Расширенный поиск
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 07.07.2015 № 147-ПП
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КЪЭБЭРДЕЙ-БАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКЭМ И ПРАВИТЕЛЬСТВЭМ И УНАФЭ
КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОСУНУ БЕГИМИ
г. Нальчик
О региональной программе Кабардино-Балкарской Республики «Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кабардино-Балкарской Республики в 2015 году»
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 г. № 35 и в целях повышения уровня занятости населения и снижения напряженности на рынке труда в Кабардино-Балкарской Республике Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет: 1. Утвердить прилагаемую региональную программу Кабардино-Балкарской Республики «Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кабардино-Балкарской Республики в 2015 году» (далее - Программа). 2. Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики предусмотреть средства на реализацию мероприятий Программы. 3. Определить Министерство труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по осуществлению взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости в части заключения и реализации соглашений о предоставлении субсидий на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения.
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 7 июля 2015 г. № 147-ПП РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА Кабардино-Балкарской Республики «Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кабардино-Балкарской Республики в 2015 году» ПАСПОРТ региональной программы
1. Текущее состояние рынка труда Кабардино-Балкарской Республики, основные проблемы и прогноз развития ситуации на 2015 год. Обоснование необходимости разработки Программы В последние годы экономические и социальные показатели характеризовали устойчивое и поступательное развитие Кабардино-Балкарской Республики, что позволило сохранить стабильность в социальной сфере, улучшить ситуацию на рынке труда и уменьшить масштабы безработицы. В истекшем году отмечен рост основных показателей экономического развития Кабардино-Балкарской Республики. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Кабардино-Балкариястат) за 2014 год, оборот организаций по всем видам экономической деятельности составил 99647,5 млн рублей, или 106,7 процента к 2013 году. Индекс промышленного производства составил 109,3 процента к 2013 году. Объем валовой продукции сельского хозяйства повысился на 1,2 процента по сравнению с 2013 годом. Инвестиционная активность в 2014 году существенно повысилась. Во всех отраслях экономики республики предприятиями и организациями различных форм собственности использовано 27040,6 млн рублей инвестиций в основной капитал, что составляет 125,8 процента к 2013 году. Одним из показателей социально-экономического положения республики является среднемесячная начисленная заработная плата работников, которая в 2014 году сложилась в размере 19757,5 рубля. Величина прожиточного минимума, исчисленная в среднем на душу населения в месяц, по Кабардино-Балкарской Республике составила в IV квартале 2014 г. 7357 рублей и повысилась по сравнению с III кварталом 2014 г. на 0,6 процента. Демографическая ситуация, сложившаяся в республике, характеризуется незначительным увеличением численности населения, высоким уровнем смертности, особенно населения в трудоспособном возрасте, изменением структуры населения в сторону старения, низкой ожидаемой продолжительностью жизни, значительным миграционным оттоком. Численность постоянного населения Кабардино-Балкарской Республики на 1 января 2015 г. составила 860,7 тыс. человек. По оценке Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, численность трудоспособного населения республики по состоянию на 1 января 2015 г. составила 518,2 тыс. человек. Численность персонала на крупных и средних предприятиях по предварительным данным Кабардино-Балкариястат за 2014 год составила в среднем 115,4 тыс. человек. По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Кабардино-Балкариястат, общая численность безработных граждан снизилась с 44,2 тыс. человек в среднем в 2013 году до 41,2 тыс. человек в 2014 году (или на 6,8 процента). Уровень общей безработицы снизился с 10,5 процента до 9,5 процента от численности экономически активного населения. Численность занятого населения в 2014 году увеличилась по сравнению с 2013 годом на 16 тыс. человек и составила 394,5 тыс. человек. Ситуация на регистрируемом рынке труда в 2014 году носила стабильный характер. Появлялись новые рабочие места. Спрос на рабочую силу в течение 2014 года возрастал: за год работодателями было заявлено 11,5 тыс. вакансий рабочих мест (должностей), что на 18,3% больше по сравнению с 2013 годом. Численность безработных граждан в среднегодовом исчислении составляла 8,5 тыс. человек, что на 2,6 процента меньше, чем в 2013 году. Уровень безработицы в течение 2014 года изменялся в пределах 1,9 - 2,4 процента. По состоянию на 1 января 2015 г. этот показатель имел значение 2,0 процента от численности экономически активного населения. Коэффициент напряженности на рынке труда в среднем за 2014 год составил 2,7 единицы (в 2013 году - 3,0 единицы). При содействии органов службы занятости в течение 2014 года была обеспечена занятость 6819 безработных граждан (в 2013 году - 5055 человек). Уровень трудоустройства по республике составил в среднем 33,0 процента (аналогичный период 2013 года - 23,4 процента). Несмотря на наличие положительных тенденций в конце 2014 года, нестабильная ситуация на мировых финансовых и товарных рынках затронула реальный сектор экономики и негативно повлияла на отдельные показатели рынка труда в 2015 году. Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости на 1 марта 2015 г., увеличилась по сравнению с началом года на 6,5% и составила 9,0 тыс. человек (на 1 января 2015 г. - 8,4 тыс. человек), а уровень регистрируемой безработицы возрос на 0,1 процентных пункта (с 2,0 до 2,1 процента). Падение спроса на труд выразилось в снижении числа вакансий. Число вакансий, заявленных в органы службы занятости работодателями, в феврале текущего года составило 2134 единицы, что на 37,0 процента меньше, чем на начало года - 3379 единиц. Рост безработицы, сопровождавшийся сокращением числа вакансий, вызвал увеличение показателя нагрузки незанятых граждан на одну вакансию. Коэффициент напряженности на рынке труда увеличился почти на 2 единицы и составил в конце февраля 4,4 единицы (на 1 января 2015 г. - 2,6 единицы). Надо отметить, что положение на рынке труда осложняется дифференциацией сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости населения и напряженности. Почти 65 процентов вакансий к концу 2014 года приходилось на городские поселения, где сосредоточена большая часть предприятий и организаций республики, а доля сельских жителей в общей численности зарегистрированных безработных остается на уровне 60 процентов. Такая ситуация обусловлена наличием большого количества населенных пунктов, не располагающих действующими предприятиями, а значит, отсутствием возможности у сельских жителей трудоустроиться по месту жительства. Наряду с этим на рынке труда сохранялась проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это - женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных учреждений без опыта работы), лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы и другие. Сложившаяся ситуация на рынке труда осложняется несоответствием спроса на рабочую силу и предложения рабочей силы, а также несоответствием профессионально-квалификационной структуры безработных граждан имеющимся вакансиям. Сохраняется дефицит квалифицированных кадров. Около 80 процентов всех заявленных вакансий предназначено для представителей рабочих профессий. Такому разрыву между потребностями предприятий в рабочих кадрах и нежеланием безработных занять эти места способствовала утрата престижности рабочих профессий, а со стороны работодателей - отсутствие гарантий исполнения трудового законодательства. Изменение ситуации на рынке труда связано с процессами высвобождения рабочей силы на предприятиях и организациях, включая массовые увольнения работников. По состоянию на 5 марта 2015 г. предполагается к высвобождению 1344 человека, что в 2,5 раза больше, чем на аналогичную дату 2014 года. Структура организаций, представивших информацию о планируемом увольнении работников, по видам экономической деятельности: предприятия обрабатывающих производств; организации производства и распределения электроэнергии, газа и воды; учреждения здравоохранения; учреждения финансовой деятельности; организации транспорта и связи; учреждения сферы государственного управления и обеспечения военной безопасности; образовательные организации; организации оптовой и розничной торговли. Ситуация на рынке труда в 2015 году во многом будет определяться внешними факторами. Особенно заметное воздействие на положение с занятостью окажет ситуация в основных видах экономической деятельности республики, а также меры, принимаемые Правительством Кабардино-Балкарской Республики по расширению инвестиций и реализации уже заявленных проектов, сохранения социальной стабильности. Потенциал рынка труда составят граждане, уволенные по собственному желанию, а также лица, уволенные в связи с сокращением или ликвидацией рабочих мест. Под влиянием этих процессов увеличится приток в службу занятости граждан, ищущих работу. Ожидается, что в 2015 году численность работников, находящихся под риском увольнения (включая находящихся в простое, вынужденных отпусках и работающих неполное рабочее время) достигнет 10,4 тыс. человек. Кроме того, рынок труда республики пополнят выпускники образовательных организаций профессионального образования. По предварительной оценке, 6,5 тыс. человек из них будут нуждаться в трудоустройстве и обратятся в службу занятости. С учетом вышеизложенных факторов в 2015 году возможен рост предложения рабочей силы при одновременном сокращении спроса на нее, что приведет к усилению напряженности на рынке труда. Ожидается, что в 2015 году численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, в среднемесячном исчислении может возрасти и составить 10,5 тыс. человек, уровень официально регистрируемой безработицы - 2,5 процента. Численность занятых в экономике на фоне негативной демографической ситуации уменьшится по сравнению с 2014 годом на 3 процента и составит в среднем 382,7 тыс. человек. По прогнозу Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, на развитие ситуации в сфере занятости окажет влияние существенное уменьшение численности трудоспособного населения и, соответственно, сокращение трудовых ресурсов до 532,1 тыс. человек в 2015 году. Изменение возрастной структуры экономически активного населения в пользу старших возрастов усложнит ситуацию на рынке труда. Обострение ситуации на рынке труда, выраженное в сокращении численности занятого населения, росте количества увольняемых работников, численности работников, находящихся под риском увольнения, а также уменьшении количества вакантных рабочих мест в период неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры, требует принятия решения о реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда помимо стандартных мер, предусмотренных законодательством о занятости населения. 