Расширенный поиск

Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18.08.2001 № 296

 
            КЪЭБЭРДЕЙ-БАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКЭМ И ПРАВИТЕЛЬСТВЭ
            КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОСУ
            ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                          ПОСТАНОВЛЕНЭ N 296
                             БЕГИМ N 296
                         ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 296


18 августа 2001 г.                                          Налшык къ.
                                                            Нальчик ш.
                                                            г. Нальчик

                                      Утратилo силу - Постановление
                                   Правительства Кабардино-Балкарской
                                               Республики
                                        от 19.04.2003 г. N 109-ПП

О развитии бытового обслуживания
населения КБР в 2001-2003 годах

     В целях      развития     бытового     обслуживания     населения
Кабардино-Балкарской  Республики  Правительство   Кабардино-Балкарской
Республики п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять к сведению  информацию  об  итогах  развития  бытового
обслуживания  населения  Кабардино-Балкарской  Республики за 1997-2000
годы и одобрить основные направления его развития  на  2001-2003  годы
(приложение 1).
     2. Утвердить на 2001-2003 годы расчетные показатели реконструкции
и  модернизации,  а  также  ввода  предприятий  бытового  обслуживания
населения  в  городах  и   районах   Кабардино-Балкарской   Республики
(приложение 2 и 3).
     3. Считать приоритетными направлениями деятельности  Министерства
экономики  и  торговли Кабардино-Балкарской Республики,  администраций
местного самоуправления городов и районов:
     укрепление и    дальнейшее   развитие   частнопредпринимательской
деятельности на потребительском рынке и сфере бытовых услуг;
     поддержку социально   значимых  видов  услуг  (услуги  химчисток,
прачечных,  бань,  ремонт обуви,  одежды,  бытовой и  радиоэлектронной
аппаратуры, бытовых машин и приборов);
     защиту прав потребителей  на  потребительском  рынке  и  в  сфере
услуг.
     4. Поручить      Министерству      экономики      и      торговли
Кабардино-Балкарской   Республики   (Б.М.   Рахаев),  Фонду  поддержки
предпринимательства  и   развития   конкуренции   Кабардино-Балкарской
Республики  (А.Т.  Кильчуков),  рекомендовать  администрациям местного
самоуправления  городов  и  районов  Кабардино-Балкарской   Республики
оказывать   содействие  в  создании  малых  предприятий  по  социально
значимым бытовым услугам в  сельских  населенных  пунктах,  обеспечить
более     эффективное    использование    потенциала    индивидуальных
мастеров-ремесленников, занятых в сфере бытовых услуг.
     5. Поручить      Министерству      государственного     имущества
Кабардино-Балкарской   Республики   (Н.А.    Маслов),    рекомендовать
администрациям местного самоуправления городов и районов:
     оказать необходимое содействие предприятиям бытового обслуживания
населения  в  предоставлении  и рациональном использовании имеющихся в
населенных пунктах свободных или неэффективно используемых  помещений,
государственной  (КБР)  или муниципальной собственности,  для создания
широкой сети приемных пунктов химчисток и прачечных, ремонта бытовой и
радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов;
     до 1 декабря 2001 года  провести  проверки  предприятий  бытового
обслуживания  по  вопросу  эффективности  использования  и сохранности
государственного (КБР)  и  муниципального  имущества,  переданного  на
праве хозяйственного ведения, оперативного управления, пользования или
в аренду.
     6. Признать    утратившими   силу   постановление   Правительства
Кабардино-Балкарской Республики от 20 сентября  1997  года  N  345  "О
мерах  по  стабилизации  бытового  обслуживания населения республики",
постановление Правительства Кабардино-Балкарской  Республики  и  от  4
июля  1998  года  N 313 "О ходе выполнения постановления Правительства
Кабардино-Балкарской Республики от 20 сентября  1997  года  N  345  "О
мерах по стабилизации бытового обслуживания населения".
     7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики
- министра государственного имущества Кабардино-Балкарской  Республики
Н.А. Маслова.


