Расширенный поиск
Послание Президента Кабардино-Балкарской Республики от 14.04.2006 № б/нВыступление Президента Кабардино-Балкарской Республики А.Б. Канокова с Посланием Парламенту Кабардино-Балкарской Республики. Уважаемые депутаты Парламента! Дорогие соотечественники! Представляю вам первое с момента вступления в должность Президента Кабардино-Балкарской Республики Послание Парламенту, в котором хотел бы остановиться на самых актуальных, на мой взгляд, вопросах жизни нашего общества, рассказать об основных направлениях развития республики и задачах органов власти на предстоящие пять лет и в том числе на нынешний, 2006 год. В основном нынешнее Послание продолжает сложившиеся в республике политические традиции. Вместе с тем оно принципиально отличается от предыдущих как по общей целенаправленности, так и по конкретным задачам. И нацелено, прежде всего, на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Иначе говоря, намечает стратегические ориентиры. Отмечу, что эти ориентиры могут быть верными лишь в том случае, если мы правильно оцениваем, где находимся в своем развитии, четко осознаем, какие проблемы собираемся решать, ясно видим, каких результатов должны добиться. Конечно, если мерить положение дел в республике только на основе статистических данных минувшего года, то вроде бы все у нас выглядит неплохо. Объем валового регионального продукта к концу 2005 года составил 35,2 млрд. рублей, индекс его реального объема - 104,1%. Промышленной продукции произведено на 11 млрд. рублей. Ее прирост превысил среднероссийский уровень и аналогичный показатель по Южному федеральному округу и составил 118,1%. Но, по моему глубокому убеждению, в той ситуации, в которой мы сегодня находимся, уместны и другие оценочные критерии, а именно, показатели достигнутого республикой за годы реформ уровня социально-экономического развития. Как выглядит ситуация при таком подходе? Прямо скажем - не радужно. По уровню бюджетных расходов мы сегодня занимаем по России лишь 88 место; средний уровень зарплаты в КБР вдвое ниже, чем по стране; доля незанятого населения в республике составляет около 104 тыс. человек или 25% от численности экономически активного населения. К этому надо добавить, что былой промышленно-технологический потенциал республики в значительной мере утрачен. Тяжелым грузом на республику ложатся копившиеся годами долги. Низок уровень жизни значительной части населения республики (особенно сельского). Серьезные проблемы имеются в системе образования, в здравоохранении и других жизненно важных сферах. Нет должной наступательности в борьбе с преступностью, в том числе с коррупцией, слаба профилактическая направленность в работе правоохранительных структур. В политической жизни республики длительное время преобладали авторитарность и закрытость власти, что породило не только недоверие к руководству республики, но и атмосферу апатии, которая отразилась на различных аспектах общественной жизни, в том числе и на экономической активности населения. Все это настоятельно требует от нас с вами радикальных, но вместе с тем глубоко продуманных, четких и эффективных решений. Учитывая эти обстоятельства, считаю ключевыми задачами власти и общества Кабардино-Балкарии на предстоящем пятилетнем этапе: 1. Обеспечение коренного перелома в динамичности развития экономики, за счет чего необходимо добиться и существенного подъема жизненного уровня населения. 2. Модернизацию политической системы КБР и системы госуправления для повышения степени их эффективности и решения назревших потребностей нашей республики, кабардино-балкарского общества. 3. Создание в республике современной системы взаимоотношений, позволяющей ликвидировать вакуум и недоверие между властью и обществом, условий для активного развития гражданского общества и его участия в решении вопросов политической, социально-экономической и культурной жизни КБР. Думаю, каждому понятно, что все эти задачи взаимосвязаны и должны решаться в комплексе. И тем не менее, хотел бы сосредоточить ваше внимание прежде всего на экономических проблемах, поскольку, пока мы не добьемся оздоровления нашей экономики, ее вывода на качественно новый уровень, трудно рассчитывать на позитивные изменения в социальной сфере, на подъем культуры, словом, на перелом общей ситуации в республике. Наша главная цель - значительно повысить эффективность функционирования всех отраслей экономики, максимально поднять уровень занятости экономически активного населения, добиться удвоения реальных доходов людей, улучшить жилищные условия не менее 14 тыс. семей, обеспечить необходимый уровень качества и доступности услуг образования, здравоохранения и систем жизнеобеспечения, снизить дотационность консолидированного бюджета республики с сегодняшних 67% до 50%. Насколько реален этот кардинальный перелом? Какими средствами можно добиться экономического прорыва при тех ресурсах, которыми мы располагаем? И, наконец, какие планки, какие результаты мы рассматриваем в качестве ориентиров нашего экономического развития на ближайшие пять лет? Для ответов на эти вопросы Правительству КБР на основе установок настоящего Послания необходимо в кратчайшие сроки завершить разработку Программы экономического и социального развития Кабардино-Балкарии на 2006-2010 годы, а затем и на 2010-2020 годы. При этом показателем верности избранной стратегии явится не только рост объемных показателей, но и сближение темпов роста экономики и основных параметров благосостояния населения со среднероссийскими показателями. Только при этом условии нам удастся существенным образом снизить социальную напряженность в обществе. В нашем хозяйственном комплексе доминирующее положение занимает промышленность, на долю отраслей которой приходится около 15% валового регионального продукта. Вместе с тем рост объема производства в этой сфере не способствовал повышению финансовой устойчивости большинства промышленных предприятий, многие из них на грани производственного и технологического разрушения. Главным фактором развития промышленности республики и повышения ее эффективности должна стать структурная перестройка. Промышленная политика на нынешнем этапе должна быть направлена не просто на экономический рост, а на новое качество развития, на создание высокотехнологичного и эффективного производства, способного обеспечить конкурентоспособность продукции, на модернизацию и техническое перевооружение производства, освоение новых рынков. Приоритетным направлением нашей деятельности на предстоящие