Расширенный поиск

Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30.05.2003 № 144

 
            КЪЭБЭРДЕЙ-БАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКЭМ И ПРАВИТЕЛЬСТВЭ 
            КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОСУ 
            ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                        ПОСТАНОВЛЕНЭ N 144-ПП
                            БЕГИМ N 144-ПП
                        ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 144-ПП

30 мая 2003 г.                                              Налшык къ.
                                                            Нальчик ш.
                                                            г. Нальчик

       О проекте целевой программы "Развитие системы ипотечного
            жилищного кредитования в Кабардино-Балкарской
                     Республике на 2003-2012 гг."

     В целях  реализации  государственной политики в области жилищного
строительства   на    основе    новых    финансовых    технологий    в
Кабардино-Балкарской   Республике  Правительство  Кабардино-Балкарской
Республики п о с т а н о в л я е т:

     1. Одобрить  прилагаемый  проект  целевой   программы   "Развитие
системы   ипотечного  жилищного  кредитования  в  Кабардино-Балкарской
Республике    на    2003-2012    гг."    и    направить     Президенту
Кабардино-Балкарской Республики на рассмотрение.
     2. Просить  Президента  Кабардино-Балкарской  Республики   внести
указанный    проект    программы    на    утверждение    в   Парламент
Кабардино-Балкарской Республики и назначить официальным представителем
Правительства Кабардино-Балкарской Республики при рассмотрении данного
вопроса    министра     экономического     развития     и     торговли
Кабардино-Балкарской Республики Х.В. Шеожева.


     Председатель Правительства
     Кабардино-Балкарской Республики          X. Чеченов

                                * * *

                                                                ПРОЕКТ


                          Целевая программа
                "Развитие системы ипотечного жилищного
                 кредитования в КБР на 2003-2012 гг."



                         г. Нальчик, 2003 г.


                              ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
     1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ
        ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
     2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
     3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
     4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
     5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
     6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ
        ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
     7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ
        РЕАЛИЗАЦИИ

III. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ (не приводятся)
     Приложение 1 "Основные показатели программы"
     Таблица 1.1. Схема 1. Софинансирование строительства жилья
     по Программе из республиканского бюджета КБР для льготных
     категорий населения (пессимистический расчет)
     Вариант 1 (расчетная цена 1 кв. м. в 2003 году - 7521,4 руб.)
     Таблица 1.2.  Схема 1. Софинансирование строительства жилья
     по Программе из республиканского бюджета КБР для льготных
     категорий населения (пессимистический расчет)
     Вариант 2 (расчетная цена 1 кв.м. в 2003 году - 5372,4 руб.)
     Таблица 1.3. Схема 1. Софинансирование строительства жилья
     по Программе из республиканского бюджета КБР для льготных
     категорий населения (оптимистический расчет)
     Вариант 1 (расчетная цена 1 кв. м. в 2003 году - 7521,4 руб.)
     Таблица 1.4. Схема 1. Софинансирование строительства жилья
     по Программе из республиканского бюджета КБР для льготных
     категорий населения (оптимистический расчет)
     Вариант 2 (расчетная цена 1 кв. м. в 2003 году - 5372,4 руб.)
     Таблица 2.1. Схема 2. Частичное субсидирование процентных
     ставок по ипотечным кредитам банков из республиканского
     бюджета КБР (пессимистический расчет)
     Вариант 1 (расчетная цена 1 кв.м. в 2003 году - 7521,4 руб.)
     Таблица 2.2. Схема 2. Частичное субсидирование процентных
     ставок по ипотечным кредитам банков из республиканского
     бюджета КБР (пессимистический расчет)
     Вариант 2 (расчетная цена 1 кв. м. в 2003 году - 5372,4 руб.)
     Таблица 2.3. Схема 2. Частичное субсидирование процентных
     ставок по ипотечным кредитам банков из республиканского
     бюджета КБР (оптимистический расчет)
     Вариант 1 (расчетная цена 1 кв. м. в 2003 году - 7521,4 руб.)
     Таблица 2.4. Схема 2. Частичное субсидирование процентных
     ставок по ипотечным кредитам банков из республиканского
     бюджета КБР (оптимистический расчет)
     Вариант 2 (расчетная цена 1 кв. м. в 2003 году - 5372,4 руб.)


                         I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы      целевая программа "Развитие системы
                            ипотечного жилищного кредитования в КБР
                            на 2003-2012 гг."

Основание для               Закон РФ от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ
разработки Программы        "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
                            постановление Правительства РФ
                            от 11 января 2000 г. N 28 "О мерах
                            по развитию системы ипотечною
                            жилищного кредитования в РФ";
                            Закон КБР от 20 мая 2002 г. N 36-РЗ
                            "О развитии ипотечного жилищного
                            кредитования в КБР"

Государственный             Правительство Кабардино-Балкарской
заказчик Программы          Республики

Координатор Программы       Министерство строительства
                            Кабардино-Балкарской Республики

Основной разработчик        Администрация специальных программ
Программы                   Кабардино-Балкарской Республики

Основная цель Программы     Создание системы жилищного ипотечного
                            кредитования, обеспечивающей доступность
                            жилья для населения КБР, с
                            преимущественным вовлечением в оборот
                            внебюджетных источников финансирования

Основные задачи             Создание и обеспечение работы
Программы                   необходимых институциональных субъектов
                            системы ипотечного жилищного кредитования.
                            Принятие нормативно-правовых актов,
                            необходимых для реализации программы
                            развития системы ипотечного жилищного
                            кредитования;
                            формирование системы финансового
                            обеспечения программы ориентированной на
                            преимущественное использование
                            внебюджетных источников финансирования

