Расширенный поиск
Послание Президента Кабардино-Балкарской Республики от 31.01.2001 № б/нПослание Президента Кабардино-Балкарской республики Парламенту Уважаемые депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики! Дорогие соотечественники! Сегодня в соответствии с полномочиями, предоставленными мне Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, обращаюсь к Парламенту республики с Посланием. Изложенные в нем перспективы нашего развития являются плодом анализа и оценки, сложившейся в Кабардино-Балкарии, в районах и городах обстановки, осознания сути и динамики происходящих в обществе процессов. Предлагаемое Послание может служить ориентиром и руководством к действию для руководителей, служащих государственного аппарата в 2001 году, а отдельные его положения - и на более отдаленную перспективу. Здесь, перед высоким собранием, хочу заявить: сегодня имеются необходимые условия и надежные предпосылки для устойчивого и динамичного развития нашего общества в текущем году. Истекший год ознаменовался ощутимым продвижением Кабардино-Балкарской Республики по всем направлениям ее жизни и деятельности. Был продолжен процесс формирования прочной законодательной базы, соответствующей требованиям времени и новым реалиям. Парламентом республики принят ряд важных законов, способствующих ускоренному продвижению реформ во всех сферах. Были осуществлены практические меры по завершению создания эффективной судебной власти. Сегодня судебные органы всех уровней, за малым исключением, укомплектованы подготовленными, квалифицированными кадрами, полностью сформирована система мировых судей, создаются условия для их нормального функционирования. Более результативной стала деятельность Правительства, многих министерств и ведомств, органов исполнительной власти на местах. Продолжился процесс развития гражданских институтов общества. Органы власти и управления достаточно эффективно взаимодействуют с политическими партиями и общественными объединениями, религиозными конфессиями в реализации задач социально-экономических и задач духовного развития нашего общества. Дальнейшее развитие получило местное самоуправление. Возросла информированность населения о деятельности органов власти. Были осуществлены практические меры, направленные на укрепление законности и правопорядка в республике. Сегодня криминогенная обстановка у нас остается, если так можно выразиться, одной из благополучных в регионе, да и в стране. Люди с возросшей верой во власть, в ее способность отстаивать и защищать их жизненные интересы включаются в процесс созидания. Все это явилось условием для достижения намеченных нами на 2000 год рубежей социально-экономического развития. Как и намечалось в прошлом Послании, нам удалось обеспечить динамичное продвижение экономики. Объем производства валового регионального продукта в истекшем году составил более 16,6 миллиарда рублей, или 120 процентов к уровню 1999 года. С пуском новых производств, активизацией деятельности ряда действующих предприятий укрепилась тенденция роста выпуска промышленной продукции. Индекс ее физического объема за год достиг 150 процентов. Освоено свыше 2,4 миллиарда рублей капиталовложений. Введены в действие первый гидроагрегат мощностью 3,5 МВт малой ГЭС на канале Баксан-Малка, малотоннажный нефтеперерабатывающий завод в Терском районе, троллейбусные линии в г. Нальчике, ряд других новых производств и предприятий. Построено жилья общей площадью более 192 тысяч квадратных метров, общеобразовательных школ - на 2886 мест, введена больница на 220 коек. Завершена реконструкция театра имени А. Шогенцукова. Наметились обнадеживающие тенденции в аграрном секторе. Производство валовой продукции сельского хозяйства в текущем году составило 109,3 процента к уровню 1999 года, или 8,6 миллиарда рублей. Валовой сбор зерна увеличился на 84,7 тысячи тонн, или на 27,5 процента. Заметно возросло производство овощей и плодов, несколько увеличилось производство основных видов продукции животноводства. Достигнут рост показателей грузооборота и пассажироперевозок, услуг связи и платных услуг населению, и, что очень важно, на 13,6 процента возрос оборот розничной торговли. Достигнутые успехи в экономическом развитии позволили наряду с поддержкой Центра оздоровить заметно финансовое хозяйство, добиться ощутимого роста уровня жизни населения республики. Средняя заработная плата увеличилась по сравнению с прошлым годом, в 1,5 раза, и среднемесячный ее размер достиг за год более 1,2 тысячи рублей. С учетом роста потребительских цен реальная зарплата увеличилась на 23 процента. Удалось ощутимо сократить задолженность по заработной плате в сфере материального производства, ликвидировать ее в бюджетной сфере. На протяжении всего года своевременно и в полном объеме выплачивались зарплата бюджетникам, пенсии и социальные пособия. Сохраняется позитивное соотношение между заработной платой и величиной прожиточного минимума. По этому кругу вопросов положение дел в Кабардино-Балкарии одно из наиболее благополучных в регионе. Важнейшим приоритетом социальной политики оставалось усиление адресности социальной помощи населению. В истекшем году адресную помощь из местных бюджетов получили свыше 24 тысяч граждан на общую сумму около 30 миллионов рублей. Размер дополнительных социальных выплат увеличился по сравнению с 1999 годом вдвое и составил 100 рублей на человека. Малообеспеченным семьям, детям-сиротам, инвалидам оказана денежная и натуральная помощь на общую сумму 5,8 миллиона рублей (из внебюджетных источников). Дальнейшее развитие получили здравоохранение, образование и культура. Несколько улучшилось лекарственное обеспечение стационарных учреждений, снизилась заболеваемость по ряду социально обусловленных болезней. В основном завершен процесс интеграции профессионального образования. В сфере культуры реализованы меры по реформированию театрально-зрелищных и концертных организаций республики. Определенные подвижки имеются и по ряду других важных направлений социальной политики. Таким образом, можно констатировать, что основные положения прошлогоднего Послания практически реализованы. Вместе с тем мы осознаем, что имеются серьезные упущения и недоработки. Вскрыть причины недостатков, наметить меры по их недопущению, а главное - очертить следующий этап реформ, цели, которые ставим перед собой в 2001 году, призвано нынешнее Послание. Важное место в нем отведено анализу положения дел в экономике и перспективам ее развития. Жизнь подтвердила правильность наших подходов. Взятый в прошлом году курс на динамичное развитие экономики в целом выдержан. Теперь ставится задача - придать ему устойчивый характер, соответствующий намеченным значимым социальным целям. В Послании определены основы ее реализации. Главными, ключевыми из них являются создание и запуск новых производств, максимальная загрузка имеющихся мощностей; повышение конкурентоспособности продукции и прогрессивные сдвиги в структуре экономики; улучшение инвестиционного и предпринимательского климата; создание равных экономических условий для всех хозяйствующих субъектов; действенная поддержка экономики. В конечном итоге реализация намеченных нами задач должна обеспечить рост валового регионального продукта на 12,3 процента к уровню 2000 года и довести его объем до 22 миллиардов рублей. А это означает, что данное нами предвыборное обещание будет выполнено: республика впервые в своей истории станет самодостаточной. Для достижения этой цели необходим выход на новый, более эффективный уровень управления экономикой, главная роль в этом деле отводится Министерству экономики и торговли республики. Однако у нас еще немало претензий к работе данного министерства, его руководителю Б.М. Рахаеву, а также к курирующему целый блок направлений в сфере экономики первому заместителю Председателя Правительства Ю.