годы должно стать развитие энергетического комплекса. Необходимо разработать программу развития энергетики республики на десять лет, которая должна обеспечить в полном объеме потребности Кабардино-Балкарии в электроэнергии. Задачей особой важности остается форсирование строительства второй очереди каскада Нижне-Черекских ГЭС. В 2006 году мы должны начать более динамичное использование гидропотенциала республики, в том числе за счет включения проектов энергетического строительства в КБР в комплексные программы развития электроэнергетики страны. Параллельно с этим нужно активно привлекать частный бизнес к строительству малых электростанций. Считаю необходимым довести годовой объем добычи нефти до 20 тыс. тонн. Следует также обеспечить дальнейшее развитие газораспределительной системы республики, модернизацию и реконструкцию существующих сетей. Хочу еще раз обратить внимание на огромную задолженность потребителей за энергоресурсы, которая превысила несколько миллиардов рублей. Недавно нами достигнута договоренность с Газпромом о погашении задолженности в объеме 1 млрд. рублей в счет передачи ему газовых сетей и реструктуризации оставшегося долга сроком на 5 лет. Правительство, органы местного самоуправления, руководители хозяйствующих субъектов должны приложить максимум усилий для обязательного выполнения достигнутых с поставщиками энергоресурсов договоренностей по поэтапному погашению задолженности и полной оплате текущего потребления. Без этого трудно рассчитывать на устойчивое функционирование социально-экономического комплекса республики. Серьезные задачи стоят перед дорожно-транспортным комплексом. Необходимо продолжить работы на объектах федеральных автодорог и дорог местного значения, принять меры по развитию улично-дорожной сети с твердым покрытием и улучшению качества существующей сети автодорог, обратив особое внимание на состояние внутригородских и сельских дорог. Что касается воздушного транспорта, то здесь предстоит расширить перечень международных и внутрироссийских авиаперевозок, активнее вести работу по включению строительства нового международного аэропорта в федеральный инвестиционный фонд. В сфере пассажирского транспорта приоритетными задачами остаются оптимизация структуры отрасли и ее финансово-хозяйственной деятельности, пополнение подвижного состава муниципальных транспортных предприятий без дополнительных затрат населения. Предстоит многое сделать по развитию инфраструктуры на железнодорожном транспорте, повысить качество обслуживания пассажиров и грузоперевозок. Надо, наконец, завершить работу по созданию фирменного поезда на маршруте "Нальчик - Москва". Остается актуальным развитие электрической связи в КБР. Следует активизировать усилия по реконструкции сельских телефонных станций, развитию цифровой сети связи и внутризоновой первичной сети республики. В предстоящие годы необходимо придать заметный импульс развитию строительного комплекса республики. Для этого Правительству, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства необходимо привлекать максимально возможные объемы средств, в том числе из федерального бюджета. Только в нынешнем году надо обеспечить освоение инвестиций в объеме более пяти млрд. рублей. Это должно сочетаться с ростом качества строительства, снижением его себестоимости, повышением уровня архитектурно-строительного надзора, с формированием достойного архитектурного облика республики. Улучшение жилищных условий остается острой проблемой для большей части населения республики. Широкие перспективы для решения этой задачи открываются в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Особую роль здесь играет система ипотечного жилищного кредитования, которая нуждается на данном этапе в серьезной государственной поддержке. Мы должны найти доступную для населения и посильную для республики схему ипотечного кредитования. Пути решения вопроса - это субсидирование строительства жилья, погашение части процентной ставки кредита, снижение себестоимости строительства за счет использования легких конструкций. Жилищно-коммунальное хозяйство остается одной из наиболее проблемных отраслей. Доля затрат ЖКХ в структуре бюджета из года в год увеличивается. Однако качество, объем и своевременность оказываемых услуг, а также обоснованность тарифов так и остаются неотрегулированными. Необходимо осуществить модернизацию тепловых и газовых сетей, о чем у нас достигнута договоренность с открытым акционерным обществом "Межрегионгаз" и что позволит сократить непроизводственные затраты в отрасли. Новое жилищное законодательство направлено на создание условий для развития частной инициативы и конкуренции в этой сфере. Мы должны предоставить населению не только свободный выбор формы оказания жилищно-коммунальных услуг, но и подкрепить этот выбор действенными финансовыми инструментами. Важно обеспечить "прозрачность" движения финансовых потоков в сфере ЖКХ, приведение ставок и тарифов в соответствие с качеством предоставляемых услуг. Сегодня очевидно, что классическая технология ведения агрокомплекса трудоемка и ресурсозатратна. Эффективная работа в условиях углубления диспаритета цен, рыночных отношений возможна, прежде всего, за счет эффективного развития инновационного процесса в агропромышленном комплексе, внедрения ресурсосберегающих технологий, поиска новых форм хозяйствования, повышения эффективности производства и доходности за счет внутренних резервов самих сельхозтоваропроизводителей. Приоритетным направлением деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия следует считать возрождение и развитие животноводства, в том числе за счет закупки двух тыс. голов крупного рогатого скота в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Дальнейшие социально-экономические преобразования на селе должны быть связаны с более активным привлечением в эту отрасль малого и среднего бизнеса, ростом числа фермерских хозяйств. Одной из основных задач остается развитие личных подсобных хозяйств, которые производят значительную долю продукции сельского хозяйства и обеспечивают занятость сельского населения. В качестве перспективного направления в экономике республики мы рассматриваем пищевую и перерабатывающую промышленность. Особое внимание в отрасли мы должны уделять мерам по модернизации и обновлению основных производственных фондов пищевых и перерабатывающих предприятий, по внедрению новых высокоэффективных технологий переработки и хранения сельскохозяйственного сырья. Следует наладить систему