2. Текущее и прогнозное состояние предприятий - участников Программы Под угрозой массового увольнения во II квартале 2015 г. находятся работники предприятий обрабатывающих производств: открытое акционерное общество «Терекалмаз» (далее - ОАО «Терекалмаз») (205 человек), открытое акционерное общество «Нальчикский завод высоковольтной аппаратуры» (далее - ОАО «НЗВА») (224 человека) и открытое акционерное общество «Телемеханика» (далее - ОАО «Телемеханика») (135 человек). В настоящее время на предприятии ОАО «Терекалмаз» уже 195 человек переведены на режим неполного рабочего времени. Данные предприятия Кабардино-Балкарской Республики определены в качестве участников Программы. ОАО «Терекалмаз» - одно из ведущих в России специализированных предприятий по производству алмазного инструмента, в том числе алмазного бурового инструмента для геологических и горнорудных предприятий Российской Федерации, правящего алмазного инструмента для всего машиностроительного комплекса, алмазного инструмента для строительства и камнеобработки, алмазного шлифовального инструмента, абразивных изделий и пр. По отдельным видам производимой продукции ОАО «Терекалмаз» занимает от 10 до 20 процентов доли российского рынка. Преимущества производства ОАО «Терекалмаз» перед мировыми аналогами заключаются в более низких ценах (до 30 процентов) при сопоставимом качестве и среднем ресурсе проходки, шаговой доступности (нет необходимости прохождения таможенных процедур, производство и отгрузка в течение семи дней), технической поддержке и сопровождении, наличии представительств в Москве (ЗАО «Терек-Алмаз»), Казахстане (ТОО «Терекалмаз»). В случае поддержки предприятия в части реализации инвестиционного проекта и сохранения кадрового потенциала ОАО «Терекалмаз» в состоянии выйти на уровень полного импортозамещения в масштабах государства. В связи со снижением в 2,5 раза объема производства 2014 года по сравнению с 2013 годом и в 3 раза по сравнению с 2012 годом произошло резкое снижение занятости персонала. Завод вынужден был предпринять меры по оптимизации численности и переходу на неполный рабочий день. Так, численность персонала в 2014 году уменьшилась по сравнению с 2013 годом на 60 человек. Под угрозой массового увольнения во II квартале 2015 г. находятся 205 человек. Предпринимаемые меры по выходу из кризисной ситуации отягчены резким скачком курса валют. Цены на алмазное сырье, закупаемое в валюте, поднялись в 2-3 раза, повысились цены и на многие технологические материалы. В результате завод вынужден поднять цены на алмазный инструмент, тогда как планировалось в ходе маркетинговых мероприятий снизить стоимость продукции. Финансовая ситуация отягощена также кредитным портфелем. Программа технического перевооружения и оснащения завода современным высокопроизводительным оборудованием, под которую были привлечены кредитные средства, приостановлена. Основная сумма средств для погашения задолженности по кредитам пришлась на 2013-2015 годы. В ситуации, когда объемы продаж резко упали, кредитное бремя отрицательно сказывается на финансовом состоянии предприятия. В 2015 году завод должен погасить 186,8 млн рублей основного долга и 22 млн рублей процентов по кредитам. Для выхода из данной ситуации проведены встречи при поддержке Главы Кабардино-Балкарской Республики, Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Кабардино-Балкарской Республики с руководством государственных корпораций «РОСТЕХ» и «РОСГЕОЛОГИЯ», в состав которых входят большинство машиностроительных и геологоразведочных предприятий Российской Федерации. По результатам встречи сторонами достигнуто соглашение об объединении усилий в области развития производства и расширения объемов поставок алмазного правящего инструмента производства ОАО «Терекалмаз» на предприятия государственной корпорации «РОСТЕХ» при содействии системного интегратора АО «Станкопром». Кроме того, на стадии разработки находится совместный с АО «Станкопром» инвестиционный проект «Реконструкция и техническое перевооружение производства правящего и шлифовального алмазного инструмента с целью обеспечения предприятий оборонно-промышленного комплекса и машиностроения высококачественным алмазным инструментом». Для реализации намеченных мероприятий необходимы сохранение кадрового потенциала и поддержка в рамках дополнительных мероприятий в сфере занятости населения. При государственной поддержке предприятие может выйти на 300 млн рублей объема продаж до конца 2015 года и обеспечить полную занятость работников предприятия уже в I квартале 2016 г. ОАО «НЗВА» - одно из ведущих специализированных предприятий в Российской Федерации по выпуску высоковольтной коммутационной аппаратуры для электроэнергетики и электроподвижного железнодорожного транспорта. Завод действует более 50 лет, и