     Председатель Правительства
     Кабардино-Балкарской Республики          Х. Чеченов

                                 ***

                                                   Приложение 1
                                     к постановлению Правительства КБР
                                           от 18 августа 2001 г. N 296


                                ИТОГИ
             развития бытового обслуживания населения КБР
       за 1997-2000 годы и основные направления его развития на
                            2001-2003 годы


                             1. Введение
     Бытовое обслуживание  -  одна  из  важнейших  социально  значимых
отраслей экономики республики,  предоставляющая  населению  республики
около 300 различных видов услуг.
     Правительство республики пытается поддерживать отрасль, используя
различные  формы  и  методы.  Работа  по поддержке и развитию бытового
обслуживания  проводилась  в  соответствии   с   Концепцией   бытового
обслуживания  населения  и  ремесленничества республики,  утвержденной
постановлением Правительства республики от 26 октября 1996 года N 314,
принятыми  постановлениями от 29 июля 1997 года "Об отсрочке налоговых
платежей предприятий и организаций, участвующих в бытовом обслуживании
населения",  от  20  сентября 1997 года N 345 "О мерах по стабилизации
бытового обслуживания населения республики" и от 4 июля  1998  года  N
313  "О ходе выполнения постановления Правительства КБР от 20 сентября
1997 г. N 345 "О мерах по стабилизации бытового обслуживания населения
республики " в г.  Нальчике и Майском районе",  от 2 декабря 2000 г. N
521-1  "О  дополнительных  мерах  но  развитию  бытового  обслуживания
населения республики".
     Министерством экономики    и    торговли    КБР    совместно    с
администрациями  местного  самоуправления городов и районов республики
проанализировано состояние отрасли, уточнена дислокация предприятий по
районам,  определен уровень обеспеченности бытовыми услугами населения
каждого района,  изучено мнение населения и работников сферы  услуг  о
состоянии бытового обслуживания.
     Результаты анализа    показывают,    что    названные     решения
Правительства в основном выполнены и возникла необходимость определить
пути дальнейшего развития бытового обслуживания  в  КБР  на  2001-2003
годы с учетом реально сложившегося положения дел в отрасли.

                 2. Характеристика состояния отрасли

     Бытовое обслуживание  населения  в  республике осуществляют свыше
550 предприятий и мастерских, расположенных во всех районах. Ожидаемый
объем  услуг  в  2001 году составит 195 млн.  руб.,  из них 72%  будет
приходится на долю физических лиц.
     Субъекты сферы услуг представлены государственными предприятиями,
хозяйственными     обществами     и      товариществами      различных
организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями.
     В силу различных  причин  предприятия  в  республике  расположены
крайне  неравномерно,  В  основном  они сосредоточены в г.  Нальчике и
Прохладном, Майском и Прохладненском районах. В районах сфера бытового
обслуживания      в      основном     представлена     индивидуальными
предпринимателями.
     Состояние отрасли   определяется   несколькими   взаимосвязанными
характеристиками :
     1. Население,  по  причине  экономических  трудностей,  не  имеет
возможности обращаться в северу услуг. 19% опрошенных высказались, что
они  нуждаются  в  услугах  химчистки и прачечных,  11,3%  - в услугах
ремонта  одежды.  В  структуре  платных  услуг  в  2001   г.   бытовое
обслуживание  оценочно  составит 10,1%,  что в 2,8 раза меньше,  чем в
1990 г.
     2. Многие  предприятия  отрасли,  не  имея  заказов,  оказываются
незагруженными.  Это приводит к снижению  экономической  эффективности
работы  предприятий.  Отсутствие свободных средств не позволяет многим
предприятиям осуществлять техническое перевооружение.
     3. Закрытие  и  перепрофилирование предприятий привело к снижению
уровня  обеспеченности  населенных  пунктов  республики  предприятиями
бытового обслуживания.
     По сравнению  с  1990  г.  в   отрасли   произошли   существенные
изменения.   Сократилась   численность  работающих.  При  этом  возрос
удельный  вес  работающих  по  предоставлению  услуг   парикмахерских,
ремонту обуви.  Произошел естественный отбор услуг.  Сворачиваются или
трансформируются услуги,  не нашедшие спроса или  не  дающие  прибыль.
Исчезают такие услуги,  как обновление одежды, перешив взрослой одежды
на детскую,  ремонт головных уборов,  по прокату.  Сократились  объемы
услуг   по   изготовлению   одежды,   обуви.  Высокий  уровень  спроса
сохраняется  на   услуги   парикмахерских,   ремонту   обуви,   услуги
фотолабораторий  быстрого  обслуживания.  По  этим  услугам наименьший
отток специалистов в другие отрасли экономики.
     Оценивая экономическую  ситуацию  на  рынке  бытовых услуг,  надо
отметить,  что  предприятия,  предоставляющие   услуги   состоятельным
гражданам,   работают   стабильно,   имеют   средства   на  расширение
производства,  обновление  оборудования.  Предприятия,   обслуживающие
население    со    средним    уровнем   доходов,   зачастую   являются
низкорентабельными,  их прибыль не позволяет самостоятельно  расширять
производство,  проводить  реконструкцию  и  обновлять  основные фонды.
Отдельные виды вообще убыточны.  Зачастую  рентабельность  предприятия
достигается  за  счет  прочих  доходов,  в  т.ч.  полученных  от сдачи
помещений в субаренду,  организаций торговли и совместной деятельности
с другими предприятиями.
     Анализ показывает,  что затраты на арендную плату и  коммунальные
платежи  становятся  ключевыми для развития отрасли.  Их снижение даст
хороший импульс для стимулирования дальнейшего развития сферы  бытовых
услуг с учетом возрастающего спроса населения.  И наоборот, увеличение
затрат  может  привести  к  существенному   ухудшению   экономического
состояния предприятий вплоть до их закрытия.