госзакупок молока и другого сельхозсырья у сельхозтоваропроизводителей, в том числе у населения. Также нужно принять меры по расширению сырьевой базы на основе кооперации с сельхозтоваропроизводителями всех организационно-правовых форм, а также по выработке эффективной маркетинговой стратегии продвижения наших товаров на рынок, созданию положительного имиджа пищевой продукции, производимой в Кабардино-Балкарии. Необходимо определиться и с перспективными предприятиями - производителями алкогольной продукции и минеральной воды, которых мы будем поддерживать, и с теми, которых следует перепрофилировать либо просто закрыть. Ведь не секрет, что многие из них ничего, кроме вреда имиджу республики, не приносят. Необходимо создать благоприятные нормативно-правовые и экономические условия для повышения инвестиционной привлекательности АПК. Следует совершенствовать земельные, в том числе арендные, отношения, обеспечить жесткий контроль за эффективным использованием земель сельскохозяйственного назначения. Надо упростить доступ к заемным средствам всем категориям сельхозтоваропроизводителей, в том числе путем создания сельских кредитных кооперативов, шире использовать возможности банков в выделении кредитных ресурсов для личных подсобных хозяйств по программе "Сельское подворье". Словом, нынешний год должен придать импульс заметному оживлению агропромышленного комплекса республики. Одной из основных задач Правительства на предстоящие годы является совершенствование системы охраны окружающей среды и рационального природопользования. Следует продолжить работы по открытию новых месторождений полезных ископаемых и вовлечению их в промышленную разработку. Важная роль в экономике республики, в формировании валового регионального продукта и создании новых рабочих мест отводится малому бизнесу и предпринимательству. Всемерная поддержка данного сектора экономики должна стать приоритетной задачей органов государственной власти и местного самоуправления. Необходимо упростить бюрократические процедуры создания и ведения бизнеса. Особое внимание надо уделить борьбе с коррупцией, незаконными поборами, искусственными барьерами, создаваемыми чиновниками разного уровня на пути развития предпринимательства. Следует активизировать работу созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включающей институты микрокредитования и погашения части процентных ставок на кредиты. Существующая практика, когда всего лишь около 10% предпринимателей, обратившихся в банк, могут получить кредит, нас не может устраивать. Пора банкам республики более активно включаться в реализацию программ поддержки малого предпринимательства. И что особенно важно - исключить из своей практики систему "откатов", составляющих до 10% от сумм кредита и сводящих на нет усилия предпринимателей по развитию бизнеса. Важной задачей Правительства в текущем году является внедрение различных схем гарантирования кредитных рисков, активизация работы с Залоговым фондом в целях повышения инвестиционной привлекательности сферы малого и среднего бизнеса. Необходимо также обеспечить доступ бизнеса к информации о неиспользуемом республиканском и муниципальном имуществе, выставлять его на продажу и в аренду для субъектов малого предпринимательства. Мы должны уже в этом году придать развитию малого бизнеса заметный динамизм. Для этого потребуются совместные усилия законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества. Большой потенциал для дальнейшего роста, а также создания новых рабочих мест заложен в потребительском рынке. Следует усилить работу по наведению порядка в сфере республиканских и муниципальных закупок. Зачастую формирование системы государственного заказа происходит в отрыве от промышленной политики, не дает ожидаемой экономии и позитивных изменений в структуре расходной части бюджета. В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления государственным имуществом. Искусственное сдерживание процессов приватизации и сохранение избыточного участия государства в экономике привели к снижению эффективности использования государственного имущества, сдерживанию притока частных инвестиций на госпредприятия, к увеличению государственных активов, не вовлеченных в хозяйственный оборот. Необходимо взять курс на максимально возможный уход государства из сфер экономики, не связанных с обеспечением функций государства. При этом основными задачами вновь созданного Государственного комитета КБР по управлению государственным имуществом должны стать обеспечение "прозрачного" перехода государственных активов к эффективным собственникам и повышение доходов от приватизации. Доходы в бюджет от использования государственного имущественного комплекса могли быть больше в разы при его более рациональном использовании посредством вовлечения в экономический оборот. Государственные активы необходимо применять в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Наряду с этим следует ужесточить контроль за использованием государственного имущества. Одним из ключевых вопросов социально-экономической жизни нашей республики является земельный вопрос. Здесь прослеживается прямая связь с проблемами функционирования рынка недвижимости, важнейшей частью которого является рынок земли. Реформирование земельных отношений должно обеспечить рациональное использование земли, равноправное развитие различных форм хозяйствования на земле, превращение ее в важнейший фактор экономического роста и улучшения социальных условий жизни населения. Здесь накопилось много вопросов, требующих продуманного и взвешенного решения. Речь идет о поэтапном частичном переводе земли в частную собственность и создании основы развития рынка земли. В дальнейшей перспективе мы все равно должны будем перейти к частной собственности на землю. В предстоящие годы необходимо добиться улучшения внешнеэкономической деятельности республики. Достаточно сказать, что в ряде регионов Российской Федерации функционируют представительства Кабардино-Балкарской Республики, однако далеко не все они работают с полной отдачей. Часто отсутствуют четкие показатели оценки их деятельности. Во всем этом надо навести должный порядок. Важнейшей задачей на 2006 год и ближайшую перспективу остается совершенствование бюджетной политики. Основное наше требование - это долгосрочная сбалансированность доходов и расходов, повышение результативности бюджетных расходов, их ориентация на приоритетные направления государственной политики, обеспечение "прозрачности" и подотчетности