасли
"Образование".

     Общие затраты  на  реализацию  Программы   по   всем   источникам
финансирования составят 3535 тыс. руб.

+----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
 N   | Наименование мероприятий (по разделам)            | Источники             | Всего       |   В том числе
 п/п |                                                   | финансирования        | стоимость   |-----------------------------------
     |                                                   |                       | (тыс. руб.) | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005
+----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
 1.    Развитие нормативно-правовой базы                   Бюджетные средства по      20         -      20     -      -      -
                                                           отрасли
                                                           "Образование", в т.ч.
                                                           республиканский и
                                                           местные
 2.    Работа с руководящими и педагогическими кадрами     -                          357        92     72     82     72     39
 3.    Научно-программно-методическое и информационное     -                          707        108    118    143    193    145
       обеспечение
 4.    Взаимодействие с ведомствами и общественными        -                          2451       289    549    549    549    515
       организациями

       ИТОГО:                                                                         3535       489    759    774    814    699
+----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+

                         --------------------


Информация по документу
Читайте также