К. Альтудову. Рассчитываем, что они критически проанализируют и оценят свою деятельность, сделают необходимые выводы и заметно прибавят в работе. Основной базой эффективного функционирования экономики является развитое промышленное производство. Поэтому ставится задача вывода его в ближайшие годы на передовые позиции. Наши намерения в текущем году продолжить практику государственной поддержки промышленных предприятий вполне реальны. Однако эта поддержка будет оказываться предприятиям, которые способны обеспечить достойную отдачу. К сожалению, в истекшем году нам не удалось обеспечить ввод всех намеченных новых производств. Более того, не завершен процесс вывода на проектные мощности ряда важных для экономики республики производств по крупным инвестиционным проектам. С этой практикой омертвления немалых средств далее нельзя мириться. Правительству республики следует безотлагательно проанализировать причины неэффективного использования инвестиций в производство минеральной и питьевой воды, лекарственных средств, табачной продукции, медной катанки, нефтепродуктов, обработку камня и др., и сделать необходимые выводы. В текущем году ставится задача обеспечить объемы производства промышленной продукции на сумму свыше 10 миллиардов рублей. Для ее реализации у нас имеются все необходимые условия. Мы должны, наконец, добиться вывода на проектные мощности имеющихся предприятий и производств. Это означает, что ОАО "Минеральные воды Кабардино-Балкарии" должно будет вместо прошлогодних 118 миллионов рублей дать продукции не менее чем на 255 миллионов рублей; завод по производству медной катанки должен выйти на годовой объем 120 миллионов рублей; предприятия-производители спирта и водки - на 2 миллиарда рублей. Рассчитываем также на значительное наращивание объемов производства ОАО "Тырныаузский горно-обогатительный комбинат" и ОАО "Гидрометаллург", ООО "Эльфарми", ОАО "Нальчикский комбинат "Искож", ОАО "Нальчикский машиностроительный завод" и ряда других предприятий. Если наряду с этим добиться оживления производства на ОАО "Телемеханика", ОАО "Севкавэлектроприбор", ОАО "Нальчикский электровакуумный завод", ОАО "Прохладненский завод полупроводниковых приборов", ОАО "Терекалмаз", на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, целом ряде других эффективно работавших в прошлом предприятий, то реальность намеченных нами рубежей не может вызывать сомнений. Для этого Правительству, соответствующим министерствам и ведомствам республики, местным администрациям районов и городов необходимо на основе тщательного анализа состояния дел на каждом предприятии разработать и осуществить комплекс организационных, технических и финансовых мер, направленных на обеспечение максимальной загрузки имеющихся производственных мощностей, создание трудовым коллективам благоприятного климата для эффективной и ритмичной работы. В истекшем году нам не удалось завершить формирование системы транспортного обслуживания. Правительству предстоит неотложно выработать программу развития транспортной системы, рассчитанную на период до 2006 года, обеспечить целенаправленную работу по ее реализации. В ближайшее время следует предпринять комплекс мер по наведению должного порядка на внутригородских, междугородных и межрегиональных перевозках, осуществляемых как государственным (муниципальным), так и привлеченным автотранспортом. В Послании обозначены приоритетные направления развития транспортного комплекса республики и конкретные задачи в этой отрасли на 2001 год. Не буду задерживать на них ваше внимание. Скажу лишь, что их осуществление должно обеспечить грузоперевозки в объеме свыше 10,8 миллиона тонн, объем пассажироперевозок - свыше 1 миллиарда пассажирокилометров, или соответственно 117 процентов и 111 процентов к уровню 2000 года в сопоставимой оценке. Ключевая роль и ответственность в достижении намеченных рубежей, в обеспечении эффективного развития вышеуказанных отраслей возлагается на Министерство промышленности, транспорта и связи (С.Б. Аброков), которое в истекшем году по ряду направлений работы не обеспечило реализацию поставленных задач. В республике довольно разветвленная сеть автомобильных дорог, и по их плотности, а точнее сказать по обеспеченности дорожной сетью наш край в ряду наиболее благополучных регионов страны. Однако все еще немало населенных пунктов, по объективной необходимости нуждающихся в увязке надежной дорожной сетью. Примером может служить многофункциональная трасса Ташлы-Тала - Верхняя Балкария - Безенги - Булунгу - Актопрак - Былым - Джилы-Су - Долина Нарзанов - Кисловодск (Кичмалка). Немало населенных пунктов, где республиканская магистраль не имеет продолжения в виде центральной улицы под асфальтом; уровень технический и уровень оснащенности дорог необходимой инфраструктурой далеко не соответствуют требованиям современным, и даже участки федеральной сети дорог в республике зримо уступают состоянию дорожной сети соседних краев и области. В этих условиях Правительству предстоит обстоятельно проанализировать ход выполнения республиканской программы развития дорожной сети, откорректировать ее и наметить четкие меры по реализации, включая вопросы совершенствования управления дорожным хозяйством. В истекшем году в основном завершен процесс структурных преобразований в отраслях топливно-энергетического комплекса. Однако уровень работы новых организационных структур по обеспечению устойчивого электро- и газоснабжения республики нас пока никак не удовлетворяет. Хочу предупредить руководителей данных организаций, что далее недопустимо мириться с таким отношением к делу, к нуждам нашего народа. На этот год ставится задача завершения реализации программы газификации Кабардино-Балкарии. Это будет означать, что наша республика станет одним из немногих субъектов Российской Федерации, где практически все населенные пункты будут газифицированы. Убежден, республике необходимо выработать и реализовать уже в рамках предстоящих 5-6 лет программу развития электроэнергетики, позволяющую покрывать собственные потребности. Вместе с тем нам необходимо иметь реальную программу, рассчитанную на такой же период и обеспечивающую переработку нефти в объемах 350-400 тысяч тонн, разведку ее запасов, добычу разведанных объемов и надежную современную хозяйственную структуру, способную реализовать эту сложную задачу. Реализация же мер, намеченных в Послании на этот год, должна позволить довести годовую выработку собственной электроэнергии до 126 миллионов киловатт-часов, а объем добычи нефти - не менее чем до 50 тысяч тонн. Осуществление комплекса этих и других мер в топливно-энергетическом комплексе станет возможным при условии, если настойчиво будет действовать наше Правительство, если и ответственно, и энергично будет работать Министерство топлива и энергетики (А.Н. Ахметов), должным образом взаимодействуя с федеральными органами власти. Уважаемые депутаты! При всем том, что нам удалось сохранить строительный комплекс Кабардино-Балкарии, но продвинуться мы сколь-либо заметно в структурной реформе отрасли не смогли. Не занял должного места единый проектный Центр республики, не продвинулись в русле эффективных структурных внутриотраслевых реформ, не достигнуто положительного взаимодействия с негосударственными стройорганизациями и не сформирована благоприятная среда их развития, не оптимизирована ведомственная структура стройкомплекса, практически не разворачиваются к рынку производство стройматериалов и сектор их сбыта. Нет заметных позитивных сдвигов в деятельности по архитектурно-строительному контролю, крайне слабо идут внедрение и отработка рыночных инструментов финансирования стройкомплекса. Перечень упущений можно продолжить. Однако очевидно, что они не могут не сдерживать перспективу развития стройкомплекса, что они являются причиной срыва сдачи отдельных объектов, неудовлетворительного выполнения целых значимых для республики программ, касающихся жилищного и дорожного строительства, газификации, водоснабжения и т.д. Правительству, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства следует обстоятельно проанализировать состояние дел в строительном комплексе и принять необходимые решения и меры по устранению этих и других недостатков, по безусловному обеспечению программы строительства и в целом инвестиций в 2001 году. Приоритетными направлениями здесь остаются реализация программ восстановления г. Тырныауза, жилищного строительства, газификации и водоснабжения населенных пунктов республики, строительство и пуск первой очереди каскада Нижне-Черекских ГЭС, важных объектов социальной инфраструктуры. В целях повышения эффективности работы строительного комплекса надо активизировать работу по привлечению средств населения для жилищного строительства. Наряду с этим следует продолжить политику государственной (и муниципальной) поддержки жилищного строительства, поскольку это направление тянет за собой всю цепочку экономической и социальной жизни. Нам и далее предстоит обеспечивать доступность социального (бесплатного или льготного) жилья для нуждающихся. Требует развития система кредитования строительства индивидуального жилья, в том числе ипотечного. Остается нерешенным ряд ключевых задач, поставленных в предыдущем Послании, в деле реформирования жилищно-коммунального хозяйства. По-прежнему много еще жалоб на качество и стоимость жилищно-коммунальных услуг. Монополизация многих их видов отсутствие эффективной системы контроля, слабая техническая оснащенность объектов приборами учета способствуют снижению затрат на содержание жилищно-коммунального хозяйства. И надо заметить, что динамика тарифов за год на услуги и качество этих дел далеко не равнозначны. Словом, ожидаемого эффекта начатых реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства пока не получаем. В этой связи Правительству, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства необходимо обеспечить формирование стандартов качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, совершенствование системы тарифов, стимулирующей проведение политики энергоресурсосбережения на основе совместной деятельности республиканских и муниципальных органов власти. Следует ускорить работу по реформированию организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, в целях упорядочения их финансовых отношений и повышения ответственности перед потребителями за качество и своевременность предоставляемых услуг. Конечной целью обозначенных мер и направлений в строительном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйство в текущем году является освоение не менее миллиарда рублей инвестиций. Ее достижение потребует от Правительства, органов местного самоуправления и главным образом от Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства (Н.