Расширенный поиск
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23.12.2000 № 543КЪЭБЭРДЕЙ-БАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКЭМ И ПРАВИТЕЛЬСТВЭ КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОСУ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНЭ N 543 БЕГИМ N 543 ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 543 23 декабря 2000 г. Налшык къ. Нальчик ш. г. Нальчик Утратилo силу - Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19.04.2003 г. N 109-ПП О проекте Программы развития воспитания в системе образования КБР на 2001-2005 годы Правительство Кабардино-Балкарской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить разработанный Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики проект Программы развития воспитания в системе образования Кабардино-Балкарской Республики на 2001-2005 годы (прилагается) и направить его для рассмотрения в Парламент Кабардино-Балкарской Республики. 2. Назначить официальным представителем Правительства Кабардино-Балкарской Республики при рассмотрении в Парламенте Кабардино-Балкарской Республики проекта Программы заместителя Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики Х.Х. Сохрокова. 3. Министерству образования и науки Кабардино-Балкарской Республики (М.Х. Балкизов) ежегодно до 15 декабря представлять Правительству Кабардино-Балкарской Республики информацию о ходе реализации Программы. Первый заместитель Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики Ю. Альтудов *** Приложение к постановлению Правительства КБР от 23 декабря 2000 г. N 543 Программа развития воспитания в системе образования Кабардино-Балкарской Республики на 2001-2005 годы г. Нальчик 2000 г. 1. Паспорт программы Наименование Программы: Программа развития воспитания в системе образования Кабардино-Балкарской Республики 2001-2005 годы. Назначение Программы: Программа развития воспитания в системе образования Кабардино-Балкарской Республики на 2001-2005 гг. является важнейшим направлением государственной политики Кабардино-Балкарии в сфере образования. Программа ориентирована на повышение общественного статуса образовательных учреждений, обновление содержания и структуры воспитания на основе национально-культурных традиций и современного опыта, обеспечения многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов в образовательных учреждениях всех типов. Программа имеет ведомственный статус, предназначена для органов управления образованием и образовательных учреждений всех типов и видов и является основой для разработки муниципальных программ. Основание для разработки Программы: постановление Правительства КБР от 19 февраля 2000 г. N 47 "О Комплексном плане действий Правительства Кабардино-Балкарской Республики по реализации в 2000 году Послания Президента Кабардино-Балкарской Республики Парламенту". Разработчики Программы: Министерство образования и науки КБР, кафедра педагогики и психологии Кабардино-Балкарского государственного университета. Исполнители и соисполнители: Министерство образования и науки КБР, Министерство финансов КБР, Министерство КБР по делам молодежи, физической культуре и туризму. Министерство культуры КБР, Министерство здравоохранения КБР, Министерство печати и информации КБР, Министерство внутренних дел КБР, Кабардино-Балкарский государственный университет, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия, Северо-Кавказский государственный институт искусств, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения КБР. Сроки реализации Программы: 2001-2005 годы. Цель программы: создание концептуальных основ воспитания на основе национальных и региональных особенностей республики, обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем на всех уровнях образования, включая конкретные образовательные учреждения всех типов и видов, упорядочение их деятельности, способствующей развитию личности, ее социальной адаптации и духовно-нравственному формированию. Задачи Программы: - восстановление в полной мере статуса воспитания в системе образования Кабардино-Балкарской Республики как важного института социализации личности; - интеграция и преемственность воспитательной практики во всех типах и видах образовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республики; - формирование системы управления воспитанием детей и молодежи, способствующей взаимодействию государственных органов власти, местного самоуправления, общественных организаций в осуществлении воспитательного процесса; - укрепление и повышение роли вертикальных и горизонтальных управленческих структур в системе образования на основе ее реорганизации с учетом современных тенденций и актуальных воспитательных задач; - разработка и реализация скоординированной региональной политики в области воспитания и дополнительного образования детей и молодежи; создание благоприятного нормативно-правового поля, способствующего обеспечению единства воспитательного процесса на всех уровнях образования; - использование в воспитательном процессе богатого опыта национальных культур и традиций народов, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике; - активная поддержка и внедрение передовых педагогических технологий в области воспитания; - развитие личностноориентированных, гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственною и гражданского воспитания; - повышение роли семьи в воспитании детей и молодежи, обеспечение психолого-педагогического просвещения родителей; - построение воспитательной деятельности на основе мониторинга состояния воспитания, создание системы воспитательной статистики; - организационное и методическое обеспечение деятельности общественных детских и молодежных организаций; - создание системы психолого-педагогической и методико-социальной реабилитации детей; - создание благоприятного информационного поля, способствующего решению проблем воспитания детей и молодежи, через работу со средствами массовой информации и печати; - повышение профессионального уровня управления процессом воспитания, обеспечение взаимодействия со всеми институтами социализации. Источники финансирования: госбюджетные средства, выделяемые на реализацию Программы развития образования в Кабардино-Балкарской Республике, централизованные средства Министерства образования и науки КБР, долевое участие различных министерств и ведомств, госбюджетные средства муниципальных образований, привлечение внебюджетных средств. Ожидаемые результаты реализации: - обеспечение повышения статуса воспитания в образовательных учреждениях республики всех типов и видов; - создание в республике условий приоритетности воспитания в процессе образования; - формирование воспитательных систем всех уровней образования республиканском, муниципальном, в условиях конкретного образовательного учреждения; - создание нормативных, управленческих, организационных, информационных, кадровых, научно-методических условий для реализации основных целей воспитания подрастающего поколения на современном этапе в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, Законами РФ и КБР "Об образовании". Организация и контроль выполнения Программы: ответственность за организацию и контроль выполнения Программы развития воспитания в системе образования Кабардино-Балкарской Республики на 2001-2005 годы возложены на Министерство образования и науки КБР, Республиканскую межведомственную общественно-государственную комиссию воспитания и Республиканский научно-методический совет по вопросам воспитания детей и молодежи при Министерстве образования и науки КБР. Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов: - координационный план совместных действий всех исполнителей Программы; - перечень первоочередных мер, вытекающих из системы мероприятий Программы, с разграничением функций исполнителей и определением источников и объемов финансирования. Ежегодное заслушивание хода выполнения Программы на коллегии Министерства образования и науки КБР. 2. Основные тенденции и проблемы воспитания детей и учащейся молодежи в Кабардино-Балкарской Республике На современном этапе реформирования российского общества одним из основных направлений системы образования является духовно-нравственное становление и жизненное самоопределение подрастающего поколения, формирование гуманистических, социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения, национального самосознания. В Кабардино-Балкарской Республике создаются предпосылки для обновления содержания воспитания. Система воспитания в республике строится на законодательной и нормативной основе, осмыслении инновационных процессов, как в теории воспитания, так и в практической деятельности образовательных учреждений Российской Федерации и республики. Наметилась позитивная тенденция, восстановления воспитательной функции образовательных учреждений. В республике сохраняется и развивается сеть учреждений дополнительного образования. В 54 учреждениях этой системы обучается и воспитывается в соответствии со своими интересами более 46000 детей, что составляет 31% от общего числа детей школьного возраста. Система дополнительною образования сохраняет позитивный опыт внеурочной, внеклассной, внешкольной клубно-кружковой, культурно-досуговой деятельности. Дополнительное образование осуществляется и в профессиональных образовательных учреждениях. Наряду с позитивными тенденциями в республике появился и ряд серьезных проблем в области воспитания. Прежде всего, наблюдается снижение воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой - чрезмерная занятость родителей во многих семьях, напряженнее семейные отношения негативно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие. Вызывает обеспокоенность и здоровье подрастающего поколения. Получают распространенные болезни, имеющие социальную обусловленность: туберкулез, сифилис, неврозы, проявления агрессивности. Особую тревогу вызывает распространение наркомании и алкоголизма в молодежной среде. Серьезную проблему представляют правонарушения и преступления, совершаемые учащимися и студентами. В условиях расширения информационного поля духовное и психическое развитие детей и молодежи деформируется информацией о сексе, насилии, преступности, наркомании, проституции. Сформировалась новая религиозная ситуация: произошла переоценка роли религии в культуре и истории, в духовно-нравственном развитии человека. В этих условиях важно определить соотношение религиозного и светского воспитания. Новые черты приобрело я участие молодежных я детских общественных объединений в воспитательном процессе. В республике в детском и подростковом общественном движении свыше 30 тысяч детей. Спектр детского интереса, реализуемый в рамках детских организаций, широк. Наиболее массовой организацией является Союз детских организаций и объединений Кабардино-Балкарской Республики (СДО КБР) и Движения юных патриотов (ДЮН). Детские, подростковые и молодежные организации являются важнейшими факторами социализации ребенка, мощным инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи. В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, особенно в сельской местности. Анализ сложившейся ситуации позволяет сделать вывод, что основными проблемами воспитания в системе образования Кабардино-Балкарской Республики остаются: недостаточная обеспеченность учреждений всех уровней образования специалистами, ориентированными на воспитательную работу с детьми; отсутствие регулярного социологического и социально-психологического анализа проблем в области воспитания; слабое использование воспитательного потенциала семьи; неполное использование возможностей детских и молодежных общественных движений, резервов ученического и студенческого самоуправления; недостаточное развитие дополнительного образования во всех типах и видах образовательных учреждений. В этих условиях очевидна необходимость выбора новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов воспитания. 3. Принципы организации воспитания В соответствии с Федеральным законом "Об образовании" воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности. Основные принципы организации воспитания: - стратегия и тактика в области воспитания определяются законодательством, признающим вариативность и разнообразие воспитательных систем, форм и методов; - государственные органы являются важнейшими субъектами воспитания детей и молодежи, осуществляющими воспитательные функции во всех сферах их жизнедеятельности, создающими условия для функционирования негосударственных воспитательных организаций; - целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания с учетом местных традиций, специфики образовательных учреждений, кадрового потенциала; - содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов гуманизации, природосообразности, культуросообразности, концентрации воспитания на развитии личности, с учетом изменяющихся потребностей и актуальных интересов общества; - общее образование, освоение основ и ценностей культуры составляют фундаментальную базу содержания воспитания. Стержнем воспитания является формирование нравственных качеств, патриотических чувств, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся; - социально-психологическая и педагогическая помощь учащейся молодежи в процессе вхождения ее в активную жизнь, адаптации к социуму, формирование социальной ответственности; - инновационным ресурсом развития системы воспитания является современное социальное знание. 