Расширенный поиск
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22.12.2011 № 403-ПППРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 403-ПП 22 декабря 2011 г. г. Нальчик О Концепции развития информатизации в Кабардино-Балкарской Республике до 2015 года В целях определения основных направлений государственной политики в сфере информатизации Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет: Одобрить Концепцию развития информатизации в Кабардино-Балкарской Республике до 2015 года. Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики И. Гертер * * * ОДОБРЕНА постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 декабря 2011 года N 403-ПП КОНЦЕПЦИЯ развития информатизации в Кабардино-Балкарской Республике до 2015 года Введение Настоящая Концепция развития информатизации в Кабардино- Балкарской Республике до 2015 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с перечнем поручений по реализации Послания Президента Кабардино-Балкарской Республики Парламенту Кабардино-Балкарской Республики от 8 февраля 2011 года, в целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации (7 февраля 2008 года N Пр-212) и Государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации (20 октября 2010 года N 1815-р). Необходимым условием роста качества жизни населения, построения инновационной экономики и повышения эффективности государственного управления является интенсивное развитие информационной среды. Информатизация в индустриально развитых странах является стержневым звеном, объединяющим все стороны качественных преобразований в обществе. В результате информатизации на новый уровень поднимаются научные исследования и разработки, производство, управление, все сферы, социальной жизни общества, качественно меняются параметры экономического роста. Главной задачей государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в области информатизации является создание и развитие единого информационного пространства, что обеспечит взаимодействие информационных ресурсов органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и граждан. Настоящая Концепция опирается на стратегическую цель России по модернизации и технологическому развитию российской экономики и повышению ее конкурентоспособности и выстроена в соответствии с приоритетным направлением модернизации и технологического развития экономики России "Космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями, включая ГЛОНАСС, и программу развития наземной инфраструктуры", приоритетным направлением развития науки, технологий и техники в Российской Федерации "Информационно-телекоммуникационные системы" и критическими технологиями Российской Федерации - "Технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации", "Технологии производства программного обеспечения", "Технологии и программное обеспечение распределенных высокопроизводительных вычислительных систем", "Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам", - в рамках перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации". Приоритетными направлениями развития информатизации в республике являются: формирование современной информационной и коммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг; совершенствование нормативной правовой базы в области информатизации на региональном уровне (создание системы нормативных правовых актов республики, отвечающей требованиям единой политики в сфере информатизации в условиях стремительного развития информационно- коммуникационных технологий); повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе развития и использования информационно- коммуникационных технологий; обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационно-коммуникационных технологий (стимулирование применения информационно-коммуникационных технологий организациями и гражданами, создание технопарков в сфере высоких технологий); обеспечение внедрения навигационно-информационных технологий на основе системы спутникового мониторинга отечественной разработки ГЛОНАСС в различных отраслях экономики республики. Развитие и "продвижение" интеллектуальных транспортных систем, создание единого республиканского центра системного мониторинга ГЛОНАСС, формирование навигационно-информационного пространства республики, интеграции ее в единое информационно-навигационное пространство Российской Федерации; повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействие гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти (создание и развитие электронного правительства); обеспечение безопасности функционирования информационно- коммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем (проектирование, создание систем и средств защиты информации и мониторинга информационной безопасности в органах исполнительной власти, развитие систем безопасности исполнительных органов государственной власти республики с использованием современных средств аутентификации и электронных ключей, внедрение информационных систем для обеспечения возможности криптографической аутентификации пользователей и использования электронной цифровой подписи при электронном обмене данными). Создание и развитие информационного общества является одной из целей государственной политики в области развития информационно- коммуникационных технологий. Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения информационных и телекоммуникационных технологий. Высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного доступа граждан к информации - одна из важнейших государственных задач. В Концепции закрепляются цель, задачи, принципы и основные направления государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в области информатизации, использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий для формирования и развития информационного общества. Оценка состояния информатизации Кабардино-Балкарской Республики Высокие темпы роста экономического развития Кабардино-Балкарской Республики и изменения в социально-политической и общественной жизни обусловлены интенсивным развитием и использованием современных информационных технологий. В настоящее время уровень оснащенности средствами связи и телекоммуникаций можно охарактеризовать как достаточный. В республике работают операторы, предоставляющие услуги местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, IP- телефонии, сотовой связи, а также по распространению сигналов телерадиовещания. В Кабардино-Балкарской Республике общий объем услуг связи в 2010 году составил 3959,9 млн. рублей (114,6 процента к 2009 году), из них населению - на 3449,1 млн. рублей (118,5 процента к 2009 году) при увеличении тарифов на услуги связи для населения на 1,8 процента. Показатель объемов услуг связи в расчете на 1 человека составляет 4,6 тыс. рублей и является одним из самых высоких в Северо- Кавказском федеральном округе. На 1 января 2011 года уровень цифровизации местной телефонной связи в республике составляет 73,34 процента, телефонная сеть общего пользования республики обслуживается 159 телефонными станциями, 100 из которых - цифровые, монтированная номерная емкость телефонных номеров - 178974 номера. Телефонная плотность в городских телефонных сетях составляет 24,2 телефонных аппарата на 100 человек, в сельских телефонных сетях - 9 на 100 человек. Количество пунктов коллективного доступа к сети Интернет на предприятиях связи -151. Рынок сотовой связи в республике представлен торговыми марками "Мегафон", "Билайн" и МТС, операторы которых работают в стандарте связи и передаче данных второго и третьего поколения. Общее количество абонентов мобильной связи составляет более 920 тысяч человек. Сетями "Мегафон", "Билайн" и МТС охвачено соответственно свыше 98, 98 и 35 процентов территории республики. Доступ к телекоммуникационной сети Интернет на территории Кабардино-Балкарской Республики обеспечивают 6 интернет-провайдеров: Кабардино-Балкарский филиал ОАО "Ростелеком" (с 1 апреля 2011 года ОАО "Южная телекоммуникационная компания" вошла в состав российской национальной телекоммуникационной компании "Ростелеком"), ООО "Южные телефонные сети", ООО "Нальчик-Телеком", филиал ОАО "Мобильные Теле Системы" (МТС) в КБР, обособленное подразделение ЗАО "Мобиком-Кавказ" ("Мегафон") в г. Нальчике, Северо-Кавказский филиал ОАО "Вымпел- Коммуникации" ("Билайн"), Количество пользователей сетью Интернет составляет более 34000 абонентов, из них 28056 абонентов широкополосного доступа (по технологии xDSL). Общая протяженность внутризоновых оптиковолоконных линий (ВОЛС) составляет 850,83 км. Уровень проникновения информационно-телекоммуникационной сети Интернет в Северо-Кавказском федеральном округе является одним из самых высоких в Российской Федерации. Одним из приоритетных направлений информатизации является создание и развитие электронного правительства, под которым понимается использование информационно-коммуникационных технологий для совершенствования государственного и муниципального управления и предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и бизнесу. Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 апреля 2010 года N 77-РП введен в эксплуатацию единый портал органов государственной власти и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики. Портал включает в себя сайты руководства Правительства Кабардино-Балкарской Республики, исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, местных администраций муниципальных районов и сельских поселений. На портале размещена информация о деятельности органов государственной власти, организована единая виртуальная приемная для обращений граждан, создана подсистема совещаний и конференций в режиме online, размещены такие электронные площадки, как интернет-выставки, инвестиционные проекты, конкурсный отбор персонала, социально значимые проекты и др. В настоящее время различными исполнительными органами государственной власти создано несколько независимых систем связи и передачи данных: ГАС "Выборы" - система центральной избирательной комиссии, объединяющая все районные центры между собой через центральный узел, расположенный в доме Правительства Кабардино-Балкарской Республики. Соединение осуществляется через телефонные линии связи. С помощью данной системы возможна передача электронных сообщений и документов. Система соответствует основным требованиям безопасности и не имеет точек пересечения с сетью Интернет. Система Hicom - создана Центром специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Кабардино-Балкарской Республике при поддержке Правительства Кабардино-Балкарской Республики в рамках реализации федеральной целевой программы по созданию и развитию цифровой сети интегрального обслуживания органов государственной власти. Базой является современная цифровая телефонная станция Hicom фирмы Siemens, абонентами которой в настоящее время являются руководители всех уровней государственной власти республики, муниципальных образований, сельских администраций, крупных организаций и предприятий. Информационно-коммуникационная система отвечает всем современным требованиям по качеству, скорости и надежности передачи данных, а также соответствует требованиям по соблюдению норм информационной безопасности и защиты циркулирующей внутри системы информации от несанкционированного доступа. Современная платформа позволяет ее дальнейшее развитие и расширение, а также интеграцию в общероссийское информационное пространство. По состоянию на 1 января 2011 года в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню внедрения системы электронное правительство Кабардино-Балкарская Республика входит в тройку лидеров - после Республики Татарстан делит место в рейтинге с Липецкой областью. Данные по динамике уровня внедрения системы электронное правительство приведены в таблице 1: Таблица 1 ----------------------------------------------------------------------------------------- | Дата | Субъект РФ | Место | Место | Баллы | | | | по феде- | по РФ |-------------------------------------------| | | | ральному | | Всего | Струк- | Содер- | Сер- | Допол- | | | | округу | | | тура | жание | висы | нительно | |--------+---------------+----------+-------+-------+--------+--------+------+----------| | 01.07. | Республика | 1 | 1 | 94 | 23 | 31 | 33 | 7 | | 2010 | Татарстан | | | | | | | | | |---------------+----------+-------+-------+--------+--------+------+----------| | | Кабардино- | 1 | 2 | 88 | 25 | 25 | 27 | 11 | | | Балкарская | | | | | | | | | | Республика | | | | | | | | | |---------------+----------+-------+-------+--------+--------+------+----------| | | Липецкая | 1-2 | 3-5 | 82 | 27 | 30 | 18 | 7 | | | область | | | | | | | | | |---------------+----------+-------+-------+--------+--------+------+----------| | | Тамбовская | 1-2 | 3-5 | 82 | 27 | 30 | 18 | 7 | | | область | | | | | | | | | |---------------+----------+-------+-------+--------+--------+------+----------| | | Нижегородская | 2 | 3-5 | 82 | 25 | 21 | 23 | 13 | | | область | | | | | | | | |--------+---------------+----------+-------+-------+--------+--------+------+----------| | 01.10. | Республика | 1 | 1 | 94 | 23 | 24 | 29 | 13 | | 2010 | Татарстан | | | | | | | | | |---------------+----------+-------+-------+--------+--------+------+----------| | | Кабардино- | 1 | 2 | 93 | 23 | 27 | 32 | 11 | | | Балкарская | | | | | | | | | | Республика | | | | | | | | | |---------------+----------+-------+-------+--------+--------+------+----------| | | Воронежская | 1-2 | 3-5 | 89 | 27 | 27 | 22 | 13 | | | область | | | | | | | | | |---------------+----------+-------+-------+--------+--------+------+----------| | | Тамбовская | 1-2 | 3-5 | 89 | 27 | 32 | 21 | 9 | | | область | | | | | | | | | |---------------+----------+-------+-------+--------+--------+------+----------| | | Республика | 2 | 3-5 | 89 | 23 | 24 | 29 | 13 | | | Башкортостан | | | | | | | | |--------+---------------+----------+-------+-------+--------+--------+------+----------| | 01.01. | Республика | 1 | 1 | 94 | 23 | 29 | 33 | 9 | | 2011 | Татарстан | | | | | | | | | |---------------+----------+-------+-------+--------+--------+------+----------| | | Кабардино- | 1 | 2-3 | 93 | 27 | 26 | 29 | 11 | | | Балкарская | | | | | | | | | | Республика | | | | | | | | | |---------------+----------+-------+-------+--------+--------+------+----------| | | Липецкая | 1 | 2-3 | 93 | 27 | 33 | 26 | 7 | | | область | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------- С сентября 2010 года гражданам и организациям в Кабардино- Балкарской Республике доступен региональный портал государственных услуг (услугикбр. рф). Основное назначение портала - предоставление гражданам и бизнесу информации о государственных и муниципальных услугах, оказываемых в нашей республике. На портале можно узнать, какие документы необходимы для получения той или иной услуги, какие организации ее оказывают, их график работы и место расположения. На портале представлены услуги по следующим направлениям: гражданство - получение гражданства, оформление гражданского и заграничного паспортов, прекращение гражданства и пр.; здравоохранение - платная и бесплатная медицина, высокотехнологическая медицинская помощь, особые виды лечения, профилактика заболеваний; пенсионное обеспечение - информирование о пенсионных накоплениях, назначении и выплате пенсий, добровольном пенсионном страховании; социальное обеспечение - льготы и компенсации, предоставление пособий и субсидий; семья - услуги, связанные с семейными отношениями - регистрацией событий, беременностью, рождением детей, материнством; труд и занятость - услуги, связанные с поиском работы, привлечением рабочей силы, в т. ч. иностранной, охраной труда; жилищно-коммунальное хозяйство - услуги в сфере ЖКХ; образование - услуги в сфере образования; налоги и сборы - налогообложение физических и юридических лиц, имущественные отношения - услуги для граждан и бизнеса по урегулированию имущественных отношений; правопорядок и безопасность - обеспечение правопорядка и безопасности; спорт и туризм - услуги в сфере спорта и туризма; культура и СМИ - услуги в сфере культуры и средств массовой информации; наука - услуги по обеспечению научной деятельности; транспорт - услуги в сфере транспорта; производство и торговля - прочие услуги по производству и торговле. В настоящее время на портале опубликовано 745 государственных и муниципальных услуг, из которых 64 услуги доступны в электронной форме. В соответствии с Указом Президента Кабардино-Балкарской Республики от 28 мая 2008 года N 60-УП создан Многофункциональный центр (далее - МФЦ) по предоставлению государственных и муниципальных услуг в Кабардино-Балкарской Республике. МФЦ является единым местом приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и организациям возможности получения одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг с использованием современных информационных технологий. 