от стабильности его работы во многом зависит формирование и исполнение доходной части республиканского бюджета, а также обеспечение занятости населения. ОАО «НЗВА» играет большое значение и для отрасли, так как является монополистом в производстве некоторых видов высоковольтной продукции (выключатели ВОВ-25А-10/400, ВБО-25-20/630 УХЛ1, контакторы электромагнитные высоковольтные СТ1130/04 и СТ1130/08 для электровозов и электропоездов). По остальным видам продукции основными конкурентами на внутреннем рынке являются ЗАО «Вологодский электромеханический завод», ОАО «Кореновский завод низковольтной аппаратуры», ОАО «Карпинский электромашиностроительный завод», завод «Электрощит» - г. Самара. Более 60 процентов объема закупок производимой ОАО «НЗВА» продукции приходится на ООО «Уральские локомотивы», 20% - на ООО «ЭЛТЕХМАШ», на остальных покупателей приходится порядка 2-4 процентов (г. Москва, Московская область). В настоящее время предприятием подготовлено несколько перспективных проектов для представления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, финансово-промышленным группам с целью изыскания возможности их финансирования, в частности: освоение производства высоковольтных контакторов и выключателей для подвижного состава и проектирование новых типов высоковольтной продукции совместно с немецкими партнерами «Schaltbau GmbH»; постановка на производство востребованной высокотехнологической продукции - статических преобразователей средней и большой мощности на IGBT-транзисторах для железнодорожного транспорта; освоение собственного производства вакуумных дугогасительных устройств для главных вакуумных выключателей железнодорожного транспорта; модернизация серийно выпускаемого вакуумного выключателя, заключающаяся в изменении алгоритма включения-отключения, с внедрением современных средств диагностики. Вместе с тем финансово-экономический кризис затронул большинство отраслей и вынудил партнеров предприятия оптимизировать свои производства. Это вызвало резкое снижение спроса на продукцию завода. Директивы головных организаций ограничивают возможности ценовой политики предприятия, несмотря на значительный рост цен на сырье и материалы, энергоресурсы, а также неустойчивый курс иностранной валюты. В связи с этим завод вынужден предпринять меры по оптимизации численности сотрудников и переходу на неполный рабочий день. Проблемы, возникшие в результате кризисных явлений, выразившиеся в падении объемов производства, снижении прибыли и рентабельности, стали причиной предполагаемого высвобождения персонала. Участие в дополнительных мероприятиях в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2015 году, обеспечит сохранение рабочих мест, поможет предприятию сохранить кадровый и технологический потенциал, а также поддержит доход работников предприятия на прежнем уровне. ОАО «Телемеханика» входит в интегрированную структуру государственной корпорации «Российские технологии» в составе ОАО «Концерн «Российская электроника» с долей государственной собственности. Отраслевая принадлежность предприятия - радиоэлектронная промышленность Российской Федерации. Предприятие, имея более чем 50-летний опыт работы в радиоэлектронной промышленности, сохранило свою специализацию, остается ведущим предприятием в государственной корпорации «РОСТЕХ» по разработке и производству: технических средств распределенной телемеханики для построения автоматизированных систем управления в различных производствах, в том числе в энергетике и топливно-энергетическом комплексе; унифицированных технических средств для интеллектуальных систем управления дорожным движением; энергосберегающего осветительного оборудования и систем управления; систем противоградовой и противолавинной защиты; специального инструмента, технологической оснастки; остродефицитных деталей, узлов для конечных изделий вооружения, военной и специальной техники в рамках государственного оборонного заказа. Деятельность предприятия в Российской Федерации, и в частности в Северо-Кавказском регионе, актуальна не только для формирования и исполнения доходной части бюджета города, республики, обеспечения занятости населения, развития научной образовательной системы, оказания высокотехнологичных услуг малому бизнесу, но и в производстве востребованной в регионе и не имеющей аналогов в мире систем противоградовой защиты, изделий для принудительного спуска снежных лавин. По отдельным видам продукции доля ОАО «Телемеханика» на российском рынке составляет от 10-30 до 90 процентов. Конкурентными преимуществами продукции ОАО «Телемеханика» перед мировыми аналогами являются: более низкий уровень цен (на 50 процентов) при сопоставимых качестве, ресурсе, надежности; программное и аппаратное соответствие требованиям конкретных пользователей; учет отраслевой специфики; совместимость с имеющейся техникой, ресурсосбережением, оперативным сервисным обслуживанием; техническое сопровождение в течение всего жизненного цикла продукции; комплектные поставки без таможенных затрат с учетом индивидуальных потребностей потребителей. В случае поддержки предприятия в части реализации инвестиционного проекта и сохранения кадрового потенциала ОАО «Телемеханика» в состоянии выйти на уровень полного импортозамещения по отдельным видам продукции в масштабах Российской Федерации. Предприятие располагает квалифицированными кадрами, современным