          3. Развитие бытового обслуживания в 1997-2000 годы

     На первом  этапе  экономических  реформ  в  республике  с 1991 г.
началось резкое падение объемов бытовых услуг.  В период 1991-1995 гг.
среднегодовой темп снижения превысил 35%, то есть каждый год в среднем
объем услуг сокращался более  чем  на  треть.  С  1996  эта  тенденция
постепенно начала меняться в положительную сторону.
     В результате принятых  Правительством  КБР  мер  по  стабилизации
деятельности  предприятий  бытового  обслуживания,  спад  производства
услуг в 1995 году был замедлен,  а в 1996 году впервые после 1990 года
получен прирост услуг на 10,1%  и в 1997 году - на 21,6%.  Однако, под
влиянием финансового кризиса  объемы  производства  за  1998-1999  гг.
вновь снизились. Последствие кризиса удалось преодолеть лишь в 2000 г.
     За годы реформ многие предприятия  прошли  адаптацию  к  рыночным
условиям.  В  отрасль  пришли  новые  кадры,  которые по-новому решают
вопросы создания и реконструкции предприятий.

        4. Уровень обеспеченности населения бытовыми услугами

     В настоящее  время  сфера  бытового  обслуживания  республики   в
основном    удовлетворяет   потребности   населения.   Однако   анализ
показывает,  что  имеются  серьезные  проблемы  по  территориальной  и
ценовой   доступности   услуг,  обусловленные  особенностями  развития
бытового обслуживания в период перехода к  рыночным  условиям.  Опросы
показывают,  что  33,8%  населения  республики  считают,  что  бытовое
обслуживание не стало работать лучше,  36,4%  испытывают  трудности  с
ремонтом бытовой техники,  свыше 39% не могут найти нужную мастерскую,
41,7% указывают на необходимость перепрофилирования предприятий службы
быта.  Примерно  каждый  третий  опрошенный  не  удовлетворен  работой
администрации местного самоуправления городов и районов  по  улучшению
бытового обслуживания.
     В сравнении  с  1990  годом  объем  услуг  в  сопоставимых  ценах
составляет  10,7%,  что объясняется существенным спадом производства в
1991-1995 годах,  серьезными структурными  изменениями  по  отраслевым
группам.  Эти  изменения обусловлены также снижением платежеспособного
спроса населения на услуги. Усложнились и организационно-экономические
условия    функционирования   сферы   услуг:   резко   увеличилась   в
себестоимости услуг доля расходов - на коммунальные платежи  и  аренду
помещений, начислений на зарплату и платежей по различным налогам.
     Главным препятствием  для  потребителей  услуг  являются  высокие
цены,  которые устанавливают предприятия бытового обслуживания. На это
указывают свыше 70%  опрошенных жителей республики со средним и низким
уровнем доходов.
     Более половины граждан с высокими доходами считают,  что для  них
главной  причиной  редкого  обращения  к услугам сервисных организаций
является низкое качество обслуживания.  От 16%  до 27% всех опрошенных
жителей республики оценивают как "плохое" качество услуг ремонта обуви
и бытовой радиоэлектронной аппаратуры,  химчисток.  При этом именно но
указанным  услугам  плюс  парикмахерским высказывается мнение,  что их
цена явно завышена.
     Существенной проблемой    для    отрасли    является   устаревшее
оборудование на многих предприятиях и отсутствие средств на его замену
или модернизацию.
     Предприятия сферы услуг расположены крайне неравномерно. В каждом
втором  районе полностью отсутствуют предприятия бытового обслуживания
от 2 до 5 основных видов  услуг.  Наименьшая  обеспеченность  услугами
сложилась  в  Зольском,  Терском  и Черекском районах.  В этих районах
сложная ситуация складывается с услугами по ремонту  бытовой  техники,
услугами бань, фотоателье, разнобытовым услугам.