4. Основные направления и особенности воспитания на различных ступенях непрерывной системы образования в республике 4.1. Воспитание в дошкольных образовательных учреждениях Дошкольное образование в КБР строится с учетом новых подходов к развитию дополнительного образования. Последние годы в республике характеризуются возникновением новых типов учреждений воспитательно-образовательного характера, разнообразием педагогических услуг, которые предлагаются детям и их родителям. В республике функционируют интегрированные образовательные учреждения "Детский сад-начальная школа", учебно-воспитательные оздоровительные комплексы "Детский сад-прогимназия", учебно-воспитательный "Центр развития" (для детей 3-10 лет), Республиканский центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, "Центр обучения и воспитания" (для детей с задержкой умственного развития), а также дошкольные учреждения с этнопедагогическим направлением деятельности, внедряющие национально-региональные компоненты воспитания. Задачи и функции дошкольного образования отражают региональные, национальные, экономические и культурные особенности республики. Дошкольные учреждения самостоятельны как в выборе образовательной программы, так и в разработке собственной в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Основные задачи развития воспитания в системе дошкольного образования заключаются в следующем: - сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, формирование их новых видов; - совершенствование системы подготовки воспитателей с ориентацией на сочетание социально-нормативного и индивидуального подходов к воспитанию детей, овладение современными программами и технологиями; - стимулирование оснащения учреждений дошкольного образования современной методической литературой; - разработка и внедрение в практику деятельности дошкольных учреждений новейших образовательных программ и технологий по развитию социальной и культурной компетентности ребенка, предусматривающих формирование у него коммуникативных навыков, поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного воспитания. Решение указанных задач обуславливает деятельность в следующих направлениях: - сохранение и развитие общедоступной системы дошкольного воспитания и образования детей с 3 до 7 лет; - предоставление возможности обучения за курс начальной школы на базе учебно-воспитательных комплексов "Начальная школа-детский сад" в соответствии с потребностями населения; - развитие системы дошкольных образовательных учреждений различных форм, типов и видов; - поддержка и развитие разнообразных форм коррекционной и оздоровительной работы в ДОУ; - обеспечение преемственности дошкольного и начального образования, создание условий для интеграции ДОУ с общеобразовательными школами, учреждениями дополнительного образования; - создание условий для наиболее полного интеллектуального и физического развития детей, подготовки их к обучению в школе, включая детей с ограниченными возможностями здоровья; - совершенствование экономических механизмов обеспечения учреждений дошкольного образования в соответствии с существующими нормами; - разработка и внедрение актуальных программ с учетом национально-регионального компонента но развитию у детей представлений о человеке, обществе и культуре, по экологическому образованию и воспитанию, приобщению детей к родной культуре; формированию здорового образа жизни; - организация разработки и широкой пропаганды педагогически ценных игр и игрушек как важнейшего средства воспитания детей дошкольного возраста; - расширение форм участия в дошкольном образовании учреждений культуры, общественных самодеятельных организаций, средств массовой информации, других социальных институтов; - разработка системы мероприятий по оказанию помощи семьям, в которых дети не охвачены дошкольным образованием. 4.2. Воспитание в общеобразовательных учреждениях Общеобразовательные учреждения являются основным звеном всей системы образования, фундаментальной мировоззренческой базой воспитания и развития детей. Обновление процесса воспитания в различных типах общеобразовательных учреждений происходит с учетом отечественных традиций и достижений современного опыта, внедрения разнообразных воспитательных систем, в единстве учебной и внеучебной деятельности учащегося. Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач: - определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учетом конкретных возможностей и специфики образовательных учреждений разных видов в КБР: - формирование воспитательной системы (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих - воспитания и обучения), повышение воспитательного потенциала обучения; - усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуры, способы самоопределения в них; - воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания, предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением в деятельности различных творческих и общественных объединений; - укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта; использования валеологических методов; - повышение роли психолого-педагогической службы в формировании школьных и классных коллективов, индивидуальных занятий с учащимися, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей; - реализация методов народной педагогики, участие семей в воспитательном процессе, развитие родительских общественных объединений, привлечение родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением; - включение в штатное расписание всех общеобразовательных учреждений (в том числе детских домов) должностей педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, классных воспитателей, активизация деятельности классных руководителей и воспитателей; - создание в КБР дифференцированной сети специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, особых образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Решение поставленных задач обеспечивает деятельность в следующих направлениях: - сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей; - воспитание гражданственности и патриотизма через изучение правовой и государственной систем, символики, истории, жизни и деятельности выдающихся личностей; - организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентации детей, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик; - обеспечение вариативности воспитательных систем; - планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального и этно-кулътурного компонента; - развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций; - усиление значимости досугового компонента образовательных учреждений, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования. 