полным технологическим циклом для производства радиоэлектронной продукции, в том числе высокотехнологичным оборудованием с числовым программным управлением в сборочном и инструментальном производствах. В течение 2015 года в связи с резким снижением объемов заказов, вследствие сокращения региональных бюджетных расходов на закупку выпускаемой продукции, роста цен на импортные материалы и комплектующие из-за роста обменного курса рубля, значительного роста банковских процентных ставок, экспортных ограничений персонал предприятия вынужденно переведен на сокращенный режим рабочего времени. Несмотря на возникшие сложности, предприятием продолжены работы по техническому перевооружению. Создаются новые производственные участки по расширению сборки осветительного оборудования, проводится концентрация существующего металлообрабатывающего производства на единых площадях, ведется модернизация, разработка новой конкурентной продукции даже в условиях резкого роста цен на импортные комплектующие. Проводимые работы позволяют рассчитывать на возобновление роста объемов производства. С целью реализации запланированных мероприятий необходимо сохранение кадрового потенциала, поддержка в рамках дополнительных мероприятий в сфере занятости населения. При государственной поддержке предприятие может обеспечить выпуск и реализацию продукции до конца 2015 года в размере 150-200 млн рублей и обеспечить полную занятость работников предприятия. Общество с ограниченной ответственностью «Консервпром» (далее - ООО «Консервпром») - предприятие с мощным производственным потенциалом, стремительно продвигающееся к лидерским позициям на российском рынке производителей овощной консервации. Имеет собственную сырьевую базу по выращиванию овощей с использованием систем капельного орошения, что позволяет увеличивать урожайность и получать качественное сырье для дальнейшей переработки. Продукция консервного завода реализуется как на территории Кабардино-Балкарской Республики, так и за ее пределами. Специфика предприятия такова, что для работы на нем привлекаются в основном сезонные работники. Динамика привлечения работников для работы в сезон уборки урожая овощей и их переработки в производственных цехах следующая: в 2013 году - 327 человек, в 2014 году - 335 человек. Прогноз на 2015 год составляет 420 человек. В настоящее время проводится разработка инвестиционных проектов по установке линий по производству томатной пасты и сладкой кукурузы стоимостью 80 млн рублей, реализация которых позволит нарастить объёмы производства и переработки сельскохозяйственной продукции, создать рабочие места для 420 человек и модернизировать существующие мощности, что в итоге расширит участие ООО «Консервпром» в решении задачи по обеспечению продовольственной безопасности страны. Предприятие готово к замещению овощных консервов иностранных производителей собственной продукцией. Это происходит и сейчас - на полках магазинов все больше овощной консервной продукции производства ООО «Консервпром». Для увеличения объемов производства товарной продукции до 450 млн рублей в 2015 году предприятию требуется государственная поддержка, что даст возможность создания и сохранения рабочих мест в овощеводстве и переработке, а также расширит ассортимент производимой продукции. Участие в дополнительных мероприятиях в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2015 году, обеспечит перевод 420 сезонных работников на круглогодичный трудовой цикл и предотвратит угрозу массового увольнения, а также поддержит доход работников предприятия на уровне 9221 рубля в месяц и значительно снизит социальную напряженность на рынке труда. Сохранение кадрового потенциала на данном этапе позволит развить производство к концу года в рамках программы импортозамещения. 3. План мероприятий по замещению иностранных граждан, привлекаемых в целях осуществления трудовой деятельности, российскими гражданами из числа работников, находящихся под риском увольнения Кабардино-Балкарская Республика относится к регионам с большой плотностью населения (на 1 кв. км приходится 68,9 человек) и традиционно считается трудоизбыточным регионом, в связи с чем ежегодные объемы квот на привлечение иностранных работников определяются незначительными и не оказывают существенного влияния на ситуацию на рынке труда. Квота Кабардино-Балкарской Республики на привлечение и использование иностранных работников в 2015 году определена в количестве 118 человек, что составляет всего 0,03 процента от экономически активного населения. Предприятия и организации республики, планирующие участие в мероприятиях Программы, не заявляли о потребности в привлечении иностранных работников в органы Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики и, соответственно, не входят в перечень предприятий, имеющих право привлекать иностранных работников в рамках квоты. Министерством труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики и подведомственными учреждениями на постоянной основе проводится работа по трудоустройству граждан Российской Федерации на вакантные рабочие места, на которые предполагается привлечение иностранных работников. При организации и проведении данной работы особое внимание уделяется категории граждан, находящихся под риском увольнения, которых предприятия и организации республики планируют высвободить в течение текущего года. 4. Цели, задачи и индикаторы, основные