М. Бозиев) более слаженной и энергичной работы. Истекший год ознаменовался обнадеживающими тенденциями в аграрном секторе экономики. И все же положение дел в отрасли остается весьма напряженным. Многие коллективные хозяйства по-прежнему находятся в "лежачем" положении. Нет сколь-либо ощутимых активных перемен в общественном животноводстве. В этих условиях Правительству, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, администрациям районов и городов следует определиться с теми хозяйствами, которые никакая поддержка уже не выведет из провала. Имущество этих хозяйств и погашение долгов может быть обращено в государственную собственность, передано тем, кто в состоянии его эффективно использовать, то есть рационально применять процедуру банкротства. Важным звеном нашей политики по повышению эффективности сельскохозяйственного производства является внедрение современных внутрихозяйственных экономических отношений. Эта задача нами ставилась в предыдущем Послании. Однако и сейчас в ряде районов и хозяйств эта работа ведется недостаточно продумано, без должной проработки новых экономических отношений и не доводится как следует до непосредственных работников. По-прежнему остро стоит вопрос организации закупок излишков сельхозпродукции у населения. Несмотря на то, что в истекшем году увеличились закупки мяса и молока, острота проблемы нисколько не снижается, а принятое на этот счет постановление Правительства осталось нереализованным. В Послании подробно сформулированы задачи Министерства сельского хозяйства и продовольствия, органам местного самоуправления по активизации этой работы. Думаю, не стоит их озвучивать в этой аудитории. Скажу лишь, что все это выполнимо для работающих с полной ответственностью за порученное дело и не делающих каких-либо оправданий. Важнейшими задачами перерабатывающих предприятий в нынешних условиях являются расширение объемов и углубление переработки сырья, улучшение качества и конкурентоспособности продукции. Без этого невозможно указанным предприятиям выжить и развиваться. Правительству республики надо изыскать и оказать предприятиям финансовую помощь для их своевременной подготовки к сезону заготовки и переработки сырья. В свою очередь Министерству сельского хозяйства и продовольствия необходимо внимательно разобраться в том, насколько рационально используются финансовые средства перерабатывающих предприятий, правильно ли ведется ценовая политика, ежемесячно рассматривать их балансы. Пора в этом деле навести должный порядок. В целом же необходимо разработать целевую программу развития агропромышленного комплекса республики на 2001-2006 годы с обоснованными подпрограммами развития переработки, а также частного сельского хозяйства. Специальный раздел должен быть посвящен финансовому и экономическому оздоровлению сельскохозяйственного производства. В агропромышленном комплексе, таким образом, в 2001 году объемы производства продукции в денежном выражении должны составить не менее 11,5 миллиарда рублей, или 113 процентов к уровню прошлого года (в сопоставимой оценке). Рассчитываем на ответственную работу Министерства сельского хозяйства и продовольствия (М.Х. Ахохов), а также курирующего данную отрасль заместителя Председателя Правительства Н.А. Маслова в осуществлении означенных и других задач развития агропромышленного комплекса. В этом году предстоит завершить реформирование земельных отношений. На наш взгляд, назрела настоятельная потребность в создании единого объекта недвижимости на основе прав на земельный участок, передачи площадей под зданиями, сооружениями, предприятиями в собственность тех юридических и физических лиц, которым эти объекты принадлежат на правах собственности. Важным направлением работы в этой сфере является осуществление четкого разграничения земель муниципальной, республиканской и федеральной собственности, передача земельных участков, используемых для нужд городов и сел, в собственность муниципальных образований, введение республиканского земельного кадастра. В Послании содержатся конкретные задачи по рачительному и бережному использованию природных ресурсов, улучшению охраны окружающей среды. Решение вопросов в этих сферах с недавнего времени возложено на единый орган - Комитет природных ресурсов по КБР. Предстоит незамедлительно урегулировать наши отношения в сфере природопользования и природоохраны в рамках Конституции РФ и двустороннего договора республики и федерального центра с целью создания структуры двойного подчинения, способной эффективно решать вопросы природопользования. Уважаемые депутаты! Сегодня с сожалением приходится констатировать, что многие установки и положения предыдущего Послания в сфере торговли остались неисполненными. Торговля в республике развивается с некоторым отставанием, которое может быть и обусловлено в известной мере консервативностью рынка, недостатком собственных оборотных средств торговых субъектов, разобщенностью участников розничного рынка. Однако не выдерживает критики работа муниципальной торговой сети, остающейся вне влияния администраций районов и городов; плохо работает сельская торговая сеть, не несет своих функций оптовое звено. Сохраняется диспропорция в отраслевой структуре потребительского рынка и размещении сети предприятий. Ущемленными оказываются отдаленные населенные пункты. Эффективное функционирование предприятий потребительского рынка требует формирования инфраструктуры, обеспечивающей работу оптового и розничного звеньев как целостной системы. Именно оптовое звено призвано наладить рациональные коммерческие связи между производством и торговлей. А потому его развитие остается важнейшей задачей Правительства на 2001 год. В текущем году работа торговли, в целом потребительского рынка должна стать значительно эффективнее и обеспечить оборот розничной торговли и платных услуг в объеме не менее 10 миллиардов рублей. Реализация этой важной в экономическом и социальном аспектах задачи должна быть предметом постоянной заботы Министерства экономики и торговли КБР. Рассчитываем и на более заметную роль в этом деле Управления государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по КБР. В истекший период не реализованы в должной мере намеченные нами цели в сфере управления государственной собственностью. Не удалось оптимизировать структуру собственности в целом по республике, в разрезе отраслей и территорий. Нам не под силу оказалось решить эту задачу даже в рамках наиболее крупных предприятий и организаций. Практически не продвинулись в русле повышения эффективности использования госсобственности, повышения отдачи деятельности представителей государства в управлении акционерными обществами. Не смогли провести и объективную оценку собственности, которой располагает республика на самом деле. Не удалось уйти от практики реформирования собственности на отдельных предприятиях в угоду корыстным целям, личным и групповым интересам. Получила развитие практика не всегда обоснованного банкротства, обращения имущества ряда предприятий в пользу сомнительных кредиторов, да и прямой распродажи их имущества не без помощи судов и служб исполнения. Все это и множество других упущений в деле рационального управления госимуществом в республике создают нам немало сложных задач для решения в 2001 году, без чего сами реформы в экономике трудно развить с должной отдачей и в перспективе. В этой связи Правительству предстоит безотлагательно организовать работу по инвентаризации всех государственных активов и пассивов. Необходимость проведения этой работы нами ставится не первый год. Однако результатов до сих пор нет. В то же время полная инвентаризация государственного имущества, а затем и имущества всех владельцев, рациональное вовлечение в оборот госимущества позволят сформировать баланс имущества республики, что рассматривается нами как важное условие для привлечения инвестиций путем предоставления гарантий инвесторам не за счет доходов бюджета, а за счет реальных активов. Повышение эффективности использования имущества наряду с оптимизацией государственных доходов и расходов должно стать стратегической задачей всех органов власти республики. Министерству государственного имущества (Ю.