Расширенный поиск

Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30.03.2016 № 45-ПП

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

КЪЭБЭРДЕЙ-БАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКЭМ И ПРАВИТЕЛЬСТВЭМ И

УНАФЭ

 

КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОСУНУ

БЕГИМИ

 

30 марта 2016 г.

N 45-ПП

г. Нальчик

 

Об утверждении бюджетного прогноза Кабардино-Балкарской

Республики на долгосрочный период до 2027 года

 

(В редакции Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31.03.2017 N 57-ПП)

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 1701 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 24-1 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике" Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2027 года.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Председатель Правительства

Кабардино-Балкарской Республики

 

А.Мусуков

 

 

 


УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Кабардино-Балкарской Республики

от 30 марта 2016 г. N 45-ПП

 

Бюджетный прогноз

Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период

до 2027 года

 

Бюджетный прогноз Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2027 года (далее - долгосрочный бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 1701 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком разработки и утверждения бюджетного прогноза Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31 августа 2015 г. N 205-ПП.

Одним из инструментов достижения целей государственной социально-экономической политики на современном этапе должна стать бюджетная политика, основные черты которой при различных вариантах развития российской и мировой экономики будут зафиксированы в долгосрочном бюджетном прогнозе.

Важным средством обеспечения долгосрочной бюджетной сбалансированности должно служить реформирование отдельных секторов бюджетной сферы, включая изменение используемых в них механизмов финансирования.

Долгосрочное бюджетное прогнозирование подразумевает, что параметры налоговой, бюджетной и долговой политики, включаемые в краткосрочные бюджеты, будут базироваться на ориентирах, выработанных в рамках долгосрочного планирования. В свою очередь, долгосрочные планы будут регулярно актуализироваться с учетом фактических условий развития экономики, возможной переоценки списка приоритетных задач и изменений внешних условий.

Долгосрочное планирование должно позволить уйти от инерционного подхода, когда бюджетные ассигнования распределяются на основе индексирования тенденций предыдущих лет.

Долгосрочное планирование может стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного роста расходов.

Таким образом, долгосрочное бюджетное планирование должно сыграть важную роль в повышении сбалансированности консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики и качества бюджетной политики на республиканском и муниципальном уровнях в целом.

 

 

I. Основные итоги развития бюджетной системы

Кабардино-Балкарской Республики за 2015 год,

условия формирования бюджетного прогноза на 2016 год

 

Основные итоги развития бюджетной системы

Кабардино-Балкарской Республики за 2015 год

 

В 2015 году решение задач социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики осуществлялось в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Кабардино-Балкарской Республики.

По предварительным итогам за 2015 год доходы консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики исполнены в объеме 29549,7 млн рублей или 94,4% от годовых плановых назначений, по сравнению с соответствующим периодом 2014 года темп роста составил 105,2%; расходы консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики исполнены в объеме 32 637,0 млн рублей или 88,9% от запланированных годовых назначений.

Исполнение основных параметров республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики по предварительным итогам 2015 года сложилось следующим образом.

Доходы республиканского бюджета исполнены в объеме 25 736,6 млн рублей или 94,6% от годовых плановых назначений, по сравнению с соответствующим периодом 2014 года темп роста составил 105,7%.

Расходы республиканского бюджета исполнены в объеме 28 679,5 млн рублей или 88,7% от запланированных годовых назначений, в том числе за счет собственных средств – 21 204,4 млн рублей, за счет целевых средств, поступивших из федерального бюджета, –7 475,1 млн рублей.

В течение последних пяти лет динамика темпов роста доходов и расходов республиканского бюджета соответствовала общим тенденциям по Российской Федерации и Северо-Кавказскому федеральному округу.

При этом, несмотря на существенные проблемы, сложившиеся на общероссийском уровне, в 2015 году удалось увеличить доходы и расходы.

В общей сумме доходов республиканского бюджета удельный вес налоговых доходов составил 40,2%, неналоговых доходов – 2,4%, безвозмездных поступлений - 57,4%.

Поступления по налоговым доходам по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 24,5% (2 040,3 млн рублей) и составили 10 356,5 млн рублей.

Неналоговые доходы республиканского бюджета в 2015 году выполнены на 64,4%. При годовом плане 948,8 млн рублей фактически поступило 611,1 млн рублей. Снижение доходов по сравнению с 2014 годом составило 31,5%, которое в основном приходится на доходы от продажи материальных и нематериальных активов: при плане 350,0 млн рублей фактически поступило 51,9 млн рублей.