    5. Основные направления развития сферы услуг в 2001-2003 годы

     Важнейшей задачей   Министерства   экономики   и   торговли  КБР,
администрации местного самоуправления городов и районов на 2001-  2003
годы  является работа по созданию современной сферы услуг.  Необходимо
увеличивать количество предприятий  и  постепенно  достичь  ценовую  и
территориальную  доступность  услуг  для всех жителей республики.  При
этом  первостепенное  внимание  и  поддержка   должны   быть   оказаны
социально-значимым   услугам:  ремонтным  видам  услуг,  химчисткам  и
прачечным, услугам бань и др.
     Администрации местного  самоуправления  городов  и районов должны
добиваться создания в каждом  районе  полного  набора  предприятий  по
услугам повседневного спроса:  ремонт одежды,  обуви,  мебели, бытовой
техники,  ремонт  и  изготовление  металлоизделий,   приемные   пункты
химчистки   и  прачечных,  фотоуслуги,  парикмахерские.  По  остальным
услугам - постепенное достижение норматива с учетом  реального  спроса
на   услуги.   Увеличение   количества   предприятий  и  повышение  их
территориальной доступности создаст условия для  развития  конкуренции
между ними и некоторого снижения, цен на услуги.
     Предлагается установить порядок, при котором передача прав аренды
на   помещения,  освобождаемые  предприятиями  бытового  обслуживания,
производится с условием  их  целевого  использования  под  организацию
бытовых  услуг  населению.  При  этом  решение  об  изменении  профиля
предприятий бытового обслуживания  должно  приниматься  администрацией
местного  самоуправления  города,  района в каждом отдельном случае по
заключению Министерства экономики и торговли КБР.
     В целях   поддержки  социально-значимых  видов  услуг  намечается
проведение целевых конкурсов по продаже или аренде  нежилых  помещений
именно  для  тех  предприятий,  которые  берут обязательство оказывать
населению такие услуги.
     Финансирование создания   новых   и   реконструкция   действующих
предприятий должно осуществляться,  как правило, за счет средств самих
предприятий.   Исключение   составят   отрасли   жизненно  важные  для
населения.
     В рамках   реализации   поставленных   задач  потребуется  решить
следующие вопросы :
     - поддержка  и развитие частнопредпринимательской деятельности на
потребительском рынке и в сфере бытовых услуг;
     - поддержка социально значимых видов услуг;
     - обеспечение защиты прав потребителей по безопасности и качеству
предоставляемых  услуг.  В  этих целях необходимо продолжить работу по
сертификации  услуг,  обеспечить  контроль  за   соблюдением   условий
сертификации;
     - поддержка предприятий различных организационно-правовых форм  и
объективно  складывающегося  соотношения  количества  малых  и средних
предприятий,  а  также  числа  индивидуалов-мастеров  (ремесленников),
работающих  самостоятельно,  вне  предприятий.  На  некоторых ключевых
направлениях,  как и  прежде,  необходимо  сохранить  небольшое  число
государственных предприятий, выполняющих заказы бюджетных организаций.
Наличие таких предприятий будет и впредь поддерживать  стабильность  в
оказании соответствующих видов услуг;
     - развитие конкуренции на рынке сферы услуг,  что  возможно  лишь
при наличии большого числа предприятий по одному и тому же виду услуг,
     - создание сети  ремесленных  центров  бытового  обслуживания  по
городам  и  районам  и  через них наладить взаимодействие индивидуалов
между собой, с администрацией местного самоуправления. На первом этапе
можно   создать   1-2   пилотных   центра,   а  затем  решать  вопросы
целесообразности и необходимости их создания в других районах.

             6. Направления развития основных видов услуг

     С учетом сделанного анализа состояния  бытового  обслуживания  по
обеспеченности   предлагается   осуществить  ряд  мер  по  дальнейшему
развитию основных видов услуг, учитывая их отраслевые особенности.