Ф. Беднев) следует компетентно и более ответственно заниматься решением этих и других проблем, связанных с повышением эффективности управления госимуществом. В текущем году предстоит в корне изменить наше отношение к вопросам банкротства предприятий. Надо перестать бояться этой процедуры, а напротив, надо проводить ее честно и использовать для осуществления структурных изменений предприятий с целью увеличения поступления налогов, числа рабочих мест и привлечения инвестиций. Именно из этого должен исходить в своей деятельности территориальный орган Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в КБР (Х.Н. Коков). Принятые в республике нормативно-правовые акты позволили создать благоприятные условия для развития предпринимательства. Малый и средний бизнес вошел во все сферы нашей жизни. Заложены основы для нормального производственного, строительного, туристического и другого бизнеса. И все же коренного улучшения положения в этой сфере пока не произошло. По-прежнему незначительна доля предпринимательства в общем объеме валового регионального продукта, а соответственно и в бюджетных поступлениях. Сегодня надлежит четко определиться с перспективами малого и среднего бизнеса, создавать и расширять рыночную инфраструктуру. Важно, чтобы предпринимательство содействовало не только обогащению наших граждан, но и развитию республики в целом, отдельных отраслей и территорий и в первую очередь депрессивных. Для решения этих задач в предстоящий период необходимо организовать работу по проведению оптимальной детализации в законах действий органов государственной власти по регулированию предпринимательской деятельности. Следует продолжить работу по передаче предпринимателям незанятых производственных площадей и оборудования, принадлежащих неработающим предприятиям республики. Словом, в предстоящий период необходимо настойчиво продолжать работу по созданию благоприятного предпринимательского климата, что в конечном итоге должно привести к увеличению реального вклада малого и среднего бизнеса в решение социально-экономических задач развития Кабардино-Балкарии. В Послании ставится задача за счет активизации внешнеэкономической деятельности обеспечить увеличение объемов экспорта в 1,8 раза и производства импортозамещающей продукции не менее чем в 1,5 раза. В республике за последние годы накоплен определенный экспортный потенциал. Это в первую очередь новые предприятия, ориентированные на выпуск экспортной и импортозамещающей продукции. Необходимо в полной мере использовать их возможности. Для успешного продвижения товаропроизводителей КБР на внешние рынки следует повысить уровень контроля за качеством экспортной продукции через ее сертификацию на основе международных стандартов. В этом деле более активную позицию должен занять Кабардино-Балкарский центр стандартизации, метрологии и сертификации. Ответственность за реализацию этих и других задач по активизации внешнеэкономической деятельности возлагается на Министерство внешних связей (В.С. Жамборов), организующая и координирующая роль которого должна быть заметно повышена. Организация всей работы по реализации наших планов и намерений, персональная ответственность за достижение намеченных рубежей в экономике возлагаются на первого заместителя Председателя Правительства Ю.К. Альтудова. Будем надеяться, что ноша окажется ему по плечу. В Послании истекшего года ставилась задача оздоровления финансового хозяйства республики. Образно говоря, нельзя утверждать, что осуществленная "терапия" не дала результатов; нынешнее состояние финансового хозяйства республики нельзя характеризовать как "больное". Однако оно подвержено частым "недугам", и его состояние можно определить как "хроническое недомогание". Остался, к сожалению, нереализованным до конца целый ряд целевых установок и задач, обозначенных нами для решения в 2000 году. Понятно, что они обременяют и без того непростые задачи в сфере финансового хозяйства республики, которые нам необходимо решать в рамках уже текущего года. Не достигнуто намеченное продвижение в деле совершенствования межбюджетных отношений. Не в полной мере задействован арсенал инструментов по мобилизации Доходов бюджета (суммарные потери 300 миллионов рублей). Не достигнуты должные ритмичность в бюджетных назначениях и их эффективность. Не сокращены объемы неплатежей, которые достигали 1,6 миллиарда рублей, и прежде всего объемы дебиторской задолженности. Не достигнут необходимый уровень работы с заимствованиями. Мало что сделано по совершенствованию налоговой политики, системы работы с налогоплательщиками. Не продвинулись сколь-либо в деле создания и рационального использования рыночной финансовой инфраструктуры. Нет серьезных подвижек по формированию надежной банковской системы, ее активному участию в финансировании экономики. Не переведены на казначейское обслуживание в рамках истекшего года бюджеты всех уровней. Перечень упущений, нереализованных задач в этой сфере можно было продолжить. Однако на этот год ставится задача не столько оздоровления финансового хозяйства, сколько придания ему необходимой устойчивости, а главное - надежности. Одним из важных направлений реализации данной задачи остается совершенствование механизма межбюджетных отношений. Эту работу следует проводить в русле повышения заинтересованности органов власти на местах в расширении собственной доходной базы, развитии инвестиционной активности, провидений структурных преобразований в экономике районов. Рост объема бюджетных обязательств в текущем году прогнозируется обеспечить за счет расширения прибыли предприятий и организаций, введения единой ставки подоходного налога, повышения ставок акцизов на алкогольную продукцию, индексации базовой доходности и соответствующего увеличения объемов поступлений в бюджет доходов по единому налогу. Эти и другие намечаемые нами меры должны обеспечить формирование доходной части принятого впервые в истории Кабардино-Балкарии бездефицитного бюджета. Однако эффективность бюджетного процесса во многом будет определяться и качеством исполнения расходной части бюджета. В этом плане работа органов управления пока еще далека от совершенства. Есть много примеров неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств, неоправданного списания затрат "по факту", невыполнения условий предоставления по бюджету финансовой помощи (порой в ущерб интересам самого бюджета). Выход здесь видится прежде всего в обеспечении жесткого государственного контроля, прозрачности бюджетного процесса. Сделать это надо через переход на казначейское исполнение бюджетов, в связи с чем все расчетные счета госорганов, органов власти и управления районов, городов, сел и поселков, государственных и муниципальных организаций и учреждений следует открыть в структурах казначейства. Организовать эту работу должно Министерство финансов вместе с Управлением Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике и главами местных администраций. В нынешнем году предстоит продолжить работу по совершенствованию налоговой политики и укреплению платежной дисциплины. По мере расширения финансовой базы надо идти на снижение налоговой нагрузки на производителей, что дополнительно расширит ресурсы для инвестирования и явится предпосылкой повышения ликвидности предприятий, их обеспеченности собственным оборотным капиталом, расширения зоны использования кредитов в хозяйственном обороте. Министерство финансов, финансовые структуры органов местного самоуправления, государственные налоговые службы обязаны обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов и сборов всеми без исключения налогоплательщиками. Ключевой проблемой в деле оздоровления финансового хозяйства остаются неплатежи. Нарастание просроченной, неподтвержденной дебиторской задолженности предприятий и организаций, производящих продукцию, пользующуюся спросом, надо пресекать самым решительным образом. В осуществления этих и других мер, направленных на укрепление налоговой и платежной дисциплины, рассчитывать нам приходится только на повышение результативности в деятельности Управления Министерства РФ по налогам и сборам по КБР (О.