Из поступивших доходов республиканского бюджета собственные доходы составили 10 967,7 млн рублей или 91,2% от запланированных объемов (12 025,0 млн рублей). Темп роста по сравнению с 2014 годом составил 119,1%.

Безвозмездные поступления по республиканскому бюджету составили 15 153,3 млн рублей при плане 14 768,9 млн рублей (исполнение составило 97,3%). Темп роста по сравнению с 2014 годом – 97,5%.

По итогам 2015 года сложилась следующая структура расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Социально значимые и первоочередные расходы составили 18 734,7 млн рублей или 65,3% от общей суммы произведенных расходов.

Из социально значимых и первоочередных расходов:

на выплату заработной платы направлено 4 066,2 млн рублей;

на пособия по социальной помощи населению – 3 403,3 млн рублей;

на выплату стипендий – 30,7 млн рублей;

на оплату коммунальных услуг и услуг связи – 291,8 млн рублей;

на медикаменты и продукты питания – 437,4 млн рублей;

на перечисления другим бюджетам бюджетной системы – 10 505,3 млн рублей, в частности на обязательное медицинское страхование – 3 550,5 млн рублей, субвенция на образование – 5382,4 млн рублей, дотации муниципальным районам, городским округам и поселениям – 479,1 млн рублей.

В отраслевом разрезе основная доля расходов республиканского бюджета в 2015 году приходится на образование, здравоохранение и социальную политику, что почти в 4 раза больше чем в 2009 году (совокупная доля указанных разделов в 2015 году – 64,1%, в 2009 году - 24,9%).

Финансирование расходов капитального характера, включая расходы по дорожному фонду, по итогам 2015 года составило 5 756,5 млн рублей, из них за счет средств федерального бюджета 2 998,3 млн рублей, что составляет 20% от общих расходов республиканского бюджета.

Объем государственного внутреннего долга на 1 января 2016 года составил 7 339,7 млн рублей, из него 3 520,0 млн рублей составляют банковские кредиты, 3 398,4 млн рублей - более дешевые бюджетные кредиты, 421,3 млн рублей государственные гарантии Кабардино-Балкарской Республики.

По сравнению с 1 января 2015 г. объем государственного долга возрос на 796,3 млн рублей за счет бюджетных кредитов.

Расходы на обслуживание внутреннего долга составили 256,2 млн рублей.

 

Условия формирования бюджетного прогноза на 2016 год

 

Основной целью бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов является обеспечение сбалансированности республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, устойчивости бюджетной системы и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Закон о стратегическом планировании), который знаменует новый важный этап бюджетного реформирования - переход к стратегическому планированию, произошло закрепление правовых основ стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также порядка их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

К документам стратегического планирования, наряду с другими, отнесены документы, перечисленные в пункте 2 статьи 172 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, служащие основанием составления проекта закона о бюджете: ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, прогноз социально-экономического развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, бюджетный прогноз на долгосрочный период, а также государственные программы Российской Федерации (субъектов Российской Федерации, муниципальных образований).

Конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения в условиях сбалансированного бюджета. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности, обеспечение социальных гарантий.

Основными задачами бюджетной политики на 2016 год являются:

1. Обеспечение расходных обязательств источниками финансирования как необходимое условие реализации государственной политики.

Для этого будет подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться, их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.

За счет бюджетных средств не должны осуществляться проекты, создающие конкуренцию частным инвестициям. Бюджетные инвестиции должны стимулировать рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной, инженерной, коммуникационной, социальной инфраструктуры, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

2. Дальнейшая реализация принципа формирования республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на основе государственных программ.

Это позволит повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность для общества и расширит возможности для оценки их эффективности.

Направления и мероприятия социально-экономической политики Кабардино-Балкарской Республики, реализуемые в рамках государственных программ, должны иметь надежное и просчитанное финансовое обеспечение. Следовательно, необходимо провести работу по приведению объемов финансового обеспечения государственных программ на весь период их действия к реальным возможностям республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики с учетом финансового положения бюджета в целом.

3. Обеспечение бюджетной устойчивости и экономической стабильности.

В целях обеспечения бюджетной устойчивости и экономической стабильности необходимо сохранение объема государственного долга республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на экономически безопасном уровне, позволяющем обеспечивать привлечение заемных средств на условиях реальной возможности обслуживания и погашения данных обязательств. Сокращению уровня долговой нагрузки республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, в частности, способствует замещение коммерческих кредитов Кабардино-Балкарской Республики бюджетным кредитом из федерального бюджета с одновременным снижением платы за пользование бюджетными кредитами.