19 апреля 2010 года Правительство Кабардино-Балкарской Республики и ОАО "Южная телекоммуникационная компания" (с 1 апреля 2011 года - Кабардино-Балкарский филиал ОАО "Ростелеком") заключили стратегическое Соглашение о сотрудничестве в области связи и информатизации на территории Кабардино-Балкарской Республики, целью которого является координация усилий по развитию и совершенствованию телекоммуникационной инфраструктуры и проведению политики формирования единого информационного пространства на территории региона. В 2011 году Кабардино-Балкарским филиалом ОАО "Ростелеком" на развитие инфраструктуры связи запланировано выделение более 200 млн. рублей. Инвестиционный план этого года включает проекты по модернизации, строительству и реконструкции линейно-кабельного хозяйства, сетей передач данных, а также телекоммуникационных объектов в населенных пунктах республики, таких как Анзорей, Чегем, Кременчуг- Константиновское, Дейское, Пролетарское и других. Одними из приоритетных пунктов инвестиционного плана являются проекты по строительству сети широкополосного доступа в сеть Интернет по технологиям xDSL и ЕТТН. До конца текущего года будет введено в эксплуатацию более 20 тыс. портов широкополосного доступа к сети Интернет. Увеличению абонентской базы и устойчивому спросу на услуги связи способствует не только оптимальная тарифная политика и активная маркетинговая стратегия, но и возрастающая информатизация общества, в связи с чем рост числа пользователей сети Интернет будет продолжаться. В настоящее время Кабардино-Балкарским филиалом ОАО "Ростелеком" продолжается реализация приоритетного проекта "Оптика в дом", предполагающего организацию доступа к сети Интернет по технологии ЕТТН (Ethernet-to-the-Home), позволяющей обеспечить предоставление доступа по одному проводу без использования телефонной линии и установки модема, при этом канал связи гарантирует одинаково высокую скорость как входящего, так и исходящего трафика, имеет пропускную способность до 100 Мбит/с, а также высокую помехоустойчивость соединения. В 2010 году по проекту "Оптика в дом" подключено более 120 многоэтажных домов г. Нальчика, более 2000 абонентов смогли оценить качество новой технологии. Пользователями технологии ЕТТН являются более 50 крупных корпоративных клиентов, в том числе отделение ОАО Сбербанка России, УФПС по Кабардино-Балкарской Республике - филиал ФГУП "Почта России", ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино- Балкарской Республике, Управление делами Президента и Правительства Кабардино-Балкарской Республики, Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики, Управление Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике, Прокуратура Кабардино-Балкарской Республики, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, Министерство внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики. В 2010 году общая сумма инвестиционных вложений компании в строительство оптоволоконной сети для предоставления технологии ЕТТН в Кабардино-Балкарской Республике составила 55 млн. рублей. Сеть передачи данных, организованная по данной технологии, является мультисервисной, посредством которой по одной линии пользователям предоставляются несколько телекоммуникационных услуг (телефония, сеть Интернет, цифровое телевидение). Таким образом, при сложившейся достаточно благоприятной ситуации в сфере развития телекоммуникационных технологий Кабардино-Балкарская Республика может рассчитывать на успешное развитие современного информационного общества, в котором информационные процессы осуществляются на основе использования информационно-коммуникационных технологий и информационные ресурсы доступны всем слоям общества. Уровень развития информационного общества в Кабардино-Балкарской Республике Институтом развития информационного общества при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ежегодно определяется индекс готовности регионов Российской Федерации к информационному обществу. Индекс основан на оценке трех ключевых факторов развития информационного общества (инфраструктуры, человеческого капитала, экономической среды) и оценке использования информационно- коммуникационных технологий в регионах для развития различных сфер деятельности (государственного управления и местного самоуправления, бизнеса, здравоохранения, культуры, образования), а также населением и в домохозяйствах. Для построения индекса используются более 70 показателей, характеризующих социально-экономическое развитие регионов и уровень использования информационно-коммуникационных технологий. Таким образом, данный индекс является адекватным показателем состояния информатизации регионов Российской Федерации, а также информационно-аналитическим инструментом для выработки, проведения и корректировки политики развития информационного общества в республике. Композитный индекс и его подиндексы используются для сравнительного анализа ситуации в регионе в сфере использования ИКТ и формулировки целей дальнейшего развития. Значения сводного индекса готовности к информационному обществу и подиндексов, отражающие оценку ключевых факторов развития информационного общества и уровень использования ИКТ в различных сферах деятельности, приведены в таблице 2. Таблица 2 Значения Индекса готовности к информационному обществу по Кабардино-Балкарской Республике -------------------------------------------------------------------- | Наименование индекса/подиндекса (2009-2010 годы) | Баллы | Место | |--------------------------------------------------+-------+-------| | Сводный Индекс готовности Кабардино-Балкарской | 0.315 | 72 | | Республики к информационному обществу | | | |--------------------------------------------------+-------+-------| | Индекс-компонент факторов электронного развития | 0.281 | 78 | |--------------------------------------------------+-------+-------| | Подиндекс "ИКТ-инфраструктура" | 0.237 | 79 | |--------------------------------------------------+-------+-------| | Подиндекс "Человеческий капитал" | 0.242 | 48 | |--------------------------------------------------+-------+-------| | Подиндекс "Экономическая среда" | 0.362 | 77 | |--------------------------------------------------+-------+-------| | Индекс-компонент использования ИКТ для развития | 0.332 | 68 | |--------------------------------------------------+-------+-------| | Подиндекс "Использование ИКТ в домохозяйствах | 0.531 | 49 | | и населением" | | | |--------------------------------------------------+-------+-------| | Подиндекс "ИКТ в органах государственной власти | 0.406 | 29 | | и местного самоуправления" | | | |--------------------------------------------------+-------+-------| | Подиндекс "ИКТ в бизнесе" | 0.339 | 54 | |--------------------------------------------------+-------+-------| | Подиндекс "ИКТ в медицине" | 0.224 | 78 | |--------------------------------------------------+-------+-------| | Подиндекс "ИКТ в образовании" | 0.420 | 57 | |--------------------------------------------------+-------+-------| | Подиндекс "ИКТ в культуре" | 0.069 | 78 | -------------------------------------------------------------------- Также дана оценка сильных и слабых сторон Кабардино-Балкарской Республики как субъекта Российской Федерации на основе анализа показателей, используемых для расчета композитного Индекса готовности к информационному обществу. Данные приведены в таблицах 3-4. Таблица 3 Сильные стороны Кабардино-Балкарской Республики по степени готовности к информационному обществу ------------------------------------------------------------------------------ | Показатель | Год | Значение | Место в | | | | показателя | рейтинге | | | | | РФ | |---------------------------------------------+------+------------+----------| | Доля предприятий, имеющих ПК, процентов | 2009 | 100.00 | 1 | |---------------------------------------------+------+------------+----------| | Доля ОГВ, имеющих доступ к сети Интернет, | 2009 | 100.00 | 6 | | процентов | | | | |---------------------------------------------+------+------------+----------| | Доля ОМС, на веб-сайте которых имеется | 2009 | 7.32 | 11 | | возможность доступа к базам данных, | | | | | процентов | | | | |---------------------------------------------+------+------------+----------| | Доля занятого населения, имеющего высшее | 2009 | 29.60 | 11 | | образование, процентов | | | | |---------------------------------------------+------+------------+----------| | Доля ОМС, имеющих доступ к сети Интернет, | 2009 | 90.85 | 12 | | процентов | | | | |---------------------------------------------+------+------------+----------| | Оценка официального веб-представительства | 2010 | 143.00 | 16 | | исполнительных органов государственной | | | | | власти субъекта Российской Федерации, | | | | | баллы | | | | |---------------------------------------------+------+------------+----------| | Среднегодовые темпы прироста физического | 2009 | 105.89 | 18 | | объема ВРП в 2005-2009 годы, процентов | | | | |---------------------------------------------+------+------------+----------| | Доля домохозяйств, имеющих телефон | 2009 | 78.20 | 20 | | фиксированной связи, процентов | | | | |---------------------------------------------+------+------------+----------| | Доля ОМС, имеющих доступ к сети Интернет | 2009 | 42.68 | 20 | | со скоростью 256 Кбит/сек и выше, процентов | | | | |---------------------------------------------+------+------------+----------| | Доля продуктов питания в структуре | 2009 | 42.30 | 21 | | потребительских расходов домохозяйств, | | | | | процентов | | | | ------------------------------------------------------------------------------ Таблица 4 Слабые стороны Кабардино-Балкарской Республики по степени готовности к информационному обществу ---------------------------------------------------------------------------- | Показатель | Год | Значение | Место в | | | | показателя | рейтинге | | | | | РФ | |-------------------------------------------+------+------------+----------| | Число ПК на 100 занятых в лечебно- | 2009 | 4.85 | 81 | | профилактических учреждениях (ЛПУ), | | | | | штук | | | | |-------------------------------------------+------+------------+----------| | Доля ЛПУ, имеющих ЛВС, процентов | 2009 | 34.91 | 81 | |-------------------------------------------+------+------------+----------| | Валовой региональный продукт (ВРП) | 2009 | 74.38 | 81 | | на душу населения, тыс. рублей | | | | |-------------------------------------------+------+------------+----------| | Число ПК в составе ЛВС на 100 занятых | 2009 | 1.76 | 80 | | в ЛПУ, штук | | | | |-------------------------------------------+------+------------+----------| | Число ПК на 100 занятых в библиотеках, | 2009 | 14.73 | 80 | | штук | | | | |-------------------------------------------+------+------------+----------| | Число персональных компьютеров | 2009 | 19.64 | 80 | | на 100 человек населения, штук | | | | |-------------------------------------------+------+------------+----------| | Число ПК, имеющих доступ к сети Интернет, | 2009 | 7.77 | 79 | | на 100 занятых, штук | | | | |-------------------------------------------+------+------------+----------| | Доля библиотек, имеющих ПК, процентов | 2009 | 12.12 | 79 | |-------------------------------------------+------+------------+----------| | Число ПК, имеющих доступ к сети Интернет, | 2009 | 1.27 | 78 | | на 100 занятых в ЛПУ, штук | | | | |-------------------------------------------+------+------------+----------| | Число ПК, в составе ЛВС на 100 занятых, | 2009 | 12.29 | 78 | | штук | | | | |-------------------------------------------+------+------------+----------| | Число ПК в составе ЛВС на 100 занятых | 2009 | 14.17 | 78 | | в ОМС, штук | | | | |-------------------------------------------+------+------------+----------| | Объем электронных каталогов библиотек | 2009 | 1.17 | 78 | | (в процентах к общему объему фондов) | | | | ---------------------------------------------------------------------------- Анализ сильных и слабых сторон Кабардино-Балкарской Республики по степени готовности к информационному обществу позволяет сделать следующие выводы. В настоящее время республика имеет достаточно развитую информационно-коммуникационную инфраструктуру. Все исполнительные органы государственной власти Кабардино- Балкарской Республики, а также 90 процентов органов местного самоуправления имеют доступ к ресурсам сети Интернет. Более 42 процентов органов местного самоуправления республики являются пользователями услуги со скоростью 256 Кбит/сек и выше, также высок процент органов местного самоуправления, на веб-сайте которых реализована возможность доступа к базам данных. Республику с положительной стороны характеризует отсутствие сильного разрыва между исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в обеспеченности информационно-коммуникационным технологиями, что характерно для других субъектов Российской Федерации. Высокая степень обеспеченности ИКТ является необходимой технической предпосылкой для осуществления управленческих функций и предоставления государственных услуг. По оценке развития официального представительства исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации за 2010 год Кабардино-Балкарская Республика заняла 16 место в Российской Федерации - оценивались сайты правительств (порталы органов власти) и сайты пяти министерств (образования, здравоохранения, социальной защиты, труда и финансов). Сделан значительный шаг вперед в реализации электронного правительства в регионе, так как по итогам 2009 года Кабардино- Балкарская Республика по данному показателю относилась к субъектам, получившим минимальную оценку - 80 место в рейтинге Российской Федерации. По показателю "Доля продуктов питания в структуре потребительских расходов домохозяйств, процентов" Кабардино-Балкария занимает 21 место в Российской Федерации (со значением показателя 42,3). Именно данный показатель среди показателей развития экономической среды в регионе сильнее других связан с уровнем использования ИКТ в домохозяйствах, причем эта зависимость обратная - чем меньше домохозяйства тратят на питание, тем выше уровень использования ИКТ. Значение этого показателя косвенно отражает уровень экономического развития региона и покупательную способность населения в отношении ИКТ. По показателю "Доля занятого населения, имеющего высшее образование, процентов" Кабардино-Балкарская Республика занимает достаточно высокое место - 11 в Российской Федерации, что также является хорошим показателем в расширении использования информационно- коммуникационных технологий в различных областях жизни, можно сказать потенциалом человеческого капитала в республике. Низкие показатели республика имеет в отношении процессов информатизации в сфере здравоохранения, культуры. По подиндексу "ИКТ в медицине" республика занимает 78 место в Российской Федерации, что характеризуется низкой оснащенностью компьютерной техникой лечебно- профилактических учреждений (ЛПУ). По подиндексу "ИКТ в культуре" Кабардино-Балкарская Республика также занимает 78 место в рейтинге субъектов Российской Федерации (низкий процент библиотек, имеющих персональные компьютеры, низкое количество персональных компьютеров на 100 занятых в библиотеках, низкий процент объема электронных каталогов библиотек (к общему объему фондов)). Также республика имеет очень низкие значения по Российской Федерации по показателям - "Валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения, тыс. рублей" и "Число персональных компьютеров на 100 человек населения, штук". По значению ВРП на душу населения (74,38 тыс.рублей) Кабардино-Балкарская Республика имеет очень большой разрыв с лидерами рейтинга - Ненецким автономным округом (3077,8 тыс. рублей), Ямало-Ненецким автономным округом (1192,76 тыс. рублей), Ханты-Мансийским автономным округом (1177,42 тыс. рублей), что можно объяснить тем, что данные регионы являются ресурсодобывающими (для сравнения в Москве данный показатель составляет 679,34 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге - 320,92 тыс. рублей). В Северо-Кавказском федеральном округе по данному показателю Кабардино-Балкарская Республика - на пятом месте (на первом Ставропольский край - 102,41 тыс. рублей). Таким образом, при достаточно развитой информационно- коммуникационной инфраструктуре региона государственная политика Кабардино-Балкарской Республики должна быть направлена, в первую очередь, на развитие процессов информатизации в социальной сфере (здравоохранение, культура, образование, дальнейшее развитие электронного правительства для обеспечения информационных потребностей граждан и бизнеса в сфере оказания государственных услуг. Цели и задачи информатизации Кабардино-Балкарской Республики Конечная цель процесса развития информатизации в Кабардино- Балкарской Республике - формирование и развитие информационного общества, интегрированного как в информационное общество Российской Федерации, так и в мировое информационное общество, которое приведет к повышению качества жизни граждан в Кабардино-Балкарской Республике, обеспечит конкурентоспособность республики на глобальных рынках, будет способствовать развитию социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствованию системы государственного управления и муниципального самоуправления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. В качестве основы для выбора индикаторов, по которым оценивается достижение целей, использованы показатели и подиндексы Индекса готовности регионов России к информационному обществу, разработанные Институтом развития информационного общества (ИРИО) при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. При этом в рамках данной Концепции принято: для факторов развития и сфер деятельности, находящихся под непосредственным управлением и влиянием органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики (ИКТ в органах власти, медицине, культуре, образовании), целевое значение соответствующего подиндекса/комплекса показателей - 20 место среди российских регионов; для факторов развития и сфер деятельности, влияние на которые со стороны органов власти носит опосредованный характер (ИКТ- инфраструктура, человеческий капитал, ИКТ в бизнесе, домохозяйствах), целевое значение - 30 место среди российских регионов. Цели развития информатизации в Кабардино-Балкарской Республике: 1) обеспечение потребностей граждан и организаций в доступе к информации и информационном взаимодействии; 2) динамичное развитие отрасли информационных технологий и связи при устойчиво высоких темпах роста экономики Кабардино-Балкарской Республики в целом; 3) повышение эффективности и качества государственного управления, формирование системы предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий (электронного правительства). 