             6.1. Химическая чистка одежды и стирка белья

     Химическая чистка одежды и прачечное хозяйство являются одной  из
важнейших   социально   значимых   подотраслей  бытового  обслуживания
населения республики. Эта подотрасль позволяет:
     - поддерживать  в  надлежащем  состоянии  санитарно-гигиенический
уровень жизни населения республики;
     - обслуживать  большинство бюджетных организаций здравоохранения,
образования, социальной защиты;
     - обеспечивать   защиту  от  последствий  возможных  природных  и
техногенных катастроф  путем  дезинфекции,  дезинсекции,  дезактивации
одежды, белья, других изделий.
     Химчистка и  стирка  являются  одними  из  самых   индустриальных
предприятий бытового обслуживания.  Они наиболее фондо- и энергоемкие,
являются     мощными     потребителями     воды,      нуждаются      в
высококвалифицированных    кадрах,   в   специальных   природоохранных
системах,  занимают большие производственные  площади.  Рентабельность
услуг,  как правило, составляет 5-10%. Однако, современные предприятия
по чистке  кожаных  и  меховых  изделий,  по  улучшению  стирки  белья
достигают  рентабельности  40  и более процентов,  что является мощным
стимулом для предпринимателей по созданию новых  производств  по  этим
видам услуг.
     Платежеспособный спрос населения на услуги химчистки и стирки,  в
основном,  удовлетворен, хотя в сравнении с нормативами обеспеченность
составляет 40%.  Основные претензии жителей республики по этим услугам
-  не  всегда  хорошее  качество  и  отсутствие  предприятий (приемных
пунктов) в микрорайонах проживания (населенных пунктах).
     Создание химчисток  прачечных  пришлось,  в основном;  на 70-80-е
годы К настоящему времени,  основные  фонды  предприятии  нуждаются  в
обновлении.
     Главная задача развития отрасли - это дальнейшее повышение уровня
обслуживания  населения,  доступность  услуг  для  различных категорий
населения,  завершение  реконструкции  действующих,   создание   новых
предприятий,  открытие  приемных  пунктов  в микрорайонах проживания и
сельских населенных пунктах.
     В этих целях необходимо:
     - оказать предпринимателям  помощь  по  созданию  в  новых  жилых
районах  сети  небольших  экологически чистых предприятий химчистки на
2-3 машины по 10-15 кг каждая,  путем выделения нежилых  помещений  из
имеющихся в наличии свободных помещений и проведения целевых конкурсов
по продаже и аренде нежилых помещений;
     - оказать содействие гостиницам,  больницам, поликлиникам, другим
организациям  по  открытию  у  них  (по   мере   накопления   средств)
собственных цехов по стирке белья и чистке одежды;
     - создавать  на  базе  приемных  пунктов  прачечных  и  химчисток
комплексные   предприятия   по   оказанию   10-15   видов  услуг  типа
"Мульти-сервис";
     - на  всех  предприятиях  химчистки и стирки необходимо развивать
наиболее удобные для населения:  индивидуальную стирку белья и сорочек
в  отдельных  машинах,  прием  заказов  на  дому  и доставку заказчику
исполненных заказов, специальную обработку вещей. Надо развивать также
дополнительные услуги: прокат белья, мелкий ремонт одежды.

    6.2. Ремонт и техническое обслуживание бытовой техники, в том
              числе, бытовой радиоэлектронной аппаратуры

     Для обеспечения прав  потребителя  предполагается  подготовить  и
принять правила предоставления услуг по сервису бытовой техники, в том
числе радиоэлектронной аппаратуры,  в гарантийный  и  послегарантийный
период,  предпродажной подготовки бытовой техники.  Особый контроль за
развитием этого вида услуг необходимо установить в Зольском,  Терском,
Черекском  и  Эльбрусском  районах,  в  которых,  в  настоящее  время,
сложилась самая трудная ситуация с ремонтом бытовой техники.
     Для решения  проблем этой группы услуг необходимо в ближайшие три
года создать около 40  новых  и  провести  модернизацию  не  менее  25
действующих предприятий (мастерских).
     В ближайшие  годы  прогнозируется  процесс  вытеснения  с   рынка
индивидуалов  малыми  и  средними  предприятиями,  хорошо  оснащенными
техническими центрами в рамках расширения фирменного обслуживания. Все
без  исключения  предприятия  этой подотрасли,  индивидуальные мастера
должны во 2 полугодии 2001 года пройти  обязательную  сертификацию  на
соответствие оказываемых ими услуг требованиям безопасности.
     Развитие услуг ремонта и техобслуживания  бытовой  техники  будет
осуществляться  исключительно  на  рыночных  условиях за счет создания
новых,  реконструкции  и  модернизации  действующих  негосударственных
предприятий.  Для организации ремонта старой техники,  еще имеющейся у
значительной части населения (особенно в сельских населенных пунктах),
возможно  создание  в  каждом  районе по 1 комплексной организации,  с
установлением им уменьшенной арендной платы и других льгот  сроком  на
2-3 года. Это позволит организовать ремонт телевизоров, холодильников,
стиральных машин  устаревших  отечественных  марок  по  доступной  для
малоимущих граждан цене.