С Министерством финансов Российской Федерации заключено Соглашение "О предоставлении бюджету Кабардино-Балкарской Республики из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Кабардино-Балкарской Республики". Соглашением установлены следующие условия:

обеспечить сохранение дефицита бюджета Кабардино-Балкарской Республики в 2015 году на уровне, утвержденном на 2015 год, по состоянию на 1 января 2015 г.

обеспечить дефицит бюджета субъекта Российской Федерации в 2016, 2017 и 2018 годах на уровне не более 10 процентов от суммы доходов субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016, 2017 и 2018 годы соответственно;

обеспечить поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций, к 1 января 2016 г. - до 42 процентов от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2015 год, к 1 января 2017 г. - до 48 процентов от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, к 1 января 2018 г. - до 53 процентов от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2017 год, к 1 января 2019 г. - до 50 процентов от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2018 год.

4. Повышение качества предоставляемых населению государственных (муниципальных) услуг.

Использование инструмента государственного задания на оказание государственных услуг при стратегическом и бюджетном планировании должно обеспечивать взаимосвязь государственных программ и государственных заданий в целях создания условий для достижения целей государственной политики в соответствующих сферах и повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах.

5. Прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.

6. Усиление государственного внешнего и внутреннего финансового контроля за деятельностью исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и других главных администраторов бюджетных средств по обеспечению целевого и результативного использования бюджетных средств.

 

II. Цель, задачи реализации бюджетной политики

Кабардино-Балкарской Республики и долговой политики

на долгосрочный период

 

Цель, задачи реализации бюджетной политики

Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период

 

Целью долгосрочной бюджетной политики является обеспечение предсказуемости реакции бюджетной системы Кабардино-Балкарской Республики на внешние и внутренние макроэкономические вызовы и возможности, которые могут возникать вследствие реализации различных сценариев развития российской и мировой экономики, в том числе за счет определения превентивного применения необходимых мер при негативном воздействии внешних экономических факторов, а также обеспечения связи между долгосрочными целями государственных программ Кабардино-Балкарской Республики, целевыми показателями (индикаторами) их выполнения и бюджетными проектировками на среднесрочный период.

Достижение указанной цели может быть обеспечено при наличии эффективной и сбалансированной экономики, а также эффективной деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, что требует обоснованной оценки ресурсного потенциала республики.

Конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения в условиях сбалансированного бюджета. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности, обеспечение социальных гарантий.

При формировании и реализации бюджетной политики на долгосрочный период необходимо исходить из решения следующих основных задач:

1. Выполнение требований и соблюдение норм бюджетного законодательства Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.

В 2015-2017 годах будут осуществлены значительные изменения и уточнения бюджетного законодательства, которые повлекут существенные изменения в бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике. Новая редакция Бюджетного кодекса будет предусматривать расширение предмета Бюджетного кодекса в части регулирования отдельных вопросов в отношении "неучастников" бюджетного процесса (бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий, государственных корпораций и компаний), совершенствование методологии формирования и исполнения расходных обязательств для более четкого определения объема и структуры действующих обязательств публичных образований и планирования финансовых ресурсов на их реализацию, уточнение форм межбюджетных трансфертов, ужесточение требований к распределению субсидий исключительно законами (решениями) о бюджете, установление требований к методологии прогнозирования доходов, а также соответствующие бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета, предоставление бюджетных средств в уставные капиталы юридических лиц, субсидии юридическим лицам в пределах суммы фактической потребности.

2. Повышение качества государственных программ и расширение их использования в бюджетном планировании.

В государственных программах следует более полно отразить комплекс мер и инструментов государственной политики, повысив тем самым их качество как документов стратегического планирования. Важно обеспечить дальнейшую интеграцию государственных программ в процесс бюджетного планирования, в том числе регламентировать процесс выделения дополнительных ресурсов, увязав его с достижением целей и результатов соответствующих госпрограмм. При этом необходимость исполнения полномочий в условиях жестких финансовых ограничений предполагает расширение полномочий главных распорядителей средств республиканского бюджета по перераспределению средств внутри программ.

Особое внимание должно быть уделено обоснованности механизмов реализации государственных программ, их ориентации на достижение долгосрочных целей социально-экономической политики Кабардино-Балкарской Республики.

3. Обеспечение бюджетной устойчивости и экономической стабильности.