бюджетов всех уровней. Российским законодательством заложены основы нового этапа реформирования межбюджетных отношений. В этих условиях для достижения стратегических целей развития республики необходимо удлинение горизонта бюджетного планирования. Граждане республики, предприятия, поселения должны быть уверены в том, что принимаемые Правительством обязательства будут выполняться не только в очередном году, но и во все последующие годы. Необходимо проводить взвешенную и ответственную бюджетную политику, которая не должна допускать роста обязательств сверх уровня, реально обеспеченного финансовыми ресурсами. Исполнение республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований должно быть "прозрачным", а результаты исполнения должны быть доступны не только органам власти, но и населению, инвесторам, кредиторам. Решению этой задачи будет способствовать и внедрение автоматизированной системы управления бюджетным процессом при исполнении республиканского и местных бюджетов. Ситуация требует более эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов и оптимизации расходов бюджетов всех уровней, а это не может быть достигнуто без модернизации системы государственного контроля на всех этапах бюджетного процесса. Решить эту задачу в первую очередь предстоит Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики, которая должна обеспечить координацию работы всех контрольно-ревизионных органов, оказывать реальное влияние на повышение качества бюджетных процессов. Важнейшим направлением финансовой политики должно стать совершенствование управления государственным долгом республики. Мы уже погасили банковские кредиты на 730 млн. рублей, а также списали пени и штрафы на 267 млн. рублей - задолженность АПК по товарному кредиту 1996 года. Правительству, Министерству финансов, Министерству сельского хозяйства и продовольствия республики необходимо продолжить работу по сокращению объемов государственного долга и расходов по его обслуживанию. В ближайшие 5 лет считаю необходимым полностью погасить государственный долг КБР. Сегодня республика в значительной степени зависима от средств, получаемых из федерального бюджета, собственные доходы формируют лишь третью часть наших потребностей. Необходимо менять эти пропорции, снижать уровень дотационности республики. Достижение этой цели возможно только путем объединения усилий всех министерств, ведомств и органов местного самоуправления по обеспечению параметров прогноза социально-экономического развития республики и существенного увеличения налогооблагаемой базы. Наряду с этим налоговой службе необходимо значительно усилить контроль за своевременностью уплаты налогов, обеспечить повышение общего уровня их собираемости, повысить качество проводимых проверок. Следует обеспечить "прозрачность" налоговой системы и легализацию "теневой" экономики. Понятно, сколь велика роль банковского сектора в экономической жизни республики. Но в то же время кредитные вложения банковского сообщества в экономику республики явно недостаточны. Национальному банку Кабардино-Балкарской Республики необходимо усилить внимание к повышению капитализации действующих банков, улучшению качества активов, увеличению кредитных операций с реальным сектором экономики и предприятиями малого бизнеса, о чем я уже говорил. Уважаемые депутаты! На предстоящие пять лет ставится как стратегическая задача социальной политики Кабардино-Балкарской Республики - доведение качества жизни в КБР до среднероссийских показателей. Надеюсь всем понятно, насколько сложна эта задача. Главным ее составляющим должен стать рост реальных доходов населения. Считаю недопустимым платить работающему человеку за его труд ниже прожиточного минимума. Если работодатель не в состоянии обеспечить своим работникам заработную плату хотя бы на уровне минимального потребительского бюджета, он обязан уступить место другим, более успешным коллегам. Откладывать решение этой важнейшей проблемы нельзя. Более принципиальную позицию в этих вопросах должны занимать и профсоюзы. Необходимо обеспечить эффективную реализацию системы социального партнерства, при этом Правительству нельзя ограничиваться только ролью арбитра. Органам исполнительной власти всех уровней необходимо обеспечивать своевременную выплату заработной платы. Правительству, главам местного самоуправления городов и районов, Государственной инспекции труда, прокуратуре республики совместно с профсоюзами необходимо обеспечить безусловную защиту трудовых прав работников, внимательно следить за ходом выполнения соглашений и контрактов, вплоть до принятия самых жестких мер. Переход к эффективной экономике и новому качеству жизни возможен лишь на основе высокого уровня занятости населения. У нас же пока уровень безработицы, как уже отмечалось, составляет 25%. Для улучшения ситуации на рынке труда необходимо радикально пересмотреть подходы к разработке и реализации нашей инвестиционной политики. Одним из ее основных приоритетов должно стать создание новых рабочих мест. Здесь следует всемерно поощрять малый и средний бизнес как надежный инструмент обеспечения занятости населения. Словом, регулирование экономической активности и занятости населения должно стать одним из ключевых направлений нашей социальной политики. Активная социальная поддержка и защита нуждающихся - важнейший элемент усиления ответственности власти республики за социальное благополучие населения. Несмотря на положительную в целом динамику социальной защищенности населения республики, существует ряд важных направлений, по которым работа должна быть существенным образом улучшена. Это касается выполнения всех обязательств перед льготниками, развития всей системы оказания социальных услуг, которая должна быть направлена на повышение качества и увеличение объема услуг, в том числе по реабилитации и социальной интеграции инвалидов, разработки и внедрения новых социальных технологий поддержки семьи и детей. Важнейшим приоритетом в области социальной политики на предстоящие годы остается образование. В этой сфере предстоит очень многое поправить и очень многое сделать. Главная стратегическая задача - обеспечить доступность и высокое качество образования. Наши образовательные дипломы и аттестаты должны быть конкурентоспособными как в России, так и за рубежом. На это должен "работать" и региональный компонент образования. Необходимо также осваивать современную систему предпрофильного и профильного обучения в школах. Надо завершать работу по подключению школ республики