Сроки и этапы               2003 - 2012 гг.
реализации Программы        1-ый этап (2003 - 2005 гг.) - создание
                            институциональной системы жилищного
                            ипотечного кредитования, формирование
                            нормативно-правовой базы на
                            республиканском и муниципальном уровнях;
                            2-ой этап (2005 - 2007 гг.) - организация
                            эффективной работы системы ипотечного
                            жилищного кредитования, дальнейшее
                            совершенствование законодательной базы,
                            привлечение инвесторов;
                            3-й этап (2008 - 2012 гг.) - вовлечение
                            в систему кредитования максимального
                            количества жителей КБР, нуждающихся в
                            улучшении жилищных условий

Перечень основных         - организация работы системы
мероприятий Программы       государственного жилищного обеспечения
                            по ипотечным принципам кредитования;
                          - формирование системы негосударственного
                            ипотечного жилищного кредитования,
                            создание муниципальных резервных жилищных
                            фондов в районах КБР и г. Нальчике;
                          - создание нормативно-правовой базы на
                            республиканском и муниципальном уровнях и
                            правового поля работы системы ипотечного
                            жилищного кредитования;
                          - оценка и обоснование объема необходимых
                            государственных вложений в систему
                            ипотечного жилищного кредитования на
                            очередной финансовый год;
                          - контроль использования выделенных средств
                            на развитие системы ипотечного жилищного
                            кредитования;
                          - разработка ежегодных рекомендаций по
                            корректировке финансовых, экономических и
                            организационных мероприятий Программы;
                          - мониторинг потенциальных внебюджетных
                            источников финансирования Программы;
                          - создание привлекательного предприниматель-
                            ского климата для привлечения инвесторов

Исполнители               уполномоченный орган государственной
мероприятий Программы     власти, Парламент КБР, фонд жилищного
                          строительства КБР, местные администрации
                          районов и городов КБР, ипотечное
                          агентство, банки и страховые компании

Объемы и источники        На реализацию Программы требуется:
финансирования            По схеме 1 "Софинансирование строительства
Программы                 жилья по Программе и республиканском бюджета
                          КБР для льготных категорий населения
                          Пессимистический расчет (общая площадь жилья
                          - 367678,9 кв. м):
                          Вариант 1 (расчетная цена 1 кв. м в 2003 г.
                          - 7521,4 руб.)
                          всего средств по Программе - 5,1 млрд. руб.,
                          в том числе
                          на строительство:
                          - республиканский бюджет КБР - 555,6 млн.
                            руб.,
                          - средства инвесторов - 2226,4 млн. руб.;
                          - средства населения КБР - 1112,9 млн. руб.;
                          уплата процентов (16% годовых):
                          население - 1206,5 млн. руб.
                          Вариант 2 (расчетная цена 1 кв. м в 2003 г.
                          - 5372,4 руб.)
                          Всего средств по Программе - 3,6 млрд. руб.,
                          в том числе
                          на строительство:
                          - республиканский бюджет КБР - 395,2 млн.
                            руб.;
                          - средства инвесторов - 1584,2 млн. руб.;
                          - средства населения КБР - 791,9 млн. руб.
                          уплата процентов (16% годовых):
                          население - 862,0 млн. руб.
                          Оптимистический расчет (общая площадь жилья
                          - 2941431,2 кв. м):
                          Вариант 1 (расчетная цена 1 м" в 2003 г.
                          - 7521,4 руб.)
                          всего средств по Программе - 40,9 млрд.
                          руб.,
                          в том числе
                          на строительство:
                          - республиканский бюджет КБР - 2790,2 млн.
                            руб.;
                          - средства инвесторов - 19381,4 млн. руб.;
                          - средства населения КБР - 9103,5 млн. руб.
                          уплата процентов (16% годовых):
                          население - 9651,3 млн. руб.
                          Вариант 2 (расчетная цена 1 кв. м в 2003 г.
                          - 5372,4 руб.)
                          Всего средств по Программе - 29,3 млрд.
                          руб.,
                          в том числе
                          на строительство
                          - республиканский бюджет КБР - 1987,9 млн.
                            руб.,
                          - средства инвесторов - 13867,7 млн. руб.;
                          - средства населения КБР - 6511,3 млн. руб.,
                          уплата процентов (16% годовых):
                          население - 6913,7 млн. руб.
                          По схеме 2 "Частичное субсидирование
                          процентных ставок ипотечным кредитам банков
                          из республиканского бюджета КБР"
                          Пессимистический расчет (общая площадь жилья
                          - 367678,9 кв. м):
                          Вариант 1 (расчетная цена 1 кв. м в 2003 г.
                          - 7521,4 руб.)
                          всего средств по Программе - 5,3 млрд. руб.,
                          в том числе
                          на строительство:
                          - средства инвесторов - 2676,2 млн. руб.;
                          - средства населения КБР - 1147,2 млн. руб.
                          уплата процентов (16% годовых):
                          - республиканский бюджет КБР - 895,6 млн.
                            руб.;
                          - население - 537,4 млн. руб.
                          Вариант 2 (расчетная цена 1 кв. м в 2003 г.
                          - 5372,4 руб.)
                          Всего средств по Программе - 3,7 млрд. руб.,
                          в том числе
                          на строительство
                          - средства инвесторов - 1890,2 млн. руб.;
                          - средства населения КБР - 810,1 млн. руб.;
                          уплата процентов (16% годовых):
                          - республиканский бюджет КБР - 659,3 млн.
                            руб.;
                          - население - 395,6 млн. руб.
                          Оптимистический расчет (общая площадь жилья
                          - 2941431,2 кв. м):
                          Вариант 1 (расчетная цена 1 кв. м в 2003 г.
                          - 7521,4 руб.)
                          всего средств по Программе - 42,0 млрд.
                          руб.,
                          в том числе на строительство:
                          - средства инвесторов - 21795,9 млн. руб.;
                          - средства населения КБР - 9341,1 млн. руб.
                          уплата процентов (16% годовых):
                          - республиканский бюджет КБР - 6821,7 млн.
                            руб.;
                          - население - 4093,0 млн. руб.
                          Вариант 2 (расчетная цена 1 кв. м в 2003 г.
                          - 5372,4 руб.)
                          Всего средств по Программе - 30,0 млрд.
                          руб.,
                          в том числе
                          на строительство:
                          - средства инвесторов - 15503,1 млн. руб.;
                          - средства населения КБР - 6644,2 млн. руб.;
                          оплата процентов (16% годовых):
                          - республиканский бюджет КБР - 4931,5 млн.
                            руб.;
                          - население - 2958,9 млн. руб.