Данная общая задача включает в себя несколько составляющих:

поддержание безопасного уровня дефицита;

соблюдение показателей и достижение результатов, установленных государственной программой "Управление государственными финансами, государственным долгом и межбюджетными отношениями в Кабардино-Балкарской Республике" на период до 2020 года;

ограничение роста расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, не обеспеченных стабильными доходными источниками. Принятие новых расходных обязательств должно в обязательном порядке основываться на оценке прогнозируемых доходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики;

сохранение объема государственного долга республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на экономически безопасном уровне, позволяющем обеспечивать привлечение заемных средств на условиях реальной возможности обслуживания и погашения данных обязательств.

4. Повышение качества предоставляемых населению государственных (муниципальных) услуг. Прежде всего, это относится к таким значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культура, физическая культура и спорт.

В рамках решения данной задачи будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращению доли неэффективных бюджетных расходов.

Ответственность главных распорядителей средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики должна осуществляться через контроль за выполнением государственного задания в полном объеме.

Также необходимо предусмотреть увязку состава и объема государственных услуг (работ) с социальными гарантиями и обязательствами Кабардино-Балкарской Республики.

Необходимо продолжить работу по оптимизации структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования государственных (муниципальных) учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также несоответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы.

С 1 января 2016 г. для всех учреждений бюджетной системы в рамках соответствующей отрасли будут действовать отраслевые перечни государственных и муниципальных услуг и работ, разработанные министерствами и ведомствами Кабардино-Балкарской Республики.

5. Прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.

Бюджетная политика осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных органов власти, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации.

Этот подход реализован за счет формирования республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в "программном" формате, что подразумевает "привязку" финансовых ресурсов к конкретным целевым параметрам и результатам, прогнозируемым показателям социально-экономического развития, публичное обсуждение проектов, хода и итогов реализации государственных программ.

Принцип прозрачности и открытости будет подкреплен новыми практиками его реализации, в полном объеме будут проведены процессы по открытию бюджетных процедур, в числе которых:

регулярная разработка и совершенствование "Бюджета для граждан";

соблюдение сроков и процедур подключения уполномоченных органов к государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет". Это основной ресурс информации о государственных финансах.

6. Осуществление мероприятий по совершенствованию бюджетного процесса, развитию системы управления государственным долгом, имуществом, финансовыми активами, повышению эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, включая оптимизацию их полномочий и численности, специализации функций, формированию интегрированной системы управления государственными финансами ("электронного бюджета").

7. Усиление государственного внешнего и внутреннего финансового контроля за деятельностью исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и других главных администраторов бюджетных средств по обеспечению целевого и результативного использования бюджетных средств.

Модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему времени исчерпала свои возможности в виду отсутствия достаточных доходов. В этих условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики.

Реализация этих мер будет являться необходимым условием повышения эффективности системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами и, как следствие, минимизации рисков несбалансированности бюджетов бюджетной системы Кабардино-Балкарской Республики в долгосрочном периоде.

Для достижения цели и решения задач долгосрочной бюджетной политики необходимо соблюдение следующих основных принципов:

надежность (достоверность) и консервативность оценок и прогнозов, положенных в основу долгосрочной бюджетной политики;

долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджетов бюджетной системы Кабардино-Балкарской Республики;

сохранение объема государственного долга Кабардино-Балкарской Республики и муниципального долга на экономически безопасном уровне, позволяющем обеспечивать привлечение заемных средств на условиях реальной возможности обслуживания и погашения данных обязательств;

полнота прогнозирования (учета) финансовых и нефинансовых ресурсов (активов), обязательств и регулятивных инструментов, используемых для достижения целей государственной политики;

формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом возможности их оптимизации и повышения эффективности исполнения;

принятие новых расходных обязательств на основе сравнительной оценки их эффективности и разных способов достижения поставленной цели;

обеспечение гибкости объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе наличие нераспределенных ресурсов на будущие периоды и критериев для их использования в соответствии с уточнением приоритетных задач либо сокращения (в пределах условно утвержденных расходов) при неблагоприятной динамике бюджетных доходов;

создание постоянно действующих механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов;

повышение персональной ответственности главных распорядителей средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики;

регулярность анализа и оценки рисков для бюджетной системы Кабардино-Балкарской Республики и использование полученных результатов в бюджетном планировании.