конечные результаты Программы, сроки ее реализации Основная цель Программы определяется как предотвращение роста напряженности на рынке труда в Кабардино-Балкарской Республике. Достижение цели Программы будет обеспечиваться реализацией следующих задач: содействие в трудоустройстве, опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; поддержка молодежи при реализации социальных проектов; содействие в трудоустройстве инвалидов. Поставленные в рамках настоящей Программы задачи требуют дифференцированного подхода к их решению, разработке специфических мер. В этой связи в Программе выделяются следующие основные мероприятия: временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов; социальная занятость инвалидов. Целевыми индикаторами Программы являются: уровень регистрируемой безработицы; уровень занятости населения. В результате реализации Программы предусматривается сохранение уровня регистрируемой безработицы на уровне 2,3 процента (не выше запланированного на 2015 год), уровня занятости населения - на уровне 58 процентов (не ниже запланированного на 2015 год). Сроки реализации Программы - 2015 год. 5. Характеристика основных мероприятий Программы 5.1. Временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу. Участниками данного мероприятия станут работники организаций, находящиеся в простое, работающие в режиме неполного рабочего времени, заявленные к высвобождению, а также граждане, ищущие работу, в том числе в приоритетном порядке работники, уволенные из организаций, являющихся участниками Программы. Организация временной занятости ориентирована на создание рабочих мест временного характера в организациях, испытывающих временные трудности в связи с финансовым кризисом, трудоустройство на временные и постоянные рабочие места в организациях, реализующих программы модернизации, импортозамещения, планы замещения иностранной рабочей силы, а также выполнение работ, имеющих социальную значимость для муниципальных образований. Реализация мероприятий по организации временной занятости работников, находящихся под риском увольнения, будет осуществляться организациями, испытывающими трудности в связи с финансовым кризисом. Временные рабочие места будут создаваться в той же организации в рамках создания ее дочерних организаций или в иной организации. Временные рабочие места могут создаваться в различных сферах экономической деятельности. Перечень организаций, участвующих в мероприятиях по временной занятости работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, представлен в приложении № 2 «Организация временной занятости работников, находящихся под угрозой увольнения, и граждан ищущих работу» к Программе. 5.2. Опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу В целях расширения возможностей трудоустройства граждан планируется осуществлять опережающее обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). Реализация данного мероприятия позволит работодателям при реорганизации, реструктуризации предприятия, снижении объемов производства, оказания услуг или приостановке деятельности предприятия осуществить переобучение работников новым видам деятельности, избежав их увольнения, а работникам повысить уровень квалификации, овладеть новыми профессиями (специальностями), избежав потери работы (заработка). Организация опережающего профессионального обучения будет осуществляться на основании договора между Министерством труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики, образовательной организацией, работником и работодателем (организацией, трудоустраивающей работника после прохождения профессионального обучения). Перечень организаций, участвующих в опережающем профессиональном обучении работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, и граждан, ищущих работу, представлен в приложении № 3 «Опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу» к Программе. 5.3. Стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов В целях снижения предпринимательских рисков, а также стимулирования социально значимых направлений малого бизнеса будет осуществляться поддержка молодежи, разрабатывающей и реализующей проекты в социальной сфере. Данная мера позволит поддержать занятость молодежи в условиях повышения напряженности на рынке труда, а также расширить спектр социальных услуг для граждан. Участниками мероприятия станут молодые граждане в возрасте от 22 до 30 лет, являющиеся действующими предпринимателями, руководителями обществ с ограниченной ответственностью, открытых акционерных обществ, а также некоммерческих и общественных организаций, в рамках своей деятельности реализующих социальные проекты по предоставлению услуг (производству товаров, выполнению работ) в следующих сферах деятельности: социальное обслуживание лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, и их семей с детьми в области здравоохранения, в том числе оказание помощи детям-инвалидам, проходящим реабилитацию после химиотерапии; предоставление образовательных услуг лицам, относящимся к социально незащищенным группам граждан; оказание помощи пострадавшим беженцам и вынужденным переселенцам; предоставление услуг «социального такси» для инвалидов всех категорий; производство и (или) реализация протезно-ортопедических изделий; организация социального туризма - только в части экскурсионно-познавательных туров для лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан; другое. 