Система организации       Парламент КБР, Правительство КБР,
контроля за               Министерство экономического развития
исполнением Программы     и торговли КБР, Администрация
                          специальных программ КБР

Ожидаемые конечные        реализация Программы должна обеспечить:
результаты                (пессимистический расчет) - улучшение
реализации Программы      жилищных условий 6,8 тыс. семей (5%
                          городского населения КБР, 12,5% от общего
                          количества желающих улучшить жилищные
                          условия населения КБР), в том числе около
                          2 тыс. семей-льготников по альтернативной
                          схеме с минимизацией государственных затрат
                          на социальное жилье (14% от общего
                          количества семей-очередников);
                          общая площадь строительства жилья составит
                          368 тыс. кв. м; - в систему ипотечного
                          кредитования и отрасль строительства может
                          быть вовлечено от д. руб. инвестиций;
                          (оптимистический расчет) - улучшение
                          жилищных условий 54,5 тыс. семей (40%
                          городского населения КБР, 100 % желающих
                          улучшить жилищные условия населения КБР),
                          в том числе 9,7 тыс. семей-льготников по
                          альтернативной схеме с минимизацией
                          государственных затрат на социальное жилье
                          (70% от общего количества
                          семей-очередников); - общая площадь
                          строительства жилья составит 2941,4 тыс.
                          кв. м, в систему ипотечного кредитования и
                          отрасль строительства может быть вовлечено
                          от 22 до 31 млрд. руб. инвестиций.
                          В результате реализации Программы будет
                          создана альтернативная государственной
                          система обеспечения жильем, в том числе
                          социального направления с минимизацией
                          бюджетных затрат

                       II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

          1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
                    РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

     В связи с существующей проблемой жилищного обеспечения  населения
республики   возникает  необходимость  в  применении  схем  ипотечного
жилищного кредитования.
     Жилищный фонд  КБР  по состоянию на 2002 год составляет 13,5 млн.
квадратных метров,  из них 83,2%  находятся в  частной  собственности.
Средняя  обеспеченность  одного жителя республики общей жилой площадью
составляет 17,2 кв.м.  До настоящего момента в республике не снижается
острота  жилищной  проблемы.  На  1.01.2002  года  на  учете в местных
администрациях состоит более 13,8 тысячи очередников,  из них около  3
тысяч семей состоят в очереди 10 и более лет. Число человек, состоящих
на учете в местных администрациях, ежегодно увеличивается в среднем на
1,0  тысячу  человек.  Почти  5,0  тысяч  семей проживает в общежитиях
коммунального типа,  свыше 3  тысяч  семей  -  в  ветхом  и  аварийном
жилищном  фонде,  из  них  на  учете в органах местного самоуправления
состоят 2,4 тысячи семей,  проживающих в общежитиях и 160  семей  -  в
аварийном жилфонде.
     На текущий момент в КБР сделан первый шаг по внедрению ипотечного
жилищного  кредитования.  С использованием бюджетных ресурсов введен в
эксплуатацию 48-квартирный жилой дом в г. Нальчике общей площадью 3380
м  (средняя  цена  1 кв. м  -  3967 руб.).  В соответствии с правилами
продажи в  кредит  жилья,  построенного  или  приобретенного  за  счет
средств  республиканского фонда жилищного строительства (постановление
Правительства КБР от  09.10.99  г.  N  438)  заемщик  -  потенциальный
покупатель  жилья  -  имеет  возможность  получить  рассрочку  в форме
кредита под 7%  годовых на срок от 7 до  15  лет.  Доля  рассрочки  по
отношению  к  полной  стоимости при этом ограничена величиной не более
20%.  При наличии у покупателя собственного  приватизированного  жилья
фонд   может   принять  в  счет  оплаты  обязательств  покупателя  его
собственное жилье по согласованной рыночной стоимости.
     По оценкам  экспертов,  в  РФ  80 - 85%  населения хотят улучшить
жилищные  условия,  53%  -  готовы  участвовать  в   реализации   схем
ипотечного  кредитования.  Малой площадью квартиры не удовлетворен 61%
населения,  плохой планировкой  -  42%,  типом  дома  -  26%,  районом
жительства - 17%.
     Одним из механизмов улучшения жилищных  условий  с  сопутствующим
эффектом   повышения   инвестиционной   активности   и  вовлечением  в
экономический  оборот   значительного   объема   финансовых   ресурсов
населения   является   система   ипотечного   жилищного  кредитования,
доказавшая свою состоятельность в других городах  и  регионах  РФ  (г.
Москва,  г.  Санкт-Петербург, Ростовская область, Краснодарский край и
т.д.).
     Наличие большого   количества   участников   системы   ипотечного
жилищного кредитования (заемщики,  залогодатели,  банки,  кредиторы по
ипотечному  кредитованию,  страховщики,  риэлтеры,  оценщики  и  др.),
сложных взаимосвязей и нестандартных финансовых схем,  законодательных
актов  и  правовой  базы,  существование различных групп интересов,  а
также  большая  социальная   и   экономическая   значимость   проблемы
предопределяют  необходимость  ее  разрешения  программными методами с
контролем,  участием и координацией со стороны государственных органов
власти.