Реализация долгосрочного бюджетного прогноза направлена на повышение темпов роста экономики Кабардино-Балкарской Республики, развитие малого и среднего предпринимательства, рост инвестиционной активности, повышение доступности банковского кредитования, улучшение делового климата, развитие реального сектора экономики.

Общая эффективность реализации долгосрочного бюджетного прогноза будет определяться ее практическим применением в рамках бюджетного процесса, а также при разработке, утверждении и реализации документов государственного стратегического планирования.

 

Основные направления бюджетной политики

Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочную перспективу

 

При формировании долгосрочного бюджетного прогноза использовались основные параметры прогноза социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2027 года, разработанные на основе анализа тенденций развития основных секторов экономики. Объем валового регионального продукта (ВРП) за 2015 год прогнозируется в сумме 132,0 млрд рублей с темпом роста на 103,3%.

К концу прогнозируемого периода валовой региональный продукт возрастет в 1,6 раза к уровню 2015 года, а его объем достигнет 319,4 млрд рублей.

Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период отражены в приложении N 1 к настоящему долгосрочному бюджетному прогнозу.

 

Направления бюджетной политики

на долгосрочный период по доходам

 

Для обеспечения уровня доходов, достаточного для гарантированного выполнения задач и функций государства и местного самоуправления, важнейшей задачей органов государственной власти, органов местного самоуправления на долгосрочную перспективу является увеличение налогового и неналогового потенциала. Выполнение этой задачи потребует реализации комплекса мер, в том числе:

а) повышение качества администрирования налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики, в рамках которого будут приняты меры по:

увеличению собираемости платежей в консолидированный бюджет Кабардино-Балкарской Республики, в том числе с физических лиц;

сокращению задолженности по налоговым платежам, усилению претензионно-исковой работы с неплательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей и осуществлению мер принудительного взыскания задолженности;

совершенствованию системы управления и распоряжения государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики;

организации эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в вопросах мобилизации доходов в консолидированный бюджет Кабардино-Балкарской Республики;

б) определение дополнительных источников пополнения доходной части бюджета на основе анализа налогового потенциала Кабардино-Балкарской Республики;

в) обеспечение заинтересованности органов местного самоуправления в максимальной мобилизации доходов;

г) совершенствование методов контроля по легализации "теневой" заработной платы;

д) выявление лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по отдельным видам деятельности.

Налоговая система, а также доходы от управления имуществом должны способствовать достижению стабильного социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, высокому уровню ее налогового потенциала и повышению уровня жизни населения.

 

Направления бюджетной политики

на долгосрочный период по расходам

 

Основной целью долгосрочного бюджетного прогноза является обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики.

Главная задача, которая стоит перед исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, 6 обеспечить принятие реалистичных обязательств, не нарушая устойчивость бюджетной системы.

Формирование и исполнение "программного бюджета" будет сопровождаться внедрением современных информационных систем.

Соблюдение принципа единства бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочном периоде будет обеспечиваться в том числе за счет применения единой классификации, единых перечней государственных услуг.

Обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием реализации государственной политики. Для этого будет подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться, их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.

Принцип прозрачности и открытости будет подкреплен новыми практиками его реализации, в полном объеме будут проведены процессы по открытию бюджетных процедур.

В долгосрочном периоде будут реализовываться следующие мероприятия:

1. Повышение качества государственных программ и расширение их использования в бюджетном планировании.

В целях создания условий для дальнейшей реализации программных документов продолжится работа по совершенствованию нормативной базы, необходимой для программно-целевого планирования и реализации республиканского бюджета в программном формате.

Дальнейшая реализация принципа формирования бюджетов бюджетной системы Кабардино-Балкарской Республики на основе государственных программ позволит повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.

Предельные объемы расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на реализацию государственных программ Кабардино-Балкарской Республики на период их действия отражены в приложении N 2 к настоящему долгосрочному бюджетному прогнозу.

2. Повышение эффективности оказания государственных услуг.

В рамках решения данной задачи будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращению доли неэффективных бюджетных расходов.

3. Обеспечение в полном объеме публичных нормативных обязательств.

4. Обеспечение исполнения указов Президента Российской Федерации по социальным вопросам.

5. Инвентаризация социальных выплат на предмет их универсализации и оптимизации на основе критериев адресности и нуждаемости.

6. Интенсивное внедрение новых механизмов управления финансами:

совершенствование методологии формирования государственных программ с целью консолидации показателей государственных программ и государственных заданий на оказание услуг (выполнение работ);

введение методики оценки эффективности социальных выплат и мер социальной поддержки населения, установленных нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики.