1-я цель - "Обеспечение потребностей граждан и организаций в доступе к информации и информационном взаимодействии" - направлена на обеспечение достижения стратегической цели развития Кабардино- Балкарской Республики "Обеспечение высоких доходов и качества жизни населения Кабардино-Балкарской Республики". Основными индикаторами, по которым оценивается достижение 1-й цели, и их прогнозными значениями на 2015 год являются: доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющих Web-сайт, процентов - 100; доля домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, процентов - 75 (в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации N Пр-212 от 7 февраля 2008 года, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р); доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, процентов - 55 (в соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 1815-р); подиндекс "ИКТ в органах государственной власти и органах местного самоуправления", место - 20; подиндекс "ИКТ-инфраструктура", место - 30; подиндекс "использование ИКТ в домохозяйствах и населением", место - 30; подиндекс "Человеческий капитал", место - 30. 2-я цель - "Динамичное развитие отрасли информационных технологий и связи при устойчиво высоких темпах роста экономики Кабардино- Балкарской Республики в целом" - направлена на обеспечение достижения стратегической цели развития Кабардино-Балкарской Республики "Обеспечение высоких темпов устойчивого развития экономики Кабардино- Балкарской Республики". Основными индикаторами, по которым оценивается достижение 2-й цели, и их прогнозными значениями на 2015 год являются: доля отрасли связи в ВРП Кабардино-Балкарской Республики, процентов - 10; средний темп роста ВРП отрасли связи за последние три года, процентов - 20; подиндекс "использование ИКТ в бизнесе", место - 30; подиндекс "экономическая среда", место - 30. 3-я цель - "Повышение эффективности и качества государственного управления, формирование системы предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий (электронного правительства)" - направлена на обеспечение достижения стратегической цели развития Кабардино-Балкарской Республики "Обеспечение эффективности работы исполнительных органов власти Кабардино- Балкарской Республики". Основными индикаторами, по которым оценивается достижение 3-й, и их прогнозными значениями на 2015 год являются: число ПК на 100 занятых в ОГВ и ОМС, штук - 100; число ПК на 100 -занятых в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), штук- 20; доля внедренных в электронной форме государственных услуг, предоставляемых населению органами государственной власти Кабардино- Балкарской Республики, процентов - 100 (в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации N Пр-212 от 7 февраля 2008 года); доля граждан в Кабардино-Балкарской Республике (не написавших заявление об отказе в получении универсальной электронной карты), обеспеченных универсальной электронной картой, процентов - 100 (в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"); подиндекс "использование ИКТ в органах власти и органах местного самоуправления", место - 20; подиндекс "использование ИКТ в медицине", место - 20; подиндекс "использование ИКТ в культуре", место - 20; подиндекс "использование ИКТ в образовании", место - 20. Для обеспечения потребностей населения и организаций в доступе к информации и информационном взаимодействии необходимо: создать условия для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Кабардино-Балкарской Республики, обеспечить равную доступность услуг связи и доступа к сети Интернет; обеспечить доступ населению и организациям к информации о деятельности органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики. Развивать публичные информационные ресурсы органов государственной власти; организовать взаимодействие органов государственной власти с республиканскими общественными организациями в сфере информационных технологий и связи при формировании и реализации государственной политики; координировать деятельность организаций, имеющих общественные сети и реализующих функции информационного обеспечения населения в Кабардино-Балкарской Республике. Для развития отрасли информационных технологий и связи при устойчиво высоких темпах роста экономики Кабардино-Балкарской Республики в целом необходимо: содействовать развитию базовой (магистральной) телекоммуникационной инфраструктуры Кабардино-Балкарской Республики, создать конкурентную среду в данном сегменте рынка услуг связи; подготовить 1Т-специалистов на базе специальных центров; сформировать спрос на квалифицированные услуги отрасли информационных технологий и связи со стороны государственных органов и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики; привлечь в Кабардино-Балкарскую Республику прямые инвестиции в форме создания производственных подразделений крупных российских и зарубежных компаний; создать специальные территории развития информационных технологий ("технопарков"), локально формировать критическую массу специалистов и развитую телекоммуникационную инфраструктуру, предоставить для них специальный режим налогообложения; развивать инфраструктуру электронного бизнеса, электронного документооборота. Для повышения эффективности и качества государственного управления, формирования электронного правительства Кабардино- Балкарской Республики необходимо: разработать и внедрить стандарты использования информационных технологий при реализации государственных функций органов власти, перевести оказываемые услуги в электронный вид; совершенствовать технологическое обеспечение мониторинга и контроля социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики; развивать инфраструктуру электронного документооборота органов государственной власти и органов местного самоуправления Кабардино- Балкарской Республики; развивать государственные информационные ресурсы и информационных систем органов власти Кабардино-Балкарской Республики; интегрировать государственные информационные ресурсы и организовать электронное межведомственное взаимодействие республиканских органов власти, территориальных подразделений федеральных органов власти и органов местного самоуправления; обеспечить адресность и персонализацию предоставления и учета государственных услуг; обеспечить информационную безопасность республиканских и муниципальных информационных систем, информационно- телекоммуникационной инфраструктуры; организационно обеспечить эксплуатацию, развитие и информационную безопасность государственных информационных ресурсов и единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Кабардино-Балкарской Республики; формировать систему аутсорсинга услуг информационных технологий и связи; повысить квалификацию государственных и муниципальных служащих в части использования информационных технологий, развить необходимую образовательную инфраструктуру и методическое обеспечение. Основные принципы и направления реализации государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере информатизации до 2015 года Государственная политика в сфере информатизации Кабардино- Балкарской Республики основывается на следующих принципах: партнерство государственных органов, бизнеса и граждан в Кабардино-Балкарской Республике; свобода и равенство доступа к информации и знаниям; поддержка развития сферы информационных и телекоммуникационных технологий; реализация республиканских проектов внедрения информационных технологий с максимальным использованием типовых решений, разработанных на федеральном уровне; обеспечение безопасности информационных систем, их защиты, сохранности, целостности и достоверности; предоставление государственных услуг гражданам и бизнесу по принципу "одного окна" с точки зрения "жизненных эпизодов" и "бизнес- ситуаций" за счет реализации электронных административных регламентов и основываясь на интеграции государственных информационных ресурсов; обеспечение однократного ввода информации в месте ее возникновения (media continuity) при формировании республиканских информационных ресурсов и многократного функционального использования этой информации федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органами местного самоуправления; реализация комплексного подхода, обеспечение последовательности и согласованности реализации республиканских проектов и проектов отдельных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики; стандартизация, унификация и обеспечение совместимости отдельных решений в рамках региональной информатизации; согласование нормативной правовой и методической базы, регламентирующей процессы развития информатизации в Кабардино- Балкарской Республике с федеральным законодательством; максимальное использование образовательного контента федерального уровня для развития сферы образования республики. С учетом уровня социально-экономического развития, потенциала Кабардино-Балкарской Республики, а также особенностей состояния развития информатизации в республике предполагается сконцентрировать усилия на реализации следующих направлений. Развитие электронного правительства Кабардино-Балкарской Республики с использованием ИКТ Одним из основных направлений реализации Концепции является развитие электронного правительства, которое является необходимой составляющей информационного общества, обеспечивающей взаимодействие органов государственной власти и