Л. Шандиров) и Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по КБР (А.Х. Хаупшев). В истекшие годы нам удалось сохранить жизнеспособную банковскую систему, повысить ее устойчивость. Вместе с тем вклад кредитных организаций в реальный сектор экономики КБР явно недостаточен. Нас не может также удовлетворить положение, когда свыше 50 процентов налично-денежного оборота в республике проходит вне касс банков. Это порождает неплатежи и уход от налогов. Национальному банку совместно с участниками кредитных операций следует усилить работу по стабилизации и дальнейшему увеличению, капитальной базы действующих банков, наращиванию ими долгосрочной ресурсной базы для увеличения операций по обслуживанию реального сектора экономики. Таким образом, обеспечение необходимой устойчивости, надежности финансовому хозяйству республики является важнейшей задачей на 2001 год и одним из главных условий достижения намеченных темпов роста экономики, решения назревших социальных проблем. Надеемся на высокую ответственность и энергичную работу в этом направлении заместителя Председателя Правительства - министра финансов Х.В. Шеожева, руководителя Управления Министерства РФ по налогам и сборам по КБР О.Л. Шандирова, председателя Национального банка КБР Н.А. Клименко. Уважаемые депутаты! Важнейшими направлениями нашей социальной политики в 2001 году в Послании определены: активная государственная политика по усилению мотивации высокоэффективного труда и поддержка работающего человека, последовательный рост заработной платы, размера пенсий, неформальная социальная адресная защита, достойная поддержка семьи, старшего поколения и инвалидов, повышение уровня жизни, развитие образования, культуры и здравоохранения. Аналогичные по сути задачи были сформулированы в Послании 2000 года. Однако многие из них решены не в полной мере. Несмотря на начисленную в декабре в среднем зарплату в 2000 рублей, среднегодовой уровень месячной зарплаты составил лишь немногим более 1200 рублей вместо намеченных 1400 рублей. Не справились Правительство и его специальная комиссия с упорядочением системы заработной платы по отраслям и по предприятиям; не удалось поднять на должный уровень роль и значение договорного регулирования трудовых отношений; недостаточной оказалась проведенная работа по повышению ответственности работодателей перед работниками; малозначимо произошедшее за год сокращение задолженности по заработной плате и в том числе по вине бюджетов разных уровней; неощутимо наше движение по сокращению безработицы, созданию новых рабочих мест, восстановлению дореформенного уровня численности работающих на большинстве предприятий; не обеспечена в намеченных объемах социальная защита 5 процентов населения - самых малоимущих; не должным образом реализуется программа государственной поддержки жилищного строительства малоимущим семьям; практически нет продвижения в обеспечении адресности социальных выплат и льгот населению; сохраняются неритмичность и задолженность по детским выплатам и т.д. К сожалению, не реализован целый ряд целевых установок, задач и в других областях, социальной сферы. Правительству, Министерству труда и социального развития, Министерству финансов, соответствующим заинтересованным ведомствам, органам местного самоуправления, а также профсоюзам предстоит глубоко проанализировать сложившуюся здесь ситуацию, сделать необходимые выводы и, что очень важно, предпринять энергичные действия с тем, чтобы реализовать возросшие задачи в социальной сфере на 2001 год в полной мере. Особенность наших подходов в социальной сфере по-прежнему будет базироваться на том, что государство не может бросить на произвол судьбы тех, кто действительно нуждается в его помощи, кто просто не подготовлен к жизни в новых условиях. Но жить, как раньше, по принципу: государство решит все и все их проблемы, нет возможностей, нет необходимых ресурсов. Время требует, чтобы формировалось новое отношение к труду, профессионализму, экономической предприимчивости, материальным и культурным ценностям. Иначе говоря, каждый физически и морально здоровый житель республики, будь он на государственном предприятии или в частном бизнесе, в поле или на приусадебном участке, должен зарабатывать. Власть же обязана создавать для этого благоприятные условия, активно стимулировать такое отношение людей к труду, всемерно поддерживать работающего человека. Обеспечить же заинтересованность работника в эффективном труде возможно только путем последовательного повышения уровня заработной платы. Надлежит продолжить настойчивую работу в этом направлении. Власть должна продиктовать, работодателям тот уровень оплаты труда, который считается приемлемым в обществе и обеспечивает гражданам достойную жизнь. Ставится задача довести в 2001 году уровень средней месячной заработной платы до 1750 рублей, или в 1,5 раза больше показателя прошлого года. Повышение уровня заработной платы для нас сегодня остается не только очередной социальной, но и важной политической задачей. Поэтому органы и структуры власти, организации, по своей "сути ответственные за защиту интересов населения должны осознать, а значит, и работать во имя защиты прежде всего законных интересов трудящегося человека. Уровень работы Министерства труда и социального развития, органов профсоюзов и в известной мере Правительства будем оценивать степенью реализации задач по защите интересов работающего. Необходимо безотлагательно реализовать меры по оптимизации численности охватываемых системой адресной поддержки граждан и впредь обеспечивать без сбоев приемлемый уровень защиты социально уязвимых семей, которые нуждаются в государственной поддержке. Такой помощью планируется охватить не менее 5 процентов нашего населения. Представляется целесообразным Правительству выработать неотложно и рекомендовать к исполнению порядок назначения этих выплат, доставки их получателям совместно с Министерством труда и социального развития, Отделением Пенсионного фонда и главами администраций городов и районов. Смысл этих мер - в республике не должно быть недоедающей, бедствующей, побирающейся семьи, и это дело чести власти, всего нашего кабардино-балкарского общества. Важнейшим направлением реализации социальных функций власти и ее органов было и остается пенсионное обеспечение граждан, предоставление пособий и прежде всего семьям с детьми. В пенсиях и пособиях на детей сегодня увязаны интересы около 370 тысяч наших граждан, практически каждая семья в республике. Здесь расходуется в год свыше 1,7 миллиарда рублей. Потому понятно, что к этой сфере нашей деятельности требуется особое и повышенное внимание. Дело чести министра труда и социального развития Б.М. Зумакулова, министра финансов Х.В. Шеожева, руководителя Управления Министерства РФ по налогам и сборам по КБР О.Л. Шандирова, управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по КБР Р.Т. Хасанова обеспечить безусловное выполнение означенных в Послании задач, навести в этой важнейшей социальной сфере четкий государственный порядок, если это употребимо в человеческом измерении. В системе пенсионного, социального обеспечения республики не может быть места для чванства и высокомерия, бездушия и корысти. Словом, предстоит заметно поднять планку требовательности к кадрам, занятым здесь, планку их нравственности. Значительный пласт социальных льгот, осуществляемых из бюджетных источников, составляет возмещение выпадающих доходов от предоставления их различным категориям населения за услуги жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта и электросвязи. В 2000 году расходы нашего бюджета на эти цели превысили 368 миллионов рублей, только льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставлены более чем 357 тысячам наших граждан. Такая практика перекрестного субсидирования, непомерных расходов бюджета, безразборной уравниловки их распределения и государственной поддержки бесхозяйственности далее продолжаться не может. Предстоит основательно реформировать всю систему, реализации этих видов социальных льгот. Надо осуществить намеченный перевод всех предоставляемых льгот ветеранам, инвалидам и другим категориям граждан в форму адресных денежных выплат. Понятно, потребуются процедура обязательной проверки нуждаемости получателей льгот, а также некоторое ограничение объемов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье. Задача эта непростая, но весьма значимая социально и гуманная по сути. Потому в рамках 1 полугодия 2001 года Правительству необходимо силами специальной комиссии с участием Парламента, профсоюзов разработать, законодательно утвердить и реализовать программу реформирования системы безадресных социальных льгот за услуги жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта и электросвязи. В Послании ставятся конкретные задачи по обеспечению должной поддержки обездоленных слоев населения, подверженных социальной изоляции, защите семьи, материнства и детства, повышению уровня и качества медико-социального обслуживания пожилых людей, ветеранов и инвалидов. Все эти вопросы с учетом общественных ожиданий должны стать предметом повседневного внимания и заботы Правительства, соответствующих министерств и ведомств, органов местного самоуправления. Расходы бюджета в 2001 году на социальную политику предусмотрены в 1,4 раза выше прошлогодних показателей. Ответственность за их рациональное использование, за осуществление всех наших намерений в этой сфере возлагается прежде всего на Министерство труда и социального развития (Б.