                      6.3. Ремонт и пошив обуви

     В связи  с  насыщением  рынка  импортной  и отечественной обувью,
потребности  в  услугах  по   индивидуальному   пошиву   обуви   резко
сократились.  Имеющиеся  в  настоящее  время нормативы по данному виду
услуг оказались несколько завышенными и нуждаются в пересмотре.
     Анализ показывает,   что  продолжает  сохраняться  небольшой,  но
устойчивый спрос на пошив эксклюзивной обуви на  заказ  для  различных
целей:  рыбалка, спорт и т.д. Сохраняется спрос на обувь нестандартных
полнот и размеров.
     Развитие данного  вида услуг будет осуществляться на коммерческой
основе путем создания новых  и  расширения  существующих  предприятий.
Однако, предприятия, занятые изготовлением ортопедической обуви, будут
и  впредь  нуждаться  в   государственной   поддержке   через   органы
соцобеспечения или различные внебюджетные фонды.
     Услуги по ремонту обуви в республике предоставляют 97 предприятий
и мастерских.  По расчетам,  в течение 3 лет намечается открыть еще 41
объект  (мастерских)  и  создать  41  рабочее  место,   что   позволит
обеспечить спрос населения на эти услуги, повысит их качество, создать
лучшие условия для конкуренции между мастерскими.
     Предприятия по  ремонту  обуви,  как и прежде,  будут создаваться
небольшие,  на коммерческой  основе  за  счет  собственных  и  заемных
средств предприятий, целесообразно создавать точки по ремонту обуви на
1-2 рабочих места в многопрофильных предприятиях типа "Мульти-сервис",
приглашая  для этих целей ремесленников-мастеров,  которые в настоящее
время трудятся самостоятельно вне предприятий.

                  6.4. Изготовление и ремонт одежды

     Этот вид услуг один из самых массовых. Здесь изготавливают одежду
на  любой  вкус  для  заказчика  с  любым уровнем доходов.  Однако,  в
последнее время спрос на услуги по изготовлению швейных и  трикотажных
изделий сократился (предприятия закрылись, перепрофилировались).
     Сохранили и  получили  свое  развитие  те  предприятия,   которые
уловили   конъюнктуру,   перестроили  производство,  стали  предлагать
заказчику модели современной одежды с  учетом  возможностей  различных
групп населения.
     Главным направлением поддержки данного вида услуг станет оказание
помощи ателье,  салонов, художников общественным формированиям в части
проведения  республиканских  фестивалей.  Это   позволит   художникам,
предпринимателям  показать  свою  работу  широкому кругу потенциальных
потребителей,  встретиться с представителями легкой  промышленности  и
торгующих организаций, обменяться идеями со своими коллегами.
     Администрациями местного   самоуправления   городов   и   районов
совместно с Министерством экономики и торговли КБР необходимо всемерно
способствовать открытию новых и воссозданию работавших  ранее  швейных
ателье,   салонов,   домов   моды.   Целесообразно   также  поддержать
индивидуальных мастеров-ремесленников,  работающих самостоятельно  вне
предприятий,   более   рационально  организовать  их  труд.  При  этом
необходимо  учесть,  что  швейная  подотрасль  бытового   обслуживания
является одной из основных в части создания новых рабочих мест.
     Ремонт швейных и трикотажных изделий является социально  значимым
видом  услуг  повседневного  спроса.  В  настоящее  время идет процесс
восстановления ремонтных мастерских  и  ателье  в  связи  с  возросшим
спросом   населения   на   эти   виды   услуг,   особенно  со  стороны
малообеспеченных граждан.  Увеличилась потребность в ремонтных работах
у граждан со средним и высоким уровнем доходов. Они чаще стали сдавать
в ремонт и на реставрацию меховые и кожаные изделия.
     Расчетно определено  в  период  2001-2003  годов открыть вновь 22
предприятия  швейной  подотрасли  и  модернизировать  18  действующих.
Намечается  также  создать  40  рабочих мест,  прежде всего по ремонту
одежды,   меховых   изделий,   модернизировать   25   рабочих    мест.
Администрациям  местного  самоуправления городов и районов совместно с
Министерством  экономики,  и  торговли   КБР   необходимо   поддержать
предприятия  химчистки,  прачечные,  бани  по  созданию  в  их составе
мастерских по ремонту одежды.  Предстоит также восстановить участки по
подгонке и мелкому ремонту одежды на торговых предприятиях.
     Для решения поставленной задачи в  городах  и  районах  предстоит
провести  инвентаризацию  имеющихся  швейных,  меховых  и  трикотажных
ателье,  мастерских по  изготовлению  и  ремонту  головных  уборов.  В
случае,  если  некоторые  из  них теряют профиль,  помочь восстановить
ремонтные услуги с тем,  чтобы полностью обеспечить спрос населения на
них.  В  каждом  районе  должно быть не менее 1-2 мастерских и ателье,
выполняющих  по  заказам  населения  ремонт  и  реставрацию  одежды  и
головных уборов, переделку взрослой одежды на детскую и другие работы.