населения. В настоящее время электронное правительство является общепризнанной концепцией корпоративной информационной системы, реализующей основные методы взаимодействия общественных институтов и власти. Электронное правительство - это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Электронное правительство имеет следующие основные цели: оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу; повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной; поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан; рост технологической осведомленности и квалификации граждан; снижение воздействия фактора географического местоположения. Таким образом, развитие электронного правительства должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном итоге это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом. В рамках реализации электронного правительства необходимы: разработка архитектуры электронного правительства Кабардино- Балкарской Республики, обеспечение последовательного применения ее принципов и стандартов при реализации проектов информатизации органов власти. Архитектура электронного правительства должна включать в себя следующие концептуальные области: архитектуру государственных функций, архитектуру приложений, архитектуру информации (данных), технологическую архитектуру; развитие систем удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе использования ИКТ (развитие ведомственных сайтов государственных органов в сети Интернет, обеспечение полноты и своевременности размещения на них соответствующей информации, формирование инфраструктуры общественного доступа к размещаемой в сети Интернет информации о деятельности органов государственной власти и предоставляемых государственных услугах организациям и гражданам на базе отделений федеральной почтовой связи); развитие предоставления государственных и муниципальных услуг на основе многофункциональных центров в республике (развитие системы межведомственного электронного взаимодействия; внедрение и развитие универсальной электронной карты в Кабардино-Балкарской Республике, развитие инфраструктуры приема универсальной электронной карты (инфоматы, банковские устройства доступа, персональные ридеры); обеспечение информационной безопасности республиканских и муниципальных информационных систем, информационно- телекоммуникационной инфраструктуры; поэтапный переход на аутсорсинг услуг по сопровождению и обслуживанию информационных систем, компьютерного оборудования и телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики; повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в части использования информационных технологий, развитие необходимой образовательной инфраструктуры и методического обеспечения. В соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" уже с 1 января 2012 года начнется выдача гражданам России универсальных электронных карт для обеспечения им доступа к государственным, муниципальным и иным услугам, а также возможности оплаты указанных услуг. Универсальная электронная карта - единый федеральный стандарт. Она заменит многие документы, такие как, например, полис обязательного медицинского страхования, студенческие билеты, проездные документы на транспорте и многие другие. С помощью карты можно будет получить государственные, региональные и коммерческие услуги в электронном виде с использованием банкоматов, инфокиосков, персональных компьютеров, оснащенных считывателем, мобильных устройств. Внедрение электронного правительства и связанной с ним системы универсальной электронной карты позволит существенно облегчить жизнь граждан, повысить эффективность работы органов государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне. Универсальная электронная карта будет являться документом, удостоверяющим личность, права застрахованного лица в системах обязательного страхования и иные права гражданина. Инфраструктура универсальной электронной карты будет взаимодействовать с создаваемой инфраструктурой электронного правительства. Универсальная электронная карта обеспечит получение и одновременную оплату гражданами государственных услуг, в том числе услуг Пенсионного фонда, медицинских услуг, оплату счетов ЖКХ, билетов, Интернет-услуг и т.д. Планируется, что по мере развития проекта число услуг на карте может достигнуть нескольких тысяч. Универсальная электронная карта будет выступать в роли надежного и защищенного "ключа", открывающего гражданам "дверь" в электронное правительство, где они смогут получить доступ к широкому спектру государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде. Развитие системы здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике с использованием ИКТ В целях информационного обеспечения оперативного управления и планирования ресурсов системы здравоохранения, а также повышения доступности и качества медицинской помощи на территории Кабардино- Балкарской Республики необходимо реализовать следующие основные направления: развитие информационно-технологической инфраструктуры государственных медицинских учреждений; обеспечение доступа медицинских учреждений к сети Интернет; обеспечение доступности информации о деятельности медицинских учреждений в сети Интернет; внедрение информационных систем управления деятельностью медицинских учреждений; внедрение информационных систем поддержки оказания медицинской помощи в деятельности медицинских учреждений; обучение работников медицинских учреждений использованию информационно-коммуникационных технологий; персонифицированный учет оказания медицинских услуг, возможность ведения электронной медицинской карты и запись к врачу в электронном виде, оснащение учреждений здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики техническими средствами и программным обеспечением для внедрения современных информационных систем; обмен телемедицинскими данными, внедрение систем электронного документооборота, развитие телемедицинских технологий на базе ГУЗ "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики. Реализация данного направления в рамках Концепции позволит создать единое информационное пространство системы здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, будет способствовать повышению доступности информации для медицинских работников о состоянии здоровья пациентов и прикрепленного населения, проведенном лечении, современных методах лечения и диагностики за счет использования ИКТ; снижению издержек документооборота и дублирования медицинских услуг; сокращению времени на ожидание пациентом медицинской помощи; увеличению эффекта от проведенных лечебно-профилактических мероприятий. Будет оптимизирована система информационного взаимодействия государственных и муниципальных медицинских учреждений и органов управления здравоохранением между собой, а также с Фондом обязательного медицинского страхования и другими заинтересованными сторонами. Развитие системы образования и науки в Кабардино-Балкарской Республике с использованием ИКТ Образование - особая общественная сфера деятельности, которая формирует знания, умения, навыки, мировоззренческие приоритеты, квалификацию каждого человека и, в конечном итоге, экономический и интеллектуальный потенциал общества. В информационном обществе изменяются требования к образовательным системам - они должны стать эффективными и инновационными, что позволит каждому гражданину реализовать заложенный в нем потенциал, стать полноценным и полезным членом общества. Ранее существовавшая модель "образование на всю жизнь" должна трансформироваться на основе ИКТ в новую модель образования - "образование через всю жизнь". Таким образом, решение проблем качества, доступности и эффективности образования на основе современных ИКТ приобретает особую актуальность в рамках социализации личности и ее адаптации в информационном обществе. Информатизация образования представляет собой область научно- практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого- педагогических целей обучения и воспитания. Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер. При этом важно понимать, что информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Вторая - в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества. Основными направлениями развития информатизации системы образования и науки в Кабардино-Балкарской Республике должны являться: компьютеризация учреждений образования и науки; создание единой информационной системы сферы образования, агрегирующей данные о сфере образования, начиная с уровня учащегося (в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61), в частности формирование и актуализация банка данных электронных паспортов общеобразовательных учреждений республики; информатизация процессов обучения в общем и профессиональном образовании; получение обучаемыми необходимого, определенного государственными образовательными стандартами уровня знаний, умений и навыков в области общей и профессиональной "информационной культуры"; информатизация процессов управления образованием - создание условий для минимизации отчетности при одновременном повышении ответственности посредством внедрения электронного документооборота, развития системы открытого электронного мониторинга и обязательной публичной отчетности образовательных учреждений; развитие научных исследований и разработок; развитие информационно-технологической инфраструктуры учреждений среднего образования; оснащение сферы образования современными информационно- вычислительными средствами и телекоммуникационной техникой; создание и развитие современной системы дистанционного образования; расширение возможностей и доступности информационных ресурсов для работников системы образования, сотрудников научных учреждений; преподавателей высшей и средней школы, студентов и школьников; прокладка высокоскоростных каналов связи для учреждений образования и науки; внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, научную работу и системы управления и системы управления учреждений начального, среднего и высшего образования и научных учреждений; разработка, улучшение и хранение учебно-методических материалов, необходимых для освоения информационных ресурсов и информационных технологий; прямое и дистанционное обучение работников системы образования, преподавателей высшей и средней школы, студентов и школьников новым информационным технологиям; внедрение космических технологий в учебный процесс; внедрение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем; организация подготовки IT-специалистов (создание учебных, учебно- научных и научных лабораторий и центров). развитие изучения национальных языков республики (кабардинского и балкарского) с использованием ИКТ, что также будет способствовать развитию национальных культур в республике. Создание методического и технического инструментария для эффективного изучения национальных языков как для носителей языков, так и для представителей других народностей обеспечит реализация инновационного проекта в данной сфере. Актуальность данного проекта определяется необходимостью применения современных методов компьютерной лингвистики и средств информационно-коммуникационных технологий для обучения родным языкам, в профессиональных задачах национальной лингвистики, филологии, литературы и публицистики. В соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 1815-р, в системе республиканского образования необходимо обеспечить: использование электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, системы дистанционного общего и профессионального обучения, в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями; внедрение информационной системы непрерывного дистанционного обучения и справочно-методической поддержки учителей общеобразовательных учреждений по использованию информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе при обмене опытом и лучшими практиками в этой сфере; использование в образовательной деятельности свободного программного обеспечения (СПО). Внедрение отечественной системы спутникового мониторинга ГЛОНАСС в Кабардино-Балкарской Республике Инновационное развитие экономики предполагает переход от сырьевой экономики в сторону высоких технологий. Глобальная навигационная система ГЛОНАСС как нельзя лучше подходит на роль локомотива инновационного развития отечественной экономики. Возможности спутниковой навигации востребованы практически во всех отраслях экономики - от энергетики и связи (синхронизация) до строительства и сельского хозяйства (эффективное управление машинами и механизмами, мониторинг сложных инженерных сооружений, точное земледелие и т.д.). Одной из наиболее массовых областей применения системы ГЛОНАСС является использование ГЛОНАСС-технологий на транспорте. Современные системы мониторинга и управления транспортом позволяют снижать затраты на перевозку людей и грузов, экономить топливо, оптимизировать логистику, уменьшать выбросы в атмосферу - все вместе это дает значительный экономический эффект. По опыту использования корпоративных систем и систем мониторинга на коммерческом транспорте можно утверждать, что они окупаются за год или менее. Есть много примеров использования ГЛОНАСС, подтверждающих экономическую эффективность применения спутниковой навигации. Но у ГЛОНАСС имеется и другое предназначение - обеспечение безопасности. Ежегодно на российских дорогах погибают более 30 тысяч человек, в основном трудоспособного возраста. Применение технологий спутниковой навигации позволяет оптимизировать алгоритмы управления дорожным движением, работу бригад "скорой помощи", спасателей, нарядов ДПС, страховых компаний. В рамках реализации Федерального закона от 14 февраля 2009 года N 22-ФЗ "О навигационной деятельности" и Концепции развития пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта общего пользования в Кабардино-Балкарской Республике на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 6 августа 2009 года N 220-ПП, принято постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31 декабря 2010 года N 255-ПП "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в Кабардино-Балкарской Республике". Реализация этого правового акта предусматривает создание с 2011 года в Кабардино-Балкарской Республике на конкурсной основе центра навигационно-информационных услуг, определение регионального сетевого оператора навигационно-информационных услуг. Кроме того предполагается поэтапное оснащение автомобильного транспорта, используемого для перевозки пассажиров и багажа в пригородном, межмуниципальном и межсубъектном сообщении, что позволит Министерству транспорта Кабардино-Балкарской Республики и другим заинтересованным министерствам в режиме реального времени оперативно получать информацию о деятельности перевозочного процесса и своевременно принимать управленческие решения в случае возникновения нештатных ситуаций. Для дальнейшей реализации проектов ГЛОНАСС в Кабардино-Балкарской Республике необходимо обеспечить: разработку концепции развития республиканской целевой программы "Комплексное внедрение, использование и развитие технологий ГЛОНАСС в Кабардино-Балкарской Республике". Указанная целевая программа предполагает выделение средств из республиканского бюджета Кабардино- Балкарской Республики на реализацию ряда проектов по внедрению системы мониторинга ГЛОНАСС в социальном секторе (медицина, образование, кадастр и землеустроение, ЖКХ и т.д.), привлечение средств федерального бюджета (в рамках Федеральной целевой программы "ГЛОНАСС"), а также внебюджетных источников на указанные цели; государственная поддержка в разработке и налаживании производства элементов интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Реализация данных проектов будет способствовать созданию единого навигационно-информационного пространства Кабардино-Балкарской Республики и его полноценной интеграции в единое навигационно- информационное пространство Российской Федерации. Без использования современных навигационных технологий трудно будет обеспечить конкурентоспособность национальной экономики. В рамках данного направления также будет поддерживаться реализация Соглашения между Федеральным сетевым оператором в сфере навигационных услуг открытым акционерным обществом "Навигационно- информационные системы" и Правительством Кабардино-Балкарской Республики, Федеральным космическим агентством и Правительством Кабардино-Балкарской Республики, а также между научно-производственной корпорацией "РЕКОД" и Кабардино-Балкарским государственным университетом им. Х. М. Бербекова, которые предусматривают формирование и развитие инфраструктуры и внедрение результатов космической деятельности в Кабардино-Балкарской Республике, создание единого навигационно-информационного пространства республики, интеграции его в единое навигационно-информационное пространство Российской Федерации. Информатизация сферы культуры в Кабардино-Балкарской Республики Сохранение культурного разнообразия и традиций является одной из ключевых задач в современном обществе, необходимо сохранить культурное наследие для будущих поколений. Основой модернизации сферы культуры в настоящее время является внедрение новых информационных технологий. В сфере культуры есть направления, дальнейшее развитие которых вообще приостановится без внедрения информационных технологий, - это библиотечное дело и музейное дело. Информатизация сферы культуры является важнейшим системным фактором создания нового типа культурного пространства и культурных коммуникаций республики, инструментом повышения эффективности всех уровней управления, направленного на обеспечение конституционных прав и свобод личности в информационной и культурной сферах. Мероприятия в области информатизации в сфере культуры должны быть направлены на преодоление разрыва между бытованием на территории Кабардино-Балкарской Республики культурно-исторического материального и нематериального наследия и недостаточной его представленностью в общероссийском и мировом информационном пространстве. Информатизация сферы культуры должна быть ориентирована на ускоренное формирование собственных республиканских информационных ресурсов, прежде всего историко-краеведческой и историко-культурной направленности, на их сохранение и включение в межрегиональный, национальный и международный информационный обмен. Мероприятия должны быть ориентированы на преодоление межгрупповых (библиотеки и музеи, библиотеки и культурно- образовательные учреждения и т.