         2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Основная цель  Программы  -  способствование  разрешению проблемы
обеспечения жильем населения КБР и  создание  условий,  обеспечивающих
доступность  жилья  и  возможность  улучшения  жилищных  условий  всех
социальных категорий населения КБР.
     Для достижения  поставленной  цели  необходимо  решить  следующие
задачи:
     1. Создание  и  обеспечение  работы необходимых институциональных
субъектов системы ипотечного жилищного кредитования.
     2. Принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации
Программы развития системы ипотечного жилищного кредитования.
     3. Формирование   системы   финансового   обеспечения  Программы,
ориентированной   на   преимущественное   использование   внебюджетных
источников финансирования.
     Программные мероприятия проводятся в течение 2003-2012 гг.  в три
этапа.   На  первом  этапе  (2003  -  2004  гг.)  происходит  создание
институциональной   системы   жилищного    ипотечного    кредитования,
формируется    нормативно-правовая    база    на   республиканском   и
муниципальном уровнях.
     На втором  этапе  (2005-2007 гг.) организуется эффективная работа
системы     ипотечного     кредитования,     происходит     дальнейшее
совершенствование законодательной базы, привлекаются инвесторы.
     На третьем этапе (2008-2012 гг.) в систему жилищного кредитования
вовлекается   максимальное   количество  жителей  КБР,  нуждающихся  в
улучшении жилищных условий.

                  3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

     В соответствии с поставленными задачами для  достижения  основной
цели Программы необходимо провести следующие мероприятия:
     1. Организация   институтов    системы    ипотечного    жилищного
кредитования:
     - системы государственного  жилищного  обеспечения  по  ипотечным
принципам кредитования;
     - системы негосударственного ипотечного жилищного кредитования;
     - муниципальных  резервных  жилищных фондов во всех районах КБР и
г. Нальчике.
     2. Создание   нормативно-правовой   базы   на  республиканском  и
муниципальном  уровнях  и   правового   обеспечения   работы   системы
ипотечного  жилищного  кредитования.  Необходима разработка и принятие
следующих нормативных актов:
     - проект  закона  КБР  "О  домах временного проживания (резервный
фонд) КБР";
     - проект  закона  КБР  "О  налоговом  стимулировании инвесторов -
участников программы ипотечного
жилищного кредитования";
     - проект закона КБР "О гарантиях инвесторам на территории КБР";
     - проект постановления Правительства КБР "О долгосрочном жилищном
кредитовании по схеме найма с последующим выкупом";
     - проект   постановления  Правительства  КБР  "О  порядке  выдачи
целевых субсидий  для  оплаты  первоначального  взноса  при  ипотечном
жилищном кредитовании";
     - проект   постановления    Правительства    КБР    "О    порядке
предоставления   бюджетных   кредитов   и   государственных   гарантий
участникам программы ипотечного жилищного кредитования";
     - проект   постановления   Правительства   КБР   "О   координации
деятельности ведомств КБР для упрощения процедур  регистрации  ипотеки
жилья";
     - проект постановления Правительства КНР "О порядке передачи прав
на    объекты,    незавершенные    строительством,    находящиеся    в
государственной   собственности,   участникам   ипотечного   жилищного
кредитования";
     - проект  постановления  Правительства   КБР   "О   защите   прав
несовершеннолетних   и   недееспособных  лиц  при  ипотечном  жилищном
кредитовании".
     Необходимо  внести  изменения  в  Закон  КБР от 23 июня 2001 года
N 54-РЗ "О залоговом фонде КБР", а также  в  Закон  КБР от 20 мая 2002
года N 36-РЗ "О  развитии ипотечного жилищного  кредитования  в  КБР",
касающиеся  категорий  лиц,   претендующих   на   получение   льготной
государственной   поддержки  в  виде  целевого  взноса  для  получения
ипотечного кредита.
     По мере  необходимости  могут  быть приняты новые законодательные
акты или внесены изменения и дополнения в существующую законодательную
базу по ипотечному жилищному кредитованию.
     3. Создание   механизма   финансового   обеспечения    Программы.
Необходимо провести мероприятия по:
     - оценке  и  обоснованию   объема   необходимых   государственных
вложений  в  систему  ипотечного  жилищного  кредитования на очередной
финансовый год;
     - контролю  использования  выделенных средств на развитие системы
ипотечного жилищного кредитования,  разработке ежегодных  рекомендаций
по   корректировке   финансовых,   экономических   и   организационных
мероприятий Программы;
     - мониторингу      потенциальных      внебюджетных     источников
финансирования       Программы,       созданию        привлекательного
предпринимательского климата для привлечения инвесторов.