М. Зумакулов), от которого мы вправе ожидать большей настойчивости и эффективности в реализации поставленных задач. Важным направлением социальной политики является охрана здоровья. Сегодня приходится констатировать, что далеко не в полной мере реализованы положения Концепции о реформе и развитии здравоохранения и задачи, определенные прошлым Посланием в этой сфере. Не доведены до завершения задачи по структурной реформе системы здравоохранения, оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений. Не достигнуты намеченные цели совершенствования схемы финансирования здравоохранения, становления многоканальной ее формы. Не значимы итоги работы по интенсификации использования имеющегося в отрасли потенциала, по экономии и рациональному использованию бюджетных средств, по упорядочению и формированию надежной и экономичной системы обеспечения лекарственными средствами и материалами лечебно-профилактических учреждений и граждан республики, по усилению профилактической направленности охраны здоровья, по подготовке и переподготовке кадров, повышению их квалификации и ответственности, по реализации мер развития материальной и технической базы здравоохранения. Эти и многие другие упущения, имеющие место в работе, послужили основанием нерадужных показателей состояния здравоохранения республики на исходе 20 века, низкого уровня рождаемости и высокого уровня смертности нашего населения. А ведь здравоохранение - ключевой фактор социальной комфортности и благополучия населения, не говоря уже о том, что оно составляет базу, фундамент успешной поступи наших народов по дорогам 21 века, да и всего третьего тысячелетия. Наверное, не хватило руководству Министерства здравоохранения компетентности, настойчивости и ответственности, а Правительству и органам местного самоуправления - осознания значимости отрасли и проблем, накопившихся здесь, должного к ним внимания. Понятно, что указанным органам управления предстоит сделать выводы, а главное, предпринять практические меры по устранению отмеченных недостатков и упущений. В текущем году необходимо завершить в полном объеме программу реформирования системы здравоохранения республики, а главное, обеспечить эффективное функционирование каждого ее звена, каждого подразделения. Особое внимание следует уделить созданию нормальных санитарно-бытовых условий на всех уровнях - от врачебной амбулатории в селе и поликлиники в поселке или городе, до районных многопрофильных больниц и республиканских специализированных центров, укомплектованию их высококвалифицированными и ответственными кадрами. Важными задачами Правительства республики в 2001 году являются сохранение объемов услуг здравоохранения, предоставляемых в рамках Программы государственных гарантий обеспечения граждан КБР бесплатной медицинской помощью, удовлетворение потребностей населения и учреждений здравоохранения в лекарственных средствах, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Задачей же первостепенной значимости Министерства здравоохранения должно быть повышение качества медицинской помощи населению и расширение номенклатуры медицинских услуг. На развитие и содержание здравоохранения в бюджете текущего года предусмотрено направить свыше 700 миллионов рублей, что превышает уровень прошлого года в 1,3 раза. Министерству здравоохранения (А.В. Карданов) с учетом возросших требований необходимо обеспечить предметное и системное руководство отраслью, эффективное функционирование всей системы здравоохранения. Уважаемые депутаты! Человечество с надеждой вступило в 21 век. Основанием этой надежды, по нашему убеждению, служит, прежде всего и более всего накопленный им (человечеством) интеллектуальный потенциал, ставшая сущностной характеристикой современного человека органическая потребность познания, образования. И та власть, которая желает своему народу нормального развития в грядущем веке и далее, не может уходить от задач образования, более того, не может не возвести в ранг приоритета государственной политики сферу образования. В Кабардино-Балкарии именно такое отношение к образованию, и оно непреходяще. Исходя из этой целевой установки, нами формируются ежегодно конкретные задачи органов власти и управления в данной сфере. На старте 2001 года приходится сознавать, что не все, и не в полной мере удается реализовать, как это и получилось в ушедшем году. По-прежнему нет должного взаимодействия органов управления образованием и руководителей профессиональных учебных заведений, не доведена до завершения разработка и не начата экспериментальная отработка преемственных программ, охватывающих весь процесс образования; затягиваются освоение национально-региональной компоненты на уровне среднего образования и реализация программы развития воспитания в образовательных учреждениях. Перечень упущений значительно шире. Не стану перечислять далее. Ставится задача - обеспечить переход к многоуровневому и непрерывному образованию, охватывающему всю активную жизнь человека. При этом многообразие и непрерывность должны выступать не как дань моде, не только как перспективные тенденции, но и как важное условие достижения нового качества образования. В этих целях в текущем году необходимо продолжить работу по формированию учебно-воспитательных комплексов на основе интеграции дошкольного и школьного образования. Предстоит обеспечить совершенствование созданной интегрированной и многоуровневой системы среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, ликвидировать отставание от мировой практики в стандартах и качестве преподавания специальных наук, осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования всех уровней. В этом году должны произойти кардинальные изменения в информатизации сферы образования. Наша цель - обеспечить в рамках года каждую школу компьютерным классом, чего бы это ни стоило. Важные задачи стоят перед нашей наукой. Проблемы, связанные с развитием науки, повышением ее роли в жизни республики, активизацией инновационной деятельности, подробно обсуждены на региональной конференции в конце прошлого года. Долг Правительства - обеспечить безусловную реализацию полезных для нас решений и рекомендаций этого форума. На поддержку науки и развитие образования в бюджете на 2001 год предусмотрено направить свыше одного миллиарда рублей, или 130 процентов к уровню предыдущего года. Рассчитываем, что Министерство образования и науки (М.Х. Балкизов) вместе с ответственными за эту сферу руководителями вузов и научных учреждений обеспечит их эффективное использование, добьется повышения качества подготовки специалистов и уровня работы образовательных и научных учреждений. Уважаемые депутаты! Духовное и нравственное здоровье наших народов, как и прежде, остается объектом государственной заботы и ключевым моментом социальной политики. В этой связи Правительству КБР предстоит определиться с приоритетными направлениями и реализацией республиканских целевых программ в сфере культуры, обеспечить дальнейшее укрепление материальной базы учреждений культуры. Важнейшими задачами остаются сохранение и приумножение уникальных культур народов республики. Для реализации этих задач Министерству культуры необходимо повысить эффективность деятельности и объединить усилия органов управления, различных творческих союзов, учреждений культуры, библиотек, музеев, профессиональных и фольклорных коллективов. Надо оживить работу клубных учреждений, обеспечить их эффективное и рациональное использование, активизировать поиск и внедрение новых форм и методов работы. В 2001 году на развитие культуры и искусства в целом по республике запланировано направить около 100 миллионов рублей, что в 1,4 раза выше, чем в истекшем году. Наступивший год должен пройти под знаком неуклонного роста духовного и нравственного благосостояния населения республики. В реализации этой важной задачи свои надежды возлагаем на большую настойчивость и последовательность в деятельности Министерства культуры (Ю.