7. Мониторинг деятельности государственных учреждений с целью их оптимизации.

 

Направления долгосрочной бюджетной политики

в сфере межбюджетных отношений

 

Развитие сферы межбюджетных отношений связано с решением следующих задач:

обеспечение сбалансированности местных бюджетов;

сохранение высокой роли нецелевой финансовой помощи;

повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов;

консолидация межбюджетных субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в рамках государственных программ, а также их распределение в соответствии с приложениями к республиканскому бюджету Кабардино-Балкарской Республики;

формирование устойчивой собственной доходной базы местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию;

укрепление финансовой дисциплины муниципальных образований республики, достижение условий соблюдения органами местного самоуправления бюджетного законодательства.

Оказание финансовой поддержки со стороны республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в финансировании первоочередных расходов муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики будет продолжено путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые сохранят ведущую роль в системе межбюджетного регулирования. В связи с высокой значимостью данного вида межбюджетных трансфертов общий объем указанных дотаций не должен подлежать уменьшению даже в случае необходимости пересмотра отдельных расходных статей республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.

В целях решения поставленных задач и реализации направлений развития межбюджетных отношений, установленных на федеральном уровне, необходимо:

продолжить практику заключения с высокодотационными муниципальными образованиями республики соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов в местные бюджеты в целях повышения ответственности органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику;

проводить не реже одного раза в два года внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета в тех муниципальных образованиях, с которыми заключены соглашения (в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

организовать работу по укрупнению субсидий с расширением направлений их использования и прав муниципальных образований по определению приоритетов социально-экономического развития в рамках софинансируемых расходных полномочий;

осуществлять распределение субсидий (за исключением распределяемых на конкурсной основе) приложениями к закону Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете;

повысить ответственность исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики за несвоевременное распределение и доведение средств до получателей, предусмотрев:

персональную ответственность должностных лиц за несвоевременное распределение средств субсидий между муниципальными образованиями Кабардино-Балкарской Республики, а при наличии существенного ущерба государственным и общественным интересам введение мер процессуального характера;

перераспределение средств субсидий между муниципальными образованиями Кабардино-Балкарской Республики на иные цели в случае отсутствия распределения субсидий по состоянию на 1 июля текущего года;

осуществить переход к механизму перечисления целевых межбюджетных трансфертов под фактическую потребность, что позволит практически полностью исключить наличие неиспользованного остатка целевых средств в местных бюджетах, обеспечит повышение эффективности и прозрачности расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты;

ужесточить меры в отношении муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики за недостижение установленных значений показателей результативности использования субсидий, а также за невыполнение в установленный срок графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению объектов капитального строительства.

Результаты ежегодного мониторинга предоставления субсидий должны в обязательном порядке учитываться при составлении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Повышению эффективности расходования средств должно способствовать изменение подходов к принятию решений по остаткам межбюджетных субсидий.

Необходимо закрепить положение о том, что главными администраторами доходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики от возврата межбюджетных субсидий местным бюджетам "текущего характера" может приниматься решение о наличии потребности в них только при условии, что субсидии предоставлены в отчетном финансовом году, в то время как по остаткам субсидий прошлых лет в обязательном порядке принимается решение об отсутствии потребности в них.

Подтверждение потребности в остатках субсидий может быть осуществлено главными администраторами доходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики только при предоставлении муниципальным образованием Кабардино-Балкарской Республики подтверждающих документов, являющихся основанием возникновения обязательства муниципального образования Кабардино-Балкарской Республики по финансовому обеспечению мероприятий за счет средств субсидии.

В рамках субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности ("капитальные" субсидии) решение о наличии потребности может приниматься по субсидиям, предоставленным как в отчетном финансовом году, так и (или) в году, предшествующем отчетному.

В среднесрочной перспективе также следует минимизировать использование иных межбюджетных трансфертов в связи с невозможностью в достаточной мере оценить эффективность их предоставления. Для этого следует предусмотреть конкретные случаи, в которых возможно их предоставление. В иных случаях указанные трансферты следует предоставлять либо в форме отдельных субсидий, либо их объемы должны быть включены в объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Реализация изложенных мер будет способствовать повышению эффективности системы межбюджетных отношений, обеспечению сбалансированности местных бюджетов и увеличению их финансовых возможностей, а также улучшению качества управления бюджетным процессом на местном уровне.