4.3. Развитие воспитания в учреждениях дополнительного образования В условиях реформирования системы образования принципиально изменился статус и функции учреждений дополнительного образования КБР. Эта сфера рассматривается в республике как инновационная, выявляющая ближайшие перспективы развития вариативного образования на основе разработки и внедрения комплексных образовательных программ. Учреждения дополнительного образования становятся центрами мотивационного развития личности, создания условий для ее самореализации и профессионального самоопределения. Происходящее реформирование системы образования требует дальнейшего развития воспитательных функций дополнительного образования, придает ему особую актуальность и ставит перед ним новые приоритетные задачи, в числе которых: - сохранение и рост сети учреждений дополнительного образования, отвечающих интересам и запросам детей, их родителей, социальным потребностям; - обоснованное принятие управленческих решений, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного образования детей; - обновление программно-методического содержания образования; - создание республиканской системы подготовки и повышения квалификации специалистов системы дополнительного образования; - обобщение опыта педагогической и экономической деятельности учреждений; - научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверка их значимости для развития личности каждого ребенка; - расширение числа субъектов дополнительного образования, персонификация их ответственности, определение полномочий, предоставление необходимых льгот. Основные направления деятельности для реализации поставленных задач: - обеспечение учреждений дополнительного образования нормативными документами по вопросам дополнительного образования; - организация курсов подготовки и переподготовки педагогов дополнительного образования; - разработка вариативных программ дополнительного образования и методического обеспечения к ним; - разработка программ и учебных планов подготовки и переподготовки разных категорий и педагогических кадров; - подготовка научных кадров в учреждениях дополнительного образования и проведение научных исследований по проблемам воспитания в системе дополнительного образования; - освещение вопросов воспитания в системе дополнительного образования в средствах массовой информации республики. 4.4. Воспитание в учреждениях профессионального образования Профессиональное образование на современном этапе выходит за рамки простого овладения профессией и требует создания оптимальных условий для развития личности обучающегося, оказания ему помощи в самовоспитании, жизненном самоопределении, нравственном самосовершенствовании. Основные направления: - оптимизация правовой, методической, организационно-экономической базы воспитания в учреждениях профессионального образования; - утверждение отношений сотрудничества учащихся и преподавателей в управлении учреждениями профобразования; - развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов); - использование возможностей дополнительного образования, факультетов общественных профессий для преодоления расхождений между качеством подготовки специалистов и требованиями рынка труда; - создание необходимых условий для самореализации личности учащегося в различных сферах (клубная деятельность, спорт, туризм, и т.д.); - создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов, а также республиканских молодежных научно-технических производственных центров информации, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости; - создание и совершенствование служб социально-психологической помощи учащимся учреждений профессионального образования; - использование в воспитательном процессе научно-профессионального потенциала, возможностей социальных, культурных, исторических традиций республики; - развитие досуговой клубной деятельности как особой среды жизнедеятельности студенческой молодежи и функционирование молодежной субкультуры. 5. Обеспечение реализации программы Реализация Программы развития воспитания в системе образования Кабардино-Балкарской Республики осуществляется через нормативно-правовое, кадровое, научное и программно-методическое обеспечение. Предусмотрены также механизм управления реализацией Программы и координация деятельности субъектов ее выполнения. 5.1. Развитие нормативно-правовой базы В Кабардино-Балкарской Республике создана прочная нормативно-правовая база развития образования, которая представлена целым блоком республиканских законов; "Об образовании", "О языках народов КБР", "О детских и молодежных организациях", "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства", "О средствах массовой информации и издательской деятельности", "О республиканском комплекте учебников", "Об охране памятников истории и культуры", "О гарантиях прав ребенка в Кабардино-Балкарской Республике", "О молодежной политике в КБР". Реализуются республиканские государственные программы: "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике", "Дети КБР", "Молодежь КБР", "Дети XXI века". Вместе с тем, требуется разработка механизмов практической реализации существующих законов. Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в области воспитания предусматривает: - значительное расширение ее предметного, содержательного поля, правового обеспечения воспитания как полноценного социального института и относительно самостоятельной функцией в обществе; - определение правового пространства в сфере воспитания детей и молодежи в республике, определение стратегии, принципов и системы воспитания, границы воспитательного пространства, баланс семейного и общественного воспитания, баланс индивидуального и коллективного воспитания, соотношение религиозного и светского воспитания; экспертизу и контроль процессов воспитания, разграничение полномочий в разработке и реализации программ воспитания подрастающего поколения; - выделение приоритетов воспитательной деятельности и развития личности применительно к образовательным учреждениям различных типов, обеспечение широкого распространения правовых знаний в этой области. +------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ N | Мероприятие | Сроки | Исполнитель п/п | | выполнения | +------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 5.1.1. Проведение мониторинга республиканских и в течение всего Министерство местных правовых и нормативных актов но вопросам года образования и науки воспитания детей и учащейся молодежи. КБР 5.1.2. Разработка законопроекта "О системе профилактики 2000 г. Министерство безнадзорности и правонарушений среди образования и науки несовершеннолетних в КБР". КБР 5.1.3. Подготовка предложений об изменениях и 2001 г. Министерство дополнениях в действующее законодательство КБР: образования и науки - "О молодежной политике"; КБР, - "О государственной поддержке деятельности детских и Министерство КБР молодежных общественных объединений и организаций". по делам молодежи, физической культуре и туризму 5.1.4. Разработка механизма поддержки деятельности 2 квартал 2001 г. Министерство детских и молодежных общественных организаций в образования и науки республике. КБР, Министерство КБР по делам молодежи, физической культуре и туризму 5.1.5. Разработка законопроекта "0 поддержке развития 3 квартал 2001 г. Министерство системы дополнительного образования в КБР" образования и науки КБР 5.1.6. Обеспечение правового закрепления за образовательными 2001-2002 гг. Министерство учреждениями и организациями системы образования на Образования и науки условиях долгосрочной аренды земли и других видов КБР, муниципальные собственности. органы управления образованием 5.1.7. Подготовка сборника правовых актов и нормативных 2002 г. Министерство документов по вопросам воспитания и дополнительного образования и науки образования обучающихся в образовательных учреждениях. КБР 5.1.8. Участие в разработке минимальных стандартов, включающих 2001 г. Министерство услуги по воспитанию в образовательных учреждениях. образования и науки КБР 5.1.9. Разработка и внедрение муниципальных программ развития 2002 г. Муниципальные органы воспитания в системе образования. управления образования 5.1.10 Разработка документов рекомендательного характера о 2001 г. Министерство функционировании, организационном и методическом образования и науки обеспечении взаимодействия образовательных учреждений КБР с детскими и молодежными общественными организациями и объединениями. 