М. Тхагазитов). Наша молодежная политика должна быть сориентирована на создание благоприятных условий, позволяющих молодым людям реализовать свой потенциал. Необходимо поддерживать творческий потенциал молодежных и детских организаций, оказывать им помощь в преодолении равнодушия и формализма в молодежной среде. Министерство по делам молодежи, физической культуре и туризму (Р.Б. Фиров) проводит немало молодежных мероприятий, однако его работа все еще отстает от насущных потребностей молодежи, не оказывает системного воспитательного влияния. В жизни общества, особенно молодежи важна роль физкультурно-спортивного движения. Значительны спортивные успехи республики, особенно в различных видах единоборства. Однако высокие достижения в отдельных видах спорта не должны подменять задачи по развитию массовой физической культуры и спорта. В республике работают сотни профессиональных тренеров и преподавателей физкультуры, имеется множество спортивных залов и спортивных сооружений. Этот большой потенциал должен использоваться с наибольшей отдачей. Кабардино-Балкария располагает прекрасными возможностями для развития индустрии туризма. Правительству республики необходимо обобщить все наши наработки и решения в этой области, добиться доведения до логического завершения программы развития туристской инфраструктуры. Развитие туризма, привлечение спортсменов и отдыхающих из других государств и регионов России должны стать существенным источником пополнения доходной части бюджета. Таковы задачи и главные направления предстоящей работы в социальной сфере в 2001 году. Возглавить работу по координации и объединению усилий органов власти и управления, мобилизации сил и средств на их реализацию обязан заместитель Председателя Правительства Х.Х. Сохроков, от которого ждем компетентного и ответственного отношения к делу. Важнейшей задачей государства остается защита личности и общества от преступных посягательств. Для этого у правоохранительных органов республики есть все возможности и большой внутренний потенциал. Главное умело использовать, объединить и скоординировать их усилия во имя единой цели - борьбы с преступлениями и правонарушениями. Неоднократно из Послания в Послание ставится эта важная задача, однако ощутимых сдвигов в этом деле как не было, так и нет. Рассчитываем на то, что прокуратура КБР (Ю.М. Кетов) совместно с Советом общественной безопасности (Р.И. Абазов) наконец-таки сумеет обеспечить должную координацию усилий правоохранительных органов в деле укрепления законности и правопорядка. Восстановление доверия общества, граждан к власти, к праву, будет зависеть прежде всего от настойчивости органов прокуратуры в реализации широких полномочий на всех участках и в сферах прокурорского надзора. Важная роль в обеспечении законности и правопорядка принадлежит органам внутренних дел. В Послании указываются конкретные сферы их особого внимания, а также меры, призванные повысить эффективность деятельности служб и подразделений Министерства внутренних дел. Не буду их излагать. Остановлюсь лишь на одном, волнующем нас аспекте. В прошлом Послании обращалось внимание на необходимость укрепления служебной дисциплины и законности среди сотрудников милиции. Заметных изменений пока не произошло. Не сокращается количество фактов привлечения к ответственности сотрудников органов внутренних дел за совершенные преступления, в прошлом году возросло количество нарушений служебной дисциплины. Министерству внутренних дел (Х.А. Шогенов), руководителям служб и подразделении недостает принципиальности в этих вопросах. Не можем далее мириться с таким положением и будем требовать решительно очищать центральный аппарат, отделы внутренних дел и другие подразделения от некомпетентных, нечистоплотных, скомпрометировавших себя работников. Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (Р.И. Максимов) необходимо активизировать свою деятельность по обеспечению реальной безопасности республики как составной части Российской Федерации. Актуальными остаются задачи предупреждения терроризма, пресечения деятельности исламских и других сектантских центров, незаконных вооруженных формирований и организованных преступных сообществ, усиления борьбы с коррупцией и защиты экономической безопасности. Количество экономических преступлений и правонарушений не сокращается, по-прежнему они наносят республике огромный ущерб. Перелом в этой сфере достижим только совместными, четко скоординированными действиями правоохранительных органов, а также Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации но КБР, Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по КБР и Таможни Кабардино-Балкарской Республики, Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по КБР. В последнее время значительно возросло количество обращений в суды, это говорит о постепенном становлении нового правопорядка, повышении роли судебных органов в общественной жизни. В то же время справедливую обеспокоенность вызывают явные нарушения закона и судебные ошибки. Остро стоит вопрос об исполнении решений судов по гражданским делам. Верховному и Арбитражному судам республики (Ю.Х. Маиров и Л.А. Шалкина) предстоит серьезно поработать над устранением этих и других недостатков в деятельности судов. Несмотря на то, что функции и полномочия нашего органа юстиции существенно изменились, рассчитываем и далее, что Управление Министерства юстиции Российской Федерации по КБР (А.М. Батырбеков) приложит необходимые усилия по укреплению законности и правопорядка в интересах республики. Борьбе с преступностью должен быть придан в этом году ощутимый импульс. Правоохранительные органы для этого располагают достаточным потенциалом, поддержкой власти, общественности республики, и наш народ вправе ожидать от них слаженной и эффективной работы. Уважаемые депутаты! Только сильная и эффективная публичная власть способна направлять в оптимальное русло трансформационные процессы в нашем обществе, обеспечить соблюдение законности и правопорядок. Предстоит продолжить в 2001 году совершенствование и укрепление власти, формирование необходимых институтов государственности республики. Стержневая цель преобразований нашей политической системы - превращение публичной власти в действенный инструмент общества. В нашем понимании сила государства заключается в способности эффективно реализовывать возложенных на него задачи в интересах граждан. Достичь необходимой гармонии власти и общества возможно лишь при наличии системности в деятельности органов власти и управления всех уровней, составляющих публичную власть. Особое место в системе власти республики занимает Парламент. Его основная задача на современном этапе видится в повышении качества законодательной работы и ответственности за принимаемые решения. Парламент республики за истекшие годы проделал значительную работу в этом направлении. Депутаты оперативно формируют законодательную базу, заполняют пробелы республиканского законодательства. В то же время Парламенту республики, на наш взгляд, предстоит добиваться, чтобы каждый нормативный правовой документ имел четкий механизм реализации и предусматривал меры ответственности за его неисполнение. К сожалению, законодательный процесс, все еще отстает от реальной экономической жизни, не носит упреждающего характера. В текущем году должна быть завершена работа по приведению республиканского законодательства в соответствие с федеральным. Наша республика в числе немногих субъектов Российской Федерации, в которых судебная реформа практически состоялась. Однако большая работа здесь еще впереди. Одной из важных ее составляющих является повышение авторитета судов. Суды в новых условиях должны восприниматься населением в качестве главной инстанции, обеспечивающей защиту прав и свобод человека. Этого можно достичь, лишь повысив дееспособность судебной системы и профессионализм судейского корпуса, формировав у граждан доверие к судам. Необходимо продолжить работу по созданию нормальных материально-технических условий для судей районных и городских судов, для мировых судей. Истекший год отмечен некоторым повышением эффективности деятельности Правительства республики. Однако не все из намечавшегося нами в прошлом Послании удалось реализовать в полной мере. По-прежнему в деятельности Правительства Кабардино-Балкарской Республики (Х.