 

Долговая политика и сбалансированность бюджета

Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период

 

Обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики в долгосрочном периоде является одной из основных задач бюджетной политики. Под сбалансированностью понимается соответствие расходных обязательств доходам бюджета. Основным критерием оценки сбалансированности бюджета является его устойчивость, то есть способность выполнять установленные расходными обязательствами задачи.

С учетом ограничений на размер дефицита бюджета, а также на размер государственного долга и объем расходов на обслуживание государственного долга, предусмотренных бюджетным законодательством, стратегической задачей на долгосрочный период является осуществление взвешенной долговой политики, сохранение умеренной долговой нагрузки, совершенствование системы управления долговыми обязательствами и соблюдение целевых показателей, установленных государственной программой Кабардино-Балкарской Республики "Управление государственными финансами, государственным долгом и межбюджетными отношениями в Кабардино-Балкарской Республике" на период до 2020 года.

В сложившихся условиях основными задачами в области долговой политики являются:

максимально возможное сдерживание роста объема государственного долга Кабардино-Балкарской Республики;

оптимизация расходов на обслуживание государственного долга Кабардино-Балкарской Республики;

своевременное исполнение долговых обязательств Кабардино-Балкарской Республики.

Для решения указанных задач необходимо:

осуществлять мониторинг полноты использования бюджетных ассигнований получателями средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и кассовое прогнозирование его исполнения;

осуществлять мероприятия по наращиванию объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики;

проводить анализ процентных ставок за пользование заемными средствами на рынке кредитов;

использовать все возможности замены банковских кредитов кредитами, предоставляемыми из федерального бюджета на частичное покрытие дефицита республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и пополнение остатков средств на едином счете республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики при его исполнении. Данный вид заимствований отличает пониженная процентная ставка 0,1% годовых. Использование бюджетного кредита позволяет значительно снизить расходы на обслуживание государственного долга Кабардино-Балкарской Республики;

продолжить практику среднесрочных и долгосрочных заимствований в форме банковских кредитов на срок до 3 лет;

взвешенно подходить к вопросу увеличения обязательств по государственным гарантиям, которое оказывает влияние на основные параметры бюджета, так как объем предоставленных гарантий включается в общий объем государственного долга Кабардино-Балкарской Республики, расходы бюджета и источники финансирования дефицита. При этом обеспечение точности прогноза величины бюджетных ассигнований на исполнение данного вида обязательств крайне затруднено в связи с неопределенностью условий сделок (проектов), которым оказывается государственная поддержка. Эта особенность значительно осложняет бюджетное планирование как на короткий период, так и на долгосрочную перспективу.

При реализации долговой политики Правительство Кабардино-Балкарской Республики будет исходить из основных макроэкономических показателей Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации. Предполагается ограничить темп роста государственного долга Кабардино-Балкарской Республики темпом роста собственных доходов Кабардино-Балкарской Республики. Таким образом, рост государственного долга Кабардино-Балкарской Республики не будет снижать уровень инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики, а также позволит обслуживать возрастающие расходы на обслуживание государственного долга Кабардино-Балкарской Республики без негативного влияния на экономику в целом.

 

 


Приложение N 1

к бюджетному прогнозу

Кабардино-Балкарской Республики

на долгосрочный период до 2027 года

 

ПРОГНОЗ

основных характеристик консолидированного бюджета

Кабардино-Балкарской Республики и республиканского бюджета

Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период

 

(В редакции Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31.03.2017 № 57-ПП)

 

(млн рублей)

Показатели/ годы

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Консолидированный бюджет Кабардино-Балкарской Республики

Доходы

29549,7

31224,3

32406,9

30635,1

31721,6

32825,1

34171,0

35537,9

36817,2

38032,2

39173,1

40387,5

41679,9

Расходы

32637,0

34117,4

32459,3

30231,6

31306,7

32825,1

34171,0

35537,9

36817,2

38032,2

39173,1

40387,5

41679,9

Дефицит (профицит)

-3087,3

-2893,2

-52,4

403,5

414,9

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики

Доходы

25736,6

26979,2

28092,1

26307,1

27273,9

27338,2

28459,1

29597,4

30662,9

31674,7

32625,0

33636,4

34712,8

Расходы

28679,5

30016,3

28144,5

25903,6

26859,0

27338,2

28459,0

29597,4

30662,9

31674,8

32625,0

33636,4

34712,8

Дефицит (профицит)