                   4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Социально-экономическая значимость   развития  систем  ипотечного
жилищного  кредитования   предопределяет   необходимость   финансового
участия государства в реализации Программы.
     Для реализации  государственной  политики  в  области   жилищного
ипотечного кредитования в КБР создан фонд жилищного строительства КБР,
который в соответствии с Законом КБР от 20 мая 2002 года  N  36-РЗ  "О
развитии  ипотечного  жилищного  кредитования  в КБР" и постановлением
Правительства КБР от 9 октября 1999 года N 438 "О механизме  ипотечных
принципов    кредитования   жилищного   строительства",   осуществляет
ипотечное кредитование населения.  Фонд  жилищного  строительства  КБР
участвует  в строительстве жилья и приобретает его па вторичном рынке,
продает жилье населения в кредит с  рассрочкой  части  платежа  или  с
единовременной  оплатой  полной  стоимости  жилья  за счет собственных
средств населения и предоставленного банковского кредита.
     По существующей  схеме ипотечного жилищного кредитования улучшить
жилищные  условия  может  позволить  себе  лишь   ограниченная   часть
обеспеченного   населения.   Недостатками   такой   схемы   ипотечного
кредитования также являются:
     - ограниченность бюджетных средств;
     - отсутствие контролирующего органа.
     Фонд жилищного    строительства    КБР   ежегодно   получает   из
республиканского бюджета КБР средства на развитие  системы  ипотечного
жилищного  кредитования.  Бюджетные  средства,  вовлекаемые  в систему
ипотечного кредитования,  должны давать совокупный налоговый эффект  в
размере  1,5  рублей  налогов  и  поступлений  в  бюджет на один рубль
вложенных бюджетных средств.
     С целью  повышения  эффективности использования бюджетных средств
необходимо организовать систему контроля.  Фонд жилищного кредитования
КБР должен быть подконтролен уполномоченному государственному органу в
части использования бюджетных  средств  по  Программе.  Для  внедрения
системы  ипотечного  кредитования  на  всей территории республики фонд
жилищного  строительства  КБР  взаимодействует  с  органами   местного
самоуправления  КБР  и  совместно  с  ними  организует государственное
ипотечное жилищное кредитование в районах КБР.
     Существующая схема  ипотечного  жилищного  кредитования  является
стартовой и не способна решить проблему обеспечения жильем и улучшения
жилищных   условий   населения   КБР.   В   связи   с  этим  требуется
усовершенствование схемы ипотечного жилищного  кредитования,  учитывая
необходимость  перехода  от  приоритетов  государственной  поддержки к
преимущественному использованию внебюджетных источников.
     Государственная поддержка осуществляется в виде:
     1) целевых  субсидий  для  оплаты  первоначального   взноса   при
ипотечном жилищном кредитовании;
     2) бюджетных кредитов,  предоставляемых в  установленном  порядке
участникам системы ипотечного жилищного кредитования;
     3) средств,   выделяемых   республиканскому    фонду    жилищного
строительства на развитие ипотечного жилищного кредитования;
     4) государственных  гарантий  Кабардино-Балкарской  Республики  в
объеме   средств,   привлекаемых  кредитором,  заключившим  договор  с
Правительством Кабардино-Балкарской Республики об участии в  программе
ипотечного жилищного кредитования.
     Предполагается использование одной из следующих  схем  ипотечного
жилищного   кредитования  с  участием  государства  в  зависимости  от
категории населения, которым улучшаются жилищные условия.
     Государственная поддержка   жителей  КБР  осуществляется  в  виде
субсидий на оплату первоначального  взноса  для  получения  ипотечного
кредита и предоставляется категориям жителей,  предусмотренным Законом
КБР от 20 мая 2002 года  N  36-РЗ  "О  развитии  ипотечного  жилищного
кредитования в КБР".  Предполагается возмещение до 50%  от необходимой
для приобретения жилья суммы.
     Субсидия может  быть  как из республиканского,  так и из местного
бюджета.

   +-------------------------------------------------------------+
   |   Уполномоченный Правительством КБР государственный орган   |
   |         (контроль по использованию бюджетных средств)       |
   +--------------------------------------------------+----------+
                                                      |
   +--------------------+                             |
   | Бюджетные средства |                             |
   |     (до 50%)       +--->|                        v
   +--------------------+    |             +---------------------+
                             +------------>| Ипотечное агентство |
   +--------------------+    |             |       (25 %)        |
   |      Заемщик       +--->|             +----------+----------+
   |       (25%)        |                             |
   +--------------------+                             |
                                                     |
             |                                        |
             +----------------------------------------+

      Схема 1. Софинансирование строительства жилья по Программе
                 из республиканского бюджета КБР для
                     льготных категорий населения