                           6.5. Фотоуслуги

     Один из видов бытового обслуживания,  который бурно развивается в
последние годы,  - пример быстрого, грамотного создания и расположения
предприятий   бытовых   услуг.   Это   -   небольшие  фотолаборатории,
располагающиеся в наиболее посещаемых населением местах:  в магазинах,
учреждениях.
     В настоящее   время   снята   проблема   обработки    фотопленок,
изготовление слайдов, фотографий.
     В ближайшие годы,  как и прежде,  отрасль будет  развиваться  как
сеть небольших негосударственных предприятий.
     Необходимо возродить весь ассортимент фотоуслуг:  художественная,
павильонная   и   выездная   фотосъемка,   эксклюзивное   изготовление
фотопортретов.   Нужно   всячески    поощрять    индивидуалов-мастеров
фотопортрета.
     Потребуется, также,  кардинальное решение  экологических  проблем
фотоуслуг.

                      6.6. Услуги бань и душевых

     Социально значимыми  видами  услуг  являются услуги бань,  саун и
душевых различных организационно-правовых форм. Государственные бани -
это  традиционные  русские  бани,  имеющие  мужские и женские разряды,
номера люкс,  массажные кабинеты,  парилки.  Небольшие сауны,  душевые
созданы в последние годы различными коммерческими структурами.
     В 2001-2003 годы число бань,  саун  и  душевых  возрастет  до  30
предприятий,   в  том  числе  в  составе  оздоровительных  комплексов.
Создание  таких  комплексов  будет  осуществляться,  как  правило   на
коммерческой  основе.  Гармоничное развитие традиционных русских бань,
небольших саун и современных  оздоровительных  комплексов  позволит  в
течение   3-5   лет   полностью  удовлетворить  потребности  населения
республики в услугах бань.

                      6.7. Услуги парикмахерских

     Эти услуги повседневного спроса - самые массовые в республике.  В
республике    действует    порядка    130   парикмахерских,   салонов,
косметических кабинетов и т.п. предприятий.
     Парикмахерские и   косметические   услуги   -   одни   из   самых
рентабельных  в  сфере  бизнеса  бытового  обслуживания.   Окупаемость
вложенных  средств  здесь  составляет  1-1,5  года и меньше.  Примерно
четвертая  часть  предприятий  используют   зарубежное   оборудование,
парфюмерно-косметические материалы и технологии.
     В предстоящие три года,  за счет  открытия  новых  предприятий  и
развития   конкуренции,   необходимо   решить   вопросы  существенного
повышения  качества.  Намечается  достижение   полной   обеспеченности
услугами по всем городам и районам.

                         7. Подготовка кадров

     Развитие бытового обслуживания населения в республике,  в немалой
степени  зависит  от  наличия   подготовленных   руководящих   кадров,
владеющих механизмами функционирования рыночной экономики. В настоящее
время  необходимо   переходить   к   единой   системе   подготовки   и
переподготовки  управленческого  и  инженерно-экономического персонала
предприятий с учетом потребности республики в  различных  направлениях
предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения.
     Работники сферы услуг  напрямую  контактируют  с  населением.  От
степени   профессионализма   их   деятельности   зависит   настроение,
работоспособность, а зачастую и здоровье населения республики.
     На первом   этапе   стоит   задача  подготовки  управленческих  и
финансовых  кадров  и  повышения  их  квалификации   для   действующих
предприятий  бытового  обслуживания республики.  Это позволит повысить
уровень  управления  предприятиями,  что  в  свою  очередь   обеспечит
повышение качества и увеличение объемов оказываемых населению услуг.
     На втором этапе необходимо обеспечить подготовку кадров для новых
предприятий,   за   счет   ввода   в  действие  которых  будет  покрыт
существующий  неудовлетворенный   платежеспособный   спрос   населения
республики на бытовые услуги.
     Отдельно стоит задача подготовки рабочих кадров  и  повышения  их
квалификации на коммерческой основе. |
     Для реализации   указанных    задач    предстоит    привлечь    и
скоординировать  усилия всех учебных заведений,  занятых подготовкой и
переподготовкой,   кадров для сферы бытовых  услуг.  Это  позволит  на
системной  основе,  под     единым методическим руководством,  создать
долгосрочную программу "Кадры для бытового обслуживания"  и  затем  ее
реализовать.