5.1.11. Внедрение в практику работы образовательных учреждений 2001 - 2002 гг. Министерство республики рекомендаций Министерства образования РФ образования и науки о порядке введения в образовательные учреждения должностей КБР, Министерство "классный воспитатель", "социальный педагог", "педагог - финансов КБР, организатор", "педагог дополнительного образования", администрации "педагог-психолог", восстановление института старших вожатых. местного самоуправления, муниципальные органы управления образования 5.1.12. Разработка и внедрение программы профилактики комплексной 2001 г., Министерство КБР безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, весь период по делам молодежи, злоупотребление наркотиками и другими психоактивными физической веществами. культуре и туризму, Министерство внутренних дел КБР, Республиканская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних. +------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 5.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами Реализация воспитательной функции содержания образования невозможна без решения проблем подготовки и переподготовки кадров системы образования в новых условиях общественного развития. Поэтому основные меры должны быть направлены на повышение роли воспитания и статуса воспитателя-профессионала. Подготовка руководящих и педагогических кадров к организации воспитательной работы требует существенных изменений в нескольких направлениях: - качественном улучшении подготовки студентов по психолого-педагогическим дисциплинам, обучение их умению вести воспитательную работу в образовательном учреждении; - разработке программ и комплектов пособий нового поколения для специалистов-организаторов внеурочной и внеучебной деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений; - восстановлению кадровой инфраструктуры воспитателей в системе образования Кабардино-Балкарской Республики; - усовершенствования системы подготовки, переподготовки кадров руководящих и педагогических работников в области ведения воспитательной работы; совершенствования системы аттестации профессиональных воспитателей образовательных учреждений. +------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ N | Мероприятие | Сроки | Исполнитель п/п | | выполнения | +------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 5.2.1. Осуществление комплексного анализа состояния подготовки и 1 полугодие Министерство переподготовки руководящих и педагогических кадров по 2001 г. образования и науки, проблемам воспитания. Институт повышения квалификации КБГУ (ИПК КБГУ) 5.2.2 Проведение полной ревизии кадрового состава педагогов, 1-2 полугодие Министерство занимающихся воспитанием во всех типах образовательных 2001 г. образования и науки учреждений КБР. КБР, вузы КБР 5.2.3 Разработка вариативных программ и комплектов пособий для 1-2 полугодие Министерство специалистов во внеурочной и внеучебной деятельности. 2001 г. образования и науки КБР, Кабардино-Балкарский государственный университет 5.2.4 Подведение итогов и награждение победителей Республиканского март 2001 г. Министерство конкурса программ воспитательных систем образовательных образования и учреждений КБР. науки КБР, Министерство КБР по делам молодежи, физической культуры и туризму, Кабардино-Балкарский государственный университет. 5.2.5 Проведение конкурса программ воспитательных систем Ежегодно Министерство профессиональных образовательных учреждений образования и науки КБР, Министерство по делам молодежи, физической кулыуры и туризму, вузы КБР 5.2.6 Проведение республиканского семинара по проблеме воспитания 2003 г. Министерство в условиях модели культуротворческой школы. образования и науки КБР, Министерство культуры КБР, Министерство КБР по делам молодежи, физической культуре и туризму, Кабардино-Балкарский госуниверситет, 5.2.7 Целевая подготовка специалистов широкого профиля весь период Министерство (по квалификации "воспитатель, учитель начальных классов" образования и для дошкольных учреждений с классами начального обучения) науки КБР, Кабардино-Балкарский государственный университет. 5.2.8 Включение в программы повышения квалификации педагогов сентябрь 2001г. Министерство вопросов воспитания детей и подростков. образования и науки КБР, Институт повышения квалификации Кабардино-Балкарского государственного университета 5.2.9. Повышение квалификации работников общего, среднего и весь период Министерство высшего образования по проблемам воспитания в Академии образования и повышения квалификации и переподготовки работников науки КБР, образования вузы КБР 5.2.10 Организация и проведение конкурсов профессионально- ежегодно Министерство педагогического мастерства (воспитательная, внеклассная и образования и внеучебная деятельность) науки КБР 5.2.11 Предусмотреть в целевой программе "Подготовка и 2001-2005 гг. Министерство переподготовка кадров для системы образования образования и Кабардино-Балкарии" подготовку кадров по специальностям: науки КБР, - старший вожатый; Кабардино-Балкарский - классный воспитатель; государственный - педагог дополнительного образования; университет. - педагог-психолог 5.2.12 Издание научно-методического сборника по организации 3 квартал 2003 г. Министерство работы специалистов в области воспитания и дополнительного образования и образования детей и молодежи в образовательных науки КБР, учреждениях КБР. Кабардино-Балкарский государственный университет. 5.2.13 Подготовка и проведение республиканского совещания по 4 квартал 2001 г., Министерство проблемам воспитания учащихся школ, учреждений начального, 1 квартал 2003 г. образования и среднего и высшего образования науки КБР, вузы КБР 5.2 14 Внедрение вариативных программ и комплектов пособий, 2001-2002 гг. Министерство разработанных Министерством образования РФ, по подготовке образования и специалистов для внеурочной и внеучебной деятельности науки КБР, ИПК КБГУ, образовательных учреждений разных типов и видов. Муниципальные органы управления образованием. 