     Заемщик должен  внести  25%.  Ипотечное  агентство  предоставляет
кредит   в   размере   25%   от   необходимой   суммы.  Финансирование
строительства   может   осуществляться    в    различных    процентных
соотношениях.  Доля из республиканского бюджета КБР в софинансировании
строительства для льготных категорий населения  на  каждый  финансовый
год  уточняется  при формировании закона КБР о республиканском бюджете
КБР.
     Следующая схема направлена на частичное субсидирование процентных
платежей по ипотечным кредитам банков (инвестиционных институтов).
     Во второй схеме использование бюджетных средств не ограничивается
предоставлением ипотечных кредитов только  по  социальному  жилью,  но
приоритетом  при  получении  бюджетных  субсидий  в данном направлении
должны   пользоваться   льготные   категории   населения.   Возмещение
процентной  ставки  осуществляется  из республиканского бюджета КБР на
60%  и из муниципального бюджета на 40%. Возможно и другое соотношение
бюджетных  источников финансирования Программы.  Заемщик уплачивает 6%
годовых  за  предоставленный  кредит.   Республиканский   бюджет   КБР
возмещает до 10% годовых по выдаваемым банками кредитам. Распределение
долей возмещения процентных ставок по ипотечным  кредитам  может  быть
различным  и должно утверждаться при принятии Закона КБР о бюджете КБР
на очередной финансовый год.


+-------------------------------------+
|  Уполномоченный Правительством КБР  |  Контроль
|        государственный орган        +------------+
+-------------------------------------+            |
                                                   |
                                                   v
+--------------------------------------------------------------------+
|                                                                    |
|                                                                    |
|    +--------------------+   Возмещение части     +--------------+  |
|    | Бюджетные средства +----------------------->|     Банк     |  |
|    +--------------------+   процентных ставок    +---+----------+  |
|                                                      |     у  п   |
|                                                      |     п | р   |
|                                                    к |     л | о   |
|                                                    р |     а | ц   |
|                                                    е |     т | е   |
|                                                    д |     а | н   |
|                                                    и |       | т   |
|                                                    т |       | о   |
|                                                      |       | в   |
|                                                      v       |     |
|    +--------------------+      Покупка           +-----------+--+  |
|    |     Застройщик     |<-----------------------+    Заемщик   |  |
|    +--------------------+       жилья            +--------------+  |
|                                                                    |
+--------------------------------------------------------------------+

        Схема 2. Частичное субсидирование процентных ставок по
      ипотечным кредитам банков из республиканского бюджета КБР

     Ограниченность бюджетного источника финансирования предопределяет
необходимость   привлечения   дополнительных  внебюджетных  источников
финансирования.    Уполномоченный     Правительством     КБР     орган
государственной власти проводит работу с потенциальными инвесторами по
организации альтернативных  схем  ипотечного  кредитования,  используя
механизм государственного гарантирования и бюджетного кредитования.
     Уполномоченный Правительством КБР государственный орган совместно
с  заинтересованным  инвестором  может  учредить  ипотечное агентство.
Деятельность  ипотечного  агентства   финансируется   инвестором   под
государственные     гарантии    КБР    либо    с    обеспечением    из
залогово-страхового фонда КБР.

     +-----------------------+     гарантии по       +------------+
     |    Уполномоченный     +---------------------->|  Инвестор  |
     | государственный орган |  заемным средствам    +------+-----+
     +--+--------------------+                              |
        |                                                   |
        |                                                   v
        | бюджетный кредит  +-------------------------------------+
        +------------------>|        Ипотечное агентство          |
                            |    (банк, страховая компания)       |
                            +-------------------------------------+
                                                           
                                  |                         |
                                  v         первоначальный  |
                            +-----------+        взнос      |
                            |  Заемщик  |<------------------+
                            +-----------+    накопительный
                                                 вклад


       Схема 3. Ипотечное жилищное кредитование с приоритетным
        использованием внебюджетных источников финансирования

     Ипотечное агентство  в  установленном  порядке   может   получить
бюджетный  кредит.  Целесообразность  учреждения  ипотечного агентства
напрямую  инвестором,  например  крупной  компанией-застройщиком,  или
финансово-промышленной  группой,   банком   возникает  из  возможности
строительства нового жилья по меньшей цене,  в  силу  того,  что  если
инвестор   является   владельцем   как  ипотечного  агентства,  так  и
застройщика,  то он может удовлетвориться нормой прибыли  в  целом  по
проекту, тогда как в случае разделения собственников необходимо в цену
строительства включать две нормы прибыли.
     Совместно с  заинтересованными  банками  и  страховыми компаниями
возможна организация ипотечного  кредитования  с  использованием  схем
накопительных   вкладов   и   накопительного  страхования  для  оплаты
первоначального взноса по ипотеке. Накопления могут осуществляться и с
участием государства.