5.4. Социальная занятость инвалидов Участниками мероприятия станут инвалиды, испытывающие трудности при трудоустройстве как на открытом рынке труда, так и на сегментах рынка труда, ориентированного на занятость инвалидов. В условиях финансово-экономического кризиса инвалиды в первую очередь подвержены угрозе увольнения. В условиях недостатка рабочих мест и высокой конкуренции им будет намного сложнее трудоустроиться. Развитие социальной занятости станет одним из направлений решения проблемы рационального трудоустройства инвалидов, трудовая и профессиональная деятельность которых значительно затруднена в силу состояния здоровья. Перечень организаций, участвующих в социальной занятости инвалидов, представлен в приложении № 4 «Социальная занятость инвалидов» к Программе. 6. Финансовое обеспечение Программы Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета республиканскому бюджету Кабардино-Балкарской Республики на реализацию дополнительных мероприятий с учетом уровня расчетной бюджетной обеспеченности Кабардино-Балкарской Республики (SF),определяется по формуле: SF = (S1+ S2 + S3 + S4) ЧY, где: S1 - размер средств, предусматриваемых Кабардино-Балкарской Республикой на временную занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу - 57758,79 тыс. рублей; S2 - размер средств, предусматриваемых Кабардино-Балкарской Республикой на опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу - 2333,73 тыс. рублей; S3 - размер средств, предусматриваемых Кабардино-Балкарской Республикой на стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов - 3000,0 тыс. рублей; S4 - размер средств, предусматриваемых Кабардино-Балкарской Республикой на организацию социальной занятости инвалидов - 1217,26 тыс. рублей; Y - доля возмещаемых из федерального бюджета расходов на реализацию дополнительных мероприятий, определяемая исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий финансовый год - 0,95. Размер средств, предусматриваемых Кабардино-Балкарской Республикой на временную занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу (S1), рассчитывается по формуле: S1 = Nвр Ч Cзп Ч Рвр, где: Nвр - прогнозируемая в Кабардино-Балкарской Республике численность трудоустроенных на временные работы граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу - 949 человек; Сзп - размер возмещения затрат на заработную плату трудоустроенного на временную работу гражданина, равный величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Кабардино-Балкарской Республике в IV квартале 2014 г. (7791 рубль), увеличенной на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды - 10143,8 тыс. рублей; Рвр - средний период занятости на временных работах, равный 6 месяцам. Размер средств, предусматриваемых Кабардино-Балкарской Республикой на опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу (S2), рассчитывается по формуле: S2 = Nоб Ч (Cоб + Сст Ч Роб), где: Nоб - прогнозируемая в Кабардино-Балкарской Республике численность направленных на профессиональное обучение граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу - 55 человек; Cоб - средняя стоимость профессионального обучения - 12 000 рублей; Сст - размер стипендии, выплачиваемой в период профессионального обучения, равный величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Кабардино-Балкарской Республике в IV квартале 2014 г. (7791 рубль), увеличенной на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды - 10143,8 тыс. рублей; Роб - средний период профессионального обучения, равный 3 месяцам. Размер средств, предусматриваемых Кабардино-Балкарской Республикой на стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов (S3), рассчитывается по формуле: S3 = Nзм Ч Сзм, где: Nзм - прогнозируемая в Кабардино-Балкарской Республике численность молодых людей, реализующих социальные проекты, из числа граждан в возрасте от 22 до 30 лет, реализующих социальные проекты - 10 человек; Сзм - размер гранта на реализацию социального проекта - 300,0 тыс. рублей. Размер средств, предусматриваемых Кабардино-Балкарской Республикой на организацию социальной занятости инвалидов (S4), рассчитывается по формуле: S4 = Nинв Ч Сзп ЧРинв, где: Nинв - прогнозируемая в Кабардино-Балкарской Республике численность трудоустроенных инвалидов - 10 человек; Ринв - средний период возмещения затрат на заработную плату инвалидов, равный 12 месяцам. Доля возмещаемых из федерального бюджета расходов на реализацию дополнительных мероприятий (Y) определяется исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий финансовый год - 0,95. Размер бюджетных ассигнований республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на финансирование расходного обязательства Кабардино-Балкарской Республики, софинансируемого за счет субсидии (Ss), определяется по формуле: Ss = (S1 + S2 + S3 + S4) Ч (1 - Y) Исходя из запланированной численности участников дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кабардино-Балкарской Республики в 2015 году, объем финансового обеспечения реализации Программы составляет 64309,78 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 61094,29 тыс. рублей; за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 3215,49 тыс. рублей. Сведения о финансовом обеспечении Программы приведены в приложении № 5 «Финансирование мероприятий региональной программы Кабардино-Балкарской