5.2.15 Обобщение опыта работы КБГУ по подготовке специалистов 2003 г. Министерство в области воспитания и дополнительного образования образования и детей и молодежи. науки КБР, КБГУ 5.2.16 Развитие творческих самоуправляемых организаций весь период Министерство (объединений, клубов, ассоциаций) педагогов. образования и науки КБР 5.2.17 Подготовка специалистов в области воспитания в весь период, Министерство аспирантуре и докторантуре. образования и науки КБР, Кабардино-Балкарский государственный университет. +------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 5.3. Научное, программно-методическое и информационное обеспечение выполнения программы Необходимым условием обеспечения выполнения Программы становится последовательный, всесторонний, системный анализ воспитания детей и учащейся молодежи в Кабардино-Балкарской Республике, разработка в соответствии с этим концепции деятельности Министерства образования и науки КБР, Кабардино-Балкарского госуниверситета и Института повышения квалификации КБГУ, разработка современного комплекса технологий и механизмов воспитательных процессов на различных уровнях и их осуществление, мониторинг развития воспитательных систем в республике, анализ информационно-воспитательного пространства региона. Предполагается осуществление исследований фундаментального и прикладного характера, направленных на формирование воспитания учащихся с учетом национальных и региональных особенностей. Исследовательская работа по обеспечению развития воспитания в системе образования в дальнейшем будет сориентирована на системный анализ практики воспитания учащихся, ее национальных и региональных особенностей, укрепление теоретико-методических основ современной воспитательной деятельности, улучшения ее методической базы. Научное обеспечение выполнения Программы осуществляется учреждениями и организациями Министерства образования и науки КБР, Кабардино-Балкарским государственным университетом. Институтом повышения квалификации КБГУ, городскими и региональными методическими службами. Основными направлениями исследований в области воспитания являются: - анализ состояния проблем воспитания в Кабардино-Балкарской Республике, формирование мониторинга воспитательной деятельности в системе образования, подготовка доклада Министерства образования и науки КБР и Кабардино-Балкарского государственного университета "Воспитание детей в Кабардино-Балкарской Республике: состояние и перспективы"; - концептуальное обоснование развития воспитательной деятельности в образовательных учреждениях; - развитие научных исследований в области воспитания детей и учащейся молодежи в современных социальных и культурных условиях; - определение методологических основ социально-педагогической экспертизы состояния и развития личности в условиях образовательного учреждения; - разработка и экспертиза современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и корреляционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения; - поддержка и внедрение инновационной воспитательной практики образовательного учреждения. Для повышения качества воспитательной деятельности образовательных учреждений необходима разработка системы мер программно-методического и информационного характера. Основные направления этой работы предусматривают: - разработку программ, учебно-методического сопровождения воспитательных систем, отдельных направлений воспитания в образовательных учреждениях всех типов, детских и подростковых общественных организациях, учреждениях дополнительного образования; - создание программно-методических комплектов психолого-педагогической поддержки развития личности, процессов ее социальной адаптации; - подготовка требований к осуществлению экспертизы содержания программ воспитания личности, воспитательного потенциала учебников и проектов воспитательной модели образовательных учреждений; - создание единого информационного пространства по проблемам воспитания, широкое привлечение средств массовой информации и издательских центров, имеющихся в республике, к освещению вопросов воспитания; формирование информационно-аналитического банка по всем аспектам воспитания детей и молодежи; - расширение издательской деятельности по выпуску программных материалов, информационно-методической литературы по вопросам воспитания, дополнительного образования детей и молодежи; - регулярное проведение конференций, семинаров, совещаний, проблемных обсуждений по вопросам воспитания учащихся. +-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ N | Мероприятие | Сроки | Исполнитель п/п | | выполнения | +-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 5.3.1. Формирование координационного плана фундаментальных и 1 квартал 2002 г. Министерство прикладных исследований по проблемам воспитания детей и образования и науки КБР, молодежи, проводимых в республике. вузы КБР 5.3.2. Издание сборника программ воспитательных систем 1 квартал 2002 г. Министерство образовательных учреждений КБ? (помощь организаторам образования и науки, воспитательной работы). Кабардино-Балкарский государственный университет. 5.3.3. Создание центра (лаборатории) по исследованию проблем 1 квартал 2003 г. Министерство воспитания детей и молодежи на базе Кабардино-Балкарского образования и науки, государственного университета Кабардино-Балкарский государственный университет. 5.3.4. Обобщение опыта гражданского, патриотического, экологического, 2 квартал 2003 г. Министерство трудового воспитания детей и молодежи в образовательных образования и науки, учреждениях. Разработка программы гражданского и патриотического Кабардино-Балкарский воспитания детей и молодежи. государственный университет. 5.3.5. Обобщение регионального опыта художественного образования и 2 квартал 2002 г. Министерство КБР по воспитания детей. Разработка программы художественного делам молодежи, образования и эстетического воспитания детей в образовательных физической культуре и учреждениях республики. туризму, Республиканский Дворец творчества детей и юношества. 5.3.6. Изучение и обобщение опыта работы учреждений дополнительного 2-4 квартал 2003 г. Министерство КБР по образования по воспитанию детей и молодежи республики. Разработка делам молодежи, программы развития системы дополнительного образования в КБР. физической культуре и туризму, Республиканский Дворец творчества детей и юношества, Республиканский эколого-биологический центр, Республиканский Центр научно-технического творчества учащихся и молодежи. 5.3.7. Проведение 2 научно-практической конференции "Актуальные проблемы 4 квартал 2001 г. Министерство воспитания на современном этапе". 4 квартал 2004 г. образования и науки КБР, Министерство КБР по делам молодежи, физической культуре и туризму. 5.3.8. Разработка моделей воспитательной деятельности различных уровней 2001-2002 гг. Министерство образования и типов образовательных учреждений (цели, задачи, образования и науки КБР, содержание, механизм реализации, результаты). Кабардино-Балкарский государственный университет. 