                    5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

     По экспертным оценкам, 40% городского населения республики (около
54,5 тысяч  семей)  хотят  участвовать  в  ипотечных  программах.  Для
улучшения жилищных условий такого количества семей необходимо ввести в
строй 2941 тысячу кв. м жилья исходя из социальной нормы общей площади
жилья в 18 кв. м на семью,  состоящую из трех и более человек согласно
постановлению Совета Республики Парламента КБР от 26 июня  1997  г.  N
301-П-СР "О республиканском стандарте социальной нормы площади жилья".
По  данным  Госкомстата  КБР,  среднестатистическая  семья  составляет
приблизительно 3,27 человека.
     Произведены расчеты по двум схемам:
     - схема  1.  Софинансирование строительства жилья по Программе из
республиканского бюджета КБР для льготных категорий населения;
     - схема   2.   Частичное   субсидирование  процентных  ставок  по
ипотечным кредитам банков из республиканского бюджета КБР.
     В каждой   из   схем   в   зависимости   от  возможности  участия
республиканского бюджета КБР проведены расчеты по пессимистическому  и
оптимистическому  варианту.  Каждый вариант просчитан в зависимости от
цены 1 кв. м жилья:
     Вариант 1  -  цена  1  м.2 жилья равна 7521,4 руб.,  что включает
себестоимость нового строительства, прибыль застройщика, а также НДС;
     Вариант 2  -  цена  1  м.2 жилья равна 5372,4 руб.,  что включает
себестоимость нового строительства  или  возможную  цену  приобретения
жилья на вторичном рынке.
     Пессимистический вариант    расчетов    проведен    исходя     из
необходимости   улучшения   жилищных  условий  6,8  тысячи  семей  (5%
городского населения КБР, 12,5% от общего количества желающих улучшить
жилищные   условия   жителей   КБР),   в   том  числе  около  2  тысяч
семей-льготников    по    альтернативной    схеме    с    минимизацией
государственных  затрат на социальное жилье (14%  от общего количества
семей-очередников).
     Общая площадь  строительства  жилья  составит в данном случае 368
тысяч кв. м, в систему ипотечного кредитования и отрасль строительства
может   быть  вовлечено  от  3,6  до  5,3  млрд.  руб.  инвестиций,  в
зависимости от цены строительства 1 кв. м жилья. По  данному  варианту
расчетов в первый год реализации Программы из республиканского бюджета
КБР предполагается профинансировать мероприятия на сумму 5 млн. руб.
     Оптимистический расчет    составлен   на   основе   необходимости
удовлетворения потребности всего количества желающих улучшить жилищные
условия, то есть для улучшения жилищных условий 54,5 тысячи семей (40%
городского населения КБР, 100% жителей КБР, желающих улучшить жилищные
условия)  в  том  числе  9,7  тысяч семей-льготников по альтернативной
схеме с минимизацией государственных затрат на социальное  жилье  (70%
от  общего количества семей-очередников).  Общая площадь строительства
жилья при реализации данного варианта составит 2941,4  тысяч  кв. м, в
систему  ипотечного  кредитования  и  отрасль строительства может быть
вовлечено от 29,3 до 42,0 млрд.  руб. инвестиций в зависимости от цены
строительства.   В  первый  год  реализации  Программы  предполагается
профинансировать из бюджета республики мероприятия Программы на  сумму
15 млн. руб.
     Общий объем   необходимых   финансовых   ресурсов   определен   в
зависимости  от  варианта  участия бюджета в схеме I (Софинансирование
строительства социального жилья для льготных  категорий  населения  из
республиканского  бюджета  КБР  и  средств  инвестора)  или  в схеме 2
(Частичное субсидирование процентной ставки по ипотечному  кредиту  из
республиканского бюджета КБР).
     Из общего количества  семей,  нуждающихся  в  улучшении  жилищных
условий,     выделяется    часть    семей,    которым    предусмотрена
законодательством государственная поддержка.  В  категорию  населения,
которой  может быть предложена альтернативная схема получения жилья по
ипотеке взамен многолетнего ожидания в очереди на жилье, входят жители
КБР,  проживающие  в ветхом и аварийном жилье,  в общежитиях,  молодые
семьи,   а   также   другие    категории    населения,    определенные
законодательством.    Участие    очередников    в    ипотечной   схеме
предусматривает выход этой категории из очереди,  тем  самым  частично
будет решаться вопрос с "разгрузкой" очереди.
     Бюджетное финансирование, направляемое на поддержку вышеуказанных
социальных  слоев  по  республиканской целевой программе "Жилье-2010",
целесообразнее вовлечь в систему ипотечного жилищного кредитования  по
схеме 1 или по схеме 2.
     Схема 1.  Софинансирование  строительства  жилья   для   льготных
категорий населения по Программе из республиканского бюджета КБР.
     При использовании механизма льготного ипотечного кредитования  по
Программе  необходимо  лишь 50%  от стоимости предоставляемого жилья в
виде  бюджетных   субсидий   (схема   1).   Для   обеспечения   жильем
вышеуказанной  категории населения с использованием бюджетных субсидий
необходимо:
     - по  пессимистическому  расчету  (1945  семей) от 395,2 до 555,6
млн. руб. бюджетных средств, в зависимости от цены строительства 1 кв.
м жилья;
     - по оптимистическому расчету (9724 семьи) от 2,0  до  2,8  млрд.
руб.  бюджетных средств,  в зависимости от цены строительства 1 кв.  м
жилья.
     В обоих случаях из республиканского бюджета КБР финансируется 50%
от  стоимости  строительства  жилья,  а  также  предполагается   выход
очередника из очереди на получение жилья.
     Всего из  всех  источников  при  реализации  данной  схемы  будет
задействовано от 3,6 млрд.  руб. (пессимистический расчет) до 41 млрд.
руб. (оптимистический расчет).
     При этом  на обслуживание кредита требуется от 862 до 9651,3 млн.
руб. средств населения, участников ипотечной программы (возмещение 16%
годовых).
     Кроме обеспечения жильем  льготных  категорий  населения,  данная
схема  предполагает  возможность  улучшения  жилищных  условий  от 6,8
тысячи  семей   (пессимистический   расчет)   до   54,4   тыс.   семей
(оптимистический расчет) всего, включая льготников.
     Схема 2.  Частичное субсидирование процентных ставок по ипотечным
кредитам банков из республиканского бюджета КБР.
     Субсидирование процентных платежей по ипотечным  кредитам  банков
позволит  существенно  расширить  кредитную  базу Программы.  Возможно
использование кредитных ресурсов  Агентства  по  ипотечному  жилищному
кредитованию  РФ,  Северо-Кавказского  банка Сберегательного банка РФ,
других финансово-кредитных организаций.
     Общая сумма  средств,  направляемых  на  строительство по данному
варианту, в зависимости от расчета составит:
     - по пессимистическому расчету от 2,7 до 3,8 млрд. руб. бюджетных
средств;
     - по   оптимистическому  расчету  от  22,0  до  31,1  млрд.  руб.
бюджетных средств.
     В данной   схеме   отдельно   не  выделяется  льготная  категория
населения,  но при  получении  ипотечных  кредитов  приоритетом  будут
пользоваться льготники. Всего из всех источников при реализации данной
схемы будет использовано от 2,7 млрд.  руб.  (пессимистический расчет)
до 42,0 млрд. руб. (оптимистический расчет).
     На обслуживание кредита требуется от 395,6 млн. руб. до 4,0 млрд.
руб.  средств жителей КБР - участников ипотечной программы (возмещение
6%  годовых), а также на субсидирование части процентных платежей (10%
годовых)   по   кредитам,   выделяемым   банками   на   15   лет,   из
республиканского бюджета КБР потребуется от 659,3  млн.  руб.  до  6,8
млрд. руб. за 10 лет реализации Программы.
     Для повышения инвестиционной привлекательности и  снижения  риска
инвесторов  необходимо  предусмотреть механизм финансового обеспечения
инвестиций в виде государственных гарантий, залогов и иных форм защиты
прав  инвесторов.  На  обеспечение  возврата  вкладов инвесторов путем
выдачи гарантий,  залогов либо  софинансирования  из  республиканского
бюджета КБР необходимо направить 1,4 млрд.  руб.  остаточной стоимости
объектов незавершенных строительством,  находящихся в  государственной
собственности.   Суммы   гарантий   должны   ежегодно  определяться  и
уточняться  в  зависимости  от  конкретных  предложений  инвесторов  в
определенном законодательством порядке.