к сети Интернет. Модернизация системы образования должна предусматривать и конкретные меры по повышению квалификации педагогов и управленческих работников образования. Правительству республики следует активно подключиться к процессам развития профессионального образования. Необходимо выработать четкую стратегию развития системы высшего образования. Деятельность наших вузов пока сконцентрирована на конъюнктурной подготовке специалистов. Растущее перепроизводство кадров одних профилей и хронический дефицит других наблюдается не первый год, но принципиальных сдвигов так и не происходит. Мы ждем от Правительства предложений по формированию государственного заказа на подготовку специалистов по востребованному спектру специальностей и профессий. Нельзя упускать из вида и проблемы доступности высшего образования. Его растущая коммерциализация ведет к тому, что талантливые, одаренные дети из семей с невысоким уровнем дохода теряют преимущества при поступлении на учебу. Надо снизить количество платных мест в вузах. Мы также должны самым решительным образом изживать практику поборов как при поступлении, так и в процессе учебы. Не может быть далее терпимым то, что кошелек родителей сопровождает ребенка, начиная с дошкольного учреждения и до окончания вуза. Это дискредитирует образование. А ведь на перспективу мы ставим задачу достижения конвертируемости дипломов наших вузов, и решить ее будет возможно лишь при наличии серьезного стимула к достижению высокого уровня знаний. Для решения этих задач мы должны задействовать и все механизмы национального проекта "Образование". Предстоит поднять на более высокий уровень состояние дел в области науки и инновационной деятельности. Вузовский сектор науки и региональный центр Российской академии наук имеют все возможности стать важнейшим фактором развития научно-технического комплекса республики. Считаю, что инновационно-технологические центры, технопарки, центры коммерциализации научно-технических разработок должны быть созданы во всех вузах и в системе регионального центра академии наук. Правительству следует предусмотреть меры государственной поддержки подобных структур в форме предоставления государственных заказов, оказания содействия в привлечении финансов. Только так мы сможем приблизить нашу науку к современным реалиям и потребностям экономики Кабардино-Балкарии. Одним из важных направлений государственной политики на предстоящий период остается развитие культуры и искусства. Мы должны сделать все возможное для сохранения своего духовного наследия, обеспечить равноправие в развитии языков, национальных культур. Ничто не сплачивает народ так, как духовное единство, которое отражается в его культуре. Необходимо создавать благоприятные условия для творчества, повышать социальный статус работников творческого труда, привлекательность и материальную обеспеченность интеллектуального труда. Развитие национальных культур наших народов невозможно вне связи с российской культурой и русским языком, вне мирового культурного пространства. Следует расширять культурные связи с субъектами Российской Федерации, поднять на качественно новый уровень взаимоотношения с соотечественниками за рубежом, вести широкую пропаганду наших культурных достижений. События последних лет как в России в целом, так и в нашей республике, показали, что в многонациональном обществе позитивная этнополитическая ситуация - главнейший фактор устойчивого и поступательного развития. Поэтому сфера национальных отношений остается одним из приоритетных объектов общественного внимания. Наша национальная политика должна быть нацелена прежде всего на обеспечение конституционных прав и свобод граждан, независимо от национальности и вероисповедания, а также на формирование толерантного сознания. Следует также содействовать удовлетворению культурных потребностей и запросов представителей различных народов, проживающих в республике, обеспечению справедливого представительства народов в органах государственной власти и местного самоуправления. 1 сентября исполняется 85 лет государственности Кабардино-Балкарской Республики. Общественно-политическая значимость этой даты огромна. Поэтому мы должны организовать подготовку к празднованию этого юбилея под знаком консолидации нашего общества, укрепления единства народа Кабардино-Балкарии. А в следующем, 2007 году будем праздновать 450 лет с момента добровольного вхождения Кабарды в состав России. Наверное, каждому понятна историческая масштабность, политическая и культурная значимость этого события. Думаю также, что эта дата является хорошим поводом для придания нового динамизма развитию республики в составе единой России. И в этом направлении, уже начиная с этого года, будут предприняты самые широкие программные меры, в которых найдется место для каждой сферы деятельности - от сектора реальной экономики до учебных заведений, научных учреждений и творческих коллективов культуры и искусства. Правительство, Министерство культуры и информационных коммуникаций должны сделать все необходимое для подготовки и проведения этих мероприятий на достойном уровне. Серьезную роль в Кабардино-Балкарии, как и во всей России, играет религиозный фактор. Налаженные в республике государственно-религиозные отношения в целом способствуют сохранению и укреплению межконфессионального диалога и согласия. Вместе с тем здесь накопилось немало сложных и острых проблем, требующих решения. Трагические события 13 октября выявили целый ряд внутренних и внешних факторов, оказавших негативное влияние на ситуацию в республике. Это и отсутствие ясной религиозной политики и эффективной системы воспитания молодежи, и недооценка органами государственной власти и местного самоуправления происходящих в религиозной сфере процессов. Они также показали и недоработки правоохранительных органов, не принимавших своевременных и оперативных профилактических мер к представителям экстремистских религиозных организаций, с одной стороны, и неоправданно жестко обращаясь с простыми верующими, с другой. Органы государственной власти и местного самоуправления республики, да и само общество, должны извлечь из всего этого серьезные выводы и уроки. Предстоит значительно повысить уровень разъяснительной, воспитательной и профилактической работы с населением. Следует оказывать содействие Духовному управлению мусульман и Исламскому институту в повышении их роли в духовном и нравственном воспитания мусульман, в укреплении информационной и материально-технической базы