          8. Ожидаемые результаты и социально-экономическая
                      эффективность мероприятий

     Реализация Программы  развития  бытового  обслуживания  населения
республики  в  полном  объеме  и  достижение  к  2003  году  расчетных
показателей по созданию новых и модернизации существующих  предприятий
обеспечит  суммарный  социально-экономический  эффектно республике,  в
целом, в виде:
     - укрепления и дальнейшего развития рыночных отношений в отрасли,
повышения уровня конкуренции между хозяйствующими субъектами;
     - усиления  защиты  прав  потребителей  услуг,  повышения  уровня
безопасности и качества обслуживания граждан;
     - расширения   сети   предприятий   бытового   обслуживания,   их
реконструкции и технического перевооружения, повышения степени ценовой
и территориальной доступности услуг;
     - модернизации имеющихся рабочих мест в сфере  услуг  и  создания
новых рабочих мест в новых жилых микрорайонах;
     - обеспечение доступности  для  всех  слоев  населения  социально
значимых видов услуг.

                                 ***

                                                   Приложение 2
                                     к постановлению Правительства КБР
                                           от 18 августа 2001 г. N 296

    Расчетные показатели реконструкции и модернизации предприятий
    (мастерских) бытового обслуживания населения на 2001-2003 гг.

+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
 N   | Виды услуг                             | Кол-во | г. Нальчик | г. Прохлад. | Баксан. | Зольск. | Майский | Прохлад. | Терский | Урван. | Чегем. | Черек. | Эльбрус.
 п/п |                                        |        |            |             | район   | район   | район   | район    | район   | район  | район  | район  | район
+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
 1.    Ремонт обуви                             20          2             2          1          3         3         3          2         -        -        2         2
 2.    Ремонт и пошив швейных, меховых,         18          3             2          1          1         2         1          1         -        1        4         2
       трикотажных изделий, головных уборов
 3.    Ремонт и техническое обслуживание        32          2             4          2          3         3         4          1         1        2        2         8
       бытовой и радиоэлектронной аппаратуры,
       бытовых машин и приборов (в том числе
       часов), ремонт и изготовление
       металлоизделий (в том числе ювелирных)
 4.    Услуги химической чистки                 4            1            1          1          1         -         -          -         -        -        -         -
 5.    Услуги бань                              9            1            1          1          -         -         2          -         -        2        1         1
 6.    Услуги парикмахерских                    35           3            7          4          2         4         5          1         1        2        2         4
 7.    Прочие виды услуг                        37           5            3          4          1         4         5          5         2        1        2         4
       ИТОГО:                                   155          17           20         14         11        16        20         11        4        9        14        21
+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+

                                 ***

                                                   Приложение 3
                                     к постановлению Правительства КБР
                                           от 19 августа 2001 г. N 296

       Ввод предприятий (мастерских, приемных пунктов) бытового
  обслуживания населения за счет нового строительства по видам услуг
                           на 2001-2003 гг.

+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
 N   | Виды услуг                             | Кол-во | г. Нальчик | г. Прохлад. | Баксан. | Зольск. | Майский | Прохлад. | Терский | Урван. | Чегем. | Черек. | Эльбрус.
 п/п |                                        |        |            |             | район   | район   | район   | район    | район   | район  | район  | район  | район
+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
 1.    Ремонт обуви                             41         -              1           7        9           3        3          5         2        2        4        5
 2.    Ремонт и пошив швейных, меховых,         22         -              -           3        2           2        3          3         2        2        3        2
       трикотажных изделий, головных уборов
 3.    Ремонт и техническое обслуживание        52         -              3           6        11          4        2          8         2        5        6        5
       бытовой и радиоэлектронной аппаратуры,
       бытовых машин и приборов (в том числе
       часов), ремонт и изготовление
       металлоизделий (в том числе ювелирных)
 4.    Услуги химической чистки                 12         -              1           1        3           1        -          1         1        1        1        2
 5.    Услуги бань                              12         -              1           1        3           1        2          1         1        -        -        2
 6.    Услуги парикмахерских                    45         -              3           5        10          1        2          5         2        5        5        7
 7.    Прочие виды услуг                        49         -              3           10       7           4        3          5         5        3        4        5
       ИТОГО:                                   233        -              12          33       45          16       15         28        15       18       23       28
+-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+

                         --------------------


Информация по документу
Читайте также