п.) и межведомственных (культура и образование, культура и управление, культура и туризм и т.п.) барьеров при построении информационного пространства Кабардино-Балкарской Республики. В рамках развития информационного общества в Кабардино-Балкарской Республике в сфере культуры необходимо осуществить следующие первоочередные мероприятия: по внедрению современных автоматизированных систем и технологий в библиотеках республиканского и муниципального ведения; по формированию, хранению и учету в электронном виде библиотечных фондов (доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек, должна к 2015 году составлять не менее 50 процентов); обслуживанию пользователей библиотек, как в стационарном режиме, так и в режиме удаленного доступа; по проведению оцифровки документов из библиотечных фондов как самостоятельно, так и в рамках различных партнерских проектов создания электронных ресурсов и электронных библиотек; по компьютеризации общедоступных библиотек и подключение их к сети Интернет с целью приобретения ими современных телекоммуникационных возможностей для создания и использования электронных информационных ресурсов; по созданию информационно-технологической инфраструктуры государственных и муниципальных учреждений культуры - организация центров общественного доступа к электронным фондам библиотек, музеев, архивов; по переводу музейных и архивных фондов в электронный вид (доля электронных музейных каталогов в общем объеме каталогов к 2015 году должна составлять 100 процентов; доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов - не менее 20 процентов); по созданию единой информационно-поисковой системы документов Архивного фонда Российской Федерации. Реализация мероприятий в сфере информатизации в области культуры в Кабардино-Балкарской Республике позволит ускорить создание полноценных информационных ресурсов сферы культуры, включить их в информационный обмен на общероссийском и мировом уровне, предоставить многофункциональные сервисы для работы с ними всем категориям граждан и организаций (особенно в небольших удаленных населенных пунктах республики, где нет непосредственного доступа к учреждениям культуры). Реализация данного направления Концепции обеспечит продвижение культурного имиджа Кабардино-Балкарской Республики. Сроки реализации Концепции Период реализации Концепции - 2011-2015 годы. Реализация Концепции В целях обеспечения эффективного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений, научных и других организаций в области развития информационного общества постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 февраля 2010 года N 15-ПП образован Координационный совет при Правительстве Кабардино-Балкарской Республики по развитию информационного общества в Кабардино-Балкарской Республике (Совет). Работа Совета позволит реализовать максимальное единообразие в сфере технических решений, возможности интеграции информационных ресурсов и систем, внедряемых в республике. Постоянное участие структур администрации республики и исполнительных органов государственной власти в работе данного коллегиального органа обеспечит учет специфики ведомственных направлений внедрения информационно-коммуникационных технологий. В целях систематизации работ по информатизации республики, развитию информационного общества, разработан региональный план мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства на 2010-2012 годы (План), утвержденный распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 ноября 2010 года N 494-1-рп. Региональный План соединяет в себе все аспекты внедрения современных информационных технологий в республике, намечает конкретные пути перехода к электронному правительству. Аккумуляция средств и ресурсов, направляемых на информатизацию, в одном программном документе позволит обеспечить максимальную эффективность и прозрачность их использования, добиться единообразия в сфере технических решений, возможности интеграции информационных систем, внедряемых в республике, обеспечив при этом учет специфики ведомственных направлений внедрения ИКТ. Региональный План включает в себя элементы аналогичного национального плана с учетом особенностей республики. Мероприятия Плана охватывают следующие направления деятельности: формирование региональной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение на ее основе доступности современных инфокоммуникационных услуг населению, формирование электронного правительства в Кабардино-Балкарской Республике, использование ИКТ в образовании и науке, системе здравоохранения и социальной защиты населения, сфере культуры и гуманитарного просвещения, использование ИКТ для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения республики. На данном этапе в региональный План включены первоочередные мероприятия в сфере информатизации. Предусматривается ежегодное внесение изменений в План - уточнение состава мероприятий, объемов их финансирования, целевых показателей их реализации - по результатам подведения итогов реализации Плана в текущем году с одновременным продлением срока реализации Плана на год. Финансирование мероприятий Плана осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников. Также реализация Концепции по различным направлениям будет осуществляться в рамках отраслевых федеральных, республиканских программ, муниципальных программ развития (соответствующие разделы). В рамках реализации Концепции предполагается разработка республиканской целевой программы развития информационного общества в Кабардино-Балкарской Республике. Ожидаемые результаты реализации Концепции Главный интегральный эффект, который предполагается достичь в результате реализации Концепции, состоит в повышении качества и уровня жизни граждан в Кабардино-Балкарской Республике за счет более широкого внедрения ИКТ в повседневную жизнь, реализации их конституционных прав на доступ к информационным ресурсам, получение качественных услуг в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, доступа к культурным ценностям, гуманитарного просвещения и т.д. за счет развития информационного общества в республике, широкого использования информационно-коммуникационных технологий в производстве и социальной жизни, развития современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Результатом ускорения процессов информационного обмена в экономической сфере и обществе будет повышение темпов роста экономики, и, как следствие, улучшение социально-экономического положения республики, повышение ее конкурентоспособности, дальнейшая интеграция как в российскую, так и в мировую экономическую систему. В сфере бизнеса реализация в рамках Концепции мер по ускорению распространения современных способов передачи информации и внедрению электронного документооборота приведет к сокращению времени на осуществление сделок, взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и, в конечном итоге, к сокращению транзакционных издержек, повышению конкурентоспособности предприятий Кабардино-Балкарской Республики. Интеграция отдельных государственных и муниципальных информационных ресурсов в единую систему позволит противодействовать коррупции. Реализация концептуальных положений электронного правительства в Кабардино-Балкарской Республике позволит: снизить трудозатраты органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне; уменьшить административную нагрузку на организации и граждан, связанную с предоставлением в органы государственной власти необходимой информации; снизить количество обращений граждан в органы государственной власти для оказания услуг и сократить время ожидания за счет повышения оперативности взаимодействия органов государственной власти на основе информационно-коммуникационных технологий исходя из принципов "одного окна"; обеспечить гарантированный уровень информационной открытости органов государственной власти; повысить оперативность и качество принимаемых решений; сократить издержки на управление за счет создания ведомственных информационно-аналитических систем; обеспечить интеграцию в единую телекоммуникационную инфраструктуру Российской Федерации. Достижение к 2015 году целевых значений показателей, обозначенных в Концепции, позволит республике занять достойное место среди регионов России по степени готовности к информационному обществу. В конечном итоге, реализация положений Концепции развития информатизации в Кабардино-Балкарской Республике будет содействовать достижению целей, обозначенных в Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Кабардино- Балкарской Республики от 24 июля 2007 года N 181-ПП. -------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|