религиозных объединений. Необходимо всерьез пересмотреть подходы Министерства по делам молодежи и спорту к организации взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с общественными молодежными объединениями, привлечения их к разработке и реализации социально значимых программ и проектов. Следует ускорить разработку и принятие республиканской целевой программы "Молодежь Кабардино-Балкарии", в которой должны быть отражены все вопросы работы с молодежью в современных условиях. Таким образом, мы должны сделать все, чтобы обеспечить традиционные для наших народов межрелигиозный мир и согласие. Важнейшим составляющим политики по значительному улучшению качества жизни населения является предоставление доступной и эффективной медицинской помощи. К сожалению, сегодня приходится признать, что в системе здравоохранения республики накопилось много проблем. Большинство объектов здравоохранения требует реконструкции или капитального ремонта, больные зачастую вынуждены сами обеспечивать себя лекарственными препаратами, постельными принадлежностями и питанием. Остается невысоким и качество предоставляемых медицинских услуг. В предстоящие годы необходимо осуществить организационные, материально-технические и финансовые меры для коренного изменения состояния дел в этой отрасли. При этом развитие и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи, уровня диагностических обследований должны стать основными направлениями. Улучшению состояния дел в здравоохранении должна способствовать и реализация мер, предусмотренных приоритетным национальным проектом "Здоровье". Ключевая задача в области охраны здоровья - обеспечение доступности и качества медицинской помощи. Правительству республики следует за счет более эффективного использования ресурсов увеличить долю средств, направляемых на лечение конкретного больного. Необходимо оптимизировать управление средствами системы ОМС и осуществлять контроль за их целевым использованием. Одним из главных направлений социально-экономической политики в 2006 году и в предстоящее пятилетие должно стать формирование высокоэффективной и конкурентоспособной индустрии курорта и туризма. Правительству, Министерству курортов и туризма следует активизировать работу по привлечению инвестиций в курортно-рекреационный комплекс республики, в том числе на завершение строительства канатных дорог, обустройство горнолыжных трасс Приэльбрусья, на освоение и развитие северного склона горы Эльбрус. Мы должны уже в ближайшие годы сформировать современную инфраструктуру туристской и курортной отрасли. Это позволит не только увеличить доходы республиканского бюджета, но и стимулировать развитие смежных отраслей экономики, малого и среднего бизнеса, увеличить количество рабочих мест и доходов граждан. Кроме того, развитие туризма и курорта должно стать важным фактором в повышении позитивного имиджа Кабардино-Балкарской Республики, вхождения ее в систему российского и международного рынка. Важным фактором оздоровления, улучшения качества жизни населения является развитие физкультуры и спорта. В истекшем году 24 спортсмена Кабардино-Балкарии стали победителями и призерами чемпионатов и первенств мира и Европы, 65 - Российской Федерации. Вместе с тем нынешнее состояние физической культуры и спорта не отвечает требованиям времени. В предстоящие годы наряду с сохранением лучших традиций физкультурно-спортивного движения необходимо вести активный поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом, на физическую и нравственную закалку детей и молодежи, на развитие популярных видов спорта. В этих целях следует обеспечить эффективное использование созданной материальной базы, строительство новых спортивных сооружений и физкультурно-оздоровительных комплексов, а также подготовку специалистов для работы в сельской местности. В приоритетном порядке необходимо решить вопросы обеспечения общеобразовательных и спортивных школ комплектами спортивного инвентаря и оборудования. Решение этих и других задач в области физической культуры и спорта должно стать предметом особого внимания Правительства, Министерства по делам молодежи и спорту, органов местного самоуправления. Таковы основные направления и задачи нашей социальной политики на 2006 год и предстоящее пятилетие. Мы убеждены, что их реализация позволит заметно продвинуться в деле повышения благосостояния и улучшения качества жизни населения республики. Выполнение обозначенных в Послании задач, достижение намеченных в нем целей возможно лишь при условии эффективной работы органов государственной власти и управления всех уровней. Каждая ветвь и каждый уровень власти должны работать на то, чтобы республика заняла достойное место в ряду самых развитых субъектов Федерации. Все условия для этого у нас имеются, необходимы лишь желание, настойчивость и целеустремленность, ответственное отношение к делу. Парламенту Кабардино-Балкарской Республики следует и дальше особое внимание уделять законодательному обеспечению развития государственности республики, повышения качества жизни населения, начатых преобразований в местном самоуправлении, жилищно-коммунальной сфере, системах образования и здравоохранения, завершения земельной реформы. Все аспекты нашей политической жизни так или иначе определяются Конституцией КБР, ее сопряженностью с конституционной и правовой системой Российской Федерации. Здесь все еще остаются вопросы, требующие решения. В предстоящий период необходимо значительно повысить эффективность деятельности всей системы исполнительной власти республики. Новая структура исполнительной власти в целом отвечает потребности времени. Но это вовсе не означает, что вопрос исчерпан полностью. Предстоящая административная реформа по мере ее проведения будет вносить свои коррективы в структуру и систему функционирования исполнительной власти республики. Задачи, которые мы ставим перед собой, не могут быть решены без радикального улучшения всей системы управления в республике. В этом направлении отдельные шаги уже предприняты - созданы, как я уже говорил, структуры, призванные обеспечивать как эффективное управление имущественным комплексом республики, так и приток инвестиций. Но главное средство улучшения системы управления мы видим не в создании новых структур и росте численности чиновников, а в оптимизации их численности и повышении профессионализма. Это касается всех уровней управления - от Администрации Президента и Правительства до местных администраций. У нас есть примеры 2-3-кратного