5.3.9. Проведение научных исследований по проблемам воспитания в начальном, 2001-2005 гг. Министерство среднем и высшем профессиональном образовании: - педагогические образования и науки КБР, условия, формы и методы оптимизации социально-профессионального учреждения высшего, становления учащихся и студентов; среднего и начального - психолого-педагогическая диагностика процесса социального профессионального становления учащихся и студентов; образования - совершенствование содержания, форм, методов и технологий нравственного воспитания личности, развитие ее творческого потенциала. 5.3.10. Разработка и издание сборника научно-методических материалов по 4 квартал 2004 г. Министерство обеспечению взаимодействия семьи и образовательного учреждения в образования и науки КБР, интересах развития личности обучающегося. Кабардино-Балкарский государственный университет 5.3.11. Разработка и реализация программы возрождения национальной культуры, 2001-2002 гг. Министерство быта адыгов и балкарцев, прикладных ремесел и их отражение в общем, образования и науки среднем и профессиональном образовании КБР, Министерство культуры КБР. 5.3.12. Создание в сети кабельного телевидения культурно-образовательной весь период Министерство программы для детей и учащейся молодежи. образования и науки КБР, Министерство печати и информации КБР. 5.3.13. Создание на страницах журналов и газет республики постоянных рубрик: весь период Министерство "Национальная культура, традиции", "Проблемы воспитания современных образования и науки КБР, детей и молодежи". Министерство печати и информации КБР 5.3.14. Создание авторских воспитательных программ, экспериментальных и Министерство альтернативных учреждений дополнительного образования. образования и науки, муниципальные органы управления образованием. 5.3.15. Организация широкой сети специализированных образовательных и 2001-2004 гг. Министерство культурно-образовательных учреждений, в т.ч. на альтернативной основе образования и науки КБР, для освоения экологического, экономического, религиозно-нравственного, Министерство культуры художественно-эстетического и др. направлений образования, формирование КБР, Министерство КБР здорового образа жизни. по делам молодежи, физической культере и туризму. 5.3.16. Разработка и введение в массовую практику программ по оздоровлению и 2001-2003 гг. Министерство физическому развитию детей и подростков. образования и науки КБР, Министерство здравоохранения КБР, Министерство КБР по делам молодежи, физической культуре и туризму. 5.3.17. Разработка рекомендаций по взаимодействию дошкольных образовательных 2001 г. Министерство учреждений, школ и семьи в организации обучения и воспитания детей образования и науки КБР, 6-7 лет на базе ДОУ. ИПК КБГУ. 5.3.18. Реализация в полном объеме республиканской программы "Дети XXI века". весь период Министерство образования и науки КБР. 5.3.19. Открытие республиканской станции юных туристов. 2002 г. Министерство образования и науки КБР. 5.3.20. Диагностирование воспитательного потенциала учреждений специального весь период Министерство образования в целях повышения эффективности их коррекционно образования и науки КБР воспитательной работы с соответствующими категориями детей с отклонениями в развитии. 5.3.21. Разработка и введение в практику работы инновационных образовательных 2001-2002 гг. Министерство программ и пособий для учреждений дошкольного образования по образования и науки КБР, направлениям: Кабардино-Балкарский - развитие личности средствами культуры; государственный - развитие экологической культуры детей; университет. - приобщение детей к истории и культуре. 5.3.22. Разработка и реализация программы развития досуговых центров по месту 2002 г. Министерство жительства. образования и науки КБР, Министерство КБР по делам молодежи, физической культуре и туризму. 5.3.23. Участие в федеральном конкурсе авторских проектов воспитательных ежегодно Министерство систем образовательных учреждений. образования и науки КБР, муниципальные органы управления образованием. 5.3.24. Проведение исследования по проблемам ученического самоуправления в 2003 г. Министерство образовательных учреждениях республики. Издание сборника "Ученическое образования и науки КБР, самоуправление: теория, опыт, проблемы". Кабардино-Балкарский государственный университет. 5.3.25. Подготовка и издание серии помощь организаторам внеучебной деятельности 2001-2003 гг. Министерство КБР, образовательных учреждений всех типов. Кабардино-Балкарский государственный университет. муниципальные органы управления образованием 5.3.26. Ежегодное издание бюллетеня информационных программно-методических и весь период Министерство нормативных материалов по воспитанию и дополнительному образованию образования и науки КБР. детей и подростков. 5.3.27. Создание республиканского центра воспитательной работы. 2002 г. Министерство образования и науки КБР. 5.3.28. Создание республиканского органа статистики и сравнительного анализа 2003 г. Министерство воспитательных систем. образования и науки КБР. 5.3.29. Проведение республиканских конкурсов педагогического мастерства в ежегодно Министерство области воспитания. образования и науки КБР, муниципальные органы управления образованием. 5.3.30. Проведение мероприятий программы развития детского движения в весь период Министерство Кабардино-Балкарской Республике (по особому плану). образования и науки КБР, Министерство КБР по делам молодежи, физической культуры и туризму. 5.3.31. Расширение сети детских летних специализированных лагерей. 2001-2005 гг. Министерство Разработка и внедрение современных технологий воспитания в условиях образования и науки КБР, летнего лагеря. Министерство КБР по делам молодежи, физической культуре и туризму, Кабардино-Балкарский государственный университет. 5.3.32. Организация и проведение исследований по психологическому 2001-2005 гг. Министерство сопровождению организованного воспитательного процесса. образования и науки КБР, Кабардино-Балкарский государственный университет. 5.3.33. Организация психологической лаборатории по вопросам развития личности 2004 г. Министерство ребенка. образования и науки КБР. 5.3.34. Мониторинг и физического здоровья учащихся общеобразовательных весь период Министерство учреждений края. образования и науки КБР, Министерство здравоохранения КБР. Кабардино-Балкарский госуниверситет. 5.3.35 Разработка методических рекомендаций по использованию элементов 2001-2002 гг. Министерство народной педагогики в воспитании подрастающего поколения образования и науки КБР, Кабардино-Балкарский институт гуманитарных исследований +-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 5.4. Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями Успешная реализация поставленных задач в области воспитания подрастающего поколения невозможна без концентрации усилий всех социальных институтов общества. Обеспечение взаимодействия, координация деятельности ведомств и общественных организаций в вопросах воспитания учащейся молодежи - одно из условий выполнения Программы, повышения эффективности воспитательной практики общеобразовательных учреждений, управления воспитательным процессом. Решение задач укрепления взаимодействия будет способствовать: - создание республиканского научно-методического совета по вопросам воспитания детей и молодежи при Министерстве образования и науки КБР с участием представителей ведомств и общественных организаций республики; - объединение усилий и координация деятельности органов управления образованием и общественных организаций в вопросах воспитания детей и молодежи; - поддержка инициатив негосударственных организаций, общественных детских и молодежных объединений в области воспитания; - распространение опыта и совместное проведение конференций, семинаров по различным направлениям воспитания; +-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ N | Мероприятие | Сроки | Исполнитель п/п | | выполнения | +-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 5.4.1. Создание межведомственных общественно-государственных комиссий как 2002 г. Министерство средства становления государственной системы воспитания юных граждан. образования и науки КБР, Министерство культуры КБР, Министерство печати и информации КБР, Министерство КБР по делам молодежи, физической культуре и туризму. 5.4.2. Создание республиканского научно-методического совета по вопросам 2001 г. Министерство воспитания детей и молодежи. образования и науки КБР 5.4.3. Изучение опыта работы Советов образовательных учреждений по реализации весь период Министерство воспитательных целей. образования и науки КБР, муниципальные органы управления образованием. 5.4.4 Организация на телевидении КБР цикла передач по проблемам воспитания весь период Министкрство печати детей, подростков и молодежи. и информации КБР, КБГТРК 5.4.5. Разработка и утверждение Плана совместных действий Министерств и ежегодно Министерство ведомств, общественных организаций и объединений КБР по воспитанию образования и науки КБР. детей и подростков. 5.4.6. Разработка системы показателей и методического обеспечения проведения 2002 г. Министерство мониторинга практической ситуации в детско-молодежной среде. образования и науки КБР, Министерство культуры КБР 5.4.7. Регулярные выступления в средствах массовой информации по вопросам весь период Министерство печати профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди и информации КБР, несовершеннолетних и молодежи. Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних. 5.4.8. Создание Интернет-информационной системы по вопросам профилактики 2003 г. Министерство злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и образования и науки КБР, молодежи. Министерство здравоохранения КБР 5.4.9. Создание территориальных психолого-педагогических, медико-социальных 2001-2003 гг. Министерство центров. образования и науки КБР, Министерство здравоохранения КБР, Министерство труда и социального развития КБР, муниципальные органы управления образованием. 5.4.10. Создание межвузовского центра воспитания студенческой молодежи. 2002 г. Министерство образования и науки КБР. Министерство культуры КБР. Министерство КБР по делам молодежи, физической культуре и туризму, вузы КБР. 5.4.11. Проведение мероприятий Движения юных патриотов КБР (по особому плану). ежегодно Министерство образования и науки КБР. 5.4.12. Проведение республиканского конкурса-смотра учреждений ежегодно Министерство дополнительного образования КБР. образования и науки КБР, Республиканские учреждения дополнительного образования. 5.4.13. Проведение семинаров, круглых столов по вопросам совершенствования весь период Министерство военно-патриотического воспитания детей и молодежи. образования и науки КБР, Министерство КБР по делам молодежи, физической культуре и туризму, РОСТО КБР 5.4.14. Организация летних спортивно-оздоровительных лагерей для детей и ежегодно Министерство подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних образования и науки КБР, дел, а также для детей и подростков, попавших в сложные жизненные Министерство КБР ситуации. по делам молодежи, физической культуре и туризму, Министерство внутренних дел КБР, Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних. 5.4.15. Создание муниципальных центров воспитания детей. 2002 г. Муниципальные органы управления образованием. 5.4.16. Организация и проведение финала республиканских соревнований "Школа ежегодно Министерство безопасности", "Юный спасатель". образования и науки КБР, МЧС КБР, МВД КБР, ГИБДД КБР. 5.4.17. Проведение организационной работы по созданию "Движения юных 2001.2002 г. Министерство пожарников", "Движения юных спасателей" и др. образования и науки КБР, МЧС КБР. 5.4.18. Проведение республиканского совещания "0 перспективах и мерах по 2001 г. Министерство расширению сети ЛТО и ученических производственных бригад в 2001 году". образования и науки КБР, Министерство КБР по делам молодежи, физической культуре и туризму 5.4.19. Развитие движения студ. отрядов в средних и высших учебных заведениях 2001-2003 гг. Вузы республики республики. 5.4.20. Реализация в полном объеме Программы "Дети КБР", "Молодежь КБР". весь период Министерство КБР по делам молодежи, физической культуре и туризму. Министерство образования КБР, Министерство культуры КБР 5.4.21. Развитие сети республиканских профильных лагерей. 2001 г. Министерство образования и науки КБР 5.4.22. Пропаганда и поддержка деятельности СДО КБР (Союза детских весь период Министерство КБР организаций КБР) и Союза молодежи КБР. по делам молодежи, физической культуре и туризму. Министерство образования и науки КБР 5.4.23. Проведение семинаров, конференций, форумов представителей детских и ежегодно Министерства КБР подростковых организаций республики. по делам молодежи, физической культуре и туризму +-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 6. Финансово-экономическое обеспечение Программы Финансирование Программы планируется за счет средств, выделяемых на реализацию Программы развития образования Кабардино-Балкарской Республики и бюджетных средств запланированных по отрасли "Образование". Общие затраты на реализацию Программы по всем источникам финансирования составят 3535 тыс. руб. +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ N | Наименование мероприятий (по разделам) | Источники | Всего | В том числе п/п | | финансирования | стоимость |----------------------------------- | | | (тыс. руб.) | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ 1. Развитие нормативно-правовой базы Бюджетные средства по 20 - 20 - - - отрасли "Образование", в т.ч. республиканский и местные 2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами - 357 92 72 82 72 39 3. Научно-программно-методическое и информационное - 707 108 118 143 193 145 обеспечение 4. Взаимодействие с ведомствами и общественными - 2451 289 549 549 549 515 организациями ИТОГО: 3535 489 759 774 814 699 +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ -------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|