Д. Чеченов) нет должной оперативности, остаются низкими эффективность принимаемых решений и фактических мер, уровень ответственности и исполнительская дисциплина. Недостаточно осуществляется контроль за исполнением как собственных решений, так и указов и распоряжений Президента. Остается слабым влияние Правительства на процесс укрепления кадрового потенциала в сфере материального производства, недостаточен уровень взаимодействия с местными органами самоуправления. Поэтому в предстоящий период будут предприняты меры по совершенствованию структуры и повышению уровня компетентности и ответственности как Правительства, так и каждого министерства и ведомства в отдельности, укреплению дисциплины в органах исполнительной власти и управления всех уровней. Надо нам, наконец, научиться расставаться с теми, кто не справляется со своими прямыми обязанностями, кто подрывает авторитет власти. Это относится как к рядовым исполнителям, так и руководителям всех рангов, не сумевшим наладить работу в подведомственных им органах. С такими мерками будем подходить и к оценке деятельности органов местной власти. Администрации районов и городов (республиканского подчинения) должны нести полную ответственность за реализацию решений Президента и Правительства республики, за организацию нормальной жизнедеятельности населения на территории административных образований. Не решить стоящие перед нами задачи, если не обеспечим организацию управления на основе собственной компетенции и собственной ответственности каждого должностного лица, каждого органа исполнительной власти. Уважаемые депутаты! В прошедшие годы в республике сделано немало для становления местного самоуправления. В решающем большинстве населенных пунктов сформированы дееспособные, соответствующие необходимым демократическим нормам органы местного самоуправления. Возглавили их высокообразованные, ответственные и способные решать возложенные на них задачи люди. Вместе с тем по ряду ключевых направлений продвигаемся крайне медленно. Необходимо довершить все намеченное нами в этом важном вопросе. Правительству совместно с Парламентом уже в текущем году необходимо глубоко проработать законодательно и иными нормативными актами оформить вопросы бюджетных взаимоотношений с местными органами, формирования полнокровных бюджетов этого уровня, имущественного комплекса местных органов, включая землю административно-территориального и статусного оформления, совершенствования порядка формирования местных органов. Структурные преобразования в экономике республики, новые условия хозяйствования объективно требуют создания современной системы работы с кадрами. В трудное время экономических и политических преобразований удалось сохранить механизм управления республикой, ядро квалифицированных руководителей производств и органов управления. Многие руководители сумели найти верные ориентиры в новых условиях и добились эффективной работы возглавляемых ими отраслей и коллективов. Вместе с тем немало и тех, кто проявляет некомпетентность, неумение работать в сложных условиях сегодняшнего дня. Есть и такие, кто проявляет полнейшую безответственность к порученному делу, занят только своим личным благополучием, пользуется безнаказанностью. Подобные обстоятельства вынуждают нас пойти на замену ряда руководителей, в том числе высокого уровня, не соответствующих требованиям, как бы по-человечески трудно ни было, ибо это прежде всего вопрос авторитета власти. Как, никогда, ныне нам необходимы добросовестные управленческие кадры, предприимчивые руководители, профессионалы. Поэтому следует выработать прозрачную и ясную концепцию государственной кадровой политики. В ее рамках должна быть создана система подбора и расстановки, подготовки и переподготовки кадров, работы с резервом. В последние годы нами не раз ставилась задача повышения культуры власти. Культура власти определяется степенью гармонии ее отношений с обществом, его институтами, с интересами человека. В то же время медленно уходят из нашей жизни такие явления, как бюрократизм, волокита, бездушное отношение к правам и запросам граждан. Правительству предстоит серьезно проанализировать ситуацию и системно, последовательно реализовать меры, по изживанию этих явлений, повышению культуры управления. Власть, какой бы она сильной ни была, никогда не сможет без тесного сотрудничества с институтами гражданского общества добиться стабильного, поступательного развития государства. В последние годы в республике наличествует определенное взаимодействие органов власти с политическими партиями и общественными объединениями, налажены партнерские отношения с профсоюзами. Необходимо и впредь тесным образом сотрудничать с институтами гражданского общества в вопросах разработки государственных решений, шире использовать практику общественных экспертиз. Приоритетом в общественном развитии Кабардино-Балкарии по-прежнему должна оставаться национальная политика, учитывающая специфику национального самосознания наших народов. Опыт последнего десятилетия показал, что без целенаправленной, взвешенной национальной политики обеспечить поступательное развитие многонациональной республики невозможно. Поэтому наш важнейший долг - сохранить созданный оптимальный, комфортный климат в межнациональной среде, это поистине бесценное достояние. Важной приметой перемен в жизни республики стало становление новой модели отношений между религиозными организациями, и государством. Высоко ценим усилия наших традиционных религиозных конфессий - ислама, православия и иудаизма, которые вносят достойный вклад в дело духовного оздоровления общества, в укрепление мира и согласия в республике. В то же время нам необходимо помогать им активно противостоять проникновению в жизнь чуждых менталитету наших народов нравов и религиозного догматизма. В республике нет и не должно быть места крайним течениям ни в исламе, ни в православии, ни в других конфессиях. В Кабардино-Балкарии не было и не будет места религиозному, да и иному экстремизму, у нас прочные традиции межконфессиональных отношений, и далее намерены всемерно их поддерживать. Важная роль в формировании общественного мнения отводится средствам массовой информации. Большинство из них постепенно приходит к пониманию общегосударственных задач, решение которых связано с судьбой основной массы читателей. Вместе с тем наступивший Век информации и информационных технологий требует от исполнительной и законодательной властей кардинально новых подходов в осуществлении государственной информационной политики на территории республики. Правительству необходимо обеспечить усиление государственной поддержки средств массовой информации, а Министерству печати и информации (А.Х. Каров) следует принять комплекс мер, направленных на повышение их созидательной роли в политическом, социально-экономическом и духовном развитии общества, воспитании у жителей республики уважения к труду, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу многонационального Отечества, за сохранение культурных ценностей наших народов. Уважаемые депутаты! Кабардино-Балкарской Республикой достойно пройден очередной этап общественных преобразований. Он был ознаменован определенными достижениями, хотя и не удалось избежать ощутимых упущений. Впереди у нас еще более высокие цели и рубежи во всех сферах жизнедеятельности республики. Для их достижения имеются необходимые предпосылки. На протяжении ряда лет стабильно, а в последнее время динамично развивается экономика. Последовательно решаются проблемы в социальной сфере, достигнуто определенное улучшение социального самочувствия народа. В республике высокий уровень консолидации общества. Движущими силами нового этапа в жизни Кабардино-Балкарии должны стать сильная публичная власть, социальное партнерство, высокая ответственность и неукоснительное выполнение всеми без исключения своих обязанностей. Экономический рост может быть достигнут только эффективным трудом, четкой организаторской и управленческой работой. Возросшее доверие граждан к публичной власти, гражданский мир и межнациональное согласие, высокая духовность, социальная защищенность людей, уверенность в завтрашнем дне - вот решающие предпосылки осуществления наших планов. Послание призвано дать импульс дальнейшему развитию республики. Хочу выразить надежду, что депутаты Парламента, народ республики поддержат его основные положения. Только объединив усилия всех ветвей власти, всех общественно-политических сил, всех граждан, проявив волю и настойчивость, можно обеспечить каждой семье на нашей земле достойную жизнь, продвижение республики в ногу со временем, вровень с прогрессивно развивающимися регионами и народами. Уверен в реальности намеченных целей, в успешной работе по их достижению. Залог уверенности нашей - мудрость, стойкость и сила духа многонационального народа Кабардино-Балкарии. -------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|