роста штатной численности отдельных министерств за последние годы. Мы не можем позволить себе такую роскошь! В кратчайшие сроки должны быть приняты меры по оптимизации наших управленческих структур и их штатной численности. В качестве приоритетной ставится задача всемерного укрепления исполнительской дисциплины в органах власти и управления. Мы будем без колебания избавляться от недобросовестных, дискредитирующих себя и власть работников, активно привлекать свежие кадры, обладающие современным мышлением, людей, восприимчивых к новым подходам в сфере управления. В этом году в Кабардино-Балкарии полностью вступил в силу новый федеральный закон по организации местного самоуправления. В нем даны исчерпывающие ответы на вопросы местного значения, которыми обязаны заниматься муниципалитеты. К сожалению, финансовое состояние муниципальных образований недостаточно для реализации их полномочий. И здесь основная наша задача - разработать такие механизмы выравнивания финансовой обеспеченности муниципальных районов и городских округов, которые бы не приводили к иждивенческим настроениям, а стимулировали увеличение собственной налоговой базы. А главное, чтобы стартовые условия, социальные гарантии населения везде по республике были бы одинаковыми. Иначе говоря, минимально необходимую доходную базу местных бюджетов обязано взять на себя государство - такова мировая практика, и такой механизм устанавливается федеральным законом. Предстоит также осуществить процедуру разделения исполнения представительных и исполнительных полномочий в муниципальных районах, городских округах и городских поселениях республики. Необходимо перейти на назначения глав администраций на конкурсной и контрактной основе, что позволит привести на эти должности настоящих профессионалов-управленцев, знающих специфику муниципальных образований, способных обеспечить их должное социально-экономическое развитие. Словом, предстоящая работа по реформе местного самоуправления сложна и многогранна. Парламенту, Правительству, органам местного самоуправления необходимо на системной, плановой основе реализовать меры, определенные 131 Федеральным законом, с тем, чтобы самостоятельность и ответственность местного самоуправления стали в республике реальностью. Одной из ключевых задач в КБР сегодня считаю налаживание диалога между властью и обществом и создание условий для успешного развития гражданского общества. В этом направлении отдельные шаги уже предприняты. Создан Общественно-консультативный совет при Президенте КБР, открыты специальный Интернет-сайт, который дает возможность каждому напрямую обращаться к Президенту, и "Антикоррупционная телефонная линия" при Администрации Президента. Несколько возросла и информационная открытость министерств и ведомств. Но всего этого явно недостаточно. Необходимо предпринять все меры к тому, чтобы в республике все значимые социально-культурные, экономические, профессиональные интересы были представлены структурами гражданского общества - от товариществ собственников жилья до активных союзов и ассоциаций ученых, преподавателей, деятелей литературы и искусства, фермеров и арендаторов. Тенденции развития Российской Федерации сегодня таковы, что роль партий значительно возрастает. Это относится и к нашей республике - должны быть предприняты такие меры, которые создавали бы в КБР равные условия деятельности для всех политических партий, действующих в республике в рамках законов. Органам власти всех ветвей и уровней необходимо быстрее переходить от административно-технологических методов управления к политическим, к полноценному и взаимовыгодному диалогу со всеми общественными объединениями. Правительству республики следует приступить к выработке конкретных мер и механизмов эффективного партнерства, направленных на упрочение связи населения с властью. В ближайшей перспективе в республике будет учрежден институт уполномоченного по правам человека, призванный содействовать усилению гарантий и защиты прав и свобод человека. В конечном итоге мы должны добиться, чтобы власть и общество слышали друг друга, действовали сообща, чтобы власть была для народа и действовала во имя народа. Важнейшей сферой жизни общества являются средства массовой информации. Они во многом определяют общественное настроение. Мы вправе ждать от СМИ объективного отражения действительности. Публикации газет, передачи на телевидении и радио должны отличаться актуальностью, новизной подачи материала, глубиной раскрытия проблемы, пропагандировать общечеловеческие ценности, здоровый образ жизни, спорт, искусство и культуру. Правительству следует более активно укреплять и развивать материально-техническую базу созданного для вещания на кабардинском, балкарском и русском языках государственного телеканала "Кабардино-Балкария", продуманно и эффективно использовать эфирное время. Программами государственного телевидения должна быть охвачена вся территория республики, для чего надо начать разработку современной системы распределения сигналов, основанной на использовании цифровой технологии, а также установить необходимое количество ретрансляторов для полноценного приема программ в горных и отдаленных населенных пунктах. Перед властью стоят задачи, для решения которых необходимы кадры самой высокой квалификации. А это требует коренного изменения всей системы работы с кадрами на всех уровнях управления. Новое законодательство о государственной службе определяет условия конкурсного приема на работу. Этот механизм должен заработать по-настоящему, включив в себя и практику аттестации кадров. Министерствам, ведомствам необходимо использовать все возможности для объективной оценки деятельности гражданского служащего, помня о том, что аттестация - это не самоцель, а инструмент дальнейшего развития и укрепления кадрового потенциала органов власти всех уровней. Необходимо активнее выдвигать к руководству молодежь, женщин. О работе с кадровым резервом. Данное направление считаю одним из основополагающих в кадровой политике. Здесь необходимо планомерно использовать обучение, стажировки, другие современные формы подготовки кадров. Должна быть усилена работа по предупреждению и пресечению должностных преступлений. Следует признать, что до настоящего времени ответственность за допускаемые правонарушения с признаками коррупции и других должностных злоупотреблений несли в основном исполнители невысокого ранга - чиновники низового и среднего звена. Правоохранительным органам необходимо решительнее действовать в