-2942,9

-3037,2

-52,4

403,5

414,9

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Государственный долг

7339,7

10319,0

9166,1

8710,3

8698,9

8698,9

8698,9

8698,9

8698,9

8698,9

8698,9

8698,9

8698,9

 

(В редакции Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31.03.2017 № 57-ПП)

 

 

 

Приложение N 2

к бюджетному прогнозу

Кабардино-Балкарской Республики

на долгосрочный период до 2027 года

 

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОБЪЕМЫ

расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики

на реализацию государственных программ

Кабардино-Балкарской Республики на период их действия

 

(В редакции Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31.03.2017 № 57-ПП)

 

(тыс. рублей)

N п/п

Наименование государственной программы

Кабардино-Балкарской Республики

Расходы республиканского бюджета на финансовое обеспечение реализации государственных программ

2016

2017

2018

2019

2020

 

ВСЕГО:

29036941,1

26047828,9

24265255,7

24161396,8

23367670,9

1

"Развитие здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике"

6500248,1

5303927,7

5585158,6

5467606,7

5467606,7

2

"Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике"

7271792,2

7189336,6

7190689,3

7190296,0

7190296,0

3

"Социальная поддержка населения Кабардино-Балкарской Республики"

4404855,4

4157506,1

3863678,1

3869470,9

3869470,9

4

"Доступная среда в Кабардино-Балкарской Республике"

46558,5

30070,9

3846,5

3851,0

3851,0

5

"Обеспечение населения Кабардино-Балкарской Республики жильем" *

785788,1

0,0

0,0

0,0

0,0

6

"Обеспечение жильем и коммунальными услугами населения Кабардино-Балкарской Республики"

0,0

655202,2

107457,6

107457,6

0,0

7

"Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики"

355966,6

356162,0

358032,0

358989,6

358989,6

8

"Профилактика правонарушений и укрепление общественного порядка и общественной безопасности в Кабардино-Балкарской Республике"

13141,3

22944,4

22944,4

22944,4

22944,4

9

"Защита населения и территории Кабардино-Балкарской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"

845220,7

345443,5

318776,0

318776,0

0,0

10

"Культура Кабардино-Балкарии"

397906,0

594719,4

421180,2

421704,2

421704,2

11

"Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Кабардино-Балкарской Республике"

145964,0

232284,9

97816,9

78049,5

78049,5

12

"Развитие физической культуры и спорта в Кабардино-Балкарской Республике"

346197,0

304935,1

222652,8

197652,8

197652,8

13

"Экономическое развитие и инновационная экономика"

1006587,4

1134110,0

891457,6

891457,6

891457,6

14

"Развитие промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике"

22433,5

43111,3

18310,7

18310,7

18310,7

15

"Информационное общество"

334191,2

331780,2

356539,1

345002,4

0,0

16

"Развитие транспортной системы в Кабардино-Балкарской Республике"

2399015,7

2393999,3

2229520,1

2313012,1

2313012,1

17

"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике"

2742387,4

1280338,6

1216984,8

1194467,7

1194467,7

18

"Развитие лесного хозяйства в Кабардино-Балкарской Республике"

70576,5

78199,9

79158,2

80371,3

80371,3

19

"Энергоэффективность и развитие энергетики в Кабардино-Балкарской Республике"

44266,6

48451,2

46707,5

47167,5

47167,5

20

"Управление государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики"

24399,1

22197,0

22489,8

22489,8

0,0

21

"Управление государственными финансами, государственным долгом и межбюджетными отношениями в Кабардино-Балкарской Республике"

1017662,6

1268382,4

1174891,2

1175354,6

1175354,6

22

"Развитие мировой юстиции в Кабардино-Балкарской Республике" *

133244,3

0,0

0,0

0,0

0,0

23

"Развитие туристско-рекреационного комплекса в Кабардино-Балкарской Республике"

17899,4

232762,3

23081,4

23081,4

23081,4

24

"Повышение эффективности реализации молодежной политики в Кабардино-Балкарской Республике" *

14663,0

0,0

0,0

0,0

0,0

25

"Приоритетные направления развития архивного дела в Кабардино-Балкарской Республике" *

29592,3

0,0

0,0

0,0

0,0

26

"Обеспечение населения Кабардино-Балкарской Республики услугами жилищно-коммунального хозяйства" *

37068,1

0,0

0,0

0,0

0,0

27

"Взаимодействие с общественными организациями и институтами гражданского общества в Кабардино-Балкарской Республике"

29316,3

21963,8

13882,9

13882,9

13882,9


Информация по документу
Читайте также