           6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
                 РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     В результате реализации Программы в течение 10 лет будет  введено
в строй от 367 тысяч кв.  м до 2941 тысячи кв. м жилья. (В 2001 году в
КБР было введено 191,5 тысячи кв.  м жилья,  и  республика  заняла  14
место  в  РФ  по  физическим  объемам  строительства).  Предполагается
улучшение  жилищных  условий  40%  городского   населения   КБР,   что
составляет 54,5 тысячи семей.
     Инвестиционные вложения  в строительный комплекс республики могут
составить до 42 млрд.  руб. по оптимистическому расчету и до 3,8 млрд.
руб.   по  пессимистическому  расчету,  что  в  свою  очередь  повысит
эффективность  работы  смежных   отраслей,   в   особенности   отрасли
строительных  материалов,  что  имеет  большое  значение для экономики
республики.
     Вложения средств  из республиканского бюджета КБР будут возмещены
в зависимости от варианта расчета  от  38%  до  92%,  учитывая  только
уплату   налога   на   прибыль   инвесторами,  а  также  строительными
организациями  КБР.  Степень  возмещения  государственных  затрат  при
реализации   Программы,   при   учете   всех   налогов  и  платежей  в
республиканский бюджет КБР,  гораздо выше и  приближаются  к  150-200%
вложенных бюджетных средств.
     Существенные инвестиционные вливания возможны только при создании
привлекательных условий функционирования хозяйствующих субъектов,  что
также окажет положительное влияние на экономику республики.
     Социальное направление  Программы  предусматривает альтернативное
решение жилищного вопроса для 9,7 тысяч семей льготников,  нуждающихся
в улучшении жилищных условий с поддержкой государства,  что составляет
70%  от количества очередников на получение жилья.  При этом  экономия
государственных   средств   при   использовании  механизма  ипотечного
жилищного кредитования (схема 1) по сравнению с прямым финансированием
строительства   жилья   составит   половину   от   стоимости   прямого
финансирования строительства для льготников.

           7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ
                        ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

     Государственным заказчиком      данной     Программы     является
Правительство КБР. Функции заказчика Программы могут быть делегированы
Правительством  КБР уполномоченному органу государственной власти КБР.
В числе других функций уполномоченного органа  государственной  власти
выделяются:
     - участие в оперативном управлении предприятиями,  получающими  в
рамках  Программы  государственные  гарантии  КБР  и  (или)  бюджетные
кредиты;
     - оценка   залогов,  предоставляемых  инвесторами  для  получения
государственной поддержки;
     - бизнес-аудит предприятий, получивших государственные гарантии и
(или) кредиты;
     - мониторинг   финансового   состояния   предприятий,  получивших
государственные гарантии и (или) кредиты;
     - контроль   целевого  использования,  предоставленных  в  рамках
реализации Программы средств.
     Координатором Программы выступает Министерство строительства КБР.
Контроль за ходом выполнения Программы  осуществляется  Правительством
Кабардино-Балкарской Республики.  Уполномоченный орган государственной
власти  ежегодно  представляет  в  Правительство  Кабардино-Балкарской
Республики  отчет  о  ходе  реализации  Программы за прошедший период.
Правительство КБР в  составе  отчета  об  исполнении  республиканского
бюджета  КБР  за истекший год представляет Парламенту КБР информацию о
выполнении программных мероприятий.

                         --------------------

Информация по документу
Читайте также