отношении должностных лиц любого уровня, чьи действия наносят ущерб государственным интересам, подрывают доверие людей к институтам власти и управления. Правоохранительные органы, суды стремятся обеспечить законность и порядок. Тем не менее оперативная обстановка в республике остается сложной, в связи с чем вопросы обеспечения безопасности, защиты прав и свобод граждан выходят на первый план. Именно это обусловило необходимость обновления Региональной антитеррористической комиссии Кабардино-Балкарской Республики, активизации работы Совета Безопасности республики. Минувший год отмечен событиями 13-14 октября, о которых трудно судить однозначно. Пока открытым остается главный вопрос: как стала возможной подготовка столь масштабной террористической операции на территории нашей маленькой республики? Пока не будет дан ответ на этот вопрос, трудно говорить о гарантиях безопасности в республике - именно так воспринимает ситуацию общественное мнение, с которым мы не можем не считаться. МВД, УФСБ РФ по КБР, правоохранительным органам необходимо сделать адекватные выводы из этого, ужесточить меры по противодействию экстремизму и терроризму. В рамках борьбы с терроризмом и преступностью необходимо обеспечить надежный заслон незаконному обороту оружия, взрывчатых веществ, ужесточить контроль за порядком приобретения, учета и хранения огнестрельного оружия. Эффективность борьбы с терроризмом и экстремизмом напрямую зависит от успешного решения задач по перекрытию каналов финансирования, лишению террористических групп и бандподполья всякой материальной подпитки. Именно средства от теневой экономики, от наркоторговли идут на финансирование терроризма. А где теневая экономика, там, повторяю, особенно пышным цветом расцветает коррупция, которая проникла практически во все сферы жизни. Все наши усилия по развитию экономики республики, привлечению инвестиций будут обречены на провал, если не поставить надежный заслон преступлениям в сфере экономики и коррупции. Поэтому борьба с экономическими и налоговыми преступлениями, активизация усилий по защите прав и интересов собственников должны стать одними из основополагающих направлений в деятельности правоохранительных органов. Увеличение числа рассматриваемых судами дел - показатель роста доверия людей к судебной власти. Вместе с тем в деятельности судебных органов не решены должным образом проблемы доступности правосудия, не искоренены факты неоправданно длительного разрешения судебных дел и вынесения ошибочных судебных решений. Все это отрицательно сказывается на авторитете судебной власти, на престиже судов и судей. Многое еще предстоит сделать в плане материально-технического обеспечения мировых судей. Уважаемые депутаты! В 2006 году и предстоящие пять лет мы ставим перед собой принципиально новые задачи, конкретные и реальные цели, без достижения которых мы не сможем двигаться вперед. Нашей с вами совместной напряженной работой предстоит обеспечить ускоренные темпы решения ключевых социально-экономических проблем, выход республики на более высокие рубежи развития. Нам необходим динамичный экономический рост. Ставится задача за предстоящее пятилетие добиться значительного увеличения производства валового регионального продукта. В связи с тем, что программа социально-экономического развития республики на 2006-2010 годы еще не утверждена, мы не стали обозначать в Послании конкретные стратегические направления и рубежи развития в разрезе отраслей. Но уже в ближайшее время они будут известны и доведены до исполнителей, до сведения общественности. Улучшение качества жизни людей остается важнейшим приоритетным направлением в социальной политике. К концу пятилетия по уровню жизни населения республика должна выйти на среднероссийские показатели и выше. Будет продолжена работа по реализации программы занятости населения. Каждый трудоспособный житель республики должен иметь возможность трудиться и зарабатывать средства на достойную жизнь. Будем настойчиво продолжать курс на модернизацию и развитие образования, обеспечение его доступности и высокого качества. Реализация нашей политики в сфере охраны здоровья населения должна привести к усилению профилактической составляющей медицинских услуг, созданию высокоэффективной системы здравоохранения. Наши намерения в области культуры нацелены на заметное повышение ее роли в формировании высокой духовности нашего народа, на создание благоприятных условий для нравственного и духовного развития личности. Более активно и настойчиво будем вести работу по формированию гражданского общества. Мы продолжим линию на налаживание диалога между властью и обществом. Достижение поставленных в Послании задач будет возможно при условии значительного повышения эффективности деятельности органов государственной власти, заметного улучшения всей системы управления. Будем повышать требования к каждому должностному лицу за положение дел на порученном участке, активно выдвигать к руководству свежие силы. Уверен, совместными действиями нам удастся реализовать обозначенные планы и намерения, вывести республику на высокие рубежи социально-экономического развития, обеспечить нашему народу достойный уровень жизни. Надеюсь, что депутаты Парламента, народ Кабардино-Балкарии поддержат идеи и положения Послания, от реализации которых во многом зависит будущее нашей республики, и не только развитие экономики и благосостояния, но и самые значимые ценности - мир, согласие и единство Кабардино-Балкарии как неотъемлемой составляющей России. Нам посчастливилось жить на прекрасной земле, которую населяют замечательные люди - умные, трудолюбивые, благородные. Нужно оправдать доверие этого народа и сделать все, что в наших силах, для обеспечения спокойной и комфортной жизни каждому жителю Кабардино-Балкарии. На наших плечах - огромная ответственность за судьбу республики, мы с вами обязаны решить все эти непростые задачи. Но, думаю, есть одно, что может стать главной консолидирующей силой, способной преодолеть любые трудности, - это чувства патриотизма, любви к нашей прекрасной земле и гордости за нашу великую Россию. Считаю своей основной миссией обеспечение становления республики как одного из динамично развивающихся регионов на Северном Кавказе. Наша республика должна стать гордостью, оплотом мира и стабильности для всего юга России. Желаю вам и всем жителям республики счастья и процветания, успехов во всех больших свершениях. Спасибо за внимание! -------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|