Республики «Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кабардино-Балкарской Республики в 2015 году» к Программе. Финансовое обеспечение мероприятий по реализации региональной программы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных государственной программой Кабардино-Балкарской Республики «Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 2 июля 2013 г. № 191-ПП. 7. Описание мер государственного регулирования в управлении рисками реализации Программы Выполнению поставленных задач может препятствовать воздействие негативных факторов макроэкономического и организационного характера. Макроэкономические риски: ухудшение экономической конъюнктуры, снижение объемов производства, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения, массовым высвобождением работников. Указанные риски могут привести к ухудшению ситуации на рынке труда и росту безработицы. Преодоление макроэкономических рисков возможно путем реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Организационные риски: несвоевременное принятие, недостаточная проработка проектов нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики, недостатки в процедурах управления и контроля. Преодоление рисков возможно путем своевременной и тщательной подготовки проектов нормативных правовых актов, внесения изменений в принятые нормативные правовые акты, оперативного реагирования на выявленные недостатки в процедурах управления и контроля. 8. Механизм реализации мероприятий Программы и контроль за ходом ее выполнения Выполнение мероприятий Программы предусматривает координацию действий исполнительных органов государственной власти республики, органов местного самоуправления, а также органов службы занятости и работодателей республики в реализации мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда в Кабардино-Балкарской Республике. Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется в пределах выделенных из федерального бюджета субсидий, перечисленных на счет, открытый уполномоченному органу в Управлении Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике в установленном порядке, а также за счет ассигнований из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на 2015 год. Министерство труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики осуществляет расходы по участию в реализации мероприятий Программы в пределах лимитов бюджетных обязательств по соответствующим статьям и подстатьям классификации операций сектора государственного управления исходя из их экономического содержания. Порядок организации работы по реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в Кабардино-Балкарской Республике и расходования средств на реализацию мероприятий Программы за счет субсидии из федерального бюджета и ассигнований из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики устанавливает Правительство Кабардино-Балкарской Республики. Министерство труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по реализации Программы осуществляет управление Программой и является ответственным за ее реализацию. Министерство труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики: обеспечивает реализацию мероприятий Программы за счет субсидии, выделяемой из федерального бюджета, и средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики; осуществляет информационное сопровождение Программы; осуществляет контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, своевременным исполнением в полном объеме основных мероприятий Программы; готовит предложения по корректировке Программы; представляет информацию о ходе исполнения Программы и отчет о расходах консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральную службу по труду и занятости, Правительство Кабардино-Балкарской Республики. Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Кабардино-Балкарской Республики. 9. Оценка планируемой эффективности реализации Программы Показатели результативности мероприятий Программы: численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, трудоустроенных на временную работу - 949 человек; численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, прошедших опережающее профессиональное обучение - 55 человек; численность молодых людей, реализующих социальные проекты, из числа граждан в возрасте от 22 до 30 лет, приступивших к реализации новых социальных проектов - 10 человек; численность инвалидов, трудоустроенных на рабочие места на условиях социальной занятости - 10 человек. Эффективность реализации Программы определяется исходя из достижения следующих показателей: уровень регистрируемой безработицы - 2,3 процента; уровень занятости населения субъекта Российской Федерации - 58 процентов; доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения участия во временных работах, в общей численности работников, участвующих во временной занятости - 85 процентов; доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения опережающего профессионального обучения, в общей численности работников, прошедших опережающее профессиональное обучение - 85 процентов. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к региональной программе Кабардино- Балкарской Республики «Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кабардино-Балкарской Республики в 2015 году»
Баланс рабочих мест по Кабардино-Балкарской Республике
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|